Существует 2 крайности расчёта рекламного бюджета:

  1. «Давайте ещё зальём денег и посмотрим, что будет»

  2. «Денег нет — экономим. Бюджет на рекламу сокращаем в 2 раза. Когда будут продажи — увеличим»

Последствия игры «Давайте ещё зальём бюджет и посмотрим, что будет»
Последствия игры «Давайте ещё зальём бюджет и посмотрим, что будет»

Абсурдность каждой крайности в том, что сумму рекламных трат взяли «с неба».

Метод «Пальцем в небо» при определении рекламного бюджета
Метод «Пальцем в небо» при определении рекламного бюджета

Чтобы реклама окупалась и бизнес рос, нужно научиться считать показатели юнит-экономики. 

В статье простыми словами объясняем, что такое юнит-экономика, когда и зачем её считают. Показываем на примере 3 кейсов, как юнит-экономика помогла увеличить отдачу рекламного бюджета.

Что такое юнит-экономика 

Юнит-экономика показывает в цифрах работу воронки продаж. 

Этапы воронки продаж
Этапы воронки продаж

Для простоты понимания рассмотрим юнит-экономику в середине воронки продаж между этапами выбора и покупки, когда пользователь уже знает о продукте и поставщике, попадает на посадочную страницу и конвертируется в лид.

Где юнит-экономика в воронке продаж
Где юнит-экономика в воронке продаж

В таком контексте воронка продаж — это путь клиента от «О, интересненько!» до «Где тут кнопка оплатить?». Это путь клиента от первого взгляда на рекламу до покупки.

Воронка включает 4 этапа:

  1. Показ рекламы — увидел рекламное объявление

  2. Клик по рекламе — заинтересовался

  3. Лид — оставил заявку

  4. Продажа — оплатил

На каждом этапе часть людей теряется. Задача маркетолога — минимизировать потери.

Юнит-экономика — это оценка в штуках и в деньгах стоимости касаний пользователя в воронке продаж:

  • Человек увидел рекламу, а мы, как предприниматели и маркетологи сколько-то за неё заплатили

  • Человек кликнул по рекламе, мы сколько-то заплатили

  • Человек перешёл на посадочную страницу, мы сколько-то заплатили за создание этой страницы

  • Отправил заявку, сколько-то стоила заявка, сколько-то было заявок

  • Заявка ушла в отдел продаж, сколько-то человек конвертировались в продажу, какая-то выручка получилась и какой-то был средний чек

Юнит-экономика основана на юнитах. Юниты — это точки касания пользователя с бизнесом, которые можно оцифровать в штуках и в деньгах. Таких точек 3:

  1. Реклама

  2. Посадочная страница

  3. Отдел продаж

Чтобы выручка и прибыль росла, важно контролировать юниты. Контроль позволяет принимать решения, связанные с маркетингом. Решения на основе конкретных данных в штуках и в рублях. 

Например, VK Реклама дала за месяц 200 заявок по 500₽, а Яндекс Директ 100 заявок по 1 000₽. Первичный вывод: масштабировать VK Рекламу и отключить Яндекс Директ. 

Но что если, по заявкам VK Рекламы конверсия в продажу 10%, а для Яндекс Директа — 50%. Тогда VK Реклама принесла 20 продаж по 5 000₽, а Яндекс Директ — 50 продаж по 2 000₽. Получается, наоборот, масштабировать нужно Яндекс Директ, а отключить VK Рекламу.

Едем дальше. Допустим, речь о продаже металла. Получается, на 1 продажу потратили из Яндекс Директа 2 000₽ и из VK Рекламы — 5 000₽. Если средний чек 100 000₽ и есть прибыль с продажи,  значит, всё ок — зарабатываете.

Если же средний чек 5 000₽ и помимо рекламы, с выручки нужно оплатить производство металла, заплатить менеджеру и прочее, прочее… значит, вы в убытке.

Контроль юнитов возможен только, если настроена аналитика.

Зачем маркетологу считать юнит-экономику

Юнит-экономика даёт ответ на вопросы:

  • Сколько стоит привлечение одного клиента

  • Сколько денег приносит этот клиент 

  • В плюсе вы или в минусе

  • Какой рекламный инструмент работает лучше

  • Где и какие протечки в воронке продаж

  • Какие точки роста бизнеса

  • Сколько ещё можно вложить в рекламу

  • Аргументированно объяснить директору, почему нужен новый бюджет

  • Какие KPI поставить себе и подрядчикам

Зачем нужна юнит-экономика
Зачем нужна юнит-экономика

Как один показатель может изменить всё — метрики юнит-экономики

Чтобы лучше понимать друг друга, расшифруем страшные названия метрик юнит-экономики.

