Прежде чем читать этот текст, советую вам закончить ужином.

В пассажирских самолетах, вмещающих в себя хотя бы два десятка пассажиров есть туалеты. В зависимости от самолёта, он может быть один, а может быть пару десятков туалетов на один самолёт. Задумывались ли вы куда деваются отходы, улетающие в трубу унитаза на высоте 11 километров?

Спойлер: не за борт, как в старых вагонах поезда.

Разберем работу системы отходов из сортира на примере нашего любимого А320. На остальных самолетах этого класса и эпохи принцип аналогичен.

Начнём сразу с главного, эпицентра данной темы — в самолёте, в хвостовой части, под полом задней кухни, установлен бак для отходов, в простонародье называемый говнобаком. Он в самолёте один, и в него стекает со всех туалетов по металлических трубам. В А320 туалетов, обычно, три — один спереди и два сзади. Доступ к баку осуществляется через задний багажник самолета, сняв его заднюю стенку. Надо сказать, лазить там достаточно тесно.

Бак слева, обмотанный
Бак слева, обмотанный

Конструктивно бак не такой простой, как можно его представить. В него установлены два датчика уровня: снизу — определяющий уровень по гидростатическому давлению, сверху — ультразвуковой. Данные по уровню заполненности бака показываются на панели бортпроводника.

Объем говнобака в А320 170 литров, весь полет отходы хранятся в нём. По прилету, к самолету подъезжает ассенизаторская машина, подключает свой шланг к сливному штуцеру на сервисной панели и бак опустошается. Так же, можно бак промыть водой, подав её через сервисную панель (поступает промывочные форсунки на схеме бака).

Бак отходов схематично
Бак отходов схематично

А теперь о том, как отходы из туалетов добираются до этого бака. Сами подумайте, расстояние от переднего туалета до бака метров 30, труба идет преимущественно горизонтально, само не долетит.

Унитаз в самолете, со снятыми декоративно‑защитными кожухами выглядит так, как будто его разрабатывали для установки на космическую станцию. Самолетный унитаз — вещь технологичная, с электронными примочками. Голубым цветом обозначена линия подачи воды, где rinse valve — клапан подачи воды (активируется соленоидом). Красным обозначен клапан смыва (flush valve), который открывается электромотором, через него отходы идут далее в «зеленую» трубу. Желтым показан flush control unit (FCU) — контроллер, который управляет перечисленными выше клапанами и ещё кое‑чем (об этом далее) по нажатию кнопки смыва. Краткий экскурс по унитазу окончен, а теперь к процессу смыва.

Устройство унитаза с А320
Устройство унитаза с А320

Как только вы нажимаете на кнопку смыва (крепится на стене рядом с унитазом), FCU подает команду на ещё один контроллер – Vacuum System Controller (VSC), установленный отдельно за одной из панели в заднем багажнике самолета. VSC запускает вакуумный генератор (Vacuum generator), который создает разницу давления между салоном самолета и говнобаком. Установлен вакуумник рядом за баком, с ним бак соединяется трубой, выходящей из верха бака. Сверху бака установлен сепаратор с фильтром, предотвращающий вылетание дерьма из бака в трубу к вакуумника. Фильтр этот, кстати, положено периодически снимать и промывать сами отгадайте от чего. Высасываемый воздух выбрасывается в отверстие в фюзеляже за борт. То есть, если совсем простыми словами, вакуумник создает разрежение в говнобаке, и соответственно, всей системе отходов, отходы из унитаза будет засасывать в бак как пылесосом. Но пока ещё не засасывает, ведь клапан смыва (что был красным на схеме выше), ещё не открылся.

Vacuum generator
Vacuum generator

Где-то через секунду, как начал работать вакуумный генератор, открывается клапан подачи воды и в чашу унитаза впрыскивается небольшая порция воды. Её правда подается мало, буквально секундный «пшик». И почти одновременно, но все же чуть-чуть позже, открывается клапан смыва. На этот момент, прошло всего 2 секунды после того, как вы нажали кнопку смыва. К этому времени в баке вакуумник уже создал достаточное пониженное давление, поэтому все, в прямом смысле слова, со свистом улетает в трубу. Поэтому, если вы пользовались туалетом в самолете, наверняка, слышали громкое пугающее шипение. Клапан смыва держится открытым всего 4 секунды, но это вполне хватает, чтобы пропустить через себя даже ведро воды. На шестую секунду с момента нажатия на кнопку смыва клапан смыва закрывается, но вакуумник продолжает работать ещё 9 секунд. Пока вся пятнадцатисекундная циклограмма не завершится повторный смыв процвести не получится. Оригинальная циклограмма приведена ниже, переводить не стал.

