У меня семейное инди-издательство настольных игр. Которому уже девятый год и в котором я сам «и швец и жнец и на дуде игрец». Да, мне помогает моя жена, выступающая методистом и редактором плюс берущая на себя часть финансовых вопросов, так как все идет через ее ИП и ранее помогал с играми сын, который уже вырос, поступил в ВУЗ и уехал от нас в другой город. И хочу рассказать о том, как мы выживаем последние лет пять.

«Инди» у нас почти в классическом виде, если этот термин можно отнести к настольным играм. Я автор игр (хотя тот же «Сон Менделеева» мы делали совместно с Союз Арбуз), я дизайнер и иллюстратор (опять же в игре «Лесной завод Совы» иллюстрации были от авторов комикса), я верстальщик, а после того, как игры печатаются, логист, кладовщик, упаковщик, маркетолог, финансист, менеджер по продажам и т. п. И к концу 2024 года я могу сказать, что в отличие от авторов данной статьи и не останавливаю все, но снова начинаю почти с чистого листа.

Все кончено?

К окончанию ковида у меня не осталось ни одного экземпляра игры для продажи. Последние тиражи игр были изданы в доковидные времена в 2019 году, попытка объединения с одним из книжных издательств также «успешно» провалилась. Наложилось еще и мое увольнение в середине 2021 года с постоянной работы, переезд в новую квартиру - то есть желание было все забросить, но у меня была игра, которую мы начали делать еще в 2019 году и которую хотелось закончить. Это была научно-образовательная игра по Химии «Сон Менделеева».

Проблема была в том, что у игры была механика, но у нее не было оформления. А у меня не было средств на оплату художника - более того нужно было платить соцвзносы за ИП и оплачивать сайт. Поддержка издательства шла не из дохода от игр, а из моей зарплаты в других проектах (в то время я ушел в документацию и контент). Стояла дилемма - уйти из издания настольных игр или еще потрепыхаться. По факту издательство было отправлено в кому и поддерживалась лишь его минимальная жизнедеятельность на уровне функционирования ИП.

Совет: если не готовы рисковать средствами из своего кармана, лучше не начинайте.

Новый рассвет

В конце 2021 года был предпринят второй подход к разработке Сна Менделеева. К тому времени у игры появился не один, а уже три автора, один из который неплохо так мог "в дизайн". События 22 года напугали (точнее отложили процесс запуска издания) и обрушили процесс второй попытки объединния с другим издательством, но не сломили веру в необходимость издания игры по химии. Оставалась проблема с художником. Тут пришлось брать все в свои руки и вспоминать про свои школьные годы в «Художке». Пришлось купить графический планшет и вспомнить былые годы, хотя до этого я также сам иллюстрировал свои игры.

В феврале 2023 года был запущен краудфандинг, который стал для меня самым успешным среди всех и уже летом 2023 года коробки с игрой появились на свет. Да, тираж минимальный, 500 штук, но средств от краудфандинга и с предзаказов хватило и на аренду небольшого склада, и на создание нового сайта и на взносы с налогами по ИП.

Менделеев спит и видит сон про второй тираж
Менделеев спит и видит сон про второй тираж

На волне успеха был запущен в этом же году второй краудфандинг на переработанную версию электротехнической игры "Не закороти Цепь!". Ее предшественница была издана четыре года назад и закончилась примерно через 1.5 года (опять же из-за микро-тиража).

Переработанные правила, полный рескин компонентов, улучшенные механики - и игра также успешно собрала средства на краудфандинге и предзаказах. Казалось бы - вот оно, счастье, привалило и надо просто продолжать выпускать новые игры.

Знакомьтесь: единственная в мире настольная игра про электрические цепи постоянного тока
Знакомьтесь: единственная в мире настольная игра про электрические цепи постоянного тока

Пельнянь, партнеры и маркетплейсы

Я настоящий издатель, решил я, и сразу же вложился в выпуск дополнения для Сна Менделеева. Три месяца я потратил на дополнительные иллюстрации и ширмочки, но дополнения было запущено уже в виде предзаказа. Тут нужно было сразу забить тревогу, так как на предзаказе было реализовано всего порядка 85 коробок дополнения, но.. решил что потом продам.

