Центр непрерывного образования
факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ
В первой части мы рассмотрели два вычислительных проекта, предпринятых в XVIII веке: предсказание времени возвращения кометы Галлея и создание логарифмических таблиц для десятичного деления угла. За обоими проектами стояла идея разделения труда между несколькими вычислителями, работающими по заранее составленной программе. Однако их цели были разными: первый проект был чисто научным, второй, напротив, чисто прикладным.
Сегодня Антон Басов @antonbasov, исследователь истории науки и техники, автор Центра непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ, расскажет о двух прикладных задачах, которые также решались при помощи вычислений: нахождение долготы и определение пути артиллерийского снаряда.
Антон Басов
Исследователь истории науки и техники, автор Центра непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ
На службе Нептуна
Представим, что мы находимся в открытом море. Нам не видны берега, а компас показывает лишь направление движения. Так как мы путешествуем под парусом, мы можем лишь приблизительно определить свою скорость и, следовательно, пройденное расстояние. Как же можно определить, где мы находимся?
Наше местоположение — это точка на земном шаре, которую можно определить через две координаты, широту и долготу. Найти широту несложно — достаточно измерить высоту небесного тела, чаще всего Солнца или Полярной звезды, в момент прохождения через меридиан.
Найти же долготу гораздо сложнее — настолько сложно, что люди научились делать это лишь в XVIII столетии. До этого единственным по-настоящему рабочим способом было наблюдение лунных затмений, предложенное древнегреческим астрономом Гиппархом. Зная заранее, во сколько затмение должно произойти в порту, навигатор наблюдал его же на корабле по местному времени. Разница между предсказанным и измеренным временем и была долготой.
Проблема долготы стала животрепещущей в эпоху Великих географических открытий. Корабли стали ходить между континентами, и потеря каждого из них грозила не только гибелью людей, но и огромными убытками. С середины XVI века правители разных стран — Испании, Португалии, Нидерландов — предлагали премии тем, кто создаст рабочий способ определения долготы.
В 1714 году английский парламент рассматривал петицию об учреждении такой премии. Для оценки предложенного проекта парламент пригласил ученых, среди которых были наши старые знакомые сэр Исаак Ньютон и Эдмунд Галлей. Ньютон к тому времени был президентом Королевского общества и главным ученым Великобритании, поэтому его мнение имело огромный вес. В своем отчете парламенту он сообщил о трех известных методах нахождения долготы:
Метод лунных расстояний. Его предложил еще в 1514 году немецкий астроном Иоганн Вернер. Известно, что в течение месяца Луна совершает один полный оборот вокруг Земли, благодаря чему она служит стрелкой своеобразных небесных часов, а звезды — цифрами. Метод лунных расстояний работал в теории, а вот на практике применить его не удавалось из-за несовершенства измерительных приборов и отсутствия теории движения Луны.
Метод спутников Юпитера. В 1610 году Галилео Галилей открыл четыре спутника Юпитера. Почти сразу он понял, что их затмения происходят сотни раз за год, одновременно для любого земного наблюдателя. Предвычислив их, можно было легко определять долготу. Галилей пытался получить несколько премий за свой метод, но безуспешно: наблюдение спутников Юпитера невозможно было вести с палубы корабля и при качке. Во второй половине XVII века этот способ стал использоваться учеными по всему миру — но лишь на суше.
Хронометрический метод. Долгота — это разница между временем некоего произвольно выбранного меридиана и местным. Достаточно иметь на корабле часы, показывающие время меридиана, — и задача нахождения долготы сводится к определению местного времени. Этот метод предложил в 1530 году голландский астроном Гемма Фризиус. Однако ни в то время, ни позже не удавалось построить часы, способные точно идти при качке, смене температуры и давления. Забегая вперед, скажем, что такие часы — морской хронометр — сможет построить часовщик-самоучка Джон Харрисон (иногда Гаррисон).
