Каждую неделю нам задают один и тот же вопрос: «Зачем учить ребенка программированию, если нейросети скоро заменят всех программистов?». Честно говоря, три года назад я и сама так думала. Но наблюдая за детьми в эпоху ИИ-революции, поняла кое-что важное.

Мой личный кризис веры


2023 год. ChatGPT взорвал мир. Я сижу и смотрю, как нейросетка за минуту пишет код, на который у детей уходит час. В голове крутится мысль: «А не обманываем ли мы родителей, продолжая развивать IT-образование для детей?»

Помню тот момент, когда показала ChatGPT своим преподавателям. Половина отреагировала как на угрозу существованию, половина — как на крутой инструмент. Я была в замешательстве.

А потом произошла история, которая все расставила по местам.

Эксперимент, который все изменил


12-летний ученик пришел на урок и заявил: «А зачем мне учить Python? Я попросил ChatGPT написать игру — он за секунду сделал!»

Преподаватель не стал спорить. Сказал: «Окей, давай посмотрим на твою игру».

Ребенок запустил код от ChatGPT. Игра работала, но была примитивной — просто угадывание числа. «А можешь добавить уровни сложности?» — спросил преподаватель.

Снова обращение к ChatGPT. Получил код, скопировал, запустил. Не работает — ошибка. Еще раз к ChatGPT. Новый код. Снова ошибка.

Через полчаса мучений ребенок сдался: «Можете помочь разобраться, что не так?»

Чему нас учит этот эксперимент


Проблема не в том, что ИИ плохо пишет код. Проблема в том, что без понимания основ ты не можешь даже правильно поставить задачу ИИ.

Ребенок не понимал:

  • Что такое переменная и как она работает

  • Почему возникают ошибки

  • Как отладить код

  • Как объяснить ИИ, что именно он хочет получить

ChatGPT — это мощный инструмент, но он требует грамотного пользователя.

Аналогия с калькулятором, которая все объясняет

Помните, как в школе учителя говорили: «Калькуляторов на экзамене не будет!»? А потом в жизни оказалось, что калькуляторы есть везде — в телефоне, компьютере, даже на микроволновке.

Но значит ли это, что не нужно изучать математику? Конечно, нет.

Без понимания математики ты не поймешь:

  • Какую формулу использовать

  • Правильный ли получился результат

  • Как решить нестандартную задачу

С ИИ и программированием — абсолютно та же история.

Что я увидела в поведении детей


Наблюдая за детьми, которые активно используют ИИ, заметила интересную тенденцию.

Дети без базы программирования:

  • Копируют код слепо

  • Не понимают ошибок

  • Сдаются при первых трудностях

  • Не могут модифицировать готовые решения

Дети с базовыми знаниями:

  • Анализируют код от ИИ

  • Находят и исправляют ошибки

  • Комбинируют решения из разных источников

  • Ставят ИИ более точные задачи

Разница колоссальная.

Реальные истории из практики

История 1. Девочка и чат-бот

14-летняя ученица хотела создать чат-бот для школьного проекта. Попросила ChatGPT написать код. Получила рабочий бот, но он отвечал только на английском.

Если бы не знала программирование. Мучилась бы часами, переспрашивая ИИ, почему бот не говорит по-русски.

Со знаниями. За 10 минут нашла в коде строки с ответами и заменила их на русские.

История 2. Мальчик и большие данные

16-летний подросток решал задачу по обработке данных. ChatGPT выдал код, который работал на маленькой выборке, но тормозил на больших объемах.

Без знаний. Думал бы, что ИИ всемогущ, а проблема в компьютере.

Со знаниями. Понял, что алгоритм неэффективный, и попросил ИИ оптимизировать именно производительность.

Профессии будущего: программист + ИИ


Изучая тренды рынка труда, поняла важную вещь: не программистов заменяют ИИ, а программисты с ИИ заменяют программистов без ИИ.

Современный разработчик тратит меньше времени на написание рутинного кода и больше — на:

  • Проектирование архитектуры

  • Решение сложных задач

  • Интеграцию разных систем

  • Оптимизацию производительности

Для всего этого нужны фундаментальные знания.

Что говорят в индустрии


На недавней IT-конференции спросила представителей крупных tech-компаний об их видении будущего программирования.

Единогласное мнение - ИИ — это инструмент, который делает программистов более продуктивными, а не заменяет их.

Цитата техлида из крупной компании: «Мы не ищем людей, которые умеют писать код — мы ищем людей, которые умеют решать задачи с помощью кода».

