Представьте, летите вы себе на самолёте в Париж, в Рим или на Мальдивы. Расслабленные, довольные. Впереди ̶к̶у̶п̶а̶н̶и̶е̶ ̶в̶ ̶С̶е̶н̶е долгожданный отдых. А в задней части вашего самолёта радостно мерцает огоньками небольшой такой ядерный реактор, питающий двигатели и все бортовые устройства. Почему-то большинство людей не шокируют атомные ледоколы и атомные же подводные лодки, но повергают в трепет атомолёты – самолёты, работающие за счёт энергии ядерного распада.

А ведь у атомолётов был шанс. Такие воздушные плавсредства не только существовали на бумаге, но и поднимались в воздух. Первыми разрабатывать атомолёты кинулись американцы.

Не успели высохнуть чернила на акте о капитуляции императорской Японии (Возможно. Пользуйтесь нашими отечественными качественными чернилами) как Пентагон объявил конкурс на создание самолёта с атомным двигателем.

Обычные самолётики потребляли слишком много топлива (это мешало запускать их в межконтинентальные перелёты), ракеты тоже на межконтинентальные расстояния летать не умели. И как в таком случае прикажешь бомбить ядерным оружием территории потенциального противника?

На этом месте в США пришли к гениальному решению: нужно просто создать самолёт на ядерном двигателе – тогда он сможет летать чуть ли не бесконечно долго: хоть используй его для демократических бомбардировок различных тираний, хоть для ведения не менее демократической воздушной разведки.

Чем же успели отметиться американцы?

Во-первых, в середине 1950-х General Electric успели создать сильно облегчённый, а потому и крайне упрощённый ядерный двигатель: в этом устройстве собираемый заборником воздух сразу же поступал в активную зону реактора, охлаждая стержни и нагреваясь, и затем сразу выводился на лопатки турбины и выбрасывался через сопло. Разумеется, такой двигатель можно было запускать только, когда самолёт уже находился в движении в небе. И, разумеется же, инверсионный след самолёта с таким двигателем просто нещадно «фонил».

Во-вторых, американцы установили этот двигатель на модифицированный бомбардировщик B-36. Почему на него? Ну мы же помним, что изначально атомолёты нужны были янки для того, чтобы «бамбить» Донбасс и не только его.

Кому интересно – самолётик этот назывался Convair YB-60 Peacemaker – то есть «миротворец» по-нашенски. Прям, как один недоброй памяти сайт в одной соседней к России стране.

Этот 130-тонный стратегический бомбардировщик некогда специально конструировался для налётов на Токио. Как выяснилось, одного воздуха для охлаждения оказалось недостаточно. Поэтому систему дополнили водяным охлаждением на основе раствора бора. Для максимальной радиационной защиты экипажа ядерную установку разместили в заднем грузовом отсеке самолета. Но в плане реальной защиты экипажа это помогало чуть менее, чем нисколько.

При этом летал «миротворец» отвратительно. Что, собственно, заставило американцев переключиться на эксперименты над следующим бортом. Раз атомолёт на ядерных двигателях летает плохо, значит, что мы будем делать на следующем этапе испытаний? Экспериментировать с другими типами ядерных двигателей, чтобы повысить лётные характеристики борта? Верно?

А вот и нет, ответ неправильный.

На следующем этапе американцы снова установили ядерную установку мощностью 1 мегаватт на модифицированный бомбардировщик B-36, но на этот раз полностью отключили её от всех силовых установок самолёта. Чтобы эта самая ядерная установка вообще не мешала летать. Ага, именно! В этом корабле ядерный двигатель был только «для красоты». На самом деле он никак не участвовал в полёте самолёта.

Новый зверь, был назван «летающая лаборатория NB-36H Crusader. То бишь «Крестоносец», по-нашенски (Впрочем, при переводе американского мультсериала My Little Pony это самое Crusader принято переводить на русский как «Искатель»).

И использовалось это чудовище исключительно для изучения воздействия излучения ядерной силовой установки на экипаж и системы самолёта.

И взлетало для этой цели ровно 47 раз.

Следует сказать, что американцы всерьёз боялись падения этих замечательных воздухоплавательных средств и поэтому взлетали они исключительно в сопровождении второго B-36, который был наполнен различной измерительной аппаратурой и отрядом морских пехотинцев.

В случае аварии самолёта с ядерной установкой морские пехотинцы должны были тут же спрыгнуть с парашютами и взять под охрану радиоактивные обломки, чтобы отгонять от них агентов КГБ, фермеров и журналистов.

Но, как было сказано выше, им повезло.
Они «всего лишь» полетали рядышком с активно фонящим ядерным реактором.
Интересно было бы посмотреть на этих самых морских пехотинцев и пилотов, совершивших более 47 вылетов, вглядеться в их сверкающие лысины…

Дело в том, что по итогам этих испытаний американцы пришли к выводу, что при текущем на тот момент уровне развития технологий они не могут обеспечить ни безопасность экипажа, ни безопасность населения в случае падения борта.

