Неопределенность – вот так, одним словом, можно охарактеризовать состояние как экономики, так и бизнеса сейчас в России. Это вызывает у многих тревогу, потому что бьёт на самую главную потребность человека – Безопасность.

И тут важно помнить, что наличие понятной, четкой картины будущего – это не просто блажь для бизнеса, а будущее определяет наши действия в настоящем. Но как представить картину будущего, когда все так непредсказуемо и запутано?

Для нас в России это не впервой, мы проходили уже через подобный период в 90-е. Тогда бизнес был еще молодым и неопытным, поэтому и выбрал неверный вариант, сейчас у нас есть шанс закрыть этот гештальт, решив ситуацию по-взрослому, по-деловому, выбрав стратегический подход, вместо тактического. В 90-е и начале 2000-х, когда была похожая ситуация неопределенности, российский бизнес решил вообще отказаться от выработки долгосрочной стратегии, и планирование было максимум на 2-3 года.

И такая практика считалась правильной настолько, что даже сейчас многие российские компании не имеют понимания, что стратегия – это не на 5 лет, а на условные 100 лет, то есть она должна быть направлением развития, а конкретными цифрами. Но цифры успокаивают намного лучше, чем направление развития, поэтому в целях деятельности некоторые компании пишут, что наша основная цель быть прибыльной компанией и иметь коммерческий успех, забывая, что материальная прибыль – это только средство достижения стратегической цели, но не смысл деятельности бизнеса. При этом коммерческий успех сам по себе может быть не только не полезным для бизнеса, но и очень вредным, если он не связан со стратегической целью.

Тут можно привести пример ипотечного кризиса в США в 2008 году, когда большой коммерческий успех без привязки к будущему вызвал обвал экономики во всем мире. Деньги – это не мерило эффективности ни бизнеса, ни человека, это просто деньги, даже если они очень большие.

В нынешний период бизнес в России пришел уже достаточно опытным, руководители имеют опыт работы с партнерами из развитых экономик, многие прошли обучение на EMBA и MBA, а значит слышали о стратегии и стратегическом планировании.

И именно поэтому они хотят сейчас найти технологии и инструменты, которые помогли бы им найти свое будущее, свою стратегию и желательно прикрепленную цифровыми показателями. Но нет никакой модели и технологии, которая может учитывать такое множество факторов, с которыми мы сталкиваемся каждый день, которая могла бы предвидеть появление всех «черных лебедей».

Модель с расчетами и цифрами может лишь дать вероятностный прогноз, а любая вероятность, как мы знаем, всего лишь вероятность, а значит это может произойти, а может нет. И поэтому на вероятностях очень опасно строить стратегию своего бизнеса, будущее своего бизнеса.

Поэтому ценность таких моделей только одна – они успокаивают, у нас же все посчитано, это же рациональная модель. Думаю, что после пандемии коронавируса многие осознали, что модели ничего не стоят. Но, как же тогда быть бизнесу, если даже сложные многофакторные модели не работают в наше время неопределенности.

Ответ только один: надо строить не модели вероятности, а модели направления деятельности, то есть мы прогнозируем не внешний мир (Зона Забот), на который мы не можем влиять, а разрабатываем направление нашей деятельности, то есть то, на что мы можем влиять (Зона Влияния).

В этом и есть суть проактивного подхода к построению стратегии бизнеса и видение будущего, где локус внимания прежде всего к Зоне Влияния, а уже потом и изменение Зоны Забот. Давайте теперь разберем как на практике реализовывать этот проактивный подход и какую технологию применять.

Недавно ко мне обратился собственник строительного бизнеса с запросом помочь руководителям его филиалов построить понимание будущего развития их территорий. При этом, естественно, была просьба, чтобы были модели с цифрами. Меня очень порадовал такой запрос, потому что приятно знать, что наш строительный бизнес тоже понимает, что необходимо прогнозировать свое будущее, а не только радоваться сегодняшнему ипотечному буму и госзаказам, значит этот бизнес повзрослел и дозрел уже до стратегии. Про цифровые модели я уже объяснил выше, почему они бессмысленны в прогнозировании будущего, это не только деньги на ветер, а такие модели очень дорогие, но они ещё и опасны, так как могут внушить ложное чувство безопасности, типа у нас все посчитано.

Конечно, можно было предложить клиенту стратегические сессии со SWOT и PEST(EL)- анализом, но все эти технологии не работают сейчас, потому что в них слишком много внешних неконтролируемых бизнесом вводных.

SWOT – слишком общий и при этом анализирует только сам бизнес и его, как нам кажется, перспективность или проблемность в мире, но мы не можем знать, как внешний мир будет реагировать на наш бизнес, вдруг Opportunity - окажутся, не возможностями, а наоборот проблемами, а Treatment – не проблемы, а наоборот возможность.

