С интересом прочитал на Хабре статью «Про школу и продуктивное мышление», хотя не со всеми положениями автора целиком согласен. Импонирует то, что человек не равнодушный, собрал все, что накипело и кратко (на 10 мин.) изложил. Спасибо автору, он хорошо прошелся по содержательной стороне обучения и образования, не затрагивая форму явлений. Здесь делаю попытку восполнить этот пробел, который возможно прояснит некоторые причины существующего положения.

«Лишние люди», дискриминант квадратного уравнения, исторические параллели, пирамида науки, как все это проникало и утверждалось в образовании, кто вводил для изучения те или иные разделы разных учебных дисциплин. Все складывалось исторически не одномоментно, учебные программы формировались не сразу от и до, а постепенно наполнялись тем, что содержится в них сейчас.

Обновление же идет со скрипом. Отставание учебников от передовых достижений исчисляется десятилетиями.
Автору учебника некогда расти самому, так как он преподает и загружен под завязку, а те кто не загружен не владеет методологией. Энрико Ферми для школы написал учебник по физике и дал прочитать жене. Критика с ее стороны была столь впечатляющей, что он отказался от идеи продвигать дальше свой проект. Несомненно, что Ферми обладает знаниями физики, но для создания учебника этого оказывается недостаточно. Льву Толстому тоже не с первого захода удалось написать Букварь для начинающих, новая версия учла замечания и критику и была напечатана.

Здесь предлагается рассмотреть другую сторону школьного образования, которая нами часто воспринимается как само собой разумеющееся состояние общества. Но это не совсем так или даже совсем не так. Два три последних десятилетия систему образования лихорадит, ее непрерывно реформируют. Один за другим меняются министры и каждый, проводя реформу, считал ее благом. На самом деле ситуация с образованием в целом только ухудшалась.

Сейчас нам понятно. Что нельзя вводить в программу обучения даже весьма важный и необходимый для формирования правильного мировоззрения предмет (Астрономию) при отсутствии учебников и подготовленных по предмету преподавателей. Это не просто физика огромных пространств, а целый мир, в котором наша планета и мы на ней находимся где-то на периферии. Я закончил ВУЗ в 1969 году и с тех пор преподаю в нем. На моих глазах совершались перемены в подготовке кадров в стране, происходила утечка кадров и частичное возвращение.
Пришлось быть участником всех происходящих реформ, наблюдать их результаты. Это и введение Болонской системы, и отказ от нее, введение образовательных услуг и отказ от воспитания поколений, введение стандартов, замена некоторых техническими условиями и др.

Все это в образовании происходило на фоне изменений государственных устоев, введения в конституцию положений, от которых теперь приходится отказываться.

Общая картина

Личные впечатления
Работая преподавателем ВУЗа, я много лет мог наблюдать, что происходит с подготовкой и знаниями абитуриентов. Эти наблюдения приводили к выводу, что-то неладное происходит в отечественной школе, уровень подготовки год от года снижается. Первокурсникам, да и на старших курсах приходится в моих лекциях часто повторять многие школьные азы, иначе они воспринимают содержание лекции не более, чем на 50-60%.

Было принято решение для уяснения картины пойти поработать в школе. Благо, новая школа открылась во дворе дома, где я живу. Речь идет о совместительстве, так как должность в ВУЗе я не оставил. Дело было в ноябре месяце. Разговор в школе с директрисой (преподает немецкий язык) завершился выбором преподавания математики 9-10 классы.

Мое условие – быть занятым в расписании два дня в неделю, удовлетворялось. Замечу, что с начала учебного года (с 1 сентября) я был 4-м преподавателем математики, т.е. трое до моего прихода устраивались на работу в школу и очень быстро увольнялись. Директриса также сказала мне, что я не смогу здесь работать, не углубляясь в причины и объяснения.

Кто пришел учиться в новую «с иголочки» школу? Прежде всего, это ученики из окрестных школ, от которых эти школы захотели избавиться. Одиннадцатый класс даже не создавался. Школа новая, но, как водится, у строителей с недоделками к 1 сентября «сдали», все акты приемки были подписаны. На открытии новой школы присутствовал мэр города, огромный постер запечатлел это событие на стенах фойе.

Учительская, кабинет директора, столовая, кухня, спортзал, актовый зал, мастерские, два компьютерных класса, кабинеты-классы предметников, помещения для занятий на продленке. Мне пришлось из дома принести дрель и шурупы, чтобы в классе-кабинете математики закрепить доску на стене, а в тумбе стола замок. С наступлением морозов стены в некоторых помещениях стали мокнуть и разрушаться.

Оказалось, в некоторые сливные трубы с крыши при ее изоляции битумной смесью попала эта смесь и забила их. Вода замерзла трубы не выдержали. Дома из окна наблюдал (7 этаж) как строители на крыше школы ликвидировали дефекты. Нагревали прутья арматуры и проталкивали в сливные трубы, восстанавливая проход для воды. Прекрасно оборудованная учительская пустует, так как в школе кабинетная система.

Преподаватель (учитель-предметник) после урока выпроваживает учеников и запирает класс на ключ. Весь перерыв ученики проводят в рекреациях, так как класс следующего урока закрыт на замок. На окнах первого этажа стальные решетки на висячих замках от проникновения воров снаружи. Ключи на посту охраны. Классные журналы хранятся не в учительской, а в приемной директора у секретаря.

Часто я не мог до урока получить журнал, так как его не приносили (забывали) сразу после предшествующего урока. В период моего преподавания в Политехе, там имел место случай воровства электронных плат из компьютеров. Помещение на верхнем этаже было оборудовано охранной сигнализацией, металлической дверью. Но воры оказались не из простачков. Они ночью проломили потолок и проникли в аудиторию. Кражу обнаружили лишь утром.


В первый же день занятий в школе возникла проблема с выдачей задания на дом. Оказывается, в разных школах используются разные учебники математики (алгебра, геометрия, задачники), а мои ученики пришли как раз из разных школ с разными учебниками и задачниками. В школьной библиотеке мне не выдали ни одного учебника, их просто там нет.

На педсовет и на родительское собрание возник готовый проблемный вопрос об учебниках. Постепенно день за днем я начал познавать происходящее в нашей отечественной школе. Уровень подготовки учителя математики 5-6 классов характеризовался для меня просьбой одного из них посмотреть задания родственника первокурсника Института советской торговли и если я смогу их решить, то не возьмусь ли я это выполнить, а студент оплатит эту работу.

