В честь запуска продаж Nintendo Switch 2 вспоминаем ее мегауспешную предшественницу — первую Switch. Та консоль вышла в 2017 году и стала настоящим мастодонтом индустрии: по продажам обошла такие знаковые устройства как Wii, PlayStation 4 и Xbox 360. В этом материале мы расскажем, как родилась идея гибридной консоли, как прошел ее запуск, и чем Nintendo удивляла на протяжении следующих 8 лет.

Проблемное начало 2010-х

После грандиозного успеха консолей DS и Wii, которые выходили в 2000-х годах, у Nintendo начались проблемы. На Wii U возлагали много надежд, но устройство не понравилось фанатам и продавалось слишком медленно. Портативная Nintendo 3DS тоже не оправдала ожиданий, и компания довольно быстро снизила ее ценник.

В те годы в индустрию вторглись мобильные игры. За счет доступности и малой цены они за короткий срок стали очень популярными. Многим казалось, что классическим игровым консолям скоро настанет конец, или как минимум им придется затянуть пояса.

Среди платформодержаталей тогда Nintendo была в худшем состоянии и вполне могла перейти на разработку мобильных проектов, и перестать создавать новые игровые устройства.

Впрочем, у президента компании Сатору Иваты были другие планы. Он даже не рассматривал переход на мобильный рынок и хотел обеспечить успех Nintendo в долгосрочной перспективе, а не получить быструю прибыль. Ивата провел перестановки в руководстве с целью обновить компанию и повести ее в новом русле.

Разработка и анонс гибридной консоли

В 2013 году Nintendo объединила команды разработчиков портативных и домашних консолей в единое подразделение исследований и разработок. Это случилось благодаря появившейся возможности интеграции программного обеспечения, которое использовалось обеими платформами.

Тогда же команда решила создать гибридную консоль — устройство, которое может работать как в режиме классической ТВ-приставки, так и в портативном формате. Это решало много проблем, включая необходимость разработки отдельных версий игр как для портативных, так и для домашних устройств. Новая консоль получила кодовое имя — Nintendo NX.

Над будущим устройством Nintendo работали люди из разных сфер консольной индустрии. Продюсер Ёсиаки Коидзуми хотел, чтобы готовый продукт объединял лучшее из разных миров.

Дольше всего работали над контроллером. Компания известна своими инновациями: именно благодаря им Wii стала такой успешной и объединяла как геймеров, так и любителей активного времяпровождения. У Nintendo NX вполне мог быть эллиптический контроллер с сенсорным экраном, способный отображать 3D. Рассматривался и вариант с контроллером, который использует камеру для восприятия действий руки игрока. Он явно стал бы развитием идеи Kinect, который вышел в 2010 году и работал в связке с Xbox 360.

Ключевой идеей разработчиков NX было создание консоли, которая способна адаптироваться к современному потребителю и его мобильному образу жизни. Поэтому устройство постепенно пришло к концепции «переключения» между домашней консолью и портативной.

При создании NX команда оглядывалась на популярность и доступность Wii, при этом хотела сохранить функции других консолей Nintendo, например экран из Wii U. Уже на раннем этапе разработки идеи создатели считали обязательным формат консоли с двумя контроллерами. Их можно было бы отсоединять и делиться с друзьями, чтобы два игрока легко могли играть вместе. Или же играть в одиночку в портативном режиме.

Глава Nintendo of America Реджи Фис-Эме во время планирования Nintendo NX призывал к подходу «играть где угодно, в любое время, любым способом».

Важным атрибутом признали и цвет. Ранее компания уже использовала разноцветные кнопки в Nintendo GameCube и Super Nintendo, что вдохновило покрасить контроллеры Joy-Con в красный и синий цвета. В то же время компания уважала и другую аудиторию, которая больше ценила стиль, — и выпустила консоль в альтернативном сером дизайне.

Ранее Nintendo всегда выпускала игры для домашних консолей с региональными ограничениями. В 2015 году Сатору Ивата признал, что снятие этих ограничений выгодно как потребителям, так и Nintendo. Компания пересмотрела свою политику — игры для будущей консоли были уже без региональной привязки.

