Всем привет! Меня зовут Лена, я работаю деврелом в MWS. Это достаточно молодое направление в ИТ, и я по-прежнему встречаю людей, которые о нем не слышали. Сегодня расскажу, в чем смысл работы DevRel-команды в нашей компании, и на примере одного дня покажу, какими конкретно занимаюсь задачами. Заодно обсудим, нужно ли техническое образование, чтобы быть деврелом, какие софт- и хардскилы тут ценятся.
Возможно, кому-то из вас этот текст поможет определиться с выбором карьерного трека. Если будут вопросы, задавайте в комментариях — с радостью на все отвечу!

Чем занимается DevRel
В первую очередь DevRel (англ. Developer Relations — отношения с разработчиками) — это про коммуникацию между ИТ-специалистами и компаниями. DevRel может быть продуктовый, когда компании продвигают ИТ-продукты и выстраивают диалог с разработчиками: собирают их потребности, обратную связь. Еще в России DevRel популярен как продвижение бренда работодателя на ИТ-аудиторию. Компании рассказывают про процессы в разработке, над какими продуктами и задачами можно работать, повышают узнаваемость и привлекательность бренда.
В нашей стране роль DevRel появилась не так давно. Для отрасли 5–10 лет — совсем немного. На рынке еще нет стандарта, чем должен заниматься специалист, поэтому в разных компаниях задачи тоже могут отличаться.
В MWS команда деврелов занимается продвижением бренда в офлайне, а за онлайн ответственна группа техпиара. Структурно мы находимся в HR-подразделении, и для российских компаний это частая история. Согласно исследованию, 32% специалистов приходят в DevRel именно из HR — я еще вернусь к этой теме чуть ниже. Поэтому задача нашего отдела в компании — продвигать ИТ-бренд работодателя внутри и вовне, чтобы талантливые специалисты узнавали о наших проектах и экспертизе и хотели к нам присоединиться.
Теперь расскажу, как именно мы это делаем:
Развиваем сообщество True Tech через офлайн-активности: конференции, митапы, воркшопы по разным напралениям. True Tech — это площадка для обмена опытом и экспертизой для лидеров ИТ-отрасли и начинающих специалистов. Через него мы продвигаем наш ИТ-бренд, рассказываем про технологии и продукты, которые создаются в МТС, и про экспертов, которые их разрабатывают.
Развиваем профессиональные сообщества внутри компании. У нас они называются гильдиями, и их больше 20 по разным стекам и направлениям: архитекторы, фронтендеры, Go, DevOps, Python, Java, QA и другие.
Организовываем внутренние митапы — это нужно, чтобы ребята делились опытом, помогали друг другу и вместе росли.
Проводим внешние мероприятия, в том числе такие масштабные проекты, как конференция True Tech Day и олимпиада True Tech Champ. С нашей помощью специалисты МТС и других компаний становятся на них спикерами.
Работаем с внутренними и внешними спикерами. Находим подходящих ребят, помогаем выбрать тему, составить структуру доклада, чтобы он получился действительно полезным и интересным.
Участвуем в техонбординге новых сотрудников. Объясняем, что с нашей помощью можно стать спикером на мероприятиях и как мы помогаем в этом. Подробнее об этом писала моя коллега в посте «Как в МТС проходит техонбординг».
Ведем сообщество МТС Speakers Lab для сотрудников компании, где помогаем прокачивать спикерам навыки работы с аудиторией. Регулярно проводим воркшопы — например, по выступлениям в стиле TED и приемам, как справиться со стрессом перед докладом.
Если подытожить, деврелы в МТС помогают сотрудникам реализовывать себя в качестве спикера, обмениваться опытом с другими, формировать личный бренд. А компании — иметь вес в профессиональном сообществе, стать еще более узнаваемой, чтобы к нам приходили ребята с похожими ценностями и мы вместе создавали полезные проекты.
Хочу стать деврелом — что мне для этого нужно?
Деврелам полезно хорошо ориентироваться в ИТ, но в целом айтишное образование тут не обязательно — об этом есть целое исследование. Например, я училась на психолога и HR. Сначала работала в HR-подразделении в маркетинговом агентстве, потом — во внутренних коммуникациях и HR-бренде. Еще до МТС поняла, что мне нравится ИТ-специфика, и начала развиваться в этом направлении. На прошлом месте работы это вылилось в то, что мы создали деврел-команду с нуля, а в МТС я пришла уже конкретно на эту роль.
