Предисловие

Уважаемый читатель! Хочу вас спросить как нейроархитектор киберархитектора: вы рисовать умеете? Что?! Не знаете что такое портьера нейросетевая архитектура?! Сейчас быстро и на пальцах объясню, покажу и дам попробовать.

В архитектурном сообществе так исторически сложилось, что существовали две категории архитекторов: зодчие и «бумажные архитекторы». Зодчие проектировали здания для постройки, а «бумажные архитекторы» рисовали города ради собственного удовольствия.

Во второй половине XX века у архитекторов появилась возможность проектировать здания на компьютере, а не на бумаге как ранее. После этого архитекторов стали уважительно называть цифровыми архитекторами, а их творения — цифровой архитектурой. При этом, роли архитекторов не изменились. Цифровые зодчие применяли программное обеспечение (CAD/CAM) для проектирования и документирования проектов зданий и инфраструктуры. А цифровые футуристы (они же «бумажные архитекторы») применяли программное обеспечение (растровые и векторные графические редакторы)  для создания произведений цифрового искусства (проще говоря, для рисования красивых картинок).

В XXI веке цифровая трансформация продолжилась. Среди цифровых зодчих и футуристов появились киберзодчие и киберфутуристы. Киберзодчие создают архитектурные киберпространства —  цифровые модели реальных городов. Киберфутуристы тоже создают киберпространства, но городов будущего, т.е. городов, которых никогда не будет. Тонкое отличие, не правда ли?!

И, наконец, самое последнее архитектурное течение нейроархитектуры это нейрозодчие и нейрофутуристы. Нейрозодчие (нейроархитектурные зодчие) используют нейросети для генерации форм и текстур, которые затем в реальных проектах рассчитывают традиционной математикой для воплощения в строительном материале (дополнительно см. органическая архитектура). А нейрофутуристы (нейроархитектурные футуристы) используют нейросети для рисования красивых цифровых картинок генерации киберпространств, которые с эстетической выразительностью гармонизируют городскую среду будущего с историческим и экологическим окружением прошлого. 

Видите как всё просто и понятно?!

Теперь, когда вы знаете кто такие нейроархитектурные футуристы, предлагаю провести эксперимент и создать образ мегаполиса киберпанка с помощью нейросети. Для начала попытаемся ответить на вопросы: Откуда авторы произведений киберпанка взяли архитектурный образ мегаполиса? Какие архитектурные стили повлияли на его становление? Как устроен мегаполис киберпанка?

Как закалялась сталь мегаполиса

Не буду пересказывать публикации о влиянии модернизма на авторов произведений киберпанка. За последние 40 лет об этом написано достаточно много. Воспользуюсь готовыми выводами этих публикаций.

При описании городов киберпанка авторов вдохновлял архитектурный модернизм, который господствовал в архитектуре в период с начала 1900-х годов и по 1960-е годы. Для тех, кто не знал и забыл, слово «modern» на латинских языках Европы означает «современный». Другими словами, «архитектурный модернизм» это всего-навсего «современные здания».

В среде архитекторов эпохи модернизма шёл отказ от стилей прошлого и безудержное творение новых форм и конструкций современности. В начале XX века появилось множество течений архитектурного модернизма: конструктивизм (1910—1920-х годов), футуризм (1912-1940-х годов), функционализм (1920—1930-х годов), рационализм (1920-х годов в СССР), движение «Баухаус», брутализм, советский модернизм. Однако к 1960-м годам большинство этих течений объединились в более широкое понятие интернациональный стиль (1930—1950-х годов).

При составлении обобщённого образа футуристического мегаполиса мной использованы следующие материалы:

«Метрополис» режиссёра Фрица Ланга в нейросетевом представлении
«Метрополис» режиссёра Фрица Ланга в нейросетевом представлении

Я знаю, город будет!

После того как мы ответили на вопросы откуда авторы произведений киберпанка взяли архитектурный образ мегаполиса и какие архитектурные стили и проекты повлияли на его становление, попытаемся ответить на вопрос о том, как устроен мегаполис киберпанка. Описание города сопровождают иллюстрации, созданные нейросетью Шедеврум.

