Для детей, изучающих программирование, существует несколько отличных сред, включая визуальные среды для начинающих и текстовые языки для более продвинутых. Scratch, Tynker, Swift Playgrounds подходят для начального уровня. Для детей постарше, Python является популярным выбором из-за простоты синтаксиса. 

Давайте теперь рассмотрим подробнее универсальные  среды программирования:

Scratch: один из самых популярных инструментов для обучения детей программированию. Он использует блоки, которые можно перетаскивать, чтобы создавать игры и анимацию. Scratch имеет простой и понятный интерфейс, что делает его отличным выбором для детей младшего возраста. 

ScratchJr: специально разработан для детей от 5 до 7 лет, предлагая визуальное программирование в игровой форме. 

Tynker: образовательная платформа программирования, такая как Scratch, которая помогает детям освоить навыки программирования, включая игровой дизайн, веб-дизайн, анимацию и робототехнику. Он включает в себя курсы по моддингу Minecraft, игровому дизайну Minecraft, творческому программированию, Python и CSS, предлагает 65+ курсов и 5000+ активностей, что позволяет детям изучать программирование через игры и интерактивные проекты. 

Swift Playgrounds: разработан компанией Apple, и позволяет изучать Swift (язык программирования) на iPad, обучая детей основам программирования через интерактивные уроки. 

Python: мультипарадигменный высокоуровневый язык программирования общего назначения с динамической строгой типизацией и автоматическим управлением памятью, ориентированный на повышение производительности разработчика, читаемости кода и его качества, а также на обеспечение переносимости написанных на нём программ. Известен своим простым синтаксисом и широким спектром применений, включая веб-разработку, анализ данных и искусственный интеллект. Python может быть отличным выбором для детей, которые уже освоили визуальное программирование. 

Ниже предлагаем рассмотреть среды программирования  с роботехническими комплексами, которые работают совместно с оборудованием своего производства

LEGO WeDo 2.0.: используют scratch, дети уже в начальной школе смогут погрузиться в мир программирования. Благодаря кубикам LEGO, простому в использовании программному обеспечению и захватывающим STEM проектам учителя получают в своё распоряжение всё необходимое для обучения детей основам программирования.

LEGO MINDSTORMS EV3: графический интерфейс с блоками, которые соединяются в цепочки для создания программ, используют так же scratch

LEGO Education SPIKE Prime: Набор LEGO Education SPIKE Prime является практико-ориентированным образовательным решением, которое идеально подходит для STEAM-обучения.  С помощью конструктора ученики 7-11 лет могут освоить предметы технического и естественно-научного цикла. У учеников, регулярно выполняющих увлекательные проектные задания, развиваются навыки критического мышления, способность работать в команде и быстро принимать решения. Конструктор LEGO Education SPIKE™ Prime предоставляет учащимся безграничные возможности для творчества.

VEX используют VXCode, есть несколько разных версий для разных навыков в программировании - только блоки, блоки и код на C++/Python. Есть версия с виртуальной симуляцией. Среда блочного программирования типовая - блоки с командами собираются в цепочку.

ZMROBO, робототехнический комплекс, блоки или иконки собираются в цепочку.

Еще есть TRIK Studio — среда программирования, позволяющая решать задачи как с помощью последовательности картинок, так и сложного текстового языка. Бесплатная среда программирования роботов с интерактивным режимом имитационного моделирования.

РОББО,  используют scratch, в главных ролях у которого - робот (или другой персонаж). Можно моргать светодиодами, работать с переменными, доступны математические операции, работа с датчиками, звуками. Доступна онлайн версия, есть для скачивания.

Роботрек IDE - среда разработки, основанная на Arduino IDE и дополненная визуальной средой программирования для составления программ из блоков без необходимости писать и редактировать код. Визуальная среда разработана на основе проекта Ardublock и предоставляет собой плагин для Arduino IDE, генерирует код на языке программирования C из визуальной программы. При этом структура визуальной программы практически всегда соответствует структуре текстовой программы, что позволяет переходить от визуального программирования к текстовому с наименьшими усилиями. Доступно для скачивания на Windows.

IoTik Studio: графическая среда программирования для контроллера IoTik. Ее основная особенность - возможность быстро и просто создавать программы с помощью визуальных блоков. Никаких подробностей, доступна для скачивания.

Omegabot IDE: в основу визуальной среды разработки положена всемирно известная и популярная среда Scratch, которая обеспечивает плавный переход из визуальной программы на язык программирования С++ и Python. При этом практически полное соответствие структуры системы блоков текстовому коду облегчает освоение программы. Доступна для скачивания. Является дополнением к arduinoIDE v1.8.x

Ardublock: это платформа блочного кодирования для платформ Arduino, ESP, STM, MIK, BIT, доступна поддержка плат ELBEAR

Еще одна среда программирования - BearLogica

BearLogica — это интуитивно понятная русскоязычная визуальная среда программирования, разработанная компанией Элрон, как часть экосистемы для работы с отечественными микроконтроллерами. Приложение предназначено для программирования микроконтроллерных плат ELBEAR, разработанных в Элрон на базе российского чипа MIK32 Амур, выпускаемого компанией «Микрон».

Среда построена на основе Blockly — визуального фреймворка от Google, позволяющего собирать логически связанные программы с помощью графических блоков. Такой подход особенно удобен для начинающих пользователей, школьников, студентов и педагогов, а также инженеров, которым важно быстро протестировать идеи без погружения в синтаксис языка.