Переход в DevRel из HR — это стандартный карьерный путь в нашей стране. Многие приходят в профессию с опытом в маркетинге, организации мероприятий, журналистике, пиаре. Я считаю, что главное тут — гибкость: насколько быстро ты вливаешься в айтишную среду и дообучаешься в процессе. Без погружения и постоянного обучения здесь никуда: в ИТ все меняется стремительно, и, чтобы говорить с экспертами на одном языке, тебе нужно за ними успевать и ориентироваться в трендах.
В целом учиться приходится постоянно. Я регулярно прохожу курсы, чтобы лучше готовить спикеров к конференциям. Обучение в академии тренеров помогло мне структурировать процесс подготовки доклада, и я пополнила свою копилку полезных инструментов. А в одной известной школе инноваций и креативного мышления изучила методологии для придумывания креативных концепций — это помогает находить небанальные темы и делать доклады более интересными для аудитории.
Как я писала выше, в зависимости от компании функции специалистов могут отличаться. Чтобы стать деврелом в МТС, нужно уметь:
Организовывать мероприятия разных форматов — от небольшого митапа внутри компании до крупной конференции на несколько тысяч человек. Если работали с застройкой, этот опыт вам пригодится.
Ориентироваться в ИТ, о чем я уже говорила выше. Да, уметь писать код не нужно, но ML, LLM, MySql, DS, R&D не должны быть для вас просто набором букв.
Работать с текстами, версткой и дизайном. Деврел в МТС полностью ведет рекламную кампанию мероприятия, которое лидирует. Контролирует весь процесс, согласовывает тексты и визуалы.
Быстро находить контакт и уметь работать в команде. Это основа, ведь мы постоянно взаимодействуем с людьми. Точнее, даже так: мы помогаем другим людям работать с людьми (огромной аудиторией), а здесь без прокачанных навыков коммуникации ничего не получится.
Легко переключаться между задачами: только что ты прогонял доклад со спикером, сейчас выбираешь геймификацию для стенда, а через 5 минут будешь запускать маркетинговую кампанию.
Быть динамичным. Бывает, что в течение одного дня тебе нужно доехать до офиса, потренировать спикера, а потом объехать несколько площадок для мероприятий. К этому нужно быть готовым.
Работать с документами — это и договоры от подрядчиков, и согласования мероприятий, и сбором персональных данных. Ориентироваться в этом важно, даже если тебе помогают коллеги из других отделов.
Теперь давайте провалимся на уровень глубже — покажу, с какими задачами работаю, на примере одного моего дня. Возьму вторник — это офисный день для нашего подразделения, в остальные дни я обычно на удаленке. Начнем!
Пример, как проходит мой день
Пробуждение, завтрак и дорога до работы
Я просыпаюсь в 7 утра и делаю зарядку — это помогает взбодриться и настроиться на новый день. После завтрака просматриваю чаты. За ночь появились вопросы, на которые важно быстрее ответить. Например, один из спикеров дорабатывал презентацию поздно вечером, и сейчас ему нужен финальный совет до того, как отдать слайды в дизайн. Появились вопросы от агентства, которое помогает оформлять площадку для митапа. Я предпочитаю ответить сразу, чтобы не тормозить процесс и спокойно добраться до работы.
Дорога в офис
Обычно я добираюсь до офиса на личном автомобиле — это удобно, потому что иногда мне нужно объехать несколько локаций за один день. Мы часто проводим мероприятия и некоторые из них — в Подмосковье.
От дома до работы мне ехать примерно полчаса. К 10:00 я на месте. Поехали!

Работа над мероприятиями
Первая встреча — делаем сайт
Сейчас наша команда готовится к очередному True Tech Champ. Регистрация открыта до 20 октября, участников ждет серия отборочных этапов. Шоу-финал запланирован на 21 ноября.
В сентябре мы запускаем рекламную кампанию, готовим медиаплан, лендинг и платформу для регистрации участников. Первая встреча сегодня у меня как раз с ребятами, которые делают сайт. Я рассказываю, какие должны быть разделы, форматы участия и как мы хотим замотивировать посетителя на регистрацию.
Тут очень важна гибкость. Когда ты готовишь масштабный проект, вводные могут постоянно меняться. То есть на сайте тебе нужно представить информацию так, чтобы, с одной стороны, передать общую канву, а с другой — не углубляться в детали, потому что они, скорее всего, несколько раз изменятся.