Метрики юнит-экономики
Метрики юнит-экономики

Мы в агентстве выделяем 3 ключевые метрики — конверсии разных типов:

  1. Привлекательность рекламы — насколько хорошо кликают

  2. Конверсионность посадочной страницы

  3. Умение менеджера завернуть клиента на конечные деньги

Кроме того, мы бы предложили контролировать:

  1. Средний чек

  2. ДРР

Упростим воронку продаж и покажем в виде списка. Выделим в списке основные метрики.

Основные показатели юнит-экономики
Основные показатели юнит-экономики

Метрики связаны между собой:

  • Повышаете конверсию в продажу — растёт число лидов

  • Растёт число лидов — падает стоимость лида и конечной продажи

Как один показатель может изменить всё — взаимосвязь основных метрик юнит-экономики
Как один показатель может изменить всё — взаимосвязь основных метрик юнит-экономики

Сведём юнит-экономику в математическую модель, в калькулятор юнит-экономики. Если в эту модель заложить рекламный бюджет, взять данные о рекламе, конверсии сайта и отдела продаж, можно в несколько кликов оценить выручку и ДРР.

Посмотрите цифры на рисунке:

Первое состояние на картинке — дефолтное. Компания получает выручку 44 992 000₽. 

Как один показатель может изменить всё — пример расчёта юнит-экономики на калькуляторе
Как один показатель может изменить всё — пример расчёта юнит-экономики на калькуляторе

Второе состояние: увеличили CTR на 1%. Прогнозируемая выручка выросла почти на 3 000 000₽.

Третье состояние: оставили исходный CTR, но увеличили на 1% конверсионность посадочной страницы. Прогнозируемая выручка выросла на 5 000 000₽.

Четвёртое состояние: первые 2 конверсии вернули к начальным значениям, но на 1% увеличили конверсию отдела продаж. Прогнозируемая выручка выросла на 1 000 000₽.

Где искать протечки воронки продаж

Когда нет продаж, ищите проблемы по этапам воронки:

1. Примеры проблем на этапе реклама

  • Плохой креатив

  • Плохой таргетинг

  • Не те ключевые слова

2. Примеры проблем на посадочной странице

  • Медленная, неудобная и непонятная

  • Не работают формы

  • Битые ссылки

3. Примеры проблем в отделе продаж

  • Менеджеры не перезванивают

  • Плохо работают с возражениями, не дожимают

  • Теряют заявки

Как на практике «выкручивать» конверсии, чтобы выполнять KPI

Алгоритм действий маркетолога:

  1. Разбить воронку продаж на этапы

  2. Определить конверсии на каждом этапе

  3. Найти проблемы

  4. Исправить проблемы

Например:

— Если CTR низкий → поменять креатив
— Если много кликов, но нет заявок → изменить сайт
— Если много заявок, но нет продаж → провести обучение менеджеров

Реальные кейсы: как мы это делали

Кейс №1. Застройщик жилья

Заказчик — застройщик жилья:

  • 17 лет на рынке

  • Продаёт новые квартиры

  • 15 объектов сдано с опережением сроков строительства

  • Альфа-банк подтверждает статус бизнеса компании — класс ААА

Задача — найти точки роста в юнит-экономике в Яндекс Директе, увеличить CTR.

Обнаружили и исправили проблемы:

  1. Структура рекламного аккаунта составлена с ошибками, без учёта степени теплоты покупателей

Проблемы в структуре рекламного аккаунта застройщика
Проблемы в структуре рекламного аккаунта застройщика
  1. Ошибки в настройках Поисковых кампаний

Ошибки в настройках на Поиске
Ошибки в настройках на Поиске
  1. Ошибки в настройках автостратегий

Автостратегии настроены не на ключевые, а на мелкие цели из Яндекс Метрики, например, нажатие на email.

Проблемы в настройке автостратегий застройщика
Проблемы в настройке автостратегий застройщика
  1. Отсутствовали минус-слова

Отсутствовали минус-слова
Отсутствовали минус-слова
  1. Обнаружили неверные ключи

Например, вводите запрос «Купить чехол телефона», видите рекламу застройщика. Наверное, это актуально, если бъёте в верх воронки продаж, но реклама на Поиске такого не потерпит:

  • Огромное количество показов

  • Очень низкий CTR

  • Очень высокая стоимость лида

    Неверные ключевые слова
    Неверные ключевые слова
  1. Ошибки в работе автотаргетинга

На Поиске включен автотаргетинг по всем категориям — Яндекс Директ сам подобрал поисковые запросы, которые не всегда относились к нише.

