В то время как тысячи людей штурмуют курсы программирования, надеясь на высокие зарплаты и удаленную работу, индустрия уже переживает радикальную трансформацию. Что будет с рынком IT-образования в ближайшие годы, и как не оказаться среди тех, кто инвестировал время и деньги в устаревающие навыки?

Парадокс перепроизводства: когда "входной билет" в IT обесценился

В 2021-2022 годах мы наблюдали беспрецедентный бум IT-образования. Пандемия, массовые сокращения в традиционных отраслях и истории успеха вчерашних курьеров, ставших разработчиками с зарплатой в 150-200 тысяч рублей, спровоцировали настоящую золотую лихорадку. Тысячи людей устремились на курсы программирования, а количество IT-школ и буткемпов выросло в геометрической прогрессии.

Результаты этого бума мы наблюдаем сегодня:

  • На одну вакансию junior-разработчика приходится в среднем 350-400 кандидатов

  • Более 70% выпускников курсов программирования не могут найти работу по специальности в течение года после окончания обучения

  • Средняя стартовая зарплата junior-разработчика упала на 35% по сравнению с 2022 годом

  • Компании массово отказываются от найма неопытных специалистов, предпочитая автоматизировать рутинные задачи

"Мы перестали рассматривать резюме кандидатов без коммерческого опыта еще в начале 2024 года. Даже лучшие выпускники буткемпов требуют слишком много ресурсов на обучение, в то время как инструменты на базе искусственного интеллекта уже способны выполнять большинство задач начального уровня с минимальным контролем"

— Александр К., CTO финтех-стартапа, 200+ сотрудников

Факторы трансформации: не только перепроизводство кадров

Ситуация усугубляется несколькими параллельными тенденциями:

1. Генеративный ИИ меняет природу программирования

Инструменты генеративного ИИ, такие как GitHub Copilot, значительно повысили производительность опытных разработчиков. То, что раньше делала команда из 5-6 джуниоров под руководством сеньора, сегодня делает один опытный разработчик с помощью ИИ.

Более того, новое поколение инструментов автоматической генерации кода способно самостоятельно создавать полнофункциональные приложения по текстовому описанию. Да, они требуют надзора со стороны опытного специалиста, но это скорее архитектор системы, чем традиционный программист.

2. Экономический кризис 2025 года и сокращение IT-бюджетов

Текущий экономический спад заставил компании пересмотреть свои IT-бюджеты. Времена, когда стартапы получали многомиллионные инвестиции на основе одной только идеи, давно прошли. Сегодня инвесторы требуют четкой модели монетизации и быстрого выхода на окупаемость.

В результате IT-отделы вынуждены добиваться большего с меньшими ресурсами, что еще больше стимулирует автоматизацию и отказ от найма начинающих специалистов.

3. Трансформация самой природы IT-профессий

Мы наблюдаем фундаментальный сдвиг в структуре IT-отрасли. Потребность в "чистых" программистах снижается, в то время как растет спрос на специалистов на стыке технологий и бизнеса, технологий и дизайна, технологий и конкретных отраслей.

"Программирование становится базовым навыком, как умение работать в Excel или создавать презентации в PowerPoint. Это больше не отдельная профессия, а инструмент, которым должен владеть любой специалист в цифровой экономике. При этом просто умения писать код уже недостаточно — нужно глубокое понимание бизнес-процессов и специфики отрасли"

— Елена М., директор по инновациям крупного банка

Будущее IT-образования: прогноз до 2027 года

Анализируя текущие тенденции, мы можем сделать следующие прогнозы:

1. Массовое закрытие классических IT-школ

К 2027 году не менее 80% существующих сегодня школ программирования закроются или будут вынуждены радикально трансформировать свои программы. Простые курсы по изучению языков программирования и фреймворков станут полностью нерентабельными.

2. Поляризация рынка IT-образования

Рынок разделится на два сегмента:

  • Premium-сегмент: элитные программы, фокусирующиеся на подготовке архитекторов систем, инженеров ИИ и специалистов на стыке технологий и других областей. Эти программы будут дорогими, селективными и многолетними.

  • Mass-сегмент: короткие интенсивы по основам программирования как дополнительного навыка для специалистов из других отраслей. Эти программы будут дешевыми или даже бесплатными, часто спонсируемыми крупными технологическими компаниями.