А еще нужно сделать так, чтобы сайт был удобным с точки зрения пользователя — и в этом основная сложность. Проект масштабный, информации много, ее нужно систематизировать и четко донести до пользователя основные моменты: в чем ценность для него, что его ждет, какие шаги нужно совершить, какие будут этапы, куда идти с вопросами. Ты работаешь с UI и UX — по сути тебе нужно быть многоруким Шивой и разбираться в огромном количестве вопросов, знать свою аудиторию и создавать для нее удобный и понятный флоу.

И еще несколько:



Вторая встреча — делаем публикации для посевов
Впереди — еще два созвона. Сначала — с командой подрядчиков, которые готовят тексты. Я брифую их на каналы, где мы сделаем публикации для посевов. И здесь мне тоже важно понимать интересы аудитории.
Мы проводим чемпионат, а это мероприятие, где участвуют ребята с разными грейдами и стеками. В алгоритмическом треке в основном задействованы школьники и студенты, а в роботехническом — аудитория посерьезнее: инженеры, мидлы, сеньоры. Соответственно, мне нужно понять, какие каналы читают ребята, которые нас интересуют. А дальше — под каждую конкретную аудиторию и стек — проработать свой креатив и составить план, когда и что мы выпускаем.
Например, если идет рекламная кампания на митап, сначала я медленно собираю аудиторию по нескольким не самым активным каналам, а потом в последний момент пуляю рекламу в суперпопулярный — и набираю основное количество гостей в последние недели. Так я делаю всегда, потому что не многие из нас планируют свой досуг заранее. А еще нужно, чтобы инфополе было равномерно покрыто твоим событием и чтобы самые эффективные каналы использовались не в один день. Все это я учитываю в плане.
Отдельно скажу про выбор каналов для посевов. Тут приходится постоянно держать руку на пульсе и смотреть, за какими ресурсами следит нужная аудитория. Я стараюсь выходить на профильные популярные каналы, потом анализирую их эффективность вместе с командой маркетинга. Мы смотрим статистику, конверсию, метрики. Фиксируем результаты предыдущих кампаний, чтобы учесть это в будущем. Ведем статистику, где удалось собрать как можно больше девопсов, а где — Go-разработчиков и так далее.
Третья встреча — выбираем агентство под мероприятие
Моя коллега Алина, которая лидирует весь проект чемпионата, отсматривает предложения от агентств на организацию мероприятия. Вместе мы оцениваем, попали ли они в нашу аудиторию, концепцию и tone of voice, будет ли то, что они предложили, интересно участникам. Этому посвящена третья встреча моего дня. В финале мы формируем список из пяти агентств, которые лучше остальных отвечают нашим требованиям.
И здесь снова про то, как важно ориентироваться в ИТ и знать свою ЦА. Когда агентство предлагает креативную концепцию, тебе нужно четко понимать, будет ли это интересно гостям. Любой креатив можно докрутить, но если изначально идея не бьется с нашим видением, брать ее не стоит.
Еще мы оцениваем агентство исходя из опыта работы на крупных конференциях, учитывая эргономику площадки. Нам нужно равномерно распределить людей по всему пространству, дать деловую программу и развлечь, накормить, напоить. Так, будет полным провалом поставить два крупных привлекательных объекта впритык, потому что тогда тут соберется толпа. Все это нужно учитывать при застройке.
И последнее — в погоне за яркими концепциями нужно всегда оценивать репутационные риски. Если тебе предлагают эффектный, но рискованный спецпроект, приходится взвешивать: ты хочешь собрать как можно больше аудитории и попасть в СМИ как, возможно, не лучший кейс, или лучше охватить меньше аудитории, но ничем не рискуя? Никому не интересно, какое агентство работает над проектом, — в любом случае мероприятие будет ассоциироваться с МТС.


Работа с визуалами
Я уже больше семи лет организовываю мероприятия, и мне нравится, что в МТС можно развернуться с идеями — например, выбрать необычное пространство для встречи. Недавно у нас был митап в Summer Cinema by KION на Стрелке — мы собрали более 300 дата-сайентистов. 11 сентября у нас будет митап для Go-разработчиков на баскетбольной площадке. А 18 сентября — встреча для участников True Tech Community в секретном месте в Москве на Суперметалле. Сегодня я как раз готовлю ТЗ на визуалы для нее.
