Привет, Хабр! Я Даша Чумудова, менеджер продукта в e‑com команде «Петрович‑Тех». Вокруг много историй про специфику fintech и edtech. На их фоне спустя год в «Петрович‑Техе» мне хочется поговорить про особенности DIY и строительного ритейла.

Одно дело — разрабатывать цифровой продукт, который имеет самостоятельную ценность. Совсем другое — пилить сайт или приложение для оффлайн‑бизнеса. Без физического продукта это цифровое решение бесполезно, и может показаться, что для продакта в нем не хватает вызовов.

В статье расскажу про восприятие продукта изнутри, вызовы и цепляющие моменты в работе. Будет интересно почитать тем, у кого еще нет опыта работы в ритейле и DIY в частности: постараюсь донести, чем именно мы занимаемся и почему работа в такой компании может быть не менее увлекательной, чем в стартапе.

Вводные: про меня и продукт

«Петрович» — крупный российский DIY‑ритейл, он продает товары для стройки и ремонта. Все ИТ‑сопровождение «Петровича» осуществляет его цифровой партнер — компания «Петрович‑Тех», в которой я и тружусь:)

В августе годовщина моей работы в компании. Мой прежний бэкграунд — около 10 лет в стартапах. Даже в Mail.ru я занималась развитием нового продукта как внутреннего стартапа. «Петрович‑Тех» стал первой компанией, где я с головой окунулась в большой корпоративный мир. Я занимаюсь интернет‑магазином «Петровича» и захватываю сопутствующие сервисы, такие как видеоконсультации или планировщик гардеробных систем. Команда сайта petrovich.ru — это 60 человек: разработчики, тестировщики, дизайнеры, аналитики, менеджеры продукта, админы и техпис. И вместе мы развиваем площадку из списка ТОП-20 e‑com проектов России (так пишет Data Insight, 2023).

Я буду рассказывать про задачи, которые мы решаем в команде интернет‑магазина. Это важно, ведь «Петрович» большой, и у нас есть и другие продуктовые команды. Про их внутреннюю кухню я знаю не так много.

Итак, продуктовые плюшки сайта «Петрович»:

  • Объемность продукта

  • Неоднородная аудитория

  • Сложные товары и услуги

  • Высокая планка от бизнеса — крутой офлайн-сервис

Разберем их подробнее. Для иллюстрации приведу примеры реальных задач из рабочих будней. У каждой медали две стороны, так что про нюансы тоже буду писать!

Объемность продукта 

Что такое классический сайт интернет‑магазина? Главная страница, поиск, каталог и листинги, страницы товаров, корзина, чекаут, история покупок. Плюс «внутренности» в виде учетной системы, обычно даже нескольких систем: для управления контентом, логистикой, продажами и пр.

В «Петровиче» к этой базе прибавляется много разделов и сервисов: от калькуляторов ремонта до взаиморасчетов с b2b‑клиентами. Еще есть продукты экосистемы вроде биржи мастеров и медиа, и хотя я не занимаюсь этими решениями, то, что они тоже есть и интегрированы с сайтом, важно подсветить.

Расскажу про то, чем мы занимаемся в команде — например, про Объекты и Сметы.

Объекты — раздел, используемый профессиональными строителями и компаниями для учета заказов на разных адресах. Например, у вас в работе находится 3 загородных дома и 2 квартиры, привязка заказа к объекту помогает вести учет по каждому из них. Также группировать заказы по объектам можно по разным заказчикам и другим признакам. Один из частых кейсов использования — быстрый поиск товара, который был куплен ранее и понадобился снова. Например, вам не хватило плитки или обоев для помещения. Так пользователь может отфильтровать заказы по объекту и быстро найти нужный товар.

Сметы — это список товаров для будущей корзины. Смету можно собрать, чтобы спланировать расходы или уточнить состав покупки с членами семьи или строительной бригадой. Сметы можно собирать вручную или составлять из калькуляторов и планировщиков. Может показаться, что сметы — это простой продукт, но там есть куда провалиться. Например, недавно мы делали сметы для Планировщика гардеробных. В отличии от традиционных смет на сайте, эти сметы связаны с проектами Планировщика. Они создаются и редактируются через работу с 3D проектом. А еще у нас есть отдельный продукт экосистемы — Петрович.Бро. Это система управления для прорабов, она предоставляет продвинутый функционал смет.

