В новостных сводках, каналах, изданиях мы все чаще наблюдаем за успехами оптимизации, автоматизации и внедрения новых систем ТОиР промышленного оборудования. На больших предприятиях оборудование принято называть активами, подчеркивая их важность для достижения целей компании.
Да, промышленное оборудование - безусловно критически важное оборудование инфраструктуры предприятия и от надежности такого оборудования во многом зависит доход компании.
А что же с активами банков? Нет, не теми финансовыми инструментами, которыми они пользуются, а «железными» активами, которые также помогают банкам работать. Как же быть с обслуживанием инженерного оборудования или оборудования противопожарных систем, а еще и кассовой техники? - зададимся мы вопросом. Почему про процессы обслуживания этого оборудования мы мало где можем найти информацию? Ведь оно также является немаловажным звеном основной цепочки бизнес-процесса предприятия, и от его бесперебойной работоспособности зависит многое.
Возьмем например банк. Инженерные системы и системы противопожарной безопасности банка – это «сердце», жизненно важный элемент объекта. Кассовая техника – это «стержень» кассового узла, центра пересчета. Исправное и безотказное состояние элементов инженерных систем обеспечивает удобство, уют и комфорт сотрудникам и клиентам банка, а кассовой техники – непрерывность процесса пересчета и, как следствие, напрямую влияет на прибыль.
Наша команда Банка ВТБ давно занимается этими вопросами и мы хотим рассказать об одной такой истории автоматизации процессов ТОиР в банковской сфере.
В 2020 году Банк ВТБ, как и положено крупным компаниям, обновлял программное обеспечение и переходил на обновленную версию SAP S4. Управление эксплуатации. Административного департамента банка, проанализировав текущие процессы ТОиР, вынесла предложение включить в новую сборку программы SAP дополнительный модуль PM (ТОРО). Руководство компании поддержало идею цифровизации технического обслуживания и ремонта. Так началась история автоматизации ТОиР в Банке ВТБ.
В 2021 году команда группы ТОРО собрала всю информацию по обслуживаемому оборудованию инженерных систем, систем противопожарной защиты и кассовой технике сети банка (по всей России). Выработала с командой аналитиков шаблоны загрузки, классификаторы НСИ, иерархии объектов учета, роли пользователей. В базу данных SAP ТОРО был занесен весь объем собранной информации. Всего получилось 50 000 Единиц оборудования. С системной БДО уже можно было работать.
В системе учета SAP PM, список объектов учета принял следующий вид:
В течении 2021 года, группа ТОРО разработала ряд инструкций пользователя, утвердила регламент работы в модуле ТОРО, провела цикл обучений, внесла в Договоры на ТОиР с подрядчиками необходимые формулировки, параллельно вела работу по наполнению паспортных технических характеристик оборудования. При этом уже стартовало формирование периодических плановых работ по Техническому обслуживанию в системе (стратегия ППР). Служба эксплуатации получила общую консолидированную базу данных обслуживаемого оборудования, а также отчеты о выполненных и запланированных работах. Процесс ТОиР начал визуализироваться.
В системе учета SAP PM, перечень работ стал выглядеть следующим образом:
В 2022 год группа ТОРО вошла с амбициозными планами на будущее. Просто учета оборудования и планирования работ по оборудованию показалось недостаточным для управления процессами ТОиР. Необходимо было минимизировать ручную обработку информации и повысить эффективность мероприятий ТОиР, контролировать процесс выполнения работ и расширять зоны влияния. Для реализации этих целей были открыты новые проекты: Мобильное ТОРО и учет ЗиС с их конструктивными элементами.
В течении 2023 года по Мобильному ТОРО был выбран разработчик системы, спроектировано решение, реализована новая информационная система, протестирована функциональность, проведена опытно-промышленная эксплуатация. Одновременно собрана информация по ЗиС и занесена в систему SAP. Запущен процесс планирования работ по ЗиС и наполнения объектов необходимыми характеристиками (паспортизация).
Произошел переход от сбора информации к управлению деятельностью, в рамках которого настроено формирование управленческой отчетности ТОиР и произведен расчет ИТС, а также разработан метод расчета вспомогательных технико – экономических показателей модуля ТОРО, таких как:
показатель общей эффективности оборудования;
показатель морального устаревания оборудования;
показатель эффективности КА;
показатель состояния объектов ЗиС.
К концу 2023 года, накопив опыт, навыки и знания в области ТОиР, Группа ТОРО полноправно смогла участвовать в Олимпиаде инженеров по планированию и надежности в рамках информационно-образовательного проекта «Простоев.НЕТ». В Олимпиаде принимали участие более 200 экспертов из различных компаний, опытных гигантов в сфере ТОиР, с которыми очень сложно было конкурировать специалистам банковского сектора с 3-х летним опытом. Каждый участник группы лично продемонстрировал свои знания и умения в сфере ТОиР и получил объективную оценку уровня своей компетентности в данном направлении. Высокие оценки, коллективные усилия и командная работа позволили ребятам занять третье место в командном зачете.
