Всем привет! Меня зовут Морозова Елена и, возможно, мы уже знакомы по моему блогу про IT или другим статьям для начинающих свой путь в программировании. По образованию я инженер-робототехник, но уже больше 6 лет работаю в IT. Начинала с embedded-разработки, позже полностью перешла в backend. Сейчас я руковожу направлением бэкенд-разработки в компании Техниум, где мы готовим и стажируем будущих разработчиков, и менторю IT-стартапы в рамках акселерационной программы WiT.

Этот роадмэп мы начали собирать ещё в прошлом году вместе с нашей командой мидл-бэкендеров, по совместительству разработчиков и менторов наших курсов. Хотелось системно оформить весь стек технологий, с которым реально работает современный backend-разработчик на Python — от базовых тем вроде HTTP и SQL до CI/CD, микросервисной архитектуры, Kubernetes, облаков, безопасности и брокеров сообщений.

По сути, это техдок для тех, кто хочет в backend: будь то абсолютный новичок или разработчик, который хочет расти дальше. Без воды, без мотивации, только структура, технологии, пояснения на пальцах и ссылки на актуальные материалы, которые мы сами рекомендуем джунам на практике.

Итак, для того чтобы стать уверенным backend-разработчиком на Python, необходимо освоить широкий набор технологий и практик, от изучения основ языка до работы с архитектурными решениями и DevOps инструментами. Вот подробная дорожная карта по этапам:

1. Изучение основ Python

  • Цель: Научиться писать код, работать с типами данных, структурой программы и использовать базовые библиотеки.

  • Задачи:

    • Основы синтаксиса Python: переменные, типы данных, операторы, условные выражения.

    • Работа с функциями и их аргументами.

    • Циклы и итерации.

    • Исключения и обработка ошибок.

    • Работа с файлами (чтение, запись).

Программирование — это способ общения с компьютером, который позволяет ему выполнять различные задачи.

Чтобы научиться программировать, нужно изучить язык программирования. Это как новый иностранный язык: сначала вы учите алфавит и основы грамматики, а потом начинаете писать простые предложения и тексты. Так же и в программировании: вы изучаете синтаксис языка, основные конструкции и правила, а затем можете создавать свои программы.

Начни с фундамента – самого языка Python. Выучи синтаксис, типы данных (числа, строки, списки, словари и т.д.), операторы и базовые конструкции. Разбери условия (if), циклы (forwhile), функции и модули. Проще говоря, научись писать простые скрипты: например, программа, которая приветствует пользователя, считает сумму чисел или перебирает элементы списка. С этого начинается всё.

Особое внимание удели стилю кода: Python славится читаемостью, поэтому следуй правилам PEP8 (как оформление кода). Попробуй практиковаться в интерактивной консоли или маленьких задачках – так ты быстрее поймёшь, как работает язык. Не бойся экспериментировать: Python прощает многое, а ошибки – это нормально. Главное, заложи прочную базу, ведь дальше всё будет строиться на этих основах.

2. ООП (Объектно-Ориентированное Программирование)

  • Цель: Понимание и применение принципов ООП в Python для написания масштабируемого и поддерживаемого кода.

  • Задачи:

    • Классы и объекты.

    • Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.

    • Модули и пакеты.

    • Основные паттерны проектирования (например, Singleton, Factory).

Когда базовый синтаксис освоен, переходи к ООП – парадигме программирования, которая позволяет структурировать код вокруг объектов. В Python всё является объектом, но тебе важно научиться создавать свои классы. Разбери понятия класс (шаблон, описывающий объект) и объект (экземпляр класса). Пойми три кита ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм – не пугайся этих слов, на практике всё проще.

Почему это важно? ООП делает код более понятным и удобным в поддержке. Ты научишься разбивать программу на классы, вместо одного длинного скрипта. Например, в веб-приложении могут быть классы UserPostComment – каждый со своими атрибутами и методами. Это лучше, чем десятки разрозненных функций.

Практикуйся: создай класс и несколько его объектов, реализуй методы. Попробуй написать что-то своё – например, класс BankAccount с методами пополнения и снятия денег, и проверь, как разные аккаунты (объекты) ведут себя независимо. Такие эксперименты “на пальцах” помогут прочувствовать ООП.

3. Алгоритмы и структуры данных

  • Цель: Развитие навыков решения сложных задач с помощью эффективных алгоритмов и структур данных для оптимизации производительности приложений и работы с большими объёмами данных.

  • Задачи:

    • Основные структуры данных:

      • Массивы (arrays): Понимание операций над массивами (доступ к элементам, добавление, удаление).

      • Связные списки (linked lists): Односвязные и двусвязные списки.

      • Стек (stack) и очередь (queue): Принципы работы с FIFO (first in, first out) и LIFO (last in, first out).

      • Хэш-таблицы (hash maps): Принципы хэширования и работы с хэш-таблицами.

      • Деревья и графы:

        • Деревья, бинарные деревья поиска (BST), обходы деревьев.

        • Графы, виды обходов (BFS и DFS).

      • Кучи (heaps): Максимальные и минимальные кучи, использование для работы с приоритетами.

    • Основные алгоритмы:

      • Поиск:

        • Линейный поиск.

        • Бинарный поиск (на отсортированных массивах).

      • Сортировка:

        • Пузырьковая сортировка, сортировка вставками.

        • Быстрая сортировка (Quick Sort), сортировка слиянием (Merge Sort).

        • Понимание временной сложности различных сортировок.

      • Жадные алгоритмы: Примеры задач и их решения (например, задача о рюкзаке).

      • Динамическое программирование: Оптимизация задач с помощью сохранения промежуточных решений (задача о рюкзаке, задачи на разбиение чисел и т.д.).

      • Алгоритмы работы с графами:

        • Поиск кратчайшего пути (алгоритм Дейкстры).

        • Поиск минимального остовного дерева (алгоритм Прима, алгоритм Краскала).

    • Анализ сложности алгоритмов:

      • Понимание временной и пространственной сложности алгоритмов (O(n), O(log n), O(n^2)).

      • Навыки оптимизации решения задач для минимизации использования ресурсов.

Алгоритмы – это шаги решения задач, а структуры данных – способы хранения информации. Даже бэкенд-разработчику важно понимать основы: как устроены списки, очереди, стеки, деревья, графы, и какие есть алгоритмы сортировки, поиска и т.д. Это пригодится при оптимизации кода и на собеседованиях – часто спрашивают решение задач или знание сложности алгоритмов (O(n), O(log n) и т.п.).

Проще говоря: Представь, что у тебя есть шкаф с ящиками. Хорошая структура данных – это как правильно организованные ящики: например, один для носков, другой для футболок. Тогда поиск вещи (алгоритм) будет быстрым. Если всё свалено в одну кучу, придётся перерывать весь шкаф (неэффективно, то есть плохой алгоритм).

Начни с классики: разберись с массивами (в Python – списки), связными списками, хэш-таблицами (в Python – словари), деревьями, графами. Пойми, как работают сортировки (пузырьковая, выбором, быстрая сортировка) и алгоритмы поиска (линейный, бинарный). Не нужно сразу глубоко изучать продвинутые алгоритмы, главное – основная идея и чем они отличаются по эффективности. Например, почему поиск в отсортированном списке можно сделать за десятки шагов вместо тысяч с помощью бинарного поиска.

Практикуйся решать задачки на LeetCode или Codewars – сначалa простые (Easy уровень). Это разовьёт алгоритмическое мышление и подготовит к техническим интервью. Не пугайся: поначалу многие задачи будут казаться сложными, но решая их, ты научишься разбивать проблему на части и выбирать подходящие структуры данных.

  • Ресурсы:

    • Книги:

      • "Грокаем алгоритмы" Адитьи Бхаргава — для понимания алгоритмов на простых примерах.

    • Онлайн-ресурсы и курсы:

4. Работа с базами данных

  • Цель: Научиться взаимодействовать с базами данных, как реляционными, так и нереляционными.

  • Задачи:

    • Основы SQL: SELECT, INSERT, UPDATE, DELETE.

    • Работа с реляционными БД (PostgreSQL, MySQL).

    • Использование ORM (например, SQLAlchemy или Django ORM).

    • Введение в нереляционные БД (MongoDB).

Веб-приложения почти всегда работают с данными, которые нужно где-то хранить. Поэтому бэкенд-разработчику необходимо знать основы баз данных. Начни с реляционных БД (например, PostgreSQL, MySQL): они хранят данные в таблицах. Выучи язык SQL: как делать запросы SELECT (выборка), INSERT (добавление), UPDATEDELETE. Пойми, что такое JOIN (объединение таблиц), индексы (ускоряют поиск), транзакции (гарантируют целостность данных).

Проще говоря: Представь базу данных как большую электронную таблицу или набор связанных таблиц. SQL – это язык, на котором ты спрашиваешь у базы: “дай мне вот такие данные”. Например: “Дорогая база, выбери всех пользователей старше 18 из таблицы users” – и SQL-запросом ты получишь результат.

