Игра мечты сама себя не сделает! Так посчитали модеры и принялись за работу. Первые игровые моды, которые обрели известность, можно было назвать отчасти баловством и стремлением фанатов попробовать свои силы в геймдеве, дорога в который была закрыта. Постепенно, по мере развития индустрии и распространения технологий, росло и мастерство мододелов. Сегодня можно найти немало примеров того, как геймеры создают собственный контент для любимых игр настолько высокого качества, что даже большие студии хотят включить его в свои официальные релизы. Что ж, давайте же взглянем на подборку именно таких случаев. Прошу под кат.

Используйте навигацию, если не хотите читать всю статью:

The Sims 4: MC Command Center

Внутриигровое меню MCCC. Источник.
Внутриигровое меню MCCC. Источник.

Одним из самых показательных примеров того, как сообщество берет на себя функции разработчика, стал MC Command Center (MCCC) — комплексный мод для The Sims 4, созданный энтузиастом под ником Deaderpool. 

The Sims 4 вышла в 2014 году с обещанием «эмоциональных и умных» персонажей. Однако на выходе ИИ симов был достаточно ограничен:

  • они могут выполнять только одну основную задачу за раз;

  • система приоритетов не учитывает срочность (например, «ребенок плачет» может быть ниже по приоритету, чем «посмотреть телевизор»);

  • автономное поведение не адаптируется к контексту — симы не различают день и ночь, не реагируют на опасности, не поддерживают социальные связи без прямого вмешательства игрока.

В результате всего этого дети остаются голодными, пока взрослые тренируются в спортзале, ловят рыбу, готовят коктейли или застревают в дверях. Несмотря на тысячи жалоб на форумах, в официальных ответах компания либо отказывалась признавать баги, либо называла их «особенностями геймплея» или «непреднамеренным поведением». 

Проблема в архитектурных решениях, заложенных еще на этапе разработки. MCCC закрывает эти пробелы. Мод вводит расширенную систему приоритетов для ИИ, позволяющую симам адекватно реагировать на кризисные ситуации. Появляется и автоматическое выполнение родительских обязанностей (кормление, укладывание спать, контроль за обучением). Настройки автономии, кстати, можно гибко регулировать — от полного контроля до «умной» свободы действий. Создатель мода отдельно предусмотрел систему логирования и отладки, помогающую выявлять и предотвращать сбои.

По данным Nexus Mods и Mod The Sims, MCCC — один из самых скачиваемых модов в истории франшизы с тысячами установок. И хотя издатель The Sims — Electronic Arts — никогда не интегрировал ни одну из ключевых функций MCCC в ванильную версию игры, для значительной части сообщества он стал обязательным компонентом. Без него игру часто считают «нестабильной» или «неполноценной».

Как оно выглядит в игре

Cities: Skylines

Источник.

На первый взгляд, Cities: Skylines (2015) казался эталонным градостроительным симулятором с глубокой системой инфраструктуры, гибким зонированием, реалистичным трафиком. Но уже через несколько часов игры игрок замечал проблемы:

  • Огромные жилые небоскребы могли вмещать всего по 7–10 жильцов, но при этом игра показывала высокий спрос на жилую застройку;

  • Жители города выбирали самый короткий маршрут из пункта А в пункт Б, не учитывая пробки и игнорируя удобные развязки;

  • Городские службы также не замечали тонкостей дорожной инфраструктуры. В итоге, например, на тушение пожара выезжала машина из той пожарной части, которая была ближе к месту инцидента по прямой линии, даже если ее маршрут из-за рельефа, дорожной сети и застройки был в десятки раз длиннее, чем из другой части.

Например, такой огромный дом вмещал всего 8 семей. Источник.
Например, такой огромный дом вмещал всего 8 семей. Источник.

И бесчисленные баги, которые подавали как фичи: исчезающие и появляющиеся машины, невидимые текстуры объектов, необъяснимые искажения рельефа при строительстве и т. д. Эти проблемы ломали погружение и симуляцию, но разработчик игры — Colossal Order — и ее издатель — Paradox Interactive — с самого релиза официально поддержали моддинг, интегрировав Steam Workshop прямо в клиент игры. Это решение стало поворотным: игроки получили не просто «дополнения», а инструменты для пересборки самой игры.

А моды и не заставили себя долго ждать. Например, благодаря Realistic Population школы и больницы соответствовали реальной нагрузке, а население росло медленнее, но логичнее. А Traffic Manager: President Edition исправлял поведение машин, светофоры, полосы движения, благодаря чему уходили проблемы с логистикой. Наконец-то игроки смогли сами решать, на каких перекрестках нужны светофоры, а где можно обойтись знаками приоритета. Или вручную установить ограничения скорости и запретить, скажем, поворот налево.

Traffic Manager: President Edition. Источник.
Traffic Manager: President Edition. Источник.

И главное — при разработке сиквела Colossal Order опиралась на уже изданные моды, так что многие из них стали частью ванильных механик в Cities: Skylines 2, вышедшей в 2023.

