
В настоящее время для изучения, анализа и повышения эффективности процессов, имеющихся в компании, широко используется операционный подход и соответствующие методики и нотации их описания. И это объяснимо, так как повышение производительности труда и доведение ее хотя бы до среднемирового уровня – это первостепенная задача для нашей страны. Поэтому правительство для решения этой задачи выделяет предприятиям значительные ресурсы. Однако повышение эффективности деятельности компаний только за счет совершенствования бизнес-процессов (операционных процессов), не затрагивая процессы управления, не позволяет добиться максимального эффекта в их развитии.
Почему это происходит?
Все еще имеется недостаточно изученная для практического применения область деятельности человека, касающаяся механизма управления в организации (управление человека человеком). Вы можете сказать, что тема управления достаточно проработана и широко используется при создании механизмов управления в кибернетических и механических устройствах и будете правы.
Управлением механизмами человек занимается с тех пор, как они появились. Вопросами управления в кибернетических устройствах человек занимается, как только возникла необходимость и появилась возможность в создании программ (где-то с 50-60-х гг. прошлого века). Эти две темы достаточно глубоко проработаны и не вызывают вопросов, но имеются и другие типы управления.
В Большой российской энциклопедии (далее БРЭ) (см. https://bigenc.ru/c/upravlenie-obshchee-poniatie-5df5ef) дается следующее общее определение управления:
Управление, воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого её поведения. Система управления (СУ) включает в себя три составные части: управляемую систему, управляющую систему и связи между ними.
В БРЭ обозначаются следующие типы управления:
Тип управления определяется степенью автоматизации функций управления. В зависимости от того, включают ли элементы системы управления человека (всегда являющегося субъектом), различают следующие четыре типа управления:
1. Автоматическое управление соответствует случаю, когда и управляющая, и управляемая системы являются техническими или кибернетическими объектами.

Таким образом, автоматическое управление — это управление объектом (машиной, прибором, системой, процессом) в соответствии с заданным алгоритмом без непосредственного участия человека. Осуществляется с помощью технических средств, которые обеспечивают автоматический сбор, хранение, передачу и переработку информации, а также формирование управляющих воздействий (сигналов) на объект управления.
2. Автоматизированное управление соответствует случаю, когда управляющая система является субъектом – например, человеко-машинной системой, в которой наиболее важные и ответственные решения принимает человек. Управляемая система при этом является техническим или кибернетическим объектом.
При А. у. организационными и экономич. системами на человека в осн. возлагаются функции принятия решений; при управлении технич. объектами – преим. функции контроля, технич. обслуживания и ремонта технич. средств автоматизации, а также их резервирования при отказах.
Одной из главных функций А. у. является автоматизация производства, которая увеличивает производительность труда, позволяет при сохранении требуемого качества увеличить объёмы производства товарной продукции.
В статье «Что такое автоматизированные системы управления, зачем они нужны и какие функции выполняют» от 14.02.2025, опубликованной на сайте: https://www.insales.ru/blogs/university/chto-takoe-avtomatizirovannye-sistemy-upravleniya, сказано:
Автоматизированные системы управления (АСУ) и системы автоматического управления (САУ) различаются по степени участия человека в процессе. АСУ предполагают частичное участие человека в управлении, включая подготовку технических средств и наблюдение за их работой. В то же время, САУ полностью исключают участие человека в процессе управления, используя управляющие устройства, средства сбора и обработки информации для самостоятельного принятия решений и выполнения задач. АСУ требуют затрат труда человека для управления и обслуживания, в то время как САУ требуют только обслуживания и контроля функционирования со стороны человека.

Таким образом, автоматизированное управление – это управление объектом (различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия, организации) с участием человека. Осуществляется с помощью комплекса аппаратных и программных средств, а также персонала.
3. Объект-субъектное управление – это случай, когда регулятор «управляет» человеком. Примеры: тренажёр – управляющее устройство направляет деятельность обучаемого; кардиостимулятор; светофор, регулирующий поведение водителей на перекрёстке, и т. п.

Таким образом, объектно-субъектное управление – это воздействие объекта (технического устройства) на субъекта (человека) в результате которого субъект меняет свое поведение.
4. Организационное управление соответствует случаю, когда и управляющая, и управляемая системы являются субъектами, т. е. когда люди управляют людьми (Новиков. 2022).
Посмотрим и другие определения, что такое «Организационное управление»:
Организационное управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля ресурсов и процессов внутри компании для достижения ее стратегических целей (см. сайт: https://gantbpm.ru/topics/organizatsionnoe-upravlenie/).
Организационное управление — это система организации деятельности в компании, реализуемая путём определения функциональных областей деятельности, процессов и механизмов взаимодействия между ними, а также уровней управления (см. сайт: https://spravochnick.ru/definitions/organizacionnoe-upravlenie/).
Другие указанные выше определения относят понятие «Организационное управление» к виду деятельности, а не к процессу, где отражается взаимодействие между субъектом и объектом управления (отличие между деятельностью и процессом управления см. в моей статье «Управление как деятельность и как процесс. В чем их назначение?», опубликованной на сайте: https://vk.com/wall764374436_145). На приведенном примере видно, что у некоторых специалистов существует непонимание, что относить к такому типу управления как «Организационное управление» и что оно из себя представляет.

