Почему я люблю стратегии?
Этим вопросом я задался после очередной партии в Civilization V — и с тех пор он не покидал меня. Я много лет играю в стратегические игры, где провёл тысячи часов, и, казалось бы, видел в них уже всё, но всякий раз с удовольствием возвращаюсь, чтобы сыграть ещё.
Приветствую тебя, читатель! Сейчас я проведу тебя через увлекательный путь размышлений и познакомлю с моим маленьким игровым проектом!

Моё знакомство с серией Civilization началось около десяти лет назад. Сыграв первую партию, я сразу понял, что в ней есть что-то волшебное. С каждым ходом эта магия затягивала всё сильнее. Наиграв множество партий Civilization V и VI, снова и снова наблюдая, как моё государство, несмотря на трудности, борется за выживание на враждебной, неприветливой планете, я всё сильнее очаровывался магией стратегических игр. Похожее чувство я испытал и в Total War, когда вёл римских легионеров сквозь штормы Средиземного моря и плёл интриги в гражданской войне между сёгуном и императором Японии. А в каких играх вы замечали нечто подобное?
Чем больше я играл, чем глубже понимал механики, чем ярче были победы и горче поражения — тем сильнее хотел разгадать, в чём же секрет этой магии. И однажды я понял: ответить на этот вопрос смогу только тогда, когда сам создам стратегию. Так, в начале 2025 года появилась идея игры MyCivGame — стратегии, в которую я вложу весь свой игровой опыт, знания и творческие силы!
Чтобы не потеряться, вот мои контакты: я всегда буду рад любой обратной связи и просто пообщаться про мою игру!
Мой Telegram-канал, в котором я рассказываю про разработку MyCivGame
Мой YouTube-канал, в котором я показываю разработку MyCivGame
Что такое MyCivGame?
Прежде всего мне нужно было понять: о чём будет моя игра? Какую цель я хочу поставить перед игроком? Ответ нашёлся довольно быстро: это будет глобальная пошаговая стратегия, в которой игрок выступит в роли главы государства и попытается добиться мирового господства. С помощью интриг, дипломатии и грубой силы ему предстоит получить контроль над большей частью мировой экономики.
Но цель — это только вершина айсберга. Важно, чтобы путь к ней был захватывающим и интересным. Я сразу решил, что MyCivGame должна быть именно игрой, а не сухим симулятором таблиц. Но что делает игру игрой? Простой, но фундаментальный ответ: наличие понятных, устойчивых правил. В реальности мир хаотичен и непредсказуем, а в хорошей игре каждое действие имеет понятные и логические последствия. Чем лучше игрок понимает связь между своими решениями и тем, к чему они приводят, тем спокойнее и увереннее он себя чувствует в той роли, которую предлагает ему игра. Следовательно, моя игра должна строиться на прозрачных, интуитивно понятных механиках, которые дают игроку ясную обратную связь и вызывают яркие эмоции. А ты что думаешь по этому поводу? Согласен ли с моим выводом?

Я решил, что игра будет происходить на вымышленной, но похожей на Землю планете, где история человечества пойдёт по новому пути. Для каждой партии будет создаваться уникальная карта, чтобы добавить больше разнообразия и необычных ситуаций. Впрочем, ничто не мешает в будущем добавить и карту нашей планеты — с реальным расположением регионов, городов и стран.
Я долго размышлял, с какого времени должна начинаться игра. Вариантов было два: V–VI века до н. э. накануне подъёма Рима или VI–VII века н. э. после распада Западной Римской империи. В итоге я выбрал второй, так как хочу больше показать средневековье и переход к Новому времени. Конец игры условно ограничен 1914 годом — моментом, после которого мир вступил в эпоху распада империй. Однако я всё ещё в поиске идеальных временных рамок для игры, поэтому буду рад любому новому мнению по этому поводу!
Какие механики будут в MyCivGame?
Если основная цель игры — экономическое доминирование, то логично сделать экономику ключевой игровой системой. Она должна быть глубокой, комплексной, но при этом доступной и понятной, а остальные механики будут инструментами, чтобы на неё повлиять.

Военное дело займёт важное место, так как в стратегиях это источник динамики и острых эмоций. Если в Civilization V оставить включённой только военную победу, ботам буквально сносит крышу, и они превращают игровой мир в арену, на которой сильные империи не останавливаются ни перед чем в стремлении к мировому господству, перемалывая всех, кто недостаточно силён и изворотлив. В MyCivGame войны будут масштабными, стратегическими и тесно связанными с экономикой, так как армия будет прямым отражением экономической силы государства.