Заслушав Ньютона и его коллег, парламент принял решение учредить премию за метод нахождения долготы и создать Комиссию по долготе (Board of Longitude), члены которой — ученые, политики и флотоводцы — должны были проверить действенность предложенных методов. Сумма премии была колоссальной — от десяти до двадцати тысяч фунтов в зависимости от точности определения долготы (в то же самое время все состояние Ньютона оценивалось чуть выше тридцати тысяч фунтов, благодаря чему он входил в 1 % богатейших людей Великобритании).
На новую Комиссию по долготе сразу посыпались самые разные предложения. Не устоял даже 82-летний сэр Кристофер Рен — тот самый, который обсуждал с Галлеем и Гуком законы движения планет: он предложил новую конструкцию часов и инструмент для наблюдения за звездами. Остальные предложения были того же рода — и столь же безуспешны. Фраза «определение долготы» стала восприниматься как что-то, если и не совсем неосуществимое, то чрезвычайно трудное. В 1726 году выходит роман Джонатана Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера», где заглавный герой рассуждает о том, что увидел бы, если бы обладал бессмертием:
«Я был бы, вероятно, свидетелем многих великих открытий, например, непрерывного движения, универсального лекарства и определения долготы».
Обычно в рассказе об открытии или изобретении все подводится к моменту внезапного озарения, когда Архимед с криком «Эврика!» и фонтаном брызг вылетает из ванны. Однако историки хорошо знают, что всякой эврике предшествуют долгие годы напряженного интеллектуального труда. Открытие долготы тоже происходило постепенно. С одной стороны, многочисленные изобретатели конструировали часы разных систем, которые могли бы хранить точное время несмотря на сложные условия морского путешествия (эта часть истории нас сейчас не интересует).
С другой стороны, астрономы старались сделать метод лунных расстояний практически применимым. Между 1714 и 1765 годами произошло следующее:
В 1725 году был опубликован звездный каталог, составленный королевским астрономом Джоном Флемстидом, в котором положения звезд на небесной сфере были указаны точнее, чем в любом другом каталоге.
В 1731 году англичанин Джон Хэдли и американец Томас Годфри независимо друг от друга изобрели секстант — инструмент для нахождения угла между двумя направлениями. Секстант был гораздо точнее существовавших ранее приборов.
В 1755 году немецкий астроном и картограф Тобиас Майер обнародовал новые таблицы движения Луны. Эти таблицы были итогом многолетней работы не только самого Майера, но и многочисленных европейских ученых, решавших задачу трех тел — Лемонье, Кассини де Тюри, Эйлера, д'Аламбера и памятного нам Клеро.
Эти достижения подготовили сцену для триумфа метода лунных расстояний, оставалось лишь дождаться появления главного героя.
Входит Невил Маскелайн
Маскелайн был многообещающим молодым человеком: в 1754 году он выпустился из Кембриджа, а через два года стал членом кембриджского же Тринити-колледжа. В 1761 году Маскелайн отправился на остров Св. Елены, чтобы наблюдать прохождение Венеры по диску Солнца. Наблюдения не удались из-за плохой погоды, однако путешествие было не напрасным. Используя таблицы Майера и новый квадрант (вариант секстанта), Маскелайн смог определить долготу корабля с небывалой точностью — выше 1°.
В 1763 году Комиссия по долготе отправила Маскелайна на Барбадос для проверки как новых, более точных таблиц Майера, так и морского хронометра Харрисона. Оба метода нахождения долготы отлично показали себя, но каждый имел свои проблемы. Хронометр был сложен и дорог, кроме того, Харрисон отказывался раскрывать секрет его конструкции. Метод лунных расстояний же требовал не только точных измерений с помощью секстанта, но и объемных вычислений — Маскелайну приходилось вычислять по четыре часа для каждого определения долготы.
В начале 1765 года, через несколько месяцев после возвращения из экспедиции, Маскелайн был назначен королевским астрономом и руководителем Гринвичской обсерватории. Эта должность делала его и членом Комиссии по долготе, которой он предложил свою идею: ежегодно вычислять эфемериды (таблицы движения небесных тел), используя которые навигаторы могли определить долготу корабля примерно за полчаса (ежегодные вычисления были нужны потому, что положение Луны относительно звезд меняется год от года). Идею одобрили, Адмиралтейство выделило бюджет и поручило Маскелайну подготовить «Морской альманах» на 1767 год.
