Прежде чем читать этот текст, советую вам закончить ужином.
В пассажирских самолетах, вмещающих в себя хотя бы два десятка пассажиров есть туалеты. В зависимости от самолёта, он может быть один, а может быть пару десятков туалетов на один самолёт. Задумывались ли вы куда деваются отходы, улетающие в трубу унитаза на высоте 11 километров?
Спойлер: не за борт, как в старых вагонах поезда.
Разберем работу системы отходов из сортира на примере нашего любимого А320. На остальных самолетах этого класса и эпохи принцип аналогичен.
Начнём сразу с главного, эпицентра данной темы — в самолёте, в хвостовой части, под полом задней кухни, установлен бак для отходов, в простонародье называемый говнобаком. Он в самолёте один, и в него стекает со всех туалетов по металлических трубам. В А320 туалетов, обычно, три — один спереди и два сзади. Доступ к баку осуществляется через задний багажник самолета, сняв его заднюю стенку. Надо сказать, лазить там достаточно тесно.

Конструктивно бак не такой простой, как можно его представить. В него установлены два датчика уровня: снизу — определяющий уровень по гидростатическому давлению, сверху — ультразвуковой. Данные по уровню заполненности бака показываются на панели бортпроводника.
Объем говнобака в А320 170 литров, весь полет отходы хранятся в нём. По прилету, к самолету подъезжает ассенизаторская машина, подключает свой шланг к сливному штуцеру на сервисной панели и бак опустошается. Так же, можно бак промыть водой, подав её через сервисную панель (поступает промывочные форсунки на схеме бака).

А теперь о том, как отходы из туалетов добираются до этого бака. Сами подумайте, расстояние от переднего туалета до бака метров 30, труба идет преимущественно горизонтально, само не долетит.
Унитаз в самолете, со снятыми декоративно‑защитными кожухами выглядит так, как будто его разрабатывали для установки на космическую станцию. Самолетный унитаз — вещь технологичная, с электронными примочками. Голубым цветом обозначена линия подачи воды, где rinse valve — клапан подачи воды (активируется соленоидом). Красным обозначен клапан смыва (flush valve), который открывается электромотором, через него отходы идут далее в «зеленую» трубу. Желтым показан flush control unit (FCU) — контроллер, который управляет перечисленными выше клапанами и ещё кое‑чем (об этом далее) по нажатию кнопки смыва. Краткий экскурс по унитазу окончен, а теперь к процессу смыва.

Как только вы нажимаете на кнопку смыва (крепится на стене рядом с унитазом), FCU подает команду на ещё один контроллер – Vacuum System Controller (VSC), установленный отдельно за одной из панели в заднем багажнике самолета. VSC запускает вакуумный генератор (Vacuum generator), который создает разницу давления между салоном самолета и говнобаком. Установлен вакуумник рядом за баком, с ним бак соединяется трубой, выходящей из верха бака. Сверху бака установлен сепаратор с фильтром, предотвращающий вылетание дерьма из бака в трубу к вакуумника. Фильтр этот, кстати, положено периодически снимать и промывать сами отгадайте от чего. Высасываемый воздух выбрасывается в отверстие в фюзеляже за борт. То есть, если совсем простыми словами, вакуумник создает разрежение в говнобаке, и соответственно, всей системе отходов, отходы из унитаза будет засасывать в бак как пылесосом. Но пока ещё не засасывает, ведь клапан смыва (что был красным на схеме выше), ещё не открылся.

Где-то через секунду, как начал работать вакуумный генератор, открывается клапан подачи воды и в чашу унитаза впрыскивается небольшая порция воды. Её правда подается мало, буквально секундный «пшик». И почти одновременно, но все же чуть-чуть позже, открывается клапан смыва. На этот момент, прошло всего 2 секунды после того, как вы нажали кнопку смыва. К этому времени в баке вакуумник уже создал достаточное пониженное давление, поэтому все, в прямом смысле слова, со свистом улетает в трубу. Поэтому, если вы пользовались туалетом в самолете, наверняка, слышали громкое пугающее шипение. Клапан смыва держится открытым всего 4 секунды, но это вполне хватает, чтобы пропустить через себя даже ведро воды. На шестую секунду с момента нажатия на кнопку смыва клапан смыва закрывается, но вакуумник продолжает работать ещё 9 секунд. Пока вся пятнадцатисекундная циклограмма не завершится повторный смыв процвести не получится. Оригинальная циклограмма приведена ниже, переводить не стал.

