
Меня зовут Асия Морозова, я руковожу направлением обучения и адаптации в MWS. В этой сфере я работаю более 15 лет, имею подтверждение своих скилов в рамочках и даже степень кандидата наук, но это не мешает периодически ловить себя на мысли: «Я знаю недостаточно. Другие знают больше. А вдруг меня разоблачат?»
Да, у меня синдром самозванца, и я с ним больше не борюсь. Я пытаюсь его прокачать, чтобы он не закапывал меня, а работал на достижение моих целей. Сегодня расскажу, как дошла до жизни такой и какие у меня тут успехи.
Мама недохвалила — и понеслась
Про синдром самозванца создано много книг и публикаций. Но давайте я все-таки приведу определение. Итак, это психологический паттерн, при котором человек не верит в свои достижения, считает их случайными, а себя — недостойным успеха. Впервые его описали в 1978 году клинические психологи Паулина Клэнс и Сьюзан Аймс в статье The Impostor Phenomenon in High Achieving Women. Они провели исследование среди женщин, которые построили блестящую карьеру, но считали себя недостойными успеха.
По некоторым данным, синдромом самозванца хотя бы раз в жизни страдали до 70% людей. Чем выше уровень ответственности, чем сложнее твои задачи, тем громче шепчет внутренний голос: «Ты не справишься. Ты обманщик. Тебя скоро разоблачат и уволят».
Не открою Америку, но все проблемы идут из детства. Мало хвалили, делали акцент на ошибках, постоянно сравнивали с кем-то, приводили других детей в пример? Вот ты уже и самозванец!
Конечно, позитивный пример — это классно: ты понимаешь, что есть маршрут из точки А в точку Б, который один человек уже прошел, а значит, и ты тоже сможешь. Но когда тебе регулярно говорят, что другой человек хороший, а ты не дотягиваешь, это закрепляется. Вместо того чтобы двигать вперед, это чувство сильно давит и демотивирует. В тебе поселяется внутренний критик: тебя недостаточно, все остальные гораздо лучше, нужно за ними угнаться, иначе ты не ценен.
Часто синдром самозванца выражен у перфекционистов. Это когда ты не можешь довести дело до совершенства, и поэтому считаешь, что недостаточно вложился или мало знаешь. Знакомо?
Если синдром самозванца не приручить, он может сделать много плохого. Было время, когда такая рефлексия доводила меня до отчаянья. Если на какой-либо конференции я вдруг слышала, что спикеры говорят о неизвестных мне вещах, самооценка начинала страдать. Все, что я знала по теме, казалось несущественным. Хотя конференции в принципе устраиваются для обмена опытом. Каждый живет в своем информационном пузыре, и не знать чего-то — нормально.

Как следует намучившись со своим синдромом, я наконец умудрилась разложить синдром самозванца на позитивно заряженные частицы и сосредоточиться на пользе, которую он может принести. Спасибо психологам и коучам за привычку в любом явлении искать выгоду — очень полезная, кстати, практика.
Исследование Imposter phenomenon and self-handicapping: Links with parenting styles and self-confidence показало: люди с синдромом самозванца чаще перепроверяют свою работу, реже допускают ошибки, чаще проходят дополнительное обучение и получают положительную обратную связь от руководителей. То есть по факту они эффективнее, просто платят за это тревожностью и бессонницей. Но это ведь не наш метод, правда?
Когда синдром самозванца говорит правду
Сразу приходит на ум, что многие сейчас учатся проходить собеседования и занимаются переупаковкой своего опыта и себя как специалиста. К сожалению, это может привести к тому, что формой занимаешься больше, чем содержанием. Когда ты сильно вложился в форму, красиво упаковал и переписал свой опыт, а он не отвечает требованиям рынка или вакансии, это и правда могут заметить знающие люди. Тогда синдром самозванца будет оправданным. Поэтому заниматься такими вещами стоит осторожно: да, подсвечивать сильные стороны, находить подходящие слова, но постоянно сверяться с внутренним компасом, которым как раз синдром самозванца и может стать, чтобы не приписывать себе лишнего.
