Всем привет! С вами Виктор Сергеев из МТС Диджитал. Сегодня поговорим об элементах питания. Команда исследователей из Университета электронной науки и технологий Китая разработала новые литий-серные аккумуляторы (Li-S). Их достоинство — устойчивость к повреждениям и высокая энергоемкость. Они функционируют даже согнутые и разрезанные пополам. Первые образцы Li-S аккумуляторов были представлены еще в 2004 году, но у них был серьезный недостаток — низкое число циклов заряда и разряда. Плюс нестабильность электродов (об этом ниже). В новом варианте такого нет. Подробности — под катом.
Технические решения и проблемы
Li-S аккумулятор делается многослойным: между анодом и катодом располагаются анодные и катодные мембраны и слой электролита. Конструкция такого аккумулятора схожа с Li-ion, но в отличие от него вместе с литиевым анодом используется серосодержащий катод. За счет этого увеличивается его удельная зарядовая емкость.
Катоды на основе переходных металлов конверсионного типа (MSx) считаются перспективными из-за их низкой стоимости и хорошей энергоемкости. Но при высоких температурах в них происходит перемещение полисульфидов по электролиту, расширение объема аккумулятора и замедление электрохимических реакций. В качестве решения группа ученых предложила использовать карбонатный электролит для разделения катода из сульфида железа и литиевого анода. Это привело к новой трудности — образованию осадков, которые блокируют работу аккумулятора.
«Несовместимость MSx с карбонатным электролитом представляет собой серьезную проблему, — объяснили исследователи. — Полисульфиды вступают в побочные реакции с карбонатными растворителями, образуя осадки на электродах. Передача заряда блокируется, что в конечном итоге приводит к выходу аккумулятора из строя».
Чтобы это исправить, ученые нанесли полимерные покрытия в качестве промежуточного слоя на электроды, используя полиакриламид (PAM) и полиэтиленоксид (PEO). У всех этих материалов есть функциональные группы, образующие хелатные комплексы с переходными металлами. В результате уменьшается коррозия и разрушение электродов, особенно при многократных циклах заряда.
«Хелатный эффект возникает благодаря координации неподеленных электронных пар кислорода или азота с пустыми орбиталями переходных металлов, обладающих несколькими степенями окисления», — объясняют ученые.
Среди этих вариантов лучшую эффективность показал полиакриламид, которым покрыли катод в новом прототипе. Он содержал электролит на основе карбоната, анод из карбида лития (LiC6) и металлический источник ионов лития. Такое решение позволило аккумулятору сохранять 72% емкости даже после 300 циклов зарядки и разрядки.
Хотя у Li-S много плюсов, до момента выхода новинки на рынок еще далеко. «Основные препятствия для внедрения — короткий срок службы и не очень хорошая работа при высоких нагрузках», — отметил профессор материаловедения Липинг Ван из Университета электронной науки и технологий Китая.
Надежность — 10 из 10
Главное достоинство нового варианта Li-S-аккумуляторов — их безопасность и стабильность. Исследователи протестировали пакетные и таблеточные варианты. Тесты показали, что аккумулятор не только сохраняет свои характеристики после ста и больше циклов, но и продолжает работать даже в согнутом или разрезанном виде.
По словам профессора Вана, это возможно благодаря особой конструкции: проводящая сеть остается целой даже после механических повреждений.
Ван отметил: «Если эта технология окажется подходящей для коммерческого использования, такие аккумуляторы смогут применяться в сферах, где особенно важны высокая энергоемкость и долговечность».
У Li-S есть и еще одно преимущество перед Li-Ion. В новых аккумуляторах используется меньше лития и больше недорогих и доступных соединений и веществ. А это делает их экономически более выгодными.
Новые горизонты для элементов питания
Китайская компания Betavolt анонсировала «ядерную» батарею BV100, которая способна работать до 50 лет. Модуль размером 15 × 15 × 5 мм³ содержит изотопы Ni-63. Это не аккумулятор, а источник энергии, где радиоактивное излучение преобразуется в электричество. К сожалению, других новостей, кроме анонса, с начала года не было.