Разберись с проектированием схемы: что такое таблицы, столбцы, первичные ключи и внешние ключи. На практике это значит понимать, как связать, например, таблицу пользователей с таблицей заказов (чтобы узнать, какие заказы сделал конкретный пользователь).

Кроме SQL-БД, существуют NoSQL базы (например, MongoDB) – хранящие данные не в таблицах, а в форматах типа JSON. Их тоже используют, но начинать лучше с классических реляционных БД, потому что принципы нормализации данных и язык запросов дадут тебе прочную основу.

Также узнай об ORM (Object-Relational Mapping) – библиотеки, которые позволяют работать с БД в коде как с объектами (например, Django ORM или SQLAlchemy). Это удобно: ты пишешь на Python, а ORM сама генерирует SQL запросы.

5. Как работает интернет

Чтобы писать веб-бэкенд, нужно понимать, как в целом работает интернет и веб. Это значит разобраться с протоколом HTTP – как браузер и сервер обмениваются данными. Пойми, что такое клиент-серверная модель: клиент (например, браузер или мобильное приложение) делает запросы, сервер отвечает.

Разберись, что происходит, когда ты вбиваешь URL в браузере: происходит DNS-запрос (узнать IP адрес сервера по доменному имени), затем устанавливается соединение (TCP “рукопожатие”), затем браузер посылает HTTP-запрос (например, GET /index.html), сервер отвечает HTML-страницей.

Пойми разницу между методами HTTP: GET (получить данные), POST (отправить данные, создать), PUT(изменить/создать), DELETE (удалить), и для чего они нужны. Узнай, что такое статусы ответов (200 OK, 404 Not Found, 500 Internal Server Error и т.д.) – это “коды”, которыми сервер сообщает, как прошёл запрос.

Простыми словами: Интернет – как почтовая служба. Браузер – отправитель писем (HTTP-запросов), сервер – почтовое отделение, которое эти письма получает и отправляет ответы. DNS – как телефонный справочник, который по имени (домену) даёт адрес (IP) почтового отделения. Понимая эту аналогию, тебе легче будет понять любые веб-технологии.

Также узнай про HTTPS (HTTP Secure) – это шифрование обмена данными для безопасности. В современном вебе всё должно работать по HTTPS.

Обрати внимание и на такие понятия, как cookies, сессии, заголовки HTTP – они влияют на то, как реализуется авторизация пользователей, сохранение их состояния между запросами и т.п.

Вот список ключевых тем, которые нужно изучить начинающему разработчику о работе интернета, HTTP и клиент-серверной архитектуре:

1. Основы работы интернета

  • Принципы работы сети (LAN, WAN).

  • IP-адресация (IPv4 и IPv6).

  • DNS (Domain Name System) и его роль в интернета.

  • Протоколы TCP/IP и UDP.

  • Работа маршрутизаторов и свитчей.

2. HTTP/HTTPS протокол

  • Что такое HTTP и его основные характеристики.

  • Разница между HTTP и HTTPS (шифрование, SSL/TLS).

  • Структура HTTP-запроса:

    • Методы HTTP (GET, POST, PUT, DELETE и т.д.).

    • Заголовки HTTP (что они делают и как используются).

    • Тело запроса (форматы данных, например, JSON, XML).

  • Структура HTTP-ответа:

    • Статус-коды (1xx, 2xx, 3xx, 4xx, 5xx) и их значения.

3. Клиент-серверная архитектура

  • Основные принципы клиент-серверной модели.

  • Как клиент взаимодействует с сервером (запросы и ответы).

  • Различия между тонким и толстым клиентом.

  • Архитектура RESTful API.

  • Микросервисы и их особенности.

4. DNS и маршрутизация

  • Как работают DNS-серверы и процесс разрешения доменных имен.

  • Принципы маршрутизации в интернете.

  • CDN (Content Delivery Network) и его роль.

5. WebSockets

  • Принципы работы WebSockets.

  • Различия между WebSocket и HTTP.

  • Применение WebSockets для обмена данными в реальном времени.

6. Работа браузеров

  • Как браузеры обрабатывают и отображают HTTP-запросы.

  • Рендеринг веб-страниц.

  • Кэширование браузера и его важность.

  • Инструменты разработчика (DevTools) для отладки.

7. API и веб-приложения

  • Понятие API (Application Programming Interface) и его назначение.

  • Разница между веб-приложением и API.

  • Как веб-приложения используют API для обмена данными.

ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ:

6. Фреймворки для веб-разработки

  • Цель: Изучение популярных фреймворков для разработки веб-приложений на Python.

Научившись языку, ты захочешь создавать полноценные веб-приложения. Для этого в Python существуют веб-фреймворки – готовые каркасы приложения, которые берут на себя многие рутинные задачи. Три популярных на сегодня:

  • Flask – микро-фреймворк. Лёгкий и минималистичный, даёт только базу: маршрутизацию URL, обработку запросов. Гибкий, сам решаешь, какие компоненты добавить.

  • Django – “полный” фреймворк (батарейки в комплекте). Идет с ORM, админкой, аутентификацией, шаблонизатором – из коробки много функциональности. Позволяет быстро стартовать большой проект.

  • FastAPI – современный фреймворк, оптимизированный для создания API. Очень быстрый (благодаря использованию асинхронности) и удобный: автоматически генерирует документацию для API. Отлично подходит для микросервисов и проектов, где нужен чисто backend-API без HTML-шаблонов.

Как выбрать? Для обучения многие советуют начать с Flask, потому что он прост и не навязывает структуру – ты поймёшь, как работает веб “под капотом”. Flask хорош для небольших сервисов или если тебе нужна полная свобода. Django же обучит тебя правильной структуре крупного проекта – там есть своё “видение” (MVC архитектура, точнее MTV – Model-Template-View). Django научит работать с ORM, миграциями базы, формами – в общем, даст “всё и сразу”. FastAPI можно посмотреть позже, когда разберёшь основы – у него очень современный и приятный интерфейс, особенно если нужно писать REST/JSON API.

Практика: сделай на Flask простейший сайт – например, “Блог” с парой страниц (главная, страница записи). Потом попробуй реализовать то же на Django – поймёшь, чем они отличаются по подходу. На FastAPI – создай несколько эндпоинтов API (например, выдающих список статей, добавляющих статью). Как правило для трудоустройства достаточно отлично знать один фреймворк и чаще всего требуется Django или FastAPI. Но с Flask объективно легче начать и хорошо разобраться в теории веб-программирования. Перейти потом на другой уже будет сильно проще.

Простыми словами: Фреймворк – это как набор строительных лесов и инструментов, чтобы строить приложение быстрее. Можно, конечно, построить ручками с нуля (на чистом Python, обрабатывая сокеты и HTTP сам), но фреймворки экономят время: многие детали уже реализованы и отлажены.

Flask

  • Цель: Изучение легкого и гибкого микрофреймворка для разработки веб-приложений.

  • Особенности:

    • Легковесный и гибкий.

    • Подходит для создания небольших и средних приложений.

    • Требует больше работы по настройке, но даёт гибкость в выборе инструментов и архитектуры.

  • Плюсы:

    • Легкость изучения, минимум "магии".

    • Большое сообщество и обширная документация.

    • Легкость интеграции сторонних библиотек и модулей.

  • Минусы:

    • Для больших приложений требуется больше ручной работы по настройке (ORM, миграции, авторизация).

    • Нет административной панели "из коробки".

  • Примеры применения:

    • API для небольших микросервисов.

    • Сайты-визитки, блоги, CMS.

    • Прототипы и MVP.

  • Ресурсы:

Django

  • Цель: Изучение мощного фреймворка для построения полнофункциональных веб-приложений.

  • Особенности:

    • "Батарейки включены" — много возможностей "из коробки".

    • Полная экосистема для создания больших приложений с минимальными усилиями по настройке.

  • Плюсы:

    • Встроенная административная панель.

    • Django ORM — мощный инструмент для работы с БД.

    • Структурированный подход (MVC архитектура).

    • Подходит для создания больших веб-приложений и корпоративных систем.

  • Минусы:

    • Сложнее освоить из-за большего объёма функционала.

    • Меньшая гибкость по сравнению с Flask — сложнее отойти от предложенных стандартов.

  • Примеры применения:

    • Интернет-магазины.

    • Социальные сети.

    • Внутренние корпоративные системы.

    • Проекты, где требуется быстрая разработка за счёт встроенных возможностей.

  • Ресурсы:

FastAPI

  • Цель: Изучение современного высокопроизводительного фреймворка для создания RESTful API.

  • Особенности:

    • Основан на асинхронности и высокой производительности.

    • Интуитивно понятный и мощный интерфейс для создания API.

    • Поддержка автодокументации через OpenAPI.

  • Плюсы:

    • Высокая скорость и производительность (идеален для API).

    • Автоматическая валидация данных.

    • Простой и чистый синтаксис.

    • Интеграция с асинхронными операциями (поддержка async/await).

