Майк Бехтель — главный футурист компании Deloitte Consulting LLP, и его работа заключается в том, чтобы «помогать сегодняшним лидерам достичь желаемого завтра с небольшим опережением графика».

Дисклеймер: это вольный перевод интервью Майка Бехтеля, футуриста из Deloitte, которое он дал порталу Big Think. Перевод подготовила редакция «Технократии». Чтобы не пропустить анонс новых материалов подпишитесь на «Голос Технократии» — мы регулярно рассказываем о новостях про AI, LLM и RAG, а также делимся полезными мастридами и актуальными событиями.

Обсудить пилот или задать вопрос об LLM можно здесь.

Его карьера началась с того, что в детстве он понял, как технология может помочь ему стать сильнее, когда играл со своим первым Commodore 64. С тех пор Майк Бехтель прошел путь от изобретателя, получив 12 патентов, до инвестора, став соучредителем венчурной фирмы Ringleader Ventures на ранней стадии развития в 2013 году.

Сегодня он сотрудничает с различными организациями, разрабатывая стратегические подходы к новым технологиям. Его подход заключается в том, чтобы смотреть на будущее с широкой перспективы, как будто он смотрит в широкоугольный объектив, а не через телескоп.

Big Think с удовольствием побеседовал с Бехтелем о его взглядах, выводах и прогнозах на будущее. Читайте далее, чтобы узнать, почему компании сегодня осознают, что GenAI — это не столько вопрос сокращения расходов, сколько расширение амбиций; что способствует растущему интересу к «технологическому здоровью»; почему ИИ «действует незаметно»; о его шести ключевых направлениях инвестиций; как технологии сегодня выявляют острый дефицит лидеров; и многое другое.

Big Think: Что вы имели в виду, когда сказали, что: «Футуристы — это тайные историки».

Бехтель: История не повторяется, но она часто рифмуется. С практической точки зрения мы обнаружили, что многие «революции» в истории технологий, если посмотреть на них через призму длительного времени, являются эволюционными шагами к удивительно простым «конечным целям». Возьмем пользовательские интерфейсы. История взаимодействия человека и компьютера — от докторов наук с перфокартами, школьников, изучающих BASIC, до меня и моей книги «Windows '98 для чайников» — была эволюцией в сторону простоты. Поэтому, когда я начал нанимать молодых людей, которые предпочитали набирать текст голосом на телефоне, а не на клавиатуре, я воспринимал это не как непрофессиональную ересь, а как часть неумолимого движения к простоте. Когда VR‑гарнитуры будут выглядеть и ощущаться как стильные дизайнерские очки, мы увидим, что они еще больше продвинулись в этом направлении. Простота всегда побеждает.

Big Think: Маршалл Маклюэн однажды сказал: «Я очень осторожен и предсказываю только то, что уже произошло». Можете ли вы сказать то же самое о своей собственной методологии, когда обращаетесь к будущему?

Бехтель: Как насчет цитаты на цитату? «Будущее уже здесь. Просто оно распределено не очень равномерно». Уильям Гибсон, 1984 год. Мне нравится эта цитата, потому что она отражает идею о том, что беспрецедентные, «новые для мира» инновации встречаются относительно редко. Будущее, как правило, возникает из новых сочетаний известных. Поэтому ключ к видению будущего — это не телескоп, а скорее широкоугольный объектив. Если вы будете следить за развитием событий в разных географических регионах и секторах, вы сможете собрать воедино образы вашего завтрашнего дня уже сегодня.

Big Think: Похоже, что внедрение ИИ происходит очень неравномерно: Должны ли компании более активно формировать свои стратегии в области ИИ или же проявлять осторожность и наблюдать за тем, как все будет развиваться?

Бехтель: Джинн выпущен из бутылки, и ИИ будет определять бизнес‑стратегию каждого, независимо от того, будет он активен в этом вопросе или нет. Я помню, как в 1997 году или около того компании обсуждали, насколько им нужна интернет‑стратегия. Мы видели, чем закончился этот сюжет: Вы были либо вы были дизраптором, либо вас задизраптили. Я советую своим клиентам: Руководствуйтесь потребностями. Уделяйте внимание бизнес‑проблемам, которые стоит решить, а затем (и только затем) обращайтесь к новым блестящим инструментам. Фокус на самих инструментах ИИ (или, что еще хуже, слепое поклонение им) — это мышление со стороны предложения. Это молоток без гвоздей, которые нужно забить. Сначала найдите гвозди.

