Привет, Хабр! Меня зовут Павел Колмычек, я операционный директор в K2 Cloud. Какое-то время жил в Турции, когда это еще не было трендом, и с тех пор регулярно общаюсь со специалистами их IT-рынка — делимся опытом в части коммерческих ЦОД и облаков, да и в целом по IT-решениям. Хочу рассказать три истории о том, как на турецком IT-рынке конкурируют локальные и международные решения, и как обстоит дело в таких же отраслях в России.
Начну с небольшого дисклеймера. Мои заметки — это некая ретроспектива. Часть из них — уже «история», и многое могло измениться, часть — сегодняшняя реальность. В данном посте лишь делюсь своим мнением и фактами, с которыми столкнулся в повседневной рабочей практике.
На IT-рынках отдельных стран возникают ситуации, когда появляются или, наоборот, не появляются локальные продукты. Они могут быть как успешными, так и не очень, — это зависит от множества факторов. С этой точки зрения интересно сравнивать Россию с другими странами, особенно когда начальные условия были схожи.
Турецкий IT-рынок по объемам очень похож на российский и отличается не более чем в два раза. Но в сферах, о которых я буду сегодня говорить, по определенным причинам не родилось локальных решений. Мои три истории именно об этом.
История 1. ERP
Обращали ли вы внимание, что еще задолго до 2022 года лишь малая часть российских компаний работали на ERP от крупных мировых компаний — SAP, Microsoft и других, несмотря на то, что в целом это очень крутые решения. А более 95% компаний отлично чувствовали себя на 1С.
С моей айтишной — т. е. нефинансовой — точки зрения успех 1С связан с тем, что в него, помимо всего инструментария, зашита бухгалтерская специфика ведения бизнеса в России. Когда условная аптека или магазин у дома с хозтоварами выбирает себе ERP, он просто разворачивает 1С из коробки и пользуется, ничего не меняя: вбивает товары, склады и получает отчетность в налоговую, трудовую инспекцию и т. п. Достаточно просто нажать кнопку — и 1С выдает файлы для отправки. Как Госуслуги: мы настолько привыкли к этому удобству, что не представляем, как это круто. А SAP и другие всегда предлагали монстрические решения, которые имели смысл только для подразделений крупных зарубежных компаний или тех, кому не хватает функционала 1С.
В Турции ситуация обстоит иначе. В 2018 году я присутствовал на встрече на высоком уровне с участием владельцев и генеральных директоров довольно известных в стране компаний. Среди прочего обсуждали боль некоего тракторного завода. На тот момент он второй год подряд пытался перевнедрить ERP, заменив старое ПО на решение от Microsoft. Причем даже специалисты самого вендора не могли заставить работать свое же решение так, как нужно было клиенту. Руководитель завода дошел до отчаяния, поскольку учетная система не работала, а завод фактически буксовал — все приходилось делать вручную. Они были на грани банкротства. Дошло до того, что компания даже подала в суд на Microsoft.
Это был не такой уж большой завод. Похоже, что условный 1С мог бы его оживить. Но только на тот момент быстро принести 1С было невозможно (как минимум нужно было бы привнести всю специфику бухгалтерского учета и налоговой отчетности Турции).
Конечно, альтернативы были — руководитель завода упоминал более-менее известных локальных игроков. Но у каждого наблюдались какие-то проблемы: один работал нестабильно, у другого был слабый функционал, у третьего хромала поддержка. Тогда мне это напомнило зарождение российских IT-решений. Похоже, что у нас было примерно то же самое в середине 90-х: изначально был не только 1С, но выжил и дорос до крутого уровня именно он.
В качестве одного из возможных решений на той встрече звучала идея собрать разработчиков локальных ERP-решений в каком-нибудь технопарке и предложить госпрограмму, которая помогла бы им не тратить силы на конкуренцию друг с другом, а собраться с мыслями и сделать нормальный продукт — своего рода 1С в рамках Турции. А пока это пять разных решений, у каждого из которых небольшой кусочек рынка, и никому из них не хватает денег на то, чтобы активно развиваться.
