Или почему анализ фидбэка больше не должен лежать мёртвым грузом в чатах и на гугл диске :)

Привет! На связи человек, который раньше сам вручную копался в отзывах, выделял темы, искал инсайты и под конец дня выглядел, как выжатый лимон. Сейчас же сижу, пью кофе и смотрю, как нейросеть всё делает за меня для моих клиентов.

Как нейросети вытаскивают золото из отзывов клиентов
Как нейросети вытаскивают золото из отзывов клиентов

В этой статье расскажу как именно ИИ анализирует клиентские отзывы, какие инсайты можно найти, даже если кажется, что там одна вода, и что делать, чтобы нейросеть реально приносила пользу, а не пылилась как модный, но бесполезный инструмент.

? Почему анализ отзывов — это важно (и прибыльно)

Если коротко: в отзывах уже есть ответы на 90% ваших вопросов по продукту. Что не так? Что нравится? Почему уходят? Почему остаются? Почему выбирают конкурентов? Всё это клиенты пишут просто не всегда прямо.

Раньше, чтобы это понять, приходилось читать сотни отзывов, выписывать темы, сортировать, строить гипотезы. Сейчас включаем нейросеть и получаем:

  • Общую тональность: «всё плохо», «всё ок», «вау, вы лучшие»

  • Топ темы: «цены», «скорость доставки», «качество упаковки»

  • Проблемные зоны: «всегда опаздывают», «саппорт не отвечает», «не работает кнопка на сайте»

  • Инсайты: «люди хвалят приложение, но боятся вводить карту — не хватает доверия»

? Как это работает на практике

ИИ использует обработку естественного языка и учится на примерах. Вот что он делает:

  1. Определяет тональность — положительный, нейтральный или негативный отзыв.

  2. Выделяет ключевые темы — доставка, саппорт, продукт, цена, UX и т.д.

  3. Группирует по смыслам — собирает похожие отзывы в кластеры.

  4. Достаёт инсайты — если 17 человек упомянули «проблемы с оплатой», это не совпадение.

  5. Выдаёт рекомендации — типа: «обновите форму оплаты», «перепишите инструкции».

? Пример промта для ИИ

Вот как можно общаться с нейросетью. Пишешь:

Проанализируй следующий клиентский отзыв и предоставь: Общую тональность (положительная, отрицательная или нейтральная). Ключевые темы, упомянутые в отзыве. Основные положительные и отрицательные аспекты, выделенные клиентом. Возможные рекомендации для улучшения продукта или сервиса на основе отзыва.

Работает? Да. Причём быстрее, чем вы дочитали до этого места.

? Преимущества ИИ-анализа

  1. Скорость. ИИ обрабатывает 100+ отзывов за пару секунд.

  2. Объективность. Машина не устала, не залипла в TikTok и не путает «хорошо» с «плохо».

  3. Глубина. Выдёргивает неочевидные паттерны.

  4. Прогноз. Видит тренды: если пользователи начали просить «тёмную тему» скорее всего, это скоро станет супер популярным.

Комментарии (4)


  1. achekalin
    26.06.2025 05:51

    Ещё добавлю - в отзывах (если убрать купленные и ошибочные) есть именно опыт юзеров, а не только то, что маркетолог, товара или продукта часто ни разу не видевший, напишет (может, даже с помощью LLM) как часть из пары тысяч описаний за рабочий день (когда уже писать не хочется, но надо).

    Сейчас летняя тема, идёшь отель выбрать, да не в России, а где-то за границей - в текстах описаний общие слова, в конце приписка "администрация отеля оставляет за собой право сменить номер на другой, с другим описанием". Лезешь в комменты, и там - "детская анимация отстой", "в номерах грязно" или "отель нормальный, но на отшибе, и вокруг просторы, по которым не погулять ногами".

    Про российские отели и "отели" вообще можно сразу отзывы начинать читать. Все наши говноагрегаторы, во-первых, в категорию "отели" сваливают всё, где можно переночевать (т.е. и хостелы, и аппарты/квартиры, и гостинницы), часто не давая адекватного фильтра на эту тему, во-вторых, вообще не отвечают за описание (да и вообще ни за что).

    Точно такая же история с сайтами дистанционного обучения - там вообще адЪ, СодомЪ и Гомора (все площадки обучения как одна имеют одинаково пустые сайты, где на поверхности нет трех важных вещей - стоимости, квалификации преподавателей и других сотрудников, и ответственности за качество). Отзывы надо искать на других площадках, читать, вникать - да, голова кипит, но как ИИ с этим простым образом поможет?

    Твит на эту тему у Вас получился хороший, два вопроса осталось: отзывы к вещи, продукту, услуге надо читать не только на самой площадке, но и на сторонних, а это уже полноценное исследование, где даже ИИ легко ошибётся, перепутав отзывы и товары. И, второй вопрос, сегодня покупные положительные отзывы, как и платное удаление отзывов отрицательных - привычная практика бизнеса. Как только ИИ-анализ станет популярен, так отзывы мимикрируют, подстроившись под требования ИИ, и - спам шагнет на новый уровень, верно?


  1. NutsUnderline
    26.06.2025 05:51

    Ну хоть ИИ это читает


  1. Kamil_GR
    26.06.2025 05:51

    Ощущение, что вы не работали в реальности с этим кейсом. Анализ по одному отзыву с вашим промптом это сжигание денег в топке АПИ. В моносессии это ручной труд. Если вы анализируете каждый новый отзыв, это даст вам очень мало

    Выводы надо делать по массиву отзывов, например так:

    Проанализируй массив из 200-500 отзывов и выдай:

    • Топ-10 тем с частотностью упоминаний

    • Проблемы, ранжированные по критичности

    • Динамику тональности (если есть даты)

    • Неочевидные корреляции между темами

    • Рекомендации с оценкой потенциального impact'а

    А ещё лучше, учитывая объем задачи, многоэтапный анализ: сначала извлечение всех тем, потом группировка, потом поиск инсайтов.

    Ваш пример можно использовать только для демонстрации возможностей ИИ, но для реального бизнеса нужен системный подход, а не точечные запросы.


  1. CBET_TbMbI
    26.06.2025 05:51

    Проанализируй следующий клиентский отзыв и предоставь: Общую тональность (положительная, отрицательная или нейтральная). Ключевые темы, упомянутые в отзыве. Основные положительные и отрицательные аспекты, выделенные клиентом. Возможные рекомендации для улучшения продукта или сервиса на основе отзыва.

    Лол. И получаешь из отзыва на пару строк страницу болталогии. Отличный план.