Если вы не понимаете почему так дорого, вам сюда. Полный разбор всех начислений, вместе с новым утильсбором, или о том, как наши люди в булочную на такси больше не поедут.

С 1 декабря 2025 года вводится новый утильсбор, который высчитывается из мощности автомобиля. И не то, чтобы мощный автомобиль больше сопротивляется гидравлическому прессу, но закон решил что именно лошадиные силы предопределяют дороговизну утилизации.

Но и до утильсбора надбавка к реальной цене авто была конской. Давайте разберемся из чего считается цена импортной машины в РФ, и попробуем определить сколько в среднем оно дорожает. Я постараюсь быть максимально беспристрастным, и использовать только факты с цифрами, без субъективной оценки (хоть и бомбит ощутимо).

Новый утильсбор 

Тема, которая будоражит и откровенно злит всех автолюбителей.

До реформы льготная ставка на утильсбор для физлиц составляла символические 3 400 ₽ (новый автомобиль) и 5 200 ₽ (авто старше трёх лет) и практически не зависела от мощности, если она не превышала точку, установленную законами. После реформы все машины мощностью свыше 160 л.с. автоматически лишаются льготы и попадают под прогрессивную шкалу.

Как именно считается новый утильсбор точно известно одному Богу, но предварительные коофициенты можно посмотреть в этом простом документе. Напишите в комментах, если хоть как-то смогли разобраться. Но суть примерно такова:

Берётся базовая ставка (например, для легкового авто М1 — 20 000 ₽) и умножается на коэффициент, который зависит от мощности, объёма и возраста автомобиля.

Базовые ставки есть в том же документе.
Но результат мы получим следующий – скачкообразное удорожание: то есть модель с мотором 150 л.с. остаётся на прежних условиях, а с мотором 170-180 л.с. получает финансовое ударное бремя. 

Многие автоблогеры и медиаобозреватели отмечают, что для автомобилей с большими двигателями сбор превысит 2 млн ₽, что в целом поставит под вопрос целесообразность импорта.

В бюджете на 2026 год заложено, что доходы от утильсбора достигнут ~1,65 трлн ₽ (это 4-5% от общих доходов запланированного бюджета, или 30% от планового дефицита на год.).

В данном случае даже мем с ЯПлакал не выглядит как что-то…кринжовое
В данном случае даже мем с ЯПлакал не выглядит как что-то…кринжовое

Для покупателя это значит одно: раньше можно было импортировать машину средней мощности и считать, что надбавка составит где-то плюс 30-40%. Теперь же режим ввоза превратится в фильтр: если мощность выше порога, можно быть практически уверенным, что для машины платёж по утилю составит значительную долю стоимости. А если ещё плюс пошлина, логистика, брокер, оформление и все другие приятности за ваши деньги.

Что вообще считать удорожанием и почему цифры в СМИ противоречат друг другу

Когда читателю говорят, что импортная машина «дорожает на 30%», «на 50%» или вовсе вдвое, часто остается неясным, от чего именно считается эта надбавка. В моих расчетах мы исходим из одной базы – таможенной стоимости (ТС). Объясню почему выбрал её:

Что такое таможенная стоимость

Согласно части 4 статьи 38 Таможенного кодекса ЕАЭС, таможенной стоимостью товаров при ввозе считается стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже для вывоза на таможенную территорию, дополненная затратами по доставке, страхованию и прочим. 

Другими словами: если вы купили машину за рубежом, заплатили перевозку и страховку до границы — всё это входит в ТС. Пошлины, налоги и сборы после границы не включаются.

У брокеров ТС это как правило база для расчета пошлин и НДС

Почему важно считать именно от ТС

Во-первых, государственные платежи (пошлины, утиль, НДС) рассчитываются именно от этой величины или на её основе. Если считать надбавку от цены машины там или от продажи в салоне, получится другое измерение.

Во-вторых, если база разная, то и выводы разные: надбавка в 30% от цены в Японии может оказаться 60–70% от ТС после доставки, а в салоне даже выше из-за маржи дилера. Без указания базы цифра бессмысленна.

В-третьих, СМИ часто смешивают: одну и ту же машину ссылают на «подорожание на 20%», и тут же в другом месте – «дорожает в два раза». Разница не в том, что данные ошибочные, а в том, что база разная: сравнивают цену выхода из Японии с ценой в салоне, либо стоимость до растаможки с ценой после, либо просто читают процент к ТС.