 

Циклограмма смыва
Циклограмма смыва

Процесс, описанный выше, справедлив при работе на земле и до определенной высоты. На высоте полета выше 16000 футов (4,9 км) всё аналогично, кроме работы вакуум-генератора. Там ему не приходит команда на включение, так как на таких высотах разница давления между салоном и атмосферой за ним, достаточное для того, чтобы высасывать всё без помощи посторонних агрегатов, просто через отверстие в фюзеляже воздух из самолета вылетает сам. Поэтому, при смыве, фактически происходит маленькая контролируемая разгерметизация на 4 секунды. При снижении и проходе высоты 12000 футов (3,7 км) вакуумник возвращается в работу.

Принципиальная схема системы удаления отходов А320
Принципиальная схема системы удаления отходов А320


Теперь вы знаете, что туалеты в самолете работают на силе вакуума. Правда, бывают, туалеты и более привычного вида, смываемые бОльшим количеством жидкости, без вакуума, а бак для отходов там установлен прямо под горшком, у каждого свой. На больших самолетах такие системы я крайний раз встречал лет 15 назад, даже на А320 они были, но сейчас это уже редкость. Но по сей день такие можно встретить на самолетах поменьше, недавно видел на ATR-72. Фото прилагается. 

Процесс смыва на ATR-72-500
Процесс смыва на ATR-72-500

На этом все, надеюсь, было интересно. Есть вопросы - задавайте, что знаю - отвечу.

Так же подписывайтесь на мой телеграм канал, где я - инженер по техническому обслуживанию воздушных судов рассказываю интересное о своей работе, как устроены самолеты, и как выполняется их техническое обслуживание.
t.me/ElephantoAvia

Использованные материалы:

  • Схемы и циклограммы взяты из учебного материала для ИТП по А320, переведены мной

  • Фотографии бака и вакуум генератора предоставил подписчик канала

Комментарии (128)


  1. NickSin
    23.01.2025 16:28

    Справедливости ради, сейчас современные вагоны поездов в РЖД так же снабжаются "вакуумными" туалетами. Уходит в прошлое эпоха смыва содержимого на рельсовый путь)


    1. vesowoma
      23.01.2025 16:28

      Да, уходит романтика... )

      Уже и шутку про лом не все знают


      1. roswell
        23.01.2025 16:28

        "Сам топи урановые ломы в ртути!" (ц)


    1. woodiron
      23.01.2025 16:28

      В документации носит красивое название "гравитационный туалет", звучит солидно.


      1. NickSin
        23.01.2025 16:28

        Почему-то так и хочется сказать: "подайте мне мою гравицапу")


        1. leonP4
          23.01.2025 16:28

          Ку :)


    1. ilya_pu
      23.01.2025 16:28

      Да, точно. Ехали недавно в таком, "новом" вагоне (на окнах дата производства январь 2021 года, но загляни под обшивку - и увидишь всю историю, вплоть до ГДР) - бак с отходами из биотуалета у него под пассажирским купе, в пути кондиционер ещё как-то продавливал воздух сверху вниз и запахов не было, а вот на получасовых стоянках при лёгком морозце из бака по воздуховодам запах нехило попадал в салон вагона и доходит даже до купе проводника. Уж лучше бы на путь смывали...


      1. DMGarikk
        23.01.2025 16:28

        в пути кондиционер ещё как-то продавливал воздух сверху вниз и запахов не было, а вот на получасовых стоянках при лёгком морозце из бака по воздуховодам запах нехило попадал в салон вагона и доходит даже до купе проводника.

        тут причина в другом немного, скорее нетехническая (она тоже но не основная), в баке под купе (в старых вагонах под тамбуром) стоит вентилятор с вытяжкой, также отдельная вытяжка в туалетах... и вонять начинает потому что они сгорают...а чинят их не штатные электрики депо, а подрядчик который обслуживает биотуалеты...а он это делает на 24/7, а 5/2 и с ограничениями по количеству туалетов в день... т.е. это организационная причина во многом

        и еще чуть тех.подробностей

        Вентиляция не выдавливает запах из вагона полностью сразу, там воздухообмен гдето 80/20 - 80 - рециркуляция, 20 -свежий воздух и если вонь попадёт то он будет долго её будет по кругу гонять

        также, когда не работает отдельная вытяжка в туалете, а запах там из самого очка..если не работает вентилятор в баке. и центральная вентиляция начинает вытягивать вонь из унитаза по всему вагону

        но во многом это касается не вакуумных биотуалетов (у вакуумных сам унитаз более менее герметичен), а "обычных накопительных" которые ставят на старые вагоны вместо "гравитационных" ..вот они сурово воняют это точно при неисправностях


        1. anka007
          23.01.2025 16:28

          Во время остановок думаю проблема немножко в другом: генератор не работает (вот уж не знаю почему) и экономят на чём только можно, в том числе и на вентиляторах в туалете.