3. Интеграция IT-образования в другие образовательные программы

Вместо отдельных курсов программирования мы увидим интеграцию технологических модулей в другие образовательные программы: маркетологи будут изучать основы анализа данных, дизайнеры — основы фронтенд-разработки, финансисты — алгоритмическую торговлю.

4. Возрождение фундаментального компьютерного образования

На фоне обесценивания прикладных программистских навыков возрастет ценность фундаментального образования в области компьютерных наук. Специалисты с глубоким пониманием алгоритмов, структур данных и теории вычислений будут востребованы для создания следующего поколения инструментов разработки и систем ИИ.

Кейс: трансформация карьерного пути в IT

Чтобы проиллюстрировать происходящие изменения, рассмотрим типичный карьерный путь IT-специалиста:

Традиционная модель (2015-2022):

  1. Окончание буткемпа или самообучение (6-12 месяцев)

  2. Позиция джуниор-разработчика (1-2 года)

  3. Мидл-разработчик (2-3 года)

  4. Синьор-разработчик (3+ лет)

  5. Тимлид или архитектор (5+ лет)

Новая модель (2025 и далее):

  1. Получение базового образования в конкретной отрасли (финансы, медицина, логистика и т.д.)

  2. Изучение программирования как дополнительного навыка

  3. Работа на стыке технологий и основной специализации

  4. Постепенное смещение фокуса на архитектуру систем и управление взаимодействием человека и ИИ

  5. Развитие в направлении технологического стратега или предпринимателя

Время перехода от начинающего к опытному специалисту увеличивается, но и "потолок" карьеры становится значительно выше.

Как адаптироваться к новой реальности?

Если вы уже инвестировали или планируете инвестировать в IT-образование, вот несколько стратегических рекомендаций:

Для начинающих:

  1. Не рассматривайте программирование как отдельную карьеру — изучайте его как дополнение к вашей основной специализации

  2. Фокусируйтесь на фундаментальных концепциях, а не на конкретных технологиях — понимание принципов алгоритмического мышления прослужит дольше, чем знание синтаксиса модного фреймворка

  3. Развивайте навыки работы с ИИ-инструментами — умение эффективно взаимодействовать с генеративными моделями становится ключевым конкурентным преимуществом

  4. Инвестируйте в глубокое понимание конкретной отрасли — технический специалист, который глубоко понимает специфику финансов, здравоохранения или логистики, всегда будет ценнее "чистого" программиста

Для опытных разработчиков:

  1. Смещайте фокус с написания кода на архитектуру систем — проектирование высокоуровневых решений останется прерогативой человека еще долгое время

  2. Развивайте навыки управления командами, включающими как людей, так и ИИ-системы — это новая форма лидерства, которая будет крайне востребована

  3. Изучайте смежные дисциплины — продуктовый менеджмент, UX-исследования, анализ данных, системное мышление

  4. Рассматривайте предпринимательство как карьерный путь — опытные разработчики с бизнес-мышлением имеют уникальную возможность создавать решения следующего поколения

Для владельцев IT-школ и образовательных стартапов:

  1. Пересмотрите свою ценностное предложение — простое обучение кодингу больше не будет привлекать студентов

  2. Интегрируйте программирование с обучением конкретным отраслям — создавайте специализированные программы для финтеха, медтеха, эдтеха и т.д.

  3. Фокусируйтесь на мета-навыках — системное мышление, алгоритмический подход к решению проблем, эффективная коммуникация

  4. Готовьтесь к сокращению рынка — консолидация неизбежна, выживут только школы с уникальным подходом и сильным брендом

Заключение: конец эры программистов или новое начало?

Мы переживаем не смерть IT-профессий, а их фундаментальную трансформацию. Программирование из отдельной специализации превращается в базовый навык, необходимый практически в любой сфере деятельности.

При этом возникают новые, более сложные и интересные роли на стыке технологий и других дисциплин. Специалисты, способные мыслить системно, понимать бизнес-контекст и эффективно использовать новейшие инструменты, будут востребованы как никогда.

В этой новой реальности школа Coddy трансформирует свой подход к образованию. Мы уже сегодня готовим не просто программистов, а технологических лидеров будущего — специалистов, способных не только писать код, но и формировать технологические стратегии, управлять сложными системами и создавать инновационные решения на стыке технологий и бизнеса.