Big Think: Что люди неверно понимают, когда говорят об искусственном интеллекте для бизнеса?

Бехтель: Люди смотрят на ИИ как на таблетку для похудения, в то время как они должны смотреть на него как на ракетное топливо для возросших амбиций. Когда клиенты смотрят на ИИ как на стратегию снижения затрат, они упускают часть сути. Эффективность — это прекрасно, но, как говорил мой бывший партнер по венчурному инвестированию: «В долгосрочной перспективе вы не сможете сократить свой путь к успеху». Настоящая ценность заключается в перераспределении времени, талантов и денег, высвободившихся в результате сокращения расходов, в пользу стратегического отставания.

Или, если сказать по‑другому: Дело не в том, что вам больше не нужен Тоби, а в том, что вы наконец‑то можете ротировать Тоби на тот амбициозный проект, который вы так долго откладывали. А если вы этого не сделаете, то обнаружите, что какой-то бизнес, которому нет никакого дела до вашего бизнеса, а) нанимает Тоби и б) работает над тем, чтобы ликвидировать ваш бизнес.

Big Think: GenAI - это просто новый инструмент или масштабная трансформация?

Бехтель: Мы склонны рассматривать GenAI как технологическую эволюцию, которая проявляется как революция в бизнесе. Если это звучит «с двух сторон», позвольте мне объяснить. С технической точки зрения, большие языковые модели (LLM) и модели распространения медиа не являются чем‑то беспрецедентным. Они глубоко прецедентны. Помню, как в 2019 году я показывал одному из своих клиентов ранние модели‑трансформеры, демонстрируя, как они могут убедительно подражать Шекспиру. Он сухо ответил: «Извини, приятель, но мы делаем гидравлические системы, а не поэзию».

Затем одной компании пришла в голову светлая мысль приделать к своей LLM чат‑интерфейс, и тот же клиент написал мне сообщение, в котором сказал, что, по его мнению, это (та же самая базовая технология) «существенно изменит траекторию развития их бизнеса в лучшую сторону». Как мне кажется, вывод: с технической точки зрения GenAI — это лишь следующая страница в книге, которую программисты пишут уже 200 лет. С точки зрения бизнеса, это та часть книги, где наши кремниевые коллеги наконец‑то массово присоединяются к белым воротничкам. Предупреждение о спойлерах: мы еще не подошли к концу книги.

Big Think: Ваш подход к футуризму имеет очень практический уклон — «понять, что позволит нам перейти от вероятного к прибыльному». Многие руководители в настоящее время не знают, как внедрить ИИ на уровне предприятия. Как вы помогаете рассеять этот туман?

Бехтель: Мы с моей коллегой Лаурой Шакт разработали модель измерения и монетизации ИИ, которую мы назвали «3 „Е“». Представьте ее как мишень для стрельбы из лука. Самый большой круг, круг с бронзовой медалью, — это Эффективность. Выполнение текущей работы быстрее и/или дешевле. Следующий круг — Эффективность. Делать сегодняшнюю работу лучше. Это стратегия серебряной медали. Самый внутренний круг? Экспоненциальный. Выполнение совершенно новой работы, которую мы не смогли бы сделать, если бы не‑AI. Все три варианта дают очки, но, как мы видим на рынке, маржа увеличивается по мере приближения к «яблочку».

Big Think: Как вы видите развитие корпоративных технологий в ближайшие 12 месяцев?

Бехтель: Вот попытка составить краткую шпаргалку для ответа на, безусловно, большой вопрос. За 15 лет исследований Deloitte Tech Trends мы выделили 6 ключевых областей инвестиций, которые были и, скорее всего, останутся неизменными: взаимодействие, информация, вычисления, культура, кибернетика и доверие, а также базовая модернизация. В нашем исследовании 2024 года были выделены организации, опережающие время, использующие новые технологии и подходы, которые станут нормой в течение 18–24 месяцев. Сейчас мы входим в основной этап внедрения этих технологий:

  • Слой взаимодействия: Пространственные вычисления (AR/VR) оказывают огромное влияние на промышленные объекты: промышленные метавселенные обеспечивают работу цифровых двойников, пространственное моделирование, дополненные рабочие инструкции и цифровые пространства для совместной работы, которые делают заводы и предприятия более безопасными и эффективными.