          1. Tim7456
            23.01.2025 16:28

            В первую очередь экономят на аккумуляторах. А новых системы обеспечения комфорта, наоборот жрут намного больше чем раньше. Вот и приходится выключать часть систем, когда поезд стоит.


    1. Ubuntaykin
      23.01.2025 16:28

      На первых порах внедрение биотуалетов сталкивалось с проблемой: люди по старой привычке кидали туда бумагу и прочие предметы, из-за чего туалеты нередко выходили из строя.


      1. WalterBeech
        23.01.2025 16:28

        А почему бумага выводит их из строя?


        1. DMGarikk
          23.01.2025 16:28

          она застревает в клапанах, точно также можно самолет сломать если туда бумагу кинуть


          1. voldemar_d
            23.01.2025 16:28

            Ни в самолетах, ни в поездах не видел табличек с запретом кидать бумагу в биотуалет.


            1. JediPhilosopher
              23.01.2025 16:28

              Странно, нынче везде лепят что-то такое. Даже там, где в этом нет никакого смысла. И ставят ведерко для обгаженных бумажек даже там, где обычная канализация, которая туалетную бумагу прекрасно пропускает.


              1. voldemar_d
                23.01.2025 16:28

                Как раз там, где обычная канализация, таких бумажек полно. Но к самолетам и биотуалетам в поездах это не относится. Вы выдели хоть раз в самолете ведерко с обгаженными бумажками в туалете?


              1. Ansud
                23.01.2025 16:28

                Там где обычная канализация история обычно в том, что до большой трубы не добраться совсем, либо она очень далеко или высоко. И стоит там измельчитель, чтобы произведенные труды пошинковать, разбавить водицей и уместить в мелкую трубу. Если в него попадает бумага, то работать он перестает :)


            1. DMGarikk
              23.01.2025 16:28

              достаточно даже погуглить по фразе поезд вакуумный туалет

              табличка сразу над унитазом

              такие таблички есть везде где вакуумный туалет


              1. voldemar_d
                23.01.2025 16:28

                Если погуглить без слова "табличка", найдется куча фото без табличек. Кроме того, выше написали, что там есть запрет на крупный мусор и прокладки, а не туалетную бумагу.

                Текст на вашем фото не разобрать.


          1. KReal
            23.01.2025 16:28

            В самолёте нет ёмкостей для туалетной бумаги и её предполагается смывать в унитаз. Там просят не смывать прокладки и т.д.


            1. DMGarikk
              23.01.2025 16:28

              а куда прокладки девать тогда в этом случае?

              люди то придурочные, если можно бросать бумагу - будут бросать все, прокладки, влажные салфетки и прочие подгузники


              1. Tim7456
                23.01.2025 16:28

                Там же емкости для мусора под раковиной. Вот туда прокладки и девать.
                Но некоторые, альтернативно одаренные, все равно смывают. А потом весь салон глазки пучит и терпит по 6 часов до прибытия.


      1. Endeavour
        23.01.2025 16:28

        В них можно кидать бумагу, нельзя "прочие предметы".


  1. JBFW
    23.01.2025 16:28

    А датчики точно не перепутаны местами на схеме?
    Гидростатический - он должен как бы лежать на дне, измеряя давление масс, а вот ультразвуковой сверху, измерять расстояние до масс сверху...

    Ну, по крайней мере, с водой оно так работает, тут вряд ли антигравитация...


    1. Bandicoot757 Автор
      23.01.2025 16:28

      Благодарю за внимательность, все правильно пишите, исправил!


