Привет! Это Гузель, дизайнер внутренних продуктов в Альфа-Банке. Когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, я отвечаю, что проектирую хардкорные B2E веб-приложения, которые вы никогда не увидите, если не устроитесь в Альфа-Банк.

Я часто слышу мнение, что работать продуктовым дизайнером в банке или в бигтехе — это:

  1. Скука и отсутствие развития, ведь вы будете бесконечно-вечно перекрашивать и двигать одну-единственную кнопку какого-то мегасервиса.

  2. Бюрократия. Вы погрязнете в жира-тикетах и никогда не увидите результат своих трудов. А каждый пиксель вашего макета будут согласовывать на каких-то комитетах триллионы миллионов световых лет.

  3. Быть винтиком в огромном механизме. У вас никогда не получится реализовать свои дизайн-идеи. А ещё вас заставят ходить в офис и трекать время. ?

  4. Быть на созвонах по 8 часов в день, из-за которых вам будет некогда делать свою работу, придётся овертаймить по вечерам после завершения всех созвонов;

  5. Нет классного дизайн-комьюнити.

Иногда подобное мнение транслируют люди, которые никогда в бигтехе не работали, поэтому мне захотелось раскрыть эту тему в своей статье.

Так ли это в Альфа-Банке? (спойлер: нет)

Но, обо всём по-порядку.

Скука и отсутствие развития?

С первого дня, как я устроилась в Альфа-Банк, я поняла что скучать мне не придётся. Весь мой бэклог был расписан на год вперёд: мне предстояло сделать глобальный редизайн нескольких действующих приложений для сотрудников офиса и ещё несколько спроектировать с нуля. 

Вот неполный перечень продуктов, над которыми я успела поработать за первый год:

  • Model Management System: сервис для автоматизации и унификации процесса запуска моделей машинного обучения, и управления их ЖЦ.

  • Feature Store: система сбора и отображения наборов признаков (фичей) для мониторинга и анализа данных.

  • Опросная система: внутренний сервис для запуска опросов и сбора обратной связи от сотрудников.

  • Data Monitor: платформа для мониторинга сроков готовности данных, отслеживания аварий и контроля работоспособности инфраструктуры.

  • Data Quality Platform: кроссплатформенный инструмент автоматизации проверки качества данных в различных системах

  • Digital BRD: сервис для создания документа бизнес-требований (business requirements document) по доработке различных внутрибанковских ИС, БД и отчетов.

При этом при проектировании внутренних продуктов, в отличие от B2C, довольно сложно исследовать решения конкурентов или вдохновиться какими-то удачными паттернами лидеров рынка. В B2E-секторе, как правило, сложно найти готовые решения в открытом доступе, и часто продукты настолько амбициозные и продвинутые, что аналогов в принципе нет.

Каждая задача погружает тебя в новые контексты и зачастую требует нетривиальных решений из-за специфики бизнес-задач и технических ограничений. 

Например, для проектирования сервиса Model Management System требовалось разобраться в типах моделей машинного обучения, изучить их особенности и последовательность вывода в среду исполнения. Для этого я штудировала инструкцию для дата-саентистов, изучала этапы процесса и его статусы, определила и проинтервьюировала всех его участников, чтобы выявить подводные камни и спроектировать удобный сервис, предложив, где это возможно, «срезать углы». Может даже напишу отдельную статью про это.

К слову, именно такого рода задачи меня вдохновляют больше всего! 

Думаю, про тезис с кнопкой можно забыть. ?

Портфель продуктов (неполный), с которыми я работаю в Альфа-Банке. Визуализация условная, не содержит коммерческой информации
Портфель продуктов (неполный), с которыми я работаю в Альфа-Банке.
Визуализация условная, не содержит коммерческой информации

Бюрократия?

После получения оффера от Альфа-Банка эта мысль меня тоже волновала. Ведь это банк, в конце концов! Где, как не в банках, должно быть больше всего бюрократии? 

