Привет! Я Наташа Спрогис, руководитель департамента UX-исследований в Авито. Он исторически назывался UX-лабораторией, но этот статус мы давно переросли. Сейчас наша команда не просто проводит исследования: мы глубоко интегрированы в продуктовые процессы и улучшаем их, а ещё занимаемся развитием клиентоцентричности, обучением и многим другим.
В статье рассказываю, как именно устроена наша работа и на что в компании влияют исследователи. Материал будет полезен тем, кто тоже занимается пользовательскими исследованиями и хочет узнать, как у нас всё устроено.
Что внутри статьи:
Как устроена UXLab Авито
Осенью 2024-го в нашей команде уже больше 80 сотрудников: 65 исследователей и 17 человек в подразделении рекрута респондентов.
Команда исследователей. Каждый в ней — полноценный участник своей продуктовой команды, которые поделены по крупным направлениям работы. Например, в Авито Товарах работает 15 исследователей — по размеру это сопоставимо с ресёрч-отделами некоторых компаний.
UX-исследователи помогают понять пользователей и запускать решения, которые будут нужными, удобными и понятными. Исследователь не просто умеет проверять гипотезы продакта, он полноценный партнёр в области пользовательского опыта. Он может подсказать, какое исследование сейчас будет полезным и помочь команде прийти к продуктовому решению.
Ещё исследователи часто выступают фасилитаторами командных брейнштормов, организаторами дизайн-спринтов и даже стратегических сессий.
Дискавери-команды в Авито работают по фреймворку Double Diamond. Узнать подробности о том, как выстроена работа с гипотезами и вовлечением исследователя в продуктовые процессы можно в статье «Как работают исследователи Авито».
Несмотря на размеры команды, мы постоянно общаемся. Это позволяет исследователям чувствовать силу большого профессионального сообщества, делиться опытом и лучше узнавать коллег из других функций. Встречи проходят каждую неделю: на них мы рассказываем, какие проводили исследования и какие запускали продукты.
Важно и неформальное общение. Например, на каждую встречу кто-то готовит разминку: мы проходили тесты «Какая ты картошка?», вспоминали любимые мультфильмы, собирали UX-мемы. А иногда команды устраивают квизы с весёлыми вопросами про их часть продукта.
Команда рекрута респондентов. Одна из главных болей и проблем любого исследователя — поиск респондентов. Этой задачей у нас занимается отдельная команда.
Она возникла внутри клиентской поддержки Авито, поэтому большинство сотрудников в ней имеют соответствующий опыт и отлично знают наш продукт. Пару лет назад мы стали единой командой, поэтому коллеги смогли больше погрузиться в задачи и особенности работы исследователей.
Когда мы ищем респондентов среди пользователей, то стараемся не обращаться во внешние агентства. Приходим с задачей к команде поиска респондентов, и они закрывают весь процесс: от понимания, какое вознаграждение лучше дать аудитории, до технических звонков и напоминаний пользователям об интервью.
Эта же команда забирает на себя стандартизированные обзвоны пользователей по простым анкетам и все юридические вопросы — например, связанные с согласием на обработку персональных данных.
Команда рекрутмента целится на то, чтобы работать как единое окно: исследователь может прийти к ним с любым запросом на респондентов. Ребята курируют не только рекрутинг по нашей базе, но и взаимодействие с агентствами, которые мы привлекаем, когда нужно найти респондентов не из числа пользователей Авито. Все, кто к нам устраивается, говорят, что именно внутренняя команда рекрутмента в Авито работает, как часы.
Как мы влияем на культуру клиентоцентричности
В Авито есть большой стрим по развитию клиентоцентричности, где в том числе участвует и UXLab. Мы выстраиваем процессы так, чтобы решения в компании принимались с учётом интересов клиентов. В частности, лидируем несколько проектов:
Развитие эмпатии к клиентам. Людям, которые создают продукт, важно периодически общаться с пользователями, а не только читать выводы из исследований. Так сотрудники смогут чувствовать потребности клиентов, понимать, для кого мы делаем продукт и вдохновляться.
В своих продуктовых командах исследователи не замыкают общение с пользователями на себе. У нас есть формат User Day — мы приглашаем клиентов, чтобы с ними могла пообщаться команда. Так с пользователями могут повзаимодействовать все, кто влияет на продукт.
Также у нас есть программа Avito Leadership Empathy Days — дни эмпатии, когда топ-менеджеры общаются с пользователями. Мы организуем встречи, участвуем в них и поддерживаем коллег, пока они проводят интервью. В таких встречах на регулярной основе участвуют даже управляющие партнёры.
Eat your own dog food. Мы лидируем этот кросс-функциональный проект, но его вместе с нами реализуют и другие команды. Идея подхода заключается в том, что сотрудники используют продукт, над которым работают, и делятся фидбеком с командами продукта. Это помогает сделать его действительно хорошим — таким, чтобы он нравится нам самим.
