Привет, на связи:

  • Даша Некрасова, региональный маркетинговый/UX копирайтер команды Индонезии в Garage Eight

  • Катя Кожина, региональный маркетинговый эксперт команды Индонезии в Garage Eight

В конце 2024 года мы провели исследование, которое началось с вопроса: «А что если мы посмотрим на наши креативы с точки зрения индонезийцев?». Иными словами мы хотели выяснить, как достучаться до нашей аудитории максимально эффективно.

Целью нашего дискавери-проекта была разработка рекомендаций для контент-стратегий в CRM и PPC (Pay-per-Click) каналах, которые были бы адаптированы под локальную картину мира. И на это были свои причины: материалы, которые отлично зайдут, например, в Европе, провалятся в Индонезии. Разные история, менталитет, культура, климат, в конце концов… И тут мы решили копнуть глубже — не даром же встретились филолог и востоковед — и посмотреть: а что там вообще с лингвокультурологией? 

Мы собрали наши факапы, успехи и наблюдения в один гайд. Он поможет тем, кто работает с контентом в Юго-Восточной Азии, понять локальные особенности и не попасть в ловушку шаблонного мышления. 

Спойлер: Индонезия — это культура, где учет таких ценностей как коллективизм, любовь к природе и вера в судьбу может определить ваш успех в PPC-рекламе.

В статье расскажем:

  • Как меняется восприятие бренда, если использовать местные образы.

  • Что такое концепты и как их выделять: гайд для исследователя.

  • Какие концепты работают в Индонезии 

  • Как передать концепты словами и дизайном на примерах.

  • Почему результаты тестов в CRM и PPC отличаются в 4 раза.

Почитать гайд будет полезно тем, кто запускает маркетинговые активности в Азии или просто хочет знать, как культура влияет на восприятие контента. 

Погнали!

Почему мы изучали картину мира жителей Индонезии

Мы хотели выпустить гайд, который поможет работать с аудиторией Юго-Восточной Азии, вдохновит на создание библиотеки креативного контента и повысит эффективность коммуникации с клиентами. Но гайд — не единственная наша мотивация. Мы не хотели просто «сделать, чтобы сделать».

Будучи очень data-driven*, мы обратились к актуальным трендам в маркетинге и пришли к выводу, что изучать локальные реалии нужно как минимум по четырем причинам:

  1. Более 70% людей выбирают бренды, которые отражают их ценности.

  2. Люди больше доверяют местным брендам.

  3. Соответствие личным и местным ценностям способствует росту доверия к национальным брендам.

  4. Несмотря на глобализацию, менталитет потребителей остается локализованным.

*Data-driven —  подход, предполагающий принятие решений на основе объективных данных, а не интуиции растущей Луны

А еще изучать картину мира местной аудитории важно потому, что она помогает найти distinctive brand assets или активы, отличающие бренд. 

В 2025 году мы сосредоточились на увеличении показателя ментальной доли рынка — Mental Market Share, который напрямую зависит от этих активов. Если точнее: distinctive brand assets — это уникальные элементы бренда, которые помогают его узнать. Это логотипы, цвета, джинглы, слоганы, иконки и так далее. 

Пример: золотые арки McDonald’s. 

Если мы увеличим количество таких активов, увеличится и MMS. 

Каким образом? Через повышение следующих показателей:

Три столпа: история, религия, майндсет 

В нашей команде мы всегда уделяли исследованиям особое значение и уже давно на «ты» с PEST, SWOT и другими аналитическими подходами. 

В этот раз мы обратились к трем факторам, которые, на наш взгляд, являются ключевыми в формировании личности каждого индонезийца: истории страны, местным религиям и майндсету — психологическим особенностям и менталитету.

Чтобы визуализировать наработки, мы составили максимально детальный разбор на доске в Miro, который оценили бы все историки и культурологи региона.
Спасибо Кате!

Затем, из огромного количества собранной информации — от первых наскальных рисунков до последних политических событий — выделили нужные данные для решения нашей задачи.

Как искали данные

Собрали «все, что вы хотели знать, но боялись спросить» об Индонезии. Исторические события классифицировали по эпохам с незапамятных времен до наших дней и расположили по блокам на текстовых карточках и картинках. 

Религиозные феномены разделили по конфессиональной принадлежности. Рассмотрели каждую из религий, выделили присущие им атрибуты. 

Затем использовали доску с данными на трех этапах:

  1. Отбор. Дали экспертную оценку данным: постарались понять, что нам пригодится.

  2. Ранжирование. Взяли исходные данные, собрали воедино в виде списка. Использовали ChatGPT для сортировки фактов и феноменов по актуальности.