Задания (22 задачи) разные по тематике: линейные и дифференциальные уравнения, комбинаторика, теория вероятностей и математическая статистика, меня очень удивили. Зачем такое разнообразие, да еще первокурснику. Но в целом все было понятно. Часть заданий была столь небрежно переписана из методических указаний студентом, что мне пришлось самому поехать в институт, найти в учебном кабинете методичку и уточнить тексты заданий.


В итоге все было мной решено, но студент получил «незачтено». Ко мне позвонил с претензиями, но я попросил принести мной, выполненное задание и его незечтенное. Выяснилось, что переписанная рукой студента работа с моего текста содержала ошибки переписывания, которые были исправлены, а работа прошли повторно на оценку «зачтено». Больше за такие «помогающие» вещи я не брался.


Мой опыт работы преподавания в ВУЗе нашел приложение и в школе. Был проведен психологический тест – анкетирование в моих классах. Тест устанавливал социальный статус каждого ученика в классе от Лидеров–звезд до «отверженных». Результаты были доложены на педсовете, что у других учителей вызвало определенный интерес, так как их оценки статуса учеников расходились с результатами проведенного мной теста.

Теперь о процессе обучения.
Мой случай скорее всего исключительный, но это реальность, я ничего не придумывал.
В рамках программы и учебного плана на уроке я начал рассказ по теме. Но оказалось, что слушать меня никто не собирался. Ученики не умели этого делать.
Девочки весь урок занимались чем угодно (альбомы фото, бижутерия, безделушки), но не математикой, а мальчики «шалили», подсаживались к девочкам и тискали их или грызли семечки, играли в «швычки», а в конце урока высыпали шелуху на пол.

Дошло до того, что на урок пришли пошалить «гости» из других учебных заведений. Пришлось сдать их охране, хотя пока я ходил за охранником, гости выскочили и спрятались в туалете.
Удалять из класса нарушителей дисциплины директриса запретила. А когда я что-то пытался возразить, объяснила мне, что мы учителя «заложники» системы. Вы ученика попросите из класса, он выйдет из школы и, например, подожжет автомобиль. Школа будет отвечать.

Когда на доске я выписывал варианты заданий на урок по колонкам, то практически весь класс был на ногах, переговаривались, пересаживались с места на место. Искали решения своего варианта у других. Это был мне урок. Больше я так не делал, а разработал для всех индивидуальные задания на карточках. Вначале урока дежурный раздавал нумерованные по списку в журнале индивидуальные карточки-задания, которые переписывались на отдельные листы, где должны быть выписаны набело решения заданий, а карточки возвращались мне на стол. Беготня по классу на уроках прекратилась. Вспомнилась «Очерки бурсы» Н.Г.  Помяловского.


При проверке правильных решений до конца ни у одного задания не было. Двоим – троим я ставил по тройке, остальным неуд (двойка). Оценки за все задания вписывал в журнал. Таким образом, на каждом занятии все (задания были из задачников, примеры), кто присутствовал в классе получали оценку. Вначале возникали недовольства двойками, но для каждого задания был сделан и выписан полный без пропусков действий ход решения с комментариями.

Недовольных я приглашал к своему столу и просил сверить оцененную мной работу с моим решением. Ученик сам должен был найти расхождение и понимал, где он ошибся. После чего вопрос об оценке отпадал. Журнал классным руководителем не просматривался целый месяц, но в один из дней он пришел ко мне в класс с журналом. Что это значит? Был вопрос ко мне.  Я достал ворох проверенных работ и показал ему. Он смутился, но продолжил: «Так нельзя» Тогда я спросил: «А как можно?»  Ответа я не получил.

Все выполненные учениками задания я сохранял, так как понимал, что рано или поздно состоится серьезный разговор. Кстати, задания были не для 9-10 классов, а для 6-7. Ученики (95%) не умели работать с дробями, с логарифмами с графиками. Моей целью было понять о каждом из учеников где, на каком уровне он застрял, чтобы дольше выстраивать его целенаправленное обучение, чтобы он сам это тоже понял, и если согласен со мной, то вперед.

В ВУЗе я показывал студенту программу обучения, где по пунктам перечислено все, что он должен освоить и за какое время. Это открывало ему глаза на собственное образование, на знания, которыми он овладел и которыми еще предстоит овладевать. Одно дело знать, и совсем другое дело уметь знания применить на практике. Также я планировал поступить со школьниками.

Показательный случай. Курсовой проект (4-й курс) Кодирование информации с использованием векторных пространств, которым обучает кафедра математики. Рекомендовал книгу Райков Д.А. «Векторные пространства» Вижу носит книгу с собой на занятиях. Недели через две спрашиваю об успехах. Отвечает: «Очень плохо, читаю и не понимаю текст». Приглашаю к себе в кабинет с книгой. Открывай начало.

Читай 1-й абзац. Прочитал? Перескажи своими словами. Ответ: Не могу. Вот так пишутся учебники, монографии и так преподается математика в ВУЗе. Так учит кафедра математики. Какое кодирование? Какой информации? Если нет ясного представления о векторном пространстве, его законах и свойствах?

Попросил студента выписать числа от 0 до 15 в десятичном виде и перевести их в двоичное представление, т.е. представить двоичными векторами, а затем построить таблицу (Кели) сложения векторов. Это таблица аддитивной группы для векторного пространства. Дома попросил сделать таблицу умножения векторов.

Нам следует понимать, что в школьном образовании все организовано строго по закону и по стандартам. Другое дело как это организовано на местах, на практике
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Они обеспечивают:
– единство образовательного пространства Российской Федерации;
– преемственность всех образовательных программ

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

– требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
– требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
– требования к результатам освоения основных образовательных программ.

16 сентября 2024 министр просвещения России Сергей Кравцов провел XI Общероссийское родительское собрание, где рассказал, что с 2023 года в школах создаются единые основные учебные программы, в которых уделяется внимание не только предметам ЕГЭ, но и таким как труд, изобразительное искусство, основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР), физкультура и музыка.
Создается единая линия учебников по всеобщей истории для основной школы. Она включена в Федеральный перечень учебников. Подготовлен для школ (6-9 классы) единый учебник по истории Древнего мира и Средних веков.

