Многие Java-разработчики боятся алгоритмических задач (и я один из тех, кто включается в каждую дискуссиую на тему надобности алго-собесов для бигтеха). Они кажутся чем-то из параллельной реальности: где-то там, в университетах, на LeetCode, в собеседованиях в FAANG и контестах.
Но реальность такова: если вы хотите расти — алгоритмы знать нужно или хотя бы желательно. И не только ради собесов. Они в действительности помогают мыслить как инженер: структурировать задачи, оценивать сложность, писать оптимальный код, ну и шаблонно мыслить :)
Я расскажу, как можно подойти к этому процессу системно и без боли — на основе личного опыта Java-разработчика и преподавателя.
Почему алгоритмы пугают именно Java-разработчиков
Если вы пробовали решать задачи на Java и сравнивали свой код с Python (а это просто сладкий рай синтаксического сахара), вы знаете боль:
10 строчек вместо 1 - был в шоке, когда увидел,
Map<String, List<Integer>>
— выглядит страшнее, чем сама задача,синтаксис шаблонов заставляет гуглить
Java how to initialize HashMap of Lists
в 2025 году-то.
Кроме того, Java-разработка часто про «бизнес-логику» — и сложно переключиться на мышление "графы и подстроки".
Что действительно нужно знать Java-разработчику
Вместо того чтобы пытаться прорешать весь LeetCode, рекомендую сосредоточиться на 5 ключевых темах:
Строки и массивы — основа почти всех задач
Хеш-таблицы и множества (
HashMap
,HashSet
) — для быстрого доступаОчереди и стеки (
Deque
,Queue
,Stack
)Деревья и графы (особенно обходы и рекурсия)
Поиск, сортировка, два указателя, скользящее окно
А ещё — научитесь использовать стандартные структуры умно, особенно:
PriorityQueue
для кучи,Deque
как двухстороннюю очередь,Map.computeIfAbsent
— для упрощения инициализации.
Мой подход: алгоритмы без боли
1. Делать не “для галочки”, а по шаблону
Алгоритмы — это не запоминание задач, а понимание шаблонов. Цель: не изобретать, а распознать.
Например:
Словари → считать количество →
Map.getOrDefault(...)
Стек → проверка скобок →
Stack<Character>
BFS →
Queue<TreeNode>
, обход по уровням
Существует 12 типовых шаблонов для решения алгоритмических задач, которые покроют >70% решений. Ваша задача лишь этот шаблон обнаружить. Вот они, слева направо:
Два указателя;
Скользящее окно;
Быстрый и медленный указатель (поиск цикла);
Стек для скобок / Монотонный стек;
Бинарный поиск (по индексу/по ответу);
Хеш-таблицы для подсчета/поиска;
Обратный отсчет;
Обход в ширину (BFS) / Обход в глубину (DFS) (по дереву/по графу);
Динамическое программирование (таблица и рекурсия с мемоизацией);
Поиск
k
наибольших элементов (куча/приоритетная очередь);Жадные алгоритмы / стратегии;
Префиксные суммы / Массив разностей.
Так же у каждого шаблона есть и своя шаблонная структура. На примере Двух указателей:
Когда применять: сортированные массивы с условиями, поиск пар/троек чисел.
Что учить: один указатель в начале, другой в конце -> двигаются навстречу или в одном направлении.
Типовые случаи: найти пару с определенной суммой; обработать отсортированные массивы, строки; удалить дубликаты / переместить элементы; проверить, является ли строка палиндромом, слить два отсортированных массива.
-
Основные формы:
1) Оба указателя двигаются к центру:
int left = 0;
int reght = arr.length - 1;
while (left < right) {
// обработка
if (условие) {
left++;
} else {
right--;
}
}
Используется, когда нужно найти пару с суммой, палиндромность, разности
И так далее, думаю вы поняли.
2. Повторение и анализ ошибок
Решили задачу? Отложите. Через 2 дня попробуйте прорешать её заново. Только так шаблон укладывается в мозг.
Так же рекомендую сделать подобную табличку:
Название задачи |
Паттерн |
Где тупил |
Как решил |
125. Valid Palindrome |
Два указателя |
С обработкой спец символов и цифр |
Использовал два указателя, которые двигаются с двух концов... |
Чем детальнее вы будете записывать свои рассуждения, тем быстрее в дальнейшем будете распознавать паттерны.
3. Не делать самую сложную задачу в ленте
Лучше 5 простых задач в день, чем одна «Hard» с болью и выгоранием. Зачастую, задачки уровня Hard для набивших руку ребят.
Да и вообще, а что такое легко, средне или сложно? LeetCode и CodeRun постоянно проводят переоценку сложности.
Фишки Java, которые реально упрощают жизнь
Вот список конструкций, которые в 100% случаев делают код короче:
StringBuilder
вместо сложения строкMap.computeIfAbsent(key, k -> new ArrayList<>())
— очень удобноDeque
как стек или очередь с обеих сторонList.subList(start, end)
— помогает при задачах на скользящее окноPriorityQueue<>(Comparator.comparingInt(...))
— гибко и читаемо
Пример: первая уникальная буква в строке
Задача:
Найти индекс первого неповторяющегося символа в строке.
План:
Пройти строку и посчитать частоты (
Map
)Пройти строку ещё раз — найти первый, чей count = 1
Java-код:
public int firstUniqChar(String s) {
Map count = new HashMap<>();
for (char c : s.toCharArray()) {
count.put(c, count.getOrDefault(c, 0) + 1);
}
for (int i = 0; i < s.length(); i++) {
if (count.get(s.charAt(i)) == 1) {
return i;
}
}
return -1;
}
Пояснение:
В первом цикле считаем частоты каждого символа
Во втором — находим первый, у которого
count = 1
Используем
getOrDefault()
— классика задач на счётчики
Почему это важно:
Это классика: счётчики, проходы, мапа.
