Привет! Меня зовут Валентин, я старший системный администратор в отделе ИТ-инфраструктуры и внутренних систем ЮMoney. В этой статье расскажу про своё хобби — судомоделизм, — а также поделюсь, какие качества это увлечение во мне развивает и во сколько обходится. Внутри — много фотографий моделей, которые я собрал.

Что такое стендовый моделизм
Это создание моделей-копий, максимально приближенных к реальному объекту, будь то самолёт, танк, автомобиль, человек, корабль или здание.

Я занимаюсь судомоделизмом: делаю корабли и парусники. Самый современный корабль, который мне удалось сделать, — это Титаник. Но чаще всего я собираю исторические корабли: они самые красивые. Также люблю красить маленькие фигурки.
Как я пришёл к судомоделизму
Давным-давно, когда я учился в шестом классе, существовал журнал «Юный техник» с приложением под названием «Левша». Мы с отцом четыре раза пытались сделать корабль «Мери Роуз» из того приложения, но у нас ничего не получалось.
В следующий раз я повторил попытку в университете — сделал корабль высотой около 25-30 см. Мне понравилось, что получилось, и это превратилось в хобби. Я занялся кораблями в других техниках, но остановился на моделизме из дерева — получались очень детализированные парусники «Виктори», «Баунти», «Солей Рояль».

Из каких материалов я пробовал изготавливать корабли
Из бумаги. С ней работать проще всего: вырезаешь выкройки и склеиваешь друг с другом.
Из картона. Он похож на бумагу, но сложнее в обработке: когда срезаешь какую-то часть, по неосторожности можно удалить лишнее — и придётся всё переделывать.
Из пластика. Этот материал мне не нравится совсем, потому что это, по сути, подобие лего: в наборы для пластиковых кораблей кладут уже готовые детали, которые просто нужно соединить. К тому же, если пластиковая деталь сломалась, её нельзя поправить или восстановить — придётся выбросить всё изделие. Но зато изделия из пластика интересно окрашивать.
Из дерева. С деревом я работаю с детства, и оно мне нравится больше всего, потому что фигурам можно придавать различные формы. Дерево многослойное и рифлёное, его удобно и приятно обрабатывать.
Какие инструменты нужны для судомоделизма из дерева
Кисточки, пинцеты, пассатижи, кусачки. Но основной инструмент, которым я пользуюсь чаще всего, — это нож для фигурной резки, или художественный нож. Он очень похож на скальпель, но более острый и долговечный. Также нужны абразивные инструменты для обработки: наждачки, напильники, надфили и прочее.



Как выглядит моё рабочее место
Вот одно из самых первых моих рабочих мест:

Нынешнее выглядит так:

Здесь у меня много полок и ящиков, куда можно разложить мелкий инвентарь. Если бы не полки, то детали скорее всего постоянно бы терялись и нужно было бы что-то докупать. Ранее я для этих целей использовал строительные органайзеры и мелкие коробки.
Что потребуется ещё
Время. В среднем на то, чтобы собрать одну небольшую модель судна, я трачу около 350-400 часов, не считая процесса сушки. На корабли покрупнее времени уходит в два раза больше — около 800 часов.
Усердие. Не у каждого хватит терпения завязать все тросы, которых в среднем 250-300 штук. А с недавнего времени я начал изготавливать их самостоятельно.

Упорство. Каждая планка, деталь — это всё требует времени и сил. Все пушки надо красиво выкрасить, подготовить, расставить.



Готовность дополнительно потратиться. В покупные наборы входят только детали корабля, но нет инвентаря (клея, лаков, кисточек, красок и всего остального) — это нужно докупать.
Умение не спешить. Когда сидишь и вяжешь тросы и клеишь детали (а их там очень много), важно не торопиться, потому что из-за спешки модель получается неаккуратной и теряет свою красоту.
Что получаешь в итоге
Погружаешься в историю, когда изучаешь модель корабля.
Работая с мелкими деталями, развиваешь усидчивость и тренируешь мелкую моторику.
Получаешь внутреннее удовлетворение, когда модель готова и её можно всем показать.
К тому же готовую модель можно использовать как необычную деталь для домашнего или офисного интерьера.

Сколько стоит сделать корабль
Детали для корабля стоят около 30 тысяч рублей.
Клей, краски, ножи и дополнительные материалы в сумме обойдутся примерно в 10-15 тысяч рублей.
Например, специализированный клей (для кухонной мебели) стоит 1500-2000 рублей за литр, грунтовка — 2000 рублей, кисточки — 5000-6000 рублей, фигурный нож — 1000 рублей, лезвия к нему — 3000 рублей.
Когда работаешь с деревом, лезвия очень быстро затупляются, поэтому их постоянно нужно менять.
Кто покупает готовые изделия и за сколько
Я не продаю свои корабли, потому что даже не могу оценить, за какую сумму готов с ними расстаться: очень уж много времени и кропотливого труда в них вложено. Для меня мои модели практически бесценны ? Один корабль можно делать несколько месяцев и даже лет.
Но я знаю один случай, когда мастер сделал большой корабль на заказ, поместил его в аквариум и продал за 700 тысяч рублей.
Если вы тоже занимаетесь судомоделизмом или у вас есть вопросы, пишите в комментариях: с удовольствием пообщаюсь ?
Комментарии (121)

Zara6502
14.08.2025 09:18цену посчитать легко, расходники + 50К в месяц. Если что-то действительно крутое для толстосумов то можно ставить любой ценник так как купят "за фантики" для них, у них денег так много что они даже не мыслят ценами.