Формула для нашего случая

Мы определяем надбавку как:

Удорожание = (Итоговая стоимость авто в РФ − ТС) ÷ ТС × 100 %

Где итоговая стоимость – это сумма: 

  • ТС;

  • Все обязательные платежи при ввозе и растаможке (для частного ввоза);

  • Либо ТС, НДС, акцизы и маржа (для коммерческого ввоза).

Снова говоря проще: если ТС = 1 000 000 ₽, итоговая стоимость после всех уплат = 1 600 000 ₽, надбавка = 60%.

Почему одной средней цифрой нельзя посчтитать всех:

Потому что всё зависит от массы факторов. Возраст машины, мощность, объем двигателя, статус ввоза, и это ведёт к изменению платежей. Для машины с мощностью ниже порога 160 л.с. утиль может быть символическим, для выше порога – сильно растёт. 

Так как нам считать? Я нашел простое решение: мы возьмем диапазоны для разных сегментов, а не одну цифру.

Из чего складывается конечная цена автомобиля

Надбавки к цене автомобиля можно разбить на несколько взаимосвязанных элементов, причем некоторые рассчитываются от предыдущих. Ниже аналитический разбор ключевых платежей.

Таможенный сбор за оформление
Наиболее технический и незаметный вид надбавки: фиксированный сбор за таможенную декларацию. Сумма зависит от диапазона таможенной стоимости. Например, для автомобилей, таможенная стоимость которых попадает в промежуток от 200 000 до 450 000 ₽, сбор может составлять порядка 2 134 ₽. Авто дороже платят сумму чуть больше, и хотя эта плата редко превышает десяти тысяч рублей, она есть всегда и входит в базовую нагрузку.

Таможенная пошлина
Один из основных элементов, особенно при личном ввозе. Для физлиц ставка пошлины часто рассчитана по формуле «один евро за 1 см³ двигателя», если автомобиль подержанный; либо фиксированной процентной ставке, если совсем новенький. Например, при возрасте авто до трёх лет и превышении порога €10 000 может применяться ставка около 48% от таможенной стоимости. Это означает, что автомобиль с ТС 2,600,000 ₽ получит пошлину в 1,248,000 ₽.

Утилизационный сбор
Ключевой компонент. Для физического ввоза в прошлом действовала льгота: фиксированная сумма 3 400 ₽ (новый) или 5 200 ₽ (>3 лет). После реформы 2025 года ставка утиля привязана к мощности двигателя (или объёму+возрасту) и для машин выше 160 л.с. становится значительной. Например, ориентир для моделей ~200–220 л.с. порядка 1,970,000 ₽. Утильсбор накладывается как отдельный платеж.

Сертификация, оформление ПТС/ЭПТС и другие бюрократические расходы
Хотя не являются государственными налогами, услуги по сертификации (СБКТС), оформление электронного ПТС, перевод в категорию «ввозимый автомобиль» — всё это обязательные расходы. Стоимость может варьироваться от 10-15 до 40-70 тыс. ₽, и чаще выше, если автомобиль требует внесения изменений или нет типовой сертификации. Эти расходы очень часто недооцениваются, но добавляют к цене.

Логистика, брокерские услуги, внутренняя доставка
После границы автомобиль должен быть доставлен, хранён, перегружен, оформлен брокером и таможенным агентом. Услуги брокера, портовые сборы, перегрузка, внутренняя доставка по данным рынка могут составлять от 50 до 150 тыс. ₽ и иногда больше. Эти расходы часть цепочки импорта, и хотя они маркетингово-невидимы, тоже образуют конечную цену.

Надбавки при коммерческом ввозе
Если автомобиль вводится юридическим лицом с целью перепродажи, структура удорожания дополнительно включает:

  • НДС 20%: рассчитывается на базу, включающую ТС + таможенная пошлина + акциз, если тот применяется. Например, если ТС = 2,000,000 ₽, пошлина = 400,000 ₽, база для НДС = 2,400,000 ₽, НДС = 480,000 ₽.

  • Акциз: действует в зависимости от мощности или объёма двигателя и категории транспортного средства. Ставки наличествуют для легковых авто с мощностью от 150 л.с. и выше.

  • Коммерческий утиль: для юридических лиц утиль рассчитывается без льготы, по формуле, что значительно увеличивает нагрузку.

  • Маржа импортёра/дилера, внутренние расходы: шоурум, гарантия, склад, сервис, маркетинг — всё это закладывается в цену и уже становится фактором рыночным, а не государственным.