    1. Traveller0968
      23.01.2025 16:28

      Вот тоже подумал, а как надежно будет работать ультразвуковой в таких условиях? Просто занимаюсь КИПом на одном предприятии и есть там один тех.процесс где готовят целлюлозную пульпу, т.е. целлюлозу распускают в воде и перемешивают, в общем там всегда существовала проблема определения уровня в баке гидропульпера, ну там где ее перемешивают, так вот ни какие датчики там толком не работают ибо эта взвесь имеет свойство хорошо липнуть к любым поверхностям и да, один поставщик, порекомендовал как раз использовать ультразвуковые датчики, но дело в том что если его засрет во время перемешивания, то он точно ничего покажет, ибо его радар будет забит, а тут вроде тоже бак, самолет летит, турбулентность, говно липкое :))), вот как часто его там чистят этот датчик и чистят ли вообще, просто интересно стало? :)


      1. maxwolf
        23.01.2025 16:28

        Когда делал канализацию на даче, тоже долго думал на тему датчиков заполнения септика. Основными критериями были надёжность и простота обслуживания (ибо "всё сам, всё сам..."). В итоге поставил счётчик воды на линию подачи из колодца. Он, конечно, даёт систематическую погрешность в меньшую сторону, но для целей планирования откачки её легко учесть. А гидростатические и поплавковые датчики в, скажем так, неоднородной среде, равно как и ультрозвуковые в замкнутом объёме, по отзывам, - вещь крайне ненадёжная. А в самолёте к гидростатическому нужно ещё и компенастор высоты делать, а в ультрозвуковом учитывать болтанку и соответствующее "бурление говн"...


        1. RTFM13
          23.01.2025 16:28

          Так получилось что трижды делал канализацию в частном доме (в трёх разных домах разумеется). По причине брезгливости в ТЗ первым пунктом была необслуживаемость. Делал именно систему очистки с аэрацией. В итоге вместо насосов использовал аэролифты (в 110й трубе), а в качестве датчика уровня - датчик давления на аэрации. Крепежи - 316 нержа. Внутри баков ноль подвижных деталей и механизмов. Первому в этом году будет 15 лет без обслуживания.

          В станках ЧПУ, где в рабочей зоне адовая мешанина из СОЖ и стружки, на лазерных калибраторах просто сжатый воздух изнутри подается непрерывно. Но там отверстие для лазера тонкое, много воздуха не надо.


          1. Traveller0968
            23.01.2025 16:28

            В станках ЧПУ, где в рабочей зоне адовая мешанина из СОЖ и стружки, на лазерных калибраторах просто сжатый воздух изнутри подается непрерывно. Но там отверстие для лазера тонкое, много воздуха не надо.

            Кстати, хорошая мысль, чет раньше даже в голову такое прийти не могло, надо взять на заметку, просто сжатым воздухом сдувать все говно с сенсора... :)


            1. Wesha
              23.01.2025 16:28

              Вопрос не в том, чтобы «сдувать с», вопрос в том, чтобы «отдувать от» сразу, пока оно ещё летит, а не уже налипло.


              1. Traveller0968
                23.01.2025 16:28

                Ну если оно только что налипло и еще сырое и скользкое, то сдуть это и с поверхности сенсора не проблема, это когда уже засохнет ничем не сдуешь, а то что там кратковременно налипает и тут же сдувается, то эти всплески легко можно нивелировать фильтрацией помех, в любом контроллере который способен работать с такими датчиками, эта опция есть на борту и как я это вижу, то непрерывный поток струи сжатого воздуха, не даст ничему налипнуть, в этом вы правы, единственное нужно продумать как это выполнить конструктивно, хотя ничего сложного в этом не вижу... :)


            1. RTFM13
              23.01.2025 16:28

              Там идея именно в непрерывной подаче воздуха. Т.е. воздух используется не для очистки, а для предотвращения попадания и давление достаточно большое (несколько атмосфер). При этом есть механический клапан который закрывает отверстие когда нет давления воздуха и который открывается непосредственно этим давлением. Сам станок тоже останавливает работу при снижении давления, но по другим причинам.

              Этим же воздухом продувается конус шпинделя при смене инструмента. Но подача СОЖ на это время отключается.


        1. Traveller0968
          23.01.2025 16:28

          А гидростатические и поплавковые датчики в, скажем так, неоднородной среде, равно как и ультрозвуковые в замкнутом объёме, по отзывам, - вещь крайне ненадёжная.

          Ну поплавковые датчики бывают разные, скажем вот такие ПСУ-1 зарекомендовали себя очень даже не плохо, кстати они как раз для этого и предназначены, для всяких говен, ну да это разумеется должно ставиться не на воздушный транспорт, а на самый что ни на есть стационарный объект, конкретно этот поплавок имеет весьма ощутимую массу, поэтому он не срабатывает от "дуновения ветра", а срабатывает тогда, когда он реально плавает :), ну и с герметичностью вроде как проблем пока не было.