Но синдром самозванца касается не только молодых специалистов. Бывает, что человек — суперлид, расти в плане иерархии ему уже некуда, он ведет сложные проекты. И при этом может думать, что это не его заслуга. «Просто повезло», «больше некому, кроме меня» или «никому нет дела до качества» — последнее как раз мой случай.
А еще бывает, что опытный человек вполне законно чувствует себя новичком, когда берется за новую задачу. Например, часто руководителями в IT становятся те, кто лучше всех перформил, был самым продуктивным разработчиком. Но практика, что руководителя надо готовить заранее, не настолько в России еще прижилась. И абсолютно понятно, почему в таких ситуациях у людей возникает синдром самозванца, — они действительно не готовились к менеджерским функциям. Ты еще вчера кодил, а сегодня у тебя в подчинении люди, которые спрашивают про деньги, ждут мотивации, нужно разруливать их конфликты, а ты не знаешь, что со всем этим делать.
Но здесь, помимо изучения менеджмента и организационной психологии, полезен простой прием: вспомните себя в аналогичной роли. У меня есть такая параллель: я мама детей-подростков — дочке 15, сыну 13. Справляться с ситуацией помогает то, что я свой подростковый возраст хорошо помню. Помню, что из реплик взрослых в мой адрес особенно задевало. И вот здесь то же самое: когда ты руководитель и помнишь, каково быть подчиненным, понимаешь, что чувствует человек, когда в него летит какая-то колкая фраза, и как она вредит мотивации.

Не бойтесь задавать вопросы
Нужно понять, что синдром самозванца не равен отсутствию каких-то скилов, необходимых для работы. Это все-таки больше про внутреннее состояние. Мне очень нравится, когда люди искренне говорят: «О, классно, я этого еще не слышала, расскажи». И вот если поставить себя на место человека, который тебя слушает, — разве будет такая реакция, типа «фу, как он может чего-то не знать»? Наоборот, ты обрадуешься, потому что человек честно об этом сказал, ваша коммуникация будет более открытой.
Внутренний критик здесь как раз может помочь определить, какие сферы вызывают больше всего вопросов. Прислушайтесь, в какие моменты его слышно отчетливее всего, — и они будут касаться тех вещей, о которых вам стоит спросить коллег и друзей в первую очередь, чтобы развиваться.
Когда вы чего-то не понимаете, совершенно нормально задавать вопросы, вместо того чтобы стыдиться себя и бояться разоблачения. Спросите, к примеру: «Мне кажется, я не до конца понимаю эту архитектуру. Давай вместе разберем?» Исследования (например, Hutchins & Rainbolt, 2017) показывают: люди, которые открыто обсуждают свои сомнения, получают больше поддержки, быстрее находят решения и реже выгорают. И даже если вам не дадут ответа, приятно будет услышать: «Я тоже не совсем понимаю, давай поищем решение вместе».
В общем, есть фраза, которая отлично глушит синдром самозванца: «Я не должен всего знать, я должен уметь находить ответы».
Каждый день появляются новые подходы, алгоритмы, иногда кто-то просто добавляет букву к известному термину и называет это новым алгоритмом или фреймом. Постоянное обновление вызывает тревожность: «Я не успела узнать это, я уже отстаю, я хуже». Но нужно понимать, что основных истин не так много. Подслушано в подкасте с участием Андрея Гора: чтобы написать книгу, нужно прочитать две ключевые книги, но чтобы найти их, надо прочитать около 200. То есть принципиально нового не так уж и много. Людям свойственно развивать существующее знание, чтобы добавить элемент новизны для своих книг или выступлений.
Важно определить для себя «нетревожный минимум» — что ты каждый день делаешь для развития, но не позволять этой гонке за знаниями свести тебя с ума. Это нормально — все сейчас потребляют огромное количество информации, гораздо лучше отсеять лишнее и оставить несколько источников.
Люди, которые знают больше тебя, не враги, а помощники в развитии
Когда встречаешь человека, который звучит совсем иначе и говорит то, чего ты не знаешь, стоит сделать его ментором. Важно видеть себя как точку А, его — как точку Б и радоваться тому, что есть цель. Не стоит бояться, если ты дойдешь до Б, а он уже будет в точке В, — пускай, это совершенно нормально.
