Двадцать лет назад на меня снизошло озарение: Linux готов для десктопа.
(*смех аудитории*)
Я был одним из тех подростков, которых то и дело звали «починить» компьютер. Соседи, друзья, родственники. Да, такой вот подросток-ботан. Вы наверняка понимаете, о чём я. Но в итоге мне надоело устанавливать взломанные антивирусы и налаживать системы Microsoft Windows, избавляя RAM от вредоносов и оживляя тормозящие процессоры в компьютерах, мигающих светодиодами питания в мольбе облегчить их страдания.
Устав от такой неоплачиваемой работы техника поддержки Microsoft, я предлагал людям либо установить Linux с моим полным сопровождением, либо больше не обращаться ко мне с подобными проблемами.
И, к моему удивлению, некоторые это предложение принимали.
В итогe я стал носить с собой два CD-диска: последний дистрибутив Knoppix и Debian Woody. Сначала я запускал Knoppix, первый Live CD Linux, демонстрировал его своим будущим жертвам и, самое главное, сохранял сгенерированный файл конфигурации XFree86. После этого я уже устанавливал Debian. Когда X ожидаемо проваливал запуск после установки, я копировал файл конфигурации X из Knoppix, устанавливал GNOME 2 и OpenOffice из тестового репозитория и приступал к необходимой работе. Это могла быть, например, установка и налаживание автозапуска ESD для объединения множества звуковых потоков или настройка сети — как правило USB-модема ADSL, требующего проприетарной прошивки, которую я скачивал заранее.
Ещё я создавал скрипты оболочки для типичных операций: подключения к интернету, монтирования USB-камеры и так далее. Эти скрипты я помещал на рабочий стол GNOME, чтобы человек мог легко их запускать. Иногда я также создавал для удобства интерфейс Zenity.
Приходилось усердно потрудиться сначала, зато в последствие всё исправно работало. Люди использовали свои компьютеры месяцами и даже годами без каких-либо неполадок. Если жалобы и возникали, то чаще всего были связаны с работой какого-нибудь ПО для Windows (вроде того, что можно обнаружить на старых CD-дисках, хранящихся у многих в коробках из-под хлопьев).
С появлением GNOME 2.0 я почувствовал, что Linux дорос до настольных систем. Вот только установка вызывала серьёзные сложности, что, впрочем, можно было исправить.
▍ Идеальный десктоп
У меня был личный wiki-ресурс (назывался FriWiki) с несколькими контрибьюторами. На нём я написал большую заметку под заголовком «Debian+GNOME=The Perfect Desktop?». В ней я поделился своими наблюдениями и озвучил все проблемы, которые требовали исправления.
Так как мне хотелось улучшить ситуацию, я отметил, что процесс установки должен обнаруживать все компоненты системы — как это делал Knoppix. Я также предложил идею полностью зеркальных Live CD и Installation CD, чтобы можно было сначала проверять работоспособность системы, а уже потом её устанавливать. В идеальном мире установку можно производить напрямую с Live CD, но я не знал, возможно ли это технически. Подобная установка также должна предлагать стандартные схемы разделов, а также автоматически обнаруживать и сохранять раздел Windows, чтобы люди не боялись запороть свою систему.
Но установкой всё не ограничивалось. Я предполагал, что создаваемый в её ходе пользователь должен автоматически получать права
root
. На своём опыте я понял, что два пароля — это слишком высокая планка для большинства, если не всех, рядовых пользователей. Не помню ни одного, кто бы понимал принцип root
. Обучать людей работать с системами от лица нескольких пользователей было трудно, поэтому в каждом случае я в итоге создавал одну семейную учётную запись. Правда обескураживал тот факт, что эта учётная запись была ограничена в использовании некоторых возможностей компьютера. Особенно в случае таких тривиальных вещей, как монтирование CD-диска или ключа USB.К слову, о
root
: установка ПО действительно могла бы быть более дружелюбной. Я представлял себе интерфейс в стиле Synaptic, в котором отображались бы только основные приложения (не все пакеты) со скриншотами, описаниями и ревью. Я даже набросал несколько макетов и отметил, что сложнее всего будет, пожалуй, отбор и перевод таких приложений. Эти наработки в итоге где-то потерялись, но по воспоминаниям они были очень близки к тому, чем в последствии стали магазины приложений.Естественно, я настаивал на установке по умолчанию ESD для мультиплексирования звука, на включении всех мультимедиа-кодеков,
lbdvdcss
и всевозможных прошивок (тогда называемых «драйверы») на случай возможного аппаратного апгрейда в будущем. Страница за страницей я расписывал детальный анализ каждого аспекта, который хотел улучшить, чтобы сделать Linux более пригодным для настольных систем.
Начиная с версии 2.0, разработчики GNOME перешли на два релиза в год. Каждые шесть месяцев, несмотря ни на что, выпускался новый дистрибутив GNOME. Я думал, что будет хорошей идеей сразу следом выпускать сопутствующую ОС, чтобы поддерживать согласованность. Но для шести месяцев это слишком много работы, да и знакомые мне люди всё равно не апгрейдили систему так часто. Поэтому я предложил делать ежегодный релиз и использовать в качестве номера версии соответствующий год. Это бы сильно облегчило для людей понимание, какую версию они конкретно используют. Можно было бы говорить, например «Я работаю под Linux Desktop 2003».
▍ UserLinux
Когда у вас возникает удачная идея, это объясняется тем, что просто пришло её время. Я не верю в понятия «собственность» и «кража» в отношении идей. На эту тему рассуждал сам Брюс Перенс. Он решил запустить инициативу UserLinux, целью которой было реализовать как раз то, что задумал я.