 

Стандартизация коснулась не только области содержания знаний и образования, но и формы школьной одежды. Одевать детей в одинаковое готовы 72% (ВЦИОМ) родителей. Планировали принять государственный стандарт к 1 сентября, но не успели. Не хватило одной процедуры. ГОСТ разрабатывал технический комитет по стандартизации изделий легкой промышленности. Необходимо согласование (для принятия ГОСТа) смежного технического комитета по детским товарам, потому что речь идет об одежде для детей.

Новый ГОСТ – это переработанный нацстандарт на форму. После утверждения ГОСТа, параметры школьной формы, прописанные в нем, станут обязательными при социальных закупках (например, для детей из малообеспеченных и многодетных семей, которым положена форма за счет государства).
Школьную форму шьют в стране более 100 предприятий и это делается как по стандарту, так и по техническим условиям (ТУ). Отмечается, что форма по ГОСТу будет дороже.


Кадровый голод в образовании и в стране в целом

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.(Конст. 43 ст)

Разговоры о реформе образования в стране и, в частности, о школьном образовании ведутся много лет на самых различных уровнях от Государственной думы до семейных кухонь. В ГД, например, поступают законопроекты о ЕГЭ, о его отмене. Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин отметил, что в рамках основных образовательных задач:
– подготовка кадров,
– воспитание гражданина,
– многостороннего развития личности
идея ЕГЭ себя не оправдала.

Законопроекты под названием «Анти– ЕГЭ» (несколько десятков представлялись в Госдуме), но поддержки у избранников-депутатов не нашли. В стране не готовы к серьезным переменам в системе госэкзамена, а зампред комитета считает, что вреда от ЕГЭ больше, чем пользы. Кадровый голод в стране очевиден и ЕГЭ никак не способствовал его разрешению: рабочих, инженеров больше не стало.

Даже те, кто после 9 класса идут в техникумы, колледжи и училища, идут не на рабочие специальности, а на специалистов среднего звена. Проблема же со сварщиками, токарями, слесарями, электриками и др. остается без разрешения. В рамках второй основной задачи достаточно прозрачно и очевидно, что подмена учителя-воспитателя репетитором, а образования – образовательными услугами из школьника гражданина воспитать не способны.

С многосторонностью развития личности свои проблемы. Школьники старших классов из-за высокой цены ЕГЭ (репетиторы, престижность вузов) настойчиво изучают только те предметы, которые требуются для поступления в ВУЗ. А общий уровень среднего образования падает катастрофически. При этом в городском (Петербург) комитете по образованию сообщили, что отмечен рост интереса у выпускников школы к физике и химии.
Сказанное о подготовке рабочих кадров

Учителя

Неутешительные цифры об учительском корпусе страны приводила Анна Скрозникова – член думского Комитета по просвещению. В 2017 году из школ ушли 141, 8 тыс учителей, а в 2023 году – уже 193,5 тыс., на треть больше. Детей же как было около 18 млн на всю страну, так и осталось. Причины  столь массового оттока известны.


Это и недостаток практики в институте, и неготовность взаимодействовать с детьми, а главное – с их родителями, и большое количество дополнительных обязанностей, тонны отчетности, и скромное денежное довольствие, необходимость работать на полторы-две ставки и множество других. Дефициту учительских кадров немало поспособствовало и развитие образовательных услуг онлайн.

Здесь можно вести не одного ученика, а целую группу. Так и доход получается больше, и административного давления меньше. У нас в стране десятки педагогических ВУЗов. Как там куются учительские кадры? Сегодня не лучшие выпускники школ идут в ВУЗы, чтобы стать учителями. Это при том, что требования к абитуриентам (проходной балл) и студентам занижаются.

Раньше педагогов предметников учили 5 лет, то теперь 4 года. Программу подготовки в ущерб профильным дисциплинам чем только не наполнили, не имеющим отношения к предметам, которые человек готовится преподавать. Например, наука под названием «Диплом как жанр научной речи», количество часов на русский язык для химика и биолога такое же как для литератора и лингвиста.

 В итоге профессиональная подготовка учителей очень плоха. Конечно, выручают родители, которые помогают детям делать уроки, потому что их остаточное образование, полученное в советской школе, оказывается лучше, чем то, которое способны дать детям нынешние плохо подготовленные учителя. Сильные учителя сами выстраивают свои программы, а неопытному, молодому педагогу приходится лавировать между требованиями стандарта и хотелками родителей

В итоге школьники «подсаживаются на иглу» репетиторов. Родители и школа эти проблемы прекрасно видят, но не видят выхода из ситуации. Растущий запрос на частных преподавателей показывает, что родители не полностью доверяют школе обучение своих детей.

В августе 2024 года, по данным HeadHanter, работодатели искали 75, 6 тыс. учителей. Интересные данные порталов «Авито услуги» и «Авито работа». Спрос на репетиторов в августе 2024 вырос на 20% по сравнению с августом 2023-го. Чаще всего ищут наставников по математике, русскому языку, информатике, биологии и химии. Число вакансий в частных образовательных организациях для репетиторов выросло на 266%, зарплаты предлагаются все более высокие.

Дети

У большинства учеников (1-й класс) процесс адаптации к школе проходит быстро, но некоторые все-таки испытывают стресс. Это и новый режим дня, ограничение двигательной активности, новые правила, коллектив одноклассников и личность педагога. Желательно готовить первоклассника к школе за пару лет, необходимо создать у него позитивный эмоциональный настрой – акцентировать внимание на положительных моментах учебы в школе.
Учителя рассказали, сколько детей в их классах не знают русский язык. Проблема инофонов – не говорящих по-русски детей (таких школьного возраста =500 тыс.), в классе проявляется не только в самых «мигрантских», прямо скажем, регионах – в Новгородской, Челябинской и Ярославской областях, но значительно шире.

Институт возрастной физиологии Российской академии образования констатирует: 40-60% сегодняшних первоклассников не готовы к обучению, у них… не сформирована речь. Да-да, не мигранты, а российские дети не умеют говорить. У них бедный словарный запас – вместо обычных прежде и необходимых для обучения в первом классе трех тысяч слов не набирается и тысячи. Дети не умеют развернуто отвечать на вопросы и правильно их задавать, не могут пересказать текст.

Отмечается также низкая концентрация внимания, отсутствие навыков самообслуживания, непонимание и, соответственно, неприятие правил и требований школы. Чем отличается современное молодое поколение, к каким сюрпризам в поведении, психике и мироощущении ребенка стоит заранее подготовиться родителям, нужно ли отнимать телефоны с планшетами и как правильно реагировать на восклицание «Мама я квадроббер !»