Проверяется мышление и синтаксис Java.
Алгоритмы — это не страшно. Это навык, который развивается как бицуха: с повторением и практикой. Для Java-разработчика главное — освоить шаблоны и научиться думать как алгоритмист, не теряя инженерного подхода.
Да и в целом, не замечали ли вы, что проще потратить месяц-два на «зубрежку» алгоритмов и идти в бигтех, чем набивать реальный продуктовый опыт? Нет? Задумайтесь.
Учите алгоритмы, будьте сильны и всегда оставайтесь на шаг впереди. Успехов в изучении!
Если интересна жизнь разработки, подписывайтесь на мой ТГ канал - Немыкин.Продакшн
Комментарии (15)
Spyman
02.08.2025 00:06Если брать фронтенд (только за него могу говорить) - за 10 лет работы из которых 5 java и 5 kotlin (в том числе в бигтехе, где в собеседованиях обязательная алгоритмическая секция) - задачи которые требовали бы алгоритмы сложнее "ультра легко" попадались 2 раза (и заняли - ну день).
В первом случае алгоритм был нагулен, во втором придуман посидев пару часов с листом бумаги.
Ради веселья и в качестве "игры" - не вижу ничего плохого. Но про практическое применение - мне кажется это способ убедить себя, что развлечение на самом деле не ради веселья - а обучает.
Если человек может оценить сложность алгоритма и не упороться в квадратичную, на очевидно линейной задаче - как будто дальше польза сходит на нет.
Плюс в коде все эти алгоритмические решения обычно ужасно плохо читаются - и если данных гарантированно мало - лучше самый простой код, а если гарантированно много - лучше поискать решение от человека который специализируется именно на алгоритмах а не изобретать велосипед.
Andrey_Solomatin
02.08.2025 00:06Решение алгоритмических задачек это навык для собеседования. Он расширяет набор позиций на которые можно претендовать. Нужно или не нужно каждый решает сам по своим обстоятельствам.
tkutru
02.08.2025 00:06Но реальность такова: если вы хотите расти — алгоритмы знать нужно или хотя бы желательно.
Так всё-таки "нужно" или "желательно"?
Они в действительности помогают мыслить как инженер: структурировать задачи, оценивать сложность, писать оптимальный код, ну и шаблонно мыслить
"Мыслить как инженер" помогают не столько алгоритмы, сколько здравый смысл и опыт в разработке. "Оптимальный код" = сферический конь в вакууме. Сегодня оптимальный, завтра нет...
Andrey_Solomatin
02.08.2025 00:06Знать базовые коллекции и сложность операций с ними полезно. Алгоритмические задачки помогают это закрепить.
panzerfaust
02.08.2025 00:06Что надо на практике:
уметь оценить сложность кода по времени и по памяти
знать стандартный инструментарий, знать какие там сложности по времени и памяти у основных структур данных и алгоритмов
знать про сторонние оптимизированные либы типа fast-utils
видеть по метрикам, где у тебя затыки по CPU и RAM
уметь пользоваться профайлером
уметь в тесты и рефакторинг
Что надо на собесе:
обливаясь пОтом за 15 минут понять мудацкое описание задачи и родить O(1) решение
если вдруг посмеешь родить не O(1), а O(n) или не дай б-г O(nlogn), то выслушать едкий комментарий
Так что нет. Алгосики на собесах это исключительно про алгосики на собесах. Никто меня не убедит в обратном.
Andrey_Solomatin
02.08.2025 00:06знать стандартный инструментарий, знать какие там сложности по времени и памяти у основных структур данных и алгоритмов
Это база для алгосиков на собесе. Без этих знаний на O(1) не выйти.
kompilainenn2
02.08.2025 00:06Типичный собес -> Напишите сортировку за О(1)
Andrey_Solomatin
02.08.2025 00:06У меня другой опыт, вполне адекватные вопросы были. Если константно, то только по памяти.
kompilainenn2
02.08.2025 00:06Господи, владельцы Хабра, добавьте уже тэг сарказм чтобы можно было ставить на свои сообщения
Andrey_Solomatin
02.08.2025 00:06Из хороших тактик, решить самому, посмотреть десяток решений, выбрать лучший подход и написать его по памяти самому. Даже в простой задаче может быть несколько вариантов хороших решений.
Farongy
02.08.2025 00:06Довольно забавно выглядит, когда крутотехи гоняют на собесах по алгоритмам и system design, а потом их разработчики пишут на хабре статью о том, как они собрали велосипед из известной субстанции и палок и с треугольными колёсами. Причём палки так и не подвезли.
Maccimo
02.08.2025 00:06UGC-площадки, не запрещающие генерённое нейросетями УГ и не борющиеся с их наплывом, обречены на уничтожение. Уважаемой администрации пора бы уже вынуть голову из песка.
sobeskiller
02.08.2025 00:06Литкод собесы изначально задумывались как способ индусам отшивать американских инженеров, чтобы типа законно выдавать H1B своим собратьям. У которых ни знаний ни опыта, но зато куча свободного времени прорешать надуманные задачки.
Ну а дальше все ломанулись бездумно копировать эту дичь. Как результат - выше метко подмечено: такие "специалисты" могут только велосипед из говна и палок соорудить.
LeshaRB
Map count = new HashMap<>();
А почему нет дженериков?
Два цикла
В одном так for (char c : s.toCharArray()) {}
В другом так for (int i = 0; i < s.length(); i++) {}
Один метод разные подходы?
kmatveev
Потому что ему LLM-ка статью сгенерировала, включая код. Этот код не скомпилируется без дженериков.