Ivnika
14.08.2025 09:18Здесь слишком много НО. Помимо качества изготовления есть еще ряд вопросов от которых зависит цена - историчность, деталировка, материалы и т.п. Условно блок можно сделать в виде кубика с отверстиями (чем грешат многие наборы) а можно сделать в виде кофейного зерна из груши. Можно провести одну" веревку", а можно провести исследования соотв. исторического периода, чтобы понять как и из чего делали тогда и попытаться повторить. То есть расчет цены в принципе верный, но результат будет непредсказуемый (скорее не купят)

aMster1
14.08.2025 09:18На каждую цену найдется покупатель, который поймёт её. Если, конечно, она адекватна качеству. Да, эта вещь будет долго продаваться, но в конце концов для неё найдётся человек который её оценит.

vedmed007
14.08.2025 09:18Если бы все было так просто)
Даже если объявление/продавец не ограничены в сроках - скорее просто инфляция съест цену до уровня "милая безделица"

konst90
14.08.2025 09:18Насколько я знаю, такие штуки обычно под заказ делаются. Иначе действительно сложно попасть в покупателя.

shurutov
14.08.2025 09:18Не соглашусь.
Расходники + (цена за единицу времени * количество единиц). Единицей в данной статье я вижу использование часов. Соответственно - (цена за единицу времени * количество единиц) = (стоимость часа * количество часов)
Стоимость часа вычисляется по формуле: (сумма на руки в месяц)/(кол-во рабочих дней в месяц (я беру всегда 24) - сколько стоит рабочий день)/(8 - количество рабочих часов в день). Округляю до целых тысяч в сторону удорожания и умножаю полученные тыШШЫ на 2 (т.к. хобби - это совсем не рабочее время :)) ).
Если вы молоды амбициозны полны сил и желаний повышать своё материальное благополучие по через дальнейшее самосовершенствование, то имеет смысл (сумма на руки в месяц) брать желаемое, а не текущее. :)))

xSVPx
14.08.2025 09:18Почему 50к ? И где *2? Маркетинг обычно минимум половину сжирает, даже в продуктовом ритейлере наценка минимум 30%.
Прибыль в этой формуле где :)?

Zara6502
14.08.2025 09:18Почему 50к ?
Потому что гладиолус.
И где *2?
а где *983245723657823648723?
Маркетинг обычно минимум половину сжирает
Какой маркетинг? Человек посчитать деньги времени не находит а у вас еще и маркетинг появился.
даже в продуктовом ритейлере наценка минимум 30%
наценка на что? у человека 99% цены его работа, которую он и не может оценить. Ну пусть будет "нисколько" * 1.3 - вас устраивает?
Прибыль в этой формуле где :)?
Прибыль в этой формуле это все деньги за вычетом расходов, человек делает модельки "в стол", то есть на выброс, через 5 лет он их будет или на помойку выносить или выбрасывать в окно (скорее его жена). Вопрос вообще не про прибыль.

xSVPx
14.08.2025 09:18Ну т.е. ваша идея в том, чтобы "слить за копейки"?
Не поддерживаю. Категорически.
Я в таких случаях предпочитаю дарить тем, кто оценит, но это редкая удача...

igrushkin
14.08.2025 09:18а второй серии появляется жена/подруга с вопросом "долго ли это говно будет собирать пыль"

nafikovr
14.08.2025 09:18аквариум решает этот вопрос

Vadimatorikda
14.08.2025 09:18Типа чтобы от жены/подруги избавиться?... Проще просто завести себе отдельную квартиру-мастерскую и там все делать

nafikovr
14.08.2025 09:18Вообще, имелся в виду стекляный колпак, защищающий модель от пыли. Но у вас интересный ход мыслей

clarifyingman
14.08.2025 09:18Главное, чтобы не оказалось, что это корабли Фаберже (или Страдивари).
В целом это творчество, как и любое другое. Как по мне, это почти 3d картины. Найдутся ли ценители таких картин?

shurutov
14.08.2025 09:18К тому же, если пластиковая деталь сломалась, её нельзя поправить или восстановить — придётся выбросить всё изделие.
У меня есть иной опыт. Но это был Су-35, скинутый с полки на пол. Что-то поломалось, одну деталь потеряли. Ничего, всё обратно склеил, недостающее - вырезал из купленного модельного пластика, поставил. Вроде нормально.
У меня вот вопрос: многие модели парусников имеют ну совсем не вертикальные мачты. Как узнать угол, под которым они должны крепиться, если найти исходники чертежей не получается? На глаз?
M_Y_L_T Автор
14.08.2025 09:18На счет пластика, тут субъективное мнение было. Просто я помню когда собирал титаник от звезды, и у меня упала одна из палуб и я по ней проехал колесом от стула(я был тогда не опытный и не оч аккуратный) и данная деталь разлетелась на несколько частей, я понял, что клеить ее будет очень сложно и долго. Тут как раз я и понял, что если крупные детали повреждены, то чем пытаться собрать данную деталь, проще купить набор(благо они не такие дорогие как деревянные) и либо взять деталь из него, остальное все выкидывать, либо собирать заново, а старый набор выкидывать.
На счет наклона мачт зависело от множества параметров. Основные параметры это: нагрузка на саму мачту, нагрузка на стоячий такелаж. Так же разные типы судов имели разные углы наклона. Клиперы имели больший наклон, тогда как парусные суда времен XVII-XVIII века имели наклон меньше. Для полноценного рассказа по углам наклона для мачт, можно писать отдельную статью. Но мне потребуется много времени для глубокого изучения данного материала, что бы можно было сделать сухие выжимки. Но судя по беглому поиску по литературе, угол наклона мачт в основном составлял от 2 до 6 градусов в сторону кормы