Смартфоны и планшеты – не всегда угроза для подрастающего поколения, а их странные увлечения – не повод отказываться от попытки найти общий язык. Понятно, что гаджеты изменили во многом мир взрослых людей, и мир школьников. Пожилым кажется странным, что школьники не умеют в уме элементарно вычислять без обращения к калькулятору, не обладают понятным почерком (не умеют писать), не умеют ориентироваться на местности без GРS, не умеют и не любят читать книги, не могут доходчиво излагать мысли и удерживать длительное время внимание на каком-то занятии.
Но пройдут десятилетия, пожилые и старые люди уйдут, и такое положение скорее всего станет нормой, обыденностью.

Это поколение альфа быстро увлекается новыми и подчас довольно странными вещами. Пример тому – пирсинг, татуировки, постоянное прослушивание чего-то (музыки, песен, книг, и др.) через наушники, из последних увлечений квадроббинг. Это модное хобби пришло из соцсетей, – игра в собак и кошек. Дети цепляют на штаны игрушечные хвосты, надевают на лица маски, мяукают и гавкают, бегают в парках на четвереньках и даже пробуют корм для животных.

В настоящее время несовершеннолетние проявляют особый интерес к криминальным экстремистским субкультурам, пропагандирующим насилие и жестокость в отношении сверстников, совершение массовых убийств в образовательных организациях (движения «Скулшутинг», «Колумбайн»). обозначением субкультуры школьных стрелков.
 — 15 происшествий было зарегистрировано в учебных заведениях страны. Все они связаны с запрещённым в России террористическим движением «Колумбайн»
В стране время от времени происходят ужасные и трагические события

В Старом Осколе сотрудники правоохранительных органов своевременно выявили и пресекли противоправную деятельность Николая Федорова, 2006 года рождения, и его одногодка Антона Рогова (фамилии подростков здесь и далее изменены). В ходе оперативно-розыскных мероприятий органами государственной безопасности были получены данные о том, что с мая 22 года они знали и не сообщили о преступлении и лице, которое по достоверно известным сведениям готовит преступление террористического характера. Ранее силовыми структурами была выявлена и пресечена преступная деятельность последователя террористической организации – международного молодёжного движения «Колумбайн» Сергея Никитина 2006 г.р. Он совершил преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 30, п. «б» ч. 3 ст. 205, ч. 2 ст. 205.5 УК России.

Сергей Никитин смог убедить участвовать в планируемой преступной деятельности своих одноклассников Николая Фёдорова и Антона Рогова. Вместе сообщники распределили роли, наметив убить 15 и более  ни в чем не повинных людей  
Кто эти подростки (им в этом году исполнится 18), решившие, что жизнь других людей для них ничего не стоит, и они вправе её забрать?

Оперативный сотрудник правоохранительных органов рассказал, что все они из обычной семьи. В то же время по разным причинам воспитывались без отцов. Поэтому старались чем-то себя выразить   

Родители

Если в семье два разновозрастных школьника, то родители вынуждены общаться не менее чем в четырех чатах. В каждом классе чат с классным руководителем и чат с родителями учеников класса. Сигналы оповещения о новых сообщениях в телефоне отвлекают от дела, и действуют на нервы. Вы становитесь всем нужны. Всем от вас что-нибудь нужно.

Учитель постоянно напоминает про мероприятия, учебники, собрания; родители одноклассников ваших чад организуют общие закупки для класса (безусловно добровольные, в школах запрещено брать с родителей деньги, но скидываться на что-то приходится регулярно).
Самое печальное даже не это, а ежедневные домашние задания по нескольким предметам. Всегда находится кто-то, интересующийся как решить ту или иную задачу, или что задано по какому-то предмету.

Способны ли нынешние дети учиться самостоятельно? Конечно способны, особенно при наличии грамотного и опытного педагога. Учебный процесс предполагает не только получение правильных решений, но допускаются ошибочные, предполагает контроль результатов и обнаружение ошибок, их исправление. Но далеко не все родители готовы дать ребенку право на ошибку. Вдруг ребенок принесет двойку.


Переживать будут не только дети, но и родители. Современные родители не очень любят давать детям право на ошибку. Часть родителей желает, чтобы у ребенка не было двоек, – и неважно чему научит учитель. А часть – чтобы его хорошо подготовили, но тоже без двоек
Гипертревожность родителей приводит к гиперопеке, что воспитывает в подрастающем поколении инфантилизм – их дети не хотят, не приучены к действовать самостоятельно.

Когда ребенок огражден от всего неприятного, то ему не нужно ни о чем думать, ошибаться, а значит двигаться вперед. Но возможности родителей ограничены, со временем они становятся не способны осваивать с детьми школьную программу. Задания усложняются времени не хватает. Что же делать?  Искать репетиторов.
Появляется новый повод для тревоги: правильный ли выбор сделали, будет ли польза от потраченных денег?

Нельзя не сказать и о другом. Детский омбудсмен Мария Львова-Белова обнародовала страшную информацию. Против несовершеннолетних совершено более 100 тыс. преступлений, наблюдается рост преступлений против половой неприкосновенности. И половина этих случаев совершается близкими родственниками внутри семьи. В 2022 году было совершено 80 убийств детей родителями. Но эта статистика не показывает сколько подобных действий остается вне поля зрения общественности и правоохранителей.

О воспитании. В июле 2024 министр Сергей Кравцов рассказал, что Министерство просвещения России разработает рекомендации для родителей по воспитанию детей: «Мы примем программу для родителей, которую назовем «От 0 до 18», чтобы каждый родитель знал, имел рекомендации, как что делать, как быть. Фактически рекомендации на каждый день, как заниматься воспитанием ребенка».

Реакция родителей на это была бурной и даже агрессивной. Это проявилось в ходе теле- и радиоэфиров. Представители родительской общественности практически мгновенно переходили к обвинениям на повышенных тонах. Не стеснялись в выражениях, изливая кипение своих эмоций: «Еще какая-то гнида мне будет указывать, как воспитывать моего собственного ребенка, ага», – и это еще одна из самых мягких формулировок, ибо родители использовали и непечатные выражения. У нас и без рекомендаций все прекрасно. Не надо нас учить!

Можно судить о результатах воспитания детей и домашнего в частности, по статистике детской преступности. В 2022 году (на последующие годы данные пока недоступны) предварительно расследовано 30469 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, возбуждено 8573 уголовных дел. Руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин сообщил, что в 2023 году зафиксирован рост преступлений с участием подростков, их стало на треть больше.

