Представители «Большой тройки» сотовых операторов России объявили о том, что их сайты больше не являются средствами массовой информации. Свидетельства о регистрации сайтов в качестве СМИ больше не действительны. Об этом операторы также сообщили в Роскомнадзор.

Согласно новым поправкам к закону «О СМИ», с января 2016 года иностранцам запрещено напрямую или косвенно владеть более 20% любого российского СМИ. Поэтому теперь иностранные инвесторы могут либо покинуть российский рынок, либо реорганизовать бизнес так, чтобы он соответствовал новым требованиям. Ограничения были направлены прежде всего против иностранных медиакомпаний в России, но они повлияли и на корпоративные СМИ российских компаний.

«Мегафон», «Вымпелком» («Билайн») и МТС – крупнейшие сотовые операторы России. Поскольку операторы обязаны информировать абонентов об изменении тарифов и других существенных условий оказания услуг через СМИ, все эти компании ранее зарегистрировали свои официальные сайты как СМИ.

Крупнейшие совладельцы «Вымпелкома» – норвежская Telenor и британская L1 Technology Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева (33 и 56,2% обыкновенных акций оператора соответственно), остальные акции торгуются на NASDAQ. Контрольный пакет «Мегафона» принадлежит USM Group Алишера Усманова, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, и еще 25% – шведской TeliaSonera. Наконец, депозитарные расписки, представляющие около 45% акций МТС, торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Чтобы соблюсти законодательные ограничения, «Мегафон» договорился, что новостной раздел его сайта теперь будет вести издательский дом «Коммерсантъ». У оператора и «Коммерсанта» общий владелец – Алишер Усманов. Учредителем интернет-СМИ под брендом «Мегафон» теперь станет «Коммерсантъ», соответствующая заявка подана в Роскомнадзор, сообщил председатель совета директоров ИД Владимир Желонкин. За ведение новостного раздела сайта «Мегафон» будет платить «Коммерсанту» 10 миллионов рублей в год, следует из решения совета директоров оператора.

«Вымпелком» договорился на похожих условиях с Rambler & Co: на сайте Lenta.ru (входит в этот медиахолдинг) появился раздел Beeline, где будут публиковаться сообщения для абонентов оператора, уточнил представитель оператора, сообщают «Ведомости».

Представитель МТС сообщил, что компания пока будет размещать объявления для абонентов в СМИ, не аффилированных с МТС: компания ведет переговоры об этом с несколькими медиакомпаниями.

В качестве СМИ зарегистрирован и сервис «Яндекс.Пробки», писал «Мегамозг» 5 мая. ООО «Яндекс» принадлежит нидерландской компании Yandex N.V. Ее акции торгуются на NASDAQ. Чтобы избежать преследования по закону, компании достаточно аннулировать свидетельство о регистрации сервиса «Яндекс.Пробки» в качестве СМИ. Это самое простое решение проблемы.

Как сообщало издание РБК, ранее это уже сделала компания «Пронто-Москва». Ее собственником является турецкая компания Dogan Group. В результате статус СМИ был аннулирован для сайтов irr.ru и job.ru.

Комментарии (11)


  1. nerudo
    12.01.2016 13:20
    +1

    И это хорошо. По крайней мере у них теперь не будет возможности тыкать в свой сайт и говорить: «А мы вас уведомляли через официальные СМИ». СМИ — то, что можно пойти и достать из архива публичной библиотеки с целью потыкать в морду в качестве доказательства. А сайт, динамически меняющийся на ходу, выпиливающий и меняющий новости таковым быть не должен.


    1. ProRunner
      12.01.2016 16:12
      +3

      Так ничего не изменилось. Теперь они так же будут тыкать в сайт Коммерсанта и Ленты.


      1. nerudo
        12.01.2016 16:24

        Это другая проблема ;)
        На мой взгляд, все, что хочет называться СМИ и извлекать из этого юридическую выгоду должно иметь четко отслеживаемую и доступную историю публикаций, изменений и т.п. Динамический web в существующем виде для этого, увы, непригоден. Так что как вариант — отдельная страница, в виде базы данных публикуемых материалов.


      1. cema93
        12.01.2016 17:55

        Технически предоставить сторонней организации полные права на управление одним разделом сайта не составит труда, а значит ничего не изменится, ситуация с «а мы вас информировали на сайте (Мегафон, МТС, Билайн)» станет «а мы вас информировали на сайте (Лента, Коммерсантъ или любой другой)». Только сторонние сайты от этого смогут от этого выиграть, а точнее заработать


        1. tzlom
          14.01.2016 12:32

          В любом случае это лучше т.к. оные ленты и коммерсанты хоть кто-то читает, в отличии от сайта МТС


    1. PycoBeg
      14.01.2016 12:57

      Ранее (ещё в 4-6 годах) были трюки с публикацией в какой-нибудь местной газетёнке, например «Удмуртские Ведомости» (пример взять с потолка), и этим фактом (при том, что целевая аудитория такого «сми» составляет лишь здания неподалёку от «издательства») полностью закрывалась обязанность уведомления. О том, что человек из другого города/региона не выписывает эту газету, приходилось грустить абоненту после обнаружения радостных известий («мы вам бесплатную услугу за 1000р в месяц подключили полгода назад… Вы что, Удмуртские Ведомости не читаете? О_О»). Регистрация сайтов Операторов как СМИ была шагом навстречу совести, в некотором смысле. Теперь нужно снова выписывать всёёё)


      1. maratische
        14.01.2016 16:23

        И у компаний, вынужденных отслеживать различные конкурсы/торги и прочие «уведомления», были наняты группы студентов, задачей которых было приносить по экземпляру каждой такой газеты, там оказывалось, что у каждого райцентра, по три разных вестника :)


  1. Mendel
    12.01.2016 22:47

    Интересно.
    Ведь есть целевые жертвы этого закона.
    Значит соответствующие СМИ будут продаваться.
    Будет напечатано чуть денег, они будут даны в долг нужным людям, они купят, это всё понятно.
    Но западным бизнесам не нужны рубли. Кто-то купит что-то менее специфичное в РФ. Но думаю большинство будет деньги уводить. Эти деньг пойдут на выкуп валюты, или будут шахер-махеры как с московским Приватбанком (проблемный актив в РФ был обменен на менее проблемные для тогдашних собственников украинские активы).
    Интересно какой будет сценарий.


  1. kpower
    14.01.2016 12:26
    +1

    Идиотский закон, идиотский подход, никакого толку на выходе. Зато доставили людям проблем, ай молодцы!


  1. NetBUG
    14.01.2016 23:53
    +1

    А почему бы не использовать mobile-review для этого, например?