Присоединяйтесь к нам, чтобы не просто адаптироваться к меняющемуся миру, но и стать одним из архитекторов его будущего.

Комментарии (36)


  1. nihil-pro
    04.06.2025 14:31

    Почему 80% IT-школ закроются к 2027 году

    Потому, что 80% IT-школ учат проходить собеседования, а не программированию.


    1. okssell Автор
      04.06.2025 14:31

      а еще потому что рынок просто переполнен джуниорами. Раньше любого брали, сейчас конкуренция жесткая. А многие школы все еще обещают "гарантированное трудоустройство" и "высокие зарплаты с первого дня"


      1. nihil-pro
        04.06.2025 14:31

        На мой взгляд все гораздо проще. IT-школы начали поставлять на рынок некомпетентных специалистов умеющих проходить собеседования. Они устраивались на работу, и очень скоро увольнялись. В одних случаях потому что работодатель обнаруживал подвох, в других, потому что они набирались кое-какого опыта и уходили на более оплачиваемую позицию. Из-за этого казалось, что спрос велик, и открывались новые школы.

        Разумеется, работодатели достаточно быстро научились вычислять таких псевдо-специалистов, поменяли критерии отбора, и стали нанимать тех кто что-то умеет. А такие люди не увольняются через два месяца.

        Сейчас мы в ситуации, когда эти школы отказываются признавать что их продукт низкого качества. Часть закроется. Предложение и спрос +- будут совпадать, и все будет хорошо.

        Вакансий для джунов стало меньше не потому, что они не нужны. А потому что то, что поставляется на рынок даже стажером с трудом можно назвать.


        1. okssell Автор
          04.06.2025 14:31

          да поддержу вас. Когда слабые школы закроются, а сильные перестроятся на качество, рынок придет в норму.

          По сути, сейчас идет естественная очистка рынка от спекулянтов. Болезненно, но в долгосрочной перспективе - здорово.

          Работодатели научились отличать тех, кто умеет работать, от тех, кто умеет рассказывать про работу.


  1. tuxi
    04.06.2025 14:31

    В то время как тысячи людей штурмуют курсы программирования, надеясь на высокие зарплаты и удаленную работу,

    Пруфы есть?


    1. okssell Автор
      04.06.2025 14:31

      пруфы чего?


      1. tuxi
        04.06.2025 14:31

        Про тысячи людей штурмующих курсы.

        Я уже давно вижу обратную картинку, тысячи курсов штурмующих редких желающих.


        1. okssell Автор
          04.06.2025 14:31

          Реальность на рынке:

          • Массовые увольнения в IT (и Яндекс, и VK, и куча других)

          • Тысячи опытных разработчиков ищут работу месяцами

          • Джуны вообще не могут найти первое место

          • Зарплаты падают, требования растут

          А что делают IT-школы:

          • "Успей стать айтишником! Рынок растет!"

          • "Гарантируем трудоустройство или вернем деньги!"

          • Рассрочки, скидки, "последний шанс"

          • Агрессивный маркетинг везде

          Это как продавать билеты на "Титаник", когда он уже тонет)) Школы продолжают набирать людей в профессию, где уже переизбыток кадров и кризис.

          Итого: новички платят за обучение профессии, в которой даже опытные специалисты сидят без работы.

          Классический развод на мечтах, когда бизнес-модель школ не зависит от реального состояния рынка труда.


          1. dan_sw
            04.06.2025 14:31

            Не покидает ощущение, что статью, как и этот комментарий, написала нейросеть. Какой-нибудь DeepSeek. Уж слишком стиль похож на неё, везде сплошные пункты да "структура"...

            Странно... в статье, вроде, о конце эпохи программирования "говорится", а по факту автора статьи с его статьёй и комментарием уже "заменили" (предположительно). Не конец ли это эпохи "статей о конце эпохи программирования"? Думаю, это не далеко от истины.


            1. okssell Автор
              04.06.2025 14:31

              ))) ИИ пишет про замену людей, заменив человека, который это писал)))


          1. outlingo
            04.06.2025 14:31

            Опытные специалисты с хорошим бэкграундом широким по-прежнему нарасхват


        1. Akon32
          04.06.2025 14:31

          Тысячи курсов для новичков, штурмующих сообщества опытных программистов, я наблюдаю уже лет 13...


