Привет, Хабр! Меня зовут Филипп Игнатенко, два года назад я помог запустить одну из крупнейших образовательных программ по подготовке DevOps-инженеров в России. Сегодня в ней участвуют 35 вузов, а количество студентов уже превысило 12 тысяч человек. В «Базисе» я руковожу блоком разработки платформенных сервисов и знаю, насколько остро стоит проблема нехватки квалифицированных девопсеров. Это как невозможность притупить голод — сколько бы специалистов ты ни набрал, их все равно не хватает.

Индустрия растет, компании растут, задач становится больше. И даже если у тебя достаточно девопсеров (но есть деньги) — ты никогда не откажешься от еще одного. Только вот где его взять? Ситуация на рынке такая, что даже текущие потребности можно закрыть с большим трудом, большая часть кандидатов — новички, которых нужно доучивать, а иногда и переучивать. Хотелось найти какое-то решение, которое не просто закроет текущие потребности, но и создаст задел на будущее.

И два года назад мы решили зайти с другой стороны и открыть собственную программу подготовки DevOps-инженеров. Но не в формате платного курса «Отдай 100К и войди в айти», а как часть академического обучения. Идея была простой: мы даем вузам нашу платформу за символическую плату (если точнее — за рубль), подготавливаем методические материалы, составляем практические задания и на базе этого всего создаем программу обучения. Не просто «вот вам софт, разбирайтесь», а полноценный образовательный курс для преподавателей и студентов, который поможет готовить реально нужных рынку специалистов. Начали с сотрудничества с ведущими техническими вузами страны — МИРЭА, Бауманкой, УрФУ и Станкином.

Почему существующая система не работает

Перед тем как создавать программу, я несколько лет преподавал на популярных образовательных платформах. И понял, как улучшить существующую систему подготовки DevOps-инженеров.

Многие площадки для обучения изначально предлагали только сложные курсы для повышения квалификации уже опытных специалистов. Но постепенно, под давлением рынка, стали делать программы и для новичков. И тут начались проблемы.

Типичная картина: вечером, после работы, человек садится слушать лекцию. Два раза в неделю, пять месяцев подряд. В конце курса делает учебный проект. А дальше... дальше его учат вписывать этот проект в резюме как реальный опыт работы. И вот приходит к тебе такой кандидат, формально с опытом, а по факту — с одним пет-проектом.

Такой подход сильно упрощает представление о том, что такое DevOps-инженер. Настроить CI/CD-пайплайн или развернуть контейнеры в Kubernetes — это лишь верхушка айсберга. DevOps-инженер должен понимать полный цикл разработки, знать, как работает инфраструктура, разбираться в мониторинге и логировании, уметь автоматизировать процессы и, что особенно важно, видеть картину целиком. К сожалению, максимум, который можно выжать из курса (тот же учебный проект, каким бы сложным он ни был), не является тем, что нужно отрасли. А нужно более комплексное, системное образование будущих специалистов.

К тому же современный DevOps неразрывно связан с безопасностью. DevSecOps — это не просто модный термин, а необходимость. Нужно понимать основы информационной безопасности, знать, как защищать инфраструктуру, как работать с секретами, как проводить аудит безопасности. Этому невозможно научиться за пару вечерних занятий в неделю.

После таких курсов мы часто видим среди кандидатов две крайности. Первые настолько не уверены в своих силах, что готовы работать за еду, лишь бы кто-то взял их в команду. Вторых же убедили, что пары выполненных учебных заданий достаточно для зарплаты уровня мидла. Самое печальное, что и те, и другие — жертвы подхода к обучению, который не дает реального понимания профессии.

С другой стороны, курсы не могут (да и не должны) нести ответственность за то, как в итоге обучился специалист. Дали материал, приняли финальную работу — и до свидания. А научился ли человек реально решать производственные задачи, понимает ли он, как работать в команде, как справляться с инцидентами, как планировать развитие инфраструктуры — это пусть работодатель сам выясняет на собеседовании или на испытательном сроке.

Учить учителей

Когда мы начали разрабатывать свою программу обучения, то первым делом решили уйти от вышеописанной порочной практики. Нам нужно было сформировать более основательный подход.

