Всем привет, меня зовут Илья Гордеев, я дизайн-менеджер направления b2b продуктов в X5 Tech. На протяжении этого года я и моя команда разработали и внедрили в свои продукты ряд единых практик и артефактов, которые повысили общую гигиену дизайна, уровень продуктового подхода и понимание потребностей пользователей. Как мы это делали — расскажу в статье.

Какие конкретно проблемы хотелось полечить

Компания Х5 большая, в ней много разных продуктов, каждый из которых создавался по-своему, использовал разные подходы и не всегда соблюдал минимальную дизайн-гигиену. Дизайнеры менялись, привлекались подрядчики, росло легаси, слои дизайна и дизайн-долг, и порой дизайнер просто выгорал от организации проекта в Figma.

Пример дизайн-легаси на одном из продуктов Х5
Пример дизайн-легаси на одном из продуктов Х5

Но помимо очевидного порядка в файлах Figma, слоях и нейминге, дизайн-системе и компонентах (отлично описано в «Метём метлой. Рефакторим дизайн-систему, чтобы верстать макеты без боли») есть ряд «точек роста» именно для продуктового дизайна, на которые можно повлиять системно:

  • UX-исследования — позволят быстрее погрузить новых дизайнеров, а текущим прокачать продуктовый подход, увидеть продукт со стратегической высоты, а кому-то шагнуть из UX/UI-дизайнера в продуктового

  • Проверка качества дизайн-решений — снизит нагрузку на лида и микроменеджмент со спонтанным заходом в макеты и проверкой, ввести рутину для дизайнера и фронта в плане отношения к макетам.

  • Документация дизайна — создание единой точки входа для команды проектирования и разработки, аккумуляция знаний по дизайну продукта, быстрое погружение новых сотрудников, возможность быстро делиться наработками и опытом со смежными командами.

Нельзя просто так взять и сделать единый дизайн-подход для всех продуктов…

Можно, если подойти к этому системно.

Просто нужны единые инструменты, которые, с одной стороны, снизят затраты на запуск дизайна новой инициативы, а дизайнеры смогут внедрить как системные практики. При этом они будут полезны членам продуктовых команд и дадут возможность централизованного мониторинга качества работы над дизайном.

Отсмотрев кучу макетов, проанализировав подходы в командах Х5 и сопоставив с текущими возможностями, выбрали следующее:

  • Инструменты для UX-исследований — персоны для понимания целевой аудитории, информационная архитектура, минимальная дата-аналитика, наработка навыков тестирования и работы с пользователями, создание базы респондентов.

  • Инструменты для повышения качества дизайна — чек-лист дизайна и следования дизайн-системе, обязательное ревью дизайн-решений готовой вёрстки, участие дизайнера в сессии дизайн-критики.

  • Инструменты для документации — любые удобные вики от Notion до Confluence и пр.

Персоны пользователей

Зачем и для чего они нужны, написано много, не буду повторяться. Но как менеджер я хочу быть уверен, что дизайнер и команда понимают, для кого они делают интерфейс. А для их составления были сделаны некие упражнения для знакомства с пользователями, глубинные интервью и анализ дизайнером полученных данных. 

У нас разработан собственный шаблон, он содержит общие данные, роль в системе, оборудование и софт, которым пользуется персона, задачи и боли, страхи и ожидания. В обычных случаях этой информации достаточно, при этом её не так сложно добыть))

Готовые персоны по единому шаблону на одном из продуктов Х5
Готовые персоны по единому шаблону на одном из продуктов Х5

Информационная архитектура и User Flow

Часто b2b продукты имеют сложную структуру, количество ролей может быть более 10. Всё это может привести к логическим ошибкам и ненужным усложнениям.

Любой проект или продукт проще воспринимать, имея перед глазами его информационную архитектуру. Подобный артефакт позволяет легко понять масштаб проекта, сделать оценки по аудиту или редизайну, выявить проблемы в логике.

Информационная архитектура проекта Х5
Информационная архитектура проекта Х5

User Flow — расширенная версия информационной архитектуры, которая совмещает в себе путь пользователя, верхнеуровневое представление структуры экранов, совмещённое с функциональными бизнес-требованиями. Это отличное представление для высоко нагруженных интерфейсов.

User Flow проекта Х5
User Flow проекта Х5

Карточка задачи и чек-лист проверки макетов

Это небольшой шаблон, который заполняет дизайнер, работая над задачей/разделом/фичей. Она содержит понимание, что делаем и зачем. Кто принимает участие из проектирования и все ссылки. 