Маскелайн организовал работу так: сам он готовил инструкции, по которым двое вычислителей независимо друг от друга вычисляли эфемериды на 1767 год, один — проверял и сравнивал полученные результаты, а еще двое занимались расчетами на 1768 год. Любопытно, что вычислители «Морского альманаха» работали удаленно — Маскелайн воспользовался широко распространенной тогда практикой надомного труда. По квалификации они примерно соответствовали математиками второго уровня из проекта таблиц де Прони: опытные специалисты, но без заметных достижений в науке.
Поначалу, пока вычислители изучали новые методы работы, соблюдать график не удавалось: «Морской альманах» на 1767 год вышел за шесть дней до начала года, а к его подготовке пришлось привлечь всех пятерых сотрудников. Зато дальше сработала ставка Маскелайна на разделение труда — вычислители освоили свою часть работы и стали выполнять ее быстрее. К 1770 году были готовы все выпуски «Морского альманаха» на три года вперед, к 1780 году — на шесть лет.
Созданная Маскелайном система просуществовала более шестидесяти лет. Но «Морской альманах» увеличивался, адаптируясь к требованиям времени, и система надомного труда уже не могла удовлетворить потребности в вычислениях. В 1832 году издание альманаха взяло на себя Адмиралтейство. Сотрудников вывели в офлайн: в Лондоне была организована контора, где новые вычислители работали ежедневно, по расписанию и под наблюдением начальства.
Сегодня часто утверждается, что именно морской хронометр Харрисона позволил точно определять долготу. Однако на деле метод лунных расстояний и хронометр дополняли друг друга и позволяли добиться большей уверенности в определении долготы, а значит, и большей безопасности морских путешествий. Несмотря на то, что в XIX веке хронометры стали дешевле и доступнее, издание «Морского альманаха» не прекратилось. Более того, английский опыт перенимали другие: в 1855 году Военно-морская обсерватория США начала выпускать свои эфемериды. В 1958 году английское и американское издания объединились — и этот совместный альманах продолжает выходить по сей день.
На службе Марса
Еще одной задачей, потребовавшей усилий многих поколений ученых, стало нахождение пути снаряда, выпущенного из огнестрельного оружия. Для того, чтобы снаряд попал в цель, нужно заранее установить, по какой траектории он будет двигаться. Однако на траекторию влияет очень много факторов: расстояние до цели и ее скорость, высота над уровнем моря, температура и влажность воздуха, ветер. Главным же фактором было сопротивление воздуха.
Основателем баллистики — науки о полете снарядов — считается итальянский математик Никколо Тарталья. В своих книгах «Новая наука» (1537 год) и «Проблемы и различные изобретения» (1546 год) он первым попытался математически описать траекторию пушечного ядра. В 1609 году Галилей доказал, что любое брошенное под углом к горизонту тело движется по параболе — в безвоздушном пространстве. На основе этой параболической теории он составил первые артиллерийские таблицы, которые позволяли точнее наводить орудия.
Ньютон первым принял во внимание то, что снаряды летят в атмосфере, а не в вакууме. Он установил, что сопротивление воздуха пропорционально квадрату скорости. К решению вопроса о сопротивлении воздуха приложили руку ведущие математики своего времени: Христиан Гюйгенс, Даниил и Иоганн Бернулли, Жан д’Аламбер. Однако все их выводы были теоретическими. В 1742 году английский математик Бенджамин Робинс изобрел баллистический маятник — первый прибор, позволивший экспериментально определять скорость снарядов. В 1753 году на основе данных Робинса Леонард Эйлер разработал удачный способ вычисления траектории при помощи математического анализа, который использовался до конца XIX века.
Как и в случае с методом лунных расстояний, потребовалось собрать большое количество сведений, прежде чем удалось понять, какие факторы влияют на траекторию снаряда. Во второй половине XIX века испытания снарядов проводились всеми ведущими военными державами: в английском Вулиджском арсенале, во французском Гавре, на немецких заводах Круппа. Важные результаты были получены и российскими учеными-артиллеристами Николаем Майевским и Николаем Забудским.