  • Минусы:

    • Молодой фреймворк с менее развитыми экосистемами по сравнению с Django.

    • Более сложный для начинающих, чем Flask.

  • Примеры применения:

    • Высоконагруженные API.

    • Микросервисы с требованием к производительности.

    • Проекты, требующие интеграции с асинхронными сервисами.

  • Ресурсы:

7. Разработка RESTful

REST API – это способ, которым бэкенд предоставляет данные и функциональность фронтенду или другим сервисам. В современном бэкенде умение создать RESTful API – практически обязательный навык. Если ты сделал приложение на Flask/Django, скорее всего, ты захочешь, чтобы им мог пользоваться не только твой браузер с HTML, но и, например, мобильное приложение – через обмен JSON-данными.

Просто о REST: Это архитектурный стиль, при котором ты организуешь URL и методы так, чтобы работать с ресурсами. Например, у тебя есть ресурс users:

  • GET /users – получить список пользователей

  • POST /users – создать нового пользователя

  • GET /users/123 – получить данные пользователя с ID 123

  • PUT /users/123 – изменить данные этого пользователя

  • DELETE /users/123 – удалить пользователя

Таких ресурсов в API может быть много (товары, заказы, статьи и т.д.). В ответах обычно передаётся JSON – удобный формат данных.

Важно соблюдать REST-принципыстатус-коды (например, ответ 201 при успешном создании), идиоматичные URL, статусность (сервер не хранит состояние между запросами, вся нужная инфа приходит в запросе). Конечно, на практике бывают отклонения, но общий подход такой.

При создании API сразу подумай о документации. Есть инструменты вроде Swagger/OpenAPI – они позволяют описать твой API и даже сгенерировать интерактивную страницу, где можно попробовать запросы. (FastAPI это делает автоматически, у Django/Flask есть плагины.)

Также узнай об аутентификации для API: обычно используется JWT (JSON Web Tokens) или токены API-ключи. Бэкенд должен уметь проверять, кто делает запрос, чтобы защитить данные.

И не забудь про обработку ошибок и безопасность: на вход API может прийти что угодно, поэтому валидируй данные (например, с помощью Pydantic, если FastAPI, или Django REST Framework, если Django).

  • Цель: Научиться создавать API для обмена данными между клиентом и сервером.

  • Задачи:

    • Принципы REST API: маршрутизация, запросы и ответы, методы HTTP.

    • Авторизация и аутентификация

    • Валидация данных.

  • Ресурсы:

8. Тестирование и отладка кода

  • Цель: Научиться писать тесты для обеспечения стабильности кода и обнаружения ошибок.

  • Задачи:

    • Юнит-тестирование с помощью unittest или pytest.

    • Модульные, интеграционные тесты.

    • Принципы TDD (разработка через тестирование).

    • Использование инструмента отладки (pdb).

  • Ресурсы:

Код нужно не только писать, но и проверять. Тестирование – ключевая практика: она позволяет убедиться, что всё работает правильно и новые изменения не ломают старое. Начни с написания юнит-тестов – небольших тестовых функций, которые проверяют работу отдельных частей кода (функций, методов). В Python для этого есть модуль unittest (встроенный) и более популярный фреймворк PyTest.

Просто о тестах: Представь, что ты написал функцию add(a, b) складывающую числа. Тест для неё – это как проверить на калькуляторе: подставить 2 и 3, и проверить, что вышло 5. Ты прописываешь ожидаемый результат и запускаешь тест – если функция работает иначе, тест упадёт красным.

В реальном приложении пиши тесты на ключевые части: бизнес-логику, модели, утилиты. Также есть интеграционные тесты – проверяющие связку нескольких частей (например, весь REST API эндпоинт: сделать запрос и проверить ответ целиком). Это чуть сложнее, но есть библиотеки и для этого.

Важный момент – TDD (разработка через тестирование): некоторым нравится сперва написать тест (описывающий желаемое поведение функции), увидеть, что он падает, затем написать код функции, и когда тест зелёный – задача выполнена. Это дисциплинирует и помогает спроектировать код. Попробуй для интереса на маленькой функции.

Ещё неплохая идея – настроить CI (Continuous Integration) попозже, чтобы тесты запускались автоматически при каждом изменении (например, с помощью GitHub Actions или GitLab CI).

9. Git и GitHub

Git – система контроля версий. На практике, это ваш лучший друг при разработке. Он хранит историю изменений кода и позволяет работать в команде над одним проектом без конфликтов. GitHub (или аналоги типа GitLab, Bitbucket) – сервисы, где хранятся репозитории Git, и где вы можете сотрудничать с другими, делать код открытым или деплоить проекты.

Начни с основ: научись инициализировать репозиторий (git init), отслеживать файлы (git add), делать коммиты (git commit -m "Комментарий"), смотреть историю (git log). Затем разберись с ветками: ветка (branch) – параллельная версия кода. Обычно есть главная ветка (main/master) и от неё создаются feature-ветки для новых фич или багфиксов. Учись переключаться (git checkout) и сливать (merge) ветки.

Простыми словами: Git – это как “история изменений” вашего проекта. Представьте Google Docs, где можно видеть все правки и вернуться к любой версии – вот Git делает то же, но для кода. А GitHub – как соцсеть для кода: там можно выкладывать свои репозитории, смотреть чужие, форкать (копировать себе) и отправлять pull request(предложение изменений в чужой проект).

Совет: создай репозиторий для своего учебного проекта и практикуй команды Git. Попробуй внести изменение в файл, закоммитить, откатить обратно (git revert или git checkout <commit>), сделай ветку, поменяй что-то там, смержи с основной веткой. Почувствуй, как это работает.

Также узнай про GitFlow или другие стратегии ветвления – это больше про командную работу и релизы, но общее понимание пригодится: где багфикс, где релизная ветка и т.д.

GitHub, помимо хранения кода, важен для твоего портфолио. Рекрутеры часто смотрят на GitHub кандидата. Поэтому выкладывай пет-проекты, контрибуть в open source (можно начать с маленьких PR в чужие репозитории – исправить опечатку в документации, например). Это покажет, что ты активен и умеешь пользоваться инструментами разработки.

Цель: Освоить систему контроля версий для командной работы над проектами и развертывания кода.

  • Задачи:

    • Основы Git:

      • Команды git init, git add, git commit, git push, git pull.

      • Ветвление и слияние (команды git branch, git merge).

      • Разрешение конфликтов при слиянии.

      • Работа с удалёнными репозиториями.

    • GitHub:

      • Создание и клонирование репозиториев.

      • Работа с pull-request и code review.

      • Использование GitHub Issues для отслеживания задач.

      • Настройка GitHub Actions для автоматизации процессов CI/CD.

    • Командная работа:

      • Стратегии ветвления (Git Flow, GitHub Flow).

      • Практики оформления коммитов (семантические коммиты).

  • Ресурсы:

Рекомендуемая практика: - Создать проект на GitHub, добавить в него код, практиковаться в создании Pull Requests. - Присоединиться к open-source проектам на GitHub, участвовать в разработке и ревью чужого кода.

10. Основы фронтенда и вёрстки для backend-разработчика

  • Цель: Понимание основ работы клиентской части веб-приложений для более эффективного взаимодействия с фронтенд-разработчиками и создания полноценного взаимодействия между клиентом и сервером.

  • Задачи:

    • HTML:

      • Структура HTML-документа.

      • Основные теги и их использование (заголовки, параграфы, списки, ссылки, формы).

      • Семантическая вёрстка для улучшения читаемости кода и SEO.

    • CSS:

      • Основные свойства CSS: отступы, размеры, цвета, шрифты.

      • Работа с Flexbox и Grid для создания гибкой компоновки элементов.

      • Медиа-запросы и адаптивная вёрстка (Responsive Web Design).

    • JavaScript (базовый уровень, опционально):

      • Основы работы с DOM (Document Object Model).

      • Обработка событий (например, клик, ввод данных).

      • Взаимодействие с API.

    • Frontend-фреймворки (очень опционально):

      • Понимание основ работы с популярными фреймворками (React, Vue.js, Angular) для того, чтобы лучше интегрировать backend с frontend.

    • Работа с API (важно для понимания):

      • Настройка взаимодействия фронтенда с backend (AJAX-запросы).

      • JSON как формат обмена данными между клиентом и сервером.

  • Почему это важно:

    • Понимание полной картины: Backend-разработчик, знающий, как работает фронтенд, может лучше организовать API, учитывая потребности и особенности клиентской части.

    • Лучшая коммуникация с фронтенд-разработчиками: Обсуждение интеграционных моментов станет эффективнее.

    • Создание фуллстек приложений: Понимание фронтенда позволяет разработчику создавать полные приложения без необходимости привлекать отдельного специалиста для простой вёрстки или взаимодействия с API.

    • Инструменты для отладки: Возможность тестировать взаимодействие API через браузер или инструменты разработчика напрямую.

