Группа международных исследователей, работающая в рамках эксперимента KM3NeT — глубоководной нейтринной обсерватории в Средиземном море, зафиксировала уникальное событие: они детектировали ультра‑высокоэнергетическое нейтрино с оценочной энергией около 220 петаэлектронвольт (ПэВ), что является самым высоким значением, зафиксированным на сегодняшний день. Международный коллектив ученых, использующий в том числе данные российского радиотелескопа РАТАН-600 на Северном Кавказе, провел многочастотный анализ, направленный на поиск источников данного события, и сосредоточил внимание на активных ядрах галактик, известных как блазары. По результатам их работы вышел препринт, авторами которого стали ученые из международного консорциума KM3NeT и нескольких групп астрофизиков, в том числе российские авторы из Специальной астрофизической обсерватории (САО) РАН и Института ядерных исследований (ИЯИ) РАН, Физического института им. П.Н. Лебедева РАН (ФИАН), МФТИ и Казанского государственного университета (КГУ).
Начиная с середины XX века исследователи пытались разгадать природу космических лучей — частиц, достигающих Земли с космических источников с поразительными энергиями. Особый интерес представляет исследование нейтрино — почти не взаимодействующих с веществом элементарных частиц, которые способны переносить информацию о самых экстремальных процессах во Вселенной.
Пионерским событием стал случай, зарегистрированный обсерваторией IceCube в 2017 году, когда очередное детектирование нейтрино было связано с блазаром TXS 0506+056, что открыло новую эру в астрономии. В 2024-м году международный коллектив ученых, исследовав данные, собранные нейтринным телескопом ANTARES за последние его 13 лет работы, также установил значительную корреляцию между потоками высокоэнергетических нейтрино и направлениями на активные ядра галактик.
Теперь ученые KM3NeT, используя новейшие технологии и методы, продолжают эти исследования, стремясь установить связь между нейтрино и механизмами ускорения частиц в космических источниках.
220 ПэВ — это огромная энергия. Рекорд энергии частиц, которого удалось достичь на Большом адронном коллайдере, более чем в 30 тысяч раз меньше. Подобную энергию получить не так-то просто — для этого должны существовать особые экстремальные условия, в которых возможно такое ускорение частиц. Чтобы выделилась энергия, которой обладает одна элементарная частица в этом ультра‑высокоэнергетическом потоке, необходимо аннигилировать больше 200 миллионов атомов водорода, превратив всю их массу в энергию.
Блазары — это особая группа активных ядер галактик (AGN), в которых узкие, сильно релятивистские джеты направлены почти прямо в сторону Земли. Именно эти объекты способны излучать огромную энергию в широком спектральном диапазоне — от радио до гамма‑лучей, а изучение вспышечных процессов в их джетах может служить ключом к пониманию ускорения космических лучей. Цель исследования, поставленная коллективом KM3NeT, состояла в том, чтобы изучить характеристики детектированного нейтрино, а также провести поиск потенциальных источников, блазаров, чья активность могла бы быть связана с данным событием.
Событие регистрации нейтрино с энергией около 220 ПэВ получило обозначение KM3‑230213A. Оно было зафиксировано детектором, расположенным у берегов Сицилии, который позволил ограничить область неопределенности направления потока частиц до углового радиуса в 3 градуса с доверительной вероятностью 99 %.

Чтобы разобраться, откуда могло прийти это загадочное послание, ученые проделали многоступенчатый анализ. Сначала они провели сбор многочастотных данных, используя архивные данные и новые, специально проведенные наблюдения. Были проанализированы данные в радиодиапазоне, полученные с помощью РСДБ-сетей и одиночных радиотелескопов (OVRO, РАТАН-600 и др.)), а также рентгеновские (Swift‑XRT, Chandra, eROSITA), гамма- (Fermi‑LAT) и оптические данные. Затем на основе методик, разработанных в предыдущих исследованиях, была составлена выборка из 17 кандидатов‑блазаров. После этого исследователи провели анализ временных корреляций — поиск связи во времени между вспышками в различных диапазонах (радио, рентген, гамма) и временем прихода нейтрино. Наиболее примечательной оказалась радио‑вспышка, зафиксированная в объекте PMN J0606‑0724, совпавшая с событием KM3‑230213A с вероятностью случайного совпадения всего лишь 0,26 %.
Хотя прямая ассоциация нейтрино с каким-либо конкретным блазаром не может быть окончательно подтверждена при имеющемся на сегодняшний день объеме данных, обнаруженные корреляции — особенно в радиодиапазоне — дают важные подсказки о том, что процессы, происходящие в блазарах, могут способствовать образованию ультра‑высокоэнергетических нейтрино.
Новизна предложенного подхода заключается в комплексном использовании многочастотных данных для изучения нейтрино‑событий. Ранее исследования в этой области опирались преимущественно на отдельные диапазоны — радио, гамма или рентген. Сегодня же, благодаря синергии данных из различных спектральных областей, ученые получают возможность более точно локализовать источник нейтрино и оценить его физические параметры.
«Результаты нашей работы подчеркивают важность объединения наблюдений в различных диапазонах – от радио до гамма‑лучей — для всестороннего понимания экстремальных процессов во Вселенной, — рассказал Александр Попков, научный сотрудник лаборатории фундаментальных и прикладных исследований релятивистских объектов Вселенной МФТИ. — Понимание того, как в блазарах возникают ультра‑высокоэнергетические нейтрино, может привести к пересмотру моделей ускорения космических лучей, что, в свою очередь, имеет значение для фундаментальной физики и космологии».
Важно отметить, что проводимые исследования имеют важное значение не только с точки зрения фундаментальной науки о космических объектах, но и для прикладных задач на Земле. Разработка новых методов анализа и использования данных с высокой временной разрешающей способностью способна стимулировать совершенствование нейтринных обсерваторий и телескопов будущего. Улучшенные модели могут помочь астрономам планировать целевые наблюдения в периоды вспышек, что важно для исследования динамических процессов в активных ядрах галактик. Понимание процессов, приводящих к образованию высокоэнергетических частиц, может оказаться полезным для оценки потенциального влияния космических лучей на работу спутников и космических миссий.
Российские участники исследования поддержаны Минобрнауки РФ в рамках крупного научного проекта «Изучение происхождения, источников и свойств нейтрино на Байкальском нейтринном телескопе и других установках мирового класса», грант 075-15-2024-541.
Комментарии (16)