После я раскатал губу и анонсировал выпуск сразу трех игр (сразу через краудфандинг) - одну стороннего автора и две мои.

Второй совет: не забивайте на бизнес-планирование и учитывайте, что в нашей стране может произвойти все что угодно. И не работайте на грани прибыльности: или финансовая подушка или лучше выйти из бизнеса, но с минимальными потерями.

Параллельно с этим я вышел на Озон самостоятельно и запустил продажи на Озон и Wildberries через партнера. Тут я сделал фатальную ошибку, заключив договор на продажу под агентский процент и зафиксировав цену товара. Не делайте так никогда, иначе партнер не только может продать весь ваш товар по цене ниже себестоимости (он же процент получает), но и вам подпортить продажи своими ценами.

Первой на новый краудфандинг пошла игра про пельмени «Пельнянь» и с треском провалилась. Я делал ставку на необычный сеттинг и оформление, используя проверенную еще в Лесном заводе Совы механику, которую доработал.

Как выглядит провал
Как выглядит провал

Ошибкой было сделать ставку на Planeta.ru. Думал там найду аудиторию, но похоже сейчас это уже не работает. За этим провалом обвалились и остальные планы. Плюс продажи Сна Менделеева и Не закороти Цепь! не приносили прибыли, достаточной только для закрытия текущих потребностей ИП, а не для полноценного запуска новых тиражей и изданий.

Проклятье 500 штук

По поводу «хватало». Если брать нормальное издательство, то для его существования нужно издавать или каждый месяц по игре или остановиться на паре-тройке игр, но штамповать их массово. И тиражи должны быть не менее 1000 штук, а лучше 2000 экземпляров. 500 штук в типичной бизнес-модели издательства убыточны, так как не покрывают затрат на разработку, оформление и т.п. Я же собирал средства, суммы которых хватало только на издание, продажи закрывали налоги, взносу и аренду и чуть-чуть оставалось на разработку. Про рекламу и продвижение я не думал.

500 штук от тиража "Совы" ушли вместе с краудфандингом за 1.5 месяца после издания.
500 штук от тиража "Совы" ушли вместе с краудфандингом за 1.5 месяца после издания.

Выходов было два: продавать игры дороже или как-то печатать большие тиражи. Делать дороже было нельзя - игры опять же из-за небольшого тиража и так были в верхней ценовой категории по сравнению с одноклассниками, а на большие тиражи надо было где-то находить миллионы. А тут еще началась свистопляска с долларом, ставкой рефинансирования и закономерный рост цен на печать и компоненты.

Галя, у нас отмена!

Провалившийся «Пельнянь» пришлось отменить. Я эту игру выложил для бесплатного скачивания на сайте издательства, можете распечатать и поиграть. «Котовектор» также ушел из планов, так как игра про измерение векторов была еще более рискованной в издании, чем предыдущие. А игра про программируемых боевых роботов «Битва Големов v4.0» ушла в производственный ад доработок.

Не пропадать же играм
Не пропадать же играм

Время шло. Запланированный на февраль краудфандинг Битвы Големов переносился сначала на весну, потом на лето, потом на начало осени. Игры постепенно раскупали, Сон Менделеева был в своем роде хитом продаж, но не сотнями штук. 10-15 коробок в месяц на Озоне приносили от силы по 1000-1200 чистой прибыли с коробки и эти средства съедались арендой и текущими расходами. Издательство выходило даже в небольшой плюс, но этих средств явно было недостаточно для запуска новых тиражей.

Если вы продаете на маркетплейсе что-то по цене сравнимой с вашими потенциальными конкурентами небольшими партиями со своего склада, но не ставите ценник x4 минимум, то вы скорее всего прогорите.

Тираж Сна Мендлеева, приносивший хоть какую то небольщую, но прибыль, закончился в октябре этого года, так как половина его ушла сразу же спонсорам и только 250 коробок попали к партнерам и в розничную продажу. А я в это время все откладывал запуск краудфандинга новой игры. Наверное все ждал, вдруг упадет ключевая ставка и курс и настанет момент, когда можно будет взять кредит и напечатать игру по старым ценам...