Процесс, описанный выше, справедлив при работе на земле и до определенной высоты. На высоте полета выше 16000 футов (4,9 км) всё аналогично, кроме работы вакуум-генератора. Там ему не приходит команда на включение, так как на таких высотах разница давления между салоном и атмосферой за ним, достаточное для того, чтобы высасывать всё без помощи посторонних агрегатов, просто через отверстие в фюзеляже воздух из самолета вылетает сам. Поэтому, при смыве, фактически происходит маленькая контролируемая разгерметизация на 4 секунды. При снижении и проходе высоты 12000 футов (3,7 км) вакуумник возвращается в работу.

Теперь вы знаете, что туалеты в самолете работают на силе вакуума. Правда, бывают, туалеты и более привычного вида, смываемые бОльшим количеством жидкости, без вакуума, а бак для отходов там установлен прямо под горшком, у каждого свой. На больших самолетах такие системы я крайний раз встречал лет 15 назад, даже на А320 они были, но сейчас это уже редкость. Но по сей день такие можно встретить на самолетах поменьше, недавно видел на ATR-72. Фото прилагается.

На этом все, надеюсь, было интересно. Есть вопросы - задавайте, что знаю - отвечу.
Так же подписывайтесь на мой телеграм канал, где я - инженер по техническому обслуживанию воздушных судов рассказываю интересное о своей работе, как устроены самолеты, и как выполняется их техническое обслуживание.
t.me/ElephantoAvia
Использованные материалы:
Схемы и циклограммы взяты из учебного материала для ИТП по А320, переведены мной
Фотографии бака и вакуум генератора предоставил подписчик канала
Комментарии (128)
JBFW
23.01.2025 16:28А датчики точно не перепутаны местами на схеме?
Гидростатический - он должен как бы лежать на дне, измеряя давление масс, а вот ультразвуковой сверху, измерять расстояние до масс сверху...Ну, по крайней мере, с водой оно так работает, тут вряд ли антигравитация...
Traveller0968
23.01.2025 16:28Вот тоже подумал, а как надежно будет работать ультразвуковой в таких условиях? Просто занимаюсь КИПом на одном предприятии и есть там один тех.процесс где готовят целлюлозную пульпу, т.е. целлюлозу распускают в воде и перемешивают, в общем там всегда существовала проблема определения уровня в баке гидропульпера, ну там где ее перемешивают, так вот ни какие датчики там толком не работают ибо эта взвесь имеет свойство хорошо липнуть к любым поверхностям и да, один поставщик, порекомендовал как раз использовать ультразвуковые датчики, но дело в том что если его засрет во время перемешивания, то он точно ничего покажет, ибо его радар будет забит, а тут вроде тоже бак, самолет летит, турбулентность, говно липкое :))), вот как часто его там чистят этот датчик и чистят ли вообще, просто интересно стало? :)
maxwolf
23.01.2025 16:28Когда делал канализацию на даче, тоже долго думал на тему датчиков заполнения септика. Основными критериями были надёжность и простота обслуживания (ибо "всё сам, всё сам..."). В итоге поставил счётчик воды на линию подачи из колодца. Он, конечно, даёт систематическую погрешность в меньшую сторону, но для целей планирования откачки её легко учесть. А гидростатические и поплавковые датчики в, скажем так, неоднородной среде, равно как и ультрозвуковые в замкнутом объёме, по отзывам, - вещь крайне ненадёжная. А в самолёте к гидростатическому нужно ещё и компенастор высоты делать, а в ультрозвуковом учитывать болтанку и соответствующее "бурление говн"...