habus
12.10.2025 07:35Заголовок: "Российский радиотелескоп обнаружил...".
В статье: "Международный коллектив ученых, использующий в том числе данные российского радиотелескопа...", "Событие регистрации нейтрино с энергией около 220 ПэВ получило обозначение KM3‑230213A. Оно было зафиксировано детектором, расположенным у берегов Сицилии...".
Вы в своём стремлении клепать статьи с громкими заголовками о великом развитии науки в России превосходите уже все физические ограничения натягивания совы.

master_program Автор
12.10.2025 07:35Давайте конкретизирую вклад российского телескопа.
Там использовались данные с разных частот, а также архивные. Если брать радиодиапазон, то ключевым источником текущих данных (не архивных) был РАТАН-600.
Проще говоря
1. Есть событие регистрации нейтрино сверхвысокой энергии
2. Благодаря этому событию заинтересовались, откуда он пришел
3. Для анализа этого использовали как архивные данные, так и новые наблюдения
4. Новые наблюдения проходили в нескольких разных диапазонах и все важны
5. Ключевую роль для новых наблюдений в радиодиапазоне играл РАТАН-600.
6. Подобные исследования невозможно проводить без коллаборации разных научных коллективов из разных стран и использования десятков телескопов и их данных. Российский радиотелескоп был одним из важнейших источников данных.

kapas19
12.10.2025 07:35Для понимания контекста: само нейтрино было зарегистрировано детектором KM3NeT в Средиземном море. А данные радиотелескопа РАТАН-600 использовались для локализации возможного источника — блазара PMN J0606-0724, у которого зафиксирована радиовспышка, совпавшая по времени с событием нейтрино.

genseq
12.10.2025 07:35Нейтрино можно регистрировать и по распаду радиоактивных изотопов. Причём данные были получены российскими учёными. Но в это никто не верит:
https://habr.com/ru/articles/941896/
https://drive.google.com/file/d/1HDSbDpwdX8g5SCKODk-z2AMe1tuNEDYY/view?usp=sharing
GidraVydra
12.10.2025 07:35При всем моем уважении к Симону Эльевичу как к лектору, и педагогу в целом - научные его исследования, особенно последних лет двадцати, не стоит воспринимать всерьез. Эти результаты не воспроизводятся, а эксперименты часто методологически некорректны. В частности, на некорректность интерпретации результатов вполне аргументированно указывали даже под статьей на хабре.
ssj100
разве для этого подходит морская вода? для нейтринного телескопа вроде используется только пресная(Байкал, или Лед Антарктиды)
checkpoint
Кому-то бог послал Байкал, а кому-то Средиземное море. ;)
PS: Интересно, как фиксируют нейтрино если оно "почти не взаимодействует с веществом" ?
CaptainFlint
Суть как раз в этом "почти". Делают гигантский резервуар, и из немыслимого множества нейтрино, пролетающих насквозь через весь объём, одно-два возьмут да и прореагируют, а детекторы это отловят.
checkpoint
Да, прочитал только что про фотоумножители.
piton_nsk
Почти не означает совсем не взаимодействует, просто сечение взаимодействия очень маленькое. Ну и там типичное число событий от нескольких сотен до нескольких тысяч в год.
VRus
Нужна среда для черенковского излучения, морская вода ок. Средиземноморская прозрачнее байкальской. Байкал удобен тем что модули телескопа зимой можно монтировать со льда
ssj100
Морская вода ок? тогда почему везде где слышу про нейтриновые ловушки слышу про пресную воду? хммм тогда не понимаю почему не сделали много полей в морях
GidraVydra
Что-то со слухом, наверное. Называется синдром "слышал звон, да не знает, где он". Нейтринная ловушка - это детектор, и водный детектор - только один из вариантов. Для водных детекторов нейтрино вода нужна высокой очистки, деионизированная + ультрафильтрованная, ни средиземноморская, ни байкальская не подойдет.
А слой воды (или породы, потому что большинство нейтринных обсерваторий подземные) над нейтринной обсерваторией - это фильтр, отсекающий всё, кроме нейтрино. И вообще монопенисуально, соленая там вода или пресная, главное, чтоб слой потолще.
Можно сократить вот так без потери смысла.
VRus
Вот этими самыми руками монтировал на Байкале )) И писал приложение, помогающее при монтаже. Вообще это довольно известный российский проект, его регулярно пиарят в сми
VRus
Во-первых сделали - antares, km3net, китайцы недавно планировали в каком то своём море. Во вторых это ж нетривиально и дорого монтировать в море, там глубина нужна километры, специальные суда, устойчивое к давлению и воде оборудование. И чтобы всё это занимало кубокилометровые обьемы. Вот их всего пока два больших реально работающих в открытом море - km3net и байкальский