В этот период теоретическая баллистика следовала за экспериментальной: артиллеристы испытывали орудия и снаряды разных типов, а математики оценивали результаты и вносили изменения в модели. Для этого были созданы новые устройства — баллистические приборы — для измерения скорости и времени полета снаряда, давления газов в стволе орудия и других переменных.
К концу XIX века результаты испытаний позволили теоретикам вывести эмпирический закон сопротивления воздуха, однако проблема все еще не имела общего решения, только приближенные. Самым удачным из них оказалось решение итальянского математика Франческо Сиаччи, который использовал данные, полученные во время опытов французского арсенала в Гавре. В 1880 году он создал модель траектории, опираясь на четыре важнейших фактора: дальность полета снаряда, время полета, максимальную высоту и конечную скорость. В зависимости от боевой задачи, артиллерист мог найти в таблицах Сиаччи траекторию с нужной высотой или дальностью полета, и правильно навести орудие.
Решение Сиаччи было настолько удачным, что его быстро приняли во всех крупных армиях. В 1906 году Проспер Жюль Шарбонье, новый руководитель Гаврской испытательной комиссии, писал, что старый метод Эйлера требовал «очень долгих, очень изощренных и очень неизящных вычислений», поэтому его нужно заменить методом Сиаччи. К 1914 году все артиллерийские таблицы были вычислены; предполагалось, что решение задачи сопротивления воздуха было найдено, баллистика, по словам одного эксперта, достигла «той степени совершенства, которая полностью удовлетворяет всем практическим требованиям».
«Война пушек и математиков»
Первая мировая война началась в августе 1914 году. Тогда все воюющие стороны полагали, что это будет война привычного всем типа: быстрые пехотные и кавалерийские атаки при поддержке артиллерийского огня. Генштабы Антанты и Тройственного союза рассчитывали, что война продлится несколько месяцев, и имели планы на этот сравнительно короткий срок. Однако очень быстро оказалось, что война затягивается. Когда победить с наскока не получилось, противники окопались и начали вслепую обстреливать друг друга. Дополнительные проблемы создавала и только что появившаяся боевая авиация — аэропланы и дирижабли.
Тут-то и обнаружился главный недостаток метода Сиаччи. Оказалось, что его приближенное решение не позволяет учесть многие факторы, например, плотность атмосферы и скорость ветра на большой высоте. Без этих поправок оказалось невозможно вести огонь вслепую или бороться с воздушными налетами. Французский инженер Ипполит Пароди, попав на фронт, скоро понял, что «подавляющее большинство артиллерийских таблиц, имевшихся в армии, были явно ошибочными», а вычисления проводились при помощи «устаревших, неточных и упрощенных методов». Требовалось срочно вернуться к методу Эйлера, который давал возможность учесть все дополнительные факторы.
Однако метод Эйлера требовал «долгих и неизящных» вычислений, проводить которые было некому. Уверенность командования в таблицах Сиаччи привела к тому, что сотрудники арсеналов были отправлены в действующую армию. Так, на Гаврском полигоне к 1915 году осталось только пять офицеров — остальные ушли на фронт. На втором году войны правительства Великобритании и Франции организовали вычислительные центры, которые взяли на себя подготовку новых артиллерийских таблиц.
Во Франции инженер Пароди решил использовать мобилизованных преподавателей математики. С 1915 года около трехсот человек трудились под его началом, вычисляя траектории для углов стрельбы между 0° и 90° и скоростей снаряда от 0 до 1000 метров в секунду. Схожей работой занимались и в Гавре, где по инициативе Шарбонье были собраны десятки математиков и физиков. Среди результатов их труда был, например, новый метод расчета траектории, разработанные профессором Жюлем Аагом, флотским инженером Морисом Гарнье и учителем Озе Маркюсом.
В Великобритании работа над артиллерийскими таблицами велась совместно военными математиками и гражданскими вычислителями. Например, мобилизованный кембриджский профессор Джон Литлвуд был прикреплен к Вулиджскому арсеналу и занимался расчетами траекторий стрельбы для противовоздушной обороны. Когда сам он не справлялся с объемом вычислений, на помощь ему приходила профессор математики и опытный вычислитель Фрэнсис Кейв-Браун-Кейв.