Хотя наш путь – бэкенд, важно иметь представление о фронтенде, чтобы лучше понимать веб-разработку в целом и разговаривать с фронт-разработчиками на одном языке. Не нужно становиться экспертом в JS, но HTML и CSS– знать базово полезно. Пойми структуру веб-страницы (HTML-теги, атрибуты) и как к ней применяются стили CSS (красивый вид).

На уровне бекендера, желательно понимать:

  • HTML: что такое DOM, основные теги (<div><p><a><form> и т.д.), как формируются формы для отправки данных на сервер.

  • CSS: основы селекторов, свойства для оформления (цвета, отступы, шрифты). Это поможет, например, если нужно поправить мелочь в шаблоне.

  • JavaScript: хотя бы общую идею – что JS делает страничку интерактивной, как он может отправлять AJAX-запросы на твой бэкенд (например, используя fetch API). Понимать это важно для создания динамичных приложений: фронт может без перезагрузки дергать твой REST API.

Простыми словами: Фронтенд – это “лицо” приложения, то, что видит и с чем взаимодействует пользователь. Бэкенд – “мозг и сердце” на сервере. Хорошо, когда мозг понимает, что нужно лицу. Например, ты, как бэкендер, генерируешь HTML-шаблон – полезно знать, как он отобразится в браузере. Или возвращаешь JSON – понимать, как фронтенд его раскрутит и покажет.

Совет: попробуй написать простую страничку на HTML/CSS (например, статическую анкету) – почувствуешь, как всё выглядит со стороны фронта. Если используешь Django, посмотри на его шаблоны (Jinja2) – как вставляются переменные сервера в HTML.

Также разберись с концепцией REST API с фронта: например, как с помощью JS (или React/Vue, если пойдёшь дальше) отправить запрос к бэкенду и обработать ответ. Пусть это не глубоко бекендовая задача, но понимание картины целиком делает тебя более ценным разработчиком.

Ресурсы:

Дополнительные темы

Python-приложения могут выполнять несколько задач параллельно или конкурентно – и это отдельный пласт знаний. Важно понимать, что в Python есть GIL (Global Interpreter Lock), который не позволяет двум потокам одновременно исполнять Python-байткод. Поэтому многопоточность (threads) в Python полезна в задачах, где основное время – ожидание (например, запросы к внешним сервисам, I/O), а не вычисления. Для вычислительнотяжёлыхзадачиспользуют мультипроцессинг (модуль multiprocessing), чтобы обойти GIL, запуская несколько процессов.

Есть и третий подход – асинхронность (asyncio). Она позволяет писать конкурентный код без создания множества потоков, с помощью async/await. Asyncio особенно эффективен для веб-серверов: например, тот же FastAPI использует асинхронный цикл событий, чтобы обслуживать тысячи одновременных запросов, не создавая на каждый свой поток.

Проще говоря:

  • Потоки (threads) – представь, что программа может делиться на параллельные дорожки выполнения внутри одного процесса. Но из-за GIL в Python две дорожки не бегут одновременно по CPU, они переключаются (но это всё равно помогает, когда одна дорожка ждёт ввода-вывода, другая может делать работу).

  • Процессы – это как запустить несколько копий интерпретатора, каждая на своём ядре CPU. Подходит для тяжёлых вычислений (напр., научные расчёты).

  • Asyncio – это как очень быстрый одноногий курьер ?: он не ждёт, пока задача выполнится, а бежит дальше по другим поручениям, периодически проверяя “а готово ли там?”. В итоге создаётся иллюзия параллельности, хотя код выполняется в одном потоке, просто не простаивает в ожиданиях.

Практически: почитай, что такое threading.Thread, как сделать простой многопоточный скрипт (например, параллельно скачивать содержимое с нескольких URL). Попробуй multiprocessing.Process – например, посчитать факториалы нескольких чисел одновременно. И обязательно попробуй asyncio: напиши асинхронную функцию, которая await-ит asyncio.sleep(1) (имитируя ожидание), запусти её 10 раз через asyncio.gather – увидишь, что все “спят” параллельно и просыпаются почти одновременно через 1 сек, а не по очереди через 10 секунд.

В веб-разработке многопоточность может потребоваться, если, скажем, ты читаешь большие файлы или обращаешься к медленным API внутри запроса – можно вынести это в отдельный поток, чтобы не блокировать основной. Asyncio же – основа современных высоконагруженных Python-сервисов (но код с async чуть сложнее для понимания, так что вводи его, когда потребуется).

11. Многопоточность и мультипроцессинг

  • Цель: Научиться эффективно управлять параллельными и конкурентными задачами для повышения производительности Python-приложений.

  • Задачи:

    • Многопоточность (Threading):

      • Работа с библиотекой threading.

      • Проблемы гонки данных и блокировки (deadlock).

      • Понимание GIL (Global Interpreter Lock) в Python и его влияние на многопоточность.

    • Мультипроцессинг (Multiprocessing):

      • Использование библиотеки multiprocessing для выполнения задач параллельно с помощью нескольких процессов.

      • Разделение данных между процессами.

      • Очереди и каналы для коммуникации между процессами.

Ресурсы:

12. Асинхронное программирование

  • Цель: Освоить асинхронные возможности Python для создания высокопроизводительных приложений.

  • Задачи:

    • Основы асинхронного программирования: async/await.

    • Работа с библиотеками asyncio и aiohttp.

    • Асинхронные запросы к базам данных.

  • Ресурсы:

13. Docker и контейнеризация

В современном бэкенде очень ценится умение работать с Docker. Docker – это платформа контейнеризации приложений. Простыми словами: Docker позволяет “упаковать” ваше приложение со всем окружением (зависимости, системные библиотеки) в лёгкий контейнер, который можно запустить где угодно – на вашем компе, на сервере, в облаке – и он будет работать одинаково. Это решает проблему “у меня на компьютере работало!” ?.

Начни с того, чтобы установить Docker и попробовать собрать свой первый образ. Для этого ты напишешь Dockerfile – текстовый файл с инструкциями. Например:

FROM python:3.11-slim
WORKDIR /app
COPY . /app
RUN pip install -r requirements.txt
CMD ["python", "app.py"]

Это очень простой Dockerfile, который берёт базовый образ Python, копирует твой код, устанавливает зависимости и при запуске контейнера выполняет python app.py.

Пойми концепции: образ (image) – шаблон, из которого запускаются контейнеры; контейнер – запущенный экземпляр образа (как процесс, изолированный от хост-системы). Регистры образов – например, Docker Hub, куда можно пушить свои образы.

Практика: контейнеризуй простой Flask-приложение. Запусти через Docker, убедись, что можешь зайти на localhost и он работает. Попробуй остановить, запустить несколько контейнеров – увидишь, как Docker изолирует их.

Docker также нужен для оркестрации (о ней дальше, Kubernetes), но начни с базового понимания. Ещё часто используют docker-compose – удобный инструмент запускать сразу несколько контейнеров, связанных друг с другом (например, ваше приложение + контейнер с PostgreSQL для базы). Compose берет на себя конфигурирование сети между ними, переменные окружения и т.д.

Простыми словами: Контейнер – это как контейнер на корабле: внутрь положили приложение, оно изолировано, у него всё своё (системная среда), и его можно перевозить. Docker – это сам корабль и краны, которые грузят/выгружают контейнеры. С Docker твой бэкенд легко деплоится: не надо вручную на сервере устанавливать Python и пакеты – ты просто загружаешь контейнер.

  • Цель: Научиться использовать Docker для разработки, тестирования и деплоя приложений.

  • Задачи:

    • Создание Docker-контейнеров для Python приложений.

    • Работа с Docker Compose для создания многокомпонентных систем.

    • Понимание основ оркестрации контейнеров с помощью Kubernetes (опционально).

  • Ресурсы:

Дальше дополняем роадмэп продвинутыми темами

(Если ты уже чувствуешь себя уверенно с вышеперечисленным, вот направления для дальнейшего развития. Их много – не обязательно браться за всё сразу. Выбирай по интересу и потребностям работы. Со временем ты со всем познакомишься.)

CI/CD и автоматизация деплоя

CI/CD (Continuous Integration / Continuous Delivery) – это практика непрерывной интеграции и доставки кода. Задача – автоматизировать процесс сборки, тестирования и развёртывания приложения, чтобы разработчики могли быстрее поставлять новые версии без ручной рутины.

CI (непрерывная интеграция): Представь, что каждый раз, когда ты пушишь код на GitHub, автоматически запускается процесс: прогоняются тесты, собирается приложение (например, в Docker-образ). Это делает специальный сервис (CI-пайплайн). Популярные варианты:

  • GitHub Actions – встроенные в GitHub действия, можно легко настроить YAML-файл, который скажет: “при каждом push выполняй такие-то шаги (установи зависимости, запусти pytest и т.д.)”.

  • GitLab CI – аналогично, но в GitLab.

  • Jenkins – отдельный сервер для CI, исторически популярный (особенно в крупных компаниях). Настраивается гибко, но требует больше усилий.

  • Другие: CircleCI, Travis CI, TeamCity – систем много.