В марте 2015 года Ивата анонсировал создание нового устройства под кодовым названием Nintendo NX, чем прервал несколько лет молчания. Тогда компания находилась в явном кризисе и ей крайне важно было показать, что она не просто остается на рынке консолей, а создает нечто инновационное. Однако президент не стал раскрывать какую-либо информацию, поскольку не хотел, чтобы конкуренты узнали об их идеях.

Весной 2016 года Nintendo раскрыла дату выпуска NX в марте 2017 года и что среди стартовых игр будет новая The Legend of Zelda. Также компания прояснила, что NX не станет преемницей 3DS или Wii U, и что для этих консолей по-прежнему будут разрабатываться игры.

20 октября 2016 года Nintendo наконец выпустила первый трейлер Nintendo Switch, посвященный возможностям устройства. В трейлере показали несколько способов, которыми можно играть в Switch. Индустрия наконец увидела, в чем была инновационность NX. По сути, Switch — не та обычная консоль, под которую вам придется подстраивать свою жизнь. Напротив, это та консоль, которая подстраивается под вашу жизнь.

В то время как фанаты восторженно приняли анонс, инвесторы отнеслись к новому устройству со скепсисом. Акции Nintendo упали на 6,5%, вероятно из-за отсутствия информации о технических характеристиках Switch и слишком размытой целевой аудитории, на которую полагалась компания. Часть аналитиков тоже раскритиковала грядущее устройство.

Компания объяснила выбор названия «Nintendo Switch» из-за возможности легко переключаться с экрана телевизора на экран портативного устройства. Фирменным стал звук, который напоминает щелчок переключателя и символизирует «перемены в том, как люди получают удовольствие от развлечений в своей повседневной жизни».

Спустя несколько месяцев Nintendo подробно рассказала о технических характеристиках устройства, доступных аксессуарах и играх, которые появятся в первые месяцы. На Nintendo Switch выставили ценник в $300, который был заметно ниже, чем у конкурентов в лице PlayStation 4 и Xbox One.

Что касается «железа», оно базировалось на мобильном чипе NVIDIA Tegra X1, 32 ГБ флэш-памяти и всего 4 ГБ оперативной памяти. Для поклонников компании это не стало сюрпризом, ведь Nintendo всегда использовала не самые передовые технологии, за счет этого удешевляя стоимость консоли и разработки будущих игр.

Великолепный старт продаж

Nintendo развернула большую маркетинговую кампанию, призванную раскрутить известность новой консоли. В декабре 2016 года Реджи Фис-Эме впервые продемонстрировал Switch публике на шоу Джимми Фэллона — известного американского комика и ведущего. Фэллону даже удалось сыграть в демо-версию The Legend of Zelda: Breath of the Wild.

С тех пор компания ездила по турам и показывала устройство в городах Северной Америки и Европы вплоть до релиза. Маркетологи рассказывали о всех возможностях Switch, памятуя о том, что несколько лет назад ошибочная промокампания в какой-то степени повлияла на провал Wii U. Тогда многие игроки посчитали, что новое устройство Nintendo — это игровой планшет, хотя это была домашняя консоль с необычным контроллером.

Switch активно продвигали на американском рынке. Компания даже показала 30-секундный ролик на Суперкубке — главном спортивном событии США. Также консоль и копии The Legend of Zelda: Breath of the Wild были разосланы популярным игровым блогерам. Nintendo вела агрессивную промокампанию с целью запомниться игрокам и звучать из каждого утюга.

Реклама дала результат. Nintendo Switch вышла 3 марта 2017 года и сразу стала хитом. Компания рассчитывала на 2 миллиона проданных устройств за месяц, а по факту продала 2,7 миллиона.

На это точно повлиял первый хит для Switch — The Legend of Zelda: Breath of the Wild. От игры все были в восторге — пресса ставила феноменально высокие баллы (на Metacritic — 97 баллов), игроки пищали от восторга. Новинка стала системселлером: практически каждый покупатель консоли брал и эту экшен-адвенчуру.

Популярность Breath of the Wild даже привела к забавной статистике. На старте продаж в США игра продалась тиражом в 925 тысяч копий, в то время как Switch разошлась тиражом в 906 тысяч устройств. Судя по всему, не все желающие поиграть в «Зельду» тогда сумели найти в продаже хитовую консоль.

