
Рассказываем, как прошла первая половина ноября 2025 года в русскоговорящей игровой индустрии. В нашем дайджесте вас, как всегда, ждут свежие анонсы, подробности о новых проектах, а также важная информация из пресс-релизов ожидаемых игр.
Escape from Tarkov вышел в релиз и добрался до Steam

Студия Battlestate Games выпустила релизную версию Escape from Tarkov — теперь хардкорный extraction-шутер доступен не только через фирменный лаунчер, но и в Steam.
В игре геймеры в одиночку или в отряде прочесывают районы города, добывают ресурсы, находят оружие и боеприпасы и сталкиваются с врагами — как живыми соперниками, так и бойцами под управлением ИИ. Любая ошибка стоит дорого: смерть приводит к полной потере найденного снаряжения.
Проект традиционно делает ставку на реализм: оружие ведет себя максимально правдоподобно, а состояние персонажа зависит от множества факторов — переломов, кровотечения, обезвоживания или усталости. Все негативные эффекты требуют своевременного лечения и использования подходящих расходников.
С выходом версии 1.0 авторы переработали множество систем и добавили крупные нововведения: нелинейную сюжетную кампанию, обучение, поэтапную прогрессию, свежие механики, новое оружие и экипировку. В число других нововведений вошли улучшенные графика и звук, а также усовершенствованный UI и QoL-правки. По словам разработчиков, они «исправили более тысячи игровых систем», но подробности намеренно не раскрывают, предлагая игрокам изучать все самостоятельно.
Авторы Atomic Heart показали первые скриншоты финального DLC

Студия Mundfish раскрыла первые подробности и показала свежие скриншоты заключительного дополнения для Atomic Heart. Изображения разработчики опубликовали в официальной группе во «ВКонтакте».
Сюжет нового DLC стартует сразу после событий «Чар морских глубин». Протагонист вместе с одной из Близняшек отправится в логово Хранителя Знаний (ХРАЗ) — таинственного антагониста, который, как обещают авторы, станет ключевой фигурой завершения истории. Mundfish намекает, что игрокам предстоит столкнуться с самыми сложными испытаниями в серии и узнать ответы на вопросы, оставшиеся после предыдущих дополнений.

Четвертое DLC предложит полностью новые территории, и первые скриншоты уже позволяют увидеть атмосферу грядущих локаций. Среди них — «Хрусталь», комплекс с восточными мотивами, песчаными просторами и глубоким ночным освещением, а также светлая зона с монументальными статуями и мистической архитектурой. По словам авторов, игрокам предстоит «приключение по совершенно новым и загадочным местам», но детали содержимого пока держатся в секрете.
Mundfish обещает раскрыть больше информации в декабре. Тогда же выйдет и первый трейлер дополнения — вероятнее всего, разработчики представят его на The Game Awards 2025, что совпадает со сроками их анонса.
Создатели Heroes of Might and Magic: Olden Era рассматривают ранний доступ как «полноценный релиз»

Создатели Heroes of Might and Magic: Olden Era рассказали PC Gamer о том, как проходит работа над новой игрой по культовой франшизе. В студии Unfrozen подчеркивают, что рассматривают ранний доступ как фактический релиз — команда не хочет упустить шанс создать достойное продолжение серии, к которой приковано внимание большой аудитории.
Генеральный директор Денис Федоров отмечает, что работа над первой за долгие годы игрой во вселенной Heroes of Might and Magic — огромная ответственность. По его словам, ожидания фанатов чрезвычайно высоки, и студия стремится оправдать доверие.
При этом команда честно предупреждает: путь предстоит долгий, а ранняя версия не будет идеальной с точки зрения баланса. Подчеркивается, что баланс в таких играх всегда остается «живым и нестабильным», и удовлетворить абсолютно всех игроков невозможно.
Несмотря на это, в Unfrozen уверены в своем видении и надеются, что проект будет принят тепло как старой аудиторией, так и новыми поклонниками стратегий.
Пошаговая тактическая игра «Спарта 2035» вышла в релиз