  3. Валидация. Отдали на утверждение региональному эксперту, так как к ChatGPT полного доверия нет...

Что брать в работу, а что табу: результаты анализа

Делимся выжимкой того, что важно для нашей индонезийской аудитории. 

С точки зрения истории:

  1. Борьба за независимость и важность самостоятельности для Индонезии: в противовес той эпохе, когда Индонезия была под колониальным гнетом.

  2. Bhinneka Tunggal Ika: единство в многообразии.

  3. Панчасила, или 5 принципов государственной идеологии: вера в Единого Бога, гуманизм и справедливость, единство Индонезии, демократия, основанная на мудрости, и социальная справедливость для всего народа Индонезии.

  4. Индонезийский язык как объединяющий фактор.

Мы учли и религиозные особенности:

  1. Ислам — доминирующая религия.

  2. Принцип Панчасила: вера в единого Бога.

  3. Религиозное разнообразие и толерантность.

  4. Христианство (протестантизм и католицизм), индуизм на Бали, буддизм, местные анимистические верования и конфуцианство.

Но есть и те феномены, которые ни в коем случае нельзя затрагивать при общении с местными. 

Например: Нельзя трогать коммунизм и события 1965–1966 годов и критиковать исторических личностей. 

Также запрещены:

  • Критика любой из религий.

  • Обсуждение межрелигиозных конфликтов;.

  • Пропаганда атеизма и агностицизма.

  • Сравнение религий или утверждение превосходства одной над другой.

Как составили карту менталитета индонезийцев

Одна из самых важных частей исследования: составление карты менталитета и психологических особенностей жителей Индонезии. 

Это ассоциативная карта, которая представляет картину мира местных в виде взаимосвязанных элементов: фактов, убеждений и установок из их повседневной жизни. 

Например: карта менталитета отражает отношение к работе и семье; подчеркивает присущие им суеверность, пессимизм, патриотизм, коллективизм и веру в судьбу.

Мы рассмотрели, «чем живет» среднестатистический индонезиец, и на основе этого выделили концепты для создания креативов и продвижения.

Как обошли внезапные ограничения 

Подводя итоги первой части проекта, мы увидели, что новые внутренние правила создания креативов в компании требуют пересмотреть визуальную систему. 

Вместо национальных и религиозных символов Индонезии мы выбрали универсальные мотивы Юго-Восточной Азии —  артефакты и феномены, которые не являются исключительно индонезийскими (например, соотносятся с другими странами региона, такими как Малайзия). 

Обновлённый набор образов сокращает цикл ревью и позволяет без переделок разворачивать кампании в других странах региона.

Вот, что у нас осталось:

Взяли все, что связано с тремя столпами, и выделили концепты

Чтобы говорить с индонезийцами «на одном языке», мы взяли ключевые моменты, формирующие их психологические особенности, обработали их с помощью искусственного интеллекта и экспертов и создали концепты.

Что такое концепт

Об этом психолингвистическом и лингвокультурном понятии написано много учебников и монографий. И сколько авторов, столько и формулировок его определения. 

Для себя мы решили, что в рамках данного исследования концепт — это то, что формирует картину мира и помогает нам понимать людей, которые проживают в другом регионе и говорят на другом языке. Это ключевое понятие, отражающее связь языка, мышления и культуры. 

В работе мы использовали этноспецифические концепты. Они есть в разных культурах, но отличаются друг от друга по значимости. 

Например, где-то связь с природой ценится больше, а где-то меньше.

20 концептов на основе карты менталитета индонезийцев

На основе психологических особенностей жителей Индонезии мы с региональным экспертом выделили 20 концептов. Пять из них решили внедрять в первую очередь:

  • Коллективизм и взаимопомощь.

  • Религиозность и вера в судьбу.

  • Эмоциональность и дружелюбие.

  • Уважение к образованию.

  • Связь с природой.

Как применяли результаты: взаимодействие с аудиторией

В команде региона мы создали контент и взаимодействовали с пользователем в нескольких каналах. Это могут быть активности в PR, CRM*, SMM, Influence, реклама в Google и в других каналах.

Для проверки работоспособности концептов мы выбрали рекламы в Google, а именно PPC** и CRM*, потому что в нем можно быстро и бесплатно тестировать гипотезы. Чтобы масштабировать инициативу на другие каналы, нужно было сперва получить подтверждение эффективности внедрения концептов.

*Customer Relationship Management (CRM) — это действия для развития взаимоотношений с потребителями, например, письма.