Общий вид мегаполиса

Произведения  «классического» киберпанка описывали будущее США, опираясь на происходящие изменения в обществе. Именно эти изменения привели к появлению мегаполисов. Каждая общественная формация порождает свой тип городов и общество США не стало исключением.

Рассмотрим факторы среды мегаполиса киберпанка.

Техническая характеристика мегаполиса

Технические особенности мегаполиса киберпанка:

  • однородная урбанистическая среда;

  • рациональная организация городского пространства, структурное деление мегаполиса:

    • центр города;

    • деловые кварталы;

    • промышленные и складские зоны;

    • жилые кварталы;

    • транспортные магистрали;

  • централизованная, планомерная, непрерывная застройка;

  • геометрически правильные, функциональные формы кварталов и зданий:

    • прямоугольная сетка кварталов;

    • прямоугольная форма, вертикальная направленность небоскрёбов;

    • горизонтальная направленность деловых и жилых зданий;

    • твёрдая линия крупных массивов;

    • стеклянные геометрические объёмы небоскрёбов и высотных зданий;

  • многоуровневость зданий и транспортных магистралей:

    • скоростные автодромы с эстакадами на ниже расположенные шоссе и улицы;

    • разная этажность кварталов: небоскрёбы центра, высотки деловых кварталов, средняя этажность жилых кварталов, низкая этажность промышленных зон;

    • подземные инженерные сооружения:

      • первый подземный уровень: линии и станции метро;

      • второй подземный уровень: железные дороги пригородного и междугородного сообщения;

      • третий подземный уровень: железнодорожные линии дальнего следования;

  • конструктивные особенности сооружений:

    • железобетонные конструкции зданий с глубоким фундаментом и подземными этажами;

    • внешние лифты и инженерные сооружения;

    • электрическое освещение:

      • неоновые подсветка и рекламные панели;

      • скудная внутренняя подсветка.

Социальная характеристика мегаполиса

Социальные особенности мегаполиса киберпанка:

  • Бесчеловечный, враждебный, вредный для здоровья город. 

  • Многонациональность населения, мигранты и переселенцы из разных стран мира, расовое смешение.

  • Мультикультурализм, диаспоры разных культур. Войны банд за сферы влияния в городе.

  • Перенаселённость бедных районов города порождает социальную напряжённость.

  • Бедность, безработица низших слоёв — причина вступления в банды и организованной преступности.

Экономическая характеристика мегаполиса

Экономические особенности мегаполиса киберпанка: 

  • кварталы города разделены по уровню дохода граждан: богатые, средние, бедные;

  • резкое экономическое расслоение общества, от астрономически богатых до нищих.

Политическая характеристика мегаполиса

Реальная власть принадлежала транснациональным корпорациям, государственные учреждения лишь представляли интересы корпораций. Американские банкиры и корпорации вели яростную схватку за доминирование в мире:

  • со старыми английскими банками и компаниями;

  • с новейшими японскими конгломератами.

Культурная  характеристика мегаполиса

США перестали подражать Европе в культуре и искусстве и объявили о развитии собственной культуры и искусства. Как результат общая деградация культуры и искусства. Культура замещена культом денег. Искусство вытеснено кичем.

Общий вид мегаполиса киберпанка с высоты птичьего полёта. На переднем плане центр города с небоскрёбами. На заднем плане деловые и жилые кварталы с низкой этажностью. Два широких главных проспекта пересекаются в центре города.
Общий вид мегаполиса киберпанка с высоты птичьего полёта. На переднем плане центр города с небоскрёбами. На заднем плане деловые и жилые кварталы с низкой этажностью. Два широких главных проспекта пересекаются в центре города.

Центр города

В мегаполисе один явный центр города, который не предназначен для размещения жилых, производственных, складских помещений. Центр города представлял собой центр власти и концентрировал в одном месте все властные структуры:

  • государственные учреждения, прокуратуру, суд;

  • штаб-квартиры транснациональных корпораций.