shurutov
14.08.2025 09:18На счет пластика, тут субъективное мнение
С описанием конкретной ситуации субъективное мнение воспринимается намного лучше. И ситуация, описанная вами, действительно неприятная. Немного найдётся народу, кто будет склеивать развороченную палубу. Но найдётся! Но немного! :)
На счет наклона мачт зависело от множества параметров.
Понял, отстал. Значит, либо зарываться в интернеты в поисках информации, либо на глазок.

Aggle
14.08.2025 09:18Как узнать угол, под которым они должны крепиться, если найти исходники чертежей не получается? На глаз?
Вопрос проще, чем кажется. Несмотря на то, что чертежи для каждого корабля индивидуальны (даже в пределах условной серии), существовали строго определённые правила постройки (для разных стран - свои, например английские корабли строились немного иначе, чем континентальные). Регламентировалось очень многое: отношения размеров стеньг (частей мачт) друг к другу, размер парусов, толщина рангоута и такелажа, расположение мачт вдоль диаметральной плоскости (относительные расстояния между ними и от штевней), в том числе и наклон. По XVIII веку, например, есть фундаментальнейший труд К. Х. Марквардта, "Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века", по другим эпохам тоже можно найти соответствующую справочную литературу.

salnicoff
14.08.2025 09:18У меня вот вопрос: многие модели парусников имеют ну совсем не вертикальные мачты
Они и не должны быть вертикальными. Если судно идет полным курсом, то паруса изгибают топ мачты в сторону носа. На современых гоночных яхтах мачту вообще гнут во все стороны, чтобы у паруса была правильная форма.
Как узнать угол, под которым они должны крепиться, если найти исходники чертежей не получается? На глаз?
Если делать модель, то надо следовать чертежу. Если строишь свое, то все рассчитывается по эмпирическим формулам.

Uolis
14.08.2025 09:18На Авито этого много... "Дед собирал, не знаю куда теперь девать, купите кто нить что нить". Грустно.
Я при переезде всё оставил, а там просто всё выкинули, даже не на Авито.

M_Y_L_T Автор
14.08.2025 09:18На счет Авито соглашусь, что такого много и такое грустно видеть.
А по поводу выкидывать, сейчас если полный набор на том же самом Авито просят от 20к рублей. Если есть уверенность, что до сборки руки так и не дойдут, то можно вернуть вложенные финансы, который были потрачены ранее

AlexMih
14.08.2025 09:18Я раньше любил моделирование, а затем все чаще стал замечать, какая депрессия накатывает после окончания процесса, когда смотришь через какое-то время на завершенную модель, что пылится на полке, и как будто выходишь из запоя и осознаешь, как напрасно и безрезультатно были потрачены усилия, время и деньги.
Бросил, и с тех пор стараюсь находить удовольствие в более полезных и перспективных делах.

piuzziconezz
14.08.2025 09:18Я наоборот, смотрю на собранные с детьми модели в настенной витрине, они не идеальные, но вспоминаю удовольствие, которое было получено при сборке и покраске. Сейчас трачу время гораздо бездарнее, втыкая после работы в ютуб.

AlexMih
14.08.2025 09:18Собранные с детьми - это совсе другое. Это игра, и очень полезно проведенное время, общение, менторство, новые навыки у детей, усидчивость, расширение кругозора и прочие замечательные вещи. Моделирование вместе с детьми я только приветствую. Но годы идут, моим это уже не интересно...

Akr0n
14.08.2025 09:18Согласен абсолютно, хобби должно быть у каждого, но. 1. Быть реально полезным для себя, близких и, по возможности, для вселенной вокруг. 2. Не создавать в процессе других проблем (сущностей по типу Чемодан без ручки).

HandrIT
14.08.2025 09:18Элементы из дерева для салонов автомобилей просятся, в виде монетизации хобби

xSVPx
14.08.2025 09:18Совершенно другая история. Точные чужие размеры, повторяемость, относительно объема работы небольшая цена.
Это чпу.
Плюс половина такого бизнеса - это идеальная малярка. Для нее нужно промышленное помещение без пыли с вытяжкой итд итп. Дома это всё нереально. И объемы.
Да и не ждут тебя с этим. Знаю людей делавших по авто-мото теме очень многое и очень профессионально, еще до ковида хотели закрываться. Не сходится дебит с кредитом...