Но мои негативные ожидания не оправдались. ? В самом начале надо дождаться, когда заявки на доступ будут согласованы, и тебе выдадут логин, пароль и токен, но без этого везде никуда. В моём случае все согласования, установка и настройка рабочих приложений заняли три дня.

Я была приятно удивлена, что внутри команд, которые являются моими внутренними заказчиками, сохраняется дух стартапа: скорость релизов и производительность коллег-разработчиков просто удивляют — мои макеты верстаются как горячие пирожки, только и успевай делать фронт-ревью!

Так, например, если речь идёт о небольшой доработке какого-либо сценария, то в релиз они могут попасть уже через 2 недели после передачи макетов в разработку. В то же время разработка целого сервиса небольшой командой в 1-2 frontend разработчика и 2-3 backend разработчика занимает 3-4 месяца, что довольно быстро по меркам бигтеха. 

С учётом того, что я работаю с несколькими командами, за год мы можем спроектировать и выпустить в релиз до 3-4 сервисов, направленных на оптимизацию рутинной работы сотрудников офиса. Это может быть как тотальный редизайн какого-либо старого сервиса с параллельным обогащением функционала, так и проектирование сервиса с нуля. Также мы можем выпустить 2-3 релиза с масштабными доработками существующих продуктов.

Это довольно плотная работа, которая безусловно прокачивает профессиональные скилы дизайнера.

То есть в короткие сроки можно увидеть результат своей работы, быть свидетелем запуска нового сервиса, спроектированного тобой, быстро получать фидбек пользователей и продолжать развивать продукт.

Как вы могли догадаться, никаких долгих комитетов по согласованию макетов у нас нет. В команде дизайнеров внутренних продуктов мы практикуем проведение кросс-ревью (дизайн-чек) макетов друг друга перед передачей их в разработку. Этот процесс добровольный и экологичный, без перехода на личности, и занимает от получаса до нескольких часов в зависимости от нагрузки приглашённых ревьюверов. Для апрува макетов достаточно получить два лайка от коллег.

Что касается тикетов в таск-трекере, то желательно их вести, чтобы правильно распределить свои ресурсы на спринт и не «потерять» какую-нибудь приоритетную задачу. Но на каждую иконку и каждый чих тикетов мы, конечно же, не заводим.

Винтик в огромном механизме?

По результатам работы в компании у меня сложилось убеждение, что дизайнер в Альфа-Банке — это полноценный член команды продукта и некий центр компетенций, к мнению которого прислушиваются. 

Лично у меня не было ситуаций, когда мои решения безосновательно отвергались или подвергались сомнению. Также не было ситуаций, когда от меня требовали отрисовать спущенное кем-то решение, выступая оператором графического редактора. 

Здесь, конечно, дизайнеру важно погружаться в контекст, хорошо проработать задачу, прислушиваться к фидбеку от команды и пользователей. Именно добросовестное отношение к своей работе вызовет ответное доверие и уважение членов команды, благодарность заказчиков и пользователей.

Так, например, в процессе проектирования Model Management System я практически выступала со-продактом, проектируя не только внешний облик будущего сервиса, но и предлагая системные решения: описание атрибутов сущностей и их связей, структуру ролевой матрицы и системы пермишенов, последовательность пользовательских сценариев, дизайн-концепт и многое другое. 

И поскольку предлагаемые мною решения были основаны на собранных бизнес-требованиях, отвечали целям пользователей и были чётко описаны с точки зрения системы (спасибо моему бэкграунду аналитика), то они легко прошли валидацию у команды продукта и были приняты в работу.

Мне очень нравится, что в Альфа-Банке ты можешь проявлять инициативу, предлагать свои варианты решения, влиять не только на UI, но и на информационную архитектуру и логику продукта. 

Стоит сделать ремарку, что предлагаемые решения, конечно же, должны быть нацелены на решение бизнес-задач и учитывать технические и прочие ограничения, а также быть удобными в использовании. Дизайнер должен уметь их обосновывать. Речь не идёт про внедрение в интерфейс каких-то решений только потому, что это «красиво/в тренде/мне так нравится/я хочу».