RTFM13
23.01.2025 16:28Так получилось что трижды делал канализацию в частном доме (в трёх разных домах разумеется). По причине брезгливости в ТЗ первым пунктом была необслуживаемость. Делал именно систему очистки с аэрацией. В итоге вместо насосов использовал аэролифты (в 110й трубе), а в качестве датчика уровня - датчик давления на аэрации. Крепежи - 316 нержа. Внутри баков ноль подвижных деталей и механизмов. Первому в этом году будет 15 лет без обслуживания.
В станках ЧПУ, где в рабочей зоне адовая мешанина из СОЖ и стружки, на лазерных калибраторах просто сжатый воздух изнутри подается непрерывно. Но там отверстие для лазера тонкое, много воздуха не надо.
Traveller0968
23.01.2025 16:28В станках ЧПУ, где в рабочей зоне адовая мешанина из СОЖ и стружки, на лазерных калибраторах просто сжатый воздух изнутри подается непрерывно. Но там отверстие для лазера тонкое, много воздуха не надо.
Кстати, хорошая мысль, чет раньше даже в голову такое прийти не могло, надо взять на заметку, просто сжатым воздухом сдувать все говно с сенсора... :)
Wesha
23.01.2025 16:28Вопрос не в том, чтобы «сдувать с», вопрос в том, чтобы «отдувать от» сразу, пока оно ещё летит, а не уже налипло.
Traveller0968
23.01.2025 16:28Ну если оно только что налипло и еще сырое и скользкое, то сдуть это и с поверхности сенсора не проблема, это когда уже засохнет ничем не сдуешь, а то что там кратковременно налипает и тут же сдувается, то эти всплески легко можно нивелировать фильтрацией помех, в любом контроллере который способен работать с такими датчиками, эта опция есть на борту и как я это вижу, то непрерывный поток струи сжатого воздуха, не даст ничему налипнуть, в этом вы правы, единственное нужно продумать как это выполнить конструктивно, хотя ничего сложного в этом не вижу... :)
RTFM13
23.01.2025 16:28Там идея именно в непрерывной подаче воздуха. Т.е. воздух используется не для очистки, а для предотвращения попадания и давление достаточно большое (несколько атмосфер). При этом есть механический клапан который закрывает отверстие когда нет давления воздуха и который открывается непосредственно этим давлением. Сам станок тоже останавливает работу при снижении давления, но по другим причинам.
Этим же воздухом продувается конус шпинделя при смене инструмента. Но подача СОЖ на это время отключается.
Traveller0968
23.01.2025 16:28А гидростатические и поплавковые датчики в, скажем так, неоднородной среде, равно как и ультрозвуковые в замкнутом объёме, по отзывам, - вещь крайне ненадёжная.
Ну поплавковые датчики бывают разные, скажем вот такие ПСУ-1 зарекомендовали себя очень даже не плохо, кстати они как раз для этого и предназначены, для всяких говен, ну да это разумеется должно ставиться не на воздушный транспорт, а на самый что ни на есть стационарный объект, конкретно этот поплавок имеет весьма ощутимую массу, поэтому он не срабатывает от "дуновения ветра", а срабатывает тогда, когда он реально плавает :), ну и с герметичностью вроде как проблем пока не было.
MountainGoat
23.01.2025 16:28Если его радар будет забит, то он покажет не "ничего", а 0 сигнала. Который в любом другом случае недостижим. Загорается жёлтая лампочка и в дело отправляется баба с шваброй.
Traveller0968
23.01.2025 16:28Он может показать не ничего, а что бак переполнен, хотя он пустой, тогда получиться нужно вызывать не бабу со шваброй, а технаря с ключем и ветошью, для протирки "оптики"... :)
vfork
23.01.2025 16:28я крайний раз встречал
.
ilyamodder
23.01.2025 16:28Не хочет сглазить, видимо, пропажу устаревших туалетов в самолетах по какой-то причине.
Javian
23.01.2025 16:28Не трогайте жёлтый лёд, упавший с неба.
CitizenOfDreams
23.01.2025 16:28Не трогайте жёлтый лёд, упавший с неба.
