Методика опроса

Методика опроса – интернет – опрос по формализованной анкете на базе вероятностной панели «ВЦИОМ – онлайн». Участники панели рекрутировались в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной (RDD) выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории страны.

Данные всероссийского интернет – опроса взвешены по социально – демографическим параметрам. Для данной выборки предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 3,1%. Помимо погрешности выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Разве к настоящему гику можно дозвониться с незнакомого номера в 2025 году?

Интерес не равно использование

Технововлеченность выражается не только и не столько в заинтересованности человека, сколько в реальном использовании различных технологических устройств в повседневной жизни. Уровень интереса к развитию цифровых технологий и устройств высокий – 87% (36% безусловно интересуются, а 51% – скорее интересуются). Чаще уверенно об этом говорят мужчины (44%), поколение цифры и младшие миллениалы (43 – 45%), а также материально обеспеченные граждане (44%). При этом, когда дело касается использования, включается рационализм: практически две трети респондентов (62%) начинают внедрение новых разработок в свои жизненные практики по мере появления необходимости, а не когда они только вышли на рынок.

  • Каждого пятого респондента из числа интернет – пользователей (21%) можно отнести к активно вовлеченной аудитории (интересуются развитием цифровых технологий и начинают использовать новые продукты сразу после их выхода на рынок или в течение нескольких месяцев).

  • Две трети интернет – пользователей (64%) можно отнести к вовлеченно – пассивной аудитории (интересуются развитием технологий и начинают использовать через год и более или по мере появления необходимости).

  • Каждого десятого респондента (11%) можно отнести к невовлеченно – пассивной аудитории (не интересуются и начинают использовать через год и более или по мере появления необходимости).

Если вспомнить теорию диффузии инноваций, предложенной Джеффри Муром, то новаторы там 2,5% и ранние последователи 13,5% от общего числа потенциальных пользователей. В опросе 3% покупают инновацию сразу и 18% в течении нескольких месяцев. Прекрасно и цифры выше чем в теории.

Используемые технологии

В среднем интернет – пользователь использует 9 цифровых технологий/устройств в своей повседневной жизни (из тестируемых 23 вариантов). Среди поколения цифры и младших миллениалов количество применяемых устройств достигает 11, среди жителей столиц и материально обеспеченных – 10. Наиболее часто применение технологий фиксируется в социальной (коммуникация, поддержание связей и т. д.) и финансовой сферах. Топ – 5 по оценке частоты использования – социальные сети или мессенджеры, мобильный банкинг, мобильный и домашний интернет, а также сервисы или сайты для получения государственных услуг.

Ярко выраженного запроса на обучение навыкам использования новых разработок или устройств на сегодняшний день нет. Треть интернет – пользователей говорят, что нет таких технологий, которыми сейчас не умеют пользоваться, но хотят научиться. И немногим менее половины (42%) затрудняются с ответом.

На одном уровне частоты использования (20 25 % используют часто) оказались нейросети (ChatGPT, YandexGPT, GigaChat и т. д.), устройства умного дома (роботыпылесосы, умные лампы, умные розетки и т. д.), умные колонки (Яндекс.Станция, VK капсула, SBER BOOM и т. д.), общественный wi f i (в кафе, метро, торговых центрах и т. д.), сервисы доставки продуктов, готовой еды или товаров (Купер, Самокат и т. д.), Забавная похожесть когорт получилась и хипстеры обнаружены.

Странно, что в категориях аутсайдерах, телемедицина (СберЗдоровье, Hello, Doc!, Доктис и т. д.). Часто пользуются такими продуктами 2% опрошенных.

По-моему, категорий в опросе достаточно, но не покидает ощущение «цифрового винегрета из всего». С другой стороны, отсутствуют совсем инновационные гаджеты, типа Humane AI Pin, что портит частоту эксперимента.

Итого

Повсеместное распространение инноваций в жизненных практиках россиян — скорее, подогреваемая иллюзия. Действительность оказывается более сложной и неоднородной. С точки зрения технологической вовлеченности можно выделить несколько групп:

  1. Технологические активисты – 9%. Чаще – мужчины 18 – 55 лет, начинают использовать технологии сразу или в течение нескольких месяцев после выхода. Активно используют технологии практически во всех сферах жизни (в среднем часто используют 12 цифровых технологий/устройств). Соцсетями, мессенджерами, мобильным банкингом, интернетом, системами навигации, сервисами для получения госуслуг в данном сегменте пользуются повсеместно. Их рутинные инструменты — QR –к оды для получения информации или оплаты, облачные системы хранения данных, голосовые помощники, VPN – сервисы, биометрия, стриминговые сервисы по подписке, нейросети и устройства умного дома.

  2. Умеренные пользователи – 29%. Чаще – молодежь 18–35 лет, жители городов–миллионников, начинают пользоваться новыми технологиями при появлении необходимости (в среднем часто используют 10 цифровых технологий/устройств). Интернетом, мобильным банкингом и соцсетями в этом сегменте пользуются повсеместно, активно обращаются к VPN – сервисам, системам навигации, облачным системам хранения данных, сервисами для получения госуслуг, QR – кодами для получения информации или оплаты, а также используют нейросети и стриминговые сервисы по подписке. Более активное вовлечение в цифровой инструментарий сдерживается дороговизной устройств.

  3. Пассивные пользователи – 49%. Чаще – женщины старше 35 лет, начинают пользоваться новыми технологиями при появлении необходимости (в среднем часто используют 9 цифровых технологий/устройств). Повсеместно пользуются интернетом, мобильным банкингом, соцсетями и мессенджерами, сервисами для получения госуслуг. Активно применяют системы навигации, QR – коды для получения информации или оплаты, а также облачное хранение данных и стриминговые сервисы. Более активное вовлечение сдерживается нехваткой знаний и навыков.

  4. Технологические скептики – 13%. Чаще – респонденты старше 55 лет, имеют плохое материальное положение, начинают пользоваться новыми технологиями при появлении необходимости, значительно реже – в течение нескольких месяцев (в среднем часто используют 5 цифровых технологий/устройств). В их арсенале часто задействуется домашний интернет, соцсети и мессенджеры, а также достаточно активно используют мобильный банкинг и мобильный интернет. Обычно не проявляют интереса к использованию технологий в будущем.

Полностью согласен с итогами и выводами. От себя добавлю, что если ты создаешь очень крутую технологическую штуку, то совсем не факт, что ты получишь очередь в листе ожидания и не потому, что ты или твой продукт плохой, а потому что мир так устроен.

Сами часто сталкиваемся с восхищением и одновременным холодом пользователей от своего прорывного продукта Аккофриск, который неинвазивно измеряет 40 из 180 параметров крови (всего 300+ параметров организма) и будет варганить общий анализ крови уже совсем скоро. Исследование, лично мне, поможет приземлиться в реальности и не питать иллюзий по отношению к тому, что инновации завтра расхватают, как горячие пирожки.

Комментарии (0)