Неожиданное открытие: дети лучше взрослых работают с ИИ


Интересное наблюдение: дети быстрее взрослых адаптируются к работе с ИИ в программировании.

Взрослые программисты часто воспринимают ChatGPT как угрозу или относятся с недоверием. Дети — как к крутому помощнику.

Они не боятся экспериментировать, задавать ИИ «глупые» вопросы, итеративно улучшать результат.

Чему действительно стоит учить детей сейчас


Исходя из наблюдений, вот что критически важно:

1. Алгоритмическое мышление

Умение разбить сложную задачу на простые шаги. Это пригодится не только в программировании.

2. Понимание логических структур

Что такое условие, цикл, функция — базовые концепции, которые лежат в основе любого кода.

3. Навыки отладки

Умение найти и исправить ошибку — это отдельная профессия, которую ИИ пока освоить не может.

4. Критическое мышление

Способность оценить качество решения, предложенного ИИ, и понять его ограничения.

Практические советы родителям

Не демонизируйте ИИ

Если ваш ребенок использует ChatGPT для решения задач — это нормально. Главное, чтобы он понимал полученный результат.

Поощряйте эксперименты

Пусть ребенок пробует разные подходы: сначала решает задачу сам, потом сравнивает с решением ИИ.

Задавайте правильные вопросы

Не «Ты списал у ChatGPT?», а «Объясни, как работает этот код» и «Что будет, если изменить эту строчку?»

Мой прогноз на ближайшие 10 лет


Программирование не исчезнет, но кардинально изменится:

  • Рутинный код будет генерировать ИИ

  • Архитектурные решения останутся за людьми

  • Отладка и оптимизация потребуют глубокого понимания

  • Новые специальности появятся на стыке программирования и ИИ

Дети, которые понимают основы программирования сегодня, будут готовы к этому миру.

Чего я точно не боюсь


Как человек, который построил бизнес на детском IT-образовании, я могла бы паниковать из-за ИИ. Но я вижу совсем другую картину.

ИИ не уничтожает потребность в программистах — он повышает планку входа в профессию. Теперь недостаточно просто знать синтаксис языка. Нужно понимать архитектуру, уметь решать нестандартные задачи, мыслить системно.

И это прекрасно. Потому что именно этому хорошо учить детей — мыслить, а не механически запоминать.

Заключение


Да, ИИ изменил программирование. Но не уничтожил его, а сделал более интеллектуальным и творческим.

Учить детей основам программирования в эпоху ИИ — не анахронизм, а инвестиция в их способность управлять технологиями, а не быть управляемыми ими.

Мы готовим не кодеров, а людей, которые будут говорить с машинами на одном языке.

А как вы относитесь к использованию ИИ детьми? Боитесь, что технологии заменят человеческие навыки, или видите в них помощников? Ваш ребенок уже пробовал программировать с помощью ChatGPT?

Комментарии (40)


  1. maikuss
    26.08.2025 07:31

    Обязательно надо учить. Иначе никто не сможет потом перепрограммировать захваченного T800.


  1. melsomino
    26.08.2025 07:31

    Затем, что если сейчас не учить детей программированию, то через несколько лет не на чем будет обучать ChatGPT 10. ChatGPT появился исключительно потому, что раньше детей учили программировать.


    1. AlexRihter9690
      26.08.2025 07:31

      К тому времени вряд ли кто-то ещё будет так модели тренировать, ИИ либо придёт к селф-тренинг архитектурам, либо загнётся


    1. Licemery
      26.08.2025 07:31

      Отменить запреты на сбор данных, игнорировать роботс.тхт и подобное, данных еще куча. А кроме сбора новых, есть еще развитие в обработке старых. Прогресс должен идти в сторону качества, а не количества.

      Если обучать на нубском коде, так и дальше будут смеяться над тем, как гпт кодит.


  1. oliva80
    26.08.2025 07:31

    чтобы не устанавливать vpn?...


  1. shlmzl
    26.08.2025 07:31

    Как человек, который построил бизнес на детском IT-образовании, я могла бы паниковать из-за ИИ. Но я вижу совсем другую картину.

    При всем уважении, но от автора статьи с заголовком "Зачем детям изучать программирование, если есть ChatGPT?" ожидаешь, что он имеет опыт профессиональной разработки с использованием ИИ, опыта передачи умозрительных знаний как бы недостаточно. Реально, те кто имеет практический опыт видят многое по-другому.