Также следует отметить, что в Альфа-Банке дизайнеры внутренних продуктов работают на 100% удалёнке, выходя в офис по производственной необходимости. Ну, или если очень соскучились по коллегам? Никто не будет настаивать на обязательном посещении офиса или душить микро-менеджментом, трекером времени и прочими идиотскими штуками. 

Вполне нормально, если тебе нужно отойти по своим житейским делам на пару часов в рабочее время, ты просто доделаешь свою работу вечером или утром следующего дня, главное предупредить лида и команду продукта. 

Основной фокус всегда на результат — тебя будут оценивать не по «отсиженному» времени, а по тому вкладу, который ты вносишь в продукт. И если установленные дедлайны на внедрение фичи не страдают, и ты качественно и в срок сдаешь свою часть работы, то никаких вопросов.

Созвоны?

Опять же, не буду говорить за всех, а расскажу как с этим обстоят дела у меня. 

Мои регулярные созвоны — это дейлик (или статус) с командой продукта на 15-30 мин в день. На нём каждый вкратце рассказывает, над какой задачей работает, и подсвечивает трудности, если они возникли.

Есть условно-регулярные встречи:

  • One-to-One с дизайн-лидом: от 15 до 30 минут раз в 2 недели. Эта встреча иногда отменяется, если ни у меня, ни у лида не накопилось никаких вопросов. Конечно, в начале моей работы мы созванивались чаще, лид выступал моим бадди на время прохождения онбординга, и помогал при возникновении любых трудностей.

  • Викли дизайнеров внутренних продуктов: от 30 мин до 1 часа раз в неделю. На этой встрече мы с командой можем устроить мозговой штурм над какой-то задачей, либо посвятить время разработке каких-то общих паттернов проектирования. Ну и просто поговорить за жизнь. Если тем на повестке нет, то можем отменить встречу и вместо этого поработать. ?

  • Груминг с командой продукта: 1 час в неделю, где разбираем бэклог, приоритезируем и оцениваем сложность задач. Если новых дизайн-задач в бэклоге нет, а все имеющиеся уже оценены, то я могу пропустить встречу.

  • Ретро с командой продукта: 1 час в месяц. На ретроспективе команда анализирует прошедший период работы, выявляет успехи и проблемы, и определяет способы улучшить процессы в будущем. Надо оговориться, что не все команды проводят ретро, а иногда их тоже отменяют, если фактура не накопилась.

  • Викли подразделения заказчика: от 30 минут до 1 часа в неделю. На ней руководители подразделения рассказывают про события прошедшей недели в общем ключе, не вдаваясь в технические детали. Поскольку непосредственного участия дизайнера на этой встрече не требуется, то я посещаю её не каждую неделю, и часто продолжаю проектировать дизайн прямо во время встречи, слушая спикеров фоном. ?

С «ритуальными» встречами на этом закончили. Итого, с учётом периодичности и условной обязательности, у меня, как правило, бывает от одной до двух встреч в день, реже — три. Согласитесь, это немного.

Конечно, на этапе дискавери я совместно с владельцем продукта, техлидом и аналитиком назначаю дополнительные встречи для сбора требований у стейкхолдеров. Также с целью валидации своих дизайн-решений я назначаю встречи, на которых демонстрирую команде продукта и стейкхолдерам свои макеты, или провожу быстрые юзабилити-тестирования с ключевыми пользователями. 

Такого рода встречи являются моей инициативой. Они очень важны для получения качественного результата моей работы. Периодичность и продолжительность таких встреч сильно зависит от цикла дизайн-процесса и сложности задачи. 

Поскольку основной целью дизайнера — решение бизнес-задач по определенному продукту к обозначенному сроку, то я стараюсь организовать дизайн-процесс так, чтобы в моём графике не было непрофильных или неэффективных созвонов. 

Вплоть до того, что могу пожертвовать какой-нибудь «ритуальной» встречей в пользу проведения интервью или исследований, если нельзя развести их по времени.

