Что сделалось? Зачем я не могу,
уж целый год не знаю, не умею
слагать стихи и только немоту
тяжелую в моих губах имею? Вы скажете — но вот уже строфа,
четыре строчки в ней, она готова.
Я не о том. Во мне уже стара
привычка ставить слово после слова.
Стихотворение "Другое" Белла Ахмадулина написала в 1966 году. Строки этого стихотворения очень просты, при этом отличаются сильным эмоциональным воздействием. В чем же секрет такого сильного звучания этих строк?
Общая политическая и поэтическая атмосфера этого времени очевидна. К середине шестидесятых поэзия "шестидесятников" с их сильным гражданским пафосом перестаёт существовать как целостное художественное течение. Поэтому поэтесса избрала форму личного монолога, она как бы делится с читателем чем-то личным, сокровенным. В этом стихотворении интерес представляют выбранные автором лексические конструкции. Я попытаюсь открыть силу этого произведения с помощью исследования на Python.
14 строк из 16 оканчиваются открытым слогом. Такие окончания создают эффект плавного, напевного звучания. Автор активно использует аллитерацию. Аллитерация — средство художественной выразительности, повтор одинаковых или похожих по звучанию согласных звуков в близко расположенных словах. Чаще всего они находятся в первых слогах слов.
Я использую Python, чтобы увидеть скрытые закономерности в звуковом строении стихотворения, чтобы узнать, какие буквы чаще всего начинают слова в каждой строке. Это поможет мне понять, как звуковая ткань работает на службе у замысла автора, усиливая эмоции, ритм и образность.
Буду использовать "re" — модуль для работы с регулярными выражениями, чтобы находить слова в тексте, игнорируя знаки препинания. Мне потребуется Counter, который считает, сколько раз встречается каждый элемент (например, буква).
Для работы с текстом я разобью текст на строки по символу перевода строки, удалю пробелы в начале и конце и отброшу пустые строки.
Далее код берёт первую букву каждого слова и переводит её в нижний регистр и добавляет все начальные буквы в общий счётчик.
Команда most_common() сортирует буквы по убыванию частоты.
for line_num, line in enumerate(lines, 1):
words = re.findall(r'\b\w+', line)
initials = [word[0].lower() for word in words if word]
initial_counter.update(initials)
Что получаю в результате:
Начальные буквы:
Строка 1: ч, с, з, я, н, м
Строка 2: у, ц, г, н, з, н, у
Строка 3: с, с, и, т, н
Строка 4: т, в, м, г, и
Строка 5: в, с, н, в, у, с
Строка 6: ч, с, в, н, о, г
Строка 7: я, н, о, т, в, м, у, с
Строка 8: п, с, с, п, с
Строка 9: п, э, в, р
Строка 10: я, н, о, т, к, э, п, б
Строка 11: к, п, н, с
Строка 12: д, ч, т, т, ч, з
Строка 13: д, д, д, р, з, с
Строка 14: к, ш, г, т, с
Строка 15: с, к, с, с, н, у
Строка 16: и, п, к, п, е, х
Частота начальных букв:
С: 16
Н: 10
Т: 7
П: 7
В: 6
По результатам исследования видно, что в стихотворении доминируют буквы "С" и "Н". Это не случайно. Посмотрим на ключевые слова: не могу, не знаю, не умею. Сгущение сонорных "н" и "м" в начале стихотворения (я не могу, не знаю, не умею, в моих, имею) устанавливает смысловые связи этих слов со словом "немота". Сгущение звуков "с" и "т" во второй половине стихотворения (страх, так смело, само, смех, смеялось на устах) отсылает нас к словам "слово" и "уста" (контекстуальные синонимы слова "творчество"). Эти буквы формируют фонетический остов стихотворения.
Употребление отрицательных частиц (не могу, не знаю, не умею, не о том, не строка) говорит о непринятии героиней того состояния, в котором она пребывает в данный момент. Частые аллиетарции на "н" создают звучание отрицания. Кроме того, звучание на "н" подчеркивает необходимость, неизбежность изменений.
По результатам анализа можно признать Беллу Ахмадулину мастером звуковой образности. Поэт очень умело провозглашает отрицание и фиксирует замалчивание, усиливая звучание буквы "н". Стихи Ахмадулиной не просто "звучат хорошо", они мыслеподобны, каждая буква работает на смысл.
Анализ аллитераций в этом стихотворении показал, как фонетика усиливает тему перемены. Как повторы создают ритм и эмоцию и как даже самые маленькие детали, всего-то одна буква, могут быть частью большого замысла. Python помогает увидеть то, что раньше можно было только почувствовать.
Комментарии (2)

Daddy_Cool
08.12.2025 19:01Как будто не хватает двух слогов
"четыре строчки в ней, РАЗ-ДВА она готова".
RoasterToaster
Кстати, образ Пятачка Ии Саввиной был основан на манере разговора Беллы Ахмадулиной.