CD (непрерывная доставка/развёртывание): Шаг дальше – после успешной сборки и тестов, автоматически задеплоить приложение на сервер/в облако. Например, после CI пайплайна можно настроить деплой: залить Docker-образ в регистр и обновить контейнер на продакшене (это иногда называют Continuous Deployment – автоматический деплой без участия человека). Либо Continuous Delivery – готовность к деплою (артефакт собран, ждёт одобрения).

Проще говоря: CI/CD – это как конвейер на заводе: код попадает на ленту, машины сами его проверяют, тестируют, упаковывают и доставляют пользователю обновление. Без CI/CD – разработчики делали бы много рутинных шагов руками, рискуя ошибиться.

Даже для пет-проекта можно настроить простейший CI: например, GitHub Actions, который запускает тесты при каждом пул-реквесте. Это хороший опыт, плюс impress на собеседовании.

Попробуй: настроить GitHub Action по шаблону (есть готовые действия, например, для Python – установка и запуск pytest). Если у тебя уже есть Docker, попробуй настроить Action, который билдит Docker-образ и, скажем, отправляет его на Docker Hub (нужен аккаунт, но бесплатно).

В профессиональной среде изучи такие штуки, как инфраструктура как код (Terraform, Ansible – чтобы конфигурировать серверную инфраструктуру декларативно). Это уже ближе к DevOps-зоне, но бэкендеру полезно знать основу.

Облачные технологии (AWS, GCP, Azure и др.)

Сегодня многое крутится в облаке. Облако – это чьи-то мощные серверы, ресурсы которых вы берёте в аренду. Крупнейшие провайдеры: AWS (Amazon Web Services)GCP (Google Cloud Platform)Azure (Microsoft). Знать их основы важно: скорее всего, развёртывать ваше приложение будете на одном из них.

Что предлагает облако? Очень многое, основные типы сервисов:

  • Вычисление (Compute): виртуальные машины (AWS EC2, GCP Compute Engine, Azure VM), контейнеры (AWS ECS/EKS, Azure AKS, GCP GKE – связаны с Kubernetes), функции без сервера (AWS Lambda, Azure Functions, GCP Cloud Functions) – запуск кода по событию, без управления серверами.

  • Хранение файлов: AWS S3 (объектное хранилище), Azure Blob Storage, GCP Cloud Storage – сохраняешь файлы или данные.

  • Базы данных: управляемые сервисы – реляционные (AWS RDS – Postgres/MySQL/etc в облаке, Azure SQL, GCP SQL), NoSQL (AWS DynamoDB, Azure Cosmos DB, GCP Datastore) и специализированные (в памяти Redis/Memcached – AWS ElastiCache).

  • Сети и CDN: настройки сети, балансировщики нагрузки (AWS ELB), CDN для раздачи статики (CloudFront).

  • Мониторинг и логирование: AWS CloudWatch, GCP Stackdriver – для метрик и логов ваших приложений в облаке.

Важна концепция оплаты: обычно облака идут по pay-as-you-go (платишь за потреблённые ресурсы). Настраивая сервисы, всегда следи, чтобы не оставить что-то работающее и не получить внезапный счёт ?. Для начала, многие облака дают Free Tier – бесплатные минимальные ресурсы (например, AWS на год небольшой EC2, S3 5 ГБ, и т.д., у GCP и Azure тоже есть бонусы для новичков).

Практика: попробовать развернуть свой проект в облаке. Например, на AWS:

  • Подними EC2 (ВМ с Ubuntu), через SSH установи Docker и запусти свой контейнер.

  • Или используй AWS Elastic Beanstalk – платформа, куда просто заливаешь код/образ, и она сама развернёт (поддерживает Python).

  • На GCP можно попробовать App Engine или Cloud Run (для контейнеров).

  • Azure – аналогично, есть Azure App Service.

Пойми также понятия регионов и зон доступности – география облаков, и как распределять сервисы для отказоустойчивости.

Для чего бэкендеру облако: Чтобы уметь настраивать окружение для своего приложения. Напр., если проект на AWS: ты должен знать, как настроить S3 для хранения пользовательских аватарок, сделать очередь сообщений на AWS SQS, прикрутить рассылку email через AWS SES. Это сильно повышает твою ценность.

Kubernetes и оркестрация контейнеров

Когда проектов много и они сложны, или нагрузка высокая, вручную управлять десятками контейнеров сложно. Для этого есть Kubernetes (k8s) – система оркестрации контейнеров. Она автоматически разворачивает контейнеры на кластере машин, перезапускает упавшие, масштабирует по нагрузке и т.д.

Основы k8s:

  • Кластер – набор узлов (нод). Обычно один мастер-узел (управляет) и несколько рабочих узлов (где крутятся ваши контейнеры).

  • Pod – минимальная единица в Kubernetes. Обычно Pod содержит один контейнер вашего приложения (может и несколько, но редко). Когда нужно запустить 5 копий вашего сервиса, Kubernetes создает 5 Pod на доступных узлах.

  • Deployment – объект, описывающий желаемое состояние: например, “хочу 3 реплики моего контейнера”. Kubernetes-Deployment будет следить, чтобы 3 Pod всегда были активны (если один упал – создаст новый).

  • Service – объект, который объединяет Pods и обеспечивает к ним сетевой доступ (например, распределяет трафик между репликами).

  • Ingress – чтобы пустить внешний HTTP-трафик в кластер (имя хоста, маршруты).

Для тебя, как для бэкендера, знание Kubernetes станет актуальным, когда проект дорастёт до микросервисов или высокой нагрузки. Но ознакомиться стоит: k8s очень популярен.

Практика: можно установить minikube (локальный Kubernetes), и попробовать задеплоить туда свой Docker-контейнер. Написать простой manifest (YAML) для Deployment и Service. Это поможет понять, как приложение живёт в кубере.

Также узнай про Helm – пакетный менеджер для k8s, который позволяет описывать наборы манифестов (chart) и легко их развертывать. Часто используют, чтобы деплоить сложные приложения одной командой.

k9s – удобный терминальный UI для наблюдения за k8s-кластером, тоже можно посмотреть для интереса.

Простыми словами: Kubernetes – это умный оркестратор. Он как дирижёр, который говорит: “так, у нас должен играть 5 скрипок (pods) – проверю, все ли играют. Ага, одна замолчала – добавлю новую”. Он сам ищет, на каком сервере есть место, перезапускает если что-то сломалось, умеет обновлять версии без downtime (rolling update). Ты описываешь, что хочешь (декларативно), а k8s делает “как надо”.

Безопасность веб-приложений

Безопасность – неотъемлемая часть работы бэкендера. Нужно писать такой код, который устойчив к атакам. Организация OWASP публикует Top 10 самых критичных уязвимостей в вебе – обязательно ознакомься с этим списком. В версии 2021 туда входят:

  1. Broken Access Control – нарушения контроля доступа (когда пользователь может получить данные/функционал, не предназначенные для него, из-за ошибок проверки прав).

  2. Cryptographic Failures – проблемы с шифрованием (например, хранение паролей в открытом виде, использование слабых алгоритмов).

  3. Injection – атаки через внедрение кода, самое известное – SQL-инъекция (когда злоумышленник вставляет свой SQL в запрос через вводимые данные). Также инъекции бывают в LDAP, в командную строку и т.д.

  4. Insecure Design – общие изъяны дизайна приложения, не учитывающие угрозы (новая категория, скорее методологическая).

  5. Security Misconfiguration – неправильные настройки безопасности (например, отладочный режим с выключенной аутентификацией на проде, или публичный доступ к служебным панелям).

  6. Vulnerable and Outdated Components – использование устаревших зависимостей с известными уязвимостями.

  7. Identification and Authentication Failures – ошибки в реализации авторизации/аутентификации (например, возможность перебора паролей без ограничений, небезопасное хранение сессий).

  8. Software and Data Integrity Failures – например, отсутствие проверок целостности обновлений, CI/CD, что может привести к инъекции уязвимостей в supply chain.

  9. Security Logging and Monitoring Failures – недостаток логирования и мониторинга безопасности, из-за чего поздно обнаруживают взлом.

  10. Server-Side Request Forgery (SSRF) – уязвимость, позволяющая заставить сервер делать запросы на произвольные адреса (например, внутренние сервисы) – добавлена в Top10.

Многовато? Да ? Но не пытайся зубрить – лучше понимай суть каждой:

  • SQL-инъекции предотвращаются использованием подготовленных выражений/ORM (не подставлять данные напрямую в SQL).

  • XSS (входит в “инъекции”/“крипто” списки) – решается экранированием вывода и заголовками безопастности.

  • Утечки информации – не хранить пароли в тексте, использовать хэширование + соль.

  • Контроль доступа – проверять права на каждом важном действии на сервере (не доверять тому, что кнопка скрыта на фронте – запрос можно вручную послать!).