Когда новички проходят онбординг, им дают задание воспользоваться продуктом и написать свой фидбек. Сотрудники как респонденты чаще мотивированы дать подробный фидбэк, ответить на все вопросы, приложить все скриншоты и проверить, внедрили ли изменения. Фидбэк разбирает моя команда и относит в продукт.
Команда Авито Недвижимости организовывала целые дни догфудинга. Каждый сотрудник пробовал представить себя в роли пользователя, который выбирает себе квартиру, например, в Ижевске. Они проходили весь путь клиента и находили какие-то проблемы, писали фидбэк.
Такие мероприятия не заменяют общение с пользователями, которые испытали реальный опыт. Но это отличное дополнение исследований и возможность погрузить команду в проблемы продукта.
CX-метрики. Компания сильно ориентирована на данные и аналитику, поэтому мы замеряем пользовательский опыт. Это происходит, например, при помощи CX-метрик — опросников удовлетворённости, которые встроены в продукт.
Мы используем стандартные метрики: CSAT (Customer Satisfaction Score) для продавцов и CES (Customer Effort Score) для покупателей. Так, при запуске новых A/B-экспериментов сотрудники смотрят не только на продуктовые метрики — они обязательно запускают опросник и следят за тем, как изменился пользовательский опыт.
А ещё мы смотрим на открытую обратную связь — топ причин, почему люди дают ту или иную оценку. Этот индикатор позволяет оценить продуктовые усилия и понять, в ту ли сторону мы идём.
Внутренние проекты UXLab: как ещё мы помогаем улучшать процессы в Авито
Мы считаем, что исследовательская функция должна не только приносить инсайты, а ещё и постоянно развивать себя и процессы исследований. Для этого исследователи из разных продуктовых команд могут объединиться в группы, которые называются «стримы». К ним может присоединиться и каждый новый сотрудник, который приходит в UXLab. Расскажу про некоторые из стримов:
Стрим по вкладу в стратегию. Нам важно, чтобы исследования не только фокусировались на улучшении каких-то частей интерфейса, но и помогали в формировании продуктовых стратегий от потребностей пользователей. Для этого у нас есть стрим. В нём ребята пишут гайдлайны о том, в каких видах стратегий мы можем быть полезны, как стоит взаимодействовать со стратегами, и собирают успешные кейсы вовлечения нас в стратегические задачи.
Об исследованиях для продуктовой стратегии рассказывала Даша Травкина, тимлид UX-исследователей Жилой Недвижимости в Авито.
Стримы по развитию работы с командами маркетинговых исследований и аналитики. Исследования здорово работают в синергии с другими специалистами. У нас в команде есть те, кто решает вопросы по таким процессам. Например, как лучше взаимодействовать, у кого должны быть доступы к платформам для проведения опросов, как нам распределить между собой базу респондентов.
А ещё ребята периодически делятся успешными кейсами. Последние два были про работу с аналитиками — мы помогли им разобраться в данных и делали сегментацию в личном кабинете продавца.
Стрим по демократизации исследований и обучению. Мы развиваем культуру исследований, чтобы ими могли заниматься все участники продуктовых команд — и, по сути, все, кто захочет. Например, в рамках этого стрима мы обучили всех дизайнеров работать с простым инструментом для тестирования прототипов.
Также у нас есть большой внутренний курс по исследованиям и любой сотрудник может научиться использовать их в своей работе. Из курса можно узнать, например, как разговаривать с респондентами и проводить простые опросы. Теоретические видео можно посмотреть в любой момент, а полноценное обучение — лекции с ментором и домашние задания — проходит два раза в год.
А можно поподробнее про демократизацию? О том, как мы доносим ценность демократизации, выбираем инструменты и обучаем сотрудников UX-исследованиям, рассказываем в статье «Как научить продуктовую команду проводить UX-исследования и сократить time to market на 20%».
Ещё мы сделали курс по исследованиям, который может пройти любой сотрудник. А для новых продактов, которые приходят к нам из буткемпа, такое обучение — обязательная часть стажировки. Это прививает правильную культуру для наших растущих продуктовых менеджеров.
Стрим по работе с базой знаний. Одна из больших проблем любых исследователей — это работа с накопившимися знаниями. И у нас есть коллеги, которые занимаются улучшением базы: создают шаблоны, упрощают поиск и доступ к инсайтам.
Стрим по AI в исследованиях. Ребята учат коллег использовать AI для упрощения анализа данных из исследований и обработки больших массивов открытых ответов.
Это не все стримы, которые у нас есть: мы работаем в стримах по инструментам немодерируемых исследований, взаимодействию с клиентской поддержкой, работе с UX-бэклогами. Стрим может инициировать любой исследователь, поэтому их количество постоянно меняется.