К людям, которые нас восхищают, стоит подойти поближе, поговорить с ними, задать вопросы, взять платный или бесплатный менторинг — в МТС у нас тоже такое есть. Когда в моем окружении появляются люди, на которых смотришь и думаешь: «Блин, вот тебя приятно слушать, хочу так же», — я подхожу к этому человеку и спрашиваю, к примеру, где он учился. Наблюдаю за ним: как он себя ведет, как жестикулирует, как шутит, и беру какие-то его фишки. Все это вместо того, чтобы грустить, что он в чем-то меня превзошел.
Конечно, именно синдром самозванца или внутренний критик заставляет обратить внимание на то, в чем наши различия. Может быть, в самом начале и кольнуло что-то внутри, но главное — не давать синдрому самозванца власть после этого. Можно поблагодарить, мол, здорово, что обратил внимание, что кто-то выступает круче меня, но дальше я сама разберусь, что с этим делать.
Вообще, есть такой прикольный совет: переименуйте этот голос, дайте ему какое-то полезное и позитивное имя. Не «внутренний критик», а «внутренний QA». Не «я самозванец», а «я человек, который хочет делать всё отлично, — и это нормально». Когда меняете название, вы меняете отношение к ситуации, и она перестает быть негативной. Вместо мыслей «я боюсь, что меня разоблачат», попробуйте сказать себе: «Я перепроверяю, чтобы результат был достойным и все работало надежно».
Ведите дневник достижений и фиксируйте свой путь
Другие способы справиться — дневники достижений в любом формате, который вам нравится. «Самозванцы» часто не замечают собственного прогресса.
Метаанализы (например, Cregg & Cheavens, 2021) подтверждают: регулярная фиксация достижений и практики благодарности снижают тревожность и усиливают устойчивость к синдрому самозванца — иногда до 30–40% за 4–6 недель. Наш мозг любит драму. Он запоминает провалы, страхи, критику, но забывает успехи. Дневник помогает фиксировать то, что мозг не хочет замечать.
Старайтесь каждый вечер делать короткие заметки с ответами на несколько вопросов:
Что я сделал сегодня?
Что получилось?
Что я узнал?
За что меня похвалили?
Если оглянуться на свой путь, станет очевидно, благодаря каким действиям произошли важные успехи и прорывы. Стоит использовать этот опыт как опору и модель для будущего развития. Можно вспомнить, чего раньше ты не знал, а теперь знаешь, и проанализировать, где и как нашлось время или возможность для этого.
На работе очень помогает, что у меня практически нет повторяющихся проектов. Привыкаешь постоянно быть в состоянии «я этого еще не делала, что делать?». Алгоритмы поиска информации одинаковы для любых тем — будь то курс для разработчиков или для лидеров. Я общаюсь с людьми, ищу информацию, меняю поле деятельности, но методы остаются похожими. Необходимость постоянно брать новые задачи, в которых ты новичок, очень дисциплинирует, а внутренний критик помогает подсвечивать, какую информацию искать прежде всего.
Делитесь своим опытом
Поделиться с другими — это очень хороший способ поднять себя из состояния «я ничего не знаю» в состояние «я знаю больше на параграф». Это немало. И у меня даже был марафон какое-то время назад — «Каждый день что-то новое». Когда я что-то новое узнаю и делюсь этим где-то в паблике или на канале в рамках своей профессии. Когда ты рассказываешь о чем-то, пропадает ощущение, что ничего не знаешь. Вместо этого приходят любопытство и азарт.
Иногда я готовлю какой-то тренинг или воркшоп, в момент подготовки тоже приходит самозванец и говорит: «Блин, ну это же прописные истины, чем ты там собралась делиться?» Но когда я рассказываю об этом своей аудитории, которая может состоять из руководителей, мне искренне говорят: «Ого, а мы этого не знали, спасибо!» Хотя это казалось чем-то очевидным.