Многоуровневая структура центра города выглядела следующим образом (от нижнего уровня к верхнему):

  • в подземной части:

    • на самом нижнем, глубоком уровне действовал центральный вокзал поездов дальнего следования;

    • на среднем подземном уровне действовал центральный вокзал поездов пригородного направления;

    • на верхнем подземном уровне находилась станция метрополитена;

  • наземную часть заполняли небоскрёбы и высотные здания;

  • в воздушной части:

    • над зданиями проходили трассы личного воздушного транспорта, для которого на крышах небоскрёбов располагали посадочные площадки;

    • выше проходили трассы общественного воздушного транспорта, для которого существовал центральный аэродром;

    • ещё выше проходили трассы воздушного транспорта дальнего следования, аэродром дальнемагистральных линий располагали за пределами мегаполиса.

Небоскрёбы

Небоскрёбы центра мегаполиса представляли собой комплекс различных по высоте и силуэту башен, соединённых между собой переходами на различных этажах. Большие, надёжные, с соразмерными архитектурными деталями, которые подчёркивали твёрдую линию крупных массивов. Большие стационарные окна, обрамлённые с обеих сторон створчатыми окнами поменьше, которые обеспечивали дополнительный приток света и вентиляцию. Иногда окна выступали за пределы стены, образуя небольшой эркер. Длинные вертикальные динамичные линии намекали на движение, скорость, актуальность. Американская архитектура практичного расчёта, дерзости и простоты.

Внешний вид небоскрёбов мегаполиса сочетал американскую эстетику с практическим коммерческим смыслом. Заказчики зданий утверждали: «Американская архитектура — это не искусство, а бизнес. Здание должно окупать себя, иначе это потерянные инвестиции. Каждый кубический фут декоративной отделки сверх необходимого — это пустая трата времени и денег». Если небоскрёбы и содержали богатые узоры, то только на уровне первого этажа, чтобы привлечь внимание прохожих к успешному бизнесу владельца. Верхние этажи оставались с простой отделкой и чёткой геометрией. Сложные детали не применяли, т.к. это не нравилось заказчикам от бизнеса.

Если позволяла территория, здания строили в виде коробчатого палаццо с большим светлым двориком. Двор покрывали стеклянной крышей и создавали таким образом атриум для магазинов и ресторанов. Владельцы здания запрашивали арендную плату в таких магазинах в пять-шесть раз выше, чем за аренду офисов в этом же здании.

В наземной части здания сторонний прохожий явно видел тройственное деление: 

  • массивное, иногда богато украшенное основание первых этажей;

  • среднюю секцию, лёгкость которой придавали устремлённые ввысь вертикальные линии конструкции и блики света, отражающиеся в многочисленных  окнах;

  • линию крыши, которая подчёркивала завершённость конструкции.

По ночам фасады небоскрёбов украшала внешняя подсветка. На крыше здания загорались красные сигнальные огни для навигации воздушного транспорта.

Небоскрёбы представляли собой маленькие города. Внутри здания сотрудникам офисов оказывали широкий спектр услуг: магазины без внешнего доступа, парикмахерские, газетные киоски, портные, библиотеки и залы переговоров.

Обслуживал здание владелец небоскрёба. До 20% дохода от аренды составляли расходы на уборщиков, лифтёров, инженеров, электриков и других специалистов.

На первом этаже небоскрёбов открывали магазины и рестораны. На верхних офисы государственных учреждений и коммерческих фирм.

На верхних этажах архитекторы располагали смотровые площадки, которые пользовались большой популярность у горожан. Оттуда не только открывался красивый вид всего города, но сами места оказались очень популярны для встреч и свиданий.

В центре мегаполиса небоскрёбы разной этажности и принадлежности: высотная штаб-квартира транснациональной корпорации и «шкафы» государственных учреждений. Плоские крыши с посадочными площадками. Видна сквозная сетка улиц. Вдалеке торчит шпиль мегасооружения.
В центре мегаполиса небоскрёбы разной этажности и принадлежности: высотная штаб-квартира транснациональной корпорации и «шкафы» государственных учреждений. Плоские крыши с посадочными площадками. Видна сквозная сетка улиц. Вдалеке торчит шпиль мегасооружения.

Деловые кварталы

Рядом с центром города располагались деловые кварталы, которые различались по назначению. Существовали финансовые, торговые, образовательные кварталы.