Работа с вузами потребовала совершенно иного взгляда на подготовку специалистов. В андрагогике (науке об обучении взрослых) есть важное понимание: нельзя учить преподавателей так же, как обычных слушателей курсов. У работающего преподавателя своя специфика: с одной стороны, у него часто нет возможности сидеть на лекциях — есть основная работа, занятия со студентами. С другой — ему недостаточно просто освоить технологии (часто это самая простая часть), нужно понять, как их потом преподавать. Ведь одно дело — знать, как работает Kubernetes, и совсем другое — уметь объяснить это молодому человеку, который начинает свой путь в IT.

Поэтому мы разработали особую программу подготовки. Это не просто набор видеолекций, а полноценный месячный курс с живыми консультациями и практической работой на реальной платформе. После каждого блока проводим тщательную проверку знаний, даем развернутую обратную связь, разбираем сложные моменты. Важно не только то, насколько хорошо преподаватель освоил материал, но и то, как он сможет донести эти знания до студентов. В идеале, вместо механического зачитывания лекций он должен погружать студентов в реальные задачи на базе реальной промышленной платформы. Для этого учебные проекты максимально приближены к тому, с чем сталкиваются DevOps-инженеры в своей ежедневной работе. Естественно, с преподавателей мы тоже собирали обратную связь, чтобы сделать их работу более эффективной.

Программа обучения включает погружение в ключевые технологии: работу с контейнерами и Docker, оркестрацию на базе Kubernetes, настройку CI/CD, работу с системами мониторинга. Мы используем для обучения свою платформу Digital Energy, но наша цель — не познакомить с конкретным продуктом, а дать фундаментальное понимание принципов работы современной облачной инфраструктуры.

Запуск студентом (он же преподаватель) своего первого контейнера
Запуск студентом (он же преподаватель) своего первого контейнера

Когда преподаватель разворачивает контейнер или настраивает мониторинг в нашей платформе, мы всегда объясняем, как это устроено «под капотом». Да, некоторые задачи платформа берет на себя, делая работу DevOps-инженера эффективнее. Но важно, что преподаватель понимает, какие процессы скрываются за этой автоматизацией. Такой подход позволяет выпускникам программы легко адаптироваться к работе с любыми инструментами — они понимают не только, что делает технология, но и как она это делает.

Финальная работа в нашей программе требует полноценного погружения во все аспекты работы DevOps-инженера. И без реального понимания материала ее просто невозможно выполнить. Зато, когда преподаватель справляется с этой работой, мы уверены — он действительно готов передавать знания студентам.

После обучения преподаватели, вооруженные этими знаниями и подготовленными для них методическими материалами, возвращаются в свои вузы и начинают готовить студентов. Где-то обучение оформлено как дополнительный курс, кто-то интегрирует его в основную программу. Но главное — обучение проходит на реальной платформе, с пониманием реальных задач и требований рынка.

Технологии vs. культура

Мы не ограничиваемся только техническим стеком. И что важно — не выделяем soft skills в отдельные лекции, понимая предвзятое отношение многих технарей к подобным темам. Вместо этого мы встраиваем их в технический материал.

Важная часть обучения — понимание культуры DevOps. DevOps-инженер часто выступает медиатором между разными командами: разработкой и тестированием, админами и разработчиками. На его плечи ложится ответственность за коммуникацию между всеми участниками процесса. И дело не только в том, чтобы «уметь общаться», — нужно понимать, как изменился сам подход к работе.

Раньше каждый отвечал только за свой участок: разработчик мог сказать «у меня все работает» и умыть руки, если у кого-то что-то не запускалось. Сегодня такой подход невозможен — воспроизводимость окружения не позволяет просто «перекинуть камень в чужой огород». DevOps превращает разработку в общее дело, где каждый отвечает за конечный результат.

Отдельный большой блок посвящен безопасности — DevSecOps. Здесь мы не только изучаем инструменты и практики, но и разбираем этические аспекты: где проходит граница между этичным тестированием безопасности и хакингом, как правильно выстраивать процессы, чтобы система обладала «кибериммунитетом». Безопасность — это не просто галочка в чек-листе, а неотъемлемая часть современной разработки.