Важную роль сыграла и биометрическая лаборатория Карла Пирсона. Еще в сентябре 1914 года Пирсон предложил военному министерству использовать высококвалифицированных вычислителей, работавших в его лаборатории (о ее истории мы расскажем в следующей части). Поначалу они занимались экономическими расчетами, однако к 1916 году основной задачей стала подготовка новых баллистических таблиц. Огромный объем работы требовал постоянного пополнения штата вычислителей. До войны женщины были основными сотрудниками лаборатории, но к 1917 году большинство ушло работать на военные заводы, где зарплата была выше. Пирсону приходилось набирать выпускников элитных школ, которые ожидали призыва.
В том же 1917 году в войну вступила Америка. С традиционным американским размахом был организован новый Абердинский испытательный полигон, где работу над баллистическими таблицами возглавил математик Освальд Веблен, племянник знаменитого экономиста Торстейна Веблена. Вычислителями Веблена стали как офицеры-артиллеристы, так и студенты Принстонского университета.
Большая программа опытных стрельб была начата в феврале 1918 год. Несмотря на чрезвычайно холодную зиму, полевые условия жизни на полигоне и неопытность вычислителей, первые таблицы были подготовлены уже к концу марта. Тогда же, весной 1918 года, военное министерство США организовало в Вашингтоне еще одну группу из 16 вычислителей (половину из них составляли женщины).
Первая мировая война закончилась 11 ноября 1918 года. После демобилизации ученые и инженеры вернулись к своей прежней работе, но опыт работы над баллистическими таблицами остался с ними. Отец кибернетики Норберт Винер вспоминал, что «подавляющее большинство выдающихся американских математиков… прошли через дисциплину [Абердинского] испытательного полигона».
В мирное время работа над новыми таблицами продолжалась, но ее масштаб был намного меньше. Начало Второй мировой войны вновь подтолкнуло армии воюющих сторон к организации больших групп вычислителей. Одна из таких групп работала в Электротехнической школе Мура Пенсильванского университета. Там вооруженные механическими счетными машинами девушки занимались сложнейшими расчетами. Даже в самых простых случаях нужно было рассчитать от двух до четырех тысяч траекторий, а расчет каждой траектории занимал около трех рабочих дней.
Военному руководству стало очевидно, что вручную обрабатывать такие объемы данных невозможно. Поэтому когда в 1943 году ученые из Пенсильванского университета Джон Преспер Эккерт и Джон Уильям Мокли предложили создать вычислительную машину, которая могла составлять баллистические таблицы, они немедленно получили финансирование. Результатом их труда стал ЭНИАК — электронный числовой интегратор и вычислитель — первый в истории компьютер в современном смысле этого слова.
Однако создать компьютер было мало, требовалось еще и научить его считать. Эккерт и Мокли быстро поняли, что девушки-вычислители, хорошо знающие математику и умеющие работать с механическими счетными машинами, смогут наладить работу электронного компьютера. Из штата вычислителей они выбрали шестерых, которым пришлось с чистого листа создавать программирование. Вычислители как бы передали свой опыт работы компьютеру, который вскоре сделал их профессию ненужной.