Финансовые кварталы

В финансовых кварталах здания размещали банки, страховые компании, биржи и другие фирмы, связанные с ценными бумагами, финансами, недвижимостью. Для всех этих организаций оставалось важным поддерживать имидж надёжных и состоятельных заведений. Само присутствие компании в этом дорогом и престижном районе уже говорило о финансовой стабильности.

Поддержанию имиджа способствовала архитектура в стиле хай-тек, которую отличала подчёркнутая дороговизна, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность. Широко применяли стекло, пластик, металл, бетон. Во внутренних помещениях присутствовало децентрализованное освещение, создававшее эффект простора. Высокий прагматизм планирования внутренних пространств вынуждал архитекторов выносить наружу здания функциональные конструкции (лифты, пожарные лестницы, вентиляцию и т.п.). Иногда конструкция и отделка нарочито подчёркивали антиисторичность для того, чтобы подчеркнуть собственную особенность компании и её отличие от других. Только богатые компании и банки могли позволить себе такое здание. За это горожане мегаполиса в шутку прозвали их «банковскими соборами».

Финансовый центр
Финансовый центр

Торговые кварталы

В торговых кварталах размещались крупные и мелкие торговые центры, фешенебельные магазины, гостиницы, бизнес-центры. Поскольку все эти здания предназначались покупателям, не существовало необходимости в высотной застройке. Поверьте, довольно сложно заманить покупателя на 125-й этаж для того, чтобы он выбрал новогоднюю открытку.

Особенно примечательной деталью зданий служили прямоугольные окна. В центре стояло жёстко закреплённое оконное стекло, а по обеим сторонам находились подвижные оконные рамы, которые открывали подобно дверям.

Элегантная простота верхних этажей контрастировала с пышным декором первых двух, в которых располагали витрины с архитектурным декором, образующим богатые оконные рамы. Иногда для декорирования применяли чугунный орнамент, основанный на геометрических формах.

Главный вход также оформляли декоративными элементами.

В некоторых зданиях торгового квартала на крыше разбивали летний сад и располагали там ресторан или кафе.

Отдельно следует сказать несколько слов о бизнес-центрах. Помещения в них располагали вдоль длинного коридора. Сами помещения оставались небольшими — в среднем 16 квадратных метров. Это позволяло небольшой компании сначала арендовать одну-две комнаты, а затем арендовать дополнительные офисы. Арендаторы старались как можно полнее использовать дневное время суток, пока солнечный свет через больших окна довольно хорошо освещал помещения. В вечерние часы электрические светильники освещали офисы довольно тусклым светом.

Торговые центры
Торговые центры

Образовательные кварталы

Несмотря на название в таких кварталах располагали не только образовательные учреждения, но и музеи, выставочные залы, концертные залы, а порой и административные здания коммунальных городских служб.

Здания отличались простотой, практичностью и низкой этажностью. Помещения в зданиях подобного типа группировали очень компактно.

Промышленная и складская зона

Отдельные кварталы город выделял под промышленные и складские зоны. Жилые здания в таких зонах не строили.

Для промышленных и складских кварталов сохраняли зональность:

  • чистые высокотехнологичные производства и склады электронной продукции располагали ближе к деловым кварталам;

  • обычные производства и склады располагали на окраине города, ближе к основным транспортным магистралям;

  • грязные производства выносили за черту города.

Промышленная и складская зона
Промышленная и складская зона

Жилые кварталы

В мегаполисе киберпанка существовало три типа жилых кварталов: богатые, среднего достатка и трущобы нищеты.

Малоэтажное жильё богатых кварталов выполнено по индивидуальным архитектурным проектам, обычно в стиле хай-тек.

Здания жилого квартала горожан среднего достатка представляли собой многоэтажные ступенчатые дома, связанные между собой переходами, галереями, мостами. Серийные, однотипные строения выглядели безликими, с торчащими углами форм, серыми от бетонных конструкций, с грубой минимальной внешней отделкой, а иногда и вовсе без отделки. Плоские крыши, утыканные телекоммуникационным оборудованием. Ленточное остекление в солнечные дни позволяло хоть немного освещать внутренние помещения. Но так везло не всем жильцам. В квартирах, попавших в постоянную тень рядом стоящей многоэтажки, ощущалась вечная подвальная сырость, вне зависимости от этажа.