saratoga8
14.08.2025 09:18Спасибо за интересную статью!
Подскажите как беречь модели от пыли? Я так понимаю, парусник тряпочкой не повытираешь
M_Y_L_T Автор
14.08.2025 09:18Беречь можно как выше подсказывали в виде аквариума. Заказывается или изготавливается аквариум из оргстекла или тонкого стекла с подставкой и модель закрывается в него. Я же свои модели не закрываю, но раз в год я спокойно их мою под душем. Сама модель переживает спокойно из за того, что клей я использую влагостойкий. Дерево набирает немного влаги, но при высыхании с ним ничего не случается. Такелаж вообще спокойно переживает. Краска тоже переживает спокойно, т.к. все детали, которые я крашу, сверху еще покрываются 1-2 слоями матового лака. Поэтому все модели у меня спокойно переживают полноценную "помывку". Излишки воды из трюма я просто переворачиваю модель и сливаю через борта)

wwq_deezer
14.08.2025 09:18Давным-давно, когда я учился в шестом классе, существовал журнал «Юный техник» с приложением под названием «Левша».
Не знаю, в каком году Вы учились в шестом классе, но когда я учился в шестом классе, был такой крутейший польский журнал "Малы Моделяж". На него было очень трудно подписаться, но когда это удавалось, это было несравнимо ни с чем. В каждом номере была своя модель, начиная от каравелл Христофора Колумба, до современных крейсеров и самолетов. Замки Праги, грузовики, спорткары. Лепота и отвал башки. До сих пор слюна капает.

ru_vlad
14.08.2025 09:18Да, было дело, некоторые журналы до сих пор есть. НО там бумага, и не всегда хорошего качества. По этому приходилось самому перечерчивать, копиров и лазерных принтеров тогда тогда увы не было.

M_Y_L_T Автор
14.08.2025 09:18Я согласен с вами на счет того, что "Maly Modelarz" намного лучше чем "Левша". А "Shipyard" лучше чем "Maly Modelarz". Но я описал свой путь, как я к этому пришел. Да и в глубинках было очень сложно достать что-то не из России на тот момент.
Так же, как вы написали, что помимо парусников в "малом моделисте" были еще и другие модели, но в 6 классе мне больше всего понравились именно парусники и я не рассматривал что то другое и до сих пор я занимаюсь только парусниками

ASPtr
14.08.2025 09:18Эх, а когда я учился в шестом классе, приложение к "ЮТ" ещё называлось "Для умелых рук".

RulenBagdasis
14.08.2025 09:18Я не продаю свои корабли, потому что даже не могу оценить, за какую сумму готов с ними расстаться: очень уж много времени и кропотливого труда в них вложено.
Тут можно посчитать. В месяце в среднем 160 рабочих часов, допустим, зарплата старшего системного администратора 160к рублей (взял сумму для красоты, хз сколько там сисадмины сейчас зарабатывают и что значит "старший", в сбере старшими джунов называют). Получается, ваше время стоит 1к в час а стоимость готового корабля 350к + 50к = 400к. Это если бы вы решили уволиться и делать их на заказ, не теряя в доходе, при условии стабильной загрузки заказами на 160 часов в месяц.

M_Y_L_T Автор
14.08.2025 09:18Тут я скорее о том, что для меня они бесценны, а не о том, что я не понимаю, сколько они стоят на рынке.
Плюс монетизация хобби - это работа. А при занятием хобби я хочу отдыхать от работы, а не думать о том, "если не сделаю, то нечего будет кушать"

xSVPx
14.08.2025 09:18Ну нет же :). Это себестоимость производства в самом грубом приближении. В нагрубейшем. Где тут ежегодный отпуск ? Где отпуск по болезни ? Где налоги? Отчисления в пенсионный ? Аренда помещения ? Амортизация оборудования ?
Но главное - где маркетинг и прибыль :)? Ну т.е. ныне сам процесс продажи - это всяко 25-50% от чека. Где это ? А с вас возьмут... участия в выставках итп небесплатное.
И после того, как человек все сделает правильно и получит деньги за работу, где его прибыль ? Ведь должна быть какая-то морковка ? Что-то, что он на "черный день" отложит.
И это - вершина айсберга.

RulenBagdasis
14.08.2025 09:18Это грубая оценка снизу, да, не бизнес-план вообще ни разу.
И после того, как человек все сделает правильно и получит деньги за работу, где его прибыль ?
А где его прибыль после того, как он получил зарплату, работая на дядю? Морковка в том, что ты живёшь также, тратишь также, но занимаешься тем, что тебе больше нравится.

xSVPx
14.08.2025 09:18Работая на дядю прибыль не получаешь т.к. не несёшь никаких рисков и не ведешь никакой коммерческой деятельности.
Нет, ты не живешь также, ты живешь гораздо хуже. Прибыль это то, что позволяет тебе жить хоть как-то если ты сделал две модели, а временно продать смог только одну.
Я ээээ практик :) хоть и смежник. Пробовал и практикую и то и другое. Чтобы "жить также" ваши цифры где-то на два умножить надо... минимум. Лучше бы на три...

RulenBagdasis
14.08.2025 09:18Я не понимаю предмет спора. Что вам не понятно в этой фразе:
Это грубая оценка снизу, да, не бизнес-план вообще ни разу.
и в этой:
Это если бы вы решили уволиться и делать их на заказ, не теряя в доходе, при условии стабильной загрузки заказами на 160 часов в месяц.

xSVPx
14.08.2025 09:18Мне непонятно зачем вы сопротивляетесь тому факту, что занизили ее примерно вдвое :). Даже по самым грубым и приблизительным прикидкам.
Вы предлагаете плохую оценку. Негодную. Ведущую к проблемам того, кто вам поверит. Если бы вы в +100% ошиблись - еще ничего, но в -50%...