Наши студенты не только изучают базовые принципы защиты инфраструктуры, но и погружаются в реальные кейсы. Мы делимся собственным опытом анализа безопасности, показываем, как разрабатывать и внедрять инструменты для автоматизированных проверок. Например, рассказываем о своем опыте создания плагинов для open source.

Человеческий фактор здесь тоже важен. Специалисты ИБ часто воспринимались как карикатурные персонажи, которые мешают разработчикам разрабатывать, однако в культуре DevOps этому нет места — здесь важна каждая роль. В крупных компаниях появляются security-чемпионы, через которых выстраивается коммуникация с командой безопасности. Мы учим искать разумные компромиссы: где-то можно записать технический долг и следить за ним, где-то нужно настоять на немедленном исправлении.

Когда студенты проходят такое комплексное обучение, они выходят с глубоким пониманием профессии. Они не просто знают, как настроить отдельные компоненты системы — они понимают, как эти компоненты взаимодействуют между собой и как их работа влияет на процессы всей команды.

Результаты

Когда мы начинали, со стороны наша деятельность, наверное, выглядела странно: вместо того чтобы решать насущную проблему, занимаемся какой-то непонятной благотворительностью — раздаем софт за рубль, тратим время инженеров на обучение преподавателей, придумываем какие-то методички... В общем, занимаемся чем угодно, лишь бы не работать.

Но в моей команде уже сейчас есть ребята, которые еще пару лет назад были студентами и учились у преподавателей, прошедших нашу программу. Такая вот преемственность в масштабах одного проекта.

Интересно наблюдать и за самими преподавателями. В финальной части курса мы даем им продвинутые задания «со звездочкой»: работа с сервисными сетками, шаблонизация через Helm, настройка мониторинга через Prometheus и Grafana, визуализация графов межсервисного взаимодействия. С ними справляются только 15–18% участников, и это нормально — мы не делаем эту часть обязательной. Но именно по тому, как преподаватель подходит к таким сложным задачам, виден его реальный уровень погружения в материал.

Работа студента с декларативным описанием инфраструктуры в Docker Compose
Работа студента с декларативным описанием инфраструктуры в Docker Compose

За два года программа постоянно развивалась вместе с индустрией. В IT изменения происходят стремительно — то, что было актуально полгода назад, сегодня может уже устареть. Импортозамещение, новые инструменты, изменение подходов к безопасности — все это пришлось учитывать на ходу, чтобы сохранить для студентов возможность работать с актуальными промышленными решениями. Но при этом главное остается неизменным: мы учим не конкретным инструментам, а подходу к решению реальных задач.

О будущем

А что дальше? Мы начинали с четырех вузов, а сейчас их уже почти сорок и каждый год подключаются новые. То есть программа работает и востребована. И теперь, когда у нас есть этот опыт, можно немного пованговать и представить, как будет развиваться профессия DevOps-инженера в ближайшие 3–5 лет.

Мне кажется, мы увидим два важных тренда. Первый — это определенный откат к консерватизму. Прошли времена, когда мы слепо верили во все новое. Помните, как лет десять назад многие воспринимали тот же scrum? «Это у нас точно не приживется». А потом все кинулись внедрять гибкие методологии. Сейчас маятник качнулся в другую сторону — к более взвешенному подходу.

Второй тренд — это трансформация DevOps в DevSecOps. Не просто как термин, а как реальный стандарт работы. Я уверен, что через несколько лет мы перестанем использовать термин DevOps в отрыве от безопасности — это будет по умолчанию единое целое.

Изменится и подход к обучению будущих специалистов. И этот процесс уже идет — во многом благодаря тому, что бизнес перестал быть просто потребителем кадров и активно включился в их подготовку. Компании делятся реальными технологиями, практикующие специалисты приходят преподавать, учебные программы адаптируются под актуальные потребности рынка. В результате студенты выходят из вузов с реальным пониманием технологий и процессов.

Эта ситуация разительно отличается от той, что была в мое время — когда выпускник приходил на работу и только там начинал понимать, чем ему предстоит заниматься. Я сам прошел этот путь: закончил вуз по специальности «ЭВМ», и мне просто повезло найти свое место в IT. А сколько потенциально отличных специалистов мы потеряли просто из-за пропасти между образованием и реальной практикой?