Почему это круто

Прежде всего, потому что нескучно. Обычно на новом месте мое погружение в продукт и его нюансы занимало от 2 до 8 недель. Сейчас, проработав в компании год, я все еще не уверена, что изучила весь спектр продуктов. Сайт связан с большинством из них, и поэтому в нашей команде нет «менеджеров одной кнопки». Каждый продакт занимается разными направлениями, сотрудничает с командами других продуктов и решает разноплановые задачи.

С другой стороны 

Продакты, по моему опыту, часто страдают от того, что их функционал — человек‑оркестр, и ни в одном направлении у продакта нет глубокой экспертизы. В команде сайта это ощущение усиливается. Ты нечасто сразу знаешь ответ на вопросы коллег, зачастую приходится поднимать данные, потому что удержать весь объем информации в голове невозможно. Быть всеведущим точно не выйдет. Поэтому мы стараемся хотя бы документировать :)

Реальная задача

На один объект могут делать заказы разные пользователи с отдельных аккаунтов. Например, это могут быть мастер, его напарник и заказчик. Как нам реализовать просмотр полной истории покупок на объект и какие здесь есть риски?

Неоднородная аудитория

Выше я упоминала, что в «Петровиче» покупают как люди, которые сами делают ремонт, так и прорабы и крупные строительные компании. Каждый сегмент можно делить на подсегменты. Какие‑то фичи мы затачиваем под один сегмент, а какие‑то нужно проектировать с учетом потребностей и навыков разных сегментов.

Задача на работу с запросом разных аудиторий: вывести в шапку дроплист со списком заказов. Какие заказы туда выводить: все или только те, что сейчас находятся в процессе? Предположим, мы решили, что актуальны только заказы в работе. Нужно ли делать ограничение по количеству заказов в списке? Ответ для индивидуального DIY кажется очевидным: нет, там не наберется больше 2–3 заказов. А вот для профессионалов и B2B расклад другой, даже у небольшой строительной компании в работе одновременно 50–100 заказов. Давать ли листать все заказы в выпадающем списке или показать первые 10, а дальше вести в раздел с заказами…

Новые фичи нужно рассматривать с позиции разных пользователей, но не перегружать дизайн деталями.

Почему это круто

И снова причина №1 — это нескучно. Даже если дело в одной кнопке, эта задача будет заковыристой на этапе осмысления. Хотя в разработку ты потом можешь принести таск на 2 строчки.

В стартапах у продукта часто узкая целевая ниша. Сначала нужно занять позиции в этой нише, после — масштабироваться на другие аудитории. В «Петровиче» же я сразу попала в историю, где нужно думать про все сегменты, и это сложнее, чем кажется. Возьмем тот же custdev: чтобы исследовать какую‑то совсем небольшую задачку, нужно общаться с представителями по крайней мере основных сегментов, так что если брать выборку даже из 3 пользователей, придется опросить не менее 9 человек.

Сложные товары и услуги

Чтосложного в стройматериалах? Кирпичи, доски, цемент, с чем там морочиться...

Давайте поговорим про доски. У доски есть свои технические характеристики. Их не так много, как, к примеру, у кабеля, но характеристики важны для покупателей: от размеров (длины, ширины, толщины) до породы дерева. Доски одного вида могут идти в разных размерах, а еще к ним могут предоставляться или не предоставляться услуги: распил, подъем на этаж или конкретный вид транспортировки. А еще для доски доступен расчет количества в наших сайтовых калькуляторах. И всю эту информацию нужно вывести на страницу товара, что‑то подсветить в листингах, что‑то показывать в корзине, в чекауте или в карточке товара на странице заказа. Также нужна возможность быстро найти товар с учетом его характеристик в поиске. И не будем забывать про фильтры!