В этой задаче важна насмотренность и понимание, для кого ты проводишь это событие. Например, у гоферов есть маскот — голубой хомяк. Они его любят, поэтому его стоит использовать в визуале. Если у нас митап на баскетбольной площадке, то на иллюстрацию так и просится хомяк, закидывающий мяч в кольцо. Тут важно не ошибиться с посылом. Например, тестировщикам не нравятся картинки с лупой, через которую смотришь на ошибки: идея очень банальная, и им уже надоел этот креатив. Так что нужно изучать, как аудитория реагирует на визуал, какие сюжеты нравятся, какие — нет.
Но выбрать «правильного» героя и обыграть ситуацию — недостаточно. У людей возникает баннерная слепота: если у тебя всегда иллюстрации в одном стиле, они сливаются и просто перестают привлекать внимание. Для нас это вечная проблема, потому что мероприятий много. Получается, нам всегда нужно придумывать что-то уникальное, при этом укладываться в фирменный стиль.
По сути я выступаю в роли переводчика, дизайнера и технического консультанта одновременно. Мне нужно понимать, что понравится разработчикам и как уложить это в понятную и привлекательную картинку, которую все в компании согласуют.
ТЗ отправлено, дедлайн поставлен — теперь жду результата.
Командная встреча
Вторник — офисный день для всего нашего центра, в который входят деврелы, внутриком и технический пиар. Мы собираемся в переговорной, делимся статусами проектов, рассказываем, какие у нас успехи и, наоборот, слабые места. Вместе решаем сложные вопросы. На встрече нормально попросить коллег о помощи — и я не помню ни одного случая, чтобы кого-то из нас не поддержали.
Когда очередь доходит до нашей команды, я вместе с коллегой Настей рассказываю, как прошел наш воркшоп по креативным методикам для деврелов. Мы организовывали его для деврел-конференции от МТС. А еще — делюсь статусами наших проектов.

Работа со спикерами
Я провожу ее в двух направлениях: ищу ребят внутри компании через корпоративные каналы коммуникации и готовлю их к выступлениям. Привлекаю внешних спикеров — для этого изучаю ИТ-рынок, выбираю экспертов, которые подошли бы для наших мероприятий, и связываюсь с ними. Иногда выхожу напрямую на деврелов из других компаний — они уже знают, кто у них готов выступать, и делятся контактами.
Прогон презентации
После обеда начинается именно эта часть моей работы. Нужно прогнать презентацию специалиста по Agile для ProductSense — мы созваниваемся и докручиваем структуру доклада. Я смотрю, как он разместил информацию, не перегружены ли слайды. Оцениваю оформление верхнеуровнево.
Например, я постоянно замечаю, что ребята стараются уместить на одном слайде как можно больше информации — и это перегружает. Особенно если есть объемные графики, куча цифр или скриншоты. Вот и сегодня я помогаю разгрузить слайды, чтобы доклад был понятным и интересным для аудитории.
Работа с тренером
У нас в компании есть опция для сотрудников — прогнать доклад с тренером. Здесь важно понимать, что это не специалист по речи, а именно хардкорный эксперт по теме доклада.
Выше я сказала, что оцениваю презентации верхнеуровнево. Да, деврел — это многорукий Шива, но думать, что разбираешься, например, в контейнеризации — самонадеянно. Оценить и интересно подать сложную техническую информацию как раз и помогает тренер.
Чаще всего этой опцией пользуются начинающие докладчики, которые пока не сориентровались в том, что будет интересно слушателям и как подать информацию. Обычно они заказывают не одну, а несколько встреч. Опытные спикеры тоже работают с тренером, но чаще в формате одного слота, чтобы удостовериться, что доклад действительно полезный.
Итак, мы собираемся втроем — я, выступающий сотрудник и тренер. Моя задача тут — больше модерировать процесс, на этот раз я не принимаю в нем активного участия. Самое время налить себе кофе!
Выбираем тему для выступления
Предыдущая встреча заняла у меня около часа, и я снова бегу в переговорку. На этот раз созваниваюсь с разработчиком, чтобы вместе побрейнштормить над темой для конференции. Важно подать ее правильно, иначе заявку на участие могут не одобрить.
Чтобы пройти через согласования, тема должна быть уникальной и масштабируемой, а главное — в ней должен быть личный опыт. Например, человек делится своим кейсом: рассказывает, как набил шишки, провел работу над ошибками, получил результаты. Это делает доклад действительно полезным: благодаря ему, слушатели смогут избежать ошибок в своей практике. Такое не найдешь по трем строчкам в Google.