Сейчас эта пропасть постепенно заполняется — в образовательный процесс включаются люди, которые сами каждый день решают актуальные задачи индустрии. Они знают, какие навыки и знания действительно важны, какие технологии используются на практике, какие проблемы приходится решать. И могут передать этот опыт студентам не в виде сухой теории, а на конкретных примерах из реальных проектов.

Но самое главное — DevOps перестает быть просто модным словом в резюме или способом получить 300К в наносекунду. Это уже происходит. Мы видим это по нашим выпускникам, часть из которых прошла наш курс и уже работает (в том числе и у нас в компании). Могу даже рискнуть и сделать красивое заявление: в профессию стали приходить не только за зарплатой, но и потому, что интересно создавать сложные, красивые системы, которые реально работают и приносят пользу.

В конце концов, именно за этим мы и затевали всю эту историю с обучением.

Комментарии (23)


  1. ant_perch
    16.01.2025 13:39

    Вот и получаем хотелки HR в жизни. Не методологию, а инженера. И уже сейчас я вижу вакансии девопса с рейтом ниже моего админского.
    Начинание интересное, но подобное я видел еще в свои студенческие годы (2004-2009) от тех же IBA и EPAM. Помощь в подготовки себе кадров на базе ВУЗа


    1. jinn50k
      16.01.2025 13:39

      А я видел вакансию от Ростелекома на девопса с умопомрачительным рейтом в 35 тысч. Там еще кстати нужно было быть экспертом в sip телефонии, наверное до сих пор ищут :)


    1. ElDark
      16.01.2025 13:39

      Оно и сейчас встречается в рамках кафедр - слышал про такие от 1С, "Лаборатории Касперского", у кого, кажется, даже была совместная подготовка с Huawei.


  1. trabl
    16.01.2025 13:39

    В начале статьи ВУЗов 35, в конце почти сорок. Ну ок, 35 наверное почти сорок. В ВУЗах прям специальность такая есть DevOps инженер, или это как предмет в рамках обучения на разных специализациях ИТ?


    1. Philipp451 Автор
      16.01.2025 13:39

      Специальности такой нет, к сожалению, а было бы здорово. Пока что наш курс проходят преподаватели и затем обучают студентов очных форм в виде дополнительной дисциплины


      1. trabl
        16.01.2025 13:39

        Ну а студенты платят как за курс на каком-нибудь skillfactory, ЯП, и т.д. Или это бесплатно?


        1. Philipp451 Автор
          16.01.2025 13:39

          Не платят конечно, это все должно входить в их программу обучения


  1. fujinon
    16.01.2025 13:39

    На скрине с docker run использован legacy флаг --link, цитата

    Warning

    The --link flag is a legacy feature of Docker. It may eventually be removed. Unless you absolutely need to continue using it, we recommend that you use user-defined networks to facilitate communication between two containers instead of using --link

    и порт выброшен наружу, где же здесь DevSecOps?


    1. OrionfoX
      16.01.2025 13:39

      Там же веб морда для клиента СУБД, как он иначе будет работать?))


      1. fujinon
        16.01.2025 13:39

        Это вам на курсы! Только не на эти) Там расскажут про reverse proxy например... Или вы предлагаете на веб-морду ходить по http ?


        1. OrionfoX
          16.01.2025 13:39

          Для попробовать первый раз запустить хватит и без сертификата. Понимать конечно надо почему закрывать сертификатами авторизации, но это уже после.


          1. fujinon
            16.01.2025 13:39

            Дело не в сертификате, а в том, что по умолчанию учат публиковать порт как на скрине - на все интерфейсы (0.0.0.0) - и не объясняют этого. Я бы даже попробовать первый раз делал бы публикацию только на localhost, особенно если упор на DevSecOps.


            1. Philipp451 Автор
              16.01.2025 13:39

              На нашем курсе мы объясняем и показываем, что такое хорошие и плохие практики. В том числе рассматривем устаревшие подходы и методы, рассказываем как и почему они устаревают и выводятся из употребления, какие риски безопасности несут.

              В вашем примере вы верно заметили, что метод --link уже давно устарел, но знать, зачем он нужен, все равно надо. Со множеством примеров его использования студент столкнется на практике, мы этот момент проговариваем во время обучения. А на лекциях, посвященных работе контейнеров по сети и их безопасности, переходим от небезопасных подходов к наиболее безопасным и правильным на данный момент.