А что по комьюнити?

В Альфа-Банке у нас есть общий ТГ-чат всех продуктовых дизайнеров и UX-исследователей. В нём уже 300 человек из разных городов и это число постоянно растёт! В чате можно задать любой профессиональный вопрос, попросить совета или обсудить что-то нерабочее. 

Иногда даже приходится временно отключать уведомления, когда особенно горячо разгорается дискуссия о том, в каком городе самая вкусная шаверма или закручивается какой-то спор среди автолюбителей…

Также есть специальный чат для вопросов по дизайн-системе, паттернам, иконкам — буквально по любой теме есть куда написать свой вопрос, и тебе подскажут старшие коллеги. Так что одиноким ты себя не чувствуешь ?. 

Такого количества мемов и самоиронии, как в комьюнити дизайнеров Альфы, я ещё нигде не встречала. Чего только стоят такие обложки рабочих файлов.

В нашей команде inhouse продуктов коллеги-дизайнеры тоже отзывчивые, горят своим делом, отстаивают удобство пользователей, не выдают «проходных» решений, а стремятся сделать сложный сценарий лаконичным и интуитивно понятным.

А в моменты творческого кризиса или в случае поступления хитросплетённых бизнес-требований любой из нас может обратиться за помощью к команде и инициировать совместный брейншторм по своей задаче или запросить дизайн-чек у коллег.

Если возникнут трудности в коммуникации с командами продуктов или вопросы по бизнес-процессам в банке, то мы также можем обратиться к нашему дизайн-лиду Антону Христолюбову — он подключится к возникшей ситуации и поможет урегулировать вопросы. 

Также Альфа-банк регулярно устраивает дизайн-митапы, которые анонсирует в тг-канале Alfa Digital . Кстати, там же регулярно публикуется дайджест открытых вакансий, а также много всего полезного по теме IT и цифровых продуктов.

Карточка про правила проведения Design Discovery, Alfa Digital
Карточка про правила проведения Design Discovery, Alfa Digital

Неужели всё так идеально?

Справедливости ради надо отметить, что не бывает идеальных мест работы, и в каждом из них есть свои плюсы и минусы. Главное, чтобы плюсов было больше, а минусы не оказались непреодолимыми.

Альфа-Банк тоже не исключение: как и в любом бигтехе, здесь работает несколько тысяч людей над большим количеством продуктов и задач. Поэтому физически невозможно знать каждого не то что в лицо, а хотя бы по имени...

Если в маленькой фирме каждый в курсе, что есть «такой-то» сотрудник, к которому можно обратится практически по любому вопросу: по отпускным, оформлению зарплатой карты или больничного листа, то в бигтехе так не получится. Будучи дизайнером, ты можешь не знать дизайнеров смежных команд и продуктов. А придя в офис, на этаже весь день будут мелькать незнакомые лица.

Бигтехи в курсе такой проблемы и пытаются всячески помочь сотрудникам сориентироваться в структуре компании и её процессах. В Альфа-Банке для этого есть Горячая линия ИТ поддержки, есть служба Human HELP. Также в банке есть hr портал Alfa people с удобным списком всех подразделений, отделений и сотрудников.

Для знакомства вживую и сплочения коллектива организуются оффлайн-мероприятия по тимбилдингу, спортивные и киберспортивные состязания, ну и, конечно, корпоративы. ?

К чему я всё это?

Эта статья не претендует на роль «разрушителя мифов». Всё вышеописанное — сугубо мой личный опыт, который не исключает тот факт, что в разных компаниях дела могут обстоять иначе. И даже в разных подразделениях одной компании может быть по-разному.

Мне лишь хотелось немного раскрыть специфику своей работы и донести мысль, что обобщения и навешивание ярлыков — is not good.

Надеюсь, вам было интересно ?

Всем желаю найти работу своей мечты, классное дизайн-комьюнити и интересных задач! 

Alfa Digital Design & Discovery Meetup #1
Alfa Digital Design & Discovery Meetup #1

Комментарии (0)