Lipsar Studio объявила о полноценном релизе отечественной тактики «Спарта 2035». Игра вышла 4 ноября 2025 года после восьми месяцев раннего доступа. Тайтл теперь доступен в Steam и VK Play. Авторы отмечают, что релизная версия включает несколько десятков часов напряженных тактических боев, завершенную сюжетную кампанию, новые биомы и миссии, расширенные механики базы, дипломатию и множество прикольных «пасхалок».
Сюжет разворачивается в альтернативной версии нашей истории. В Африке радикальная организация «Даамат» захватывает обширные территории. Президент одной из стран обращается за помощью к элитному наемному отряду «Спарта». Игроку предстоит взять на себя роль командира группы, управлять бойцами на рискованных операциях, следить за развитием базы, вести разведку, заключать контракты и принимать решения, последствия которых будут ощущаться на протяжении всей кампании.
Разработчики подчеркивают, что события игры полностью вымышлены и не связаны с реальными политическими конфликтами, а визуальный стиль, персонажи и структура кампании вдохновлены классическими боевиками и культовыми тактическими сериями вроде Jagged Alliance и X-COM.

В релизе появились новые фракции потенциальных союзников и противников, биомы вроде густых джунглей, портовых районов, кораблей, военных объектов и деловых кварталов. Расширились возможности базы и дипломатии, а арсенал пополнился новым оборудованием и расходниками, включая высокотехнологичное спецснаряжение.
Игровой процесс традиционно разделен на две части: тактические сражения и стратегический менеджмент. Во время операций игрок командует отрядом из четырех бойцов, решая задачи по спасению пленных, ликвидации командиров, зачистке укрепрайонов или установке взрывчатки.
Бои остаются динамичными и, как правило, укладываются в 25–40 минут. Авторы делают ставку на честную механику — в игре нет случайных промахов: итог стрельбы определяют позиционирование, укрытия и расчет игрока. Каждая пуля просчитывается отдельно, поэтому возможен friendly fire, а высокая летальность заставляет действовать осторожно. Большую роль играет разрушаемое окружение и вертикальность уровней. В бою можно использовать медицинские и боевые дроны, а бойцы делятся на пять классов с уникальными ролями и специализацией.
На фестивале «Игропром 2025» «Спарта 2035» уже успела получить признание аудитории — проект взял две награды народного голосования: за лучший 3D-арт и как лучшая пошаговая игра («Еще один ход»). Разработка велась при поддержке Института развития интернета.
В России появится православный аналог Disco Elysium — «Лестница в небо»

В России началась разработка RPG «Лестница в небо», которую авторы сравнили с Disco Elysium и Pentiment. Разработкой занимается московское ООО «Хорошие игры». Проект получил государственный грант в размере 20 миллионов рублей, еще около 10 миллионов было привлечено в рамках софинансирования.
Главным героем игры станет подросток, а центральной темой — переживаемый им кризис и поиск личной ответственности за родной город и страну. Важное место в повествовании, как заявляют разработчики, займет образ Русской Православной Церкви, представленной как «жизнетворная сила, объединяющая Россию и помогающая творить добро».
Создатели подчеркивают, что «Лестница в небо» будет работать с нематериальным культурным наследием Русского Севера. Сюжет и механики вдохновлены житийными текстами, преданиями о чуде Амвросия Синицы и иконографией «Взыграние Младенца». Место действия основано на образах Вологодской области — авторы стремятся показать самобытность региона и сформировать у игрока чувство локальной идентичности.
Релиз «Лестницы в небо» намечен на январь 2027 года. Игра выйдет не только на VK Play, но и в Steam.
Фанатский ремейк Heroes of Might and Magic 2 получил крупное обновление

Команда энтузиастов fheroes2 продолжает развивать свой бесплатный мультиплатформенный ремейк Heroes of Might and Magic 2. И недавно разработчики представили одно из самых масштабных обновлений за последние годы. Патч 1.1.12 существенно расширяет функциональность редактора карт: в нем появилась базовая версия генератора случайных карт. Функция все еще находится в разработке, но уже доступна для тестирования.
Серьезные улучшения коснулись и искусственного интеллекта. Герои под управлением компьютера теперь учитывают начало новой недели и активнее реагируют на еженедельные источники ресурсов вроде жилищ существ, мельниц и волшебных садов. ИИ стал осознаннее расставлять армии перед боем и получил новые условия найма героев, что делает поздние этапы кампаний и сценариев заметно интереснее.