PEST(EL) – хотя вроде и учитывает множество факторов, но все они не зависят от бизнеса P (Political) – политические, E(Economy) – экономические, S(Social) – социальные, T(Technology) – технологические, E(Environment) – экологические, L(Legal) – законодательные факторы, естественно влияют на бизнес, но никак не помогают выработать долгосрочное будущее, то есть настоящую стратегию.

Что SWOT-анализ, что PEST(EL)-анализ помогают понять, где сейчас находится компания и что ей угрожает, то есть это опять работа с тактикой в квадрате Важное/Срочное матрицы Эйзенхауэра, то есть опять там, где бизнес живет однодневным планированием с выгоревшим руководством и сотрудниками.

Учитывая все это, я предложил клиенту использовать простую, а значит практичную технологию Mind Map, ментальной карты, но не тот ее развлекательный формат с цветными стикерами (это точно не игра) и детсадовскими рисунками и поиск через Проблему, а модель Mind Map, где поиск идет через Возможность. То есть, мы формируем центральный запрос не через тактическую Проблему (нет денег; нет клиентов; много брака; дефицит сотрудников), то есть фиксация на нынешнем негативном моменте, а через Возможность, то есть, на позитивном, стратегическом будущем (финансовая безопасность; большая клиентская база; высококачественная продукция; все хотят работать в нашей компании), которая решает и нашу Проблему.

Преимущество работы через Возможность при поиске варианта стратегии и будущего, еще и в том, что мы не циклимся на проблемах, а значит не ищем виноватых, нам важно понять, что делать бизнесу, а не думаем о наказании. А значит и нет конфликтов, которые часто сопровождают сессии Mind Map и их варианты на планерках, мы заняты поисками вариантов развития бизнеса, ищем пути достижения большего, а не копаемся в ошибках. При этом, так как участники такого обсуждения стратегической сессии свободно креативят, то бизнес получает большое количество новых идей для развития и новых направлений своей деятельности, увидеть которые обычно мешает фокус на проблеме и негативе.

Я провел такой формат в рамках EMBA, и участники разобрали два своих кейса: один был связан с проблемами в бизнесе, который занимается высокотехнологичными медицинскими услугами, а другой строительством.

У медицинского бизнеса были проблемы с продажей медицинских тестов, а у строительного бизнеса была проблема с сезонными рабочими, их было сложно найти, а значит сложно было планировать и деятельность всей компании.

Естественно, на первом этапе и та, и та команда пытались решать ситуацию через Проблему и оказывалась в тупике, плюс еще и обвиняя себя за неправильные действия, в общем ничего хорошего не было. И только тогда, когда они начали они начали работать через Возможность: стать высокоприбыльной компанией (для медицинской компании) и не зависеть от сезонных явлений на рынке труда (строительная компания), они начали находить варианты не только решения первичных проблем, но и новые варианты для развития бизнеса.

Медицинская компания нашла новые направления – выход на рынок ветеринарных услуг; развитие линейки тестов; новые каналы продаж и соответственно маркетинга и т.д.

Строительная компания – создание своих собственных бригад; выход в другие регионы по поиску сотрудников; использование сезонных бригад и в межсезонье в качестве аутсорсинга - для поддержания их лояльности, а одновременно получается дополнительный заработок и для сотрудников, и для бизнеса; работа со строительными колледжами для привлечения будущих сотрудников и т.д.

То есть, когда мы перестаем загонять себя в Проблему, а начинаем искать Возможность, то мы начинаем видеть сколько всего может сделать бизнес эффективного и нового, и главное, бизнес фокусируется не на нынешней ситуации, бизнес ищет новые варианты своей деятельности, не привязываясь к внешним проблемам.  

Технология Mind Map через Возможность позволяет бизнесу увидеть новые направления его развития, тут нет цифр, которые успокаивают, но и обманывают, тут нет внешнего мира, на который бизнес не может влиять, есть только действия бизнеса.

И самое интересное в проактивном поведении, что работая со своим бизнесом, то есть в Зоне Влияния, мы постепенно меняем и внешний мир — Зону Забот.

Таким образом, работая с настоящим мы меняем будущее под нас.

Комментарии (5)


  1. Michael_72 Автор
    11.08.2025 21:19

    Обычно при разборе стратегии смотрят на Проблемы, что заставляет решать тактические вопросы и не даёт увидеть перспективы. А вот если начать с Возможностей, то можно увидеть то, что не было очевидно раньше.


  1. Indicator
    11.08.2025 21:19

    Стратегическим консультированием очень удобно заниматься. На горизонте 20-50 лет ответственности за результат вообще никакой нет.


  1. nilxxx
    11.08.2025 21:19

    не только радоваться сегодняшнему ипотечному буму и госзаказам, значит этот бизнес повзрослел и дозрел уже до стратегии

    Мне кажется, что вы не только в будущее, вы и в настоящее не очень.

    Хуснуллин: 20% российских застройщиков грозит банкротство