В прошлой статье мы разобрали, почему детерминированной «кривой спроса» в недвижимости не существует. Спрос — это не просто функция от цены, а результирующая влияния бесконечного количества факторов: макроэкономики, ключевой ставки ЦБ, маркетинговых усилий застройщика, навыков команды продаж, действий конкурентов, сезонности, курса доллара и т.д.

Что это значит для застройщиков:

  1. Заранее точно определить оптимальные цены сразу на 3 года всего периода продаж невозможно

  2. Статичные модели типа "продали квартиру -> в оставшихся подняли цены на Х руб." не работают. Этот "Х" при каждом пересчёте цен должен быть разным.

  3. Для определения этого "Х" необходимо каждый раз пересчитывать кривую спроса

Базовый принцип ДЦО: ловим цены на лету

Поэтому каждую неделю собираем данные о продажах в нашем ЖК, делаем «срез», строим локальную кривую спроса актуальную на данный момент и корректируем цену. Это и есть база динамического ценообразования в условиях неопределённости.

Представьте стрелка по тарелочкам. Он не знает точно, как будет лететь мишень до самого её падения, но может предсказать её поведение в ближайшую секунду. Он прицеливается с упреждением и стреляет. Мы поступаем так же — корректируем цены на шаг вперёд.

Рис. 4. Занимательная аппроксимация в действии

Алгоритм действий:

  • Делим период продаж на короткие интервалы

  • По окончании каждого короткого интервала анализируем фактические продажи

  • На основе этих данных корректируем цену для следующего интервала

Как результат — мы не «вангуем» цены сразу на весь период продаж, а постоянно настраиваемся на вновь поступающую информацию. Проверили, "подкрутили" и поехали дальше. Как водитель, который внимательно следит за обстановкой на дороге и реагирует на все происходящие вокруг него события по мере их поступления.

Как получить кривую спроса

Допустим, у нас есть данные о том, по какой цене и с каким темпом у нас продавались квартиры. А как из этого построить однозначно трактуемую функцию: "если поставить цену Х, темп будет Y"?

Рис. 1. Появление и устаревание данных о продажах
Рис. 1. Появление и устаревание данных о продажах

Можно использовать полиномиальные регрессии, нейросети, ряды Фурье... Да хоть синусоиду. При выборе модели я бы отталкивался от точности прогнозов на следующий шаг, надёжности, скорости расчёта и простоте.

Рис. 2. Разные варианты формирования функции спроса
Рис. 2. Разные варианты формирования функции спроса

Зачастую кажется, что лучше более сложная модель с "нанотехнологиями" и chatGPT под капотом. Но применительно к нашей задаче, оказалось, что сила - в простоте. Стрелок по тарелочкам не садится за расчёт уравнений траектории и влияния ветра, он прицеливается, сводя траекторию полёта тарелочки к простому движению. Так же и в ценообразовании. Как это не парадоксально, исследования учёных из Колумбийского университета доказывают, что приведение набора точек к одной прямой линии (линейная аппроксимация) обеспечивает великолепные результаты. Иногда даже лучше, чем сложные модели. Более того, такая реализация устойчива к шумам, быстро считается и понятна всем, от аналитика до CEO. 

Рис. 3. Расчёт кривой спроса с использованием линейной аппроксимации при поступлении новых данных
Рис. 3. Расчёт кривой спроса с использованием линейной аппроксимации при поступлении новых данных

Резюмируя, линейная аппроксимация в связке с достаточно частым пересчётом цен обеспечивает оптимальный баланс скорости и точности.

"Круиз-контроль" или как использовать модель в реальности

Допустим, у нас есть кривая спроса в динамике. Как её применять? Как эдакий круиз-контроль, который постоянно сравнивает текущую скорость с заданной и регулирует обороты так, чтобы придерживаться целевого значения. Есть , например, план: продавать по 5,1 квартиры в неделю:

  • Собираем текущие данные о продажах и формируем на их основе кривую спроса

  • Смотрим на кривую: какая цена обеспечит нужный темп?