Vict777
14.08.2025 09:18Такой вопрос, сколько не видел моделей то на всех паруса, даже полностью поставленные висят как какие-то тряпки, хотя если паруса подняты то видимо корабль вроде находится в движении. Почему паруса не делают как бы наполненными ветром? Хотя еще в советском "Моделист-конструктор" видел описание как это сделать простым способом (по памяти) - парус замачивается в крахмальном растворе воды, а потом в рамке натягивается за края и сушится феном, возможно есть и другие способы. Или, например, уже установленные паруса намочить из пульверизатора тем же крахмальным раствором, а потом высшить не сильным напором из фена. Мне кажется так бы модель смотрелась гораздо эстетичней. Кстати, еще заметил что не соответствие текстуры ткани масштабу корпуса модели часто ломает всю реалистичность модели, я не моделист, но как у стороннего наблюдателя впечатление именно такое

M_Y_L_T Автор
14.08.2025 09:18По поводу постановки парусов у меня к сожалению не получается до сих пор поставить их полноценно. Я понимаю о каком описании из "Моделист-конструктор" вы ведете речь. Я пытался по нему сделать. По этой технологии у меня не вышло. паруса все равно падают. Нужно дальше изучать технологию и возможно дорабатывать, но то, что у меня сейчас они не лежат как тряпка, а держатся меня вполне устраивает

vvzvlad
14.08.2025 09:18ПВА хорошо ткань делает жесткой. Развести в воде, пропитать, отжать. В зависомости от концентрации можно добиться как “накрахмаленная рубашка” так и “лист картона”.

Vict777
14.08.2025 09:18Со времени того журнала прошло уже лет 40 если не больше. Неужели модельная индустрия так и не нашла способа сделать паруса красиво

M_Y_L_T Автор
14.08.2025 09:18Может быть те люди, кто делает на заказ и постоянно заняты только моделизмом и нашли способ. Но как я сказал выше, для меня это хобби)

salnicoff
14.08.2025 09:18Прошло несколько тысяч лет, но мы все так же завязываем шнурки на обуви. Тут ничего не придумаешь. Можно — теоретически — соткать парус, вставляя в ткань толстые или металлические нити, но это уже такое будет извращение...

Tifliskiy
14.08.2025 09:18Вы не поверите, шнурки тоже эволюционируют. Если вы считаете спортивную обувь , обувью. То я не завязывал шнурки лет так 3-4. Выглядят намного эстетичнее, но это мое мнение ;)

wwq_deezer
14.08.2025 09:18Такой вопрос, сколько не видел моделей то на всех паруса, даже полностью поставленные висят как какие-то тряпки, хотя если паруса подняты то видимо корабль вроде находится в движении.
А еще почему-то флаги и стяги в 99% случаев развиваются не в ту сторону. Типа ветер дует вперед и надувает паруса, а штандарты веют назад.

Vict777
14.08.2025 09:18Такое только на детских картинках видел

salnicoff
14.08.2025 09:18Такое бывает на «Алых парусах» в СПб. :-) Потому что паруса — бутафория, судно идет под машиной. И паруса, кстати, в обратную сторону надуваются. И в советском фильме по одноименной книжке Грина то же самое.
А еще всем пофигу, что алых парусов не бывает, а книжка Грина — ложь с технической точки зрения.

M_Y_L_T Автор
14.08.2025 09:18Такое я частенько встречал. Даже на конкурсных моделях)

wwq_deezer
14.08.2025 09:18Так красивше. Романтичнее.

randomsimplenumber
14.08.2025 09:18Упарываться в углы наклона мачт согласно древним манускриптам - и забить на самое очевидное.. не понимаю.

3263927
14.08.2025 09:18там есть такое понятие как вымпельный ветер - например когда ветер дует чуть сзади 3/4 (оптимальный курс для таких старых парусников с прямыми парусами) то флаг будет развеваться чуть вперёд и вбок, но это зависит от того где висит флаг - иногда стекающий поток воздуха с какогото паруса сдувает флаг назад от вымпельного ветра

Aggle
14.08.2025 09:18А ещё практически на всех моделях паруса поставлены в фордевинд, хотя, КМК, бакштаг смотрится красивее.

Yamazaki123
14.08.2025 09:18Можно и без фена. Парус вывешивается в горизонтальном положении, прокладывается сверху тонкой пищевой пленкой, далее в него насыпается песок, который и придает ткани форму до высыхания связующего.

