Детям, родившимся после 2010 года, не придётся учиться программировать нейросети — они с ними просто разговаривают. Поколение Alpha не просто потребляет контент, созданный ИИ, оно уже активно им управляет, переопределяя наше цифровое будущее.

Новая цифровая грамотность: от «Hello, World» к промптинженерии

Если миллениалы осваивали HTML, а поколение Z училось писать код на Python, то для Generation Alpha базовым навыком становится совсем другое умение — эффективная коммуникация с искусственным интеллектом.

"Мы видим удивительный сдвиг парадигмы. Трехлетние дети, еще не умеющие писать, уже диктуют Alexa и Siri свои истории. Десятилетние используют Midjourney для создания иллюстраций к школьным проектам. А подростки запускают свои YouTube-каналы с контентом, полностью созданным с помощью ИИ-инструментов"

— рассказывает Мария, руководитель исследовательского направления CODDY.

Согласно исследованию Pew Research Center, опубликованному в марте 2025 года, 78% детей в возрасте 10-14 лет уже регулярно используют как минимум один ИИ-инструмент для творчества или учебы. В России этот показатель составляет 65% и продолжает расти.

От потребителей к создателям: дети как драйверы ИИ-революции

Особенность нынешнего момента в том, что дети не просто пользуются готовыми решениями — они активно участвуют в их эволюции.

Платформа RunwayML, выпустившая в начале 2025 года специальный набор инструментов для детей Gen AI Kids, сообщает, что пользователи младше 16 лет создают на 43% больше уникальных промптов, чем взрослые, и активнее экспериментируют с настройками.

Примеры инструментов, которые активно осваивают дети:

  1. Dall-E 3 — для создания изображений

  2. ChatGPT — для написания текстов и помощи в учёбе

  3. Synthesia — для создания видеороликов с виртуальными ведущими

  4. Descript — для редактирования видео с помощью ИИ

  5. Mubert — для генерации музыки

  6. Gamma — для создания презентаций

Образование трансформируется на наших глазах

Традиционное образование оказалось не готово к такому стремительному развитию технологий. В то время как школы обсуждают, запрещать ли использование ChatGPT для написания сочинений, дети уже используютNotion AI,Google Bard и десятки других инструментов для расширения своих возможностей.

"Мы стоим перед выбором: либо запрещать и контролировать, либо учить эффективно и этично использовать новые технологии. В CODDY мы выбрали второй путь. Наш новый курс 'ИИ для юных инноваторов' учит детей не только использовать, но и понимать принципы работы искусственного интеллекта, его возможности и ограничения"

— комментирует Ольга, методолог школы CODDY.

По данным исследования EdTech Impact, дети, регулярно использующие ИИ-инструменты под руководством опытных наставников, демонстрируют на 34% более высокие показатели критического мышления и на 47% лучшие результаты в решении комплексных задач.

Реальные истории успеха: когда дети опережают взрослых

История Миши Ковалёва, 13 лет

Миша создал образовательное приложение "MathVision", которое с помощью камеры смартфона распознаёт написанные от руки математические задачи и не только показывает решение, но и объясняет каждый шаг. Для создания приложения он использовал TensorFlow, GPT-4 и Firebase.

"Я не писал сложный код. Большую часть работы сделали ИИ-модели, я просто научился правильно их 'соединять' между собой," — рассказывает Миша.

История Софии Петровой, 15 лет

София запустила YouTube-канал с анимационными роликами, полностью созданными с помощью ИИ. За шесть месяцев она набрала 20 000 подписчиков и уже получает первые рекламные контракты.

"Я использую D-ID для создания говорящих персонажей, Midjourney для фонов и Murf AI для озвучки. На создание 10-минутного ролика у меня уходит около 4 часов, большая часть этого времени — на разработку сценария," — делится София.

Что нужно знать родителям: критически важные навыки в эпоху ИИ

Родители часто спрашивают: "Если ИИ может всё, чему тогда учить ребёнка?". Ответ: навыкам, которые позволят эффективно использовать эти технологии и не потеряться в новом мире.