Парадоксальная ситуация – родители доподлинно знают, как воспитывать своих детей. Родители не нуждаются в советах, а результаты воспитания, мягко говоря, несколько разочаровывают.
Взрослым, родителям надо внимательнее относиться к воспитанию детей, надо интересоваться, чем они увлекаются, знать мир интересов, обращать внимание на поведение. В настоящее время в учебных заведениях города планируется проведение встреч, на которых подробно будет обсуждаться, как противостоять этой угрожающей нашему обществу проблеме.

Криминологический феномен, получивший название «Скулшутинг», стал предметом исследования российских криминологов сравнительно недавно, поскольку первый случай массового убийства в российской образовательной организации произошел в 2014 г., когда десятиклассник школы № 263 г. Москвы, используя карабин и винтовку родителя, принес их в школу, застрелил учителя географии и захватил в заложники своих одноклассников.

В целях правовой квалификации и разъяснения ответственности за участие в данных движениях уточним понятийный аппарат рассматриваемых явлений.
Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах
«Колумбайн» – это название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников

«Скулшутинг» (от английского «school shooting» - «стрельба в школе») - это применение вооруженного насилия на территории образовательных учреждений (главным образом к учащимся), перерастающее в массовые убийства.

Когда ребенок рассматривается как личная вещь, родительский суверенитет над которой незыблем, суверен-родитель будет защищать не право, но возможность безраздельно владеть и управлять своей собственностью исключительно по собственному усмотрению.
Для такого родителя суть и смысл не в результате воспитания, но в самом процессе и в ощущении полноты власти.
И сама мысль о том, что кто-то, пусть безлично, пусть только в форме советов, но сможет повлиять на  ситуацию в «удельном княжестве» семьи, для родителей-собственников невыносима. 

О роли воспитания искусством. Известно, что искусство – часть культуры, которая напрямую влияет на науку, экономику, оборону. Да на все! Развитие личности без искусства будет ущербным, оставлять искусство в стороне от образования и воспитания нельзя. Нет вопроса в том, на кого возложена миссия воспитания искусством – на родителей, школу или учреждения допобразования. Никаких или! Воспитывают все: государство, общество, школа, семья. Не должно возникать противоречия между тем, что говорят детям и тем, что происходит. Следует даже расширить понятие воспитание культурой, а не только ее частью – искусством 


После распада СССР в фундаменте пирамиды искусства, который включает фольклор, шоу-бизнес, попсу и др. возникли блатные песни, которые выдавались за русский шансон. А прямым следствием этого, с позволения сказать искусства – возникают, например, экстремистское, запрещенное в России движение АУЕ. Попавшие туда дети выросли с сознанием что «тюрьма – мой дом», что «все на свете терпилы и лохи, а я фартовый».
Действительно, социализация человека происходит через детский сад, потом школа, после школы – армия, учебное заведение (техникум, ВУЗ, …) или тюрьма.

Заключение

Что происходит в стране с образованием понять не просто, а разобраться в причинах происходящего не понимая состояния тем более.
Общая тенденция - дефицит кадров.
Демографический спад в стране, отток квалифицированных кадров за рубеж сказываются самым неблагоприятным образом на экономике, науке, производстве. Область образования также не избежала негативных последствий. В стране все взаимосвязано.
Нет квалифицированных преподавателей - нет образованных и квалифицированных специалистов. Общая картина упадка усугубляется криминальными действиями. Проникновение в сознание молодого поколения идеологий различных субкультур находит отклик в среде подростков, которые самостоятельно еще не могут разобраться что к чему.

Приводится обобщенный портрет трех участников образовательного процесса в школе: учителя, ребенка, родителя. Это портреты без глубокого копания в психологии, а всего лишь основанные на фактах действительности и тенденциях

                            

Комментарии (22)


  1. urvanov
    27.09.2024 07:35
    +2

    Нужно ещё понимать, что современный школьник очень сильно загружен. Если прямо он будет прямо во все, что пытаются ему преподавать в школе, вникать глубоко, то у нас в стране одни мегамозги-академики будут.


  1. saipr
    27.09.2024 07:35
    +1

    К вопросу о кадрах.

    Я тут общался прошлым летом, лежа в Бакулевке, с двумя выпускниками школы (при чем одна из мам учитель истории лет 35-ти). Так вот они ни то, что про СССР ничего не знают, кто такой Гагарин с трудом вспоминали, но даже про Александра Македонского не слышали.

    Это страшно.


    1. Shaman_RSHU
      27.09.2024 07:35
      +1

      Как отец школьников во 2м и 6м классах могу с уверенностью сказать, что они очень сильно загружены:

      1. Каждый день поднятием флага утром. Если опоздаешь на линейку, то будешь перед всем классом отчитываться почему это произошло и что ты сделаешь, чтобы такого больше не происходило.

      2. Первым уроком в понедельник поставлен дополнительный предмет "Разговоры о главном" (хоть он и дополнительный, он уже был вписан в бланк заявления на посещение дополнительных занятий). Там рассказывают о ситуации в стране по специально выпущенным методичкам и просмотром выпусков БесогонТВ.

      3. Вместо ОБЖ ввели какой-то непонятный предмет "Основы безопасности и защиты Родины", где вместо личной безопасности, в том числе в бытовых ситуациях, делается акцент на готовность защищать существующий строй, всеми правдами и неправдами угнетая развитие критического мышления.

      4. Всякие предметы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и им подобные направлены на принятие толерантности (по факту покорности и принятия ситуации).

      Классические же предметы, такие как литература, русский язык, математика, история и т.д. поставлены последними уроками, когда у учеников уже каша в голове. О каких знаниях можно говорить? Это ведь не от того, что они не хотят что-то знать. Просто вместо домашних заданий по классическим предметам приходится тратить больше времени на придумывания писем поддержки участникам СВО. А по классическим предметам считается, что просто потом натаскают на ЕГЭ, ОГЭ и т.п.

      В СССР конечно тоже наверняка была пропаганда (в конце 80х - начале 90х, когда я учился уже это не застал), но ведь и образованию отдавалось не мало сил.


      1. saipr
        27.09.2024 07:35

        В СССР первых четырех пунктов, которые вы перечислили, просто не было. А вот духовность, нравственность, желание защитить Родину было. Все это было грамотно заложено в те предметы, которвые вы назвали КЛАССИЧЕСКИМИ. Да и письма писались от души (хорошо помню события на Даманском), а не по приказу. В СССР было ОБРАЗОВАНИЕ, а не ЕГЭ. Ваша боль мне понятна.