      1. MountainGoat
        23.01.2025 16:28

        Если его радар будет забит, то он покажет не "ничего", а 0 сигнала. Который в любом другом случае недостижим. Загорается жёлтая лампочка и в дело отправляется баба с шваброй.


        1. Traveller0968
          23.01.2025 16:28

          Он может показать не ничего, а что бак переполнен, хотя он пустой, тогда получиться нужно вызывать не бабу со шваброй, а технаря с ключем и ветошью, для протирки "оптики"... :)


  1. LavaLava
    23.01.2025 16:28

    "...И уйти из авиации? ПРЕДАТЬ НЕБО!?"

    (Бородатый анек)


  1. alex_k777
    23.01.2025 16:28

    В смысле куда, как в поезде, все наружу)))


  1. vfork
    23.01.2025 16:28

    я крайний раз встречал

    .


    1. neochapay
      23.01.2025 16:28

      Суеверный уролог никогда не называет плоть крайней...


    1. ilyamodder
      23.01.2025 16:28

      Не хочет сглазить, видимо, пропажу устаревших туалетов в самолетах по какой-то причине.


  1. Javian
    23.01.2025 16:28

    Не трогайте жёлтый лёд, упавший с неба.


    1. CitizenOfDreams
      23.01.2025 16:28

      Не трогайте жёлтый лёд, упавший с неба.

      (Душнила mode on) Вообще-то синий.


      1. saag
        23.01.2025 16:28

        О, вот же раньше песня была "синий-синий, иней, иней, лег на провода...", теперь я понимаю что это было:-)


      1. Javian
        23.01.2025 16:28

        Six-foot chunk of mystery yellow ice crashes through roof of a woman's home in Chicago

        https://www.dailymail.co.uk/news/article-5255457/Chunk-yellow-mystery-ice-comes-womans-roof.html


  1. Sneedmanc
    23.01.2025 16:28

    >куда деваются

    Известно куда, на хабр идут в комменты минусовать.


    1. LavaLava
      23.01.2025 16:28

      Хм. Потратить единственный комментарий в день на обиду? Дзен ещё не достигнут!


      1. konst90
        23.01.2025 16:28

        И получить ещё минусов. Наглядный пример положительной обратной связи.

        А копить нельзя (с)


      1. Newbilius
        23.01.2025 16:28

        А вот пикабу всё ближе...


  1. blik13
    23.01.2025 16:28

    а может быть пару десятков туалетов на один самолёт.

    Если не секрет, где же столько за...цев летает?


    1. vesowoma
      23.01.2025 16:28


    1. kisaa
      23.01.2025 16:28

      На схеме а380 насчитал 17. Гугл говорит, что в среднем 1 туалет на 30-50 пассажиров, в зависимости от щедрости авиакомпании (и, наверное, дальности полета борта).


    1. Voenniy
      23.01.2025 16:28

      Засранцев? Или там что-то более интригующее спрятано?


  1. Olegsoft
    23.01.2025 16:28

    Зная какой сейчас кадровый голод, интересно сколько получает инженер асенизатор слесарь при ремонте такого спецефического агрегата ? Всё таки немного грязноватая работка, не каждый пойдёт.


    1. Andy_U
      23.01.2025 16:28

      Зная какой сейчас кадровый голод, интересно сколько получает инженер асенизатор слесарь при ремонте такого спецефического агрегата ? Всё таки немного грязноватая работка, не каждый пойдёт

      А еще и ответственная: https://www.kommersant.ru/doc/377161


      1. blik13
        23.01.2025 16:28

        А вот не нужно дверями хлопать

        за несколько секунд до катастрофы кто-то из пассажиров зашел в туалет и хлопнул дверью. После этого самолет и начал разваливаться.

        А вообще история печальная. Самолёт даже в африканских странах уже списали. А дома решили что и так сойдёт. Прям как с мазутными танкерами.


    1. pes_loxmaty
      23.01.2025 16:28

      Не авиация конечно, но чуть ли не в каждой серии делает это. Не думаю что там большие деньги.
      https://www.youtube.com/channel/UChGruXRchPooEekS6fPpH_w/featured


    1. Bandicoot757 Автор
      23.01.2025 16:28

      Если говорить про ремонт именно этих агрегатов, то этим занимаются ребята из цеха ремонта компонентов, не знаю сколько они получают. В эксплуатации самолёта туалетами занимаются обыкновенные авиатехники. Проблему с засором решить, какой-агрегат поменять и «сделать чтобы все работало». Отдельных сантехников на самолёте нет


  1. catania
    23.01.2025 16:28

    в аэробус А320 200 л, в Вoeing737 – 140 л, а в А380 – 1700 л


    Почему бы не использовать воду для смыва повторно, установив в месте сепараторa еще и фильтр. Должно быть легче, чем возить столько воды.