Обычно доклады заворачивают, если тема очевидная, результаты нельзя измерить или она структуре в духе «у нас есть инструмент, и он классный». Прямые продажи не пройдут, а вот если рассказать, как команде удалось привести к единообразию кучу данных и выдержать огромную нагрузку — это уже интересно.
Поиск желающих выступить
Теперь у меня есть время для поиска специалистов по мобильной разработке, которые захотят выступить с докладом. Пишу ребятам внутри экосистемы, обсуждаю их проекты, предлагаю темы. В итоге несколько человек идут писать заявки на выступления — как только они мне поступят, я их просмотрю.
Когда культура спикерства в компании растет, появляется все больше людей, которые сами вызываются выступать на мероприятиях. Но бывает, что ребята скромничают. Тогда я лично иду в продуктовые команды и предлагаю примерные темы. Когда приходишь с конкретным запросом, человеку легче согласиться на выступление, у него появляются свои идеи. Хотя часто начинается с того, что рассказывать как будто не о чем.
Скажу несколько слов о том, как я вообще подбираю темы. Во-первых, организаторы конференций обычно сами формируют список из того, что интересно и востребовано всегда. Если я понимаю, что у нас в командах такое есть, то иду к сотрудникам с этими темами напрямую указывают. Во-вторых, погонять темы можно через GPT — бывает, тут получается нащупать небанальный подход. В-третьих, я провожу интервью. Если человек не знает, о чем рассказать, задаю ему вопросы из серии: «Что ты сделал полезного за последний год?», «А как это помогло бизнесу?», «Какую задачу ты решал?».
Еще добавлю сюда нетворкинг. Иногда люди прямо говорят, что им было бы интересно послушать от экспертов из твоей компании, и ты обрабатываешь эти запросы.

Финальная подготовка эксперта к выступлению
Осталась последняя большая задача на сегодня. Я проверяю финальную версию презентации от докладчика.
Тут стоит понимать, что как только деврел вступает в игру, вся ответственность за контент и выступление перекладывается на его плечи. Он — ответственное лицо и должен перепроверить, что контент не нарушает условия NDA. Обычная история: сотрудник может приложить какой-то скрин к презентации и даже не задуматься о том, что эти данные нельзя показывать.
Дальше мне нужно проверить формулировки и цифры. Бывает, что человек указывает нагрузку трехмесячной давности или дает цифры в пике, а компания при этом транслирует другие показатели. Конечно, таких расхождений быть не должно, и я их отлавливаю. У нас есть согласованные цифры: сколько сотрудников работает, какие нагрузки выдерживаются, сколько платформ в проде. Это я тоже дополнительно проверяю. Ну и напоследок мне нужно свериться с докладчиком, что все данные, которые он предоставляет, идут в едином ключе с его предыдущими выступлениями.
Сегодня у нас все в порядке — значит, отправляю презентацию дизайнерам на отрисовку. На этом моя основная работа со спикером закончена, но я напоминаю, что он может по-прежнему обращаться ко мне с вопросами по выступлению. Параллельно мне важно поставить сроки дизайнеру и сообщить докладчику, когда презентация будет готова. Плюс заложить время на возможные правки — так, чтобы к конференции все было у нас на руках. Теперь я буду контролировать этот процесс.
Заканчиваю свой рабочий день очень приятной задачей — высылаю сотруднику сувенирку. Еще не встречала ребят, которым не нравилось бы выступать в красивой брендированной одежде. Это символ причастности к сообществу твоих коллег, и даже на сцене перед толпой зрителей добавляет уверенности. Очень такое люблю!
Работа закончена, иду на вокал
Сегодня был насыщенный день. Конечно, всегда можно схватиться еще за какую-нибудь задачу — например, я уже вижу, что прилетели заявки на выступления от новых спикеров. Но мне пора собираться на занятие по вокалу.
В МТС есть корпоративные сообщества по интересам, когда сотрудники совершенно из разных подразделений собираются вместе и занимаются тем, что им нравится. Это сообщества по бегу, волейболу, футболу, настольным играм и даже съемке фильмов. Мой личный фаворит — сообщество по вокалу. Занятия начались совсем недавно, и это действительно помогает мне разгрузиться после работы.
Ну а теперь я готова к вопросам. Пишите — с радостью поделюсь опытом!