ИИ активно трансформирует рынок труда, и исследования предлагают различные оценки того, сколько человек может остаться без работы. Эти оценки зависят от множества факторов, включая уровень автоматизации, экономические условия и адаптацию рабочих мест. Но то, что сам факт сокращений рабочих мест будет огромным быстрым и лавинообразным сомнений не вызывает. Так же очевидно, что ни одна государственная система по помощи безработным, переобучения и тому подобные с таким наплывом не справится. Цель статьи предположить, как мировая система будет преодолевать кризис и в каком направлении есть перспектива утилизации такого количества высвободившихся человекочасов. В каком именно направлении имеет смысл искать готовить заделы для бизнесов завтрашнего дня.

Прежде всего нужно оценить размер проблемы. Очевидно, что удар придется прежде всего на максимально развитые страны с высоким уровнем информатизации бизнеса и высокой долей уязвимых для ИИ областей экономики. Обратимся к исследованиям;

Оценки потерь рабочих мест

Исследования, такие как отчеты Oxford, OECD, McKinsey и World Economic Forum, показывают, что ИИ может автоматизировать значительную часть рабочих мест, особенно в административных и юридических сферах. Например, Oxford Study оценивает риск автоматизации в 47% для США, в то время как OECD предлагает более консервативную оценку в 9% к 2030 году. Прирост же рабочих мест планируется практически исключительно в технологиях и «зеленой» экономике и выглядят сомнительно на фоне астрономической скорости наращивания присутствия ИИ в наукоемких областях, скорости создания полностью автоматизированных Хай Тех индустриальных линий и сомнительности перспектив «зеленой» экономики в среднесрочной перспективе.

Ниже приведены ссылки на ключевые исследования, которые помогут глубже понять тему. Большинство отчетов на английском, но для удобства указан обзор UNCTAD на русском.

Таблица с основными исследованиями, их оценками, методологиями и ссылками:

Исследование/Организация

Прогнозируемая потеря рабочих мест

Срок

Методология

Ссылка

Oxford Study (Frey & Osborne)

47%

Не указано

Бинарный выбор (автоматизируемо или нет), 70 профессий из O*NET

Будущее занятости

OECD Study (Arntz, Gregory, Zierahn)

9%

Не указано

Задачный подход, база PIAAC, фокус на частичной автоматизации

Риск автоматизации

PwC Report

38% к 2030 году

К 2030

Комбинация данных PIAAC и Frey & Osborne

Оценка вклада ИИ

UNCTAD Report 2025

Воздействие на 40% рабочих мест

К 2033

Анализ инфраструктуры, данных и навыков, фокус на инклюзивность

Технологии и инновации 2025

Допущение: для простоты расчетов возьмем цифру что 1/3 (33,3%) экономически активного населения Земли. Это примерно 1 миллиард человек будет затронуто непосредственно. Причем прежде всего они коснутся «среднего» класса в самых развитых странах мира. И это в перспективе 5–10 лет. Для сравнения все потери человечества в Второй Мировой войне составили 3% при общей численности населения 2,2 млрд (на 1939 год). То есть изменения мир ждут циклопического масштаба.

О каком количестве человеко‑часов речь в абсолютных цифрах?

Объем только рабочего времени попавшей под сокращение части населения требующей утилизации составит не менее:

  • 8.000.000.000 человеко‑часов в день

  • 176.000.000.000 человеко‑часов в месяц

  • 2.112.000.000.000 человеко‑часов в год

Для сравнения:

  • Плотина Гувера (самая большая плотина 20ого века) потребовала около 75.614.400 человеко‑часов. То есть излишний человеческий ресурс смог бы создавать в день 10 таких плотин.

  • Байкало‑Амурская Магистраль (БАМ) потребовала около 42.240.000.000 человеко‑часов. То есть такой проект занял бы всего 5 дней, а не 10 лет.

И отдельный, крайне важный момент — почти все, что могут делать эти люди, от проектирования машин и бухгалтерии кончая рытьем каналов и сельским хозяйством ИИ и роботизированные системы будут делать лучше, быстрее и намного более эффективно.