Играйте в Minecraft и получайте бонусы в панели управления

Потратить бонусы можно, например, на развертывание облачного сервера для хостинга своего сайта, приложения или Telegram-бота.

Подключиться к игре →

Farming Simulator

Долгое время вся серия Farming Simulator упиралась в две простые проблемы: человек за рулем трактора и человек за рулем комбайна. Чтобы вспахать, засеять, опрыскать или убрать поле идеальными параллельными рядами, как это делают в реальной жизни с помощью спутниковой навигации, игроку приходилось либо обладать сверхчеловеческой точностью, либо… использовать моды.

GIANTS Software, разработчик серии, долгое время оставлял GPS за рамками ванильной игры — несмотря на то, что реальные сельхозмашины уже десятилетиями используют подобные системы. Но сообщество компенсировало этот пробел самостоятельно и теперь GPS-мод помогал сделать масштабные хозяйства эффективнее (теперь половина урожая не терялась из-за кривых проходов). Благо, «Гиганты», как и Colossal Order, не только никогда не возражали против пользовательских модов, но и поддерживали подобные инициативы, добавив в меню игры соответствующий раздел. Правда, до сих пор значительную часть годных модов проще найти на просторах интернета, чем в игровом клиенте, но хотя бы так.

Так выглядит внутриигровое меню одного из самых популярных модов для GPS в Farming Simulator 22. Источник.
Так выглядит внутриигровое меню одного из самых популярных модов для GPS в Farming Simulator 22. Источник.

А в ноябре 2024 вышел Farming Simulator 25 и — о, чудо! — впервые в истории серии в базовую игру была встроена официальная система GPS-навигации. Как заявили сами разработчики, это решение призвано «повысить реализм и упростить управление на больших полях». Кстати, весьма иронично, что еще в Farming Simulator 22 детализация сельхозтехники была столь высокой и точной, что в интерьере тракторов и комбайнов можно было видеть тот самый GPS-навигатор и даже его настройки на экране, но до 2024 года это было лишь декорацией.

В Farming Simulator 25 разработчики чуть докрутили пользовательский мод и немного упростили его меню. Источник.
В Farming Simulator 25 разработчики чуть докрутили пользовательский мод и немного упростили его меню. Источник.

GTA

Легендарная GTA: San Andreas в 2004 наделала много шума и до сих пор остается любимой фанатами серии. Но сейчас не об этом. GTA SA была игрой не просто о криминальной карьере уличного гангстера на западном побережье США в 90-х. Она, помимо прочего, открыто высмеивала проблемы общества того времени, одной из которых была набирающая силу конспирология с идеями об НЛО, призраках и прочей нечисти. Отсюда и бар «69» с фотографиями летающих тарелок, и появляющиеся в определенное время граффити на кладбище в Лос-Сантосе, и катящиеся сами по себе машины без водителей на склоне горы Чиллиад.

Естественно, игроки, впечатленные непривычно большим для GTA открытым миром, который, казалось, живет сам по себе, начали искать что-то скрытое от глаз. Увы, в ванильной «Саньке» не было ни пришельцев, ни призраков, ни чего-либо подобного. Фанаты же не хотели мириться с этим, поэтому начали массово создавать соответствующие моды.

Снежный человек, созданный фанатами GTA SA. И это не игровой скин для NPC, а полноценный персонаж с уймой ХП. Источник.
Снежный человек, созданный фанатами GTA SA. И это не игровой скин для NPC, а полноценный персонаж с уймой ХП. Источник.

И вот, в 2013 выходит GTA V, а вместе с ней впервые в серии и полноценный официальный многопользовательский режим — GTA Online. Кстати, даже сам онлайн-режим можно назвать естественным развитием знаменитого фанатского творения — San Andreas Multiplayer. Так вот, запустив официальный онлайн после выхода «пятерки», Рокстары оторвались на всю катушку. Кажется, сегодня там есть все, что фанаты в меру сил создавали для GTA SA: настоящие НЛО, похищения пришельцами, зомби, олени-зомби, зайцы-зомби, призраки, снежный человек и прочее. Да, часть этого контента доступна только в определенное время, например, на Хэллоуин. Как бы то ни было, разработчики словно сказали: «Ладно, хотите в игре побольше мистики — будет вам мистика».

Рокстары настолько вдохновились фанатскими идеями, что официально добавили в GTA Online сезонное событие с охотой на йети и другую мистику. Источник.
Рокстары настолько вдохновились фанатскими идеями, что официально добавили в GTA Online сезонное событие с охотой на йети и другую мистику. Источник.

Skyrim

Игры Bethesda давно известны тем, что выходят в сыром виде и требуют доработки уже после релиза. Ванильный Skyrim технически проходим и без модов, но содержит множество багов, которые серьезно мешают геймплею. Bethesda офици��льно прекратила поддержку оригинальной версии Skyrim еще в 2013 году, но сообщество продолжило работу над стабильностью игры. 