  • Информационный слой: Лидеры все больше осознают, что генеративный ИИ в его наиболее стратегическом значении в меньшей степени направлен на снижение затрат и в большей — на повышение амбиций.

  • Вычислительный слой: Предприятия используют гетерогенную смесь гибридных архитектур, частных и публичных облаков, гипермасштабных, нишевых и граничных платформ, чтобы максимизировать существующие инвестиции.

  • Культурный слой: Мы наблюдаем повышенное внимание к расширению возможностей разработчиков для повышения повседневной производительности и удовлетворенности инженеров‑программистов, чтобы привлечь, удержать и задействовать лучшие технические кадры.

  • Кибер‑слой: Ведущие организации реагируют на распространение дипфейков, вызванных новыми инструментами искусственного интеллекта, с помощью комплекса политик и технологий, направленных на более активное выявление вредоносного контента и повышение осведомленности сотрудников о возникающих рисках.

  • Основной слой: Повышенное внимание к технологическому оздоровлению обусловлено осознанием того, что ведущим организациям необходимо отказаться от реактивных и фрагментарных подходов к решению проблемы технического долга и перейти к более целостному подходу.

В 2024 году мы отметили, что генеративный ИИ стал главной технологической сенсацией года, но при этом предупредили, что чрезмерное внимание к какой‑либо одной технологии может привести к тому, что мы не увидим леса за деревьями. В 2025 году это мнение изменится, и мы начнем замечать, что ИИ движется «под прикрытием». Он становится историей, стоящей за сюжетами корпоративных ИТ.

Big Think: Как технологии в настоящее время влияют на C-level руководителей и характер их управления?

Бехтель: Думаю, что первое, что я наблюдаю у руководителей высшего звена, — это возникающий дефицит воображения. Дело вот в чем: генеративный ИИ — это как джинн. Он исполняет все ваши желания, но волшебным он будет только в том случае, если желание загадает сам человек. Небольшая история: Я показал десяти руководителям высшего звена модель диффузии изображений. И сказал им: «Просите о чем угодно. ЛЮБОЕ. Вы буквально ограничены только своим воображением». Неловкое молчание: было очевидно, что этим господам уже много лет не приходилось ничего представлять. Наконец, один из парней раскололся и попросил сгенерировать закат. В результате этой (не вдохновляющей) просьбы получилась не вдохновляющая фотография безрадостного заката.

И тут помощница руководителя, женщина примерно на 20 лет младше, ворвалась в дискуссию и сказала: «Я хочу увидеть драку картофельных чипсов против кренделей. Чипсы получат пистолеты. Крендельки — нунчаки. И все это происходит на Марсе». Получившееся изображение стало современным шедевром, а круг ранее ворчливых руководителей теперь буквально хлопал от восторга. Но вот ключевой момент: Они должны были аплодировать ей. В грядущую эпоху, когда мы все больше ограничиваемся только своим воображением, нехватка воображения может стать нашим ограничивающим фактором.

Big Think: Если сейчас мы находимся на этапе 4.0 промышленной революции, то как будет выглядеть следующий этап и как скоро он наступит?

Бехтель: Ну, (шок!) давайте начнем с небольшой истории. Третья промышленная революция была связана с цифровизацией. Четвертая — это слияние информационных технологий с такими областями, как биотехнологии, космические технологии, робототехника и т. д. Пятая, как я полагаю, может быть названа «Человечество наносит ответный удар». Это будет не отказ от цифровизации, а, скорее, фокус на углеродно‑кремниевом симбиозе. Это прозвучало ужасно заумно, так что давайте перефразируем: «Люди и машины, вместе лучше». Такая симбиозность уже находится в зачаточном состоянии благодаря носимым технологиям, но в ближайшие десять лет мы начнем наблюдать значительный прогресс от «технологий на нас» к «технологиям внутри нас». Интерфейсы «мозг‑компьютер», биологические агенты, да мало ли что еще.

Комментарии (0)