Разработчики также доработали интерфейс. Были обновлены иконки некоторых заклинаний и параметров, панель порядка хода при высоком разрешении теперь располагается над полем битвы, а в редакторе карт стало удобнее работать с файлами, переключаться между городами в Гильдии магов и оставлять длинные текстовые сообщения. Кроме того, команда восстановила несколько ранее отсутствовавших видеороликов и анимаций кампаний.
Еще одной важной новостью стало появление базовой поддержки iOS, что открывает ремейку дорогу на новые устройства и расширяет аудиторию проекта.
«Корсары: Город потерянных кораблей» возвращаются спустя 18 лет

Культовая игра «Корсары: Город потерянных кораблей» спустя почти два десятилетия получает вторую жизнь. Студии ReCon Team, BlackMark Studio и Valkyrie Initiative объявили о разработке ремастера под названием Caribbean Legend: Age of Pirates — проект создается на современном движке Caribbean Legend и обещает обновленное управление, улучшенную механику и переработанную техническую основу.
Разработчики уточнили, что ремастер основан на версии 1.3.2 AT оригинальной игры от BlackMark Studio. Игрокам предложат выбрать одного из нескольких героев и наций — среди протагонистов будет и женщина-капитан. Caribbean Legend: Age of Pirates сохранит ключевые характеристики серии: свободу действий, морские путешествия, торговлю, пиратство, поиск сокровищ, исследование островов, осады и захват колоний. Игрок вновь станет капитаном собственного корабля, сможет собирать команду, формировать флот и влиять на политическую ситуацию в Карибском регионе XVII века.
Проект уже получил страницу в Steam, где его можно добавить в список желаемого. Сроки релиза разработчики пока не называют.
В Saber Interactive рассказали, когда выйдет Warhammer 40,000: Space Marine 3

Saber Interactive еще несколько месяцев назад объявила о начале разработки Warhammer 40,000: Space Marine 3, однако быстрый выход продолжения ждать не стоит. Несмотря на готовую технологическую базу после второй части, студия не собирается ускорять цикл ради скорого релиза.
Креативный директор Оливер Холлис-Лейк подчеркнул, что команда не намерена спешить и планирует полноценный производственный цикл. На создание Space Marine 2 ушло четыре года — и примерно столько же потребуется для третьей части. По его словам, проекты такого масштаба требуют длительной и последовательной работы.
Холлис-Лейк также отметил, что ранний анонс триквела не означает прекращения поддержки Space Marine 2. Напротив, студия продолжает активно развивать игру, работать над контентом и DLC.
«Разработчики хотели дать понять, что франшизу не оставят на годы вперед. Анонс был сделан для того, чтобы аудитория знала — серия будет жить, но параллельно команда продолжит выпускать обновления и дополнения для второй части. Уже создано много контента, и еще больше находится в разработке. Ресурсы между проектами не конкурируют», — подчеркнул Холлис-Лейк.
Space Marine 2 остается одним из самых успешных релизов Saber Interactive последних лет, и студия рассчитывает поддерживать игру в долгосрочной перспективе, не жертвуя качеством следующей части серии.
Owlcat при поддержке Роберта Курвица выпустила новую RPG Rue Valley

Owlcat Games, известная по сериям Pathfinder и недавней Warhammer 40,000: Rogue Trader, продолжает развивать издательское направление. Студия выпустила нарративную RPG Rue Valley, созданную Emotion Spark Studio. Игрокам предлагают примерить роль героя, застрявшего во временной петле. Главному персонажу предстоит разобраться в причинах происходящего, преодолеть собственные психологические травмы и узнать, какие тайны скрывает мрачный провинциальный город.
История завязана на личной драме героя: каждый новый день запускает очередной виток борьбы с внутренними демонами, а знакомство с другими обитателями города постепенно раскрывает их переживания и скрытые мотивы. По задумке авторов, это не просто приключение, а путешествие в глубины сознания, где реальность смешивается с субъективными видениями и эмоциональными состояниями персонажей.

