Многие Java-разработчики боятся алгоритмических задач (и я один из тех, кто включается в каждую дискуссиую на тему надобности алго-собесов для бигтеха). Они кажутся чем-то из параллельной реальности: где-то там, в университетах, на LeetCode, в собеседованиях в FAANG и контестах.

Но реальность такова: если вы хотите расти — алгоритмы знать нужно или хотя бы желательно. И не только ради собесов. Они в действительности помогают мыслить как инженер: структурировать задачи, оценивать сложность, писать оптимальный код, ну и шаблонно мыслить :)

Я расскажу, как можно подойти к этому процессу системно и без боли — на основе личного опыта Java-разработчика и преподавателя.

Почему алгоритмы пугают именно Java-разработчиков

Если вы пробовали решать задачи на Java и сравнивали свой код с Python (а это просто сладкий рай синтаксического сахара), вы знаете боль:

  • 10 строчек вместо 1 - был в шоке, когда увидел,

  • Map<String, List<Integer>> — выглядит страшнее, чем сама задача,

  • синтаксис шаблонов заставляет гуглить Java how to initialize HashMap of Lists в 2025 году-то.

Кроме того, Java-разработка часто про «бизнес-логику» — и сложно переключиться на мышление "графы и подстроки".

Что действительно нужно знать Java-разработчику

Вместо того чтобы пытаться прорешать весь LeetCode, рекомендую сосредоточиться на 5 ключевых темах:

  1. Строки и массивы — основа почти всех задач

  2. Хеш-таблицы и множества (HashMap, HashSet) — для быстрого доступа

  3. Очереди и стеки (Deque, Queue, Stack)

  4. Деревья и графы (особенно обходы и рекурсия)

  5. Поиск, сортировка, два указателя, скользящее окно

А ещё — научитесь использовать стандартные структуры умно, особенно:

  • PriorityQueue для кучи,

  • Deque как двухстороннюю очередь,

  • Map.computeIfAbsent — для упрощения инициализации.

Мой подход: алгоритмы без боли

1. Делать не “для галочки”, а по шаблону

Алгоритмы — это не запоминание задач, а понимание шаблонов. Цель: не изобретать, а распознать.

Например:

  • Словари → считать количество → Map.getOrDefault(...)

  • Стек → проверка скобок → Stack<Character>

  • BFS → Queue<TreeNode>, обход по уровням

Существует 12 типовых шаблонов для решения алгоритмических задач, которые покроют >70% решений. Ваша задача лишь этот шаблон обнаружить. Вот они, слева направо:

  1. Два указателя;

  2. Скользящее окно;

  3. Быстрый и медленный указатель (поиск цикла);

  4. Стек для скобок / Монотонный стек;

  5. Бинарный поиск (по индексу/по ответу);

  6. Хеш-таблицы для подсчета/поиска;

  7. Обратный отсчет;

  8. Обход в ширину (BFS) / Обход в глубину (DFS) (по дереву/по графу);

  9. Динамическое программирование (таблица и рекурсия с мемоизацией);

  10. Поиск k наибольших элементов (куча/приоритетная очередь);

  11. Жадные алгоритмы / стратегии;

  12. Префиксные суммы / Массив разностей.

Так же у каждого шаблона есть и своя шаблонная структура. На примере Двух указателей:

  • Когда применять: сортированные массивы с условиями, поиск пар/троек чисел.

  • Что учить: один указатель в начале, другой в конце -> двигаются навстречу или в одном направлении.

  • Типовые случаи: найти пару с определенной суммой; обработать отсортированные массивы, строки; удалить дубликаты / переместить элементы; проверить, является ли строка палиндромом, слить два отсортированных массива.

  • Основные формы:

    1) Оба указателя двигаются к центру:

int left = 0;
int reght = arr.length - 1;
while (left < right) {
  // обработка
  if (условие) {
    left++;
  } else {
    right--;
  }
}

Используется, когда нужно найти пару с суммой, палиндромность, разности

И так далее, думаю вы поняли.

