Привет, Habr! Меня зовут Катя, я продакт-менеджер BigData в Lenta Tech, отвечаю за развитие цифровых продуктов блоков «Ассортимент» и «Ценообразование». В этой статье расскажу про путь к управлению ассортиментом на основе данных и наш флагман – приложение Deli – рабочее место, в котором менеджер анализирует матрицу своих категорий и вносит в нее изменения на основе рекомендаций алгоритма.
Культура принятия решений на данных
Принятие управленческих решений на основе данных - тренд не новый, основы этого принципа были сформулированы еще в начале XX века. Терабайты данных, логи пользователей и любой цифровой след ежедневно становятся источником принятия решений для бизнеса. Поэтому игнорировать большие данные неразумно, но и обработать их одним условным менеджером со скоростью, которая диктуется рынком, не получится.
Подразделения BigData выводят компании на новый уровень, обогащая опыт и экспертизу своих сотрудников искусственным интеллектом, машинным обучением и алгоритмами обработки больших данных. Бизнес-процессы ускоряются, их автоматизация минимизирует количество ошибок, связанных с ручной обработкой данных.
В профсообществах все еще есть разногласия в определении методов data informed и data driven, тема не раз поднималась во многих статьях.
С нашей точки зрения, ключевое отличие, по которому компания может считаться data driven, – это максимальная чистота данных, высокий приоритет технологического развития компании, а также наличие бизнес-модели, в которой цифры имеют больший вес в принятии решений, чем интуиция менеджмента.
На этапе низкого или среднего уровня доверия результатам отработки машинных алгоритмов data-informed подход в принятии решений считается оптимальным (в сравнении с data-driven):
он достаточно гибкий, но основан на логике, закономерностях и статистическом анализе;
высвобождает ресурсы команд за счет автоматизированной агрегации данных и их первичного анализа;
практически не имеет слепых зон, оставляя место креативности, контексту, нюансам, опыту, аномалиям и исключениям из правил.
Deli – часть data-informed подхода «Ленты»
Фундамент ритейла – ассортимент товаров на полке в магазине. Если сильно упрощать, то ассортимент должен: закрывать потребности покупателя и приносить прибыль владельцу бизнеса.
Если ассортимент - не узкая ниша, а 99% товаров относятся к FMCG, как в «Ленте», то выполнение условий обязательно для каждой из сотен групп товаров. Это же условие соблюдается для бизнеса с широкой географией. В «Ленте» каждое SKU на полке в отдельной секции каждого магазина в каждом городе должно быть доходным, оборачиваемым, востребованным покупателем и желательно - дешевле, чем у конкурента.
Еще в 2019 году наша команда запустила первые пилоты по локализации ассортимента: пробовали наполнять полку, учитывая потребности покупателей конкретного магазина. Для управления матрицей товаров с такой гранулярностью требовалась прозрачная методология определения товаров-аутсайдеров и топовых позиций, агрегация огромного объема информации и, конечно, единое окно принятия решений.
Мы разработали логику рейтинга товаров Top-Flop и использовали ее в алгоритме рекомендаций для каждого магазина. Этот алгоритм вырос до первого MVP приложения и на А/В тестировании показал, что использование нового подхода дает существенный прирост товарооборота в пилотных магазинах.
Как только мы убедились в полезности и окупаемости решения, мы начали разработку Deli (de - delisting/вывод, li - listing/ввод) - аналитического инструмента и рекомендательной системы управления ассортиментом.
Это стало большим шагом к внедрению в «Ленте» data-informed подхода и движению к data-driven: предобработка и анализ больших данных, поиск решений и оценка их влияния на бизнес теперь не замыкаются на конкретном менеджере, а скорость принятия решений - увеличивается.
Главные пользователи Deli
Deli предназначен для сотрудников, ответственных за формирование ассортимента «Ленты»:
федеральных менеджеров категорий,
менеджеров категорий в дивизионах,
директоров по управлению категориями и коммерческих директоров,
аналитиков.
У нас более 120 сотрудников активно используют Deli ежемесячно, и мы ожидаем, что с развитием продукта это число будет только расти. Инструмент стал неотъемлемой частью многоступенчатого бизнес-процесса управления ассортиментом, что помогло нам существенно его оптимизировать
Многозадачный Deli: уровень его возможности
Deli собирает и обрабатывает данные из различных источников и дает рекомендации по изменению ассортиментной матрицы. На вход Deli поступает огромное количество информации:
матрица с данными по категориям продаж на различных уровнях географии (федерация, дивизион, город);
более 30 ключевых показателей за 12 месяцев из более чем 10 витрин данных (их мы обновляем ежедневно);
20 атрибутов для каждого товара;
аналитический прогноз продаж;
мерчструктура и матрешка;
рыночные данные Nielsen;
мониторинг цен и ассортимента конкурентов;
методология TOP-FLOP ранжирования товаров;
эффект от изменений.
В распоряжении пользователя основные KPI товаров и их динамика, ценовое позиционирование «Лента» vs Конкуренты с анализом GAP, рекомендации алгоритма по вводу/выводу/ротации товара, текущая и будущая структура ассортимента.