Внутренние помещения часто обработаны кафельной плиткой, которая даёт ощущение бесчеловечной стерильности. Поражал контраст между огромными внешними размерами здания и маленькими внутренними помещениями. Это делало здание похожим на улей или муравейник. Такие здания в народе прозвали «человейниками».

Нижние этажи зданий представляли собой колонны, между которыми мог проехать автомобиль. Свободные для проезда проёмы служили для провоза и разгрузки грузов.

Спальный район
Спальный район

Транспорт

Все улицы города представляли собой многоуровневые транспортные коридоры, распределённые по назначению: 

  • подземные и нижние автострады для грузовиков;

  • средние для общественного транспорта;

  • верхние для личного транспорта.

Бетонные эстакады без перекрёстков, но со съездами на трассы, расположенные выши или ниже, предназначались для скоростного одностороннего движения.

Главные транспортные магистрали пересекались в центре города с осевым направлением: север-юг, восток-запад. 

Между кварталами города пролегали широкие проспекты с многополосным движением.

В индустриальную и постиндустриальную эпохи всё, что движется по трассам чётко делили на наземный, воздушный, водный транспорт. В эпоху киберпанка обычное явление — многофункциональный электротранспорт, способный двигаться по воздуху, по земле и по воде. Зарядка аккумуляторов такого транспорта происходила автоматически во время движения мимо любого близлежащего здания.

Многоуровневая транспортная развязка мегаполиса
Многоуровневая транспортная развязка мегаполиса

Мегасооружения

Иногда в черте города возникали мегасооружения различного назначения: 

  • гигантские штаб-квартиры корпораций;

  • единый жилой комплект, охватывающий несколько кварталов;

  • общественное здание с музеями, выставочными залами, библиотеками, концертными залами и т.п.

Мегасооружения поражали размерами, величием, мощью и монументальностью. На фоне мегасооружений даже небоскрёбы казались спичками.

Существовало два вида мегасооружений — гигантские пирамидальные и футуристической формы.

Гигантские пирамиды, эдакие города в городах, строили по следующим соображениям:

  • собрать в одном месте все государственные, административные учреждения;

  • комплекс подразделений одной мегакорпорации;

  • единый жилой комплекс, не разделённый на отдельные жилые строения.

Футуристические конструкции из стекла и стали в основном предназначались для общественного использования: проведения конференций, выставок, концертов.

Футуристическое общественное мегасооружение, в котором размещены выставочные, концертные, читальные залы
Футуристическое общественное мегасооружение, в котором размещены выставочные, концертные, читальные залы
Футуристическая конструкция мегабиблиотеки
Футуристическая конструкция мегабиблиотеки

Послесловие

Не знаю насколько у меня это получилось, но в статье я хотел сказать, что мы живём в эпоху «развитого киберпанка». То, что 40 лет назад «классики» киберпанка воспринимали как фантазию и художественный вымысел, для нас — обыденность, а для многих — ещё и профессия. Ну кого сейчас можно удивить CAD/CAM приложениями, с помощью которого современные цифровые архитекторы создают киберпространства зданий и городов?! Да и тема нейросетей, с которыми работают нейросетевые архитекторы, уже довольно приелась, а множество научных файлов на эту тему валяются в «Киберленинке» на дальней полке, покрытые толстым слоем электронной пыли.

С практической точки зрения приведённое мной описание мегаполиса киберпанка может пригодиться вам для собственных экзерсисов генерации нейросетями изображений или видео. Ведь самое нудное в этом деле — это сидеть и самостоятельно выдумывать набор токенов (ключевых слов).