(Душнила mode on) Вообще-то синий.
saag
23.01.2025 16:28О, вот же раньше песня была "синий-синий, иней, иней, лег на провода...", теперь я понимаю что это было:-)
Javian
23.01.2025 16:28Six-foot chunk of mystery yellow ice crashes through roof of a woman's home in Chicago
https://www.dailymail.co.uk/news/article-5255457/Chunk-yellow-mystery-ice-comes-womans-roof.html
blik13
23.01.2025 16:28а может быть пару десятков туалетов на один самолёт.
Если не секрет, где же столько за...цев летает?
kisaa
23.01.2025 16:28На схеме а380 насчитал 17. Гугл говорит, что в среднем 1 туалет на 30-50 пассажиров, в зависимости от щедрости авиакомпании (и, наверное, дальности полета борта).
Olegsoft
23.01.2025 16:28Зная какой сейчас кадровый голод, интересно сколько получает инженер асенизатор слесарь при ремонте такого спецефического агрегата ? Всё таки немного грязноватая работка, не каждый пойдёт.
Andy_U
23.01.2025 16:28Зная какой сейчас кадровый голод, интересно сколько получает инженер асенизатор слесарь при ремонте такого спецефического агрегата ? Всё таки немного грязноватая работка, не каждый пойдёт
А еще и ответственная: https://www.kommersant.ru/doc/377161
blik13
23.01.2025 16:28А вот не нужно дверями хлопать
за несколько секунд до катастрофы кто-то из пассажиров зашел в туалет и хлопнул дверью. После этого самолет и начал разваливаться.
А вообще история печальная. Самолёт даже в африканских странах уже списали. А дома решили что и так сойдёт. Прям как с мазутными танкерами.
pes_loxmaty
23.01.2025 16:28Не авиация конечно, но чуть ли не в каждой серии делает это. Не думаю что там большие деньги.
https://www.youtube.com/channel/UChGruXRchPooEekS6fPpH_w/featured
Bandicoot757 Автор
23.01.2025 16:28Если говорить про ремонт именно этих агрегатов, то этим занимаются ребята из цеха ремонта компонентов, не знаю сколько они получают. В эксплуатации самолёта туалетами занимаются обыкновенные авиатехники. Проблему с засором решить, какой-агрегат поменять и «сделать чтобы все работало». Отдельных сантехников на самолёте нет
catania
23.01.2025 16:28в аэробус А320 200 л, в Вoeing737 – 140 л, а в А380 – 1700 л
Почему бы не использовать воду для смыва повторно, установив в месте сепараторa еще и фильтр. Должно быть легче, чем возить столько воды.Bandicoot757 Автор
23.01.2025 16:28Слабо представляю техническую реализацию. Сепаратор стоит сверху и нужен он чтобы в воздушную линию, откуда откачку воздуха идет, не летели отходы прямиком в вакуумник. А какой то отдельный отделитель ставить… ну не знаю насколько его хватит. Да и не нужно это, там воды то за один смыв подается грамм 100, очень мало
catania
23.01.2025 16:28Для регенерации воды мочу собирают и консервируют, добавляя водный раствор ортофосфорной кислоты (Н3РО4), содержащий окисляющие агенты до рН от 3 до 5. Консервантом являются водные растворы, содержащие 44,3%, Н3РО4 и 11% окиси хрома (СrО3), или водный раствор, содержащий 37% Н3РО4 и 13% бихромата калия (К2Сr2О7), или 37,5% Н3РО4 и 2,5% калия марганцовокислого (КМnО4). Далее проводят очистку полученной смеси путем помещения ее в поток воздуха низкотемпературного испарителя при температуре +60°С и сбора целевого продукта в виде конденсата. Полученный таким образом дистиллят соответствует нормативам воды.
Согласен, сепаратором не отделаться. Выгоднее перед посадкой делать вакуумную ассенизацию пассажиров. И не поить их ничем весь полет.
sappience
23.01.2025 16:28А если в этой горизонтальной трубе от носового туалета что-нибудь застрянет? Люди ведь любят бросать непредсказуемые предметы в унитаз.
iuabtw
23.01.2025 16:28По рассказам знакомого бортпроводника - засорение туалета это одна из причин экстренной посадки самолёта
polus
23.01.2025 16:28Периодически что-нибудь и застревает. Обычно в местах изгиба трубы, но не всегда.