И вряд ли они к такому выводу могли прийти в случае, если со здоровьем пилотов и морских пехотинцев всё было замечательно.

А что в СССР?

У нас в стране процесс создания атомолётов начался на десять лет позже: в 1955 году, когда к этой задаче привлекли КБ Туполева, ОКБ Мясищева, ОКБ Люльки и самарский ОЗ №2.

Первым явно видимым результатом этой работы стала уже наша, советская летающая лаборатория на базе стратегического бомбардировщика Ту-95. В СССР люди были скучные, они не назвали свой борт ни Миротворцем, ни Искателем. В документы он вошёл как Ту-95ЛАЛ.

Как и в американском Крестоносце атомная энергоустановка здесь была исключительно ради ̶в̶р̶е̶д̶а̶ ̶э̶к̶и̶п̶а̶ж̶у, то есть, конечно же, для испытания влияния радиации на пилотов и бортовые системы.

В отличие от американской пещерной ядерной установки наша летающая лаборатория была оборудована уже «настоящим» двухконтурным реактором, не контактирующим с внешней средой. Его активная зона охлаждалась жидким натрием, который грел воду в котле, а образующийся пар технически мог бы быть использован для того, чтобы крутить турбину, вырабатывающую энергию для вращающих винты электромоторов.

Энергоэффективность этой системы можно было бы заметно увеличить при замене турбовинтовых двигателей электрическими, но до этого дело так и не дошло.

Спустя 34 успешных полёта, теоретически доказавших, что при должной защите ядерная установка может быть установлена на воздушное судно, с Ту-95ЛАЛ сняли силовую установку и порезали на металлолом.

А Ту-119, тоже создаваемый на базе Ту-95, но в котором планировалось установить уже более совершенный ядерный реактор и включить последний в систему силовой установки, остался лишь проектом на бумаге.

Настоящим убийцей атомолётов стали не конструктивные недостатки ядерных установок, не сложность защиты экипажа от радиации, не недостаточная эффективность ядерных двигателей, а эволюция военной техники по другим направлениям.

Во-первых, качественно выросла эффективность работы самолётов-дозаправщиков. Что позволило как увеличить время беспосадочного нахождения в воздухе стратегических бомбардировщиков, так и нарастить возможное плечо активной работы.

Во-вторых, значительно шагнули вперёд ракетные технологии. Как в плане дальности, так и в плане сложности отражения ракетной атаки.

Соответственно, у обеих сверхдержав нашлись более дешевые, доступные и стабильные способы нанести ядерные удары друг по другу.

Хотелось бы ещё сказать, что в ОКБ Мясищева не сдались и после бесславной гибели ТУ-95ЛАЛ они сначала предложили проект атомного бомбардировщика М-60, а затем в конце существования СССР и гораздо более проработанный вариант — М-30.

М-60 должен был быть создан на основе бомбардировщика М-50, на который планировалось установить четыре ядерных турбореактивного двигателя, работающих по открытому типу — как у General Electric. Вопрос же защиты экипажа сотрудники ОКБ сначала планировали решить толстостенной капсулой вообще без остекления (пилоты должны были для ориентации использовать перископ и РЛС), затем предлагали беспилотный вариант. Когда же оба эти прекрасных предложения были отклонены, они предприняли ещё одну попытку, предложив набирать для пилотирования этим прекрасным самолётом лётчиков околопенсионного возраста. По принципу «поможем советскому государству сэкономить на выплатах пенсий» видимо.

М-30 предполагался уже гораздо более гуманным по отношению к пилотам и наземному техническому персоналу. В нём должны были находиться шесть ядерных турбореактивных двигателей, но все по «закрытому» циклу: передача тепла от реактора к воздуху в двигателях должна была происходить через теплоноситель (литий и натрий в жидком состоянии). Плюс сама конструкция агрегатов предполагала, помимо прочего, использование авиационного керосина. Но проект показался сверхдорогим, сложным и поэтому так и не взлетел.

Единственным местом в СССР, где продолжились испытания самолётов на ядерной силовой установке, стало ОКБ Антонова, которое работало над запросом со стороны советских военных на создание противолодочного самолёта, способного несколько дней без перерыва находиться на исполнении боевого задания.

Соответствующий самолёт решили строить на базе транспортного самолёта Ан-22 «Антей» с двигателями НК-14А. По расчётам конструкторов продолжительность патрулирования такого самолета могла достигать 50 часов и более.

Однако по факту оказалось, что соотношение мощности и массы НК-14А недостаточно для достижения требуемых лётных характеристик. Двигатель и самолёт пришлось сильно дорабатывать.

Получившийся борт АН-22 №01-06 провёл 23 полёта, почти все прошли без нареканий. Испытания признали успешными, опытный самолёт поставили на стоянку и продолжили изыскания и конструкторские работы по проекту. Однако из-за сложности и дороговизны противолодочный самолёт в серию не пошёл, и в середине 70-х проект был закрыт.