  1. Akon32
    04.06.2025 14:31

    Вход в ИТ через университетское образование в статье даже не рассматривается. Только школы, курсы, самообучение и хардкор! Неужели это действительно типичный путь с 2015 года?

    Выводы (в основном) имхо имеют смысл, тем не менее.

    "В основном" - потому что есть некоторые противоречия в рекомендациях: то ли фундаментальные теоретические вещи учить, то ли алгоритмы (которые легко пишутся ИИ); то ли дебри предметной области, то ли дебри разработки (в разработке ПО тоже есть тонкости, как и в других специальностях).


    1. okssell Автор
      04.06.2025 14:31

      верно подмечено. Лучший путь - это все-таки универ + самообразование + практика. Курсы могут быть хорошим дополнением, но не заменой основательного образования.

      Просто сейчас все хотят "быстро и дешево", поэтому университеты кажутся "медленными".


    1. GospodinKolhoznik
      04.06.2025 14:31

      Но ведь университетское образование тем и отличается от проф. тех образования, что университеты готовят эстэблишмент. Поэтому университетское образование это прежде всего философия, политология, право, языки, история, социология и культурология. Задача университета не в том, чтобы обучить работника, а в том, чтобы обучить того, кто будет повелевать работниками!


      1. Spyman
        04.06.2025 14:31

        Проведя множество собеседований и приняв на работу часть кандидатов, я заметил, что выпускники университетов умеют "говорить на айтишном" (владеют терминологией), в отличии от выпускников курсов или самоучек (последние - кода как). Они имеют понимание о потоках, конкурентности, состояниях гонки, дедлоках, асинхронности, сокетах, http стеке, библиотеках, форматах данных и даже замыканиях и утечках памяти. Хотя-бы поверхностно.

        А вот когда мы взяли перспективного самоучку - в работу он вливался сильно дольше, ему было тяжело понять задачи, а в некоторых областях у него были провалы в фундаментальных знаниях (например когда он столкнулся с необходимостью работать с сырми данными - а у него отсуствовало понимание того, как файлы хранятся на диске)

        Что было бы с выпускниками курсов - представить страшно, благо они легко выявлялись, например задаванием одного и того-же вопроса в разных терминах и получением при этом разных ответов)


  1. DEJourneyman
    04.06.2025 14:31

    Маленькая ремарка обо мне, чтобы у читавшего комментарий было объективное мнение о изложенных мной мыслях: Я учусь на backend-разработчик на языке python (чуть больше полу-года, освоил основы), с планом последующей переквалификации на data engineer.

    Интересная стать, которая на мой взгляд имеет место быть. Про количество желающих джунов на одно место - могу сказать так, за 2-3 недели периодического просмотра вакансий указанный уровень - количество кандидатов 40-60 (источник: хабр карьера). По поводу того что люди будут учиться добавлять условные it-технологии в свои рабочие и рутинные дела повсеместно - тоже сомнительно, для этого нужно вырастить целое поколение активно использующее эти ресурсы.

    На мой взгляд разработчики в любом случае будут нужны, вопрос насколько будет выше планка входа в данную отрасль.

    отдельно отмечу, подобные статьи слегка подкашивают, в плане мотивации и я это замечаю не только на примере себя, но и другие начинающие разработчики.


    1. okssell Автор
      04.06.2025 14:31

      Понимаю ваши чувства! Такие статьи наверное действительно демотивируют, особенно когда столько времени вы обучаетесь

      По вашим наблюдениям: 40-60 кандидатов на джуна - это жесть, но реальность. Раньше было 5-10 максимум. Конкуренция реально выросла в разы.

      Про массовое использование IT в работе - согласна, это утопия. Большинство людей с трудом в Excel разбираются, а тут им предлагают AI и автоматизацию изучать.

      Но.

      Разработчики будут нужны всегда, но планка входа точно поднимется. Те, кто сейчас учится серьезно (как вы), получат преимущество над теми, кто рассчитывает на "быстрые курсы".

      просто рынок сейчас сложный для всех.


    1. Akon32
      04.06.2025 14:31

      По поводу того что люди будут учиться добавлять условные it-технологии в свои рабочие и рутинные дела повсеместно - тоже сомнительно, для этого нужно вырастить целое поколение активно использующее эти ресурсы.