**Pay Per Click (PPC) — это модель рекламы в поисковиках и социальных сетях, при которой рекламодатель платит за клики по объявлениям или баннерам.

Если упрощать, то основными направлениями воздействия на клиента являются текст и визуальные образы. 

Поэтому в первую очередь мы применяли концепты в копирайтинге и дизайне. Расскажем по порядку.

Работа с концептами через копирайтинг

Для каждого из пяти концептов мы определили лексико-семантическое поле (ЛСП) и сформулировали основные понятия и связанные с концептом идеи. Полученное поле разделили на лексико-семантические группы (ЛСГ). Они состояли из списков слов, разделенных по частям речи: существительных, прилагательных, наречий и глаголов.

Мы создали группы с помощью ИИ, а потом провалидировали полученные списки. Например, при разборе концепта «Коллективизм и взаимопомощь» получили такую выборку:

Напомним, что в Индонезии не говорят на русском языке. Поэтому наши списки нужно было адаптировать. 

Для этого мы обратились к индонезийскому языку и запросили у ИИ самые частотные единицы, которые соответствовали заданным концептам. Для точности попросили его предоставить источники. Согласовали результаты с региональным экспертом и переводчиками. Затем соотнесли полученный список с ЛСП и ЛСГ. 

Вышло так:

Полученные лексические единицы вставили в маркетинговые тексты. Это помогло нам ускорить создание контента. 

Когда есть пул лексических единиц, которые нужно использовать, это вдохновляет и устанавливает рамки заданного концепта. Благодаря этому автор не уходит в сторону и понимает, что мы хотим сказать.

А когда мы узнали, что хотели сказать, нужно понять как выстроить визуал. 

Переходим к работе с дизайном.

Работа с концептами через дизайн: static и motion

Первым делом мы составили перечень визуальных атрибутов, соответствующих концептам, которые можно было бы использовать в дизайне. 

Список атрибутов провалидировали с экспертом и убрали «чисто индонезийские» особенности, чтобы соответствовать требованиям compliance.

Напомним, что термин compliance относится к соблюдению местных законодательных и этических норм, регулирующих использование национальных символов и культурных элементов в рекламе и маркетинге.

Затем мы прошли по пунктам списка и для каждого подобрали визуальные референсы. Это довольно сложная задача, потому что нужно найти в сети не просто «зонтик», а «характерный для Юго-Восточной Азии, но не чисто индонезийский зонтик». То же касалось мостов, домов на сваях, воздушных змеев, рисовых террас и так далее.

Что у нас получилось реализовать:

  • Одним из key visual в каналах мы выбрали изображение корабля. И оно, и изображение с нашими спикерами на фоне силуэтов людей, были вдохновлены концептом «Коллективизм и взаимопомощь». 

  • Страница лендинга, где преобладали сдержанные цвета, минималистичные формы девайсов, абстрактные фигуры в светлых, прозрачных оттенках была вдохновлена концептом «Уважение к образованию». 

  • Каждую иконку мы также создали под один из пяти концептов: коллективизм и взаимопомощь, религиозность и вера в судьбу, эмоциональность и дружелюбие, уважение к образованию, связь с природой.

Для motion-дизайна мы выделили визуальные и аудио-элементы, с помощью которых передали концепты. 

Например, концепт «Связь с природой» отражали круги на воде, шум дождя, виды тропических лесов и игра света и тени.

Получилось реализовать крутое видео, которое «отработало» очень позитивно. 

Работа с концептами в дизайне и текстах дала нам:

  1. Варианты для тестирования. Мы работали с определенными лексико-семантическими полями и группами синонимов.

  2. Консистентность. В тест попадали только единицы, которые входили в концепт.

  3. Вдохновение.

  4. Сокращение времени работы над материалами.

Самое интересное: тесты наших концептов

Переходим к тому, что показали тесты дизайн-элементов и текстов в разных каналах. 

Начнем с CRM

Всего мы создали 23 элемента контента, 5 не запустили, для 3-х не набралась аудитория и 2 не показали статзначимого результата. Четыре показали положительный результат, а семь — отрицательный. 

Это был первый факап, с которым мы столкнулись. Аудитории не зашли новые subject lines, push titles и title письма.

Мы работали в рамках активности региона и не тестировали концепты намеренно или агрессивно, за исключением одного, особенно значимого случая. 

Подумав, предположили, что могло пойти в CRM не так:

  1. Неравномерное тестирование:

    • Из-за обязательного учета уместности концепта;

    • Из-за меняющихся возможностей команды и объема контента;

    • Из-за зависимости от ресурса участников команды.