salnicoff
14.08.2025 09:18Кстати, еще заметил что не соответствие текстуры ткани масштабу корпуса модели часто ломает всю реалистичность модели, я не моделист, но как у стороннего наблюдателя впечатление именно такое
Тогда заводим огород, выращиваем лен (другое растение тоже можно попробовать, но это статья вообще-то), треплем его, делаем микро-нитку, а потом из нее — ткань. Перед этим делаем микро-прялки и ручной ткацкий микро-станок. Лет сорок назад какой-то моделист (не из СССР) сделал копию римской триремы, которая ходила на веслах. Весел было, если правильно помню, 120. В корпусе стояли батарейка, электромоторчик и куча всяких шарниров и карданчиков. В общем, швейцарские механические часы отдыхают. Сделать можно почти все, но сложно, и занятие потихоньку становится бессмысленным...
Помочь себе можно изменением масштаба. Если делать 1:10, то фактура ткани будет выглядеть не так чужеродно, как на 1:100. Ну и прочие мелочи можно будет воспроизвести. Вон, автор статьи для обшивки просто режет шпон и наклеивает его на деревянную болванку. Но это неправильно. Правильно надо брать доску, разметить ее по месту, распарить, изогнуть. Крепится она нагелями, и в каждом нагеле — два клина, один из которых хорошо виден снаружи. И вот теперь вопрос: а можно ли в принципе сделать такие мелкие детали — нагели и клинья к ним — для модели 1:100? На 1:10 нагели сделать еще можно, а вот меньше... Поэтому «не та» фактура ткани — это условность, как и многое другое.

paulsv77
14.08.2025 09:18ладно модели, я тут смотрел фильм "красный шелк", там в паре эпизодах передвигаются то на парусной дрезине, то на парусной фигне на коньках, по Байкалу.
В обоих случаях парус болтается как тряпка без малейшего намека на ветер, но вроде как едут и довольно быстро.
К режиссеру в такие моменты есть вопросы.
Неискушенный зритель конечно не обратит внимания.

3263927
14.08.2025 09:18ну типа парусами интересно играть, поднимать их, опускать, брассы натягивать и чтобы всё это работало... если так зафиксировать то не очень интересно будет играть с моделью

Vict777
14.08.2025 09:18На таких моделях с парусами не играют, неужели этого не заметно, один раз устанавливают и все.

Daddy_Cool
14.08.2025 09:18Любопытно. В детстве один раз что-то такое пытался сделать.
Мне интересно, какой внутренний мотив у людей кто занимается такими вещами.
Есть вещи с которыми всё понятно - хочется что-то, что купить либо невозможно либо дорого, поэтому надо самому. (У меня есть усилитель собранный самостоятельно и аттенюатор для комбика, недавно сделал сложную сборную рамку для картины). Процесс - вырезать 100500 мелких деталек - в чем радость? Результат - каков именно механизм получения радости? Эмоция от взгляд на дело своих рук?
Усидчивость и мелкая моторика - а куда переносится этот навык?
Я понимаю, что отсюда недалеко до вопроса о смысле жизни.
У меня тоже есть пара хобби, и меня тоже можно спросить зачем всё это.
justfox2
14.08.2025 09:18Не знаю как у других, я просто увлекаюсь историей и мне хочется иметь миниатюрную модель корабля, который мне нравится, на полочке, а купить готовую можно не всегда. В процессе сборки параллельно изучаешь подробности его конструкции и историю, чтобы собрать правильно, каким он был в нужный период времени. Процесс не сказал бы что всегда доставляет удовольствие, работать с мелкими деталями трудновато (я работаю в основном в масштабе 1/700), но чем сложнее процесс, тем больше удовольствия от его завершения. Это как сложный код, который наконец заработал как надо или выученный рифф.

vtal007
14.08.2025 09:18это просто есть люди, которым это нравится. Рыбу ловить (сидя целый день и кормить комаров) тоже ведь есть любители. И таких много (рыбо-любителей)
Есть фанаты автомобильных превращений (там суммы другие уже)
Скорее всего эти навыки никуда не переносятся. Как и многие другие увлечения (рыбалка, компьютерные игры, просмотр видосиков про машины на ютубе)
С другой стороны.. Это терапевтический эффект? Лучший отдых - это смена деятельности. Возможно, в работе нагружены одни части мозга, а в таком (или другом) хобби - совсем другие
(сколько стоит увлекаться компами? никто не считал? как-то я покупал кастомное охлаждения для видеокарты, потом пилил медную пластину (ибо покупной радиатор не покрывал чипы памяти) а потом месяц вечерами сидели проводил кучу разных тестов
Много ли таких людей, кто вообще обращал внимание на температуру памяти у видеокарт?
А сколько времени уходит на кастомные водянки? это ж застрелится сколько. Парусник это хотя бы история, а тянуть шланги.. Сантехника :)

salnicoff
14.08.2025 09:18Результат - каков именно механизм получения радости?
Сам процесс. Кто-то и в натуральную величину такое строит. :-) Как говорил Жванецкий — «кто-то марки собирает, кто-то деньги старинные; а я вот люблю современные»...