Отдельного внимания заслуживает религия. В большинстве игр ей уделяют незаслуженно мало внимания, однако именно церковь положила начало множеству интересных исторических событий. Я хочу, чтобы религия в MyCivGame стала настоящим полезным инструментом в руках игрока, не просто давая бонусы, а являясь полноценной игровой механикой, позволяющей гибко и разнообразно отвечать на вызовы, которые ставит игра.
Внутренняя политика — ещё один важный аспект. Государством управляют не только короли, но и герцоги, полководцы, священники. Я не стану добавлять глубокие ролевые механики, вместо этого я возьму за ориентир механику партий из Total War: Rome II и переработаю её так, чтобы она сделала внутреннюю политику интересной и увлекательной: игроку предстоит следить, чтобы его верные вассалы в самый ответственный момент не повернули меч против него.
Об остальных игровых механиках я расскажу в будущем, и я всегда буду рад рассмотреть любые твои идеи и предложения.
Мультиплеер и модификации
Если ты хоть раз пытался сыграть в Civilization по сети, то знаешь, как много времени уходит на запуск стабильной сессии. И чем больше игроков — тем больше проблем. В MyCivGame я уделяю особое внимание сетевому коду и стабильности мультиплеера, чтобы избежать подобных сложностей.

Кроме того, я хочу, чтобы MyCivGame была не просто игрой, а полноценной платформой для модификации. Я планирую предоставить набор простых в использовании инструментов для создания пользовательского контента. Это позволит сообществу переосмысливать игру, добавляя новые фракции, войска, технологии и игровые механики, давая возможность превратить игру в увлекательный конструктор.
На прощание
Я начал разработку в январе 2025 года и за полгода проделал большое количество работы, однако впереди ещё множество интересных задач — каждый шаг приближает меня к цели: создать действительно захватывающую стратегию, которая сможет увлечь игрока на сотни и тысячи часов.
Если у тебя есть интересные идеи игровых механик, которые ты хотел бы видеть в моей пошаговой стратегии, я с удовольствием их изучу и буду рад любой обратной связи. Благодарю за внимание и до скорой встречи!
Комментарии (20)
Yrninibg
18.06.2025 17:20Очень вдохновляет. Спасибо за прозрачность и внятную концепцию. Пошаговым стратегиям не хватает свежей крови)
Vielsk Автор
18.06.2025 17:20Спасибо огромное за тёплый комментарий! Я очень рад, что моя идея оказалась понятной и вдохновляющей. Будет здорово узнать, какие механики или новшества вам хотелось бы увидеть в подобных проектах?
DimaRed80
18.06.2025 17:20Удачи Вам! Искренне надеюсь, что Вы доведете свой проект до финала) Попробуйте выйти на краудфандинг, это добавит не только мотивации)
Vielsk Автор
18.06.2025 17:20Большое спасибо за поддержку! Идея краудфандинга очень интересная, если есть какие то полезные советы на эту тему, я с радостью их выслушаю!
SadOcean
18.06.2025 17:20Удачи с проектом. Тяжкое бремя)
Vielsk Автор
18.06.2025 17:20Спасибо большое! Мой проект не совсем бремя, и мне действительно нравиться его делать! Однако, не могу не согласиться с тем, что, иногда, это занимает очень много сил, и разработка любого проекта в одиночку - это серьезный вызов!
NightBlade74
18.06.2025 17:20Самое сложное в таких играх - сделать правильный баланс. А для этого надо в эту игру при разных условиях отыграть несколько тысяч раз от начала и до конца. А это точно не для одного человека задача.
Vielsk Автор
18.06.2025 17:20Согласен, у меня пока что три здания и несколько юнитов, и уже задача баланса является не простой. Одна надежда на помощь друзей в тестировании и анализ баланса параметров с использованием ИИ агентов :)
NightBlade74
18.06.2025 17:20Баланс юнитов - самый простой баланс из всех игровых механик. Огромная сложность будет в технологиях, политике, культуре. Просто там могут неожиданно появляться такие выигрышные стратегии, что все остальное становится неинтересным и бессмысленным. К примеру, открыл атомную бомбу первым - и всё. Никто на поле боя противостоять не может. Скомпенсировать возможность клепать вундервафли чем-то другим довольно сложно. Сделать ее супердорогой - в ней пропадет смысл, одна бомба проблем не решит, а за эти деньги можно наклепать оружия попроще, но более массового, которое таки проблему решит. Можно как-то политику подключать, но там вменяемые алгоритмы гораздо сложнее, чем тактическая битва нескольких юнитов на поле боя размером 10х10.