В Django, кстати, много защиты встроено: и от XSS, и от CSRF (межсайтовой подделки запросов), и ORM предотвращает SQL-инъекции. Но нужно понимать, как эти механизмы работают и где их включать.

Разберись также:

  • HTTPS везде – использовать сертификаты, чтобы трафик шифровался.

  • Валидация данных на сервере – никогда не полагаться, что “пользователь не сможет ввести отрицательное число в возраст” – всегда проверяй на бекенде.

  • Ограничение попыток логина, сложность пароля – базовые вещи авторизации.

  • Хранение секретов (ключи, пароли) – не в репозитории, а в переменных окружения или специальных хранилищах (Vault).

Архитектура приложений

Поднимаясь от конкретного к общему: архитектура – это о том, как организовать всю систему. Есть разные подходы и шаблоны проектирования больших приложений.

MVC / MVVM:

  • MVC (Model-View-Controller) – классический шаблон: Model – логика данных, View – отображение (веб-страницы, шаблоны), Controller – обработчик, который получает запросы, обращается к моделям и выбирает view для отображения. Во многих веб-фреймворках (Rails, Laravel, старый ASP.NET) так. В Django, правда, своя терминология MTV: Model, Template, View (но там View – это контроллер фактически).

  • MVVM – Model-View-ViewModel, чаще в десктопе/фронтенде (например, Angular использует концепцию похожую). Бэкендеру можно знать, что это про разделение логики представления и состояния.

Монолит vs микросервисы:

  • Монолит – приложение целиком представляет собой единый сервис, единый кодбейс, один деплой. Проще в разработке и отладке, но может сложнее масштабировать (масштабируется целиком) и одна ошибка может уронить всё приложение.

  • Микросервисы – архитектура, где приложение разбито на набор независимых сервисов, каждый отвечает за свою часть функциональности и общается с другими через чётко определённые интерфейсы (обычно API). Преимущества: независимое масштабирование (можно увеличить только нужный сервис), изоляция сбоев (падение одного не всегда валит всю систему), команды могут работать автономно над разными сервисами. Недостатки: повышенная сложность (нужно настроить коммуникацию, управление конфигурацией, много деплоев), требуются DevOps-решения (тот же Kubernetes для оркестрации).

  • Для старта проекта часто лучше монолит (быстрее реализовать), а уже при росте переходить к микросервисам при необходимости. Стоит понимать когда нужен микросервис: например, компонент, сильно нагруженный, можно выделить, или часть, которой требуются совсем другие технологии.

REST vs GraphQL:

  • REST – мы уже обсудили: много эндпоинтов, каждый возвращает фиксированные данные.

  • GraphQL – альтернатива API: один endpoint (обычно /graphql), и клиент посылает запросы специальным языком, указывая, какие поля данных ему нужны, и сервер формирует ответ ровно с этими полями. Преимущество: гибкость, один запрос может собрать данные сразу из разных сущностей (то, что в REST потребовало бы несколько запросов). Недостатки: более сложная настройка на бэкенде, нужно описать схему, резолверы. GraphQL хорош для сложных фронтов (например, мобильное приложение может одним запросом получить и данные пользователя, и список его постов, и комментарии). Но для простых случаев REST проще.

  • Как бэкендер, ты можешь столкнуться с GraphQL, но чаще начинай с REST. Если интересно – посмотри библиотеки Graphene (для Django) или Ariadne, Strawberry для Python.

Шина событий, брокеры сообщений:

  • В микросервисной архитектуре часто общение идёт не только через прямые запросы, но и через обмен сообщениями (асинхронно). Event Bus (шина) – это посредник, через которого сервисы обмениваются событиями. Например, сервис А опубликовал событие "пользователь зарегистрирован", сервис B (например, рассылка) получил его и отправил приветственное письмо.

  • Message Broker – конкретная технология, реализующая очередь/шину: популярные – RabbitMQ (очередь сообщений, поддерживает разные паттерны, гарантирует доставку), Apache Kafka (распределённый журнальный брокер, очень производительный, используется для потоковой обработки данных и событий, хранит историю сообщений определённое время).

  • RabbitMQ хорош для задач типа отправка задач на обработку (например, Celery – см. следующий раздел, по умолчанию использует Rabbit/Redis). Kafka – для высокой нагрузки, аналитических событий, логов, где нужен event streaming (например, обработка миллиона событий в минуту в реальном времени, накопление их и т.д.).

Архитектуру определяют ещё понятия:

  • SOA (Service-Oriented Architecture) – микросервисы – частный случай этого, по сути.

  • Serverless архитектура – когда микросервисы не в виде постоянно работающих приложений, а как функции (AWS Lambda, etc.), вызывающиеся по запросу – хорошo для нерегулярных задач, снижает стоимость инфраструктуры, но тоже требует определённого подхода (функция должна быстро загружаться и быть статeless).

  • Domain-Driven Design (DDD) – подход к проектированию сложных приложений, разбивая их на домены (области знаний) с явными границами. Иногда используется, чтобы определять границы микросервисов.

Как бэкенд-разработчик, на первых порах следуй здравому смыслу: делай код модульным, разделяй слои (например, слой доступа к данным, слой бизнес-логики, слой веб-обработчиков). По мере роста проекта читай про шаблоны архитектур.

Логирование и мониторинг

Когда приложение запущено на сервере, нужно отслеживать его работу. Логирование – запись событий, ошибок, предупреждений в лог-файлы. Мониторинг – сбор метрик (нагрузка, время отклика, количество ошибок) и наблюдение в реальном времени.

Логи: Хороший бэкенд-код пишет информативные логи. Используй встроенный модуль logging – он позволяет логировать с уровнями (DEBUG, INFO, WARNING, ERROR, CRITICAL) и перенаправлять логи в файл или консоль. Логи помогают потом разбираться, что произошло, если случилась ошибка на продакшене. Удостоверься, что не логируешь чувствительные данные (пароли, токены).

В продакшене часто используют централизованные системы логирования. Например, ELK-стек:

  • Elasticsearch – хранит и индексирует логи;

  • Logstash – собирает и обрабатывает логи из разных источников;

  • Kibana – визуальный интерфейс для поиска и просмотра логов.
    Сейчас ещё модно использовать Grafana Loki – специальный “логовый” аналог, интегрируется с Grafana.

Мониторинг метрик:

  • Prometheus – популярная система мониторинга: регулярно опрашивает ваши сервисы, собирает метрики (специально экспонируемые числовые показатели, например, длина очереди задач, количество активных пользователей, память, CPU и т.д.).

  • Grafana – инструмент для графиков и алертинга. Обычно Grafana тянет данные из Prometheus (и др. источников) и рисует дашборды. Можно настроить оповещения (например, прислать в Slack, если метрика “ошибок 5xx за минуту” превышает порог).

  • Sentry – сервис для отслеживания ошибок приложений. Очень полезная штука: при возникновении исключения оно отправляется в Sentry, где собирается стек-трейс, контекст, и вы можете спокойно посмотреть все ошибки, произошедшие у пользователей, в удобном интерфейсе. Есть бесплатный план для небольших проектов.

Настрой мониторинг, как только приложение идёт в прод – это спасёт нервы. Хотя бы элементарно: писать ошибки в логи, и иметь скрипт/инструмент смотреть эти логи. Потом можно развернуть ELK (можно даже в Docker Compose) или подключить Sentry (несколько строчек кода – и все ошибки автоматом летят в дашборд).

Простыми словами: Представь, ты запустил ресторан ? (приложение) и сидишь в подсобке (серверной). Логи – как камера видеонаблюдения: записывают всё происходящее, чтобы потом понять, кто уронил поднос (какая функция вылетела с ошибкой). Мониторинг – как датчики: термометр на кухне, счётчик посетителей – они в реальном времени покажут, что, например, посетителей стало 0 (приложение упало) или кухня перегружена (очередь задач растёт).

Работа с очередями и потоками данных

Иногда нужно выполнять задачи асинхронно, вне основного потока обработки веб-запросов. Например, отправка письма пользователю, генерация отчёта, обработка изображения – это может быть долго. Чтобы пользователь не ждал, бэкенд ставит задачу в очередь, а фоновые “воркеры” выполняют её и потом, возможно, возвращают результат или сохраняют куда-то.

Celery

Для Python классическое решение – фреймворк Celery. Он позволяет легко отправлять задачи в очередь и обрабатывать их воркерами. Поддерживает разные брокеры (RabbitMQ, Redis).

Celery также может запускать периодические задачи (cron-like) – удобно для ежечасных операций.

Практика: Настрой Celery с Redis (проще всего) для своего проекта – скажем, вынос отправку email или сложный расчёт в задачу. Запусти celery -A myapp worker – увидишь, как он подхватывает задачи.

Kafka, RabbitMQ, Redis Streams

Если речь о потоках данных или коммуникации между микросервисами:

  • RabbitMQ – как сказали, надёжный брокер сообщений (с очередями, подтверждением получения и т.п.). Используется для постановки задач (как backend для Celery), а также для взаимодействия сервисов (один послал сообщение – другой получил).