2. Повторение и анализ ошибок

Решили задачу? Отложите. Через 2 дня попробуйте прорешать её заново. Только так шаблон укладывается в мозг.

Так же рекомендую сделать подобную табличку:

Название задачи

Паттерн

Где тупил

Как решил

125. Valid Palindrome

Два указателя

С обработкой спец символов и цифр

Использовал два указателя, которые двигаются с двух концов...

Чем детальнее вы будете записывать свои рассуждения, тем быстрее в дальнейшем будете распознавать паттерны.

3. Не делать самую сложную задачу в ленте

Лучше 5 простых задач в день, чем одна «Hard» с болью и выгоранием. Зачастую, задачки уровня Hard для набивших руку ребят.

Да и вообще, а что такое легко, средне или сложно? LeetCode и CodeRun постоянно проводят переоценку сложности.

Фишки Java, которые реально упрощают жизнь

Вот список конструкций, которые в 100% случаев делают код короче:

  • StringBuilder вместо сложения строк

  • Map.computeIfAbsent(key, k -> new ArrayList<>()) — очень удобно

  • Deque как стек или очередь с обеих сторон

  • List.subList(start, end) — помогает при задачах на скользящее окно

  • PriorityQueue<>(Comparator.comparingInt(...)) — гибко и читаемо

Пример: первая уникальная буква в строке

Задача:
Найти индекс первого неповторяющегося символа в строке.

План:

  1. Пройти строку и посчитать частоты (Map)

  2. Пройти строку ещё раз — найти первый, чей count = 1

Java-код:

public int firstUniqChar(String s) {
    Map count = new HashMap&lt;&gt;();
    for (char c : s.toCharArray()) {
        count.put(c, count.getOrDefault(c, 0) + 1);
    }
    for (int i = 0; i &lt; s.length(); i++) {
        if (count.get(s.charAt(i)) == 1) {
            return i;
        }
    }
    return -1;
}

Пояснение:

  • В первом цикле считаем частоты каждого символа

  • Во втором — находим первый, у которого count = 1

  • Используем getOrDefault() — классика задач на счётчики

Почему это важно:

  • Это классика: счётчики, проходы, мапа.

  • Проверяется мышление и синтаксис Java.

Алгоритмы — это не страшно. Это навык, который развивается как бицуха: с повторением и практикой. Для Java-разработчика главное — освоить шаблоны и научиться думать как алгоритмист, не теряя инженерного подхода.

Да и в целом, не замечали ли вы, что проще потратить месяц-два на «зубрежку» алгоритмов и идти в бигтех, чем набивать реальный продуктовый опыт? Нет? Задумайтесь.

Учите алгоритмы, будьте сильны и всегда оставайтесь на шаг впереди. Успехов в изучении!

Если интересна жизнь разработки, подписывайтесь на мой ТГ канал - Немыкин.Продакшн

Комментарии (15)


  1. LeshaRB
    02.08.2025 00:06

    Map count = new HashMap<>();

    А почему нет дженериков?

    Два цикла
    В одном так for (char c : s.toCharArray()) {}
    В другом так for (int i = 0; i < s.length(); i++) {}

    Один метод разные подходы?


    1. kmatveev
      02.08.2025 00:06

      Потому что ему LLM-ка статью сгенерировала, включая код. Этот код не скомпилируется без дженериков.


  1. Spyman
    02.08.2025 00:06

    Если брать фронтенд (только за него могу говорить) - за 10 лет работы из которых 5 java и 5 kotlin (в том числе в бигтехе, где в собеседованиях обязательная алгоритмическая секция) - задачи которые требовали бы алгоритмы сложнее "ультра легко" попадались 2 раза (и заняли - ну день).

    В первом случае алгоритм был нагулен, во втором придуман посидев пару часов с листом бумаги.

    Ради веселья и в качестве "игры" - не вижу ничего плохого. Но про практическое применение - мне кажется это способ убедить себя, что развлечение на самом деле не ради веселья - а обучает.

    Если человек может оценить сложность алгоритма и не упороться в квадратичную, на очевидно линейной задаче - как будто дальше польза сходит на нет.

