Привет! Это Гузель, дизайнер внутренних продуктов в Альфа-Банке. Когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, я отвечаю, что проектирую хардкорные B2E веб-приложения, которые вы никогда не увидите, если не устроитесь в Альфа-Банк.
Я часто слышу мнение, что работать продуктовым дизайнером в банке или в бигтехе — это:
Скука и отсутствие развития, ведь вы будете бесконечно-вечно перекрашивать и двигать одну-единственную кнопку какого-то мегасервиса.
Бюрократия. Вы погрязнете в жира-тикетах и никогда не увидите результат своих трудов. А каждый пиксель вашего макета будут согласовывать на каких-то комитетах триллионы миллионов световых лет.
Быть винтиком в огромном механизме. У вас никогда не получится реализовать свои дизайн-идеи. А ещё вас заставят ходить в офис и трекать время. ?
Быть на созвонах по 8 часов в день, из-за которых вам будет некогда делать свою работу, придётся овертаймить по вечерам после завершения всех созвонов;
Нет классного дизайн-комьюнити.
Иногда подобное мнение транслируют люди, которые никогда в бигтехе не работали, поэтому мне захотелось раскрыть эту тему в своей статье.
Так ли это в Альфа-Банке? (спойлер: нет)
Но, обо всём по-порядку.
Скука и отсутствие развития?
С первого дня, как я устроилась в Альфа-Банк, я поняла что скучать мне не придётся. Весь мой бэклог был расписан на год вперёд: мне предстояло сделать глобальный редизайн нескольких действующих приложений для сотрудников офиса и ещё несколько спроектировать с нуля.
Вот неполный перечень продуктов, над которыми я успела поработать за первый год:
Model Management System: сервис для автоматизации и унификации процесса запуска моделей машинного обучения, и управления их ЖЦ.
Feature Store: система сбора и отображения наборов признаков (фичей) для мониторинга и анализа данных.
Опросная система: внутренний сервис для запуска опросов и сбора обратной связи от сотрудников.
Data Monitor: платформа для мониторинга сроков готовности данных, отслеживания аварий и контроля работоспособности инфраструктуры.
Data Quality Platform: кроссплатформенный инструмент автоматизации проверки качества данных в различных системах
Digital BRD: сервис для создания документа бизнес-требований (business requirements document) по доработке различных внутрибанковских ИС, БД и отчетов.
При этом при проектировании внутренних продуктов, в отличие от B2C, довольно сложно исследовать решения конкурентов или вдохновиться какими-то удачными паттернами лидеров рынка. В B2E-секторе, как правило, сложно найти готовые решения в открытом доступе, и часто продукты настолько амбициозные и продвинутые, что аналогов в принципе нет.
Каждая задача погружает тебя в новые контексты и зачастую требует нетривиальных решений из-за специфики бизнес-задач и технических ограничений.
Например, для проектирования сервиса Model Management System требовалось разобраться в типах моделей машинного обучения, изучить их особенности и последовательность вывода в среду исполнения. Для этого я штудировала инструкцию для дата-саентистов, изучала этапы процесса и его статусы, определила и проинтервьюировала всех его участников, чтобы выявить подводные камни и спроектировать удобный сервис, предложив, где это возможно, «срезать углы». Может даже напишу отдельную статью про это.
К слову, именно такого рода задачи меня вдохновляют больше всего!
Думаю, про тезис с кнопкой можно забыть. ?
Бюрократия?
После получения оффера от Альфа-Банка эта мысль меня тоже волновала. Ведь это банк, в конце концов! Где, как не в банках, должно быть больше всего бюрократии?
Но мои негативные ожидания не оправдались. ? В самом начале надо дождаться, когда заявки на доступ будут согласованы, и тебе выдадут логин, пароль и токен, но без этого везде никуда. В моём случае все согласования, установка и настройка рабочих приложений заняли три дня.
Я была приятно удивлена, что внутри команд, которые являются моими внутренними заказчиками, сохраняется дух стартапа: скорость релизов и производительность коллег-разработчиков просто удивляют — мои макеты верстаются как горячие пирожки, только и успевай делать фронт-ревью!
Так, например, если речь идёт о небольшой доработке какого-либо сценария, то в релиз они могут попасть уже через 2 недели после передачи макетов в разработку. В то же время разработка целого сервиса небольшой командой в 1-2 frontend разработчика и 2-3 backend разработчика занимает 3-4 месяца, что довольно быстро по меркам бигтеха.
С учётом того, что я работаю с несколькими командами, за год мы можем спроектировать и выпустить в релиз до 3-4 сервисов, направленных на оптимизацию рутинной работы сотрудников офиса. Это может быть как тотальный редизайн какого-либо старого сервиса с параллельным обогащением функционала, так и проектирование сервиса с нуля. Также мы можем выпустить 2-3 релиза с масштабными доработками существующих продуктов.
Это довольно плотная работа, которая безусловно прокачивает профессиональные скилы дизайнера.
То есть в короткие сроки можно увидеть результат своей работы, быть свидетелем запуска нового сервиса, спроектированного тобой, быстро получать фидбек пользователей и продолжать развивать продукт.