  • Корректируем цену на 153.400 руб/кв.м. Всё. Едем дальше.

Так получается рабочий цикл ДЦО: сняли спрос <-> скорректировали цены

Рис.5. Определение цены для обеспечения требуемого темпа продаж
Рис.4. Определение цены для обеспечения требуемого темпа продаж

Как настроить "круиз-контроль" динамического ценообразования

В машине всё просто: мы знаем ограничения ПДД, ставим целевую скорость и авто её поддерживает. А откуда взять целевой темп продаж? Многие застройщики берут за основу продажу одинакового количества лотов за единицу времени. Такой подход называется "равномерным вымыванием".

Это весьма логично. В жилом комплексе количество квартир ограничено. Поэтому, если задать цену ниже оптимальной — квартиры раскупят слишком быстро, и проект недополучит выручку. Если задать слишком высокую цену — к моменту ввода здания в эксплуатацию останутся непроданные лоты, а значит, план продаж затрещит по швам.

Рис. 5. Обоснование оптимальности равномерного вымывания
Рис. 5. Обоснование оптимальности равномерного вымывания

Но на самом деле равномерное вымывание — это компромисс. Оно не обеспечивает максимальную прибыль. Почему?

  • Цены растут ближе к вводу объекта в эксплуатацию.

  • Деньги стоят в разные периоды времени по-разному.

  • Спрос скачет: сезон, инфоповоды, реклама.

Вывод: оптимальный темп продаж также постоянно меняется, как и цена.
Иногда нужно продавать быстрее. А иногда — прибыльнее подождать. Если вы не можете пересчитывать темп в зависимости от ситуации на рынке — вы всё ещё играете по старым правилам...

"To be continued..." или что же дальше?

Мы прошли путь от разочарования в детерминированной кривой спроса до построения новой гибкой, живой модели ценообразования. Мы научились работать без стабильной кривой, адаптироваться к рынку, использовать простые модели и управлять процессом.

Но то, что впереди — ещё интереснее:

  • Как выбрать оптимальный темп продаж?

  • Как учесть стоимость денег, динамику рынка, поведение конкурентов?

  • Как моделировать не просто цену, а свою прибыль?

Спойлер: да, это можно делать. В следующей статье мы покажем, как это работает, и почему это не «игра в модельки», а путь к максимальной прибыли. 

Оставайтесь с нами. В следующий раз будет больше математики и инсайтов, которые помогают застройщикам зарабатывать, а не выживать на современном рынке недвижимости.

Комментарии (4)


  1. MaximusPrimie
    17.06.2025 04:19

    Так о чем статья? Зачем нам компьютеры, если мы на счетах прекрасно справляемся?! Среди ИИ множество моделей, каждая из них со своими возможностями. При желании, наличии ресурсов можно свою специализированную нейросеть запустить, это дело считанных часов. Далее ее обучать и она будет реагировать на внешние факторы и подсказывать решения. Не принимать их за человека, а подсказывать. Сами же начали с того что спрос зависит от множества факторов и тут же пришли к прямой. Любой человек, который не прогуливал в школе математику скажет что прямая, это график функции с одной переменной. А если уж человек получил высшее образование...


    1. randomsimplenumber
      17.06.2025 04:19

      А если уж человек получил высшее образование.

      Поправит очки и скажет линейная регрессия.


      1. MaximusPrimie
        17.06.2025 04:19

        Отлично! Так скажите мне в каких случаях удобно применять этот статистический метод? Как вы считаете можно ли опираться на линейную регрессию при прогнозировании? Даю подсказку "статистический метод".


        1. randomsimplenumber
          17.06.2025 04:19

          Я датасатанист ненастоящий ;) экстраполяция вот моё хобби.хксд.пнг