        1. Arastas
          27.09.2024 07:35

          А какие у вас претензи к ЕГЭ? Ну кроме анекдотических,


        1. Neusser
          27.09.2024 07:35

          Пункт 2 был у нас даже в начальной(!) школе в середине 1980-х. По вторникам по 15 минут перед уроками. Нужно было рассказать о какой-нибудь важной или не очень политической новости. Оттуда помню о том, что Горбачев и Рейган подписали договор о ликвидации ракет разной дальности, а после этого одна семья в Москве назвала близнецов Михаил и Рональд.


          1. Shaman_RSHU
            27.09.2024 07:35

            Да, Вы правы. Но был все таки баланс в сторону образования. А сейчас по количеству часов предметов, которые не развивают навыков мышления, гораздо больше. Да и, как мне кажется, тогда это всё делалось просто "для галочки", а сейчас это входит в методички, стандарты, школьную программу.

            Спасибо ботам за то, что карму подправили :)


  1. myswordishatred
    27.09.2024 07:35
    +1

    Задания (22 задачи) разные по тематике: линейные и дифференциальные уравнения, комбинаторика, теория вероятностей и математическая статистика, меня очень удивили. Зачем такое разнообразие, да еще первокурснику.

    Это как раз понятно. Всяким экономистам суют на первых курсах кадавра под названием "Высшая математика" с начинкой, судя по всему, из того, что знают преподаватели. Так и рождаются курсы с содержанием типа:

    1) Тригонометрические уравнения

    2) Производные второго порядка

    3) Элементны функционального анализа

    4) Линейная алгебра

    Законопроекты под названием «Анти– ЕГЭ» (несколько десятков представлялись в Госдуме), но поддержки у избранников-депутатов не нашли. В стране не готовы к серьезным переменам в системе госэкзамена, а зампред комитета считает, что вреда от ЕГЭ больше, чем пользы. Кадровый голод в стране очевиден и ЕГЭ никак не способствовал его разрешению: рабочих, инженеров больше не стало.

    Вообще ЕГЭ хорошая штука. Она позволяет талантливым детям откуда угодно хорошо его написать и поступать в хорошее учебное заведение. Я такие примеры знаю, с некоторыми людьми занимался в качестве подготовки к поступлению.

    Другое дело, что сами задания надо пересмотреть. Некоторые совершенно оторваны от реальности, очень специфичны и при будущей учёбе знания, которые нужны для их решения, практически никому не понадобятся.

    А проблему рабочих и инженеров надо не отменой ЕГЭ решать, а повышением ценности профессии. Если рабочий начнёт получать адекватные деньги, а профессию перестанут стигматизировать, то и рабочие появятся.

    С многосторонностью развития личности свои проблемы. Школьники старших классов из-за высокой цены ЕГЭ (репетиторы, престижность вузов) настойчиво изучают только те предметы, которые требуются для поступления в ВУЗ. А общий уровень среднего образования падает катастрофически.

    С этим соглашусь. Но проблема не только в ЕГЭ, опять же, а в том, что (по моим впечатлениям от абитуриентов) молодым людям сложно даже минимально концентрировать внимание. Я сам в своей практике вижу, что задачу из трёх предложений осилят процентов двадцать, а остальные или не дочитают до конца, или поймут неверно.

    Это поколение альфа быстро увлекается новыми и подчас довольно странными вещами. Пример тому – пирсинг, татуировки

    Искренне хохотнул. Пирсингу с татухами уже сто лет в обед, у нынешней молодёжи бабушки с дедушками ещё панковали.


    1. Abstraction
      27.09.2024 07:35

      Она позволяет талантливым детям откуда угодно хорошо его написать и поступать в хорошее учебное заведение.

      Мне кажется, или по нашей реальности у талантливых детей "откуда угодно" больше проблем с тем чтобы жить в городе с хорошим учебным заведением требуемые четыре года?

      Другое дело, что сами задания надо пересмотреть.

      Надо, но не получится. Вам нужны сюжеты на много однотипных заданий (потому что много вариантов), проверяемые по ответу или малому числу технических элементов (потому что хороших проверяющих в "где угодно" максимум один человек), на заранее известные сюжеты (потому что иначе они будут непредсказуемыми для Владивостока и всё равно известными для всех к западу от Урала), доступные среднему преподавателю (потому что иначе эти задания в школе просто не будут учить решать, как сейчас не решают стереометрию), и чтобы при этом разумные люди их почему-то ещё могли решить неправильно (потому что иначе у вас будет много стобалльников). В совокупности эти требования оставляют неизбежно специфичные области, типа "правильно запишите ОДЗ log_{\(x-1\)^2}\(x-1\)".


      1. myswordishatred
        27.09.2024 07:35

        Мне кажется, или по нашей реальности у талантливых детей "откуда угодно" больше проблем с тем чтобы жить в городе с хорошим учебным заведением?

        Так не надо в нём жить. Надо хорошо написать ЕГЭ, подать документы, поступить и уехать жить в город с хорошим учебным заведением. У них обычно есть общежития для иногородних.

        Надо, но не получится. Вам нужны сюжеты на много однотипных заданий (потому что много вариантов), проверяемые по ответу или малому числу технических элементов (потому что хороших проверяющих в "где угодно" максимум один человек), на заранее известные сюжеты (потому что иначе они будут непредсказуемыми для Владивостока и всё равно известными для всех к западу от Урала), доступные среднему преподавателю (потому что иначе эти задания в школе просто не будут учить решать, как сейчас не решают стереометрию), и чтобы при этом разумные люди их почему-то ещё могли решить неправильно (потому что иначе у вас будет много стобалльников). В совокупности эти требования оставляют неизбежно специфичные области, типа "правильно запишите ОДЗ log_{\(x-1\)^2}\(x-1\)".

        Вот с математикой всё ещё туда-сюда, кстати. Не вижу ничего специфичного в умении решать логарифмические уравнения для человека, который поступает на техническую специальность.

        А вот в информатике есть какие-то задания про маски подсетей или какие-то очень синтетические задания про перекладывание камней. Я вот закончил техническую специальность и знания о масках мне понадобились ровно ноль раз до момента, пока я не начал людей готовить к ЕГЭ.

        Есть, конечно, специальность, где построению сетевой инфраструктуры и учат. Так и оставьте им всю эту специфику. Пускай в информатики люди массивы сортируют и со системами счисления работают. Это куда более общие знания, покрывающие большую часть специальностей.