В апреле 2024 года ученые из Корейского института передовых наук и технологий (KAIST) разработали натрий-ионные аккумуляторы, способные заряжаться за считанные секунды. В них используются обычные материалы вместе с компонентами от суперконденсаторов. Еще одно их преимущество — безопасность и доступность, поскольку натрий намного дешевле и более распространен, чем литий. А по энергоемкости они даже превосходят Li-Ion-аналоги.
Человечество давно нуждается в более надежных и долговечных, чем Li-Ion, батареях. К сожалению, пока все ограничивается научными изысканиями. Возможно, скоро количество перейдет в качество и мы увидим давно ожидаемую революцию в этой отрасли.
Комментарии (14)
eukarr
27.09.2024 13:22"Среди этих вариантов лучшую эффективность показал полиакриламид, которым покрыли катод в новом прототипе. Он содержал электролит на основе карбоната, анод из карбида лития (LiC6) и металлический источник ионов лития. Такое решение позволило аккумулятору сохранять 72% емкости даже после 300 циклов зарядки и разрядки."
А это описание какое отношение к Li-S имеет?
avaava
27.09.2024 13:22Как-то мало. По факту не написали ничего. Как держится электролит после разрезания? Почему при разрезании не происходит замыкания? Нет, понятно что он может быть впитан в твёрдую губку, а ножницы могут быть пластиковые. Но это мои думки, а информации ноль.
Еще и ядерную батарею упомянули, но информации (кроме упоминания и указания что никель) никакой. Обычно такие источники обладают крайне низкой мощностью...
BiktorSergeev Автор
27.09.2024 13:22Это теоретическое исследование, где был приведен концепт, но без деталей. Мы смотрели другие источники, очень похоже, что такая стойкость к повреждениям — как раз из-за мембран в конструкции.
По атомной батарейке — там в принципе мало информации. Стартап с темой выстрелил, но больше с начала года никаких новостей
Grey83
27.09.2024 13:22Обычно такие источники обладают крайне низкой мощностью...
Мощность у этой батареи 100 микроВатт: https://habr.com/ru/news/785998/
gigimon
Когда из можно будет купить, тогда и поговорим. 20+ лет слышу о соверешенно новых аккумуляторах, но воз и ныне там
unwrecker
За 20 лет сменилось: NiCa, Li-ion, LiFePo4, LTO — и это только из массовых. Ёмкость поднялась в разы. Так что воз вовсе не там.
Grey83
Тут имелись в виду аккумуляторы в бытовой электронике.
В некоторой до сих пор NiMH используется (потому что мощнее и почти нет эффекта памяти, в отличии от NiCd).
А вообще литивые аккумы максимум с кадмиевых на полимерные (да и те не совсем полимерные) поменялись и всё. Чуть меняют начинку для улучшения характеристик, но именно что чуть.
Феррум-фосфатные и титанатные в транспорте для тяговых батарей используют. Вот тут изменения заметнее, конечно.
DGN
Совсем недавно - кремниевый анод пошел в телефоны. 10С /10С + стойкость к низким температурам и рост срока службы.
gigimon
смену NiCd на LiIon согласен, но LiFePo4 из разряда чудес, очень дорогие и мало где они есть, LTO вообще нигде не встречал
nixtonixto
Большинство коммерческого электротранспорта - или на суперкапах, или на железофосфатных. Они давно ширпотреб и в мелкой электронике и легковых электроавто не используются только из-за меньшей плотности запасаемой энергии.
KVadikWOT
LiFePo4 с точки зрения производства и затрат материалов те же яйца вид сбоку, что и LiIon. Сейчас просто есть дефицит, поэтому цена в рознице иногда не адекватная. В автомобилях и у бытовых альтернативщиков и в системах резервного питания они используются в полный рост и за счёт существенно большего срока службы выходят гораздо дешевле других.
DGN
Если мне не соврали, то московские электробусы на LTO.
А на lifepo4 огромное число китайских электромобилей.
aamonster
Ну по крайней мере LiFePO за это время появились и пошли в серию. Так что, может, и ещё какой-то из десятков проектов "выстрелит".