Прежде чем читать этот текст, советую вам закончить ужином.
В пассажирских самолетах, вмещающих в себя хотя бы два десятка пассажиров есть туалеты. В зависимости от самолёта, он может быть один, а может быть пару десятков туалетов на один самолёт. Задумывались ли вы куда деваются отходы, улетающие в трубу унитаза на высоте 11 километров?
Спойлер: не за борт, как в старых вагонах поезда.
Разберем работу системы отходов из сортира на примере нашего любимого А320. На остальных самолетах этого класса и эпохи принцип аналогичен.
Начнём сразу с главного, эпицентра данной темы - в самолёте, в хвостовой части, под полом задней кухни, установлен бак для отходов, в простонародье называемый говнобаком. Он в самолёте один, и в него стекает со всех туалетов по металлических трубам. В А320 туалетов, обычно, три - один спереди и два сзади. Доступ к баку осуществляется через задний багажник самолета, сняв его заднюю стенку. Надо сказать, лазить там достаточно тесно.
Конструктивно бак не такой простой, как можно его представить. В него установлены два датчика уровня: снизу - определяющий уровень по гидростатическому давлению, сверху - ультразвуковой. Данные по уровню заполненности бака показываются на панели бортпроводника.
Объем говнобака в А320 170 литров, весь полет отходы хранятся в нём. По прилету, к самолету подъезжает ассенизаторская машина, подключает свой шланг к сливному штуцеру на сервисной панели и бак опустошается. Так же, можно бак промыть водой, подав её через сервисную панель (поступает промывочные форсунки на схеме бака).
А теперь о том, как отходы из туалетов добираются до этого бака. Сами подумайте, расстояние от переднего туалета до бака метров 30, труба идет преимущественно горизонтально, само не долетит.
Унитаз в самолете, со снятыми декоративно-защитными кожухами выглядит так, как будто его разрабатывали для установки на космическую станцию. Самолетный унитаз - вещь технологичная, с электронными примочками. Голубым цветом обозначена линия подачи воды, где rinse valve – клапан подачи воды (активируется соленоидом). Красным обозначен клапан смыва (flush valve), который открывается электромотором, через него отходы идут далее в «зеленую» трубу. Желтым показан flush control unit (FCU) – контроллер, который управляет перечисленными выше клапанами и ещё кое-чем (об этом далее) по нажатию кнопки смыва. Краткий экскурс по унитазу окончен, а теперь к процессу смыва.
Как только вы нажимаете на кнопку смыва (крепится на стене рядом с унитазом), FCU подает команду на ещё один контроллер – Vacuum System Controller (VSC), установленный отдельно за одной из панели в заднем багажнике самолета. VSC запускает вакуумный генератор (Vacuum generator), который создает разницу давления между салоном самолета и говнобаком. Установлен вакуумник рядом за баком, с ним бак соединяется трубой, выходящей из верха бака. Сверху бака установлен сепаратор с фильтром, предотвращающий вылетание дерьма из бака в трубу к вакуумника. Фильтр этот, кстати, положено периодически снимать и промывать сами отгадайте от чего. Высасываемый воздух выбрасывается в отверстие в фюзеляже за борт. То есть, если совсем простыми словами, вакуумник создает разрежение в говнобаке, и соответственно, всей системе отходов, отходы из унитаза будет засасывать в бак как пылесосом. Но пока ещё не засасывает, ведь клапан смыва (что был красным на схеме выше), ещё не открылся.
Где-то через секунду, как начал работать вакуумный генератор, открывается клапан подачи воды и в чашу унитаза впрыскивается небольшая порция воды. Её правда подается мало, буквально секундный «пшик». И почти одновременно, но все же чуть-чуть позже, открывается клапан смыва. На этот момент, прошло всего 2 секунды после того, как вы нажали кнопку смыва. К этому времени в баке вакуумник уже создал достаточное пониженное давление, поэтому все, в прямом смысле слова, со свистом улетает в трубу. Поэтому, если вы пользовались туалетом в самолете, наверняка, слышали громкое пугающее шипение. Клапан смыва держится открытым всего 4 секунды, но это вполне хватает, чтобы пропустить через себя даже ведро воды. На шестую секунду с момента нажатия на кнопку смыва клапан смыва закрывается, но вакуумник продолжает работать ещё 9 секунд. Пока вся пятнадцатисекундная циклограмма не завершится повторный смыв процвести не получится. Оригинальная циклограмма приведена ниже, переводить не стал.
Процесс, описанный выше, справедлив при работе на земле и до определенной высоты. На высоте полета выше 16000 футов (4,9 км) всё аналогично, кроме работы вакуум-генератора. Там ему не приходит команда на включение, так как на таких высотах разница давления между салоном и атмосферой за ним, достаточное для того, чтобы высасывать всё без помощи посторонних агрегатов, просто через отверстие в фюзеляже воздух из самолета вылетает сам. Поэтому, при смыве, фактически происходит маленькая контролируемая разгерметизация на 4 секунды. При снижении и проходе высоты 12000 футов (3,7 км) вакуумник возвращается в работу.
Теперь вы знаете, что туалеты в самолете работают на силе вакуума. Правда, бывают, туалеты и более привычного вида, смываемые бОльшим количеством жидкости, без вакуума, а бак для отходов там установлен прямо под горшком, у каждого свой. На больших самолетах такие системы я крайний раз встречал лет 15 назад, даже на А320 они были, но сейчас это уже редкость. Но по сей день такие можно встретить на самолетах поменьше, недавно видел на ATR-72. Фото прилагается.
На этом все, надеюсь, было интересно. Есть вопросы - задавайте, что знаю - отвечу.
Так же подписывайтесь на мой телеграм канал, где я - инженер по техническому обслуживанию воздушных судов рассказываю интересное о своей работе, как устроены самолеты, и как выполняется их техническое обслуживание.
t.me/ElephantoAvia
Использованные материалы:
-Схемы и циклограммы взяты из учебного материала для ИТП по А320, переведены мной
-Фотографии бака и вакуум генератора предоставил подписчик канала
Комментарии (9)
JBFW
23.01.2025 16:28А датчики точно не перепутаны местами на схеме?
Гидростатический - он должен как бы лежать на дне, измеряя давление масс, а вот ультразвуковой сверху, измерять расстояние до масс сверху...Ну, по крайней мере, с водой оно так работает, тут вряд ли антигравитация...
Olegsoft
23.01.2025 16:28Зная какой сейчас кадровый голод, интересно сколько получает инженер асенизатор слесарь при ремонте такого спецефического агрегата ? Всё таки немного грязноватая работка, не каждый пойдёт.
Andy_U
23.01.2025 16:28Зная какой сейчас кадровый голод, интересно сколько получает инженер асенизатор слесарь при ремонте такого спецефического агрегата ? Всё таки немного грязноватая работка, не каждый пойдёт
А еще и ответственная: https://www.kommersant.ru/doc/377161
blik13
23.01.2025 16:28А вот не нужно дверями хлопать
за несколько секунд до катастрофы кто-то из пассажиров зашел в туалет и хлопнул дверью. После этого самолет и начал разваливаться.
А вообще история печальная. Самолёт даже в африканских странах уже списали. А дома решили что и так сойдёт. Прям как с мазутными танкерами.
NickSin
Справедливости ради, сейчас современные вагоны поездов в РЖД так же снабжаются "вакуумными" туалетами. Уходит в прошлое эпоха смыва содержимого на рельсовый путь)
vesowoma
Да, уходит романтика... )
Уже и шутку про лом не все знают