Прежде чем читать этот текст, советую вам закончить ужином.

В пассажирских самолетах, вмещающих в себя хотя бы два десятка пассажиров есть туалеты. В зависимости от самолёта, он может быть один, а может быть пару десятков туалетов на один самолёт. Задумывались ли вы куда деваются отходы, улетающие в трубу унитаза на высоте 11 километров?

Спойлер: не за борт, как в старых вагонах поезда.

Разберем работу системы отходов из сортира на примере нашего любимого А320. На остальных самолетах этого класса и эпохи принцип аналогичен.

Начнём сразу с главного, эпицентра данной темы - в самолёте, в хвостовой части, под полом задней кухни, установлен бак для отходов, в простонародье называемый говнобаком. Он в самолёте один, и в него стекает со всех туалетов по металлических трубам. В А320 туалетов, обычно, три - один спереди и два сзади.  Доступ к баку осуществляется через задний багажник самолета, сняв его заднюю стенку. Надо сказать, лазить там достаточно тесно.

Бак слева, обмотанный
Бак слева, обмотанный

Конструктивно бак не такой простой, как можно его представить. В него установлены два датчика уровня: снизу - определяющий уровень по гидростатическому давлению, сверху - ультразвуковой. Данные по уровню заполненности бака показываются на панели бортпроводника.

Объем говнобака в А320 170 литров, весь полет отходы хранятся в нём. По прилету, к самолету подъезжает ассенизаторская машина, подключает свой шланг к сливному штуцеру на сервисной панели и бак опустошается. Так же, можно бак промыть водой, подав её через сервисную панель (поступает промывочные форсунки на схеме бака).

Бак отходов схематично
Бак отходов схематично

А теперь о том, как отходы из туалетов добираются до этого бака. Сами подумайте, расстояние от переднего туалета до бака метров 30, труба идет преимущественно горизонтально, само не долетит.

Унитаз в самолете, со снятыми декоративно-защитными кожухами выглядит так, как будто его разрабатывали для установки на космическую станцию. Самолетный унитаз - вещь технологичная, с электронными примочками. Голубым цветом обозначена линия подачи воды, где rinse valve – клапан подачи воды (активируется соленоидом). Красным обозначен клапан смыва (flush valve), который открывается электромотором, через него отходы идут далее в «зеленую» трубу. Желтым показан flush control unit (FCU) – контроллер, который управляет перечисленными выше клапанами и ещё кое-чем (об этом далее) по нажатию кнопки смыва. Краткий экскурс по унитазу окончен, а теперь к процессу смыва.

Устройство унитаза с А320
Устройство унитаза с А320

Как только вы нажимаете на кнопку смыва (крепится на стене рядом с унитазом), FCU подает команду на ещё один контроллер – Vacuum System Controller (VSC), установленный отдельно за одной из панели в заднем багажнике самолета. VSC запускает вакуумный генератор (Vacuum generator), который создает разницу давления между салоном самолета и говнобаком. Установлен вакуумник рядом за баком, с ним бак соединяется трубой, выходящей из верха бака. Сверху бака установлен сепаратор с фильтром, предотвращающий вылетание дерьма из бака в трубу к вакуумника. Фильтр этот, кстати, положено периодически снимать и промывать сами отгадайте от чего. Высасываемый воздух выбрасывается в отверстие в фюзеляже за борт. То есть, если совсем простыми словами, вакуумник создает разрежение в говнобаке, и соответственно, всей системе отходов, отходы из унитаза будет засасывать в бак как пылесосом. Но пока ещё не засасывает, ведь клапан смыва (что был красным на схеме выше), ещё не открылся.

Vacuum generator
Vacuum generator

Где-то через секунду, как начал работать вакуумный генератор, открывается клапан подачи воды и в чашу унитаза впрыскивается небольшая порция воды. Её правда подается мало, буквально секундный «пшик». И почти одновременно, но все же чуть-чуть позже, открывается клапан смыва. На этот момент, прошло всего 2 секунды после того, как вы нажали кнопку смыва. К этому времени в баке вакуумник уже создал достаточное пониженное давление, поэтому все, в прямом смысле слова, со свистом улетает в трубу. Поэтому, если вы пользовались туалетом в самолете, наверняка, слышали громкое пугающее шипение. Клапан смыва держится открытым всего 4 секунды, но это вполне хватает, чтобы пропустить через себя даже ведро воды. На шестую секунду с момента нажатия на кнопку смыва клапан смыва закрывается, но вакуумник продолжает работать ещё 9 секунд. Пока вся пятнадцатисекундная циклограмма не завершится повторный смыв процвести не получится. Оригинальная циклограмма приведена ниже, переводить не стал.