Учитывая описание, неудивительно, что тайтл привлек внимание создателей Disco Elysium — Роберта Курвица, Александра Ростова и Хелен Хиндпере. Команда ZA/UM ознакомилась с ранней версией игры и дала разработчикам ряд консультаций, что особенно чувствуется в упоре на психологическую драму и акцент на внутреннем конфликте героя.
Rue Valley уже доступна в Steam, где успела собрать первые «положительные» отзывы. На данный момент игра держит рейтинг в 92%, а комментарии игроков подчеркивают атмосферу, сильный нарратив и необычную структуру повествования.
Росстандарт: ГОСТа для видеоигр не будет

В октябре появилась информация о разработке государственного стандарта для видеоигр, который предполагалось сделать проверкой на «соответствие духовно-нравственным ценностям» и запретить «жестокие сцены». Инициатива вызвала бурное обсуждение среди российских разработчиков и игроков.
Однако в Росстандарте сообщил, что ГОСТа для видеоигр в итоге не будет. Депутат Госдумы Антон Горелкин также отметил в своем Telegram-канале, что к обсуждению инициативы по каким-то причинам не пригласили представителей игровой индустрии:
«Удивило, что к обсуждению ГОСТа для видеоигр не пригласили тех, кто, собственно, их производит. Попросил руководителя Росстандарта пояснить, как вообще появилась эта инициатива, и с кем консультировались ее авторы. Ответ перед вами: за проект документа отвечало АНО «Роскачество», и к его обсуждению еще в 2024 году приглашали всех заинтересованных лиц. Почему среди них не оказалось ни одного представителя многочисленных видеоигровых организаций, остается открытым вопросом», — заявил Горелкин.
Таким образом, разработчики российских игр смогут не сталкиваться с обязательной проверкой контента на соответствие духовно-нравственным нормам, а инициатива по ГОСТу фактически не будет реализована.
Kwisatz
Интересно почему акцент в героях на балансе, пока большая чатсь претензий к тому, что их игра графически сделана так себе: упущено много нюансов, отсутствие которых ухудшает читаемость игры настолько что она превращается в цветную хрень.
ggsel Автор
Тут играют роль предпочтения, довольно приятная картинка
Kwisatz
на самом деле не совсем. Есть множество приемов обозначения границ: четкая граница, тени, glow и так далее которые визуально выделяют объекты. Тут не вопрос предпочтения, а вопрос знания главным геймдизайнером о таких вещах.
QerO
Только это не геймдизайн, а арт дирекшен.
Kwisatz
Я говорю о верховном чуваке который ответственен за продукт и желает его сделать клевым. А как называется подвид людей, реализующих тонкости этого "клево" - дело десятое.
QerO
Такой человек обычно называется продюсером или креативным директором, и он не обязан знать такие тонкости артдирекшена, для этого есть артдир.
Но я согласен, что многие визуальные решения, особенно в UI или общем визуальном стиле - сомнительны.
На мой личный взгляд там очень много сайфая, мультяшности и дизайна словно бы "для мобилок", и при этом явные проблемы с читаемостью. Например, иногда смотришь на модель юнита в окне характеристик и вообще не понимаешь, что там изображено - какая-то мешанина из пикселей и полигонов.
Kwisatz
Не должен. Он может сказать: смотрится хреново - переделывайте.
вот ровно тоже самое пишут почти все. Самое печальное, что вполне может не найтись человека, который это исправит. Я всю жизнь изучаю детали и вроде бы научился более менее находить такие вещи, но чем более я их вижу, тем больше понимаю, что кроме меня этого не видит почти никто.
Jijiki
так игра фанатская, потом есть разница в реализациях, с еффектами без еффектов, тут она вроде легковесная, я сужу по визуалу, я не запускал, дизайн самый простой интуитивный, а что не так? у персов вроде аутлайн есть минимальный, такой технический скорее продукт, по модулям если смотреть(визуально), присмотритесь повнимательнее, карта, система боя, простенький УИ, игра вроде понятная, что тут не достаёт? еффекты? так еффекты в такой игре не тривиальные могут быть, да и без еффектов нормально же, кажется это просто сохранение визуала наверно, если делать с еффектами и что-то апать игра вроде другой может оказаться, помните фанатский моровинд? там тоже много легаси визуала, а даггерфол вроде тоже есть фанатский
Kwisatz
По скринам - вроде всего достает. Но как только запускают люди - сразу отзывы о нечитаемости игры.
Про фанатскость не понял. И как это связано с дизайном - тоже.