Яркий пример — Unofficial Skyrim Patch (USSEP). Этот мод исправляет тысячи ошибок: квесты, которые невозможно завершить, NPC, застревающие в текстурах, неработающие диалоги, битые триггеры и многое другое.

Источник.

По слухам, чуть позже в официальных патчах к Special Edition и Anniversary Edition стали появляться исправления — часто почти идентичные тем, что были реализованы в USSEP. Прямого признания нет, но совпадения слишком точны, чтобы быть случайными.

И, конечно, нельзя не упомянуть лестницы в Skyrim (и Fallout 4). Персонаж просто скользил по ступеням, как по льду. Разработчики утверждали, что таковы ограничения движка. Но фанаты Skyrim не пальцем деланы — они доказали, что лестницы в Skyrim возможны! Мод позволял забираться по лестницам: и это был триумф.

Источник.

Однако не багами едиными. Стоит упомянуть и Enderal, который технически является модом Skyrim, но по факту представляет собой невероятно глубокую отдельную игру, опыт из которой очень сложно повторить в самом Skyrim. Это абсолютно новая история, персонажи, пересобранная система навыков и прокачки, оригинальная музыка (5 часов оригинальных саундтреков против 3 часов в Skyrim), 80+ часов контента, профессиональная озвучка, да даже философия. Переработанный баланс и сюжет играются даже лучше, чем оригинальный тайтл. Enderal получил официальную награду от немецкой ассоциации разработчиков — как полноценная игра.

Starfield

Когда Bethesda анонсировала Starfield, она обещала «глубокую RPG», «тысячи уникальных планет», «свободу выбора, меняющую галактику». Естественно, по факту ничего из этого не было. Планеты, созданные процедурно, оказались повторяющимися пустошами с одинаковыми лагерями рейдеров и аномалиями, которые ничем не отличаются друг от друга. Многим еще не понравилась система диалогов и навыков, поэтому умельцы стали это доделывать самостоятельно. Мод Unique Planets Overhaul добавляет уникальные геологические особенности, редкие ресурсы и визуальные отличия между планетами одного типа.

Источник.

Мод Expanded Dialogue Interface экспериментирует с диалогами, а множество survival-модов добавляют потребность в кислороде, радиацию, усталость, необходимость планировать вылазки. 

Постепенно энтузиасты собирают из обломков нечто целостное. Возможно, совсем скоро появится «Ультимативная сборка», с которой Starfield наконец станет той самой игрой, которую нам обещали.

The Sith Lords Restored

Иногда же мододелы берут на себя роль не только багфиксеров, но и своего рода археологов. Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords была выпущена в спешке: из-за жестких дедлайнов от издателя LucasArts разработчики из Obsidian Entertainment не успели реализовать значительную часть задуманного контента. Несправедливо ведь?

Так появился TSLRCM. Он стал масштабной попыткой вернуть игру к ее изначальному замыслу. Проект, который своей целью поставил восстановление контента на основании данных и заметок от разработчиков в ресурсах игры. Восстановлены были целые сцены, включая финальные сцены на Малакоре V, которые в ванильной версии обрываются без пояснений, сюжетная арка с дроидами HK-50, где они начинают охоту за игроком, а также добавлено поведение спутников, которые теперь реагируют на моральный выбор игрока, как и задумывалось изначально.

Источник.

Многое восстановить не удалось, вроде планеты дроидов M4-78, и организации ГеноХарадан либо из-за отсутствия записей, либо из-за неполноты самих сюжетных линий.

XCOM2: The Long War

Ну а этот мод чинит игру для тех, кто считает, что XCOM 2 даже на максимальном уровне сложности слишком простая. Чтобы игра стала настоящим вызовом, игроки создали The Long War, который усилил влияние укрытий и уравнял вероятность попадания игрока и пришельцев (изначально у игрока точность была выше). Враги получили улучшенный ИИ, тактическое мышление и способность координировать атаки, ресурсы становятся ограниченными, исследования — стратегическим вызовом, а потери больно бьют по прогрессу, и смерть ветерана может изменить ход кампании.

Источник.

О сложности The Long War ходят легенды: его сложность просто невероятна и стремится к бесконечности. На 15-м часу игры вы можете внезапно осознать, что заруинили себе все оставшееся прохождение. Несмотря на равные шансы попаданий, юниты игрока вечно промахиваются, а вот враги — нет. Самого прокачанного персонажа могут взять в плен, а остальной отряд вы забыли прокачать. А гранаты и дополнительные гаджеты требуют постоянного использования. Его сложность настолько высока, что многие игроки называют его настоящей версией XCOM 2, которую, по их мнению, Firaxis побоялась выпустить. Его описывают одним словом: боль. Так что, если хотите развести любимого стримера на эмоции — смело рекомендуйте ему этот мод. 

Конечно, это далеко не все примеры пользовательского контента, который оказался весьма хорош. Делитесь своими любимыми модами в комментариях!

Комментарии (0)