Привет, Хабр! Одной из важных задач в аналитических запросах является расчет долей, который позволяет узнать, какая часть записей из общего количества по всей таблице соответствует какому-либо критерию. Также нередко полезными оказываются коэффициенты проникновения (в общем-то тоже являющиеся долями). Они позволяют оценить продажи, найти взаимосвязи признаков и сделать много еще чего полезного. Чтобы проводить такого рода расчеты идеально подходит язык DAX. Если Вам интересно, насколько это удобно и как именно сделать это в DAX — добро пожаловать под кат :)
Использование FILTER для расчета числителя доли
В простейшем случае, если всё, что касается критерия отбора записей (для числителя доли) находится в одной таблице, например, в таблице фактов, то для расчета долей можно пользоваться обычной функцией FILTER.
В качестве примера рассмотрим таблицу worker с полями worker[id] сотрудника, его пол worker[gender], имя worker[name] и должность worker[position].
Создадим меры для подсчета долей мужчин и женщин:
Доля М в % =
100
* DIVIDE (
COUNTX ( FILTER ( worker, worker[gender] = "м" ), worker[id] ),
COUNT ( worker[id] )
)
Доля Ж в % =
100
* DIVIDE (
COUNTX ( FILTER ( worker, worker[gender] = "ж" ), worker[id] ),
COUNT ( worker[id] )
)
В результате можно построить дашборд такого вида.
По сути, с учетом подстановки мер, такой дашборд генерирует DAX следующего вида:
SUMMARIZECOLUMNS (
'worker'[position],
"Доля М в %",
100
* DIVIDE (
COUNTX ( FILTER ( 'worker', 'worker'[gender] = "м" ), 'worker'[id] ),
COUNT ( 'worker'[id] )
),
"Доля Ж в %",
100
* DIVIDE (
COUNTX ( FILTER ( 'worker', 'worker'[gender] = "ж" ), 'worker'[id] ),
COUNT ( 'worker'[id] )
)
)
Таким образом, можно не переусложнять меры, и в некоторых случаях успешно решать задачи при помощи обычного FILTER.
Использование REMOVEFILTERS для расчета знаменателя доли
В том случае, если есть несколько таблиц-справочников, то можно использовать REMOVEFILTERS для расчета знаменателя долей. В качестве примера можно рассмотреть пример — коэффициент проникновения.
Коэффициент проникновения (или уровень проникновения) представляет собой процент случаев из всей совокупности, для которых была продажа товара или услуги:
Можно рассчитать коэффициент проникновения по характеристикам клиентов, характеристикам продуктов, сопутствующим товарам и т.д., но в любом случае вид формулы коэффициента проникновения остается неизменным.
Пусть у нас есть таблица с продажами sales и уникальными номерами договоров продаж sales[ordernumber], а также таблица customers с информацией о клиентах и полем образование customer[education] для анализа, рассчитаем коэффициент проникновения в зависимости от характеристик клиента.
Создадим меру Коэффициент проникновения по клиентам в таблице sales:
Коэффициент проникновения по клиентам = 100 * DIVIDE (
DISTINCTCOUNT ( sales[ordernumber] ),
CALCULATE ( DISTINCTCOUNT ( sales[ordernumber] ),
REMOVEFILTERS ( customer ) )
)
На основе этой меры рассчитаем коэффициент проникновения по образованию клиента customers[education], для этого создадим дашборд с мерой Коэффициент проникновения по клиентам.
Видно, что сумма коэффициентов проникновения равна 100, т.к. есть все данные по customers[education] и события составляют полную группу событий.
При выполнении этой меры получим DAX вида:
SUMMARIZECOLUMNS (
customers[education],
"Коэффициент проникновения по клиентам",
100 * DIVIDE (
DISTINCTCOUNT ( sales[ordernumber] ),
CALCULATE ( DISTINCTCOUNT ( sales[ordernumber] ),
REMOVEFILTERS ( customer ) )
)
)
Таким способом можно гибко выбирать характеристики клиента и получать значения коэффициента проникновения по ним.
Опасайтесь вложенных SUMMARIZECOLUMNS
В примерах выше вы наверняка заметили, что в выкладках DAX используется функция SUMMARIZECOLUMNS. Но я бы советовал обращаться с ней осторожно. Если у вас только одна таблица, то использовать SUMMARIZE или SUMMARIZECOLUMNS для знаменателя может быть не очень хорошей практикой с точки зрения производительности, если есть другие возможности.
Вообще говоря, SUMMARIZECOLUMNS является оптимизированной заменой SUMMARIZE. Поэтому использование SUMMARIZE для суммирования и подсчета знаменателя может вызывать вопросы.
Сам по себе DAX меры с одним SUMMARIZECOLUMNS может быть неплох, но поскольку мера выполняется в рамках SUMMARIZECOLUMNS из UI, это фактически приводит к появлению вложенных SUMMARIZECOLUMNS и SUMMARIZE (или, что аналогично, двум вложенным SUMMARIZECOLUMNS). Как следствие, мы получим снижение производительности. Учитывая наличие других возможностей, я рекомендовал бы выбрать решение поизящнее.
Заключение
Работа с долями и коэффициентами проникновения — еще один пример, когда использование DAX делает решение аналитических задач проще и элегантнее. Вы можете применять эти инструменты на платформе Visiology 3 без ограничений — точно так же, как в Power BI. Я специально рассмотрел простейшие примеры и, надеюсь, они будут полезны Вам при расчете долей с помощью мер в DAX в Ваших проектах!
Успешных и быстрых дашбордов! :)