  1. devops_sergeant
    16.01.2025 13:39

    Так вот кто портит девопс. Вот они и нашлись. А вы с чего программу то решили делать? А хоть на обозрение сообщества выложили? Методику сформулировали? Вы вообще понимаете, что это не кубику учить, а так же финансам, управлению, трудорассчетам автоматизации и прочему и прочему? Вы чо наделали, бездари?)


    1. budnikovsergey
      16.01.2025 13:39

      а разве курсы как-то меняют процесс прохождения собеседования? Да пусть хоть по методу Илоны Давыдовой по ночам магнитофоном на подкорку записывают или у монахов в Шаолине тайны познают, лишь бы понимали суть, а не просто были "девопсерами", что бы это уничижительное название не значило.


  1. fujinon
    16.01.2025 13:39

    del


  1. budnikovsergey
    16.01.2025 13:39

    у меня глубокое убеждение, что курсы "девопс для начинающих" могут производить только девопсеров а не девопс-инженеров. Это сугубо потому, что это направление очень широкое и в каждой компании на каждой роли означает разный скоуп. Поэтому оно должно быть вторым после успешной картеры сисадмином/разработчиком. Т.е. девопс джун это как минимум миддл сисадмин/разработчик. И в зависимости от точки старта они качаются от знания инфры в ci/cd и наоборот. А с нуля только девопсеры получатся.


    1. Philipp451 Автор
      16.01.2025 13:39

      Мне нравится ваша точка зрения. Девопс это сложная комплексная роль, потребуется и знания в ОС, и в сети, и в разработке.

      У большинства студентов (и на моей памяти, так всегда и было) при выходе во взрослый мир, навыков, помогающих найти хорошую работу, практически нет. Но ведь надо же с чего-то начинать. Надеюсь, что наш курс сможет стать хотя бы неплохой отправной точкой.


      1. trabl
        16.01.2025 13:39

        Для девопса отправная точка это должность системного администратора или разработчика хотя бы на том же python. Я лично тоже проходил курс на известной площадке, но у меня за плечами был хотя бы уровень CCNA по сетям и опыт админом лет эдак 5 минимум. А вот студенту, с нуля, лишь пройти курс? Очень сомнительно. Студента надо обучать базовым вещам, Linux, bash/python, docker, сети, имхо. Они с этой базой хотя бы админить смогут, чтобы в дальнейшем дорасти до DevOps. Очень занимательно наблюдать записи собеседований вчерашних студентов, которые знают как написать helm чарт для деплоя приложения в k8s, но не знают что такое swap в Linux и зачем порой его включают или наоборот отключают.


        1. Philipp451 Автор
          16.01.2025 13:39

          Хочу согласиться с вами, по сравнению с тем, кто имеет за плечами достаточный опыт в администрировании или разработке, вчерашний студент будет испытывать недостаток многих компетенций, которые приобретаются лишь со временем.

          И я сейчас даже не столько о такой базе, как linux, bash, сети и прочее (хотя для изучения этого у студента есть несколько лет в вузе - никто не отменял эти дисциплины на профильных специальностях), а банально о таких вещах, как рабочий и просто жизненный опыт, баланс работы, учебы и отдыха, умение уживаться с коллегами, не принимать все близко к сердцу в первые годы работы


  1. evpadallas
    16.01.2025 13:39

    Как-то пощупать ваш курс можно? Для себя.


    1. Philipp451 Автор
      16.01.2025 13:39

      Пока что нет, к сожалению.

      Задумывалось, что курс будет доступен для студентов очных форм обучения в нескольких российских ВУЗах, хотя сейчас ведется работа по расширению числа учебных заведений и преобразованию курса, чтобы он стал доступен для большего круга желающих. Очень надеюсь, что в ближайшее время это произойдет


      1. Funkub
        16.01.2025 13:39

        Подскажите, я как студент УрФУ на заочке, могу ли пройти ваш курс? Очень интересен данный вопрос, т.к. большинство курсов доступны только для очного отделения, при этом специальность "Информатика и вычислительная техника", может подразумевать под собой подобный формат обучения, как я полагаю.