 

Циклограмма смыва
Циклограмма смыва

Процесс, описанный выше, справедлив при работе на земле и до определенной высоты. На высоте полета выше 16000 футов (4,9 км) всё аналогично, кроме работы вакуум-генератора. Там ему не приходит команда на включение, так как на таких высотах разница давления между салоном и атмосферой за ним, достаточное для того, чтобы высасывать всё без помощи посторонних агрегатов, просто через отверстие в фюзеляже воздух из самолета вылетает сам. Поэтому, при смыве, фактически происходит маленькая контролируемая разгерметизация на 4 секунды. При снижении и проходе высоты 12000 футов (3,7 км) вакуумник возвращается в работу.

Принципиальная схема системы удаления отходов А320
Принципиальная схема системы удаления отходов А320


Теперь вы знаете, что туалеты в самолете работают на силе вакуума. Правда, бывают, туалеты и более привычного вида, смываемые бОльшим количеством жидкости, без вакуума, а бак для отходов там установлен прямо под горшком, у каждого свой. На больших самолетах такие системы я крайний раз встречал лет 15 назад, даже на А320 они были, но сейчас это уже редкость. Но по сей день такие можно встретить на самолетах поменьше, недавно видел на ATR-72. Фото прилагается. 

Процесс смыва на ATR-72-500
Процесс смыва на ATR-72-500

На этом все, надеюсь, было интересно. Есть вопросы - задавайте, что знаю - отвечу.

Так же подписывайтесь на мой телеграм канал, где я - инженер по техническому обслуживанию воздушных судов рассказываю интересное о своей работе, как устроены самолеты, и как выполняется их техническое обслуживание.
t.me/ElephantoAvia

Использованные материалы:
-Схемы и циклограммы взяты из учебного материала для ИТП по А320, переведены мной
-Фотографии бака и вакуум генератора предоставил подписчик канала


Комментарии (9)


  1. NickSin
    23.01.2025 16:28

    Справедливости ради, сейчас современные вагоны поездов в РЖД так же снабжаются "вакуумными" туалетами. Уходит в прошлое эпоха смыва содержимого на рельсовый путь)


    1. vesowoma
      23.01.2025 16:28

      Да, уходит романтика... )

      Уже и шутку про лом не все знают


  1. JBFW
    23.01.2025 16:28

    А датчики точно не перепутаны местами на схеме?
    Гидростатический - он должен как бы лежать на дне, измеряя давление масс, а вот ультразвуковой сверху, измерять расстояние до масс сверху...

    Ну, по крайней мере, с водой оно так работает, тут вряд ли антигравитация...


    1. Bandicoot757 Автор
      23.01.2025 16:28

      Благодарю за внимательность, все правильно пишите, исправил!


  1. LavaLava
    23.01.2025 16:28

    "...И уйти из авиации? ПРЕДАТЬ НЕБО!?"

    (Бородатый анек)


  1. alex_k777
    23.01.2025 16:28

    В смысле куда, как в поезде, все наружу)))


  1. vfork
    23.01.2025 16:28

    я крайний раз встречал

    .


  1. Javian
    23.01.2025 16:28

    Не трогайте жёлтый лёд, упавший с неба.


  1. Sneedmanc
    23.01.2025 16:28

    >куда деваются

    Известно куда, на хабр идут в комменты минусовать.


    1. LavaLava
      23.01.2025 16:28

      Хм. Потратить единственный комментарий в день на обиду? Дзен ещё не достигнут!


  1. blik13
    23.01.2025 16:28

    а может быть пару десятков туалетов на один самолёт.

    Если не секрет, где же столько за...цев летает?


    1. vesowoma
      23.01.2025 16:28


  1. Olegsoft
    23.01.2025 16:28

    Зная какой сейчас кадровый голод, интересно сколько получает инженер асенизатор слесарь при ремонте такого спецефического агрегата ? Всё таки немного грязноватая работка, не каждый пойдёт.


    1. Andy_U
      23.01.2025 16:28

      Зная какой сейчас кадровый голод, интересно сколько получает инженер асенизатор слесарь при ремонте такого спецефического агрегата ? Всё таки немного грязноватая работка, не каждый пойдёт

      А еще и ответственная: https://www.kommersant.ru/doc/377161


      1. blik13
        23.01.2025 16:28

        А вот не нужно дверями хлопать

        за несколько секунд до катастрофы кто-то из пассажиров зашел в туалет и хлопнул дверью. После этого самолет и начал разваливаться.

        А вообще история печальная. Самолёт даже в африканских странах уже списали. А дома решили что и так сойдёт. Прям как с мазутными танкерами.