Switch на старте продавалась лучшими темпами, чем PlayStation 4 и Xbox One в начале их жизненного цикла. Даже Nintendo не ожидала такой прыти, компании пришлось резко увеличивать темпы производства консоли. Тогда спрос на Switch сильно превышал предложение, и многие желающие купить оставались ни с чем. Особенно актуально это было для Японии и США, где найти ее в продаже было сродни выигрышу в лотерее.

Некоторые покупатели даже обвинили компанию в создании искусственного дефицита. В ответ Nintendo извинилась за пустые полки и заверила, что делает все возможное, чтобы консоли появлялись в магазинах как можно быстрее.

По мнению издания The Wall Street Journal проблемы с поставками произошли из-за конкуренции с Apple. Тогда на рынке была нехватка определенных комплектующих, которые использовались как в игровых консолях, так и более распространенных смартфонах. Среди них были чипы NAND-памяти и ЖК-дисплеи. Со временем Nintendo наладила производство, и консоли стали доступны всем желающим.

Это привело к бурному росту продаж. Спустя 26 недель в Японии купили более 1,5 миллиона Switch. Для сравнения, PlayStation 4 потребовалось 69 недель для достижения этих показателей. Вообще за 2017 год было продано 14,8 миллионов Nintendo Switch — консоль с ходу превзошла продажи своей предшественницы Wii U за весь срок службы.

Устройство било рекорды продаж также в США, Канаде и Франции — ведущих игровых рынках. Во время «черной пятницы» Switch побила показатели продаж в США, которые ранее принадлежали Wii. В те же дни пали многие рекорды продаж игр — эксклюзивы для Switch молниеносно разлетались. К концу 2018 года по всему миру было продано более 32,2 миллионов консолей.

Таких показателей бы не было без поддержки мощных игр. Nintendo выпускала топовые эксклюзивы вроде Super Mario Odyssey и Splatoon 2, которые очень тепло принимались. Другие издатели тоже хотели откусить кусочек пирога и с радостью портировали свои хиты на успешное устройство. Одними из самых популярных игр на Switch стали Skyrim и Minecraft, которым было много лет даже на момент запуска консоли.

Были и проблемы

Помимо трудностей с поставками у Switch хватало и других проблем, которые портили удовольствие некоторым игрокам. Например, маленькая стартовая линейка игр мало кого устраивала. Помимо гиганта в лице The Legend of Zelda: Breath of the Wild на консоли были доступны лишь бюджетные игры.

Впервые за долгое время на старте продаж не было игры про Марио. Взамен компания предлагала сыграть в 1-2-Switch — аркаду, которая раскрывала возможности контроллеров Joy-Con, а также в танцевальную Just Dance 2017. Еще платформа не поддерживала обратную совместимость игр, так что первые месяцы выбор проектов действительно был крайне скромным.

Switch удивляла рядом недостатков, которые мешали тем или иным пользователям. Игроки не могли воспользоваться собственными беспроводными наушниками, а проблему решили лишь в конце 2021 года. По каким-то причинам отсутствовали и медиасервисы: якобы компания хотела сосредоточиться на играх и разноплановости устройства. Впрочем, тот же Youtube все же появился на консоли спустя полтора года.

Отдельным игрокам не повезло с экраном смерти или невозможностью подключить контроллеры по Bluetooth. Но по-настоящему массовой стала проблема с дрейфом Joy-Con. С ней столкнулось большое число владельцев, и несколько даже обратились в суд. Компания получила 4 иска по всему миру из-за дрифта стиков, и чтобы улучшить подпортившийся имидж обещала бесплатную починку Joy-Con даже после окончания гарантии.

Новые версии

Устройства Nintendo были так успешны, что компания быстро запустила в производство новые версии. В 2019 году на рынке появилась Nintendo Switch Lite — облегченная версия консоли, которая к тому же стоила лишь $200. Switch Lite можно использовать только в одном режиме — портативном, а подключить ее к док-станции нельзя. Консоль была создана для тех игроков, которым интересно играть только в дороге и которые не хотят переплачивать за лишние фичи.