      Этот процесс активно идёт, и довольно давно. Люди в среднем уже довольно продвинутые в "компьютерной грамотности". Информатику в СССР так-то с 1985 года в школах преподавали, т.е. люди, которые вообще не в теме, имеют возраст 55+..57+ лет, и скоро уйдут на пенсию.

      отдельно отмечу, подобные статьи слегка подкашивают, в плане мотивации и я это замечаю не только на примере себя, но и другие начинающие разработчики.

      Дело не в статьях, а в "историческом моменте". Где-то полгода-год назад (не знаю точно) ИИ начал активно использоваться в разработке, и это меняет отрасль прямо сейчас! Как разработчик, хотя и с довольно большим опытом, я тоже испытываю опасения по поводу неопределённости в ближайшем будущем. Ну, как говорят некоторые блогеры, работы точно меньше не станет (и хочется верить в это), разве что зарплаты упадут. Но будущее, даже ближайшее, туманно. Что делать - непонятно. В статье довольно разумные советы на этот счёт.


  1. DEJourneyman
    04.06.2025 14:31

    Многие люди которые сейчас учатся на курсах в it (с осознанием и без розовых фантазий) понимают - им нужно быть лучше тех кто отучился в универе (я один из таких, мне 25 лет). Такие кандидаты должны иметь хорошее портфолио, желательно минимальный опыт хотя-бы в "условном ИП", требований действительно больше (на мой взгляд). Однако если такой кандидат действительно заинтересован в том чтобы связать свою жизнь с it - думаю что шансы есть, и вполне себе неплохие.


    1. okssell Автор
      04.06.2025 14:31

      Мне кажется, у вас хорошие шансы. Рынок жесткий, но для тех, кто готов вкладываться по-настоящему (а не просто "прошел курсы"), места найдутся.


    1. Spyman
      04.06.2025 14:31

      Такие кандидаты должны гореть профессией и работой, интересоваться тем как и почему все устроено так а не иначе (это кстати легко выявляется парой вопросов на собеседовании). Но после курсов чаще всего приходят "инвесторы", которые считают обучение инвестицией и относятся соотвественно - учат ровно то, что дают и не интересуются ничем больше.

      После универа кстати тоже такие бывают, обязательно упоминают красный диплом - но по ощущениями, просто заучивали все билеты наизусть без попытки понять.


  1. Ekhidirov
    04.06.2025 14:31

    Не знаю, почему вам понатыкали дизлайков. Ваша точка зрения вполне реалистична, особенно если смотреть в будущее.

    Лично я вижу это так. Чисто теоретически — да, ИИ уже способен генерировать программное обеспечение, опираясь на огромные массивы открытого кода. Пока что на базовом уровне — простенькие приложения, максимум на уровне мидла.

    Однако даже если представить, что ИИ напишет целую рабочую систему, это будут десятки, а то и сотни файлов, наполненных абстракциями, зависимостями и сложными логическими связями. Получить такой код — это одно, а вот понять его, доработать или адаптировать под конкретную бизнес логику — совсем другое. Это как выбрать приложение на маркетплейсе где вариантов масса, но найти то, что действительно подходит, непросто. Любая доработка кода, созданного ИИ, может оказаться не только дорогой, но и рискованной. Одно небольшое изменение может нарушить работу всей системы. И чем проект сложнее, тем выше риск превратить его в техническую кашу.

    Поэтому квалифицированные разработчики будут востребованы — это лично моё мнение. Безусловно, с помощью ИИ как ассистента они работают быстрее и продуктивнее, чем программисты десятилетней давности, которые тратили массу времени на поиск решений в Google или на Stack Overflow.

    Но суть профессии остаётся прежней: знания, опыт, архитектурное мышление и понимание систем — это то, что по-настоящему ценно.

    Что касается требований к программистам вроде быть одновременно и менеджером, и бизнес-аналитиком — это пока завышенные ожидания.


    1. okssell Автор
      04.06.2025 14:31

      Очень взвешенная позиция! Полностью поддерживаю. ИИ - мощный инструмент, но он не заменяет мышление. Хорошие разработчики будут нужны, просто их работа станет более творческой и менее рутинной.


