Привет, меня зовут Елизавета Рослякова, я методист курсов английского в Практикуме, и сегодня мы поговорим об учебниках. В школе многие учились по серии Spotlight, учебникам Бонк или Верещагиной и Афанасьевой. Это что-то привычное, знакомое и в какой-то мере даже комфортное. 

Поэтому, когда человек возвращается к изучению английского во взрослом возрасте, часто выбор автоматически падает на них. Вроде бы неплохие учебники, да и выбирать среди огромного количества неизвестных наименований очень сложно. Я расскажу, почему это может быть не самой удачной идеей, и поделюсь учебниками, которые подойдут для самостоятельного обучения.


Почему школьные учебники не всегда эффективны для взрослых

Возвращаясь к изучению английского во взрослом возрасте, мы часто выбираем что-то знакомое. Но есть несколько причин, почему это может быть не лучшим решением:

Ограниченное содержание. Школьные учебники действительно помогают развивать различные навыки владения языком, однако в них информация подана довольно компактно. Связано это с тем, что наполнение соответствует стандартной программе с фиксированным количеством часов. Учебники содержат только основные темы и базовую лексику — вряд ли из них вы узнаете о нюансах языка. 

Устаревший контент. Не все привычные учебники регулярно обновляются. В них может отсутствовать актуальная лексика, современные речевые обороты и культурные реалии.

Неподходящая тематика. Школьные пособия часто включают материалы для общего развития: статьи об африканских племенах, о необычной архитектуре или жизни пингвинов. Взрослым же нужны практичные навыки — общение в деловой среде, путешествиях или повседневных ситуациях.

Возрастная направленность. Так как учебники написаны для детей и подростков, там может не быть актуальных для взрослых тем: например, как составить деловое письмо, пройти собеседование или обсудить рабочий проект с коллегами. 

Недостаток практики для реальной жизни. Многие школьные задания заточены под экзамены: заполнить пропуски, подставить слово, ответить на вопросы по тексту. Но такие упражнения редко помогают подготовиться к живому общению.

Какие учебники подойдут для самостоятельного обучения

Хочу сразу оговориться: разговорным навыкам лучше всего обучаться с преподавателем — ни один учебник не заменит вам живого общения. Поэтому в статье я решила сосредоточиться на пособиях, которые помогут освоить другие навыки, лучше поддающиеся самостоятельному усвоению. 

Большинство учебников из списка были выпущены Cambridge University Press — одним из основных и лучших издательств учебной литературы. Их пособия часто включают разнообразные упражнения для практики грамматики и лексики, а также предлагают систему самопроверки, что помогает учиться без постоянного контроля преподавателя.

Грамматика: Essential Grammar in Use, Raymond Murphy

Для изучения грамматики лучше всего подойдут книги серии, написанной Рэймундом Мёрфи. Начать можно с Essential Grammar in Use — пособия для начинающих. Эта книга впервые вышла в 1985 году, с тех пор регулярно обновляется и остается самым популярным самоучителем по английской грамматике. Последнее издание выпущено в 2019 году. Среди студентов её часто называют просто «Красный Мёрфи».

В ней очень четко объясняются времена, грамматические конструкции, типы предложений и предлоги, а упражнения помогают закрепить материал. Основные плюсы этого пособия — четко структурированные объяснения, подробные и при этом без воды. Дополнительным преимуществом является тест, который поможет определить, над какими темами стоит поработать, и посоветует нужные юниты для повторения.

Для тех, кто находится на более высоком уровне, могу посоветовать следующие книги из этой серии: English Grammar in Use («Синий Мерфи») для уровня Intermediate и Advanced Grammar in Use («Зелёный Мерфи») для продвинутого уровня. Последний написан Мартином Хьюингсом, но название «Зелёный Мерфи» закрепилось и за ним.

Произношение: English Pronunciation in Use, Cambridge University Press

Серия учебников от Кембриджского университета по постановке британского произношения рассчитана на студентов разных уровней — от начального до продвинутого. В ней очень подробно разбираются отдельные звуки, интонация и звучание связанной речи — самое то для вдумчивой тренировки произношения. В комплект входят аудиоматериалы и задания на повторение.

Если же вам ближе американский вариант английского, стоит обратить внимание на книгу American Accent Training авторства Ann Cook — тоже замечательное пособие с аудиоупражнениями.

