Вроде бы для съемки короткого видео сценарий не нужен, ведь и так все понятно. А если все понятно, то зачем тратить время?
Постараюсь показать, что это не так, и поделюсь шаблоном сценария, который мы сами используем для подготовки видео.

Какая же польза от сценария?

  1. Структурированность: Сценарий помогает упорядочить идеи и создать четкую структуру повествования. Сюжет становится логичным и последовательным.

  2. Экономия времени: Четкий план съемок позволяет сэкономить время как на подготовительном этапе, так и во время самой съемки.

  3. Координация команды: Если вы работаете не один, то сценарий помогает избежать недоразумений и улучшает взаимодействие между членами команды.

  4. Креативность: Сама работа над сценарием может натолкнуть на интересные идеи и новые подходы к подаче материала.

  5. Монтаж: То, что ключевые моменты и сцены заранее определены, облегчает процесс монтажа.

И главное. Сценарий позволяет повысить конверсию ролика в желаемое действие, поскольку цель сформулирована заранее. Вижу цель - иду к ней.

Вот пример сценария информационного ролика.

Шаблон в текстовом виде доступен по ссылке: https://gemdoc.ru/doc/46re1ggxhbu5

Что мы видим на шаблоне?

Список сцен с коротким описанием, плановое время каждый сцены, тип сцены и статус подготовки материалов, необходимых для записи. Также обычно указываются ссылки на дополнительные материалы, которые будут полезны при подготовке.

В нашем ролике используется всего три типа сцен. Вот еще несколько, которые часто применяются:

  1. Talking Head - кадры с говорящим человеком.

  2. Screen Cast - запись экрана, часто используется для демонстрации программного обеспечения или онлайн-курсов.

  3. Motion Graphics - анимация графических элементов, используется для визуализации информации.

  4. B-roll - дополнительные кадры, которые используются для иллюстрации или дополнения основного материала.

  5. Interviews - интервью с людьми, часто в формате Talking Head, но с фокусом на вопрос-ответ.

  6. Cutaways - отступления от основного кадра, показывающие детали или контекст.

  7. Voice Over - используется с изображениями или видео, где закадровый голос комментирует содержание.

  8. Time-lapse - ускоренная запись процесса, показывающая изменения во времени.

  9. Slow Motion - замедленная запись, придающая особую выразительность движению.

  10. Livestream - прямой эфир, который транслируется в реальном времени.

Отмечу, что написание сценария не потребовало много времени.
При этом мы получили продуманную структуру, увидели, какие готовые материалы мы можем использовать, а каких не хватает, определили тайминг. Кроме того, мы теперь всегда можем обратиться к этому документу, чтобы внести изменения или увидеть, насколько мы готовы к записи.

Теперь я призываю вас забрать шаблон себе, попробовать и убедиться в полезности создания сценария на собственном опыте.

Комментарии (4)


  1. GeorgeTudosi
    12.02.2025 10:57

    Мысли правильные, но, похоже, вы в самом начале пути.

    Почитайте классиков, например, «Монтаж» Эйзенштейна. Это даёт неожиданно много просветлений :)

    Ещё рекомендую рисовать раскадровки — для этого большого таланта не требуется, в огурцах каждый может. Экономит ещё примерно столько же времени, как само наличие сценария.


    1. losivc Автор
      12.02.2025 10:57

      Спасибо. Не знал что наброски кадров называют огурцами. :-)
      А если не планируешь быть режиссером, и потребность лишь быстрее делать качественные обучающие ролики по продукту - все равно советуете прочитать?


      1. DSSilver
        12.02.2025 10:57

        Вы можете попросить какой-нибудь GPT (а лучше у нескольких) сделать для вашей ниши краткий набор тезисов и мыслей из книги Эйзенштейна)

        Чтения это не заменит, но позволит понять, стоит ли тратить время)


  1. vagon333
    12.02.2025 10:57

    Для создания видео с описанием функционала продукта использую эту среду : guidde.com

    Позволяет создать единый шаблон оформления видео, единую интро, добавлять говорящие головы. И все это делается автоматически на основании кликов по страницам приложения или веб-сайта.
    В смысле, ИИ анализирует скриншоты, описывает увиденные в формате документации, а затем генерит narration на основании изгенеренного текста.

    Экономит время.