Подробнее о том, как «шестерка ЭНИАКа» изобрела программирование
Источники
David Alan Grier, When Computers Were Human (2005)
Derek Howse, Greenwich Time and the Discovery of the Longitude (1980) (переведена на русский язык под названием «Гринвичское время и открытие долготы», 1983)
Richard Westfall, Never at Rest: A Biography of Isaac Newton (1981)
Andrew Odlyzko, Isaac Newton and the perils of the financial South Sea (2020)
Stephanie Pain, Into the breeches: A makeover for Longitude's villain (2011)
Dava Sobel, Longitude: The True Story of a Lone Genius Who Solved the Greatest Scientific Problem of His Time (1995) (переведена на русский язык под названием «Долгота. Подлинная история одинокого гения, решившего величайшую научную задачу своей эпохи», 2011)
David Aubin, Catherine Goldstein (eds), The War of Guns and Mathematics: Mathematical Practices and Communities in France and Its Western Allies around World War I (2014)
David Aubin, Ballistics, fluid mechanics, and air resistance at Gâvre, 1829–1915 (2017)
Статьи «Баллистика» и «Баллистические приборы» из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890–1907)
Статья «Баллистика внешняя» из Военной энциклопедии (1911–15)
Комментарии (7)
YRevich
12.12.2024 16:32Дарья, такое ощущение, что вы писали сообщение для Твиттера, а не статью для онлайного журнала. У меня от мелькания имен и дат в глазах зарябило. Но, главное, что у вас полностью отсуствуют сюжет и интрига - получился грамотный, но почти бессодержательный текст . В научно-популярной (или, правильнее, технически-популярной) исторической литературе основу сюжета составляет научное и техническое содержание, через которое показывают людей и их судьбы. В чем была проблема создания хронометра? Как удалось ее решить? Почему секстан - по сути ничего ведь теоретически сложного - удалось построить только в XVIII веке? Что такое баллистический маятник? И так далее.
Если вы не верите мне на слово, почитайте образцовые примеры такой литературы. Я не говорю дяже о древних образцах, вроде биографий Резерфорда и Бора Д.Данина, возьмите хотя бы биографию Джобса Айзексона. Можно примеры и поближе и покороче: вот эта статья, или эта серия, скажем, демонстрируют почти идеальные примеры (причем последняя имеет и к вашей теме, и к направленности Хабра прямое отношение, но у вас почему-то даже мельком не упомянута фамилия героя). Вам довольно много придется еще поучиться, как следует писать такие тексты, чтобы было интересно и познавательно.
Не сердитесь на критику - я никогда не критикую тексты, которые мне не понравились, а вы явно можете, всего только опыта не хватает.
antonbasov
12.12.2024 16:32Юрий, спасибо за ваш подробный и вдумчивый комментарий. Статью писала не Дарья, а я, Антон. Я как автор не могу доказывать читателю, что моя статья хорошая — если ему не понравилось, я не смогу его переубедить. Однако позволю себе пояснить несколько моментов, которые вы упомянули в вашем комментарии:
У меня от мелькания имен и дат в глазах зарябило.
Имен (и дат) в тексте действительно много, потому что обе проблемы (поиск долготы и определение траектории снаряда) решались многими людьми на протяжении многих веков. Если заглянуть в любой из источников, использованных для этой статьи, там будет еще больше имен. Я постарался отобрать только ключевых персонажей, возможно, что мне это не удалось.
у вас полностью отсуствуют сюжет и интрига
Здесь я могу с вами согласиться — сюжет и интрига действительно не были моей первоочередной задачей. Я хотел прежде всего изложить факты, относящиеся к выбранной теме. К сожалению, авторы научно-популярной литературы часто ставят сюжет на первое место и искажают (вольно или невольно) историю. Яркий пример — книга Давы Собел «Долгота», которая стала едва ли не последней истиной в истории определения долготы, хотя автор серьезно искажает историю.
В чем была проблема создания хронометра? Как удалось ее решить? Почему секстан - по сути ничего ведь теоретически сложного - удалось построить только в XVIII веке? Что такое баллистический маятник?
Эти вопросы, безусловно, чрезвычайно интересны, но чтобы ответить на них, понадобилось бы написать книгу (собственно, такие книги уже написаны и использованы мною как источники). Главной темой моего цикла статей являются люди-вычислители и их влияние на историю. Мне кажется, что в данном случае описание того, как они работали под руководством Маскелайна гораздо важнее, чем описание секстанта; тем более, что про секстант по-русски написано очень много, а про вычислителей «Морского альманаха» — нет.
биографий Резерфорда и Бора Д.Данина, возьмите хотя бы биографию Джобса Айзексона
вот эта статья, или эта серия, скажем, демонстрируют почти идеальные примеры
Я не сомневаюсь, что названные вами книги — хорошие, однако это именно биографии, я же пишу историю. Отдельные личности интересуют меня только своим вкладом в выбранную тему. У Маскелайна, например, была чрезвычайно интересная биография, но я оставляю ее за пределами повествования и рассказываю только о его работе над решением задачи долготы.
