Бывало ли, что для решения бизнес-кейса на собеседовании вам не хватило знания какой-нибудь метрики из предметной области? Это частая ситуация — например, в маркетплейсах всюду говорят про GMV, а в маркетинговой аналитике не обойтись без LTV.
Привет, Хабр! Меня зовут Рафаэль Сайфутдинов, но обычно меня зовут просто Раф. Я работаю аналитиком ценообразования в Авито (а раньше — в Яндекс Лавке), преподаю машинное обучение в Центральном университете, окончил факультет компьютерных наук в НИУ ВШЭ и прошёл курс «Специалист по Data Science» в Яндекс Практикуме. Делюсь памяткой для аналитиков — сохраните, чтобы не провалить собеседование из-за незнания продуктовых метрик.
Как выглядит качественная метрика
Метрики — это способ оцифровать состояние продукта или его части. Они позволяют понять, что для нас «лучше», а что «хуже», и принимать решения на основе данных, а не догадок или субъективных ощущений.
Свойства хорошей метрики:
Измеримость. Метрика легко считается по данным.
Интерпретируемость. Каждый член команды понимает её смысл и последствия изменения.
Прикладная ценность. Метрика связана с целями бизнеса и помогает принимать решения.
Зачастую одной метрикой оцифровать продукт нельзя, поэтому для более полной картины бывает полезно выбрать сразу несколько показателей.
Ниже я собрал основные метрики в ретейле, маркетинговой аналитике и банковской сфере.
Метрики в ретейле и e-commerce
Ретейл и e-commerce — сфера офлайн- и онлайн-торговли товарами, где ключевую роль играют коммерция, операции и логистика.
GMV (Gross Merchandise Value), выручка. Показывает, сколько денег получила компания за продажи товаров.
AOV (Average Order Value), средний чек. Делим GMV на количество заказов и получаем среднюю стоимость одного заказа.
AIV (Average Item Value), средняя цена товара. Делим GMV товара на количество продаж этого же товара и получаем его среднюю стоимость.
Маржинальность товара. Показывает, какую часть цены товара составляет наценка. Для этого мы должны вычесть из цены товара его закупочную стоимость и вычислить долю разности от общей цены товара.
OSA (On-Shelf Availability), доступность товара на полке магазина. Показывает долю времени, когда товар был доступен в магазине. Чтобы получить, делим количество часов в день, когда товар был доступен, на общее количество часов работы магазина.
CPO (Cost Per Order), расходы на заказ. Показывает, сколько денег тратит компания на один заказ. Чтобы получить, делим суммарные затраты на количество заказов.
OPH (Orders Per Hour), количество заказов в час. Показывает нагрузку на курьера, магазин или сервис. Чтобы получить, делим количество заказов в период на количество часов в этом периоде.
SKU (Stock Keeping Units), количество уникальных товаров в магазине. Показывает широту ассортиментной матрицы.
Write-offs, списания. Показывает долю списанных товаров (например, по сроку годности). Чтобы получить, делим количество списанных товаров на общее количество товаров в продаже.
Метрики маркетинговых активностей
Маркетинг — это сфера привлечения и удержания клиентов, где ключевую роль играют эффективность рекламных кампаний, работа с аудиторией и возврат инвестиций.
CAC (Customer Acquisition Cost), стоимость привлечения клиента. Чтобы узнать, во сколько компании обходится один клиент, делим затраты на количество привлечённых клиентов.
ARPU (Average Revenue Per User), средняя выручка на пользователя. Чтобы посчитать, делим выручку на количество пользователей.
ARPPU (Average Revenue Per Paying User), средняя выручка на платящего пользователя. Чтобы посчитать, делим выручку на количество платящих пользователей.
LTV (Lifetime Value), пожизненная ценность клиента. Показывает, сколько денег приносит один клиент за весь жизненный цикл в продукте. Чтобы посчитать, умножаем ARPU на срок активности клиента.
NPS (Net Promoter Score), индекс лояльности потребителей. Показывает лояльность и готовность рекомендовать продукт. Считается путём деления доли клиентов, поставивших оценку 9–10 из 10 (promoters), на долю клиентов, которые поставили оценку 0–6 из 10 (detractors).
Churn Rate, коэффициент оттока. Показывает, какая доля пользователей перестала пользоваться продуктом за выбранный период. Чтобы получить, делим количество ушедших пользователей за период на общее количество пользователей в начале периода.
Marketing ROI (Return On Investment), возврат на инвестиции. Показывает, насколько эффективно окупаются вложения в маркетинг. Чтобы получить, вычитаем из выручки затраты на маркетинг и делим результат на эти же затраты.
CTR (Click-Through Rate), коэффициент кликабельности. Показывает, с какой частотой или вероятностью пользователи кликают на объявление или кнопку. Чтобы получить, делим количество кликов по элементу на количество показов.
Retention Rate, возвращаемость. Показывает, какая доля пользователей продолжает пользоваться продуктом. Чтобы получить, делим количество пользователей, которые остались активными к концу периода, на количество пользователей в начале периода.
Метрики в банковском секторе
Банковский сектор — это сфера финансовых услуг, где ключевую роль играют управление капиталом, кредитование и управление рисками.
NPL Ratio (Non-Performing Loans), коэффициент неработающих кредитов. Показывает, какая доля кредитов в портфеле банка является проблемной и не обслуживается клиентами. Чтобы получить, делим количество кредитов в дефолте или с низкими шансами на погашение на общее число кредитов.
CAR (Capital Adequacy Ratio), коэффициент достаточности капитала. Показывает, хватит ли у банка капитала, чтобы покрыть возможные потери по рискованным активам. Чтобы посчитать, делим капитал банка на все его средневзвешенные на риск активы.
CIR (Cost-to-Income Ratio), соотношение операционных затрат и доходов. Показывает, какую часть доходов «съедают» его затраты и как он ими управляет. Чтобы получить, делим операционные расходы (на зарплату, аренду и так далее) на операционные доходы (проценты, комиссии и так далее).
NIM (Net Interest Margin), чистая процентная маржа. Показывает, сколько банк зарабатывает на разнице между процентами по кредитам и депозитам. Чтобы посчитать, из процентных доходов (кредитов) вычитаем процентные расходы (депозиты) и делим на средний объём доходных активов.
Этот же материал есть в виде таблицы и в формате PDF. Скачать его можно в моём телеграм-боте @raf_banana_it_bot. А ещё больше заметок об аналитике данных и работе в мире IT вы найдёте в моём канале @rafanalytics. Например, там я рассказываю, как пройти на стажировку в Яндекс или какие навыки необходимо изучить, чтобы стать начинающим аналитиком данных (с хорошей дисциплиной можно и без курсов).
А если у вас есть конкретный вопрос, обращайтесь ко мне за консультацией по прямому контакту @rafaeldks — помогу разобраться со сложной темой, составить резюме, подготовиться к собеседованию или построить роадмап в профессии аналитика.