        1. Abstraction
          27.09.2024 07:35

          Надо хорошо написать ЕГЭ, подать документы, поступить и уехать жить в город с хорошим учебным заведением. У них обычно есть общежития для иногородних.

          Тогда я плохо выразился. Я имею в виду как раз то, что в этом городе студенту надо на что-то жить, и при этом иметь свободное от работы время на интенсивную учёбу. Для сельской семьи задача нетривиальная.

          Вот с математикой всё ещё туда-сюда, кстати. (...) А вот в информатике есть какие-то задания про маски подсетей или какие-то очень синтетические задания про перекладывание камней.

          Я бы сказал что они сравнимо корявые и там и там (логарифмов с переменным основанием я вне вступительной математики не видел вообще). Они про что-то как бы релевантное, но как только вы обращаете внимание на то, как именно люди учатся их решать, иллюзия развеивается. И как только вы попробуете придумать класс задач "на сортировку", я предсказываю что с ним получится то же самое.


          1. myswordishatred
            27.09.2024 07:35

            Тогда я плохо выразился. Я имею в виду как раз то, что в этом городе студенту надо на что-то жить, и при этом иметь свободное от работы время на интенсивную учёбу. Для сельской семьи задача нетривиальная.

            Или я плохо понял)

            В этом смысле согласен, какое-то время будет тяжко. С другой стороны трудности ведь на какое-то время, а образование -- навсегда. Вспоминая своих однокурсников могу сказать, что ребята не из крупных городов учились в среднем усерднее. Видимо, чётко понимали, зачем им это, а не "поступлю куда-нибудь, чтобы родители не пилили".

            Я бы сказал что они сравнимо корявые и там и там (логарифмов с переменным основанием я вне вступительной математики не видел вообще). Они про что-то как бы релевантное, но как только вы обращаете внимание на то, как именно люди учатся их решать, иллюзия развеивается. И как только вы попробуете придумать класс задач "на сортировку", я предсказываю что с ним получится то же самое.

            Про логарифмы соглашусь, но я математик ненастоящий прикладной, так что могу как-то неверно оценивать применимость знаний, которые проверяют в ЕГЭ по математике. Но всякая тригонометрия с векторами вроде актуальности своей не теряет.


  1. nivorbud
    27.09.2024 07:35

    Начну с ЕГЭ... Этим летом сдали с сыном ОГЭ, сейчас будем готовится к ЕГЭ. Демо и прочих версий просмотрел много. Рассмотрю здесь математику и физику, ибо технарь, а не гуманитарий. Ничего плохого в ЕГЭ не вижу, вижу больше плюсов, чем минусов. Да, сдать ЕГЭ по математике на тройку весьма просто, а вот на высший балл очень и очень сложно - в конце там идут нетривиальные задания, которые решить по шаблонам практически невозможно. А как в СССР сдавать... когда оценка зависит исключительно от субъективного мнения проверяющего... так себе затея... очень уж она коррупционноемкая... и непредсказуемая. Так что не надо трогать ЕГЭ, дайте спокойно учиться.

    Про репетиторов... В них вижу только плюсы. Далеко не все дети с ходу схватывают тему прямо на уроке, со многими надо индивидуально заниматься. Мой сын никак не воспринимает объяснения в разжёванном виде. В одно ухо влетает, из другого сразу вылетает. А вот когда я его лишь подталкиваю наводящими вопросами к решению (но решает он сам), тогда толк есть. Но такой подход невозможен в классе, т.к. он очень индивидуален и требует много времени.

    По нагрузке... Нагрузка огромная! Школьник из школы приходит часов в 5 (после 7-8 уроков) и... до ночи решает домашку. О каких смежных/дополнительных занятиях может идти речь?

    И второстепенные предметы ОЧЕНЬ сильно отвлекают от основных. Например, история... сводится в основном к зубрежке дат/имен и... всё. А хоть как-то разобраться в исторических темах невозможно. Никак невозможно. На каждого деятеля эпохи просвещения выделено по одному абзацу. На сложнейшие терки между католиками и протестантами выделено несколько страниц. А главное, не объясняются причинно-следственные связи. Например, спрашиваю сына (после чтения главы учебника): почему короли по многу раз переходили из католичества в протестантство и обратно? Молчит. Хотя понятно, что принимали ту конфессию, в которой в тот момент их права на престол считались законными. Но подобных причинах в учебнике явно не говорится.

    ЗЫ

    В общем не вижу сейчас ничего катастрофичного в образовании. Возможностей море: куча отличных лекций, курсов, книг и пр. Было бы желание и сила воли. А вот с ними... да, проблема, и, имхо, это единственная критичная проблема.


    1. Arastas
      27.09.2024 07:35

      С некоторых точек зрения, неспособность школы подготовить ребёнка к экзаменам без платных репетиторов ведёт к наростанию расслоения и социального неравенства в обществе. Что, в некоторых обществах, может противоречить картине желаемого правильного будущего.


      1. nivorbud
        27.09.2024 07:35

        А что предлагают эти "точки зрения"? Запретить репетиторство? А как быть со смышлеными (от природы) детьми, которые с ходу и без труда схватывают предмет, в отличие от большинства других? Это же несправедливо по отношению к "обычным" детям.


    1. Abstraction
      27.09.2024 07:35

      Да, сдать ЕГЭ по математике на тройку весьма просто, а вот на высший балл очень и очень сложно - в конце там идут нетривиальные задания, которые решить по шаблонам практически невозможно.

      Так их и не решают, вот какая штука. Детальная статистика по всем сдававшим легко не ищется, но вот, скажем, расписка по Ингушетии-2023 (средние довольно похожи на общие средние 2024): в группе "от 61 до 80 тестовых баллов" люди в среднем решают одно задание из второй части (и то неясно, что именно считается за "решение": такое ощущение что набор хотя бы одного первичного балла, судя по задаче 18, "решённой" людьми, не решившими 7 и/или 10). Доля людей "от 81 балла" при этом не превышает 5% от выбравших профильную математику (исходя из задач 13 и 16). То есть, в школе с четырьмя классами по 25 человек, есть три-четыре человека которым обучение решению этих "нетривиальных заданий" оказывается сколько-то актуально.


      1. nivorbud
        27.09.2024 07:35

        Ну, а какая претензия к ЕГЭ? Из вашего описания следует, что ЕГЭ адекватно оценивает знания. На максимальный балл и не должно сдавать много учеников, это нормально.