Предполагаемые последствия

Неизбежен глобальный процесс изменения мирового уклада, который будет сопровождаться массовым обнищанием, закрытием социальных лифтов, монополизацией доступов к самым передовым ИИ государствами и крупными корпорациями, что исключит шансы на конкуренцию, глобальной слежкой за всеми каналами информации и определение прогноза действий индивидов, поголовного введения в явном или тайном виде социальных индексов и многими другими последствиями. Все это неизбежно приведет к будущему, полному постоянными бунтами и мятежами по образцу позднего республиканского Рима, так как, по сути, это останется единственным реальным востребованным продуктом, который эти массы смогут производить.

Для иллюстрации какую угрозу может представлять собой ничтожный процент населения с минимальным уровнем организации при грамотной накачке СМИ и используемый в политических целях мы видели недавно в США в период BLM бунтов.

Теза: правительства ведущих стран мира вынуждены будут реагировать на ситуацию и будет критично важным утилизировать отличным от ныне существующего способа освободившееся время жизни примерно 1 миллиарда человек по нижней оценке.

Так какие же есть традиционные варианты?

  1. Глобальная война. Такая война может быть только ядерной с неограниченным применением всего арсенала. Это выводит вопрос перспектив выживания человечества в его нынешнем понимании на первый план и не является предметом рассмотрения данной статьи. Будем считать маловероятным.

  2. Смена экономической формации. После уничтожения Коммунистической идеи на мировом небосклоне нет сколько‑нибудь зрелой и популярной экономической модели кроме разных форм капитализма. Не на что менять.

  3. Глобальные инженерные проекты континентального масштаба. (БАМ, поднятие целины, освоение крайнего севера, ж/д дороги в США, плотина Гувера, оборонные строительства, освоение Дикого Запада, великая зеленая стена, и тд). Не смогут занять сравнимого количества человеческих ресурсов. Просто нет проектов такого масштаба ни суммы более мелких, национальных (основная препона интересы и безопасность «национальных элит», выраженная в виде государственных ограничений)

Какие есть новые варианты?

Мировые элиты редко мыслят перспективами, значительно превышающими их время «на троне» (4–8 лет) и практически всегда реагируют реактивно, а не проактивно. Все попытки системного подхода по выходу из катастрофы выглядят не убедительно. Вот основные:

  1. Массовое внедрение Универсального базового дохода (UBI):

    a) Суть: Государства предоставляют гражданам регулярные выплаты без условий, чтобы обеспечить базовый уровень жизни.

    b) Преимущества: снижает социальное неравенство, предотвращает обнищание, дает людям возможность переобучаться или заниматься творчеством.

    c) Примеры: Пилотные проекты UBI в Финляндии (2017–2018) показали рост удовлетворенности и снижение стресса, хотя эффект на занятость был минимальным. Программа в Калифорнии (Стоктон) также демонстрирует положительные результаты.

    d) Реализация: Финансирование через налоги на автоматизированные компании, перераспределение доходов от ИИ‑индустрии.

    e) Вызовы: Высокая стоимость, риск инфляции, сопротивление со стороны элит.

  2. Массовое переобучение и цифровое образование:

    a) Суть: Создание глобальных программ переобучения для подготовки работников к профессиям, устойчивым к автоматизации (например, ИТ, здравоохранение, креативные индустрии)

    b) Преимущества: Повышает адаптивность рабочей силы, создает новые рабочие места в образовательной сфере

    c) Примеры: Программы Coursera, edX и Google Career Certificates уже обучают миллионы людей навыкам программирования, анализа данных и дизайна. Примечание: ИИ уберет из этих профессий практически всех.

    d) Реализация: Государственно‑частное партнерство, субсидии на онлайн‑курсы, интеграция ИИ в образовательные платформы для персонализации обучения.

    e) Вызовы: Не все работники способны переучиться, особенно пожилые; требуется доступ к интернету и инфраструктуре.

