
Привет, Хабр! Современные дети в большинстве своем не понимают, что происходит внутри компьютера или телефона. Для них это красивая коробочка, где живут фиксики. Поэтому так важно их просвещать.
У меня педагогическое образование, и с детьми я работаю больше 7 лет. Очень люблю выездные проекты. На них знакомишься с новыми ребятами, и каждый раз это вызов: заинтересовать, успеть все рассказать. Одним из таких вызовов и стал «Виртуалити» — корпоративный новогодний волонтерский проект МТС, состоящий из серии образовательных активностей в разных городах.
Проект знакомил школьников из интернатов, детских домов и многодетных семей с цифровыми технологиями. Это самые обычные дети, но в трудной жизненной ситуации.
Дети из обычных семей могут воспользоваться дополнительными образовательными ресурсами и развить свои навыки и интересы с помощью кружков. А дети в трудных условиях часто скованы в возможностях, что сказывается на их самооценке и мотивации.
Одна из «стеклянных стен» — отсутствие доступа к технологиям. Оно ограничивает жизненные перспективы, так как базовые навыки работы с компьютером и интернетом становятся необходимыми для карьеры. Это приводит к неравенству в образовании и трудоустройстве.
В рамках «Виртуалити» мы показывали детям, как много цифровых профессий, а также помогали понять, какая из них им подойдет. И, кажется, все получилось.
Как мы все организовали

Понятно, что «Виртуалити» не закрывает полностью образовательную задачу. Зато он открывает дверь в мир технологий: часто ребенка нужно зацепить. Многие дети думают, что в ИТ живут только программисты. На самом деле профессий множество, и для каждой нужны свои навыки. Такие мероприятия как раз это показывают.
«Виртуалити» прошел в 21 городе. Самые масштабные встречи — в Москве, Рязани, Нижнем Новгороде, Смоленске и Санкт-Петербурге. В каждом из этих городов мы пригласили ребят на внешнюю площадку, где на протяжении 2 часов более 300 волонтеров, включая меня, показывали технологический мир. В день проходило несколько потоков, в Москве их было 3 — по 250 детей.
Площадка каждого мероприятия «Виртуалити» делилась на две зоны:
1. Образовательную — с мастер-классами:
по видео- и фотоконтенту (SMM);
программированию на Python;
робототехнике;
3D-моделированию;
рисованию в Figma;
написанию чат-бота для Telegram.

2. Развлекательную:
караоке-будка;
экран, где можно было обработать фотографию с помощью искусственного интеллекта, а затем напечатать;
большой стенд профориентации.

Все это — введение в профессии, связанные с виртуальным миром. В каждом городе на мероприятие приходили сотрудники местных офисов МТС.
За сутки до мероприятия волонтеры готовили стенды. В день проведения мы за час до начала выбирали, кто будет встречать гостей, а кто сопровождать детей. Затем в течение нескольких часов мы вели активности, после чего упаковывали оборудование и оставшиеся материалы для отправки в следующий город.
Как мы ускорили знакомство с ИТ

Чтобы заинтересовать детей, процесс геймифицировали. На входе каждому ребенку выдали карточку с зашифрованным словом. Оно расшифровывалось, если ребенок проходил по две активности за час в развлекательной зоне и за час в обучающей. На каждый стенд у детей было 20 минут.
Казалось бы, что объяснишь за 20 минут в том же программировании на Python? Практически ничего. Но цель была не обучить, а показать, что это интересно и захватывающе.

На мастер-классе по программированию код уже был написан — его нужно было только изменить по инструкции. А на мастер-классе по Figma делали новогоднюю открытку из готовых примитивов. Поэтому ребята вполне укладывались в срок.
За расшифрованное слово дети получали подарок. А потом совместно зажигали елку — все-таки мероприятие было новогодним.
Как реагировали дети

В проекте я была экспертом на мастер-классе «Контентмейкеры»: помогала детям попробовать себя в SMM и создать видеоролик. Часто дети не могли придумать идею для него. Но как только я давала мини-сценарий, то подхватывали его и отыгрывали максимально круто: с восторгом переодевались в костюмы и использовали аксессуары.
Любимой сценой у детей была следующая: кто-то стоит грустный, а к нему в кадр врывается Дед Мороз и дарит подарок. Еще запомнились дети, которые хотели после мастер-класса сохранить результат своей работы.
Детям понравились все активности. Мои коллеги как один утверждали, что дети назвали их мастер-класс лучшим. Тут они мало отличаются от взрослых: восторгаются тем, что их усилия привели к результату, начинают верить в свои силы, делятся успехом друг с другом.

Интересна реакция детей в разных городах. Считается, что в Москве дети перекормлены робототехникой и ИТ, их уже ничем не удивить. Но по «Виртуалити» впечатление обратное: в Москве дети участвовали с бо́льшим рвением.
Например, на своем мастер-классе я рассказывала, как выстраивать композицию кадра. Участники узнали и стали пользоваться основным принципом композиции — правилом третей — и о сетке, которая является удобным инструментом для его применения. Аналогичная история с выставлением света. На удивление хватало даже двадцати минут, из которых половина — теория.
Многие дети считали, что ИТ — это скучно, сложно, точно «не для них», а после нашего знакомства сказали, что хотят связать с индустрией жизнь. Впрочем, кто-то наверняка передумает!
Что еще приведет детей в ИТ
Создайте им поддерживающую и вдохновляющую среду, где они смогут видеть результаты своих усилий и получать положительные отзывы. Поддерживайте интерес яркими проектами и возможностями учиться. И главное, позволяйте ошибаться.
Волонтеры МТС часто организуют образовательные выезды в социальные учреждения, где проводят мастер-классы по финансовой и цифровой грамотности, искусственному интеллекту и цифровым аватарам. Также компания второй год проводит проект «Кодиленд», где дети могут в игровой форме познакомиться с современными профессиями.
Осенью мы снова проведем «Виртуалити». Это мероприятие хорошо привлекает внимание детей к миру ИТ благодаря своей интерактивности и развлекательному формату.
Чтобы инициативы в ИТ стали постоянными, важно наладить сотрудничество с образовательными учреждениями и организациями. Они смогут проводить мастер-классы и занятия самостоятельно. Детям нужны учебные ресурсы: онлайн-курсы, материалы и сообщества единомышленников. Но самое важное — это хорошие педагоги-менторы. Они должны не только увлечь детей, но и помочь им развиваться в выбранной профессии.