Чистый лист осенний...

Сейчас я снова нахожусь в ситуации, как в самом начале моей издательской деятельности: на счете средства только для оплаты налогов за этот год, продаж можно сказать нет, игру, которая кормила и вдохновляла издательство последние 1.5 года тоже. Напечатать новый тираж нужны средства, а брать кредит на это сейчас будет только ненормальный.

Четвертая по счету попытка краудфандига на мою игру про программируемых роботов
Четвертая по счету попытка краудфандига на мою игру про программируемых роботов

Поэтому буду начинать с нового листа. Сейчас запустил краудфандинг на обновленную и улучшенную версию «Битвы Големов», по его итогу буду решать, что делать с издательством. Времени создание игр отнимает много и возможно это будет последняя попытка продвигать интересные научно-познавательные игры у нас в стране.

Станция «Оптимистичная»

В любом случае от разработки новых игр я не отказываюсь. У меня в планах и детектив про сковородку и свойства материалов и карточная игра во вселенной "Не закороти Цепь!" и даже ИИ-бот для Битвы Големов. Но, возможно, они выйдут под крылом другого издательства и я буду выступать только как автор игр.

И последний совет: не стоит входить в бизнес по изданию настольных игр, не понимая всех затрат. Кроме упомянутого в статье, вас ждут еще затраты на сертификацию (порядка 80 000 - 100 000 рублей на тираж), на штрихкоды, а скоро еще и на маркировку. И если вы не готовы сами заниматься разработкой игры от идеи до ее верстки, то узнайте текущие цены на все необходимые услуги от художников до верстальщиков.

Комментарии (2)


  1. almaz1c
    18.12.2024 19:02

    Поэтому буду начинать с нового листа. Сейчас запустил краудфандинг на обновленную и улучшенную версию... у нас в стране.

    У нас в стране.. В этой стране.. Слыша подобные оправдания неудач вспоминаются плохие танцоры. Но в вашем случае действительно бросается в глаза то, что не раскрыты перспективы переноса производства (Китай) и/или поиска целевой аудитории за рубежом (платежеспособные США и западная Европа, тот же Китай с полутора миллиардным населением).

    Начинать все с начала, делать ровно то же самое, что делали в предыдущую итерацию, ничего принципиально не меняя, - верный способ получить тот же самый результат (делая все то же самое получите тот же результат).

    Как пример, можно попробовать перевести имеющуюся игру на английский язык и проверить спрос на нее на Кикстартере (или аналоге). Протестировать с минимальными затратами гипотезу с зарубежными рынками.

    В любом случае желаю удачи.


    1. akdengi Автор
      18.12.2024 19:02

      Тут вопрос в средствах и возможностях. Рентабельность производства в Китае начинается от тиражей в 2-3 тысячи, а лучше в 4-5 (меньше они не возьмутся, и перевозка с растаможкой не оправдаются). Можно и 1000 штук, но заказ нескольких разных партий игр. Плюс надо иметь, как и везде при заказе производства в Поднебесной, своего человека на месте - если в РФ я могу съездить в типографию в Киров, потратив 3 часа или в крайнем случае слетать на день в Санкт-Петербург, то в Китай я точно не доберусь.

      За рубежом - юрлицо или партнеры. Краудфандинг - желательно юрлицо в США или Канаде. Поэтому наши издатели открывают зарубежных дочек как тот же Cosmodrom Games или вообще эмигрируют, как случилось с издательством Тимашев. Тоже не договорились пока ни с кем. На Кикстартер чтобы выйти надо вложиться от 10 до 20 К зеленых президентов минимум, там иначе не пролезть и не собрать. Прошли времена, когда народ "бросался" деньгами на любой проект, сейчас это муторная работа с рекламой, когда ты вкладываешь суммы сранимые с запрашиваемыми.

      Китай именно в части издательств у меня был опыт, не срослось. Я за 8 с лишним лет уже и с ThinkFun общался и с Genius Games и с другими американскими и европейскими издательствами. У меня игры на BGG лежат переведенные в PnP :)