  • Kafka – более “широковещательная” система. Сообщения в Kafka хранятся в топиках, продюсеры добавляют сообщения, консюмеры читают в режиме реального времени. Kafka очень масштабируется (на кластер), часто применяется для аналитики, сбора логов, событий пользовательских действий (например, трекинг кликов на сайте – летит в Kafka, потом аналитика считает).

  • Redis Pub/Sub или Streams – Redis помимо кеша может работать как простой брокер: у него есть режим Pub/Sub (каналы, куда можно публиковать сообщения, и все подписчики их получают), и Redis Streams – поток с сохранением истории, чем-то похожий на Kafka в миниатюре. Хорошо подходит для не слишком больших нагрузок, когда не хочется поднимать отдельный RabbitMQ или Kafka.

Google Pub/Sub, AWS SQS, etc.

В облаках свои службы очередей: AWS SQS (Simple Queue Service), Google Cloud Pub/Sub. Принцип тот же: отправил сообщение – получатель забрал. Если работаешь в облаке, скорее всего, проще воспользоваться их сервисом, чем тащить свой RabbitMQ.

Зачем тебе очереди?

  • Разгрузка веб-сервера: длительные операции – в фон.

  • Связь между сервисами: один компонент сообщает другому о событиях через сообщения, что даёт слабую связанность (они не вызывают напрямую функции друг друга).

  • Масштабирование: можно поднять несколько воркеров, которые параллельно обрабатывают очередь.

Работа с большими данными и аналитикой

Это немного в сторону от чисто веб-бэкенда, но часто пересекается. “Большие данные” – это когда объем, скорость или сложность данных выходят за рамки обычных БД. Если вдруг придется сотрудничать с Data Science отделом или интегрировать аналитику, полезно знать инструменты:

  • ETL – Extract, Transform, Load: конвейеры, перекачивающие данные из источников (баз, файлов, API) в хранилище, преобразуя по пути. Для организации ETL-процессов часто используют уже упомянутый Airflow.

  • Apache Airflow – планировщик и оркестратор сложных задач. Например, каждую ночь запусти сбор данных из API, затем обработай и запиши в Data Warehouse.

  • Pandas – библиотека Python для обработки данных (таблиц) в памяти. Крайне удобна для анализа и трансформации данных, визуализации. В веб-бэкенде иногда используют для генерации отчётов, работы с CSV/Excel.

  • Apache Spark – фреймворк для распределённой обработки больших данных. Если нужно обработать терабайты логов – делают кластер Spark, пишут задачу (можно на Python через PySpark) – он разбивает задачу между узлами. Это далеко не всегда потребуется бэкенд-разработчику, но на горизонте полезно знать, что такое есть.

  • Hadoop, Hive – более старые технологии для больших данных (HDFS – распределённая файловая система, Hive – SQL-подобный движок поверх HDFS). Spark во многом их заменил/дополняет.

  • Databases для аналитики: Columna-oriented базы (ClickHouse, Amazon Redshift, Google BigQuery) – для очень быстрого анализа по столбцам, могут обрабатывать огромные наборы данных.

  • ML и Data Science инструменты: может быть полезно знать, например, библиотеку scikit-learn или TensorFlow/PyTorch – вдруг нужно интегрировать модель машинного обучения на бэкенде (например, для рекомендации товаров).

Если твоя сфера – классические веб-сайты, возможно, с большими данными напрямую не столкнёшься. Но в фуллстек-разработке компаний иногда от бэкендера ждут, что он и отчёт сформирует по данным, и простенькую модель обучит. Так что базовое знакомство лишним не будет.

Пет-проекты

Пет-проекты – это небольшие побочные проекты “для души” и практики. Очень рекомендую: они дают опыт, пополняют портфолио и снимают страх перед новыми технологиями. После изучения основ начни писать что-то своё. Формат не важен: простой блог, чат, телеграм-бот, маленький веб-сервис для заметок – что угодно, что тебе интересно.

Цель пет-проекта – применить все эти темы на практике целиком. Тут ты столкнёшься с реальными вопросами: как организовать структуру проекта, как хранить конфиги, как деплоить приложение (попробуй выложить свой проект, например, на Heroku или Railway.app – платформы, где можно бесплатно запускать Docker-контейнеры).

Пет-проект учит работать с чужими библиотеками: ты наверняка подключишь какие-то пакеты (например, для отправки email, для обработки картинок и т.д.) и научишься разбираться в документации.

Важно: веди свой проект на GitHub – тогда ты и Git прокачаешь, и у тебя будет код, который можно показать работодателю. Даже небольшой, но законченный проект лучше пустого профиля.

Простыми словами: Пет-проект – как песочница, где можно строить замки и рушить их сколько угодно, набивая руку. Здесь не страшно ошибиться, затратить больше времени – зато, сталкиваясь с проблемами, ты учишься их решать. А потом на реальной работе подобные задачи уже не будут новыми.

Важно доводить проекты до хоть какого-то завершённого состояния. Пусть функционал минимален, но он должен работать, и пользователь должен понять, как этим пользоваться. Это дисциплинирует: учит писать README (описание проекта), делать понятную структуру.

Вот несколько идей для пет-проектов, которые помогут начинающему бэкенд-разработчику поэтапно прокачивать навыки из предложенного roadmap и создать впечатляющее портфолио:

1. RESTful API для блога

  • Описание: Разработайте API для создания, редактирования и удаления постов в блоге.

  • Технологии:

    • Flask или Django для API.

    • PostgreSQL или SQLite для хранения данных.

    • JWT для аутентификации пользователей.

    • Flask-RESTful для организации архитектуры API.

    • SQLAlchemy для работы с БД.

  • Чему научитесь:

    • Основы создания RESTful API.

    • Работа с базами данных и ORM.

    • Авторизация и аутентификация.

    • Валидация данных.

2. Микросервис для обработки изображений

  • Описание: Создайте сервис, который принимает изображения, применяет фильтры (черно-белый, размытие, обрезка) и возвращает измененные изображения.

  • Технологии:

    • FastAPI для создания API.

    • Pillow или OpenCV для обработки изображений.

    • Redis для кеширования результатов.

    • Docker для контейнеризации.

    • MongoDB для хранения информации об обработанных изображениях.

  • Чему научитесь:

    • Асинхронное программирование с FastAPI.

    • Обработка медиафайлов.

    • Кеширование с Redis.

    • Работа с Docker и контейнерами.

3. Приложение TODO с веб-интерфейсом

  • Описание: Простое веб-приложение для управления списками задач с возможностью создания, редактирования и удаления задач, с авторизацией пользователей.

  • Технологии:

    • Django для бэкенда.

    • Django ORM для работы с БД.

    • HTML/CSS/JavaScript для фронтенда.

    • Bootstrap для быстрой вёрстки.

    • SQLite или PostgreSQL для хранения данных.

  • Чему научитесь:

    • Полноценная интеграция бэкенда и фронтенда.

    • Авторизация и аутентификация пользователей.

    • CRUD-операции.

    • Основы фронтенда (HTML, CSS, JS).

4. API для погодного сервиса

  • Описание: Разработка API, которое подключается к внешнему сервису погоды и возвращает пользователю прогноз по городу с возможностью кеширования запросов.

  • Технологии:

    • Flask или FastAPI для создания API.

    • Requests для взаимодействия с внешним API.

    • Redis для кеширования запросов.

    • SQLAlchemy для работы с базой данных (если хотите хранить историю запросов).

  • Чему научитесь:

    • Взаимодействие с внешними API.

    • Асинхронное программирование для оптимизации запросов.

    • Кеширование с Redis.

Soft skills и карьерный рост

Технические знания – это отлично, но не менее важны soft skills – коммуникация, умение работать в команде, планирование, самообучение. Разберём и вопросы карьеры, которые стоят перед каждым разработчиком.

Портфолио:

  • Собери свои проекты на GitHub. Оформи репозитории: хороший README с описанием, скриншотами, инструкцией запуска. Это показывает твою ответственность и внимание к деталям.

  • Сделай небольшой пет-проект, но постарайся сделать его полностью (пусть урезанный функционал, но доведи до деплоя). Работодатель скорее оценит один законченный проект, чем пять начатых и брошенных.

  • Можно сделать личный сайт-портфолио (даже статичный на GitHub Pages) и описать там свои умения, проекты, блог, если есть.

Контрибьют в open-source:

  • Это и обучение, и плюс к резюме. Найди на GitHub проект по душе (можно начать с простого – поправить документацию, или решить issue обозначенную как “good first issue”). Например, улучшить перевод, добавить маленькую функцию. Ты получишь опыт code review – мейнтейнеры будут комментировать твой вклад, будешь править – это ценно.

  • Участие в open-source показывает, что ты умеешь работать в команде удалённо и разбираться в чужом коде.

Путь Junior → Middle → Senior:

  • Junior – знает синтаксис языка, может решать задачи по образцу, нуждается в наставничестве, не несёт ответственности за архитектуру.