  3. Развитие креативной и «человеческой» экономики:

    a) Суть: Стимулирование секторов, где человеческий фактор незаменим (искусство, культура, уход за людьми, социальные услуги).

    b) Преимущества: создает рабочие места, устойчивые к автоматизации, и повышает качество жизни.

    c) Примеры: Рост спроса на психологов, социальных работников и организаторов культурных мероприятий в развитых странах. Примечание: во многих областях (психологии, управлении и смежных) ИИ показывает значительные успехи.

    d) Реализация: Государственные гранты для креативных индустрий, поддержка малого бизнеса в сфере услуг.

    e) Вызовы: Ограниченный масштаб занятости, высокая конкуренция.

  4. Социальные инновации и кооперативные модели:

    a) Суть: Создание кооперативов и местных сообществ, где люди совместно решают проблемы занятости и распределения ресурсов.

    b) Преимущества: укрепляет социальную сплоченность, снижает зависимость от крупных корпораций.

    c) Примеры: Кооперативы в Испании (Mondragon) показывают устойчивость в кризисы.

    d) Реализация: Законодательная поддержка кооперативов, гранты для местных инициатив.

    e) Вызовы: Ограниченный масштаб, сопротивление со стороны традиционных бизнес‑структур.

Как видно все предлагаемые варианты не отвечают на вопрос куда деть 8 млрд человеко‑часов в день. Даже наиболее перспективный из них — Универсальный базовый доход (UBI) отвечает на вопрос что есть, но не на что тратить человеческие ресурсы. Нужен новый подход, искусственный новый фронтир.

Так каков же выход?

В контексте глобального кризиса занятости, обусловленного экспоненциальным развитием технологий искусственного интеллекта и роботизации, ключевым решением может стать формирование цифровых экосистем нового типа, интегрирующих элементы метавселенных, геймификации и децентрализованных экономических моделей, смешения чисто игровых и комбинированных с реальным миром механик. Данные экосистемы призваны выполнять двойную функцию:

  1. Утилизация избыточных человеко‑часов через создание виртуальных пространств, где пользователи участвуют в проектах, требующих креативности, кооперации и решения задач, актуальных как для цифровой, так и для физической реальности.

  2. Формирование альтернативных рынков труда, где навыки и достижения пользователей (например, разработка контента, обучение ИИ, краудсорсинг научных проблем) конвертируются в материальные или социальные блага.

Структурные элементы предложенной системы

Система представляет собой глобальную иммерсивную виртуальную среду, созданную для решения проблемы массовой безработицы в условиях автоматизации. Она объединяет виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR), искусственный интеллект (ИИ) и элементы геймификации, предоставляя пользователям платформу для работы, обучения, социальных взаимодействий и развлечений. Цель — обеспечить занятость, развитие навыков и социальную интеграцию миллионов людей по всему миру.

  • Иммерсивные технологии, поддержка VR и AR для полного погружения, а также адаптация для устройств от VR‑гарнитур до смартфонов и ПК

  • Децентрализованные идентификаторы (DID) и блокчейн‑системы для фиксации достижений, навыков и транзакций, что гарантирует прозрачность и защиту данных.

  • Гибридные экономики, сочетающие внутренние криптовалюты, NFT (для учета уникальных активов) и интеграцию с универсальным базовым доходом (UBI).

  • Метавселенные как социально‑экономические платформы:

    • Создание государственных метавселенных с четкими правилами, где пользователи смогут участвовать в виртуальной экономике, получая доход через выполнение задач (например, разработка контента, обучение ИИ, тестирование продуктов).

    • Интеграция NFT и блокчейна для учета достижений, навыков и транзакций, что обеспечит прозрачность и защиту прав пользователей.

  • Геймификация реальных проблем:

    • Краудсорсинг решений глобальных задач (климат, энергетика, медицина) через игровые механики. Например, проекты типа SETI? но масштабированные до уровня планетарных инициатив.

    • Вознаграждение участников криптовалютой или социальными баллами, которые можно конвертировать в реальные блага.

  • Персонализированные образовательные траектории:

    • Использование ИИ для анализа данных пользователей и создания индивидуальных программ обучения, совмещающих виртуальные симуляции (например, цифровые двойники заводов) и реальные стажировки.