Лексика: English Collocations in Use, Felicity O’Dell and Michael McCarthy

Главная особенность этого учебника в том, что он предлагает учить не слова по отдельности, а их устойчивые сочетания (коллокации). Он помогает разобраться в синонимах и нюансах сочетания разных частей речи, предлагает устойчивые словосочетания по различным темам общения. Работа с этим учебником поможет вам звучать более точно и естественно и избегать неуклюжих формулировок.

Английский для деловой коммуникации: Business Result, Oxford University Press

Business Result — серия учебников для тех, кому английский нужен для работы с бизнес-партнёрами или в транснациональной корпорации. Это классическая серия учебников, которые обычно используются в классе, однако их можно выбрать и для самостоятельной работы. Учебник предлагает комплексное развитие навыков, полезную лексику и выражения, актуальные для делового общения контексты и ситуации, а также аутентичные материалы.

Типичные ошибки при работе с учебниками

Даже лучшие пособия не принесут желаемого результата, если пользоваться ими неправильно. Несколько распространённых ошибок, которых стоит избегать:

Чтение без практики. Многие студенты ограничиваются тем, что просто читают объяснения и думают, что этого достаточно. Но язык — это навык, а не теория. Если не выполнять упражнения и не проговаривать примеры вслух, знания быстро забываются. 

Работа «от корки до корки». Не обязательно проходить весь учебник подряд. Взрослому студенту важно выбирать темы, которые действительно нужны здесь и сейчас. Например, если в ближайшее время предстоит поездка, разумнее сосредоточиться на юнитах про путешествия и повседневное общение, а не изучать редкие времена или условные наклонения.

Разучивание слов отдельно от контекста. Часто бывает, что учащиеся берут список слов в конце учебника или составляют собственный и потом учат их вместе с переводом. Однако для лучшего понимания и запоминания слов важно понимать, в каком контексте их использовать, и знать, с какими другими словами и выражениями они сочетаются (те самые коллокации).

Чрезмерная опора на перевод. Начинающие часто пытаются всё переводить на русский и в результате теряют время и не привыкают мыслить на английском. Учебники, особенно зарубежные, как раз построены так, чтобы обходиться без перевода: там много картинок, примеров и пояснений на простом английском.

Отсутствие системы повторения. Один раз пройти тему недостаточно — без повторения знания улетучиваются. Частая ошибка — двигаться вперёд, не возвращаясь к уже пройденному. Лучше использовать правило интервальных повторений: вернуться к материалу через день, через неделю и через месяц.

Почему учебника может быть недостаточно

Самостоятельное изучение языка по учебникам имеет свои ограничения, которые стоит учитывать. Все-таки оптимальный вариант для взрослого студента — сочетать учебники с практикой.

Развитие разговорных навыков лучше всего происходит в диалоге с преподавателем и собеседниками — об этом я уже говорила выше. Если ваша цель — свободное владение языком, важно с самого начала практиковать живое общение.

Учебники подходят тем, кто уже владеет хотя бы базой. Начинать изучение английского с нуля исключительно по иностранным пособиям бывает сложно. На первых этапах часто нужен русский язык как посредник, а большинство качественных зарубежных учебников не имеют перевода. Использование онлайн-переводчиков помогает, но отнимает много времени и может мешать усвоению. 

Учебник не может проверить, правильно ли вы выполнили задание, а преподаватель даст мгновенную обратную связь. Конечно, есть приложения — условный Duolingo, — но снова встает вопрос о структуре обучения и персонализированном подходе. Приложения рассчитаны на среднестатического пользователя, очень редко они подходят под цели конкретного человека.

Учебники не дают готового индивидуального плана, поэтому приходится самостоятельно решать, что и в какой последовательности изучать. Это требует дополнительных усилий и самодисциплины. Бывают ситуации, когда студент ставит себе амбициозный план «выучить весь английский» и застревает в теории, хотя более грамотная приоритизация могла бы помочь быстрее перейти непосредственно к использованию языка.

Тем не менее даже при этих ограничениях книги отлично подходят для систематизации знаний, работы над грамматикой и расширения словарного запаса. Если же хочется чуть меньше головной боли — в Практикуме программу составят за вас, с учетом ваших целей. Нужно только найти время в расписании.

Комментарии (0)