Почему удорожание сильно отличается по сегментам

Когда автомобиль ввозят в Россию, итоговая стоимость растёт не линейно, а ступенчато. Два похожих по цене автомобиля могут показывать разные проценты удорожания, если один остаётся в зоне льготного утиля, а второй пересекает порог мощности. То же происходит между бюджетными моделями и машиной класса выше: базовая цена растёт, но нагрузка на таможне растёт быстрее за счёт пошлин и утиля. В итоге ситуация, в которой компактный автомобиль дорожает, условно пополам, а средний и мощный кроссовер почти вдвое, становится закономерной, а не исключительной.

Спойлер?
Спойлер?

Начнём с нижнего сегмента в ~50%
Машины с мощностью ниже 160 л.с. в личном ввозе сохраняют старый льготный утиль, который остаётся фиксированным и не масштабируется с ценой или объёмом. Для них основной вклад в удорожание дают пошлина и транспортировка. Если таможенная стоимость автомобиля около миллиона рублей, итоговая цена после растаможки и оформления может быть в районе 1,5 млн.. В относительных величинах это прирост порядка половины от ТС, если говорить о типичных случаях, где возраст машины небольшой, а двигатель умеренный. Это не означает, что каждая модель укладывается в этот предел, но механизм здесь стабилен: льготный утиль удерживает итоговую сумму от скачка.

Сегмент 2 – выше 160 л.с. ~100%
Это тот самый средний класс, который был доминирующим в импорте из Японии и Кореи. Здесь утиль становится заметным, и он накладывается поверх пошлины, не заменяя её. В результате даже при личном ввозе итоговая стоимость вырастает значительно. Если у такого автомобиля на границе стоимость составляет пару-тройку миллионов рублей, то после оформления итоговая цена может оказаться почти вдвое выше. 

Есть и третий сценарий – автомобили, где мощность существенно выше среднего и которые традиционно относятся к премиум-сегменту или классу SUV с большими объёмами. В этом диапазоне увеличение мощности не просто переводит автомобиль в иной режим утиля, а усиливает действие акцизов и НДС (если ввоз коммерческий). В результате итоговая величина надбавки зависит не только от того, сколько стоит машина на границе, но и от того, какие платежи включены в её категорию. Здесь итоговая цена нередко превышает таможенную стоимость в полтора-два раза, а порой и больше. От 150%. 

Иногда можно услышать попытки вывести среднюю величину удорожания через арифметическое усреднение моделей разных классов, но в реальности это мало что говорит покупателю, поскольку он выбирает конкретную машину, а не средний автомобиль. Если речь о компактной модели с небольшим мотором и свежим возрастом, удорожание может быть сравнительно мягким. Если же автомобиль относится к популярным моделям среднего класса, где мощность уже выше порога, итоговая прибавка будет иной и существенно выше. И чем мощнее автомобиль, тем сильнее растёт отделяющая их дистанция.

Живые расчёты: два примера автомобиля

Возьмем две достаточно известные машины.
Пусть первая будет для понтов.

Пример 1: Toyota Camry 2.5 л (~200 л.с.)

Представьте: частное лицо покупает за рубежом Камри с двигателем 2.5 л, рассчитанной на мощность около 200 л.с., возрастом до трёх лет. 

Цена на берегу, включая доставку до границы, составляет условно 2 600 000 ₽ (примерно эквивалент $30 000). Эта цифра и есть таможенная стоимость (ТС).

Теперь – растаможка. 

  • Допустим, пошлина составляет ~48 % от ТС, то есть 2 600 000 × 0,48 ≈ 1 248 000 ₽. 

  • Утилизационный сбор для такого класса машин (мощность >160 л.с.) по новой методике ориентировочно ~1 970 000 ₽. 

  • Таможенный сбор за оформление – условно ~5 000 ₽.

  • Логистика и брокерские услуги внутри РФ — допустим ~100 000 ₽. 

В сумме надбавка = 3 323 000 ₽.
Итоговая цена автомобиля «на выходе» = 2 600 000 +3 323 000 = ~5 923 000 ₽. Отношение к ТС ≈ (+128 %). То есть автомобиль, который на границе стоил 2,6 млн, после всех обязательных платежей превращается почти в 6 млн.

Пример 2 – Kia Sportage 2.5 л (~185-190 л.с.)

Теперь другая ситуация: массовый семейный кроссовер, популярный в Москве, с двигателем 2.5 л и мощностью около 185–190 л.с.