Idakopas
14.08.2025 09:18Мне интересно, какой внутренний мотив у людей кто занимается такими вещами.
«Мне интересно, какой внутренний мотив у людей, кто смотрит кино / играет в игры / етц».
Усидчивость и мелкая моторика - а куда переносится этот навык?
А куда именно он должен переноситься? «Как это можно использовать для зарабатывания денег и авторитета в социуме»? Или что вы имели в виду?
У меня тоже есть пара хобби, и меня тоже можно спросить зачем всё это.
Сразу бы и ответили.

justfox2
14.08.2025 09:18Круто, я на пробу взял ял, чтобы сразу не вкладываться в большой набор. Сборка конечно намного труднее пластиковых наборов, нужно самому подгонять и гнуть рейки, но как-то приятнее видеть и итоге лодочку не склеенную из 1-2 деталей и окрашенную под дерево с имитацией швов, а собранную как настоящая, но в миниатюре. Теперь думаю, брать не брать большой набор, вдруг не осилю, да и в пластике есть еще что собрать)

M_Y_L_T Автор
14.08.2025 09:18Я бы посоветовал не гнаться сразу за большими. Лучше взять чуть больше чем был предыдущий. Но смотреть нужно по силам. Так же нужно учитывать, что чем больше парусник, то тем больше времени на него потребуется

PVoLan
14.08.2025 09:18Где берете доски?
Чем гнете шпангоуты и прочие детали набора?

xSVPx
14.08.2025 09:18Груша еще иногда попадается в продаже. Можно поискать. Но надо иметь в виду, что еще до ковида кубометр доски стоил что-то порядка полумиллиона рублей, т.е. материал не из дешевых.

M_Y_L_T Автор
14.08.2025 09:18Думается мне, что одного кубометра груши хватит на всю жизнь для изготовления моделей)

xxxgoes
14.08.2025 09:18Так дорого? Точно нет ошибки? Дикая груша растет вполне неплохо, сделать из нее доски не должно быть сложно.

xSVPx
14.08.2025 09:18Нету. Вроде бы в красной книге. И почему-то садовая не подходит. Вероятно это реально какое-то специфическое растение из семейства. Глубоко не копал. Была байка, что последний раз материал заготавливали во время порубок для Олимпийских объектов в Сочи...
Она обычно за эти деньги термообработана. Но на фоне цен это сущая ерунда.
В реальности она попадается и дешевле, если небольшими кусками искать остатки всякие итп.
А доска нормальных размеров стоила вот как-то так. Правда до ковида еще, может что-то изменилось с тех пор.

M_Y_L_T Автор
14.08.2025 09:18Доски в основном беру либо на авито, либо на профильный форумах. Там частенько выкладывают. Но я в основном собираю кИты. В них есть весь необходимый материал, плюс у меня ещё остаются запасы. Иногда закупаюсь в профильный магазинах.
На счёт сгибания. Планки я гну водой и теплом и трафаретом для сгибания. Иногда использую спец инструмент для сгибания.

dpbm
14.08.2025 09:18Это ж какая усидчивость нужна. Паял регулярно последние пару лет - так в целый ритуал превращал чтобы не думать о том что нужно сидеть и делать, и делать, и делать...

x-master
14.08.2025 09:18Imho " старший системный администратор в отделе ИТ " занимается явно не своим делом. Личный опыт показывает, что у увлеченного своей работой системного администратора, основные хобби исключительно в области разного компьютерного железа. Т.е. они могут любить рыбалку, охоту, эндуро, авторалли и авторетро, но тратить по 350 часов, они будут только на компьютерное железо, сетевое железо, компьютерные игры и т.п. Потому как для хороших системных администраторов работа - это хобби, за которое им еще и платят.

Viacheslav01
14.08.2025 09:18Т.е. я как программист должен иметь в качестве хобби программирование? Не спасибо, предпочитаю другие развлечения )

x-master
14.08.2025 09:18Вы как программист, свою работу считаете обузой, а дополнительные знания, как то же самое знание протокола tcp/ip не обязательным. Для вас это просто работа. У сисадминов же, которые нормальные, по призванию, это стиль жизни. Вы этого понять не сможете.

Viacheslav01
14.08.2025 09:18Действительно не смогу, в моем окружении большая часть вообще не связанное с работой хобби имеет. Кто то корабли собирает, кто то электронику паяет, кто то вино делает, кто то по горам лазит, кто то с парашютом прыгает и т.п.
И только малая часть в качестве хобби выбирает то же самое что делает на работе.

x-master
14.08.2025 09:18В этом и разница между программистами и железячниками/сетевиками. Для вас это "просто работа", для нас же это стиль жизни. Чтобы было вот совсем "на пальцах" - менеджер гоночной команды может иметь спорткар, может вообще не водить автомобиль, или ездить с наемным водителем. Для гонщика его команды нет вариантов кроме как иметь свою машину и водить ее самому. Это образ его жизни. То же самое с раллистами.

M_Y_L_T Автор
14.08.2025 09:18Вы как-то смешиваете все в одну корзину. С одной стороны, вы видите 350 часов и считаете, я слишком много времени трачу на хобби. С другой стороны, а что такое 350 часов например в году? Я не занимаюсь кораблями постоянно.
Давайте попробуем посчитать сколько процентов времени в году я потратил на хобби в 2024 году при условии изготовления 1 корабля в год:
Сумма часов в году: 24*365 = 8 760ч. Отнимем время на сон: 8*365 = 2 920ч. Отнимем рабочее время согласно производственному календарю за 2024 год: 8*248 = 1984ч. Далее посчитаем сколько процентов в году у меня заняло хобби от общего свободного времени: (350/3856)*100 = 9,08% округлим и получим 10% в год от всего свободного времени. И это без учета отпуска.
В статье выше я указал сколько фактического времени я потратил на модель, а не то, что я непрерывно трачу столько времени. Хобби я занимаю только тогда, когда я действительно хочу им заниматься. Но это не значит, что я не занимаюсь и развиваюсь профессионально.

