23 апреля 2005 года на сайте YouTube был опубликован видеоролик Me at the zoo, представленный выше. Главный герой — Джавед Карим, который подглуповато рассказывает о слонах, находясь в зоопарке. Он особенно отмечает их «длинные хоботы». Видео снимал Яков Лапицкий, однокашник Карима, и на тот момент он не имел почти никакого представления, для чего будет использоваться отснятое. Карим — один из сооснователей «Ютуба», который принимал непосредственное участие в его развитии. Но его судьба в роли компании сложилась своеобразно.



«Ютуба» не было бы без платёжной системы PayPal. Три основателя сайта — Чад Хёрли, Стив Чен и Джавед Карим (слева направо) — были бывшими сотрудниками «ПэйПэла», попавшими в компанию в момент роста.

Идея сайта родилась именно тогда, когда было возможно её реализовать: появились необходимая пропускная способность канала пользователей и востребованность. Интернет тогда почти целиком состоял из картинок и текста. 26 декабря 2004 года у берегов Индонезии произошло цунами, а в январе грудь Джанет Джексон обнажилась на полсекунды во время Суперкубка. Карим обнаружил, что найти в Сети ролики этих событий было почти невозможно. Сегодня сооснователи расходятся в оценках деятельность друг друга в ранние дни развития сайта. Но хотя бы в одном они согласны: работа над «Ютубом» началась 14 февраля 2005 года. В тот день было зарегистрировано доменное имя сайта, которое было выбрано незадолго до этого.

На создание «Ютуба» Карима вдохновил HotOrNot, сайт знакомств, на котором людям предлагалось оценивать незнакомцев по десятибалльной шкале. Это был один из первых сайтов, на который можно было закачивать свой контент и давать другим людям просматривать его, вспоминает Карим. До этого момента всё было ясно: контент делает владелец сайта, а не посетитель. Кстати, HotOrNot вдохновил другого известного гика — это был Марк Цукерберг, который сделал Facemash, клон с фотографиями студентов Гарвардского университета.

Канал для первой версии сайта обходился в 129 долларов в месяц, и достаточно долго трафик был единственной статьёй расходов — работникам не платили. Изначально посетителей было очень мало, а сам ресурс был примитивен. Нельзя было даже выбрать, что смотреть — «Ютуб» проигрывал ролики в случайном порядке, а поскольку их было немного, постоянно происходили повторы. Именно тогда был опубликован 18-секундный ролик «Я в зоопарке».

Даже сами основатели не знали, чем станет «Ютуб». Считалось, что это сайт знакомств. Карим набивал ресурс роликами взлётов и посадок пассажирских авиалайнеров, чтобы на нём было хоть что-то. Вообще, он проявлял достаточно активности в развитии компании. Чтобы привлечь хоть кого-нибудь, ютубовцы предлагали 20 долларов на Craigslist любой девушке, которая закачает своё видео. Не было получено ни одного ответа. Другой идеей была попытка создать сайт для расшарки видео среди друзей и родственников, вспоминает Чен. Но случилось абсолютно противоположное: сайт стал площадкой для хостинга видеороликов по всему Интернету.

На этом история главного героя первого видео «Ютуба» заканчивается. Карим оставил компанию и ушёл в аспирантуру в Стэнфорде. Это решение было разумным — тогда «Ютуб» имел очень неопределённое будущее. По иронии судьбы Карим так никогда и не получил докторскую степень. К концу лета Sequoia Capital вложила в сайт первые 500 тысяч долларов. Какое-то время над сайтом работали менее 10 человек, все делали это из дома. Позже они переехали в большой офис Sequoia в Менло-Парке, затем в офис в Сан-Матео. В последнем бегали крысы, а позволить себе стены-перегородки компания не могла, поэтому сотрудники обходились занавесками.

«Ютуб» развивался и рос, но уже почти без Карима. Времена менялись, 4 июля 2005 года Кейт Рабойс из инвестиционной фирмы Khosla Ventures, расспрашивая Джаведа, задал вопрос: использует ли сайт Flash? Сегодня HTML5 позволил «Ютубу» полностью отказаться от этого плагина, а тогда Flash считался будущим веба. В 2006 году сайт был куплен гигантом Google за 1,65 млрд долларов, из которых 64 миллиона достались Кариму. Сегодня «Ютуб» является одним из самых больших генераторов трафика в глобальной Сети, на него ежеминутно закачиваются сотни часов видеороликов. Но десять лет назад, выкладывая в общий доступ странноватый 18-секундный фрагмент из зоопарка со своим участием, Джавед Карим не мог и предположить, чем уготовано стать его продукту.

Комментарии (8)


  1. zloddey
    23.04.2015 21:42
    +6

    Позже они переехали в большой офис Sequoia в Менло-Парке, затем в офис в Сан-Матео. В последнем бегали крысы, а позволить себе стены-перегородки компания не могла, поэтому сотрудники обходились занавесками.

    Интересно, сотрудники выкладывали видео с этими крысами на YouTube?


    1. FakeFactFelis Автор
      24.04.2015 07:31
      +2

      Здесь есть упоминание мёртвых крыс на отметке 00:50, но их не показывают. Воспоминания о «крысах размером с кошку» принадлежат дизайнеру Кристине Бродбек. Наверное, это от соседей — офис был расположен над пиццерией.


      1. zloddey
        24.04.2015 09:21
        +3

        Спасибо, забавное видео :)


      1. ivan386
        24.04.2015 15:55

        Интересно кто-нибудь пытался скопировать ключ с видеозаписи?


  1. gro
    24.04.2015 10:34
    -1

    Нельзя «выгрузить туда», можно «выгрузить оттуда».


    1. FakeFactFelis Автор
      24.04.2015 11:01
      -1

      Исправил, спасибо.


    1. TheShestov
      24.04.2015 12:14
      +1

      8 лет как на сайте, а все не знаете, что «ошибки в тексте» в ЛС сообщают?


      1. gro
        24.04.2015 12:16
        +2

        Своё негодование вы таки тоже могли бы не публично выражать.