  • Таможенная стоимость условно берём за 2 000 000 ₽ .

  • Пусть пошлина — ~48 % от ТС: 2 000 000×0,48 = 960 000 ₽.

  • Утилизационный сбор ориентировочно (по формуле выше) порядка ~1 500 000 ₽ (меньше чем у Camry, за счёт чуть меньшей мощности).

  • Таможенный сбор ~5 000 ₽. 

  • Логистика/услуги ~100 000 ₽.

Надбавка = ~2 565 000 ₽.
Итоговая цена = 2 000 000 +2 565 000 = ~4 565 000 ₽.
Удорожание ≈ (+128.3 %). Хотя исходная стоимость почти в два раза меньше чем у Camry, отношение надбавки к ТС оказалось примерно таким же из-за пересечения порога мощности.

Оба примера показывают: когда автомобиль с мощностью выше 160 л.с., даже при разных исходных ценах, надбавка «в процентах» оказывается высоким — порядка +120-130%. Если бы мощность была ниже порога, надбавка была бы значительно меньшей (см. ранее). И если бы ввоз был коммерческим, добавился бы ещё НДС, акциз, дополнительный утиль, маржа, и итог мог бы оказаться +150-200% и выше. 

Что получим?

Некоторые участники рынка окажутся на стороне выигрыша, а все остальные под давлением.

Кто выигрывает

Производители и бренды с локализованной сборкой в РФ, особенно китайские. Возрастая стоимость импорта готовых автомобилей, растёт привлекательность моделей, которые собираются или собирались на территории страны: их логистика короче, утиль часто меньше (или её нагрузка закладывается иначе), и они обходятся дешевле для конечного покупателя. 

Дилеры и импортёры, которые уже заложили новые ставки: те, кто скорректировал цепочки, закупочные цены и логистику заранее, играют на том, что потребитель всё-таки заплатит — и маржа у них формируется с учётом нового режима. Несмотря на то, что налоги выросли, часть этой нагрузки «валилась» на цену покупателя, а не полностью ложилась на компанию.

Бюджетная система государства: резко выросший поток от утильсбора, пошлин и НДС позволяет увеличить фискальные поступления без прямого повышения стандартных налогов. Это позволяет финансировать соцпрограммы, компенсировать потери от санкций и увеличения расходов. 

Отдельно стоит учесть и долгосрочную логику: чем выше барьер на импорт готовых автомобилей, тем привлекательнее становится запуск локального производства внутри страны. Для китайских брендов это прямой стимул: рынок растёт, конкурентов меньше, а локальная сборка сразу выводит машины из-под части налоговой нагрузки, включая утиль, который в таком случае закладывается иначе. Поэтому нельзя исключать, что новый режим ввоза работает и как инструмент промышленной политики –создание условий, при которых заводы в РФ становятся не благотворительным жестом, а экономическим шагом.

Кто проигрывает

Импортёры подержанных автомобилей среднего и выше среднего класса, особенно автомобили из Японии и Кореи с мотором ~2.5 л. Эти игроки оказались под большим давлением. Раньше они могли продавать машины с маржой и невысокой нагрузкой, теперь же расходы на растаможку выросли экспоненциально.

Частные покупатели, которые ориентировались на разумную иномарку среднего объёма. Например, если раньше можно было рассмотреть импорт седана 2.5 л как альтернативу новой машины отечественного бренда, то теперь тот же вариант подрос так сильно, что сами понимаете.

Региональные рынки, особенно Дальний Восток и Сибирь, где доля импортированных машин выше, а логистика длиннее: рост затрат при логистике и растаможке в таких регионах часто выше среднего, и экономическая дилемма становится острее.

Так а сколько в среднем?

Если все же посчитать грубо:

Если автомобиль ввозится частным лицом и имеет умеренную мощность (до порога), итоговая цена обычно становится на 50–80% выше таможенной стоимости. Но как только машина пересекает отметку 160 л.с., включается формульный утиль, и нагрузка быстро растёт: для моделей среднего класса удорожание может приближаться к 100–130 %.

В коммерческом сценарии, когда машина приобретается для перепродажи, к пошлине и утилю добавляются НДС, акцизы и затраты на продажу. В массовом сегменте итоговая надбавка чаще попадает в диапазон 80–130 %, а для премиальных автомобилей и моделей с большой мощностью может превышать 150 % и доходить до удвоения.