Узнав об этом, я сразу присоединился к проекту, где занял активную ораторскую позицию и постоянно ссылался на свой очерк «Идеальный Десктоп». Мне хотелось, чтобы UserLinux преуспел. Ну а раз за ним стоит Брюс Перенс, то разве может быть иначе?
Макет системы UserLinux (GNOME 2.0 с кастомной темой)
К сожалению, большинство участников проекта, подобно мне, много говорили, но мало делали. Единственным поистине деятельным был дизайнер, который разработал логотип и начал создавать различные темы GNOME. Получалось круто, и в результате даже возникало множество дискуссий о том, как эти темы улучшить.
Так я на деле познакомился с «Законом тривиальности».
Проект UserLinux стал прекрасным отражением этого закона. Насколько я знаю, для него так и не было написано хоть сколько-то кода. По факту было даже неясно, какой код вообще нужно писать. После запуска проработки идеи Брюс Перенс в основном только беседовал с нами, и все ждали, пока кто-нибудь начнёт делать хоть что-нибудь.
▍ no-name-yet
В начале 2004 года со мной связался разработчик Debian, Себастьен Бахер. Он сообщил, что ещё несколько месяцев назад ознакомился с моим очерком «Идеальный десктоп» и переслал его человеку, у которого были аналогичные мысли. И много денег. Так много, что он уже тайно работал над этой идеей, и сейчас, когда она начала обретать осязаемую форму, захотел получить от меня обратную связь по её альфа-версии.
Естественно, я был в восторге и согласился.
Так я присоединился к таинственному проекту под названием «no-name-yet» с сайтом nonameyet.com и каналом IRC. В ходе обсуждения деталей этого проекта и его подробного изучения я больше всего боялся, что он станет форком Debian. Я был уверен, что его нельзя сводить до простого ответвления этого дистрибутива. Напротив, это должны быть дополнительные пакеты и метапакеты, которые бы располагались поверх Debian. На это многие участники команды заверили меня, что цель — сотрудничать с Debian, а не делать его форк.
Однажды у меня завязался горячий спор с участником IRC-канала под ником sabdfl. Тогда кто-то даже спросил меня в личке, знаю ли я, с кем спорю. Я не знал.
В итоге я выяснил, что проект спонсировался самим Марком Шаттлвортом.
Мечтая стать астронавтом, я был большим поклонником Марка. Этот парень был и астронавтом, и параллельно поддерживал разработку свободного ПО. Я знал его ещё со времён, когда он предлагал награду за улучшение свободного программного обеспечения вроде Thunderbird. Собственно, без особого успеха. Но я был удивлён, узнав, что Марк также занимался разработкой Debian.
Этот человек был моим героем (да и до сих пор им является). Он воплощал в себе все мои мечты: астронавт, разработчик Debian и миллиардер (в таком порядке я представлял значимость этих качеств). Несколько лет спустя я как-то встретил его в зале конференции Ubuntu Summit. Он печатал что-то на своём ноутбуке, потом взглянул на меня, а я смог выдавить из себя лишь скудное «Привет». Этим и закончилось.
Но я горжусь тем, что являюсь автором его аватара (hackergotchi) для planet.ubuntu.net, который разработал для него в качестве поздравления с успешным полётом в космос.
В конце весны или начале лета 2004 года мне прислали ссылку на первую альфа-версию «no-name-yet», но теперь уже с именем: Ubuntu. И мне это имя понравилось. Я установил Ubuntu на один из разделов, чтобы протестировать, и в итоге очень быстро перешёл на её повседневное использование, забыв о своём разделе с Debian. Она была коричневая. Поначалу прям сильно. Чуть позже на экране авторизации даже добавили полуголых людей (и я выступал в поддержку sabdfl, принявшего это спорное решение). Вместо того, чтобы готовиться к экзаменам, я начал составлять обширные отчёты на тему того, что можно улучшить, какие мне удалось обнаружить баги и так далее.
Изначально на заставке экрана авторизации Ubuntu были изображены трое полуобнажённых людей, смотрящих в небо. В некоторых первых версиях одежды на них было ещё меньше.
И это делает меня одним из немногих людей на планете, кто начал использовать Ubuntu с версии 4.04 (естественно, она так не называлась).
Горя желанием продвигать эту систему и вдохновлённый Тристаном Нитотом, я решил завести блог.
Блог, запуск которого случайно совпал с днём первого публичного релиза Ubuntu ровно двадцать лет назад.
И это было только начало…
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (7)
PolOchka_KolOchka
22.12.2024 09:44Спасибо за первую часть статьи, интересно было прочитать, про «дружелюбный Линукс».
MountainGoat
22.12.2024 09:44Всегда считал, что логотип Убунту означает сфинктер с признаками геморроя, а оно вон что.
Fafhrd
22.12.2024 09:44Как ни странно, но в те времена AspLinux на базе редхата нормально ставился и работать в нем было без проблем. А так я линукс на рабочем десктопе прописал с редхата 7.2. Потом уже на убунту с дебианом перешел, когда понеслись все эти центосы, федоры и рхелы.
NeoCode
Да. вот вырвиглазных цветов Ubuntu никогда не понимал.
saipr
А мне очень приглянулся Mandrake в 1999 году. С тех пор я подсел на этот дистрибутив, не важно как он называется, Mandriva или Mageia, как сегодня.
VadimProfii
Мандрива продалась расейским олегархам, переименовалась в Роса линукс, кинула с поддержкой, несмотря на платный дистрибутив, а потом совсем переродилась во что-то окологосударственное, то ли Аль т то ли что-то еще... Остались еще диски и коробка с тех пор.