    Как по мне, один из главных скилов которое дает программирование с помощью ИИ - умение оптимизировать декомпозицию исходной задачи на подзадачи для ИИ. Не всем, понятно, дает, нужно чтобы в голове что-то было, но если дает, то шанс из детсада чуть ли не в синьоры наверное есть.


  1. Emulyator
    26.08.2025 07:31

    Как же мы раньше не догадались, что прогресс остановится на полпути! Вспомните фотографию: раньше нужны были выдержка, диафрагма и годы практики, а теперь любой подросток с айфоном и нейрофильтром «закат-мечта» создаёт шедевры за пять секунд. Скоро и код будем «творить» через голосовой запрос: «Эй, ИИ, сделай мне приложение для медитации с котиками, но чтобы без багов» — и вуаля, зачем нам эти скучные программисты с их «алгоритмами»? (Ответ любезно предоставлен Алисой). )


    1. AndrewBond
      26.08.2025 07:31

      предположу, что "закат-мечта" в исполнении айфонов появляется исключительно в силу бесконечного количества попыток, а не фильтров с ИИ или без.


      1. Emulyator
        26.08.2025 07:31

        Новомодная "нейро-фотосессия" уже сейчас решает все проблемы с красотой заката, кто-то даже копейки какие-то платит таким "фотографам", чтобы зад с дивана не отрывать. А бесконечное число попыток и у проф фотографов было, и то что затворы в зеркалках со временем ушатываются их не останавливало, потому, что лучше выбрать 1 снимок из серии 10 похожих, чем не иметь выбора. И вообще, только во времена использования фотопластин и магниевых вспышек были настоящие фотографы! )


  1. Sapsan_Sapsanov
    26.08.2025 07:31

    "Единогласное мнение - ИИ — это инструмент, который делает программистов более продуктивными".

    «Буквально сегодня читал статью о том, что благодаря (или вопреки) ИИ программисты пишут дольше. )


    1. k4ir05
      26.08.2025 07:31

      Оба тезиса верные. Первый справедлив для тех, кто программирует хуже ИИ, а второй - для тех, кто лучше.


  1. OverFitter
    26.08.2025 07:31

    Заголовок вида "зачем детям учиться в школе, если есть гдз"


  1. iliabvf
    26.08.2025 07:31

    Это как с электричеством, электрики сегодня не плетут провода вручную, не изобретают вилки и переходники, не паяют резисторы и светодиоды. Они лишь проектируют сеть на основе требований клиента и укладывают элементы.
    Будут ли нужны ИТ джуны? Скорее всего нет.
    Как им стать мидлами, наверное много работать за хлеб и много учиться, и проходить сложные интервью.
    Поэтому и программирование как профессия пойдет на спад.


  1. KEugene
    26.08.2025 07:31

    Возможно, я скажу крамольную вещь, но действительно, надо ли ребенка (!) учить пронраммированию? Конечно, смотря кого считать "ребенком". Если это подросток выпускного класса, то вполне возможно. Если у него есть интерес, то почему нет. Но тех, кто младше? Это напоминает мне еще советский подход к музыкальной школе: если вы считаете свою семью интеллигентной, то ваш ребенок обязан отбыть срок в музыкальной школе! С поправкой на сегодня: если родители в айти, то ребенок обязан выучить язык программирования.

    Учитывая скорость развития ИИ, будет ли востребовано знание о переменных и циклах через 10 лет? Многие ли сегодняшние 25-30 летние водители справятся с педалью сцепления?


    1. AndrewBond
      26.08.2025 07:31

      Я бы всё равно учил, меняя понятие "программирование" с учетом возраста ребенка. По сути, это умение выстраивать пути решения задач, безотносительно языков программирования и пр.


    1. menz1
      26.08.2025 07:31

      У нас в младших классах было лого. Даешь черепашке последовательность команд, она рисует. Например, задача нарисовать дом с трубой. Это по сути не программирование, а навык разбиения задачи на части и построения простых алгоритмов. Вот программированию учить нужно только для этого. Мне неплохо так напряг в 7 классе мозг калькулятор в польской нотации. В целом то никому не нужны школьники-кодеры и никто от них ничего серьезного и не ожидает.


  1. Vict777
    26.08.2025 07:31

    "Зачем детям изучать программирование" - Действительно не понятно зачем детей обучать программированию, что бы что? Как будто их, образно говоря, в чемпионы по художественной гимнастике готовят, где начинать уже в лет 7-8 считает слишком поздно, но там чисто физиология. А почему детей не обучать на хирургов или инженеров строителей, геологов и т.д. и т.п., а то как бы потом не стало поздно)))). Думаю это все еще из-за бытующего мифа о высоченных зарплатах в программировании, а так же усиленно продвигаемого для родителей мифа что нигде кроме ИТ нет таких зарплат и вне ИТ жизни нет. Пожив в ИТ на самом деле понимаешь что чаще всего это в ИТ нет нормальной жизни.