Тогда казалось, что 1С пришелся бы ко двору в Турции, тем более основная кодовая база у продукта уже была, оставалось добавить турецкую специфику по отчетности и правилам учета. В итоге компания так и сделала, сейчас она присутствует на местном рынке и пытается увеличить свою долю.
Очень занятно, что в Турции 1С произносят по-русски — «адинэс». Никто не пытается прочитать его как One-C. А когда я называл его в устной речи в английской транскрипции, меня не поняли. На мой взгляд, это показатель того, что турки отлично осведомлены об успехах 1С.
История 2. Облачные платформы
Большая тройка международных облачных платформ — Amazon, Azure и Google — в свое время на российский рынок толком не пришла. Мое личное мнение, что Россия в целом воспринималась как относительно токсичный и в чем-то даже отсталый рынок. На тот момент первопроходцу пришлось бы объяснять всей индустрии, что такое облака, с чем их едят — и тогда, может быть, пойдет прибыль. Так что компании изначально сюда не стремились.
С 2010 года токсичность России в глазах европейских и американских вендоров начала постепенно расти. Примерно в то время мы, Selectel и другие локальные компании стали разрабатывать собственные облака. В 2015–2016 годах облачных провайдеров плюс-минус одинакового размера было десяток-полтора. Их силами и сформировался рынок. Уже где-то к 2020 году, когда мы собирались на стратегические сессии для обсуждения рисков, вариант прихода в Россию Google или Azure мы не рассматривали вовсе. Скорее предполагали появление игроков, вроде Яндекса и Мейла — компаний с большим опытом разработки и огромным охватом рынка, которые смогут быстро наверстать то, что мы к тому моменту строили уже 10 лет.
Так и произошло. Сегодня рынок облачных сервисов в России вполне зрелый, обладает достаточным объемом и поделен между локальными игроками (Яндекс, ВК, МТС, Билайн, K2 Cloud, Selectel и т. п.). Охват вряд ли бы был существенно выше, если бы в свое время сюда полноценно пришли Amazon или Google.
В Турции все иначе. Облака Amazon, Azure и Google представлены широко — они всем известны: если тебе что-то нужно, идешь к ним и запускаешь свои виртуалки.
Несмотря на регуляторику, согласно которой персональные данные надо хранить внутри Турции, каждая вторая компания в стране использует одно из трех международных решений. При этом физически ни один из сервисов в Турции не представлен: все данные размещаются где-то за пределами страны, а это несет не только юридические, но и технические проблемы. Поскольку из-за сетевых задержек некоторые приложения работают очень медленно.
Локальные провайдеры в Турции есть, они предлагают тарифы в 3–4 раза ниже, чем у Amazon, Google и Azure, оказывая услуги на базе VMWare. По крайней мере так было до изменения политики лицензирования VMWare.
Я слышал, что в среднем по рынку турецкие провайдеры платят не более чем за 5% используемых лицензий VMWare, т. е. фактически пиратят, сокращая свои затраты. И, несмотря на это, они все равно работают на грани рентабельности. Даже после появления OpenStack (опенсорсной платформы, на базе которой можно сделать собственное облако) в Турции не появилось вменяемых игроков.
Мне кажется, экспансия того же Яндекса или ВК на турецкий рынок — вопрос времени. Облачный рынок в Турции гораздо более развит, чем был в России в 2012–2016 годах — его уже не надо формировать. У нас в тот период, чтобы развивать локальные услуги, все хором объясняли заказчикам, что же такое облако. Здесь бизнес отлично знает, как и зачем облаком пользоваться — он уже использует гораздо более продвинутый функционал (по сравнению с российскими локальными провайдерами того периода).