Чек-лист проверки макетов — подробный гайд с примерами бест-практис, описывающий целевой стандарт оформления макетов и задач, он содержит три блока:

  • Общее оформление — требования для оформления макетов, слоёв, комментариев и подписей.

  • UI-стек — напоминание про разные состояния экранов, форм, скроллы, адаптив и пр.

Гайдлайны и дизайн-система Join — продукты b2b направления создаются на базе внутренней системы Join, и макеты продуктов должны соответствовать токенам, типографике и компонентам дизайн-системы.

Карточка задачи и заполненный чек-лист проверки макетов
Карточка задачи и заполненный чек-лист проверки макетов

Дизайн-ревью вёрстки

Иногда встречаю мнение, что это лишнее, так как можно созвониться с разработчиком  и обсудить голосом все правки. Но у нас речь про системный подход, так что для этой активности был разработан шаблон для единого стиля оформления правок и замечаний.

Ревью готового решения для нового раздела продукта 
Ревью готового решения для нового раздела продукта 

Кроме проверки компонентов дизайн-системы, на ревью дизайнеры проверяют вёрстку на два вида замечаний:

Критические — то, что может повлиять на прохождение сценария:

  • Работоспособность сценария (если есть ветви, то и их)

  • Наполнение страницы (экрана) в соответствии с тикетом на разработку

  • Отображение на разных разрешениях

  • Отображение на разных браузерах

  • Соблюдение сетки

  • Тексты на соответствие макету

  • Состояния элементов и их стили при смене состояния

Некритические — ошибки, которые не влияют на прохождение сценария:

  • Иллюстрации и иконки на отображение и их размер, на соответствие макету

  • Наличие неразрывных пробелов

  • Отступы на соответствие макетам 

  • Шрифты на соответствие стилям

Единый шаблон UX-исследования

Дизайнеры самостоятельно проводят юзабилити тестирования на продуктах. Для удобства и единообразия дизайнерами направления используется единый шаблон, который хранится в документации на wiki продукта и содержит:

  • ФИО дизайнера и дату проведения

  • Ссылку на прототип

  • Тестируемые гипотезы и вопросы

  • Ответы респондентов с критерием успешности

Оформление проведённого юзабилити тестирования нового функционала
Оформление проведённого юзабилити тестирования нового функционала

Организация файлов инициативы в Figma

Помимо прочего, внедрён минимальный набор рабочих файлов для проекта в Figma,  который содержит вышеописанные артефакты, подходы и оформления макетов. Это позволило снизить нагрузку на менеджера и дизайнера на старте инициативы, а также сразу направить в нужное русло дизайн и исследования.

Набор файлов Figma для работы над инициативой
Набор файлов Figma для работы над инициативой
  • Готовые макеты, переданные в разработку

  • Cанбокс дизайнера для работы над задачами

  • Файл под все исследования (персоны, прототипы, информационная архитектура и пр.)

  • Локальная библиотека компонентов проекта

  • Файл для проведения дизайн-ревью

Где это всё системно хранить

Инициатив и других наработок по дизайну много, их видов и разнообразия ещё больше. Всё это нужно где-то хранить и поддерживать в едином месте, удовлетворяющем следующим условиям:

  • Должен быть доступ у всей команды, при этом в корп. контутре (никаких личных ноушенов, драфтов в Figma, почты и пр.).

  • Унифицированная точка входа как для команды продукта, так и для сторонних пользователей (интересанты из других областей).

  • Возможность хранения разных форматов и видов представления данных.

В Х5 Tech единое пространство для сотрудников — wiki. Поэтому выбор остановился на нём. К нему есть доступ у всех сотрудников, а новые знакомы с интерфейсом, он может хранить любые виды файлов, легко поддерживать актуальность, а главное – вся документация по продукту уже хранится в нём.

В итоге

Спасибо команде направления за понимание и поддержку данной инициативы. Внедрение подобных практик на продуктах позволило:

  1. Начинать новые инициативы быстрее с набором понятных векторов развития дизайна и исследований.

  2. Получить важные инсайты, начиная от пути пользователя в интерфейсе до «вытаскивания на свет» затерянных исследований.

  3. Подсветить сильные и слабые стороны продуктового подхода на инициативах и повысить зрелость продуктового дизайна.

  4. Как лидеру направления быть более погруженным в продукты через артефакты и практики дизайна..

Почитать больше про системный подход к дизайну в X5 Tech:

Комментарии (3)