Как развиваться в UXLab Авито: наши возможности для роста
UX-исследователи в Авито могут развиваться по разным карьерным трекам. Начало стандартное: джуниор → мидл → синьор. После синьоров есть карьерная развилка. Можно идти по менеджерскому треку и становиться тимлидом небольшой команды, либо развиваться как эксперт, чтобы вырасти в ведущего исследователя.
У ведущего исследователя и тимлида одинаковые грейд и уровень дохода, но они отличаются своими задачами. Эта развилка даёт большую гибкость, ведь не все хотят расти до руководителей. Возможно, в будущем мы введем еще один экспертный грейд — принципал-исследователя.
Менеджеры в нашем коллективе тоже отличаются: есть руководители небольшой команды одного кластера, а есть руководители исследований большого направления, в котором несколько команд. Поэтому у менеджеров тоже есть свой карьерный трек, состоящий из нескольких грейдов.
Грейды исследователей и менеджеров описаны в матрице компетенций, которую мы периодически обновляем.
Всё о UXLab Авито в четырех пунктах
UXLab — это исследователи и команда рекрута респондентов. Исследователи помогают понять пользователей и запускать нужные и удобные решения, а в рекруте респондентов команда закрывает весь процесс поиска людей для интервью.
Влияем на клиентоцентричность. Развиваем эмпатию к клиентам, лидируем кросс-функциональный проект догфудинга, замеряем пользовательский опыт с помощью CX-метрик.
Создаём стримы — группы, которые помогают исследованиям в Авито развиваться. У нас есть стримы про взаимодействие с другими командами, вклад в продуктовую стратегию, AI в исследованиях. Каждый сотрудник может попробовать создать свой стрим и влиять на процессы.
В UXLab есть разные карьерные треки. После синьоров можно идти по менеджерскому треку, а можно развиваться как эксперт, чтобы вырасти в ведущего исследователя.
Спасибо за уделенное статье время! Больше о работе нашей команды и исследованиях — в Telegram. Делитесь в комментариях опытом того, как построена работа UX-исследователей в вашей компании.
Комментарии (4)
vorphalack
29.10.2024 07:46ну ок, давайте про UI/UX, какими метриками, измерениями и тестами ваши умники решили, что убрать отображение места продажи товара это хорошая идея, особенно для больших городов?
вот я вашим чудо-юдо поиском что-то нашел, мне показало 50 объявлений, все - москва. и мне что теперь, всем продавцам писать вопрос "вы где?!"?. и Зеленоград, и рабочий поселок Киевский, и мкр. Восточный - всё г.Москва юридически, а возможность "поехать, пощупать и забрать" радикально таки разная.
olegkusov
UX это хорошо, но когда с пользователей сервиса начинают брать необъективно большие комиссии за разные услуги будь то аренда жилья или продажа авто, UX всем становится не интересен. Правильные решения менеджеров гораздо важнее любого UX.
Для чего в таком относительно небольшом продукте как Авито 80 сотрудников в UX отделе? Я почти уверен, придет грамотный HR и запустит масштабную оптимизацию. Квоты на 80 человек хватит на всю команду Авито в целом без учёта саппорта.
Авито пользовались миллионы людей до появления UX команд и до того как сервис стал большим в вопросе фич. Людям нравилась простота, удобство и отсутствие навязчивых платных услуг. И по факту пользователю любого сервиса всегда нужно э именно это. Стоимость пользования продуктом и его простота наиболее критичные метрики и правильный подход здесь даст вам постоянный рост пользователей. И необязательно быть исследователем, чтобы это понимать.
wickedmiracle
То есть продукт не должен зарабатывать деньги, я правильно понимаю? А еще он не должен развиваться, судя по вашему комменту.
vorphalack
между "зарабатывать деньги" и "куда вы денетесь с этой подлодки" прямо таки пропасть, при этом авито давно и прочно идет по второму пути.
развитие должно улучшать функциональность и скорость работы, а не так, что сайт тормозит нахрен в браузере с адблоком, а без адблока там еще и грузится вагон трекеров, рекламных сетей и прочего говна, включая иностранное!
(Аллегро, сайт куда лучше сделаный и сильно функциональней - 8 внешних ссылок, авито - 27. да, двадцать семь!)
при этом:
- дурдом с отображением места продажи - см. мой комментарий ниже.
- поиска с исключениями нет до сих пор.
- серийного продавана в ЧС сунуть, чтоб не видеть по 10-20 страниц его хлама - нельзя.
- некоторые давно назревшие и перезревшие (особенно на фоне последней пары лет) категории - никто даже не подумал вводить, а в действующих модераторы иногда не понимают с чем имеют дело и творят дичЪ.
- в мобильном приложении, если тебя разлогинило - ты не можешь посмотреть другие лоты продавца или даже его имя (при этом авито всё еще видит что это ты - но это недостаточно ты, чтоб тебе что-то показывать!)