Компьютеры производства конца СССР — ЕС‑1851, ЕС‑1863 и ЕС‑1864 — являются редкостью. Не вдаваясь в излишнюю мистификацию, предположу, что разработка и производство отечественной вычислительной техники к 1993 году сворачивались, уступая место зарубежной. В качестве живого примера можно привести мышь для ЕС‑1849, тираж которой так и не вышел за стены завода-производителя.
В статье приводятся примеры на неком «Франкенштейне» — не совсем каноничном, но «того времени». Что же мы увидим у ЕС‑1851? Ряд комплектующих: рассмотрим оригинальный блок питания, видеокарту, floppy-контроллер, контроллер последовательного порта, корпус с отметками даты производства (важно для истории и хронологии), клавиатуру, а также некоторое практическое применение этих компонентов.
Начну с материнской платы. Оригинал ЕС1851 можно рассмотреть ниже:

А основа моего «Франкенштейна» выглядит так:

Посмотрим в первую очередь на процессор:

Странное наблюдение со стороны: в линейке Единой Системы ЕС‑1849 выполнен на процессоре Intel 80286 и, по логике, должен быть менее продвинутым, чем ЕС‑1851, в котором используется процессор КР1810ВМ86М (аналог Intel 8086).
Вопрос на засыпку: куда вы смотрите, когда перед вами оказывается ретро-материнская плата? Правильно — вы начинаете искать элемент питания CMOS-памяти, чтобы его… не найти. Почему «не найти»? Потому что велика вероятность, что батарейка из-за своего возраста могла протечь и разъесть дорожки платы окислами. К моей радости, элемент питания отсутствовал. Более того, при поверхностном осмотре я не нашёл даже посадочного места для него. Обычно он базируется в области разъёма клавиатуры, но там и намёка на него нет.
Далее посмотрим, что здесь с оперативной памятью, а затем достанем заветную коробку и проапгрейдим систему до максимума — из того, что есть.


Ох, и намучался я, вставляя, вытаскивая и подбирая по работоспособности планки SIMM-модулей. Проблема в непонятных пластиковых защелках разъемов (в красном овале), отщелкивая которые вполне можно нарушить их целостность. Однако все прошло успешно, посадочные места оперативной памяти заняты полностью, уфф.

Что имеем?

5120K Extended, для DOOM хватает
Питание на материнскую плату подается посредством таких разъемов:


Сам блок питания оригинальный и достоин разных аспектов рассмотрения.
Достаточно увесистый, сделан из металла:

Характеристики БП:

Перед первым включением были измерены выходные напряжения блока питания под нагрузкой — они в норме. Но самое интересное на что я обратил внимание — корпусной вентилятор хотя и шумноватый, но крутился как новый (а может он и новый?). Я записал «накат» вентилятора после выключения питания. Предлагаю посмотреть:
Корпус ЕС1851 внешне можно увидеть на заголовке. Сделан добротно, из толстого железа. Взяв открытый корпус, за противоположные углы по диагонали, нет опасения нарушить его геометрию вместе с материнской платой, крепящейся к его основанию. На задней части отметки с логотипом Минского завода: дата производства, номер и модель.


Провода для индикации на лицевой части и кнопки «СБРОС» упакованы в кембрики и заботливо перевязаны суровой ниткой.


Лицевая часть:

Пройдемся по периферии.
Видеокарта EGA. К сожалению, мой EGA монитор забарахлил. EGA-видеокарту в действии показать не могу, все примеры будут при помощи VGA-адаптера.

Контроллер Floppy-дисковода:

Контроллер COM-порта, стандарт RS-232:

Крепление плат расширения и заглушек осуществляется при помощи винтов со шлицами и шайб Гровера. Чувствуется серьезное скрупулёзное исполнение, противодействующее тряске и вибрациям.

Жесткий диск был неисправен, поэтому из вариантов загрузки — дискеты 5,25`` и контроллер-новодел для загрузки операционной системы с USB-флешки.


Клавиатура для подобного ряда ЕС-семейства выглядит так:


Устройство клавиатуры описано здесь. Добавлю лишь, что нажатие кнопок достаточно тугое, приходится прилагать усилие и это не неисправность — она такая изначально. В кадрах я использую ее для аутентичности, есть конечно изначально более комфортные, но искусство требует жертв. В повседневное использование, особенно для игр и набора текста, не годится.
Напоследок обзора аппаратной части покажу динамик — он же PC-Speaker. Красно-черный проводок уже припаял сам, а термоусадочные трубки «усаживать» не стал — не хотел лезть лишний раз паяльным феном, пусть будут как кембрики, просто одеты на клеммы.

Перейдем к включению и загрузке.
BIOS выглядит так:

При ошибке вываливается такое сообщение, но нажатие кнопки F10 позволяет работать дальше:

Загружаем разные операционные системы с дискеты 5,25``:


А вот загрузка Альфа-ДОС с дискеты:
И переходим к тестам. Что нам скажет CheckIt?

В сравнении с PC/XT. Видим процессор класса 80386 с тактовой частотой процессора 15,99 MHz. Совпадает с маркировкой процессора, все верно.