На основе этих данных пользователь оценивает выполнение целевых показателей и принимает обоснованное решение об оптимизации матрицы. Пользователь может использовать подсказки алгоритмов Deli или вносить изменения вручную на основе собственной экспертизы, а также оценивает будущий экономический эффект своих действий.
С начала 2024 года создано больше 10 000 сессий для анализа эффективности разных категорий товаров. Мы постепенно увеличиваем конверсию пользователей в инструмент за счет нового функционала, расширения покрытия ассортимента товаров, добавления новых показателей и атрибутов.
Кейс #1: даем прочное основание вывода неэффективных SKU
Причины вывода товара из ассортимента или его замены могут быть разными: от снятия товара с производства и несоблюдения требований по качеству до низкого рейтинга и превышения квот. За 8 месяцев 2024 года из ассортимента «Ленты» выведено или ротировано почти 7000 SKU – колоссальное количество, которое демонстрирует гибкость и скорость в изменении полки магазина.
30% этих товаров (более 2000) выведено на основании данных и рекомендаций Deli:
- низкий рейтинг FLOP – мы отказываемся от малоэффективных или убыточных SKU, напрямую влияя на величину оборота компании;
- переквот (т.е. превышение планового количества товара) – мы соблюдаем вместимость полки, поэтому у каждого товара есть место и возможность завоевать сердце покупателя и, может быть, стать локомотивом всей категории;
- низкий уровень перформанса – мы следим, достаточно ли быстро новинки набирают обороты и как зрелый ассортимент их сбавляет, реагируем раньше, чем это может повлиять на общие показатели категории.
Кейс #2: оперативно реагируем на KPI товаров в каждом городе
В дивизионе Волга с начала 2024 года внедрен регулярный анализ ассортимента колбасных изделий на базе Deli. Менеджер еженедельно создает более 100 сессий и анализирует матрицу товаров отдельно в каждом из 20 городов дивизиона, имея в распоряжении:
рассчитанный рейтинг для ~1200 SKU,
проверку правил наполнения матрицы и соблюдения квот,
рекомендации по изменениям и эффекты от них,
Цены конкурентов,
Перформанс топовых товаров рынка.
Менеджеры категории отмечают, что главное удобство - не нужно самостоятельно и через кучу отчетов ВПР-ить аналитику, подтягивать что выведено, а что находится в активной матрице.
Очень просто по итогам месяца смотреть, что "выстреливает" по продажам или, наоборот, списаниям. Flop-SKU видно сразу и можно их вывести из матрицы. Много полезных цифр в одном месте: и рынок, и цены конкурентов – можно оперативно среагировать.
Как планируем развивать инструмент
Мы продолжаем развивать продукт и обогащать его новыми фичами. Постепенно трансформируем Deli в Центр управления ассортиментом и планируем внедрять:
формирование артефактов и документов, обмена ими (например, карта ввода-вывода);
согласование решений по изменению ассортимента внутри приложения;
интеграцию с внутренними системами учета и другими продуктами «Ленты»;
отдельные модули для регулярных ревью категорий (с переносом функциональности из существующих дашбордов);
улучшенные алгоритмы и дополнительную логику для управления категориями, которые требуют особого подхода или правил.
Вместе с пользователями Deli мы уже прошли внушительную часть пути к data-driven: от идеи и тестирования до высокого уровня доверия к алгоритмам рекомендаций и внедрения инструмента в бизнес-процесс.
С Deli и мы, как команда, и «Лента» продолжим увеличивать скорость принятия решений в управлении ассортиментом, усиливать точность, будем опираться на данные и стройную логику алгоритмов, повышать эффективность бизнеса и его доходность.
Коллеги, поделитесь в комментариях вашим опытом автоматизации принятия решений на данных. Считаете свою компанию data-driven?
Kill_Voice
То есть то что раньше называли ABC и XYZ анализ ассортимента, у вас теперь по модному data-driven?)
shirokova_ea Автор
Спасибо за вопрос!
Анализ ABC/XYZ - это один из методов, который может быть частью подхода data-driven или data-informed, если на его основе принимаются решения. А не просто: провел анализ, увидел результат, а дальше сделал то, что счел нужным. Если говорить именно про ABC и XYZ, то они слишком "плоские" для обоснования изменений ассортимента любого федерального ритейлера, не только Ленты.
Хотя алгоритм Deli действительно ранжирует ассортимент по близкой логике (условно "много разных ABC, взвешенных по степени влияния"), итоговый рейтинг - не главное.
Мы движемся от data-informed к data-driven постепенно. Нашей задачей было переложить опыт и экспертизу менеджеров, условия и ограничения нескольких разрозненных бизнес-процессов, эффект от изменений и итоговые рекомендации под капот Deli, затем встроить его в флоу управления ассортиментом. С увеличением уровня доверия алгоритму со стороны пользователей и его развития доля решений "на основе экспертизы" будет сокращаться. Что и станет data-driven)