    • Внедрение внутрисистемных микро‑сертификатов, с последующим признанием их работодателями по всему миру.

  • Глобальная экосистема микрозадач и ее геймификация:

    • Платформы типа Mechanical Turk 2.0, где ИИ распределяет простые задачи (модерация контента, маркировка данных, уход за стариками, психологическая поддержка, персональные услуги), но с гарантией минимального дохода и социальной защитой. Перенос в метасистему финансирования части неэффективных государственных структур типа служб социальной опеки.

    • Совмещение с UBI: базовый доход + доплата за активность в системе. Привязка активностей к социальным лифтам.

    • Создание DAO, управляемых сообществами через блокчейн, где участники голосуют за распределение ресурсов и реализацию проектов. Это снизит зависимость от государств и корпораций. Пример: Gitcoin для финансирования open‑source проектов, масштабированный до уровня национальных экономик.

  • Социальные институты:

    • Система принятия решений:

      • Потребуется детальный свод норм правил и законов как социального, так и трудового плана.

      • Оценка действий и/или поведения участников с правовой трудовой, дисциплинарной точек зрения будет обеспечиваться специализированным ИИ без привлечения человека.

      • При невозможности вынесения вердикта или массовым недовольством решением возможна внутренняя саморегуляция через систему мировых судов для решения спорных вопросов с массовым привлечением общественности в качестве присяжных.

    • Система автоматически следит за всеми и во всем:

      • Сбора информации для определения потенциала и выявления как Hard, так и в первую очередь Soft скилов.

      • Сбор информации о здоровье. За счет постоянного наблюдения создаются карты ментального и физического здоровья, оцениваются риски, рекомендуются персональные системы диет и тренировок. За их исполнение начисляются персональные баллы. Информация может служить основанием для пересмотра условий страховок.

      • Ограничение прав на приватность и персональные данные.

Теоретическая база

Концепция опирается на исследования в области метавселенных (Мэтью Болл «Метавселенная: Как она меняет наш мир», 2021), теории игр (McGonigal, «Reality Is Broken: Why Games Make us Better and How they Can Change the World» 2011) и посткапиталистических экономик (Mason, «PostCapitalism: A Guide to our Future», 2015).

Этические и регуляторные вызовы

  • Критическим аспектом является обеспечение инклюзивности — преодоление цифрового неравенства через предоставление доступа к базовой инфраструктуре (интернет, устройства) за счет государственных или корпоративных программ.

  • Риск усиления контроля над пользователями через системы социального рейтинга.

  • Необходимость международных стандартов для регуляции системы

  • Баланс между коммерческими интересами платформ и общественным благом.

Следствие и перспективы для ИТ компаний

Реализация предложенной модели требует активного участия ИТ‑индустрии в разработке технологической и институциональной инфраструктуры. Если ваша компания занимается чем‑либо из перечисленного ниже, то ее перспективы в контексте изменения мира труда скорее всего найдут свое коммерческое применение. Ключевые направления включают:

  • Создание межплатформенных стандартов:

    • Разработка открытых протоколов (аналогичных HTTP/Web3) для обеспечения совместимости между виртуальными мирами, образовательными платформами и рынками труда.

    • Системы доступности к контенту, например 5G.

    • Внедрение цифровых двойников (digital twins) для симуляции реальных процессов (например, логистических цепочек) с целью обучения и оптимизации.

  • Интеграция ИИ и Big Data:

    • Использование машинного обучения для анализа поведения пользователей и прогнозирования потребностей рынка труда.

    • Развертывание персонализированных образовательных траекторий на базе адаптивных алгоритмов, сочетающих микрообучение (microlearning) и симуляции.

    • Тренажеры и другие системы обучения

    • Робототехника

    • Медицина, в тч дистанционная.

    • Геймдев

    • Системы предиктивной аналитики и подсказчики разного рода

o Системы кредитования, страхования, доставки, аналитики и управления общественным мнением Энергоэффективность: Учет экологического следа метавселенных (например, переход на энергосберегающие алгоритмы консенсуса в блокчейне).

o Системы кросскультурной адаптации: Локализация контента, договоров, переводчики с учетом различных локальных культурных феноменов и механик под культурные особенности регионов для обеспечения глобальной вовлеченности.