    1. gmtd
      23.01.2025 16:28

      Мини очистных сооружений в А380 не хватает, точно


      1. pes_loxmaty
        23.01.2025 16:28

        Анекдот №-2021119047


      1. catania
        23.01.2025 16:28

        Авиакомпании получают прибыль с нескольких мест, остальное издержки. Багаж, кресла или топливо не помешают, а в А380 речь идет о тонне.


    1. DMGarikk
      23.01.2025 16:28

      Почему бы не использовать воду для смыва повторно,

      я чёто припоминаю что у боинга система замкнута и используется повторно


      1. polus
        23.01.2025 16:28

        У старых самолётов бак был в каждом туалете и жидкость циркулировала, но так было не только у Боинга


    1. Bandicoot757 Автор
      23.01.2025 16:28

      Слабо представляю техническую реализацию. Сепаратор стоит сверху и нужен он чтобы в воздушную линию, откуда откачку воздуха идет, не летели отходы прямиком в вакуумник. А какой то отдельный отделитель ставить… ну не знаю насколько его хватит. Да и не нужно это, там воды то за один смыв подается грамм 100, очень мало


      1. catania
        23.01.2025 16:28

        Для регенерации воды мочу собирают и консервируют, добавляя водный раствор ортофосфорной кислоты (Н3РО4), содержащий окисляющие агенты до рН от 3 до 5. Консервантом являются водные растворы, содержащие 44,3%, Н3РО4 и 11% окиси хрома (СrО3), или водный раствор, содержащий 37% Н3РО4 и 13% бихромата калия (К2Сr2О7), или 37,5% Н3РО4 и 2,5% калия марганцовокислого (КМnО4). Далее проводят очистку полученной смеси путем помещения ее в поток воздуха низкотемпературного испарителя при температуре +60°С и сбора целевого продукта в виде конденсата. Полученный таким образом дистиллят соответствует нормативам воды.

        Согласен, сепаратором не отделаться. Выгоднее перед посадкой делать вакуумную ассенизацию пассажиров. И не поить их ничем весь полет.


  1. sappience
    23.01.2025 16:28

    А если в этой горизонтальной трубе от носового туалета что-нибудь застрянет? Люди ведь любят бросать непредсказуемые предметы в унитаз.


    1. iuabtw
      23.01.2025 16:28

      По рассказам знакомого бортпроводника - засорение туалета это одна из причин экстренной посадки самолёта


    1. polus
      23.01.2025 16:28

      Периодически что-нибудь и застревает. Обычно в местах изгиба трубы, но не всегда.


    1. Bandicoot757 Автор
      23.01.2025 16:28

      Застревает что-то чаще в отверстии самого унитаза, по моим наблюдениям. Но если что-то застрянет и в самой трубе, то придется искать где именно и пути решения этой проблемы


  1. freylis
    23.01.2025 16:28

    А чем обусловлена разница высот между выключением и вводом в работу вакуумника?

    P.s.: 200л на полностью забитый A320, летящий, скажем, Мск -- Благовещенск, это всего ~литр на пассажира за 7.5 часов полёта. Как всё это умещается?


    1. Mixael-L
      23.01.2025 16:28

      1 - Не все рейсы такие длинные

      2 - Соответственно, ходят не все

      3 - Даже если взять за одно мочеиспускание 300 мл, что много, а ведь в самолёте пьют мало жидкости, то всё равно хватает на всех


      1. Cas_on
        23.01.2025 16:28

        Часто не хватает. Сам сталкивался с тем, что туалеты в самолете закрыты, так как были переполнены.


      1. freylis
        23.01.2025 16:28

        1 - Не все рейсы такие длинные

        Ну не) Инженеры ж когда просчитывали не могли решить "скорее всего длинные рейсы будут крайне редки". А если авиакомпания расположена на Гавайях? Априори летают только далеко и долго.


        1. MountainGoat
          23.01.2025 16:28

          Авиакомпания Гавайев пролоббировала запрет на перевозки между островами на кораблях, и теперь летает в основном не дольше получаса, а деньгу гребёт при этом...