Что касается приведеннтых вами статей, то здесь не могу с вами согласиться. Статья про Лоренца написана неплохо, но не лучше, чем мои. Серия статей про Бэббиджа довольно слаба, пересказывает общие места, содержит много ошибок. О самом Бэббидже говорится в первой части моего цикла.
На вашу критику я ни в коем случае не обижаюсь, более того, всегда рад обсудить свои статьи с таким понимающем читателем как вы (да еще и другом В. В. Шилова :)
babucha
12.12.2024 16:32Сюжет и интрига вокруг определения долготы есть в романе великого Умберто Эко «Остров накануне». Накануне, потому что действие происходит на потерпевшем крушение корабле аккурат на линии перемены дат в Тихом океане. Как всегда у Эко гениальное погружение в сознание и образ мыслей людей заданной эпохи
YRevich
12.12.2024 16:32Я хотел прежде всего изложить факты, относящиеся к выбранной теме.
Так я о том, что именно их вы и не изложили.
описание того, как они работали под руководством Маскелайна
Так у вас как раз и нет описания, КАК они работали.
Пустое перечисление имен, дат и кто под чьим руководством работал - это еще не факты. Факты - это что именно они делали, и почему, и какое место они занимают в общем контексте. История и есть совокупность биографий, сопровождаемая фактурой в виде подробного (точнее - исчерпывающего для понимания, оно вполне может быть и коротким) описания деяний. Потому книги Данина и Айзексона - это именно история, а не что-то другое. Все перечисленные вами люди забываются мгновенно по прочтении (это я и имел в виду под "зарябило") - как раз потому, что не привязаны к описанным, а не только названным деяниям. У вас есть и удачный и даже познавательный момент - это кусочек об участии Ньютона, но почему вы в том же духе не продолжили? Объем? А его надо бояться?
Я вам расскажу историю. В 2012 году мне довелось принять участие в юбилейном сборнике Политехнического музея. Там было задание: в объеме 8000 знаков изложить значимые события в науке-технике по каждым пяти годам. Так вот, конец 1940-х - начало 50-х были в СССР настолько насыщенными, что в 8 тыс. я не влезал. И тогда пришлось безжалостно вычеркивать многие весьма интересные события - именно потому, что нельзя было опускаться до простого перечисления, необходимо было дать характеристику каждого, чтобы было понятно, о чем речь. Это ровно то, что я пытаюсь вам втолковать.
А сюжет - непременное содержание любого письменного творения, от школьного сочинения до фэнтезийного романа. И, кстати, не только письменного - роликов и презентаций это тоже касается. Когда-то я начинающим журналистам советовал, как образец, прочесть рассказ Хемингуэя в переводе Норы Галь "Кошка под дождем", а они недоумевали - при чем тут это? Даже статья в энциклопедии обязана иметь сюжет, а не ограничиваться пустым перечислением фамилий и дат, иначе она тоже будет бессодержательной. "Академик С.А.Лебедев в 1967 году построил БЭСМ-6" - это фраза ни о чем, это даже не факт, а только его заголовок.
Антон, я не могу вести долгих теоретических дискуссий, времени нет. Я вкратце сказал, что хотел, а дальше ваше дело - учесть все это или забыть.
Bedal
12.12.2024 16:32Согласен с тем, что статья вызывает одобрение - но и с критикой статьи совершенно согласен.
Как пример: метод лунных расстояний достаточно широко использовался до появления и распространения хронометров. Но точность определения координат получалась не лучше 400км. В результате испанская Непобедимая армада, которая после неуспеха высадки пошла назад вокруг Британии, попала не в тот пролив и немало пострадала от ирландских пиратов.
Заметьте, в этом видна и практическая применимость и важность методов (а не просто кто-то на бумаге в кабинете открыл) и хорошая точка во времени, чтобы в голове отложилось развитие - чего не даёт нагромождение дат. Ну и "оживляж" есть, жирок текста, без которого он похож скорее на скелет.
vasiliev-s
Спасибо, очень интересно!
antonbasov
Спасибо и вам!