Автор: Алексей Письменюк

Оригинал

Комментарии (8)


  1. Javian
    25.01.2025 05:52

    Как иллюстрация к «Я знаю, что ничего не знаю» — отличная идея, но появились новые знания и от самолётов и локомотивов на ядреной тяге пришлось отказаться. Хотя и Ту-95ЛАЛ выглядит продуманным. При современных электромоторах может быть и полетел в беспилотном режиме.


    1. saege5b
      25.01.2025 05:52

      К тому моменту начали понимать, что летаблы (и вообще любой транспорт) должны обладать не только биозащитой (которая справлялась весьма условно), но и технозащитой при всяких происшествиях (вплоть до крушений) и тут было совсем печально.

      А эксплуатационное обслуживание и ремонт даже сейчас выглядят весьма футуристично.


      1. Javian
        25.01.2025 05:52

        В случае военного применения это плюс, а не недостаток - долететь на реакторе, и обрушить реактор на противника.


        1. PanDubls
          25.01.2025 05:52

          Или не рассчитать, попытаться приземлиться на базе и взорваться на ВПП. Или промежуточный вариант -- упасть на какой-нибудь хутор и потом долго и нудно отплёвываться от обвинений в ядерном геноциде.


          1. Javian
            25.01.2025 05:52

            Чтобы взорваться - надо выдернуть стержни. На своей территории не очень страшно - военная база, где будет все в секрете. А падение на территории союзников неприятно, но союзники это переживут.
            США роняли бомбы, награни детонации, и даже немного заплатили за загрязнение. 1966 Palomares incident.
            Возможно эти политические неприятности и повлияли на судьбу атомолетов.

            19 октября 2015 года, по случаю своего первого визита в Мадрид, госсекретарь США Джон Керри подписал соглашение со своим испанским коллегой Хосе Мануэлем Гарсиа-Маргальо, согласно которому, две страны обязались вывезти токсичные земли Паломареса и разместить их в подходящем месте в Соединенных Штатах. План обеззараживания, разработанный в 2010 году, предусматривал уплотнение и фильтрацию пораженной земли, в результате чего оставалось около 6000 кубометров, для которых нужно было бы искать пункт захоронения. Поскольку в Испании нет мест для их хранения, то по соглашению 2015 года предусматривалось, что Испания возьмет на себя сбор, а США захоронит радиоактивные земли на своих территориях в пустыне Невада. Но сам меморандум так и не был подробно разработан, и загрязнение в Паломаресе сохранялось на начало 2023 года, когда Правительство Испании возобновило работу по очистке заражённых земель муниципалитета Альмерии, пострадавшего от ядерной катастрофы 57 лет назад. 50 000 кубометров токсичных земель по-прежнему разбросаны по 44 участкам, которые в 2023 году государство пытается экспроприировать


            1. BugM
              25.01.2025 05:52

              Ядерные бомбы это очень безопасная штука. Они не взрываются без команды, прямо вообще никак не взрываются. А еще они очень крепкие. Радиоактивные материалы не разбросают при падении, даже утечек вероятнее всего не будет. Навредить могут только если прямо на голову упадут.

              С бомбами опасность в том что они могут попасть в руки террористам, да и просто имиджевый ущерб большой. Потеряли ядерную бомбу, блин. Вот поэтому столько шума.

              Реактор, особенно включенный реактор, это совсем другое. Там просто море радиоактивных веществ по сравнению с бомбой и нет прочной оболочки. Она не влазит по массе на самолет. Вот и падение будет с разбрасыванием всякой гадости на несколько квадратных километров.

              Поэтому и не полетели. А бомбы полетели и летают.

              Корабли и подлодки имеют примерно бесконечную массу по сравнению с самолетами и не имеют привычки падать кому-то на голову. Можно и защиту сделать и гарантировать что ни на кого он не упадет. Там реакторы отлично работают.


  1. S_gray
    25.01.2025 05:52

    В этом тексте содержатся, в основном, домыслы - отчего и почему. И, насколько я помню из всяких описаний, на самом реакторе ничего и ни у кого не летало - максимум, проводились полеты с работающим/неработающим реактором, которые, кстати, подтвердили, что при надлежащем уровне защиты экипаж не подвергался опасному для жизни облучению. Интересно другое - что-то я не нашёл данных о мощности реакторов. "Мегаваттный класс" - это такая метафора, чтобы ничего не сказать. Мегаватт - это всего-навсего 1000 киловатт или порядка 1250 лошадиных сил, причём обычно подразумевается тепловая мощность. Напомню, что каждый двигатель на Ту-95 - от 12000 до примерно 15000 л.с в зависимости от модификации. То есть реактор должен был выдавать пятьдесят мегаватт. Понятно, что реактор со всеми причиндалами почти сорок тонн весил... Это были чисто исследовательские проекты, на которых отрабатывались некоторые инженерные решения, только и всего - до реального летающего реактора и самолёта там было как до Луны...


    1. F1eex
      25.01.2025 05:52

      В этом тексте содержатся, в основном, домыслы - отчего и почему.

      Ну хотя бы то, что Миротворцем звали B36, а не YB-60. Да и статью от душка можно было чуток почистить.