Приложение позволяет:

  • Собирать программу из графических блоков без необходимости писать код вручную.

  • Генерировать из этих блоков код на языке C/C++, совместимый с Arduino IDE.

  • Загружать полученный код напрямую на платы ELBEAR через стандартный USB-интерфейс.

  • Доступна поддержка плат ELBEAR ACE-UNO, ELBEAR ACE-NANO.

На данный момент приложение доступно для использования на операционной системе Windows.

Основное окно программы

Главное окно BearLogica включает в себя:

  • Панель управления (1) — кнопки сохранения, выбора платы и COM-порта, проверки и загрузки прошивки.

  • Панель блоков (2) — содержит категории доступных блоков и конструкций.

  • Рабочую область (3) — пространство для сборки логики программы.

  • Окно редактора кода (4) — окно с кодом на C/C++, содержимое которого автоматически генерируется при добавлении нового блока в рабочую область.

  • Окно состояния (5) — отображает статус проверки и загрузки собранной программы при нажатии соответствующих кнопок.

Поддерживаемые категории блоков

BearLogica предоставляет пользователю набор блоков, разделённых на категории (список можно расширять при необходимости):

Основные конструкции — циклы, условия, математические и логические операции;

  • Работа с переменными и организация кода в функции;

  • Задержки;

  • Цифровой и аналоговый ввод/вывод

  • Расширенные функции выводов – генерация звука, побитовый сдвиг на вход/выход.

  • Интерфейсы связи – поддерживается работа UART, I2C, SPI.

  • Работа с датчиками, сервоприводами и шаговыми двигателями, часами реального времени.

Пример собранной программы

Ниже представлен пример простой программы, реализующей мигание светодиодом с заданной частотой.

Пример воплощён на реальной аппаратной платформе — плате ELBEAR ACE-UNO. На фотографии видно подключённый светодиод, мигающий согласно логике из программы. Плата подключается к ПК через USB Type-C и работает без внешнего программатора.

[Реклама удалена модератором]

Комментарии (9)


  1. s-v
    09.07.2025 13:26

    Джейсон Хуанг недавно сказал, что нет смысла учить детей программированию. Когда такие вещи говорит один из богатейших людей нашей галактики, к этому нужно прислушаться.


    1. mlnw
      09.07.2025 13:26

      Можно расширить эту мысль: если все твои многолетние потуги в образовании (в любом направлении) будут через 5 лет девальвированы до нуля простым приложением на смартфоне, которое за секунды на любую проблему выдаст результат более полный, глубокий и правильный, чем ты бы выдал за год, то это с точки зрения стремления научиться чему-то действует весьма деморализующе.

      Если вести речь за детей, надо уже сейчас думать, какую нишу AI займет в последнюю очередь (это явно не программирование, будь то классическое, вайб-, промт-, контекст-инжиниринг, всё остальное ИТ, да и вообще почти все беловоротничковые специальности).

      Хуже всего тем, кто сейчас поступает в вузы. Их сейчас будут учить хайповому ИИ, отставая на 10-20 лет: перцептронам, сверточным и полносвязным нейронкам, алекснету, разработке базовых LLM, и всё это к моменту выпуска (если ребенок - не новый Суцкевер) окажется ненужным информационным хламом.


      1. randomsimplenumber
        09.07.2025 13:26

        Джва года жду приложение, которое научит меня делать банни-хоп, играть на гитаре и бегать марафон.


        1. mlnw
          09.07.2025 13:26

          В этом случае, возможно, вам нужен не информационный ресурс (коих полно и в виде приложения, и без, задолго до эры AI), а мотиватор, выдающий животворящие поджопники. Грядущие персональные ИИ-ассистенты и ИИ-компаньоны, которые поселятся в каждый смартфон, будут способны и на это.


        1. s-v
          09.07.2025 13:26

          приложения обучающие игре на гитаре уже есть. обычно там курс их нескольких уроков. они показывают вам таблатуры в реальном времени. слушают вашу игру и указывают на недостатки. возможно есть и такие, которые через камеру наблюдают как вы держите инструмент и какими пальцами дёргаете струны.


      1. s-v
        09.07.2025 13:26

        Один из руководителей google deepmind (забыл имя, к сожалению), советовал детям учиться на сантехников. это, действительно, сфера сложнее поддающаяся автоматизации, в отличии от программирования.


        1. mlnw
          09.07.2025 13:26

          Это понятно, пока человекоподобные роботы не наводнят планету, синие воротнички будут всегда нужны. Но все ведь хотят заниматься интеллектуальным трудом и получать за это много денег.


    1. naumtsevalex
      09.07.2025 13:26

      1. Это понятно, что LLM революционная штука, но тоже нужно понимать, глава NVIDIA это также бизнесмен, он является главным поставщиком карточек (являясь по сути монополистом) - нужно учитывать это смещение и относиться спокойно

      2. Программирования и математика это удивительные инструменты - ребенок сейчас в школе может склипать приложения, которым будут пользоваться ! Или просто решить свою задачу с помощью скрипта / nocode - все это раньше (буквально 7 лет назад) казалось гораздо сложнее и менее доступнее. Я думаю большой процент детей вместо игр эти занимались бы и получали удовольствие - это же круто! В чем смысл лишать этого?

      3. Да и тот же сантехник, необходимая и важная профессия, к сожалению, в России вырастит по окладу? (


  1. bb_slipers
    09.07.2025 13:26

    Какой инструмент выбрать? - Minecraft!