        1. JediPhilosopher
          23.01.2025 16:28

          Так у самолета тоже есть максимальная дальность. На нее и рассчитано небось. Другое дело, что взяты наверное какие-то средние значения объема на человека, и если вдруг у части пассажиров случится одновременно диарея какая-нибудь, то тогда на длинном рейсе переполнится.


          1. freylis
            23.01.2025 16:28

            Так о том и речь. Мск -- Благовещенск вполне себе посильный (и используемый) маршрут для а320


    1. Kurochkin
      23.01.2025 16:28

      Я так понял из текста, что на большой высоте открывается люк в атмосферу (вместо вакуумного насоса), т.о. наружу вылетает и накопившееся в баке.


      1. polus
        23.01.2025 16:28

        Чаще всего нет, все остаётся в баке. Частичный выход содержимого в атмосферу возможен в некоторых случаях, но не часто.


      1. Bandicoot757 Автор
        23.01.2025 16:28

        Не, там не люк, а просто отверстие, а ничего туда не вылетает потому что сепаратор с фильтром стоит на баке, который не дает отходам его покидать


    1. Bandicoot757 Автор
      23.01.2025 16:28

      Документация не дает ответа (по крайней мере я не нашел) почему есть разница высот на срабатывание вакуумника, но у меня есть предположение, что это может быть связано с работой автоматического регулирования давления в салоне во время набора и снижения. Имею в виду, что давление в салоне на 12 тыс. футов во время снижения может быть больше, чем на такой же высоте во время набора высоты. Но это лишь моя догадка, надо смотреть графики по давлению, под рукой пока их нет


  1. electrodummy
    23.01.2025 16:28

    Контролируемая разгерметизация? А если клапан откажет? Весь воздух из салона уйдёт в унитаз?


    1. andy212
      23.01.2025 16:28

      А если при этом не вставая с унитаза, нажать кнопку смыва? Что будет с организмом? Он и станет клапаном?


      1. GoldGoblin
        23.01.2025 16:28

        Вы сделали мой день! Тоже стало интересно


        1. electrodummy
          23.01.2025 16:28

          "Прочитала слово унитаз слева направо, теперь боюсь на него садиться!"


          1. Javian
            23.01.2025 16:28

            В 1928 году в самолете в полете бесследно исчез бельгийский миллионер Левенштейн. По официальной версии он перепутал двери туалета и входную дверь в самолет.


            1. MountainGoat
              23.01.2025 16:28

              А что делает на рисунке "Male private secretary"? У него проблемы то ли с перспективой, то ли с ориентацией.


      1. AxialBox
        23.01.2025 16:28

        Было дело, сынулька Никаса Сафронова так в толкане самолётном застрял.


      1. ssj100
        23.01.2025 16:28

        Так был инцидент лет 20 назад, женщина начала смыв до того как встала и ее присосало на межатлантическом рейсе. Самолет снизился и через час сели в Норвегии(насколько память позволяет)


      1. 631052
        23.01.2025 16:28

        на эту тему есть фильм "Soul Plane"


      1. konst90
        23.01.2025 16:28

        Чак Паланик, "Кишки"


      1. Mixael-L
        23.01.2025 16:28

        Будет тоже, что стало с сыном Никаса Сафронова - присосёт и не встанешь сам, но для этого нужно обладать довольной могучей филейной частью и желательно ободок поднять, а то всё равно щели остаются


      1. AKudinov
        23.01.2025 16:28

        У "Разрушителей мифов" было такое исследование. Вкратце: ничего. Человеческое тело не прилегает к унитазу достаточно герметично.


        1. Tim7456
          23.01.2025 16:28

          Они сильно недооценили возможности человеческого тела. У некоторых жопы в пасажирское кресло не влезают.


      1. DM_76
        23.01.2025 16:28

        Это было в разрушителях легенд


    1. WalterBeech
      23.01.2025 16:28

      Не весь, а только до тех пор, пока не выровняется давление.


    1. DM_76
      23.01.2025 16:28

      Интересно, какая сила при этом действует на дверь туалета


    1. Bandicoot757 Автор
      23.01.2025 16:28

      Ни одного такого случая на практике я не знаю. Вряд ли он откажет в открытом положении, без электропитания, как я понимаю, он закроется сам


  1. Mirzapch
    23.01.2025 16:28

    советую вам закончить ужином

    поступает промывочные форсунки на схеме бака

    Мой парсер русского языка сломался.

    Уважаемая администрация Habr'а. Мне (кажется, что всем читателям) хочется видеть грамотно написанные статьи, а не вот это всё.