Bandicoot757 Автор
23.01.2025 16:28Застревает что-то чаще в отверстии самого унитаза, по моим наблюдениям. Но если что-то застрянет и в самой трубе, то придется искать где именно и пути решения этой проблемы
freylis
23.01.2025 16:28А чем обусловлена разница высот между выключением и вводом в работу вакуумника?
P.s.: 200л на полностью забитый A320, летящий, скажем, Мск -- Благовещенск, это всего ~литр на пассажира за 7.5 часов полёта. Как всё это умещается?
Mixael-L
23.01.2025 16:281 - Не все рейсы такие длинные
2 - Соответственно, ходят не все
3 - Даже если взять за одно мочеиспускание 300 мл, что много, а ведь в самолёте пьют мало жидкости, то всё равно хватает на всех
Cas_on
23.01.2025 16:28Часто не хватает. Сам сталкивался с тем, что туалеты в самолете закрыты, так как были переполнены.
freylis
23.01.2025 16:281 - Не все рейсы такие длинные
Ну не) Инженеры ж когда просчитывали не могли решить "скорее всего длинные рейсы будут крайне редки". А если авиакомпания расположена на Гавайях? Априори летают только далеко и долго.
MountainGoat
23.01.2025 16:28Авиакомпания Гавайев пролоббировала запрет на перевозки между островами на кораблях, и теперь летает в основном не дольше получаса, а деньгу гребёт при этом...
JediPhilosopher
23.01.2025 16:28Так у самолета тоже есть максимальная дальность. На нее и рассчитано небось. Другое дело, что взяты наверное какие-то средние значения объема на человека, и если вдруг у части пассажиров случится одновременно диарея какая-нибудь, то тогда на длинном рейсе переполнится.
freylis
23.01.2025 16:28Так о том и речь. Мск -- Благовещенск вполне себе посильный (и используемый) маршрут для а320
Kurochkin
23.01.2025 16:28Я так понял из текста, что на большой высоте открывается люк в атмосферу (вместо вакуумного насоса), т.о. наружу вылетает и накопившееся в баке.
polus
23.01.2025 16:28Чаще всего нет, все остаётся в баке. Частичный выход содержимого в атмосферу возможен в некоторых случаях, но не часто.
Bandicoot757 Автор
23.01.2025 16:28Не, там не люк, а просто отверстие, а ничего туда не вылетает потому что сепаратор с фильтром стоит на баке, который не дает отходам его покидать
Bandicoot757 Автор
23.01.2025 16:28Документация не дает ответа (по крайней мере я не нашел) почему есть разница высот на срабатывание вакуумника, но у меня есть предположение, что это может быть связано с работой автоматического регулирования давления в салоне во время набора и снижения. Имею в виду, что давление в салоне на 12 тыс. футов во время снижения может быть больше, чем на такой же высоте во время набора высоты. Но это лишь моя догадка, надо смотреть графики по давлению, под рукой пока их нет
electrodummy
23.01.2025 16:28Контролируемая разгерметизация? А если клапан откажет? Весь воздух из салона уйдёт в унитаз?
andy212
23.01.2025 16:28А если при этом не вставая с унитаза, нажать кнопку смыва? Что будет с организмом? Он и станет клапаном?
GoldGoblin
23.01.2025 16:28Вы сделали мой день! Тоже стало интересно
electrodummy
23.01.2025 16:28"Прочитала слово унитаз слева направо, теперь боюсь на него садиться!"
Javian
23.01.2025 16:28В 1928 году в самолете в полете бесследно исчез бельгийский миллионер Левенштейн. По официальной версии он перепутал двери туалета и входную дверь в самолет.