  • Middle – уверенно пишет код самостоятельно, может оценить задачу, знает стандартные библиотеки и практики, разбирается с относительно незнакомыми вещами по документации, начинает помогать джунам. Middle уже предполагается, что может выбирать решения, оптимизировать.

  • Senior – не только пишет код, но и проектирует систему, принимает архитектурные решения, код ревьюит других, знает как наладить процессы (тестирование, деплой). Часто берет на себя наставничество, коммуникацию с бизнес-заказчиками, может руководить небольшой командой технически.

Как расти:

  • Учись у коллег: Не стесняйся задавать вопросы. Читай код опытных разработчиков в команде, посещай code review не только своего кода.

  • Бери ответственность: попробуй решать чуть более сложные задачи, чем делал до этого. Если есть шанс взяться за небольшой под-проект – соглашайся, даже если страшно. На ошибках учатся.

  • Развивай навыки планирования и оценки времени: умение прикинуть, сколько займёт задача, приходит с опытом. Пробуй уже на уровне джуна думать: “что мне нужно для выполнения, какие шаги и сколько примерно уйдёт”.

  • Софт скиллы: Синьор – это зачастую медиатор. Поэтому тренируй общение: ясно объяснять свои мысли, писать понятные сообщения в чатах/коммитах, аргументировать решения. Учись принимать конструктивную критику и давать её.

Собеседования:

  • Будь готов к техническим вопросам (алгоритмы, базы, фреймворк). Для позиций Junior/Middle часто дают небольшое тестовое задание – отнесись серьёзно, делай с аккуратностью, покрывай тестами, это покажет тебя с лучшей стороны.

  • Некоторые компании (особенно крупные) просят решать алгоритмические задачи (здесь поможет тренировка на LeetCode/HackerRank).

  • Обязательно подготовь рассказ о своих проектах: что сделал, с какими трудностями столкнулся, чему научился. Это почти всегда спрашивают.

  • Также могут спросить про командный опыт: например, “была ли ситуация, когда вы не согласны с ревью? что делали?”. Такие вопросы проверяют твои софт-скиллы. Отвечай честно, но старайся показать зрелость (например, “да, я поспорил, но потом понял, что коллега прав/или мы вместе нашли компромисс”).

Не бойся меняться и учиться новому. Наша сфера постоянно развивается. Технологии, которые ты учишь сегодня, через 5 лет могут устареть – и это нормально. Главный навык – умение учиться. По этому роадмэпу ты уже этому учишься самостоятельно ?.

И помни: у каждого свой темп. Кто-то за год из джуна вырастает до мидла, кому-то нужно два – это не гонка. Главное – прогресс и удовольствие от процесса. Выгорание – реальная проблема в IT, так что не забывай отдыхать, заниматься спортом и поддерживать социальную жизнь, даже когда код захватывает весь мозг ?

Если вам близка тематика backend-разработки, инженерных подходов и построения образовательных продуктов (а так же смешных мемов и историй из практики) — можно подписаться на мой блог. Иногда пишу о практическом опыте, архитектуре, стартапах и развитии backend-команд. А если интересно, чем занимается наша команда в Техниуме, — заходите на наш блог.

Комментарии (15)


  1. pnmv
    18.06.2025 13:37

    Осталось понять, как, со всем этим багажом, начинающему прорваться хотя-бы на собеседование.

    (Не понял, правда, для чего бекенду углубляться в недра фронтенда, но не настаиваю, конечно.)


    1. Wra1th
      18.06.2025 13:37

      Возможно кто-то захочет потом качаться в фулл-стек разработчика.


      1. Morlena106 Автор
        18.06.2025 13:37

        Это абсолютно объективно, или наоборот как типичный бэк поймет, что от верстки его тошнит ахахах


    1. Morlena106 Автор
      18.06.2025 13:37

      Ну тут не прямо углубляться, но хотя бы общее понимание что такое HTML/CSS, для чего существует JS и что такое фронтенд у бэкендера все таки должно быть)))


      1. pnmv
        18.06.2025 13:37

        Html/css/js, ещё всякие json/xml, это понятно. Особенно, если предстоит что-нибудь парсить. Остальное под большим вопросом.

        Это, как с экселем - парсить его хорошо бы, а вот нужно ли забивать голову горячими клавишами...

        А то, когда слишком много знаешь, один говорит - "тебе поверстать надо!", другой - "а давай-ка ты побудешь девопсом?", и всё это великолепие за одну зарплату, начального уровня.

        (я начинал ещё до повсеместного разделения на фронтендов с бекендами, поэтому у меня были только админ, да верстальщик, но то совсем другие времена)


    1. izibrizi2
      18.06.2025 13:37

      Никак. Потому что важны знания предметной области и техническое образование, где ты с этим сталкиваешься на протяжении 5 ти лет. Обычно вкатуны не очень хорошо понимают что вообще с этим всем этим делать и как/где лучше применять


      1. pnmv
        18.06.2025 13:37

        это сейчас все разошлись по предметным областям. двадцать лет назад, например, картина была другая. тогда, правда, питон мало, кому был нужен.


    1. kneaded
      18.06.2025 13:37

      Ну мне лично недра фронтенда помогли написать код, который запускается по событию. Что он делал - на confluence обновлял табличку - вносил или изменял запись, которая относилась к той или иной технологии, туда же дата commit, туда же "светофор sonar". Всё нужно было для отчётности. Править ручками - очень не хочется, когда много сервисов деплоишь. А html понимание мне помогло - я парсил html страницу confluence, изменял ту часть с таблицей и заливал обратно


  1. temadiary
    18.06.2025 13:37

    а как же база в виде computer science и базовых принципов разработки?
    без этого разработчик просто лишь бездумный исполнитель


  1. ahmpro
    18.06.2025 13:37

    ни uv/poetry, ни 12 factor app ... это точно современный roadmap?)

    PS: тулинг разумеется мелочь, но всё-таки)


  1. sepulkary
    18.06.2025 13:37

    Спасибо за проделанную работу!

    Так совпало, что я тоже потихоньку пилю roadmap для Python-разработчиков. Путеводитель лежит на GitHub'е и включает в себя 12 глав, от "Структур данных" до "Data science" (посерёдке еще есть темы "Управление данными", "Потоки данных", "ООП", "Под капотом Python", "Многопоточность/многопроцессность/асинхронность", "Распространённые практики", "Алгоритмы", "Базы данных", "Сети", "Архитектура", "DevOps").

    Зелёненькие темы рекомендуются джунам, жёлтенькие - миддлам, а красные - синьорам. Всё, конечно, достаточно условно и субъективно, плюс, синьоры, разумеется, сами выбирают темы для обучения; практически невозможно досконально знать (и более того, использовать в повседневной работе) как внутренности PostgreSQL, так и тонкости PyTorch.

    Если вы дружите с Obsidian, то можете редактировать файлы *.canvas с учётом своих хотелок. Пожелания и замечания всячески приветствуются!


  1. izibrizi2
    18.06.2025 13:37

    Вы предлагаете знать мультипоточность, кафки, а затем рекомендуете сделать тудушку и сервис погоды. Серьезно? :)


  1. WebPeople
    18.06.2025 13:37

    Это не роадмап. Это компиляция нескольких промтов из gpt на тему роадмапа. Типа перечня, что надо знать. Потому что роадмап, по-моему мнению, это нечто другое. Из разряда - сначала сделай вот это и изучи вот это, потом сделай вот это и т.д. А все технологии, что указаны в статье должны быть частью таких "шагов".

    Как по такому роадмапу я смогу что-то изучить? Тут каждая технология это как бездонный колодец, в который можно достаточно долго погружаться, и не знаешь, когда нужно остановится и переходить к следующему.


  1. paab
    18.06.2025 13:37

    Django же обучит тебя правильной структуре крупного проекта

    Очень громко сказано. Пометку «там есть своё “видение”» следует расписать подробнее, если материал действительно ориентирован на помощь новичкам. Django ничего не знает про правильную структуру, а навязывает собственную, накладывает жёсткие ограничения и зависимость от фреймворка.

    Позволяет быстро стартовать большой проект.

    Быстро лишает гибкости и возможности дальнейшего развития без страданий, если это выходит за рамки того функционала, который заложили разработчики фреймворка. Django, как любой инструмент, хорош для своих задач, но не даст «всё и сразу». Не вводите в заблуждение.

    Пишите про Django, а ссылку даете на видео по Django REST framework. У Балакирева есть плейлист по Django.
    https://www.youtube.com/playlist?list=PLA0M1Bcd0w8yU5h2vwZ4LO7h1xt8COUXl
    https://proproprogs.ru/django4
    Вашу сслыку на уроки по DRF уместнее разместить в раздел с сомнительным заголовком "7. Разработка RESTful"


  1. qpasha
    18.06.2025 13:37

    Никогда не понимал роадмапы с изучением каких то конкретных технологий.

    Жизнь разработчика такова что ты должен знать принцип и область использования технологий, а кто с чем столкнется в проде предсказать сложно.