    1. Akon32
      04.06.2025 14:31

      Если ИИ уже пишет на уровне мидла, то зачем нужны джуны и мидлы? И потом где возьмутся сениоры, если джуны и мидлы не нужны? Непонятно, что будет в отрасли.


      1. okssell Автор
        04.06.2025 14:31

        так.. логически если - это из той серии что все заменят роботами. а кто будет ремонтировать роботов? - другие роботы. А кто будет ремонтировать роботов, которые ремонтируют роботов?))

        Если ИИ заменяет джунов → джуны не получают опыта. Если джуны не растут → откуда возьмутся мидлы? Если мидлов нет → кто станет сениорами? То есть через 10 лет: армия пенсионеров-сениоров и... никого больше?

        Реальность сложнее: 1) ИИ пишет код, но не понимает бизнес-логику 2) кто-то должен ставить задачи, проверять результат, интегрировать 3) ну и системы нужно поддерживать, масштабировать, отлаживать


  1. SadOcean
    04.06.2025 14:31

    Статья конечно как обычно (что не отменяет того, что перепроизводство дешевых курсов может наличествовать)

    Но вот такой вопрос - кто-нибудь действительно использует ИИ прямо вместо джунов? Продуктивно для каждодневных задач (а не для темплейтов или вместо стаковерфлоу?)


  1. Metotron0
    04.06.2025 14:31

    Раньше было многабукаф, сейчас стало "многаспискаф, ваняет нейронкай".

    Поэтому статью я не читал, но исходя из заголовка, задам такой вопрос: что вы предлагаете? К чему ведёт ваша мысль, высказанная в этой статье? Бросать школы? Не начинать ходить в школы? Искать те 20% школ, которые не закроются? "Смещайте, развивайте, изучайте" — это только общие слова. Как конкретно это делать, куда идти, что читать, кого спрашивать? Чтение книг — это продуктивно, но чтение книг и задавание вопросов мастеру — ещё продуктивнее.


    1. okssell Автор
      04.06.2025 14:31

      ясно буду писать неструкстурировано и с ашибками так будет понятно что вам отвечает человек


    1. okssell Автор
      04.06.2025 14:31

      А если по-сути:

      • Сначала основы самостоятельно (книги, документация)

      • Найти ментора или комьюнити практиков

      • Делать реальные проекты, а не учебные

      • Искать стажировку/джуниор позицию в команде с опытными людьми

      В части школ я бы рассматривала нишевые (они обычно здорово стараются, особенно вначале)


      1. Metotron0
        04.06.2025 14:31

        Чтобы эффективно читать учебники, нужно иметь твёрдую мотивацию. Когда ходишь на курсы, мотивацией является то, что пропуск занятия — это отставание от программы и потеря денег. А когда просто читаешь для себя, то часто бывает "сегодня устал, на выходных прочитаю". Я так учебники по Go с начала года мучаю, но в мае почти не открывал.

        Чем реальные проекты отличаются от учебных? За реальные платят деньги? Кто же будет платить за то, что кто-то учится? Это ж потом всё переписывать и опять платить.

        Для некоторых людей пойти на курсы — это есть и есть "найти ментора". Где ещё они будут его искать? В кофейне подходить к каждому человеку с ноутбуком?


  1. saag
    04.06.2025 14:31

    Сначала хомо будут избавляться от хомо в пользу синтетоидов, увеличивая свою маржу, затем когда последние распространятся до руководящих постов они начнут нанимать хомо.


  1. iamkisly
    04.06.2025 14:31

    Возрождение фундаментального компьютерного образования

    Недавно обсуждали эту же тему, и в целом пришли к похожим выводам. Из не озвученного в статье:

    • скорее всего программирование как таковое сместится в сторону проектирования интерфейсов-контрактов и TDD

    • нас ждет куда более мрачное разделение, чем на прикладников и архитекторов.

    Это будет своего рода "Машина времени" Герберта Уэлса от IT, где элои будут тиранить "черный ящик" условного ChatGPT Z, а морлоки скорее будут соответствовать квалификации научных сотрудников.. В этом плане, я верен, мы вернемся к тому с чего начали, когда только сотрудники институтов под финансированием коммерции могли работать с перфокартами, понимали устройство АЛУ, и где какую лампу или реле надо поменять.