MountainGoat
23.01.2025 16:28А что делает на рисунке "Male private secretary"? У него проблемы то ли с перспективой, то ли с ориентацией.
ssj100
23.01.2025 16:28Так был инцидент лет 20 назад, женщина начала смыв до того как встала и ее присосало на межатлантическом рейсе. Самолет снизился и через час сели в Норвегии(насколько память позволяет)
Mixael-L
23.01.2025 16:28Будет тоже, что стало с сыном Никаса Сафронова - присосёт и не встанешь сам, но для этого нужно обладать довольной могучей филейной частью и желательно ободок поднять, а то всё равно щели остаются
Bandicoot757 Автор
23.01.2025 16:28Ни одного такого случая на практике я не знаю. Вряд ли он откажет в открытом положении, без электропитания, как я понимаю, он закроется сам
Mirzapch
23.01.2025 16:28советую вам закончить ужином
поступает промывочные форсунки на схеме бака
Мой парсер русского языка сломался.
Уважаемая администрация Habr'а. Мне (кажется, что всем читателям) хочется видеть грамотно написанные статьи, а не вот это всё.
Sadok
23.01.2025 16:28у тебя парсер сломался. первое вполне употребимо. во втором - ну, пропустил предлог. ошибся, бывает. модераторство головного мозга
Yevvv
23.01.2025 16:28А как отходы не улетают из бака в трубу на вакуумный генератор?
Bandicoot757 Автор
23.01.2025 16:28Благодаря сепаратору с фильтром, что установлен сверху бака. Воздух высасывается, отходы, что захотели полетать вверх, остаются в нём
DMGarikk
23.01.2025 16:28оч мне нравится один ЖЖ https://lx-photos.livejournal.com/tag/туалеты
вот прям в тему
SchwertPG
23.01.2025 16:28Недавно ехал в поезде, где установлены новые (вакуумные наверное) туалеты. Через час после отправления оба туалета были забиты. Весь вагон успешно ходил по делам в соседние. по словам проводника - это нередкий случай)
Sigest
23.01.2025 16:28Касательно вакуума. Помню мне рассказывали лайфхак, как покурить в туалете, если приспичило покурить. Наклоняешься к унитазу, поджигаешь, нажимаешь на слив и быстро делаешь пару затяжек, пока работает вакуум. И вроде как дым уходит туда и датчики не срабатывают.
kuzzdra
23.01.2025 16:28быстро делаешь пару затяжек, пока работает вакуум
Предлагается за это время скурить сигарету полностью?
Astroscope
23.01.2025 16:28Спойлер: не за борт, как в старых вагонах поезда.
Дальше не читал. ©
Если серьезно, то
надеюсь, было интересно
Да.
KReal
23.01.2025 16:28А не проще было бы ставить по баку в каждый блок туалетов и не гонять гОвна по 30метровой трубе?
DMGarikk
23.01.2025 16:28а потом откачивать в разных точках и иметь два бака которые надо обслуживать отдельно
Bandicoot757 Автор
23.01.2025 16:28Да, раньше так и было. Не проще, потому что это все смывалось не вакуумом, а большим количеством жижи, плюс плюс потом откачивать с этих отдельных баков
DM_76
23.01.2025 16:28А была байка, что кусок льда отвалился с самолета (и упал прямо на газетку, вокруг которой сидели и выпивали любители выпить под глиссадой)
NickSin
Справедливости ради, сейчас современные вагоны поездов в РЖД так же снабжаются "вакуумными" туалетами. Уходит в прошлое эпоха смыва содержимого на рельсовый путь)
vesowoma
Да, уходит романтика... )
Уже и шутку про лом не все знают
roswell
"Сам топи урановые ломы в ртути!" (ц)
woodiron
В документации носит красивое название "гравитационный туалет", звучит солидно.
NickSin
Почему-то так и хочется сказать: "подайте мне мою гравицапу")
leonP4
Ку :)
ilya_pu
Да, точно. Ехали недавно в таком, "новом" вагоне (на окнах дата производства январь 2021 года, но загляни под обшивку - и увидишь всю историю, вплоть до ГДР) - бак с отходами из биотуалета у него под пассажирским купе, в пути кондиционер ещё как-то продавливал воздух сверху вниз и запахов не было, а вот на получасовых стоянках при лёгком морозце из бака по воздуховодам запах нехило попадал в салон вагона и доходит даже до купе проводника. Уж лучше бы на путь смывали...