Как вы могли догадаться, никаких долгих комитетов по согласованию макетов у нас нет. В команде дизайнеров внутренних продуктов мы практикуем проведение кросс-ревью (дизайн-чек) макетов друг друга перед передачей их в разработку. Этот процесс добровольный и экологичный, без перехода на личности, и занимает от получаса до нескольких часов в зависимости от нагрузки приглашённых ревьюверов. Для апрува макетов достаточно получить два лайка от коллег.
Что касается тикетов в таск-трекере, то желательно их вести, чтобы правильно распределить свои ресурсы на спринт и не «потерять» какую-нибудь приоритетную задачу. Но на каждую иконку и каждый чих тикетов мы, конечно же, не заводим.
Винтик в огромном механизме?
По результатам работы в компании у меня сложилось убеждение, что дизайнер в Альфа-Банке — это полноценный член команды продукта и некий центр компетенций, к мнению которого прислушиваются.
Лично у меня не было ситуаций, когда мои решения безосновательно отвергались или подвергались сомнению. Также не было ситуаций, когда от меня требовали отрисовать спущенное кем-то решение, выступая оператором графического редактора.
Здесь, конечно, дизайнеру важно погружаться в контекст, хорошо проработать задачу, прислушиваться к фидбеку от команды и пользователей. Именно добросовестное отношение к своей работе вызовет ответное доверие и уважение членов команды, благодарность заказчиков и пользователей.
Так, например, в процессе проектирования Model Management System я практически выступала со-продактом, проектируя не только внешний облик будущего сервиса, но и предлагая системные решения: описание атрибутов сущностей и их связей, структуру ролевой матрицы и системы пермишенов, последовательность пользовательских сценариев, дизайн-концепт и многое другое.
И поскольку предлагаемые мною решения были основаны на собранных бизнес-требованиях, отвечали целям пользователей и были чётко описаны с точки зрения системы (спасибо моему бэкграунду аналитика), то они легко прошли валидацию у команды продукта и были приняты в работу.
Мне очень нравится, что в Альфа-Банке ты можешь проявлять инициативу, предлагать свои варианты решения, влиять не только на UI, но и на информационную архитектуру и логику продукта.
Стоит сделать ремарку, что предлагаемые решения, конечно же, должны быть нацелены на решение бизнес-задач и учитывать технические и прочие ограничения, а также быть удобными в использовании. Дизайнер должен уметь их обосновывать. Речь не идёт про внедрение в интерфейс каких-то решений только потому, что это «красиво/в тренде/мне так нравится/я хочу».
Также следует отметить, что в Альфа-Банке дизайнеры внутренних продуктов работают на 100% удалёнке, выходя в офис по производственной необходимости. Ну, или если очень соскучились по коллегам? Никто не будет настаивать на обязательном посещении офиса или душить микро-менеджментом, трекером времени и прочими идиотскими штуками.
Вполне нормально, если тебе нужно отойти по своим житейским делам на пару часов в рабочее время, ты просто доделаешь свою работу вечером или утром следующего дня, главное предупредить лида и команду продукта.
Основной фокус всегда на результат — тебя будут оценивать не по «отсиженному» времени, а по тому вкладу, который ты вносишь в продукт. И если установленные дедлайны на внедрение фичи не страдают, и ты качественно и в срок сдаешь свою часть работы, то никаких вопросов.
Созвоны?
Опять же, не буду говорить за всех, а расскажу как с этим обстоят дела у меня.
Мои регулярные созвоны — это дейлик (или статус) с командой продукта на 15-30 мин в день. На нём каждый вкратце рассказывает, над какой задачей работает, и подсвечивает трудности, если они возникли.
Есть условно-регулярные встречи:
One-to-One с дизайн-лидом: от 15 до 30 минут раз в 2 недели. Эта встреча иногда отменяется, если ни у меня, ни у лида не накопилось никаких вопросов. Конечно, в начале моей работы мы созванивались чаще, лид выступал моим бадди на время прохождения онбординга, и помогал при возникновении любых трудностей.
Викли дизайнеров внутренних продуктов: от 30 мин до 1 часа раз в неделю. На этой встрече мы с командой можем устроить мозговой штурм над какой-то задачей, либо посвятить время разработке каких-то общих паттернов проектирования. Ну и просто поговорить за жизнь. Если тем на повестке нет, то можем отменить встречу и вместо этого поработать. ?
Груминг с командой продукта: 1 час в неделю, где разбираем бэклог, приоритезируем и оцениваем сложность задач. Если новых дизайн-задач в бэклоге нет, а все имеющиеся уже оценены, то я могу пропустить встречу.
Ретро с командой продукта: 1 час в месяц. На ретроспективе команда анализирует прошедший период работы, выявляет успехи и проблемы, и определяет способы улучшить процессы в будущем. Надо оговориться, что не все команды проводят ретро, а иногда их тоже отменяют, если фактура не накопилась.