Поэтому так важно делиться не только с теми, кто постоянно рядом, но и с другими командами или направлениями. Такой кросс-функциональный шеринг помогает выйти из ощущения, что ты никто и тебя не замечают.
Чекайте привилегии тех, с кем себя сравниваете
Важно учитывать: у всех людей разные исходные данные. Например, у меня коллега окончил технический вуз, у него сильная база, а мне нужно больше времени, чтобы разобраться с аналитикой и формулами
Самое забавное, что эти люди находятся на одном уровне, на одной должности в одной компании, и при этом один из них даже не думает о том, как здорово, что у него получилось дойти до этого места. Вместо того чтобы радоваться своему успеху, он сравнивает себя с другими и думает: «Я хуже, я тупой по сравнению с ним». Это очень грустно.
Я пишу книгу, это мое альтер эго. И задумываюсь, стала ли бы я писать про героя, который родился в богатой семье, у него все было хорошо, он прожил сто лет и умер… Вряд ли, потому что это скучно и в этом нет никакого преодоления. И в тяжелые моменты, когду у меня что-то идет хреново, я представляю, что про меня снимают фильм, мои трудности достойны сериала или книги, здесь есть сюжет, и эту борьбу правда хочется довести до конца.
Когда ты со стороны смотришь на себя как на героя какого-то классного произведения, это тоже помогает справляться с неуверенностью. Вот есть два человека, один откуда-то из трущоб, а второй на всем готовеньком, и конечно, зрители будут болеть за первого, чтобы он победил в итоге.
Татьяна Толстая в одном интервью говорила, что есть два типа людей: у одного талант — ему всё дается легко, и в какой-то момент он может остановиться, перестав что-то делать. А у другого изначально меньше ресурсов или способностей, и он постоянно трудится. Именно дисциплина приводит к тому, что этот второй тип обгоняет тех, у кого изначально было больше данных и талантов.
И тут синдром самозванца и внутренний критик снова помогают: если их контролировать, принимать то, на что они обращают внимание, в качестве полезных советов, на этом топливе можно уехать очень далеко.
Если и это не поможет, у меня есть еще один козырь в рукаве в виде одного из моих любимых выражений: «Fake it until you make it». В народе звучит как: «Притворяйся, пока у тебя это не получится». Играй роль уверенного человека, носи его одежду, улыбайся его улыбкой, и однажды ты им станешь.
В общем, синдром самозванца — это скрытая суперсила. Он как двигатель или контролер качества, который напоминает, что всегда можно стремиться к большему. Главное — не дать ему полностью захватить власть над собой. Ваша задача — не избавиться от него, а нанять на работу: пусть он проверяет код, напоминает о дедлайнах, требует аккуратности с документами. Но не давайте ему решать, достойны вы успеха или нет.
Что почитать на тему
Итан Кросс, «Внутренний голос»: автор предлагает воспринимать внутреннего критика как естественную часть нашей психики. По его мнению, внутренний критик не только выполняет функцию контроля и подавления, но и служит для анализа негативного опыта и его осмысления. Таким образом, он помогает нам избежать повторения ошибок в будущем.
Стивен Хайес, «Освобожденный разум. Как побороть внутреннего критика и повернуться к тому, что действительно важно»: автор советует не бороться с внутренним критиком напрямую, а сотрудничать с ним, развивая навыки самопринятия и сострадания. Хайес учит распознавать причины критики, понимать скрытые за ней страхи и опасения, а также использовать внутреннего критика как инструмент для личностного роста и изменений.
А если хочется копнуть поглубже, можно изучить основы схема-терапии в книге Джейкоба Гитта, Ханни ван Гендерен и Лоры Сибауэр «Разрушение паттернов негативного мышления. Самопомощь и поддержка в схема-терапии». В ней рассказывается про разные режимы психики: Критикующего родителя, Счастливого ребенка, Здорового взрослого и других интересных персонажей. Авторы пишут, что все мы носим внутри себя несколько субличностей, сформированных нашим опытом. Книга помогает изменить паттерны мышления так, чтобы важные решения в жизни принимала самая зрелая наша часть.