В 2021 году компания выпустила Nintendo Switch OLED. Эта версия апгрейдит все лучшее, что было в Switch. У нее полный функционал оригинального устройства, а из новинок выделяется увеличенный 7-дюймовый OLED-экран с большей контрастностью. Также в OLED вырос размер внутренней флэш-памяти до 64 ГБ, был улучшен звук, и в комплекте есть новая подставка с возможностью ставить консоль под любым углом. Эта версия консоли за $350 явно заинтересовала тех, кто любит получать максимум и ценит красивую картинку.

Новые версии стимулировали людей на покупку и не давали затормозиться темпам продаж. В том числе благодаря им Switch не теряла популярности даже в начале 2020-х годов, когда на рынке появились PlayStation 5 и Xbox Series X|S.

Насколько Switch успешна

Switch не просто оправдала ожидания Nintendo и поклонников, она стала одной из самых успешных консолей в индустрии. На пятилетие устройства Nintendo поделилась впечатляющей статистикой.

К 2022 году консоль и игры для нее принесли компании почти 60 миллиардов долларов. В эту сумму включены доходы от Nintendo 3DS, но большая часть пришла именно от Switch. Продажи самих консолей принесли 33 миллиарда долларов, в то время как игры принесли компании более 26 миллиардов долларов. Данные показатели резко контрастируют с тем, как бизнес ведут конкуренты из PlayStation и Xbox, которые зарабатывают именно за счет продажи игр.

За 5 лет компания продала 766,4 миллионов игр. Большая часть — проекты самой Nintendo, которые принесли ей 21 миллиард долларов. Игры других издателей же заработали около 5 миллиардов долларов.

Switch стала самой быстро продаваемой консолью в истории. Тираж превысил 100 миллионов устройств меньше, чем за 5 лет. Предыдущий рекорд принадлежал PlayStation 4, которой на это понадобилось около 6 лет.

К 2025 году Switch вырвалась на 3-е место в списке самых продаваемых консолей. Внушительные цифры в 152 миллиона уступают только показателям Nintendo DS (154 млн) и PlayStation 2 (около 160 млн).

Активное число пользователей Switch выросло до 127 миллионов. На сервис Nintendo Switch Online, который нужен для онлайн-игры, сохранения в облаке и других современных функций подписано 34 миллиона игроков.

Как и во всей индустрии развлечений последние годы на Switch резко выросли цифровые продажи, что, в свою очередь, снизило зависимость от дорогих картриджей.

Также компания гордится тем, что сумела вывести консоль на новые рынки вроде Юго-Восточной Азии.

Большие компании хорошо приняли консоль и массово портировали свои игры. Независимые студии также переносили игры на Switch. Все это привело к тому, что у Nintendo сейчас огромное число партнеров, возможно, самое большое в истории компании.

Что касается игр, самую большую популярность снискали проекты самой Nintendo. Вот показатели продаж 10 самых успешных игр для Switch:

  1. Mario Kart 8 Deluxe — 68,2 миллиона

  2. Animal Crossing: New Horizons — 47,8 миллионов

  3. Super Smash Bros. Ultimate — 36,4 миллиона

  4. The Legend of Zelda: Breath of the Wild — 32,8 миллиона

  5. Super Mario Odyssey — 29,3 миллиона

  6. Pokémon Sword and Shield — 26,8 миллионов

  7. Pokémon Scarlet and Violet — 26,7 миллионов

  8. The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom — 21,7 миллионов

  9. Super Mario Party — 21,2 миллиона

  10. New Super Mario Bros. U Deluxe — 18,3 миллиона

***

Nintendo Switch — яркий пример того, что не «железо» определяет успех консоли, а игры и доступность. Благодаря тому, что консоль можно таскать куда угодно, ее купило множество людей, которые никогда не были геймерами. Чудесные игры на любой возраст закрепили успех и показали, что «семейная консоль» — не пустой звук.

Немудрено, что компания боится вносить кардинальные изменения. Switch 2 во многом лишь улучшает концепт и делает его ближе к хардкорному геймеру. Получится у новинки или нет, мы узнаем уже скоро. А вот величие первой Switch вряд ли оспоримо — это та редкая консоль, которая была обязательным атрибутом почти в каждой семье.

Комментарии (0)