Ошибки в настройке автотаргетинга. Неверные ключи
Ошибки в настройке автотаргетинга. Неверные ключи
  1. Ошибки в настройках РСЯ

Реклама в Сетях настроена с грубыми ошибками
Реклама в Сетях настроена с грубыми ошибками

Результат исправления ошибок:

  • CTR на Поиске вырос в 3 раза до 9,5%.

Увеличили CTR на Поиске в 3 раза до 9,5%
Увеличили CTR на Поиске в 3 раза до 9,5%

Кейс №2. Продавец спецтехники

Заказчик — официальный дилер строительной спецтехники на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

  • 30+ лет на рынке

  • 29 филиалов в РФ

  • 700+ квалифицированных специалистов

  • 112 мобильных сервисных бригад

Задача — найти точки роста на Поиске, увеличить CTR.

Особенности проекта:

  • Ограничения по бюджету и регионам

  • Первое место в мире — ФЗ О рекламе

  • Лизинговые ставки менялись каждый квартал

  • Строгое согласование текстов

  • Большое количество ключей и минус-слов

  • Среди ключей встречались очень дорогие варианты

Что сделали:

  1. Перестроили структуру кампаний:

  • Настроили рекламные кампании по каждому направлению

  • Использовали более 100 сценариев настройки показов

Новая структура рекламных кампаний дилера спецтехники
Новая структура рекламных кампаний дилера спецтехники
  1. Оптимизировали ключи

  2. Помогли настроить Callibri, чтобы отслеживать заявки

  3. Актуализировали объявления

  4. Анализировали статистику

  5. Постепенно увеличивали бюджет

Результат:

  • CTR на Поиске вырос с 4,2 до 13,6%

  • Число лидов  выросло на 30% за последний год

  • Стоимость лида снизилась на 57%

Результат изменения рекламных кампаний дилера спецтехники
Результат изменения рекламных кампаний дилера спецтехники

Кейс №3. Интернет-магазин обуви

Заказчик — региональная обувная компания. Авторизованный дилер для всех брендов, представленных в интернет-магазине:

  • 30+ лет на рынке

  • 53 розничных магазина

  • 120 брендов

  • 6 500+ товарных позиций

Задача — изменить сайт и получить рост SEO-трафика.

Заказчик прислушивался к рекомендациям и внедрял их. Изменили:

  1. Шапку

  2. Первый экран

  3. Каталог

  4. Карточки товара

Например, на первом экране увидели множество проблем:

  1. Переходы в разделы каталога занимают существенную часть первого экрана

  2. Далее идёт длинный текст об интернет-магазине

  3. В заголовке текста нет УТП

  4. Преимущества показаны в правом блоке

Первый экран сайта интернет-магазина до изменений
Первый экран сайта интернет-магазина до изменений

На первом экране изменили:

  • Первый блок сделали из 7 баннеров-слайдеров. Заголовки баннеров раскрывают преимущества магазина

  • Под баннерами показали разделы с ответами на распространённые вопросы: доставка, пункты самовывоза, оплата, гарантия

  • Ниже показали бренды с переходом в раздел каталога

  • Под брендами разместили новинки каталога. Превью карточек новинок поместили в первый экран

Обновлённые первый экран сайта интернет-магазина 
Обновлённые первый экран сайта интернет-магазина 

Результат:

  • Стабильный рост SEO-трафика на протяжении 11 лет

  • Конверсия в лид выросла в 2,67 раза с 1,48 до 3,95%

Результат изменения сайта интернет-магазина обуви
Результат изменения сайта интернет-магазина обуви

Резюме

  1. Юнит-экономика показывает в цифрах работу воронки продаж

  2. Воронка продаж — путь клиента от первого взгляда на рекламу до покупки

  3. Юнит-экономика —  оценка в штуках и в деньгах стоимости касаний пользователя в воронке продаж

  4. Юниты — точки касания пользователя с бизнесом, которые можно оцифровать в штуках и в деньгах

  5. Юнит-экономика даёт ответ на вопросы в плюсе вы или в минусе при запуске рекламы и как увеличить выручку

  6. Конверсии — основные метрики юнит-экономики. Изменение любой конверсии прямо влияет на выручку

  7. Протечки в воронке продаж исправляют на уровнях рекламы, посадочной страницы и отдела продаж

P.S.

Анонсы статей выкладываю в Телеграм-канале.

Комментарии (0)