Стандартное форматирование анкет маркетингового исследования — это не просто вопрос эстетики или формальности, а ключевой элемент обеспечения качества, достоверности и сопоставимости получаемых данных. Для менеджера, отвечающего за сбор и интерпретацию рыночной информации, знание и применение единых стандартов оформления анкет критически важно по следующим причинам:

Единообразная структура вопросов, логическая последовательность блоков и чёткая формулировка и единообразное форматирование инструкций снижают вероятность недопонимания интервьюерами и программистами. Это минимизирует ошибки при создании скрипта, заполнении анкеты и повышает точность собранных данных.

Нестандартные формулировки, двусмысленные вопросы или хаотичная структура анкеты могут привести к неявным искажениям в собранных данных.

Стандартное форматирование включает проверенные методики построения шкал, формулировок и логики переходов, что снижает когнитивную нагрузку на разработчика, интервьюера и уменьшает время разработки и тестирования анкеты перед началом поля.

Применяя стандарт менеджер не тратит время на "изобретение велосипеда" для каждого нового опроса. Он использует готовый, утвержденный шаблон. Это ускоряет создание анкеты в разы, снижает количество правок. Время на согласование правок будет потрачено на полевой этап и более качественный анализ результатов.

Данные с чистой, стандартизированной анкеты прописаны в задачах анализа в упорядоченном виде. Аналитику не приходится тратить 80% времени на "очистку" данных, исправление ошибок кодировки и приведение переменных к единому виду и поиску, какой именно вопрос имел ввиду менеджер фразой "Имиджевые высказывания в разрезе на возраст". Аналитик сразу приступает к анализу Q3s с банером Age.

Итак, что такое стандартное оформление анкеты для автоматизированного социологического опроса через телефонные обзвоны, путем самозаполнения по ссылке, или в холлтесте, сейчас разберём.

Названия вопросов анкеты.

Названия позволяют каждому быстро понять, о каком вопросе идёт речь в разных документах и переписке до, во время, и после поля. На этапе анализа и написания отчётов быстро ориентироваться в опроснике и данных. Аналитикам не знакомым с клиентской терминологией, другим, незнакомым с проектом людям, понимать о чем говорилось в задаче менеджера или клиента.

Единые названия каждого вопроса во всех документах проекта обязательны.
Единые названия каждого вопроса во всех документах проекта обязательны.

Названия вопросов могут состоять только из английских символов, первый символ должен быть буквой. Остальные могут быть буквами или цифрами. Например:

Нельзя называть вопросы так:

Запрещенные названия вопросов.
Запрещенные названия вопросов.

Разметка вопросов анкеты

Любой вопрос, оформленный по другому - потенциальный источник проблем и ошибок.
Любой вопрос, оформленный по другому - потенциальный источник проблем и ошибок.

Примеры сложной логики для анкеты могут быть хорошо продуманы заранее. Это признак качественной работы по подготовке анкеты. Если их нет изначально, это обязательные правки и трата времени на дополнительные согласования.

Сложности с логикой анкеты

Менеждеру лучше заранее подумать о нескольких вещах и обговорить их с программистом и аналитиками.

  1. Подумайте, как вопрос будет выглядеть в результате. Особенно часто забывается корректная нумерация списка провайдеров. Например: провайдеров может быть более 100, в этом случае вариант ответа Другой провайдер с меткой 98 будет дублироваться с известным провайдеров с файле со списком.

  2. Подумайте, что будет, если в L65 выбрано Другое или З.О., что будет подставлено в L651 вместо /PROVIDER from L65/ в этом случае?

  3. Очень часто при смене логики в одном вопросе меняется логика других вопросов. Например: давайте представим, что в данном примере сначала L65 задавался всем, а затем только для тех, кто отметил в L64=4,5 или 6. Соответствующее изменение помечено зеленым.
    Логика Show if l65≠00|99 не менялась. В результате L651 будет показываться даже если L65 не задавался. Отсутствие ответа тоже не равно 00 или 99. Есть вероятность, что хороший программист это заметит, но я бы не рассчитывал, что это произойдет в 100% случаев.

Просто подумайте над логикой немного подольше, в сложных и уникальных случаях проконсультируйтесь с аналитиком или программистом.

Автокодирование ответов: нестабильный подход

Вот такое в анкете приводит к появлению надписей типа: «При каких обстоятельствах Вы начали пользоваться Вашим номером от оператора Другой оператор?» Или «При каких обстоятельствах Вы начали пользоваться Вашим номером от оператора Затрудняюсь ответить?», что еще хуже. И к другим артефактам, вроде отсутствия подсказки операторам.

Стабильный подход

Например:
Часто в анкете встречается три вопроса про знание марки:
A1. первое упоминание без подсказки
A2. остальные упоминания без подсказки
A3. знание с подсказкой
Наличие в анкете, после этих трех вопросов строки типа

сильно облегчит контроль во время поля по знанию марок.
Не придется каждый раз ждать пока аналитики снимают и сливают базу, вычисляют общее знание марки и выдают результат.
Достаточно будет зайти в квоту или дашборд проекта, чтобы получить актуальные данные.

Автокодирование всегда прописывается от кода ответа, а не от его текста.

Таблички

Таблички в анкете всегда обозначают, что вы хотите видеть вопросы, которые находятся внутри таблички на одном экране. Не ожидайте, что будет выглядеть по другому. Если нужно несколько вопросов с изменением названия марки, пропишите их без таблички.

Квоты

В большинстве случаев квота создается только по заранее запрограммированным кодам варианта ответа. Невозможно проставить квоту на текст из открытых вопросов и на вопросы без вариантов ответа. В продвинутых системах для опросов есть возможность вручную во время поля перекодировать открытый вопрос в код ответа и выставлять на него квоту.

Пропишите условия на скрианут до перекодировки, а не после неё. Это ускорит сбор данных.
Пропишите условия на скрианут до перекодировки, а не после неё. Это ускорит сбор данных.

Обязательные требования к квотам.

  1. Квотные ячейки известны заранее, до начала тестирования анкеты.

  2. Квотные ячейки запрограммированы до начала поля, а лучше - до начала тестирования.

При добавлении квоты после запуска поля (это можно сделать и не останавливая поле), не ожидайте, что они сразу будут работать после изменения анкеты. Квоты не будут работать пока не будет переделана логика самих квот (занимает много времени, приводит к неявным ошибкам).

Логика квот прописывается отдельно от логики анкеты.
Логика квот прописывается отдельно от логики анкеты.

Используйте этот стандарт для каждого вопроса как чек-лист. Никогда не отдавайте анкету даже в программирование без внутренней проверки по такому чек-листу. Спасибо, если дочитали до конца.

Комментарии (0)