Для Административного департамента Банка ВТБ призовое место в этой сфере стало знаковым событием!
2024 год начался с того, что Банк ВТБ получил готовый инструмент автоматизированного контроля выполнения работ по ТОиР в виде портала диспетчера и мобильного приложения системы Мобильное ТОРО.
Стартовало применение управленческой отчетности с графиками и дашбордами по основным показателям ТОРО, а также использование технико-экономических показателей ТОРО в текущей деятельности и при принятии управленческих решений, а именно: выстраивание алгоритма определения объемов потребности к замене/модернизации объектов учета, формирование рекомендаций по выявлению наиболее эффективного производителя, произведение оценки деятельности подрядчиков по обслуживанию. Что, в свою очередь, позволяет принимать взвешенные решения по инвестициям на переоснащение сети и оптимизации стратегий планирования.
На текущий момент группа ТОРО Банка ВТБ поставила перед собой ряд грандиозных задач:
Расширить текущий функционал дополнительными доработками системы, для удобства работы с массивом учетных данных и вовлеченности смежных подразделений в рабочие процессы ТОиР. Бесшовно перейти на отечественную платформу ERP в рамках федерального проекта по импортозамещению.
Перейти на надёжностно-ориентированный подход в управлении процессами ТОиР, что незамедлительно приведет к эффективному использованию рабочего времени и оптимизации расходов в обозримой перспективе.
Все любят говорить про эффекты. Самый очевидный эффект, который мы уже достигли при запуске базовых процессов ТОиР – это повышение качества работы инженерных систем в офисах банка. Что оказывает значительное влияние на удовлетворённость клиентов и их лояльность к банку. Если чуть-чуть поподробнее, то:
Комфорт и удобство. Клиенты чувствуют себя комфортно в помещении банка благодаря эффективной работе систем вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха и освещения.
Безопасность и надёжность. Работа систем безопасности, таких как пожарная сигнализация, видеонаблюдение и контроль доступа, обеспечивает клиентам чувство защищённости и уверенности в сохранности их личных данных и имущества.
Оптимизация ресурсов. Грамотное планирование технического обслуживания и ремонта, а так же своевременное обновление производственных активов, позволяет эффективно использовать ресурсы банка, и оперативно предоставлять необходимый для клиентов сервис. Все это создаёт у клиента положительное впечатление о банке и повышает вероятность его повторного обращения. Так же нельзя забывать о тех бонусах, которые дает автоматизация процессов ТОиР непосредственно для банка:
Повышение надёжности и безопасности. Регулярное техническое обслуживание и ремонт оборудования инженерных систем позволяют предотвратить аварии и сбои в работе, что обеспечивает непрерывность бизнес-процессов и защиту клиентов и сотрудников банка. Отмечено снижение количества аварий и сбоев примерно на 8%.
Снижение затрат на ремонт. Своевременное техническое обслуживание позволяет выявить и устранить проблемы на ранней стадии, предотвращая дорогостоящий ремонт в будущем. Это также способствует снижению времени простоя оборудования из-за поломок. Фиксируется сокращение затрат по ремонту на 4 %.
Увеличение срока службы оборудования. Своевременное обслуживание продлевает срок службы оборудования, снижая необходимость в замене или модернизации. Около 12% оборудования сверх нормативного срока эксплуатации остается в работоспособном состоянии.
Соблюдение законодательства. Соблюдение требований законодательства и стандартов безопасности в области эксплуатации оборудования снижает риски возникновения штрафов и судебных исков.
Контроль и отчётность. Процессы ТОиР обеспечивают прозрачность и контроль за состоянием оборудования, позволяя принимать обоснованные решения о его обслуживании и ремонте.
Эти эффекты могут привести к увеличению прибыли банка, улучшению его конкурентоспособности и повышению уровня доверия со стороны клиентов и партнёров.
Сегодня база данных SAP ТОРО Банка ВТБ насчитывает:
8 федеральных округов
70 регионов
540 городов
2 000 объектов ЗиС
6 500 моделей оборудования
120 000 Единиц оборудования
800 000 работ по ТОиР в год
Это грандиозное достижение стало возможным за счет кропотливой и самоотверженной работы сотрудников группы ТОРО.
Мы точно знаем, что завтра будет еще больше, интереснее, лучше, эффективнее!
Геннадий Бесков
Руководитель группы ТОРО Отдела сопровождения договоров и контроля затрат Управления эксплуатации Административного департамента Банка ВТБ (ПАО)
dazran
А как sap в нынешних реалиях вяжется с приказом об импортозамещении?
Gennady_B Автор
Мы, как и все, ранее зависимые от зарубежного ПО компании, стоим на пороге эры импортозамещения. Для нас не сложно было развернуть функционал с нуля на платформе SAP, для нас и не составит труда с лёгкостью перейти на отечественную платформу. Я в этом уверен. ПО уже подбирается. В ближайшее время будем готовить данные к миграции.