Комментарии (6)


  1. RusikR2D2
    05.12.2024 12:33

    Все же, главной особенность киберпанка (или любого другого -панка) - это относительно низкая "ценность" человеческой жизни и, как следствие, царит ограниченная "вседозволенность". С положительной стороны можно отметить момент, что полиция не вмешивается в "разборки", пока это не начинает угрожать большой массе жителей, или каким-то богатым жителям, или критической инфраструктуре. В тоже время "криминальная" часть мира тесно взаимодействует с некриминальной, но не угнетая их, а скорее давая им дополнительные свободы и возможности.
    Сомневаюсь, конечно, что такое возможно в реальном мире.
    Что касается гигантских зданий, киборгов и километров проводов - это все внешний антураж и, скорее, выглядит как "утонувший в навозе мир", просто показывая преувеличенные страхи текущего поколения, экстраполированные в недалекое будущее.
    С таким успехом многие азиатские города можно назвать киберпанк-городами. Например, Дели в Индии.


    1. Giox_Nostr Автор
      05.12.2024 12:33

      Отличное дополнение! Согласен полностью.

      Что касается гигантских зданий, киборгов и километров проводов - это все внешний антураж ...

      С этим тоже согласен, но хотел бы ещё раз обратить внимание читателей на то, что статья на самом деле:

      • О новых информационных профессиях в текущую цифровую эру: киберархитектор, нейроархитектор. Понятие "киберпространство" давно стало рабочим. Без нейроархитекторов немыслима сегодняшняя органическая архитектура.

      • О стилях в искусстве. Архитектура как вид искусства применима не только к зданиям, но и информационным системам. Только архитекторы ПО мало задумываются о том, в каком архитектурном стиле они творят? Какой нынче архитектурный манифест ПО? Модернизм, постмодернизм, неомодернизм, метамодернизм, футуризм?


      1. RusikR2D2
        05.12.2024 12:33

         Какой нынче архитектурный манифест ПО? Модернизм, постмодернизм, неомодернизм, метамодернизм, футуризм?

        Надеюсь, речь все же о внешнем виде. Названий вроде никто не придумал, но различия "в поколениях" явно есть. Времена DOS, времена до WinXP, какое-то переходное время, время расцвета смартфонов. Аналогичное и для сайтов.


        1. Giox_Nostr Автор
          05.12.2024 12:33

          Надеюсь, речь все же о внешнем виде. 

          Нет, нет. Не о "внешнем виде". Дело в инженерии. Попытаюсь показать на аналогии:

          • Строительство. В конце XIX века в США строили в стиле неоренессанса и «романского возрождения». Однако при возникновении необходимости высотного строительства (выше 10 этажей) возникли стилевые и инженерные проблемы. Стиль: здания неоренессанса горизонтальные, а высотки -- вертикальные. Инженерия: в зданиях неоренессанса стены служат несущей конструкцией. Но кирпич хрупкий, поэтому чем выше здание, тем толще стены. Для высоток архитекторы придумали несущий каркас (сначала стальной, потом железобетонный). Возник архитектурный стиль рационализм, затем функционализм.

          • Автоматизация. В 1950-1960-х годах автоматизаторы "ваяли" в архитектурном стиле рационализма. Вычислительная машина, программа и данные представляли собой единое целое. Столкнулись с инженерной проблемой сложности вычислений и объёма данных. Мейнфреймы и суперкомпьютеры (эдакие "небоскрёбы" ИТ) проблемы не решили. А вот когда произошло разделение устройство, ПО и данных, это позволило на множестве гетерогенных машин, множество гетерогенного ПО обрабатывать множество гетерогенных распределённых данных. Другими словами: методы архитектурного функционализма.


          1. RusikR2D2
            05.12.2024 12:33

            В случае со зданиями технология определяет внешний вид и содержание. В случае с программами, интерфейс "первичен", а на каком языке и как оно написано, для конечных пользователей (!) вообще роли не играет в 99% случаев (есть различия в оптимизации).


            1. Giox_Nostr Автор
              05.12.2024 12:33

              В случае со зданиями технология определяет внешний вид и содержание. 

              Это античный взгляд на архитектуру. Соответствует примерно 80 году до н.э. В этом же ключе высказался древнеримский архитектор и механик Марк Витрувий Поллион в книге "Десять книг об архитектуре":

              Архитектуру определяет прочность, польза, красота.

              Под "прочностью" он понимал то же самое, что и вы под "технологией".

              Но за последние 2000 лет зодчие уже много чего добавили к этим взглядам.