    Плюс в коде все эти алгоритмические решения обычно ужасно плохо читаются - и если данных гарантированно мало - лучше самый простой код, а если гарантированно много - лучше поискать решение от человека который специализируется именно на алгоритмах а не изобретать велосипед.


    1. Andrey_Solomatin
      02.08.2025 00:06

      Решение алгоритмических задачек это навык для собеседования. Он расширяет набор позиций на которые можно претендовать. Нужно или не нужно каждый решает сам по своим обстоятельствам.


  1. tkutru
    02.08.2025 00:06

    Но реальность такова: если вы хотите расти — алгоритмы знать нужно или хотя бы желательно.

    Так всё-таки "нужно" или "желательно"?

    Они в действительности помогают мыслить как инженер: структурировать задачи, оценивать сложность, писать оптимальный код, ну и шаблонно мыслить

    "Мыслить как инженер" помогают не столько алгоритмы, сколько здравый смысл и опыт в разработке. "Оптимальный код" = сферический конь в вакууме. Сегодня оптимальный, завтра нет...


    1. Andrey_Solomatin
      02.08.2025 00:06

      Знать базовые коллекции и сложность операций с ними полезно. Алгоритмические задачки помогают это закрепить.


  1. panzerfaust
    02.08.2025 00:06

    Что надо на практике:

    • уметь оценить сложность кода по времени и по памяти

    • знать стандартный инструментарий, знать какие там сложности по времени и памяти у основных структур данных и алгоритмов

    • знать про сторонние оптимизированные либы типа fast-utils

    • видеть по метрикам, где у тебя затыки по CPU и RAM

    • уметь пользоваться профайлером

    • уметь в тесты и рефакторинг

    Что надо на собесе:

    • обливаясь пОтом за 15 минут понять мудацкое описание задачи и родить O(1) решение

    • если вдруг посмеешь родить не O(1), а O(n) или не дай б-г O(nlogn), то выслушать едкий комментарий

    Так что нет. Алгосики на собесах это исключительно про алгосики на собесах. Никто меня не убедит в обратном.


    1. Andrey_Solomatin
      02.08.2025 00:06

      знать стандартный инструментарий, знать какие там сложности по времени и памяти у основных структур данных и алгоритмов

      Это база для алгосиков на собесе. Без этих знаний на O(1) не выйти.


      1. kompilainenn2
        02.08.2025 00:06

        Типичный собес -> Напишите сортировку за О(1)


        1. Andrey_Solomatin
          02.08.2025 00:06

          У меня другой опыт, вполне адекватные вопросы были. Если константно, то только по памяти.


          1. kompilainenn2
            02.08.2025 00:06

            Господи, владельцы Хабра, добавьте уже тэг сарказм чтобы можно было ставить на свои сообщения


  1. Andrey_Solomatin
    02.08.2025 00:06

    Из хороших тактик, решить самому, посмотреть десяток решений, выбрать лучший подход и написать его по памяти самому. Даже в простой задаче может быть несколько вариантов хороших решений.


  1. Farongy
    02.08.2025 00:06

    Довольно забавно выглядит, когда крутотехи гоняют на собесах по алгоритмам и system design, а потом их разработчики пишут на хабре статью о том, как они собрали велосипед из известной субстанции и палок и с треугольными колёсами. Причём палки так и не подвезли.


  1. Maccimo
    02.08.2025 00:06

    UGC-площадки, не запрещающие генерённое нейросетями УГ и не борющиеся с их наплывом, обречены на уничтожение. Уважаемой администрации пора бы уже вынуть голову из песка.


  1. sobeskiller
    02.08.2025 00:06

    Литкод собесы изначально задумывались как способ индусам отшивать американских инженеров, чтобы типа законно выдавать H1B своим собратьям. У которых ни знаний ни опыта, но зато куча свободного времени прорешать надуманные задачки.

    Ну а дальше все ломанулись бездумно копировать эту дичь. Как результат - выше метко подмечено: такие "специалисты" могут только велосипед из говна и палок соорудить.