Викли подразделения заказчика: от 30 минут до 1 часа в неделю. На ней руководители подразделения рассказывают про события прошедшей недели в общем ключе, не вдаваясь в технические детали. Поскольку непосредственного участия дизайнера на этой встрече не требуется, то я посещаю её не каждую неделю, и часто продолжаю проектировать дизайн прямо во время встречи, слушая спикеров фоном. ?
С «ритуальными» встречами на этом закончили. Итого, с учётом периодичности и условной обязательности, у меня, как правило, бывает от одной до двух встреч в день, реже — три. Согласитесь, это немного.
Конечно, на этапе дискавери я совместно с владельцем продукта, техлидом и аналитиком назначаю дополнительные встречи для сбора требований у стейкхолдеров. Также с целью валидации своих дизайн-решений я назначаю встречи, на которых демонстрирую команде продукта и стейкхолдерам свои макеты, или провожу быстрые юзабилити-тестирования с ключевыми пользователями.
Такого рода встречи являются моей инициативой. Они очень важны для получения качественного результата моей работы. Периодичность и продолжительность таких встреч сильно зависит от цикла дизайн-процесса и сложности задачи.
Поскольку основной целью дизайнера — решение бизнес-задач по определенному продукту к обозначенному сроку, то я стараюсь организовать дизайн-процесс так, чтобы в моём графике не было непрофильных или неэффективных созвонов.
Вплоть до того, что могу пожертвовать какой-нибудь «ритуальной» встречей в пользу проведения интервью или исследований, если нельзя развести их по времени.
А что по комьюнити?
В Альфа-Банке у нас есть общий ТГ-чат всех продуктовых дизайнеров и UX-исследователей. В нём уже 300 человек из разных городов и это число постоянно растёт! В чате можно задать любой профессиональный вопрос, попросить совета или обсудить что-то нерабочее.
Иногда даже приходится временно отключать уведомления, когда особенно горячо разгорается дискуссия о том, в каком городе самая вкусная шаверма или закручивается какой-то спор среди автолюбителей…
Также есть специальный чат для вопросов по дизайн-системе, паттернам, иконкам — буквально по любой теме есть куда написать свой вопрос, и тебе подскажут старшие коллеги. Так что одиноким ты себя не чувствуешь ?.
Такого количества мемов и самоиронии, как в комьюнити дизайнеров Альфы, я ещё нигде не встречала. Чего только стоят такие обложки рабочих файлов.
В нашей команде inhouse продуктов коллеги-дизайнеры тоже отзывчивые, горят своим делом, отстаивают удобство пользователей, не выдают «проходных» решений, а стремятся сделать сложный сценарий лаконичным и интуитивно понятным.
А в моменты творческого кризиса или в случае поступления хитросплетённых бизнес-требований любой из нас может обратиться за помощью к команде и инициировать совместный брейншторм по своей задаче или запросить дизайн-чек у коллег.
Если возникнут трудности в коммуникации с командами продуктов или вопросы по бизнес-процессам в банке, то мы также можем обратиться к нашему дизайн-лиду Антону Христолюбову — он подключится к возникшей ситуации и поможет урегулировать вопросы.
Также Альфа-банк регулярно устраивает дизайн-митапы, которые анонсирует в тг-канале Alfa Digital . Кстати, там же регулярно публикуется дайджест открытых вакансий, а также много всего полезного по теме IT и цифровых продуктов.
Неужели всё так идеально?
Справедливости ради надо отметить, что не бывает идеальных мест работы, и в каждом из них есть свои плюсы и минусы. Главное, чтобы плюсов было больше, а минусы не оказались непреодолимыми.
Альфа-Банк тоже не исключение: как и в любом бигтехе, здесь работает несколько тысяч людей над большим количеством продуктов и задач. Поэтому физически невозможно знать каждого не то что в лицо, а хотя бы по имени...
Если в маленькой фирме каждый в курсе, что есть «такой-то» сотрудник, к которому можно обратится практически по любому вопросу: по отпускным, оформлению зарплатой карты или больничного листа, то в бигтехе так не получится. Будучи дизайнером, ты можешь не знать дизайнеров смежных команд и продуктов. А придя в офис, на этаже весь день будут мелькать незнакомые лица.
Бигтехи в курсе такой проблемы и пытаются всячески помочь сотрудникам сориентироваться в структуре компании и её процессах. В Альфа-Банке для этого есть Горячая линия ИТ поддержки, есть служба Human HELP. Также в банке есть hr портал Alfa people с удобным списком всех подразделений, отделений и сотрудников.
Для знакомства вживую и сплочения коллектива организуются оффлайн-мероприятия по тимбилдингу, спортивные и киберспортивные состязания, ну и, конечно, корпоративы. ?
К чему я всё это?
Эта статья не претендует на роль «разрушителя мифов». Всё вышеописанное — сугубо мой личный опыт, который не исключает тот факт, что в разных компаниях дела могут обстоять иначе. И даже в разных подразделениях одной компании может быть по-разному.
Мне лишь хотелось немного раскрыть специфику своей работы и донести мысль, что обобщения и навешивание ярлыков — is not good.
Надеюсь, вам было интересно ?
Всем желаю найти работу своей мечты, классное дизайн-комьюнити и интересных задач!