И это всего лишь доски, а у нас только товарных категорий больше полутора тысяч.

Еще пример: мы выводили кнопку заказа видеоконсультации на страницу товара. Здесь учитывали наличие товара в магазинах, где работают стримеры (видеоконсультанты :), режим их работы, также думали про расположение кнопки, текст тултипа и само название кнопки. Кстати, смена названия кнопки дала нам увеличение количества запросов на консультации почти в 2 раза. И это лишь одна кнопка на странице товара!

Почему это круто

Наверное, вы уже поняли принцип, в конце концов заголовок статьи намекает: это не скучно и помогает держать тонус. Ассортимент строительных материалов и сопутствующих товаров развивается и обновляется, постоянно появляется что-то новое: это классно!

С другой стороны 

Минус только один. Никогда не будет достаточно: плейсхолдеров под разные услуги, фильтров, поисковых запросов и прочего. Каждый день мы получаем фидбек от пользователей и коллег, что функций не хватает. Совершенству нет предела. Так что мы учимся радоваться маленьким победам и промежуточным результатам.

Реальная задача

При использовании поиска в выдаче могут мешаться товары из разных категорий, поэтому мы не можем дать полноценный набор фильтров. При этом в случае перехода из результатов поиска в категорию, пользователь может работать со всеми доступными для этой категории фильтрами. Но для многих пользователей этот механизм непонятен и нелогичен. Как бы вы решили эту проблему?

Высокая планка от бизнеса — крутой офлайн сервис

Наверное, один из самых больших вызовов в работе в e‑com команды «Петровича» для меня — выдерживать уровень сервиса, который задается офлайн‑командой. Я провожу много пользовательских интервью и часто слышу, как сильно клиенты ценят наш уровень сервиса. Простой пример: если ты приедешь покупать все те же доски, тебе не только привезут их со склада, но и погрузят в машину и подстелят бумагу, чтобы не повредить и не замусорить кузов. Раз в месяц в компании проходят комитеты продаж, где коллеги обсуждают вопросы улучшения покупательского опыта в торговых залах, а одной из главных ценностей компании является «Человек в приоритете». Когда коллеги из других департаментов приходят на сайт с задачами, вызов для продакта — не уронить планку, а в идеале поднять еще выше.

Почему это круто

С одной стороны — это безусловно высокое давление, но с другой стороны ты реально прокачиваешься именно по SLA. Если сравнивать с работой в стартапе, эта разница особенно заметна. В стартапе ты строишь MVP, где качество и продуманность решения не так важна, здесь же спешка может привести к падению NPS по всей компании. Учитывая эти риски, ты стараешься показывать действительно качественную работу. 

С другой стороны

Как я писала в начале, это большое испытание для эго. Первичны все же офлайн-процессы, хотя сайт генерирует значительную часть продаж.

Саммари

В начале пути в «Петрович‑Техе» я хотела поработать с большим e‑com проектом, посмотреть на процессы, понять, как выстраивается работа и как управляется такая махина. При этом я не ждала, что эта работа поможет мне мощно развить экспертизу, интерес был исследовательским. Я была убеждена, что работать над небольшими продуктами интереснее и сложнее: там продакт охватывает всё, от разработки до маркетинга и продаж.

Сейчас я могу сказать, что моя работа в «Петровиче» не менее захватывающая. Да, зона ответственности стала уже. Претворение идей в жизнь теперь требует обсуждений и согласований, которые могут занять несколько месяцев. Зато идет прокачка с другой стороны:

  • Нужно тщательно прорабатывать все задачи. Для одной формы рисуется по 20 макетов на все возможные состояния, навешиваются события для метрики, детально согласуются нюансы. Это прокачивает внутреннюю дисциплину.

  • В большой компании — большая конкуренция. Если есть идеи — это классно. Теперь докажи проектному комитету, что твоя идея достойна реализации, что именно она принесет компании деньги, а клиентам пользу. Процесс может гасить чью-то инициативность, но учит отвечать за слова, оценивать заранее свою мотивацию и играть вдолгую.

