У меня семейное инди-издательство настольных игр. Которому уже девятый год и в котором я сам «и швец и жнец и на дуде игрец». Да, мне помогает моя жена, выступающая методистом и редактором плюс берущая на себя часть финансовых вопросов, так как все идет через ее ИП и ранее помогал с играми сын, который уже вырос, поступил в ВУЗ и уехал от нас в другой город. И хочу рассказать о том, как мы выживаем последние лет пять.
«Инди» у нас почти в классическом виде, если этот термин можно отнести к настольным играм. Я автор игр (хотя тот же «Сон Менделеева» мы делали совместно с Союз Арбуз), я дизайнер и иллюстратор (опять же в игре «Лесной завод Совы» иллюстрации были от авторов комикса), я верстальщик, а после того, как игры печатаются, логист, кладовщик, упаковщик, маркетолог, финансист, менеджер по продажам и т. п. И к концу 2024 года я могу сказать, что в отличие от авторов данной статьи и не останавливаю все, но снова начинаю почти с чистого листа.
Все кончено?
К окончанию ковида у меня не осталось ни одного экземпляра игры для продажи. Последние тиражи игр были изданы в доковидные времена в 2019 году, попытка объединения с одним из книжных издательств также «успешно» провалилась. Наложилось еще и мое увольнение в середине 2021 года с постоянной работы, переезд в новую квартиру - то есть желание было все забросить, но у меня была игра, которую мы начали делать еще в 2019 году и которую хотелось закончить. Это была научно-образовательная игра по Химии «Сон Менделеева».
Проблема была в том, что у игры была механика, но у нее не было оформления. А у меня не было средств на оплату художника - более того нужно было платить соцвзносы за ИП и оплачивать сайт. Поддержка издательства шла не из дохода от игр, а из моей зарплаты в других проектах (в то время я ушел в документацию и контент). Стояла дилемма - уйти из издания настольных игр или еще потрепыхаться. По факту издательство было отправлено в кому и поддерживалась лишь его минимальная жизнедеятельность на уровне функционирования ИП.
Совет: если не готовы рисковать средствами из своего кармана, лучше не начинайте.
Новый рассвет
В конце 2021 года был предпринят второй подход к разработке Сна Менделеева. К тому времени у игры появился не один, а уже три автора, один из который неплохо так мог "в дизайн". События 22 года напугали (точнее отложили процесс запуска издания) и обрушили процесс второй попытки объединния с другим издательством, но не сломили веру в необходимость издания игры по химии. Оставалась проблема с художником. Тут пришлось брать все в свои руки и вспоминать про свои школьные годы в «Художке». Пришлось купить графический планшет и вспомнить былые годы, хотя до этого я также сам иллюстрировал свои игры.
В феврале 2023 года был запущен краудфандинг, который стал для меня самым успешным среди всех и уже летом 2023 года коробки с игрой появились на свет. Да, тираж минимальный, 500 штук, но средств от краудфандинга и с предзаказов хватило и на аренду небольшого склада, и на создание нового сайта и на взносы с налогами по ИП.
На волне успеха был запущен в этом же году второй краудфандинг на переработанную версию электротехнической игры "Не закороти Цепь!". Ее предшественница была издана четыре года назад и закончилась примерно через 1.5 года (опять же из-за микро-тиража).
Переработанные правила, полный рескин компонентов, улучшенные механики - и игра также успешно собрала средства на краудфандинге и предзаказах. Казалось бы - вот оно, счастье, привалило и надо просто продолжать выпускать новые игры.
Пельнянь, партнеры и маркетплейсы
Я настоящий издатель, решил я, и сразу же вложился в выпуск дополнения для Сна Менделеева. Три месяца я потратил на дополнительные иллюстрации и ширмочки, но дополнения было запущено уже в виде предзаказа. Тут нужно было сразу забить тревогу, так как на предзаказе было реализовано всего порядка 85 коробок дополнения, но.. решил что потом продам.
После я раскатал губу и анонсировал выпуск сразу трех игр (сразу через краудфандинг) - одну стороннего автора и две мои.
Второй совет: не забивайте на бизнес-планирование и учитывайте, что в нашей стране может произвойти все что угодно. И не работайте на грани прибыльности: или финансовая подушка или лучше выйти из бизнеса, но с минимальными потерями.
Параллельно с этим я вышел на Озон самостоятельно и запустил продажи на Озон и Wildberries через партнера. Тут я сделал фатальную ошибку, заключив договор на продажу под агентский процент и зафиксировав цену товара. Не делайте так никогда, иначе партнер не только может продать весь ваш товар по цене ниже себестоимости (он же процент получает), но и вам подпортить продажи своими ценами.
Первой на новый краудфандинг пошла игра про пельмени «Пельнянь» и с треском провалилась. Я делал ставку на необычный сеттинг и оформление, используя проверенную еще в Лесном заводе Совы механику, которую доработал.
Ошибкой было сделать ставку на Planeta.ru. Думал там найду аудиторию, но похоже сейчас это уже не работает. За этим провалом обвалились и остальные планы. Плюс продажи Сна Менделеева и Не закороти Цепь! не приносили прибыли, достаточной только для закрытия текущих потребностей ИП, а не для полноценного запуска новых тиражей и изданий.
Проклятье 500 штук
По поводу «хватало». Если брать нормальное издательство, то для его существования нужно издавать или каждый месяц по игре или остановиться на паре-тройке игр, но штамповать их массово. И тиражи должны быть не менее 1000 штук, а лучше 2000 экземпляров. 500 штук в типичной бизнес-модели издательства убыточны, так как не покрывают затрат на разработку, оформление и т.п. Я же собирал средства, суммы которых хватало только на издание, продажи закрывали налоги, взносу и аренду и чуть-чуть оставалось на разработку. Про рекламу и продвижение я не думал.