        1. Abstraction
          27.09.2024 07:35

          Моё возражение было к тому, что там где задания ЕГЭ по математике сложные - они неактуальные для наличной массовой школы. В какой-то мере за это следует сказать "спасибо" нынешней команде составителей, которые подошли по принципу "сделаем вступительный уровня МАИ, а ВУЗы попроще перебьются". А там где задания актуальные - они таки-шаблонные. На самом деле и вторая часть шаблонная, просто это чуть хуже видно: задача 17 про "n различных решений" заставляет задуматься когда её видишь первый раз, но тривиальна если знать фокус. Фокус в видимой мне выборке не меняется даже от года к году, не то что между вариантами, т.е. всем заинтересованным сдающим он известен заранее.

          Моя претензия здесь в том, что ЕГЭ в силу своего Е "прогибает" под себя то чем люди реально занимаются в школе (в той мере в которой они вообще занимаются предметом, про проблемы дисциплины забудем). А в силу шаблонности заданий прогиб этот происходит в довольно неприятном с точки зрения моих ценностей направлении.

          Для большей ясности: я не говорю что ЕГЭ плохо измеряет знания человека, который всю дорогу учился предмету ничего не зная о ЕГЭ, и о знаниях которого мы априори тоже ничего не знаем. Я говорю о том, что оптимальная стратегия сдачи ЕГЭ для учеников массовой школы (не какого-нибудь профильного лицея) в довольно важном смысле не включает изучение предмета, а только изучение микродисциплин "решение задачи NN". Квалификация в этих микродисциплинах не является адекватной оценкой даже знаний, а тем более способностей к дальнейшему обучению (это разные величины, и в смысле вступительного экзамена нас больше интересует вторая).


  1. MasterMentor
    27.09.2024 07:35

    Не согласен: и дети у нас хорошие, и учителя - замечательные. И "дефицита кадров" - не наблюдаю: все у нас где-то работают, а бездельников - лишь мизерная доля от взрослого населения.

    По статье: ценность в ней представляет лишь личный опыт автора, заканчивающийся на фразе "Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)". Далее - идут куски надёрганной нормативки вперемешку с "потоком сознания".

    @VAE

    Теперь вопрос к Вам, Арис Ефимович. Вы пишете: "Я закончил ВУЗ в 1969 году и с тех пор преподаю в нем". Те есть Вы человек системы. Поиск по интернету выдаёт Ваше ФИО в Трудах СПИИРАН (Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук). Отсюда делаю вывод, что это место Вашей работы. Вышестоящие организации над Вами Минобрнауки и РАН. Ну, не понравилось Вам что-то в системе образования, что мешает подготовить письмо с предложениями и направить туда? Там квалифицированно рассмотрят и дадут Вам ответы (тем более РАН - Вам не враг; там сидят Ваши же коллеги).

    А так: огульная критика: "всё плохо". Дела так не делают. Если Вы 50 лет проработали в ВУЗе, и, тем более, в системе образования, где Ваша научная школа? Где ученики? Покажите их, покажите практические результаты научной и педагогической школы при Вашем факультете, и предложите воспользоваться её опытом. Убеждён, никто не откажет.

    PS А рассказывать как Вы делали задание за студента (да ещё с поездками по ВУЗам) - так это вообще стыд. Уж лучше бы такое и не писали.


  1. SAWER
    27.09.2024 07:35

    Начало хорошее, где личный опыт. А дальше частенько чушь, где многое из пропаганды. Чушь эта такая, скользкая, правда смешанная с ложью, попутать причины и следствие, или просто оправдание проблем перекидыванием вины.

    Вот основная проблема, на которой можно и остановится. Это просто минимум. Школы переполнены, где-то и в 3 смены учёба. Кружков считай нет. Да, есть СПб и Мск, но Мск пока ещё не достаточно порвало.
    А вот реальный пример, Чебоксары. В классах 35 человек, какого? Вот прямо сейчас такое. Для нормальной учёбы нужно даже не до 25, а до 15 нужно. Иначе всегда будет камчатка, на которую учителю просто плевать. Они не успевают учить всех. Самих учителей нет. По физике нехватка около 80% говорили. В некоторых местах есть замена, но это не профильный учитель ни разу. Но даже замена есть не во всех школах. А ситуация такая может держаться годами.
    Учебников не хватает. Учатся 1 учебник на двоих, сами учебники в ужасном состоянии. Они уже при закупке берутся в мягкой обложке, ну и просто изнашиваются при Обычном использовании.

    Отдельно отношение учителей от педсостава и в целом района: "В 10-11 не возьмём, идите на ПТУ-колледжы-техникумы". Жалко этих детей.

    По мне так это тихий геноцид и есть. Проблемы то не только в школах


  1. vagon333
    27.09.2024 07:35

    Читай 1-й абзац. Прочитал? Перескажи своими словами. Ответ: Не могу. Вот так пишутся учебники, монографии и так преподается математика в ВУЗе. Так учит кафедра математики.

    Не секрет, что есть удачные и не совсем удачные учебники.
    А насколько позволительно и этично компилировать учебники на основании иностранных?

    Спрашиваю, так как фундамент для моего образования, вероятно, устарел (1977-1996), но мой ребенок учился по иностранным учебникам, и учебники по математике достаточно хорошо составлены.

    Личное мнение насчет качества: фундаментом хорошего образования прежде всего является дисциплина. Телефоны в сторону, для буйных законные методы, а неуправляемых за дверь класса.
    Тогда у оставшейся части класса есть шанс получить более-менее качественное образование.


  1. vagon333
    27.09.2024 07:35

    Больше я так не делал, а разработал для всех индивидуальные задания на карточках. Вначале урока дежурный раздавал нумерованные по списку в журнале индивидуальные карточки-задания, которые переписывались на отдельные листы, где должны быть выписаны набело решения заданий, а карточки возвращались мне на стол.

    Довольно объемный кусок работы.
    Респект!
    Случайно не пробовали подключать ИИ-модели для генерации индивидуальных задач, чтобы облегчить процесс генерации задач и проверки?
    Иными словами, создаете шаблонную задачу, а дальше запрашиваете генерацию ХХ похожих задач со слегка измененными параметрами, обязательным описанием процесса решения и проверочным результатом для каждой задачи.
    Для домашки не пойдет - ученики уже повсеместно используют GPT для решения довольно сложных задач, но для занятий в классе вполне себе.