x-master
14.08.2025 09:18Сам я работаю по схожему профилю с 95-го. С легкими изменениями туда-сюда. У меня есть хобби - путешествия, ретро-авто(не реставрация) и ретро-компьютеры. У меня есть человек 20 знакомых, которые занимаются тем же и +/- 10 лет столько же. Но вот реальное хобби у всех них - это их работа. Ни у кого нет дома помоечного роутера, стоит оборудования часто дороже чем на работе, ни у кого нет дома менее 2-3 ноутов и серьезного сервера, и для всех это нормально. Потому как понедельник начинается в субботу. Но да, тут вы правы и меня убедили. Я действительно исходил из того, что кораблями вы занимаетесь постоянно. При приведенных цифрах, получается что я трачу на путешествия примерно столько же. Извините.

piuzziconezz
14.08.2025 09:18Был как-то раз в музее Рахми Коч в Стамбуле, каких там только моделей нет, и небольшие, и огромные с потрясающей детализацией! Самый интересный музей из всех где я был.

SwingoPingo
14.08.2025 09:18Если не секрет, сколько Вам лет и далеко ли вы от больших водоемов? В юности я занимался моделированием, сделал несколько приличных копий. Но! Мечта конечно была настоящий парусник. И я к ней двигался.
Переходите от моделирования к постройке настоящих судов. Пусть маленьких, пусть разборных, пусть надувных, но настоящих. Я Вас уверяю, количество и разнообразие решаемых при этом задач Вас крайне приятно удивит.
souls_arch
14.08.2025 09:18Цели у парусного моделирования бывают разные. Есть те, кто создают полностью мореходные и даже стреляющие из пушек модели. Другие предпочитают историческую достоверность и это для них намного главнее. Лишь избранные совмещают и то и другое. Обычно это уже не хобби (хотя на продажу делают много мастеров в различных категориях). Для таких и мировые соревнования в разных категориях проводится.
Некоторые строят суда (в основном яхты) за несколько лет, которые вообще реальных размеров и используют их потом по назначению.

trikot
14.08.2025 09:18Наборы это конечно хорошо, и из них трудно сделать качественно. Но надо делать самому все с нуля, это и будет настоящий моделизм.

sunsexsurf
14.08.2025 09:18Вопрос автору: хотел бы подарить друзьям модель Луча или классической «четверти», подскажите, пожалуйста, где можно подробнее почитать о том, из чего все это счастье вырезать / клеить? Киты для постройки не нашел и понял, что придется «с нуля» собирать. Заранее спасибо.

Ivnika
Переходите на следующий уровень - адмиралтейки :)
Например мое в процессе:
M_Y_L_T Автор
Я подумаю на счет этого) Но сейчас пока не готов менять подход по сборке. Но я согласен, что адмиралтейка намного интереснее в реализации
goldexer
Сделайте, пожалуйста, статью-обзор с фотками? Очень уж интересно глянуть, чтоб не в гугле, а реальные модели в деле... Если будет оказия конечно и время
haqreu
Эх, случайно минус поставил, а поправить нельзя :(
flagvruki
А что такое адмиралтейка? Не гуглится
Ivnika
Модели военных кораблей, выполнявшиеся для Британского адмиралтейства в XVII — XIX вв. (обычно в масштабе 1:32 или 1:48). Адмиралтейские модели должны были давать точное представление о конструкции и форме корпуса будущего корабля, т. к. в течении длительного времени они использовались вместо чертежей при строительстве настоящих кораблей. Это требовало от мастеров высокой точности исполнения, вплоть до мельчайших деталей, включая декор. Адмиралтейские модели иногда были полностью или частично лишены бортовой обшивки, рангоута и парусного вооружения. Они изготавливались обычно из грушевого дерева или самшита. (С)
engine9
3D моделирование и файл в виде реальной модели до эры ЭВМ.
AlexMih
Ну так это реально полезная и интересная работа была. А теперешнее моделирование по отношению к этому, получается, - просто карго-культ.
engine9
Тогда и компьютеры — карго культ. Нужно возвращаться к письмам, журналам.
salnicoff
The Admiralty Model. Строили почти до конца XIX века как визуализацию чертежей тех судов и кораблей, которые заказывались Британским Адмиралтейством. Масштаб — 2, 3 или 4 фута в дюйме. Воспроизводилось все внутренности, отчего некоторые модели были сделаны только на половину — как будто кто-то взял готовую модель и распилил ее вдоль. Ну или обшивку ставили только с одного борта.
LeshaoCin
На чемпионате Университета, что проходил в Питере, как мне сообщили, дошло до того, что детали моделей в том числе и канаты измерял штангелем. А как же с эффектом масштабирования. Мне кажется работать можно в любом стиле, главное с душой. Вот например есть такой моделист Ждан. Посмотрите в инете в том числе и ютубе. Очень интересная техника. Чем отличается художник от копировальщика? Каждая картина настоящего художника неповторимая, и часто нарушает правила не только композиции.
Поэтому если Вы творите с душой, творите дальше. Делайте что нравится. Отступайте от правил.
Ivnika
У Ждана свой Стиль. Возможно во многом отходящий от реальности и историчности, но смотрятся его модели просто Вау
M_Y_L_T Автор
Спасибо, обязательно гляну. Тем более, что другая техника всегда интересна в подходе