И к слову: я веду блог о технологичных компаниях, которые привносят в мир инновации, и успешно реализуют себя на бирже, на pre-IPO и IPO-стадиях и рассказываю где их можно купить.

И к слову: я веду блог о технологичных компаниях, которые привносят в мир инновации, и успешно реализуют себя на бирже, на pre-IPO и IPO-стадиях и рассказываю где их можно купить.

С вами был Александр Столыпин.
Удачного приобретения нового автомобиля!

И увидимся в будущем.

Комментарии (17)


  1. Survtur
    24.11.2025 09:39

    Дайте расчёт для машины до 160лс. К примеру новый MINI Hatch 1.5, 156лс


    1. onlyahead Автор
      24.11.2025 09:39

      Буквально 15 минут, посчитаю


    1. onlyahead Автор
      24.11.2025 09:39

      Довольно трудно с рыночной ценой, но я взял ТС как 33к баксов, утиль у нас льготный.

      Если считать по курсу 80 ₽ за доллар, получаем около 2 639 600 ₽. Добавим доставку и страховку до границы, это ориентировочно 120 000 ₽. Номинальная ТС примерно 2 760 000 ₽.
      Пошлина для новых автомобилей стоимостью выше €10 000 рассчитывается по ставке около 48 %, поэтому сумма пошлины выходит на уровне ~1 324 800 ₽. Утиль 3 400 ₽. Таможенный сбор 5 000 ₽. Логистика, брокер и внутренняя доставка по России дадут примерно 100 000 ₽.
      В таком случае суммарная надбавка составляет ~1 433 200 ₽.

      Итоговая стоимость около 4 193 200 ₽. В относительных величинах автомобиль дорожает примерно на 52 % от ТС.


  1. AdrianoVisoccini
    24.11.2025 09:39

    Считаем цену на авто с учетом всех налогов и пошлин

    чрезмерно высокой. ВЫ ТАМ ЧЕ ВСЕ С УМА ПОСХОДИЛИ АЛЁ


    1. onlyahead Автор
      24.11.2025 09:39

      Здесь холодный расчёт)


  1. AdrianoVisoccini
    24.11.2025 09:39

    просто оставлю это тут


    1. AdrianoVisoccini
      24.11.2025 09:39


      1. Rorik
        24.11.2025 09:39

        Ну зачем так жестоко?

        Скрытый текст


  1. KorP
    24.11.2025 09:39

    А при чём тут Хабр? Вы б хоть калькулятор сделали что ли...


  1. Mordov
    24.11.2025 09:39

    За такие деньги я сам авто разберу болгаркой и утилизирую. Или отгоню на утилизацию в другую страну.


    1. slog2
      24.11.2025 09:39

      Никто ничего не утилизирует. Просто денег с вас хотят. Да побольше.


    1. Vilos
      24.11.2025 09:39

      А кто сказал что утильсбор както связан с фактической утилизацией?


    1. Rorik
      24.11.2025 09:39

      Более того, в некоторых странах ТЕБЕ платят, чтоб ты пригнал машину на утилизацию


      1. onlyahead Автор
        24.11.2025 09:39

        Говорите как еретик


  1. sWitched0ff
    24.11.2025 09:39

    Чтобы разобраться в таблице коэффициентов видимо надо открыть не изменения, а сам закон, в частности шапку где столбцы расписаны https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156832/fa680b07af423adb3a41d702b10b38386564470d/ В целом ничего сложного, "до 3 лет" и "старше 3 лет" + с какой даты будет актуален какой коэффициент.


  1. Rorik
    24.11.2025 09:39

    Подозреваю, что увеличится количество конструкторов или заготовок.

    Заготовки будут прошивать в стране продавца до 160 л.с. А конструкторы будут ввозиться под видом запчастей, а к ним инструкция по сборке (DIY автомобили).


    1. onlyahead Автор
      24.11.2025 09:39

      Тема конструкторов и заготовок наверняка пойдёт, но она не решает проблему полностью. Конструктор ввозится как набор узлов, а каждый крупный агрегат всё равно проходит таможенное оформление со своими ставками, и экономия получается куда меньше, чем кажется. Кроме того, ПТС на такой автомобиль оформить сложнее: нужны сертификация, подтверждение безопасности, а это отдельные деньги. История с прошивкой до 160 л.с. тоже не универсальна, таможня ориентируется не на текущую прошивку, а на заводские характеристики модели, и по базе производителя мощность видна сразу, если захотят заморачиваться.