  • Взаимодействие с разными людьми помогает в прокачке коммуникативных навыков. В небольших компаниях зачастую сознательно подбирается небольшая команда единомышленников, и с ними легко со старта. В большой компании нужно уметь находить общий язык с очень разными людьми и вместе достигать результатов.

Честно: работа оказалась интереснее, чем я ожидала вначале. Не говорю за весь ритейл, но если вы хотите работать в большой компании и улучшать клиентский сервис, то «Петрович‑Тех» я могу рекомендовать. Скучно не будет!

Комментарии (4)


  1. Samurai26
    26.09.2024 10:16
    +1

    Статья вроде о чём то интересном, а в итоге ни о чём. И не реклама полноценная, и не качественное описание работы команды.

    Ну главное чтобы круууто было.

    DIY-ритейл

    Как можно это совместить ? И зачем тут столько DIY, DIY это принцип подделок, из палок и шоколадной субстанции сделать, что-то крутое. Причём тут магазин строй материалов.

    Ну главное что-бы скучно не было.

    Я буду рассказывать про задачи, которые мы решаем в команде интернет-магазина .

    Спойлер ни одной интересной задачи не было описано. Мы добавили фильтры, настроили структуру общей корзины, добавили наследование, добавили чек боксов и кучу доп.опций.

    Вот как оно круууто вышло то.

    Остаётся один нерешенный вопрос, с каких пор менеджер продукта выполняет работу менеджера по сервису? Зачем парится про SLA и уровень сервиса. Менеджер продукта решает только одну проблему собирает снизу информацию, изучает бэклог аналитиков и тех.писов, консультируется с разрабами, а новых функциях, мониторит конкурентов и тенденции рынка.

    Претворение идей в жизнь теперь требует обсуждений и согласований, которые могут занять несколько месяцев.

    • Нужно тщательно прорабатывать все задачи. Для одной формы рисуется по 20 макетов на все возможные состояния, навешиваются события для метрики, детально согласуются нюансы. Это прокачивает внутреннюю дисциплину.

    Это прокачивает внутреннюю прокрастинацию команды и не более, вместо того чтобы разработчик дописал 5 строчек кода и отдал тестировщикам, он ждёт кучи согласований и составления ненужной документации.


    1. DariaChumudova Автор
      26.09.2024 10:16
      +1

      На Хабре собираются разные люди и публикуется разный контент, очевидно, что нельзя нравится всем:)

      Термин DIY в отношении строительных магазинов используется на рынке, это просто норма, можно взять на заметку.

      Про задачи и функционал менеджеров по продукту: во всех компаниях по-разному, если вы привыкли к тому, что у продакта узкий функционал, это не означает, что так везде. Я считаю, что каждый сотрудник компании должен париться об уровне сервиса, который предоставляет компания. Это даже не про корп.культуру, это про отношение к своей работе.


      1. Samurai26
        26.09.2024 10:16

        Это трудоголизм и универсализм, это не хороший работник.

        Хороший работник может интересоваться смежными сферами, но не лезть в их работу. Доп. нагрузка с точки зрения два дня кров из носу надо сделать, это хороший вызов, для проверки сотрудника, работать одному на три должности, это выгорание и депрессия.

        Вы не будете успевать закрывать ни свои задачи, ни смежные, как и описано в статье если у вас не получилось за год изучить структуру разработки и подразделения, от и до.


        1. DariaChumudova Автор
          26.09.2024 10:16

          Погодите, речь не идёт про расфокус и залезание в чужую зону ответственности. Как продакт я много взаимодейвую как с пользователями, так и с коллегами, которые взаимодействуют с пользователями. Думать про уровень сервиса - это и про то, как ты проводишь интервью, и про то, как реагируешь на фидбек из разных каналов. Это не значит, что ты идёшь и начинаешь обучать сотрудников торгового зала)

          В статье я пишу о том, что я не уверена, что знаю все продукты компании, а не своего департамента. Например, я действительно мало знаю про то, что происходит в КЦ и доставке.