DMGarikk
тут причина в другом немного, скорее нетехническая (она тоже но не основная), в баке под купе (в старых вагонах под тамбуром) стоит вентилятор с вытяжкой, также отдельная вытяжка в туалетах... и вонять начинает потому что они сгорают...а чинят их не штатные электрики депо, а подрядчик который обслуживает биотуалеты...а он это делает на 24/7, а 5/2 и с ограничениями по количеству туалетов в день... т.е. это организационная причина во многом
и еще чуть тех.подробностей
Вентиляция не выдавливает запах из вагона полностью сразу, там воздухообмен гдето 80/20 - 80 - рециркуляция, 20 -свежий воздух и если вонь попадёт то он будет долго её будет по кругу гонять
также, когда не работает отдельная вытяжка в туалете, а запах там из самого очка..если не работает вентилятор в баке. и центральная вентиляция начинает вытягивать вонь из унитаза по всему вагону
но во многом это касается не вакуумных биотуалетов (у вакуумных сам унитаз более менее герметичен), а "обычных накопительных" которые ставят на старые вагоны вместо "гравитационных" ..вот они сурово воняют это точно при неисправностях
anka007
Во время остановок думаю проблема немножко в другом: генератор не работает (вот уж не знаю почему) и экономят на чём только можно, в том числе и на вентиляторах в туалете.
Tim7456
В первую очередь экономят на аккумуляторах. А новых системы обеспечения комфорта, наоборот жрут намного больше чем раньше. Вот и приходится выключать часть систем, когда поезд стоит.
Ubuntaykin
На первых порах внедрение биотуалетов сталкивалось с проблемой: люди по старой привычке кидали туда бумагу и прочие предметы, из-за чего туалеты нередко выходили из строя.
WalterBeech
А почему бумага выводит их из строя?
DMGarikk
она застревает в клапанах, точно также можно самолет сломать если туда бумагу кинуть
voldemar_d
Ни в самолетах, ни в поездах не видел табличек с запретом кидать бумагу в биотуалет.
JediPhilosopher
Странно, нынче везде лепят что-то такое. Даже там, где в этом нет никакого смысла. И ставят ведерко для обгаженных бумажек даже там, где обычная канализация, которая туалетную бумагу прекрасно пропускает.
voldemar_d
Как раз там, где обычная канализация, таких бумажек полно. Но к самолетам и биотуалетам в поездах это не относится. Вы выдели хоть раз в самолете ведерко с обгаженными бумажками в туалете?
Ansud
Там где обычная канализация история обычно в том, что до большой трубы не добраться совсем, либо она очень далеко или высоко. И стоит там измельчитель, чтобы произведенные труды пошинковать, разбавить водицей и уместить в мелкую трубу. Если в него попадает бумага, то работать он перестает :)
DMGarikk
достаточно даже погуглить по фразе поезд вакуумный туалет
табличка сразу над унитазом
такие таблички есть везде где вакуумный туалет
voldemar_d
Если погуглить без слова "табличка", найдется куча фото без табличек. Кроме того, выше написали, что там есть запрет на крупный мусор и прокладки, а не туалетную бумагу.
Текст на вашем фото не разобрать.
KReal
В самолёте нет ёмкостей для туалетной бумаги и её предполагается смывать в унитаз. Там просят не смывать прокладки и т.д.
DMGarikk
а куда прокладки девать тогда в этом случае?
люди то придурочные, если можно бросать бумагу - будут бросать все, прокладки, влажные салфетки и прочие подгузники
Tim7456
Там же емкости для мусора под раковиной. Вот туда прокладки и девать.
Но некоторые, альтернативно одаренные, все равно смывают. А потом весь салон глазки пучит и терпит по 6 часов до прибытия.
Endeavour
В них можно кидать бумагу, нельзя "прочие предметы".