Таким образом, организационное управление – это целенаправленное воздействие субъекта на объект для получения необходимого субъекту результата. При этом субъектом и объектом управления являются люди.
Первые три типа управления (автоматическое управление, автоматизированное управление и объектно-субъектное управление) давно изучены и успешно применяются в практической деятельности чего нельзя сказать об организационном управлении. Причиной этого является отсутствие у многих специалистов точного понимания, что такое управление или процесс управления (наличие множества определений). А так, как у специалистов к этому понятию отсутствует единый подход, то имеются вариации различных мнений и представлений по этой теме, и, соответственно, выводы, которые при этом делаются.
Настоящий период, в котором мы живем, характеризуется бурным развитием информационных технологий и стремительным использованием ИИ в деятельности человека. В чем особенность таких технологий? Это появление возможности увеличения на порядок работы с данными. Однако отсутствие ясного понимания как осуществляется процесс управления и как функционирует механизм управления не позволяет системно применять современные технологии для совершенствования системы управления, что является следующей ступенью развития компаний, т.е. появляется возможность значительного повышения их эффективности и конкурентоспособности.
Что такое управление?
Дадим определение процессу управления:
Процесс управления – это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления при помощи специальных инструментов и ресурсов управления, необходимое для достижения определенной цели путем решения ими поставленной задачи (определение автора).
Данное определение позволяет определить участников, а также как, с помощью чего и для чего процесс управления функционирует. Все это позволяет описывать процессы управления в организации при выполнении сотрудниками задач, производить их анализ и осуществлять их совершенствование путем передачи части или всего функционала, выполняемого сотрудником, для выполнения программой (см. Рис. 5).

Также при описании процессов управления формируется схема информационных потоков, которые образуются при выполнении сотрудниками задач, и определяются данные, с которыми выполняется работа.
После описания процесса управления в организации «как должно быть» определяется:
1. Какие ресурсы предполагается задействовать при работе с информацией (средства передачи информации, используемые программы, шаблоны документов, сотрудники и др.);
2. Какой функционал возлагается на новый ресурс и какой на участников.
3. Состав участников (субъектов и объектов управления), участвующих в выполнении задачи.
4. Последовательность передачи воздействия (информации) на сотрудников и после выполнения каких задач.
5. Чем сотрудники руководствуются при выполнении поставленных задач (инструменты управления - внешние и внутренние регламентные документы).
6. Кому, от кого и в каком виде направляются отчеты о выполнении задач.
Таким образом, выполняемые в организации сотрудниками процессы управления – это в первую очередь их работа с информацией в разных ее формах. Развитие информационных технологий позволяет совершенствовать процессы и систему управления в компании и все это может привести к значительному повышению их эффективности и вывести ее (компанию) на качественно новый уровень развития. А на деле этого не происходит, так как чтобы вносить какие-либо изменения в действующие процессы управления и в систему управления необходимо знать, что это такое, как это функционирует и что необходимо сделать, чтобы повысить их эффективность.
В настоящее время необходимость вынуждает руководителей компании использовать имеющиеся программные продукты для повышения эффективности своей компании, главным образом в сфере операционных процессов. Разработчики же программных продуктов реагируют на потребности компаний и создают их исходя из существующих у специалистов знаний, которые относятся опять же к вопросам совершенствования операционных процессов. Надо отметить, что уже разработаны и применяются программы, которые можно отнести к процессам управления, но при их разработке использовался подход, применяемый для операционных процессов, и поэтому их эффективность, если использовать методику для процессов управления, могла бы быть значительно выше.
Комментарии:
1. Недостаточное изучение такого типа управления как организационное не позволяет создать основу для совершенствования процессов управления в компании и, соответственно, разрабатывать необходимые программные продукты.
2. Использование ясной и понятной методологии процесса управления в организации позволяет осуществлять совершенствование процессов управления, структуры управления и системы управления.
3. Знание, что такое процесс управления, а также возможность их описания позволяет разрабатывать программные продукты, которые значительно повысят эффективность деятельности всей компании.
Вы можете принять участие в обсуждении различных вопросов, касающихся управления в организации, на моем ТГ-канале Управление – Новый подход: https://t.me/upravlenie_novyj_podhod/5.