    1. Kagvi13
      26.08.2025 07:31

      Потому что, программирование - это не про написание кода, а по умение составлять алгоритмы - последовательность действий для достижения результата. Действительно, зачем человеку анализировать, как достичь результата, ведь получать бабки можно не думая, а выполняя чужие команды!


      1. Vict777
        26.08.2025 07:31

        Ой, ну бросьте, опять это программистское ЧСВ, как будто умение составлять последовательность действий и алгоритмы только программированием достигаются, можно сказать что все обучение под это и заточено.


        1. Kagvi13
          26.08.2025 07:31

          К сожалению, зачастую обучение заточено на зубрёжке, а не на понимании. А программирование, имхо - это, в первую очередь, умение создавать алгоритмы, а не знание синтаксиса какого-то конкретного языка программирования.


          1. Kanut
            26.08.2025 07:31

            К сожалению, зачастую обучение заточено на зубрёжке, а не на понимании.

            К сожалению обучение программированию тут ничем не отличается от обучения условной математике.

            А программирование, имхо - это, в первую очередь, умение создавать алгоритмы, а не знание синтаксиса какого-то конкретного языка программирования.

            И это не мешало например нашей учительнице информатики в школе просто давать детям переписывать код из книжки и запускать программу.


  1. Shura_m
    26.08.2025 07:31

    Скажите, а сколько из Вас в реальной жизни считали интеграл, или брали производную ?

    Как часто Вы используете ряды Фурье ? Я- Два раза: Когда учился сам, и когда дети изучали.

    Но ведь зачем-то нас всему этому учат, тратят время, деньги и здоровье ?

    Что касается вопроса статьи, я считаю, что нужно.

    Если ты хочешь стать Программистом - без знания основ ты ничего не добьёшься.

    "Ctrl + C" , "Ctrl + V" - твой потолок, и при первой же проблеме ты сдуешься, и пойдешь изучать теорию.


    1. Vict777
      26.08.2025 07:31

      "Как часто Вы используете ряды Фурье ? Я- Два раза: Когда учился сам, и когда дети изучали." - Именно поэтому этого в школе и не изучают, а учат когда получаешь высшее образование.


      1. KonstantinTokar
        26.08.2025 07:31

        Не хватает общих знаний. Я в институте думал что это всё мне не нужно. А теперь оказалось что без бпф у меня ничего не получается сделать.


    1. evtomax
      26.08.2025 07:31

      Как часто Вы используете ряды Фурье ?

      Подобные знания косвенно позволяют не заболеть аудиофилией, например. Начнёшь читать обзор усилителя, а там автор будет показывать на осциллографе ужасные "искажения" в уголках меандра 10 кГц...


  1. multidem
    26.08.2025 07:31

    Статья хорошая, но все тезисы и заключения в ней не окончательные. Никто пока не знает что и как будет.


  1. Stpnki
    26.08.2025 07:31

    Да потому что ии это не интеллект, а поисковик на стероидах, умеющий делать выжимку из огромного массива информации, и основан на теории вероятности. Не знаю, с о получится , если попробовать встроить паттерны мышления. Но пока если только с помощью ии писать что-то реально сложное и большое - то получится ракета, которая даже полетит, но окажется что у нее двигатель в носу, а кабины пилота вообще нет или она где-то в хвосте с непонятной функцией.


    1. Emulyator
      26.08.2025 07:31

      Ну как бы не только на теории вероятностей, и почему это плохо? Вот трактор, это не лошадь, он основан на двигателе внутреннего сгорания и умеет перемещать тяжелые предметы. Да, через барьеры он красиво не прыгнет и красивым табуном в закат не умчится, но поле плугом вполне вспашет не хуже лошади. )


      1. Stpnki
        26.08.2025 07:31

        Так я не говорю, что плохо. Я наоборот считаю, что это чудо чудное, что не надо штудировать интернет в поисках ответов, но иногда надо).


  1. k4ir05
    26.08.2025 07:31

    ИИ не уничтожает потребность в программистах — он повышает планку входа в профессию. Нужно понимать архитектуру, уметь решать нестандартные задачи, мыслить системно.

    Всё развитие технологий (ИИ в том числе) только понижает эту планку.