    1. OmSoft
      23.01.2025 16:28

      Увидел ошибку - нажми Ctrl+Enter. Не душни.


      1. Newbilius
        23.01.2025 16:28

        И как, позвольте узнать, на стандартной мобильной клавиатуре нажать эту комбинацию?)


        1. OmSoft
          23.01.2025 16:28

          Можно и не нажимать, а просто написать автору в личные сообщения.


    1. Sadok
      23.01.2025 16:28

      у тебя парсер сломался. первое вполне употребимо. во втором - ну, пропустил предлог. ошибся, бывает. модераторство головного мозга


  1. 631052
    23.01.2025 16:28

    на эту тему есть фильм "Вальс золотых тельцов" по новелле Максуда Ибрагимбекова


    1. gmtd
      23.01.2025 16:28

      Я думал, я один вспомнил


  1. zabanen2
    23.01.2025 16:28

    я крайний раз встречал


    1. kuzzdra
      23.01.2025 16:28

      Про авиацию потомушто.


  1. Yevvv
    23.01.2025 16:28

    А как отходы не улетают из бака в трубу на вакуумный генератор?


    1. Bandicoot757 Автор
      23.01.2025 16:28

      Благодаря сепаратору с фильтром, что установлен сверху бака. Воздух высасывается, отходы, что захотели полетать вверх, остаются в нём


  1. DMGarikk
    23.01.2025 16:28

    оч мне нравится один ЖЖ https://lx-photos.livejournal.com/tag/туалеты

    вот прям в тему


  1. SchwertPG
    23.01.2025 16:28

    Недавно ехал в поезде, где установлены новые (вакуумные наверное) туалеты. Через час после отправления оба туалета были забиты. Весь вагон успешно ходил по делам в соседние. по словам проводника - это нередкий случай)


  1. Sigest
    23.01.2025 16:28

    Касательно вакуума. Помню мне рассказывали лайфхак, как покурить в туалете, если приспичило покурить. Наклоняешься к унитазу, поджигаешь, нажимаешь на слив и быстро делаешь пару затяжек, пока работает вакуум. И вроде как дым уходит туда и датчики не срабатывают.


    1. DM_76
      23.01.2025 16:28

      И тут самолет тряхнуло...


    1. MountainGoat
      23.01.2025 16:28

      Представил, какая может быть премия Дарвина.


    1. kuzzdra
      23.01.2025 16:28

      быстро делаешь пару затяжек, пока работает вакуум

      Предлагается за это время скурить сигарету полностью?


  1. Astroscope
    23.01.2025 16:28

    Спойлер: не за борт, как в старых вагонах поезда.

    Дальше не читал. ©

    Если серьезно, то

    надеюсь, было интересно

    Да.


  1. KReal
    23.01.2025 16:28

    А не проще было бы ставить по баку в каждый блок туалетов и не гонять гОвна по 30метровой трубе?


    1. polus
      23.01.2025 16:28

      Раньше так и было. Например Boeing 737cl, в ранних A320...


    1. DMGarikk
      23.01.2025 16:28

      а потом откачивать в разных точках и иметь два бака которые надо обслуживать отдельно


    1. Bandicoot757 Автор
      23.01.2025 16:28

      Да, раньше так и было. Не проще, потому что это все смывалось не вакуумом, а большим количеством жижи, плюс плюс потом откачивать с этих отдельных баков


  1. lovermann
    23.01.2025 16:28

    Я так понял, что следующие статьи будут про то, как ходят в туалет экипажы военных истребителей и крановщики? :)


    1. ru_vlad
      23.01.2025 16:28

      Истребители носят высотные костюмы с мочеприемником, а вот экипажи ту-95 и ту-16, это еще тот "веселый" номер,знаю по личному опыту...


      1. ssj100
        23.01.2025 16:28

        в 95 разве места нет под "бомбометания"


        1. ru_vlad
          23.01.2025 16:28

          Можно сказать что нет, но верх "удобства" это бывший молочный 30 литровый бидон, используемый и как "очко" и как накопитель.


    1. DM_76
      23.01.2025 16:28

      И космонавты


    1. boroda_el
      23.01.2025 16:28

      ан-124 руслан
      ан-124 руслан


  1. DM_76
    23.01.2025 16:28

    А была байка, что кусок льда отвалился с самолета (и упал прямо на газетку, вокруг которой сидели и выпивали любители выпить под глиссадой)


  1. kkursor
    23.01.2025 16:28

    без Петровича и на FL370 не обойтись.


    1. engine9
      23.01.2025 16:28

      Отсылка для ценителей.