Яндекс и ВК даже услуги могут оказывать плюс-минус по тем же тарифам, что и в России. Это все равно будет дешевле, чем у Amazon и Google. А учитывая функциональность наших облаков, так можно откусить хороший кусок рынка. И если в каком-нибудь 2018–2020 году о такой конкуренции не могло быть и речи, то сейчас Яндекс и ВК вполне могли бы выиграть на этом поле.
История 3. Виртуализация
Подавляющую часть рынка по всему миру сейчас занимает VMWare. Но сама компания последние годы переходила из рук в руки. Новый владелец сменил подход к лицензированию: теперь это подписка, а не разовая лицензия с продажей поддержки. Вкупе с ростом тарифов VMWare подорожал для пользователей раза в два.
Для турецких заказчиков это боль. Они и до этого платить не стремились, а тут с изменением подхода к лицензированию их заставляют это делать, да еще и цены поднимают. А деньги эти, между прочим, утекают за границу.
В умах турецкого технологического руководства витает мысль, что было бы неплохо разработать отечественную виртуализацию. В целом там набирает обороты идея технологического суверенитета — чтобы было больше собственных решений и можно было не так зависеть от того, что предоставляют из за границы.
В России аналогичные мысли про цифровой суверенитет и импортозамещение появились примерно году в 2014-м. Потихоньку эту задачу продвигали в государственные компании — сначала в очень гомеопатических дозах, чтобы ничего не сломать и не сделать слишком больно ценному производству.
Можно спорить о деталях процесса, но так или иначе решения появлялись. К началу 2022 года на самом деле была разработана очень неплохая база — в промышленных масштабах внедрений было мало, но по очень большому перечню вопросов какие-то решения наработали.
Как результат — на российском рынке есть отличные инструменты виртуализации. К 2022 году это были бета-версии, набравшие каких-то заказчиков, но еще не вышедшие в массовый сектор. За 2–3 года решения допилили до возможности активно конкурировать с VMWare. За 2024 год объем продаж в России локальных решений виртуализации будет уже очень близок к объему продаж VMware в 2021 году, то есть рынок в значительной степени перешел на отечественные решения. Для большой доли компаний они уже закрывают основные требования, при этом работают стабильно и динамично развиваются. Отдельные продукты можно спокойно использовать на проде — сотни и тысячи хостов крупных компаний на них нормально работают.
В Турции же продолжают думать. Создается ощущение золотой клетки. VMWare там можно купить, он классный по функционалу и устраивает всех по надежности. Но есть проблема — он дорогой. Столько денег за него отдавать не хочется и кажется, что на них можно было бы разработать свой отечественный продукт. Но никто заниматься этим не хочет, потому что сначала он будет корявый , и покупать его не станут (и нет рычагов, которые заставили бы покупать). В России VMWare просто исчез, а в Турции нет такого мотиватора.
Этот пример, кстати, можно экстраполировать на самый разный российский софт — инструменты для бекапов, операционки, в меньшей степени офисные продукты. Санкции больно по нам ударили, но за три года мы проделали ту работу, которую не смогли до этого сделать за восемь.
Вместо итогов
Все, кто работают в IT, знают, что глобальные тренды, появляющиеся в США, доезжают до России в среднем за 3–5 лет. Можно смотреть на состояние рынка США — и прогнозировать у нас тот же спрос через 3–5 лет. Есть люди, которые так и развивали свой бизнес в России. И в целом по миру это не уникальная история.
Аналогичным образом можно поступать и на турецком рынке. Он для большинства решений на год-два отстает от России, поэтому туда можно переносить удачные кейсы.
На мой взгляд, все три истории показывают, что классные локальные решения зачастую рождаются далеко не только благодаря упорному труду и профессионализму команды, но и вопреки тем трудностям, с которым сталкивается рынок. И отсутствие трудностей порой оказывается «золотой клеткой» для рынка, которая не позволяет пробиваться толковым локальным командам и защищать рынок от превратностей судьбы.