  • Блокчейн и DeFi‑решения:

    • Внедрение смарт‑контрактов для автоматизации выплат вознаграждений и управления правами на цифровые активы (например, патенты, контент).

    • Создание децентрализованных автономных организаций (DAO) для управления ресурсами виртуальных экосистем.

  • Партнерство с государственными институтами:

    • Участие в формировании нормативно‑правовой базы для цифровых экономик, включая регулирование криптовалют, налогообложение виртуальных активов и защиту прав пользователей.

    • Разработка цифровых общественных благ (open‑source инструменты, образовательные ресурсы) для снижения барьеров входа

Заключение

Описываемая система с условным названием «Искусственный фронтир» предлагает инновационный путь адаптации к посттрудовой эре, но его успех зависит от баланса технологий, этики и глобального сотрудничества. Государства, корпорации и гражданское общество должны совместно формировать правовые и социальные рамки, чтобы избежать дегуманизации и обеспечить инклюзивность. Будущее труда — это не выбор между реальным и виртуальным, а их симбиоз, границы и вид которого автор попытался нащупать в данной статье.

Комментарии (5)


  1. ManulVRN
    21.05.2025 09:32

    Long story short: всех переселят в виртуальную реальность. Это, кстати, может быть решением парадокса Ферми.


  1. CitizenOfDreams
    21.05.2025 09:32

    А в чем проблема высвободить "лишнее" время? Ввести повсеместную трехдневную рабочую неделю, и вот вам ваши два триллиона человеко-часов. А, ну да, при этом уже не получится платить людям так, чтобы у них оставалось денег и времени только на то, чтобы есть, спать и работать. Ну, печалька, тогда придется убить всех человеков.


  1. Vitya_Aseed
    21.05.2025 09:32

    Формула та же, что в «Чарли и шоколадной фабрике»: машину ставят к конвейеру, а бывший рабочий становится "водителем" этой машины. В наших реалиях - пастухом нейронок. Бабушка в Азии, торгуюшая креветками будет иметь агентов, настраивающих рекламу (в приложениях по доставке еды), обеспечивающих логистику (вызов курьера, завоз продуктов) и тд.
    Кучеры тоже боялись, что умрут с голоду с появлением автомобилей. Однако население с ростом технологий только выросло)


  1. kiriydmitriy
    21.05.2025 09:32

    Да кроме сотой процента гиков никто не поедет ни в какую виртуальную реальность.

    Время будет тратиться на:

    1. И так популярные хоккей футбол баскетбол и прочее переживут второй рассвет, станет в разы больше соревнований на которые смотреть будут в разы больше людей.

    2. Путешествия рыбалка охота превратятся в супер массовую историю.

    3. Строительство собственными руками при помощи автоматизированных инструментов кладки кирпича, штукатурки, электрики сантехники и прочее. Люди будут строить себе в долбенях огромные дворцы по тыще метров и будут строить годами утилизируя время

    4. Садоводство и лесоводство, любители гулять по лесу с помощью машинок прокладки тропинок проложат миллионы километров пешеходных дорожек везде.

    И я уверен есть ещё куча хобби, которые я не упомянул


    1. ManulVRN
      21.05.2025 09:32

      Пункт 1. Согласен.

      Пункт 2. Рыбалка и охота интересны очень небольшому количеству людей даже при условии наличия неограниченного времени. Кроме того, если увеличить число рыбаков и охотников хотя бы в 10 раз (сейчас это реально немного людей), то зверье и рыба кончатся очень быстро. Так что путешествия и прочее будут, в основном, по телевизору.

      Пункт 3. Да, будут строить дворцы по тысяче метров. В Майнкрафте, или как там его.

      Пункт 4. Этак от лесов быстро не останется ничего, кроме дорожек. Так что тоже в телевизор.

      Телевидение приблизится к виртуальной реальности, вот в это верю.