Выходов было два: продавать игры дороже или как-то печатать большие тиражи. Делать дороже было нельзя - игры опять же из-за небольшого тиража и так были в верхней ценовой категории по сравнению с одноклассниками, а на большие тиражи надо было где-то находить миллионы. А тут еще началась свистопляска с долларом, ставкой рефинансирования и закономерный рост цен на печать и компоненты.
Галя, у нас отмена!
Провалившийся «Пельнянь» пришлось отменить. Я эту игру выложил для бесплатного скачивания на сайте издательства, можете распечатать и поиграть. «Котовектор» также ушел из планов, так как игра про измерение векторов была еще более рискованной в издании, чем предыдущие. А игра про программируемых боевых роботов «Битва Големов v4.0» ушла в производственный ад доработок.
Время шло. Запланированный на февраль краудфандинг Битвы Големов переносился сначала на весну, потом на лето, потом на начало осени. Игры постепенно раскупали, Сон Менделеева был в своем роде хитом продаж, но не сотнями штук. 10-15 коробок в месяц на Озоне приносили от силы по 1000-1200 чистой прибыли с коробки и эти средства съедались арендой и текущими расходами. Издательство выходило даже в небольшой плюс, но этих средств явно было недостаточно для запуска новых тиражей.
Если вы продаете на маркетплейсе что-то по цене сравнимой с вашими потенциальными конкурентами небольшими партиями со своего склада, но не ставите ценник x4 минимум, то вы скорее всего прогорите.
Тираж Сна Мендлеева, приносивший хоть какую то небольщую, но прибыль, закончился в октябре этого года, так как половина его ушла сразу же спонсорам и только 250 коробок попали к партнерам и в розничную продажу. А я в это время все откладывал запуск краудфандинга новой игры. Наверное все ждал, вдруг упадет ключевая ставка и курс и настанет момент, когда можно будет взять кредит и напечатать игру по старым ценам...
Чистый лист осенний...
Сейчас я снова нахожусь в ситуации, как в самом начале моей издательской деятельности: на счете средства только для оплаты налогов за этот год, продаж можно сказать нет, игру, которая кормила и вдохновляла издательство последние 1.5 года тоже. Напечатать новый тираж нужны средства, а брать кредит на это сейчас будет только ненормальный.
Поэтому буду начинать с нового листа. Сейчас запустил краудфандинг на обновленную и улучшенную версию «Битвы Големов», по его итогу буду решать, что делать с издательством. Времени создание игр отнимает много и возможно это будет последняя попытка продвигать интересные научно-познавательные игры у нас в стране.
Станция «Оптимистичная»
В любом случае от разработки новых игр я не отказываюсь. У меня в планах и детектив про сковородку и свойства материалов и карточная игра во вселенной "Не закороти Цепь!" и даже ИИ-бот для Битвы Големов. Но, возможно, они выйдут под крылом другого издательства и я буду выступать только как автор игр.
И последний совет: не стоит входить в бизнес по изданию настольных игр, не понимая всех затрат. Кроме упомянутого в статье, вас ждут еще затраты на сертификацию (порядка 80 000 - 100 000 рублей на тираж), на штрихкоды, а скоро еще и на маркировку. И если вы не готовы сами заниматься разработкой игры от идеи до ее верстки, то узнайте текущие цены на все необходимые услуги от художников до верстальщиков.
almaz1c
У нас в стране.. В этой стране.. Слыша подобные оправдания неудач вспоминаются плохие танцоры. Но в вашем случае действительно бросается в глаза то, что не раскрыты перспективы переноса производства (Китай) и/или поиска целевой аудитории за рубежом (платежеспособные США и западная Европа, тот же Китай с полутора миллиардным населением).
Начинать все с начала, делать ровно то же самое, что делали в предыдущую итерацию, ничего принципиально не меняя, - верный способ получить тот же самый результат (делая все то же самое получите тот же результат).
Как пример, можно попробовать перевести имеющуюся игру на английский язык и проверить спрос на нее на Кикстартере (или аналоге). Протестировать с минимальными затратами гипотезу с зарубежными рынками.
В любом случае желаю удачи.
akdengi Автор
Тут вопрос в средствах и возможностях. Рентабельность производства в Китае начинается от тиражей в 2-3 тысячи, а лучше в 4-5 (меньше они не возьмутся, и перевозка с растаможкой не оправдаются). Можно и 1000 штук, но заказ нескольких разных партий игр. Плюс надо иметь, как и везде при заказе производства в Поднебесной, своего человека на месте - если в РФ я могу съездить в типографию в Киров, потратив 3 часа или в крайнем случае слетать на день в Санкт-Петербург, то в Китай я точно не доберусь.
За рубежом - юрлицо или партнеры. Краудфандинг - желательно юрлицо в США или Канаде. Поэтому наши издатели открывают зарубежных дочек как тот же Cosmodrom Games или вообще эмигрируют, как случилось с издательством Тимашев. Тоже не договорились пока ни с кем. На Кикстартер чтобы выйти надо вложиться от 10 до 20 К зеленых президентов минимум, там иначе не пролезть и не собрать. Прошли времена, когда народ "бросался" деньгами на любой проект, сейчас это муторная работа с рекламой, когда ты вкладываешь суммы сранимые с запрашиваемыми.
Китай именно в части издательств у меня был опыт, не срослось. Я за 8 с лишним лет уже и с ThinkFun общался и с Genius Games и с другими американскими и европейскими издательствами. У меня игры на BGG лежат переведенные в PnP :)