В сравнении с «Поиском-1»:

Посмотрим на тест видеоподсистемы:

Тесты-тестами, но лучше DOOM, живая нагрузка:
Прогреем процессор? А он и не греется...
Из аркадных вещей — любимый «Принц Персии 2»:
А посидеть и неторопливо поностальгировать предлагаю над «Легендой Кирандии». Атмосферная красивая игра и теплые воспоминания.
Ну, а теперь тяжелая артиллерия — в качестве шутки запустим Quake.
Чуда не произошло, я и не рассчитывал на успех, в данном случае система презрительно отвергла запуск игры, на основании отсутствия математического сопроцессора. Я был готов к такому повороту, потому что знал системные требования. Просто интересно, что в первую очередь игра потребовала сопроцессор, а видимо после этого скажет про нехватку ОЗУ, ведь требуется 8Мб.

Математический сопроцессор Intel 80387SX вставляется в следующую пустую панельку. Ну, что же, есть задача найти сопроцессор, нарастить оперативную память и попробовать вновь.

Что касается более серьезных задач — это выход в интернет, используя операционную систему MS-DOS. Настройка пакетного драйвера для MS-DOS и пакета MTCP описана и приведена здесь.
Покажу результаты открытия WEB-страниц. Браузер Arachne (на мой взгляд, наиболее развитый), по скорости вполне прилично работает. Проблема с открытием сайтов HTTPS, но это решается при помощи специальных ресурсов, к примеру FrogFind.


А браузер MicroWeb вообще летает:

Уважаемые читатели, изначально статья задумывалась о полноценной машине «ЕС1851», но когда компьютер попал в мои руки, выяснилось, что сама материнская плата, увы, отсутствовала, а установлена была другая. Сначала я отказался от мысли описывать этот компьютер. Но, с другой стороны, мне бы хотелось поделиться хотя бы какой-то информацией, напомнить, что «ЕС1851» существовал. Надеюсь, что вышеописанный компьютер позволил вам погрузиться в прошлое. Если у вас был опыт общения с подобной вычислительной техникой (и уж тем более если она находится в кладовке), например, «ЕС1863», «ЕС1864», — напишите в комментариях, в какой области и для чего они применялись. Может, вы ставили на него Windows 95? Можно попробовать установить её даже на вышеописанный компьютер; и хотя 4 Мб оперативной памяти мало, будет активно использоваться SWAP, всё же теоретически это должно работать.
Спасибо за уделенное время.
Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале ↩
? Читайте также:
Комментарии (8)
Javian
08.10.2025 08:37Мой стресстест XT длился трое суток: https://habr.com/ru/articles/786234/comments/#comment_26394604
Закончился 3-суточный эксперимент. После комментария выше, я запустил игру на 5 уровне. Некоторые ходы 8088 на 9 МГц думал больше часа.
MechNIX Автор
08.10.2025 08:37Отличный способ и много полезной информации. Мне было интересно, спасибо за статью, в закладках, как образец.
Yami-no-Ryuu
08.10.2025 08:37Офигеть, редкость. Их капля произведена была. Пик советской ВТ.
Я ещё застал Искры на 8088 с мониторами на развёртке, полоски вместо пикселей. Вот таких и аналогичных ЕСок наклепали полно.
BiTL
Я так понял, от ЕС1851 тут только корпусина и блок питания? А смысл тогда столько раз упоминать ЕС-ку, когда это intel 386SX на чипсете "Chips & Technologies"?
ЗЫ: Запускать Doom на этой конфе - тоже не понял смысла. Ладно бы Wolf3d...
(встречаются люди, которые доказывают, что они в Doom играли на 286-м, и ничто их не может переубедить, даже тот факт, что Doom использует 32-битные инструкции и защищенный режим. И да, я знаю про современную поделку энтузиастов Doom8088, но в 90-х ее не было :) ).
Zara6502
искажение памяти. я играл в Doom впервые на i386DX-40/4mb, это был на комбинате комп начальника вычислительного центра, его сын был моим одногруппником, мы туда приходили пешком 12 км чтобы на FoxPro писать лабу, писали её 10 минут, а потом рубились в Golden Axe и позже уже в Doom.
BiTL
ну, на 386DX-40Mhz, если с приличной видеокартой (вроде Cirrus Logic), то туда-сюда, с маленьким viewport'ом и low-детализацией можно, конечно. Будет 10-15 fps. Только когда много монстров встретится, то будет тупить нещадно.
А "искажение памяти" это да, есть такое... Я вот прям был уверен, что играл в 256-цветную версию Dangerous Dave 3. И какое-то время искал её :)
Zara6502
ох, я комп включал и выключал, тогда это максимум что я мог. вьюпорт вроде бы уменьшали, в остальном что рассказать даже не знаю, как-то играли. Но тогда 20 фпс никто не пугался.
мы с одноклассником вспоминали детство и я с ним долго спорил про какой-то момент, я был точно уверен что всё было именно так как говорил я, но потом друг смог найти подтверждения своей версии и я впервые в жизни понял, что безумные старики - это вот оно самое - когда твои искажения уже стали твоей реальностью.
MechNIX Автор
Да, оригинальному DOOM, нужен минимум, 80386. Как только, у меня появился этот 386, сразу и запустил. Wolf3d прекрасно идёт на 286, поэтому я и выбрал DOOM, "тащить" который, 386 процессору "тяжеловато", ну на пределе.