5 ключевых компетенций, которые стоит развивать:

  1. Системное мышление — умение видеть взаимосвязи и работать с большими системами

  2. Критическое мышление — способность оценивать достоверность информации

  3. Творческое мышление — генерация оригинальных идей, которые будут реализовывать ИИ-инструменты

  4. Эмоциональный интеллект — то, в чём люди пока превосходят машины

  5. Промпт-инженерия — умение эффективно формулировать запросы к ИИ

"Большинство родителей беспокоятся, что дети перестанут учиться писать сочинения из-за ChatGPT или рисовать из-за Midjourney. Но правда в том, что эти технологии не заменяют навыки, а переводят их на новый уровень. Ребёнок учится не просто писать, а создавать концепции и направлять искусственный интеллект"

— отмечает Алексей Никитин, психолог, специализирующийся на влиянии технологий на развитие детей.

Этика и безопасность: новые правила цифрового мира

С новыми возможностями приходит и новая ответственность. Дети, выросшие с технологиями, часто не задумываются об этических аспектах их использования.

В школе CODDY разработали специальный модуль "Этика ИИ", который учит детей ответственно подходить к использованию искусственного интеллекта:

  • Понимать, как работают алгоритмы рекомендаций

  • Распознавать дипфейки и манипуляции

  • Уважать авторские права при использовании ИИ-генерации

  • Учитывать вопросы приватности данных

По данным опроса родителей учеников CODDY, 76% считают навыки безопасного использования ИИ "критически важными" для своих детей.

Будущее образования: персонализация через ИИ

Искусственный интеллект не только создаёт новые профессии, но и меняет сам подход к обучению. Адаптивные образовательные платформы, такие как Knewton и Century Tech, используют ИИ для создания персонализированной образовательной траектории для каждого ученика.

В CODDY уже внедряют элементы такого подхода:

  • Автоматическая адаптация сложности заданий под уровень ученика

  • Рекомендации дополнительных материалов на основе интересов ребёнка

  • Анализ сильных и слабых сторон с помощью ИИ

  • Индивидуальные планы развития, сформированные с учетом данных о прогрессе

Заключение: новая эра цифрового творчества

"Мы стоим на пороге эпохи, когда технические ограничения творчества практически исчезнут. Ребенок может представить любой мир — и создать его с помощью ИИ. Может придумать любую историю — и увидеть её экранизацию. Может задумать любую игру — и сделать её прототип. Впервые в истории человечества между воображением и реализацией практически нет барьеров," — заключает Оксана Селендеева, основатель сети школ программирования CODDY.

Дети, которые сегодня учатся эффективно использовать искусственный интеллект, завтра будут определять развитие технологий и общества. И наша задача как родителей и педагогов — не просто не мешать им, но и помочь сделать это максимально ответственно и эффективно.

_____________________________________

Комментарии (0)


  1. talraaash
    16.09.2025 08:41

    После такого рекламного поста, я бы как можно дальше держался от подобных "продавцов будущего".


  1. blik13
    16.09.2025 08:41

    История Софии Петровой, 15 лет

    София запустила YouTube-канал с анимационными роликами, полностью созданными с помощью ИИ. За шесть месяцев она набрала 20 000 подписчиков и уже получает первые рекламные контракты.

    Я бы посмотрел. Но как его найти?

    По имени и фамилии на Ютубе ничего похожего не смог найти.


  1. panzerfaust
    16.09.2025 08:41

    5 ключевых компетенций, которые стоит развивать

    Как у вас все просто. Вложил все поинты в "эмоциональный интеллект" - и ходишь молодцом. Только человек развивается, не когда ему сказали что-то развивать, а когда сталкивается с необходимостью, переходит из зоны комфорта в зону "так блэт, щас разберусь". Так называемый ИИ в сегодняшнем виде - это тупо якорь, который постоянно держит тебя в зоне комфорта. Мы-то это понимаем, а вот что будет с детьми, которые в принципе никакой альтернативы не видели - очень интересный вопрос.


  1. JerryI
    16.09.2025 08:41

    А где ссылки на каналы этих детей? ;)

    Пруфы?