  2. Не учтены аудиторные особенности: в некоторых регионах концепт может быть менее эффективен из-за культурных различий, особенно если говорить о более абстрактных вариантах.

  3. Технические проблемы: были задержки запусков и недостаточные выборки, которые искажали результаты тестов.

  4. Низкое качество креативов: недостаточно яркие тексты не раскрывали потенциал концепта.

Тот самый исключительный случай — тест писем с одинаковой структурой, но разным дизайном. Письма отражали 5 разных концептов и содержали разные иконки (примеры иконок — выше), отражающие наши преимущества.

В рамках этого тестирования получили рейтинг концептов по CTOR, где коллективизм и религиозность вышли на первые места.

CTOR — это отношение количества уникальных кликов по ссылкам в письме к количеству уникальных открытий этого письма, выраженное в процентах. 

Например, если письмо открыли 100 человек, и 50 из них кликнули по ссылке, CTOR составит 50%.

Около 20% креативов показали положительные результаты, почти 40% — отрицательные. Это не считая тех, которые не вышли в релиз.

Переходим к PPC

Всего мы создали 20 элементов контента, включая видео для Google Play и web-2-app лендинги. 

Семь элементов не запустили, 9 показали положительный результат, и только один — отрицательный.

В креативы в основном входили тексты на баннерах. 90% показали положительные результаты, 10% — отрицательные.

Итоги тестирования

Конечно, нас удивила настолько большая разница в реакции аудитории в каналах CRM и PPC: во втором показатели выше в 4 раза. Восприятие информации на разных этапах воронки существенно различается. 

Почему так может быть:

  1. Различия в аудитории, в психологии потребителей контента.

  2. Особенности коммуникации на разных этапах пользовательского пути.

  3. Разный контекст взаимодействия, разные механики и форматы.

  4. Разность аргументов. Для каждой группы пользователей — потенциальных и уже существующих — нужны разные данные, например, одним интересны преимущества сервиса, а другим — дата и время вебинара.

  5. В PPC показатели могут быть выше из-за эффекта новизны.

  6. Неупорядоченные А/В-тесты и разный уровень проработанности концептов.

Вау-эффекта от создания образных заголовков для CRM мы не увидели, поэтому тратить силы на продумывание subject lines в письмах, можно только для консистентности.

Далее мы планируем систематизировать тестирование, углубить исследование концептов, расширить подходы в дизайне и запустить многоканальную интеграцию концептов, которые работают лучше всего. 

Особое внимание уделим именно привлечению клиентов: воздействие через концепты на них работает намного эффективнее, как мы убедились. 

Вот пошаговый гайд нашей статьи:

  • Первично рассмотрите distinctive brand assets или активы, отличающие бренд — это логотипы, цвета, джинглы, слоганы, иконки и так далее. 

  • Соберите «все, что вы хотели знать, но боялись спросить» о регионе изучения. 

  • Отсортируйте факты и феномены по актуальности. Важно сделать проверку с помощью регионального эксперта.

  • Учтите религиозные особенности, уберите из списка “запрещенку” — например, это может быть официальная символика.

  • Составьте карту менталитета и психологических особенностей жителей. 

  • Выделите 20 концептов на основе карты. Или меньше. Или больше)

  • Протестируйте концепты через копирайтинг и дизайн, посчитайте основны метрики

  • Получайте результаты и радуйтесь: вы крутые)

Заключение

Наше исследование показало, что адаптация контента может повышать эффективность на всех этапах воронки, хотя степень влияния различается: в рекламных каналах эффект от культурно релевантного посыла обычно проявляется особо ярко.

В целом, простого перевода недостаточно: для успеха в Индонезии, как и на любом другом рынке, нужен глубокий учет местных реалий. 

Контент, сформированный с оглядкой на культурные ценности, язык и поведение индонезийской аудитории, вызывает у пользователей ощущение «своего» и облегчает установление эмоциональной связи с брендом. 

Не учитывая локальный контекст, можно столкнуться с непониманием или низкой отдачей от кампаний, даже если в другом регионе они были успешными. 

Локализация маркетинга с уважением к культуре — необходимое условие эффективной коммуникации.

Вывод прост: чем точнее креатив отражает жизнь и ценности целевой аудитории, тем выше доверие и конверсия. 

Индонезийский кейс лишь подтверждает универсальный принцип — маркетинг, говорящий на языке культуры клиента, побеждает.


Делитесь в комментариях, как вы меняете свой контент, если работаете в разных регионах? 

Нам интересно почитать о подходах и эффективных решениях.

Комментарии (0)