    Теперь недостаточно просто знать синтаксис языка.

    Этого и раньше не было достаточно.

    Нужно понимать архитектуру, уметь решать нестандартные задачи, мыслить системно.

    Это всегда было необходимо.


  1. RedHead
    26.08.2025 07:31

    1. Можно в чатГПТ попросить комментарии о том что делает программа.

    2. Мы имеем дело с ЧатГПТ на 08.2025, каким он будет на 08.2026 никто не знает.


  1. Green__Hat
    26.08.2025 07:31

    Крайне неоднозначный вопрос.

    А надо ли учить рисованию? Далее можно развести длинную дискуссию и в конце встанет проблема, кто купит труд живого художника.

    С программированием похожая непонятная картина. Учить лучше, чем не учить, но вот что из выученного пригодится? Не окажется ли, что время потрачено на умение извлекать корень на бумажке, что калькулятор делает явно лучше.

    Учить старому - а будет ли толк? Учить новому - а какое оно, новое?

    Все идет по нарастающей. Раньше за тебя дописывали скобки и точки с запятой, потом догоняли строчки, теперь счет пошел на функции и результат годный, что бы не говорили хейтеры. Проблема шести пальцев решаема.

    Массовое программирование уйдет от языковой конкретики. Тогда чему учить, абстрактным алгоритмам?

    Время перемен, факт


    1. Kanut
      26.08.2025 07:31

      С программированием похожая непонятная картина. Учить лучше, чем не учить, но вот что из выученного пригодится?

      Поэтому именно учить программировать не нужно. Нужно учить абстрактному мышлению, аналитическому подходу, работе с алгоритмами и так далее и тому подобное.

      И это можно делать на примере программирования, а можно и как-то иначе.


      1. Green__Hat
        26.08.2025 07:31

        Еще бы знать как выглядит обучение абстрактному мышлению, аналитическому подходу и синергетическому эффекту.
        Вы знаете? Я - нет. И никто, боюсь, не знает.
        Скорее все выродится во всякие шарашкины конторы, обучающие успешному успеху без конкретики. А где конкретика - там сразу за углом ИИ с топором.
        Вот такая закавыка.

        Что делать людям, не способным к абстракции и аналитике, вообще непонятно, а их очень большое большинство.


        1. Kanut
          26.08.2025 07:31

          Еще бы знать как выглядит обучение абстрактному мышлению, аналитическому подходу и синергетическому эффекту.
          Вы знаете? Я - нет

          В сети полно информации на эту тему. От роликов на ютюбе до научных работ.

          Что делать людям, не способным к абстракции и аналитике, вообще непонятно, а их очень большое большинство.

          Все здоровые люди способны к абстракции и аналитике на каком-то базовом уровне. Точно так же условную высшую математику тоже не все способны понять, но математику детям преподают.


  1. lichnost
    26.08.2025 07:31

    Зачем ребёнку учиться ходить если Усейн Болт бегает стометровку за 9 секунд?


    1. Emulyator
      26.08.2025 07:31

      Чтобы ходить, как все люди, а вот уметь бегать тем более бегать профессионально пригодится намного реже. И тем более без умения программировать большинство людей жили, живут и будет жить не парясь, так что тезис про стометровку так себе.


  1. KonstantinTokar
    26.08.2025 07:31

    Детям надо объяснить, что есть ИИ, нет ИИ - конкуренцию это не отменяет. "ChatGPT напишет" может и верно, но он напишет не только тебе, сынок, он напишет всем. Общий пирог будет по крошке разделён на всех. А чтобы получить кусок побольше - надо учиться.

    А мы вместо понимания этого простого факта дискутируем умеет иди нет ии писать программы. Да какая разница? Это ни на что не влияет по большому счёту.


  1. Silverto
    26.08.2025 07:31

    Не тешьте себя иллюзиями. Сам пробовал писать программу при помощи gpt, причем мой потолок в программировании - Basic. Да, ии безбожно тупит в некоторых моментах, задачу приходится разбивать на несколько мелких, частенько, при внесении мелких изменений он ломает все, что до этого работало исправно, но: технологии всего два года, к тому времени, как сегодняшним детям придется применять свои знания на практике gpt превратится в пресловутую кнопку "сделай хорошо" (там другое слово, но я решил написать поприличней). Это не значит, что профессия умрет, но такого бума уже не будет, большинство задач люди будут решать при помощи ии.


    1. evtomax
      26.08.2025 07:31

      Возрастёт сложность задач, и даже самая лучшая кнопка "сделать хорошо" протухнет.