В общем, вам реально надо МНОГО друзей.
Grandiozno
18.06.2025 17:20Мне кажется жесткая привязка к периоду времени ограничивает. "Я не могу это добавить в игру это не соответствует этому периоду", "нет я не могу использовать эту технологию она слишком современная" и т.д. Те кто играли в стратегию много времени врятли заинтересуются проектом если в ней своей изюминки, им хочется то чего никогда не видели. Например вместо стран человеческой цивилизации другие расы: кобольты, безымянные, дворфы, гоблины, птичья империя, духи, насекомые. А делать игру очень похожую на цивилизацию ну на просторах интернета таких много и тебе не удастся привлечь большую аудиторию. И самое главное реклама своей игры нужна и многие ею пренебрегают.
Vielsk Автор
18.06.2025 17:20Благодарю за большое количество идей! Если честно, я не хотел бы лезть в фэнтези, не думаю, что у меня получиться сделать интересную вселенную. Вместо этого лучше создам инструменты, которые позволят мододелам добавить всё, на что хватит фантазии :)
leadraven
18.06.2025 17:20Мне с некоторого момента хочется в подобных играх увидеть отражение объективности исторического процесса и механику экономических классов.
Но как это увязать с агентностью игрока - загадка.
Vielsk Автор
18.06.2025 17:20Это действительно интересная и непростая задача найти баланс между реалистичностью и игровым процессом. Я больше нацелен на создание интересной стратегической игры, нежели правильности отражения исторических событий и настоящих социальных процессов. Однако я нацелен на то, чтобы мои механики хотя бы не противоречили настоящим экономическим процессам и выглядели логичными и понятными! Я достаточно много времени уделил изучению механик игр от Paradox, в которых был сделан акцент реалистичность, но считаю, что такой подход в моей игре просто так не применим, я постараюсь, чтобы каждая механика была интересной, приятной и интуитивно понятной!
Stanl1
18.06.2025 17:20Удачи с проектом. Думаю, для вдохновения вы можете взглянуть на игру unciv, она бесплатная opensource и является копией CIV5.
Vielsk Автор
18.06.2025 17:20Спасибо большое за поддержку, я рассматривал unciv и даже немного играл в неё, в будущем обязательно подробно изучу её исходный код! Если есть ещё интересные похожие проекты в открытом доступе, буду рад узнать и про них )
lgorSL
18.06.2025 17:20Ещё для вдохновения и для изучения игровых механик можно посмотреть на 1-4 версии цивилизации - они довольно сильно отличаются от пятой, и я не скажу что отличие в качестве - скорее, они просто другие.
Причём добавление одной механики часто тянет за собой всё остальное - в третьей цивилизации можно было ставить неограниченное количество юнитов на клетку, города сами защищаться не умели, не-артиллериейские юниты не могли стрелять через несколько клеток, а в кораблик можно было сажать несколько наземных юнитов для перевозки по воде.
lgorSL
18.06.2025 17:20Ещё можно глянуть на https://github.com/C7-Game/Prototype - там делают клон третьей цивилизации.
NightBlade74
18.06.2025 17:20Прям с исходниками не подскажу, но есть альтернативная Цивилизация от Activision - Civilization: Call to Power I/II. Должен сказать, что некоторые вещи там сделаны более логично и интереснее, чем у Сида. Ну и идей они туда чуть больше набросали. Насчет первой мне сложно что-то сказать, она получилась не очень удачная и довольно глюкавая (хотя, мож это у меня такая версия была). Вот вторая вообще замечательная, хотя там выбросили космический слой (в первой можно было за облака переместиться и даже, вроде, там города делать). Есть официально модернизированная версия второй, которая запускается на современных ОС без проблем, ее можно найти. Из доп плюсов для вас: там есть штатный режим читов и редактор карт, поэтому можно отдельные нюансы отсмотреть не отыгрывая все от начала до конца.
jbourne
18.06.2025 17:20Жанр, стиль и механика очень правильные. Что бы меньше "шоу", а больше сути и голову "включать".
Выглядит отлично и дело годное. Вам удачи!
ПС. В демке музыка тоже хорошая.
Vielsk Автор
Я мискликом удалил чей-то комментарий, когда пытался на него ответить. Искренне прошу прощение у этого человека, но я не знаю как его вернуть........